Разработка урока в 6 классе
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Урок в 6 классе. Лабораторная работа "Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю"
Активная работа учащихся поддерживалась на протяжении всего урока оптимальным сочетанием и разнообразием видов работ: фронтальной, индивидуальной и групповой.
Содержание урока соответствует требованиям программы и уровню содержания образования для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. В содержании урока прослеживается субъектный опыт учащихся. Материал для урока подобран с учетом возможностей учащихся.
Нужно много поработать, прежде, чем ребята смогут развить в себе навыки критического мышления. Смогут анализировать ситуации; разовьют гибкость своего мышления; научатся достигать цели с минимальными трудозатратами, сумеют воплощать в жизнь творческие идеи..
Также на уроке использовалась ИКТ-технология, которая несет различную смысловую нагрузку: мотивационную, проблемную, закрепляющую, контролирующую. Я показала не все возможности ИКТ, т.к. данный урок - урок практической направленности, мы провели два опыта.
В работе использовался доброжелательный тон, демократический стиль общения, субъект - субъектные отношения; учитель как помощник и консультант.
Считаю, что произошла эмоциональная взаимоотдача, мне удалось найти общий язык с учащимися и добиться поставленных целей:
- организованность и активность уч-ся на каждом этапе урока была высокая;
- дети адекватно и эмоционально реагировали на ход урока;
- судя по ответам ребят и сделанных ими выводах, думаю, что учащиеся усвоили необходимые знания по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_2.docx | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».
6 класс
Цель: Выявить, расширить знания о передвижении воды и минеральных веществ в растительном организме.
Задачи:
- Продолжить формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам;
- Раскрыть значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов, подтверждающих передвижение воды минеральных веществ в растительном организме.
Целевые установки на достижение результатов:
Предметные: учащиеся знакомятся с передвижением воды и минеральных и веществ в растениях и значением этих процессов для растений.
Метапредметные: учащиеся учатся в ходе простейших биологических опытов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений; ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.
Ход урока
№ | Содержание | Д уч-ся |
1. | Стадия вызова | |
Приветствие, проверить готовность к уроку, задать настроение на урок. СЛАЙД 2 -Предлагаю вам выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости, красного и синего цвета). Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Ребята посмотрите что это? Да это вода . Каким же образом растение, у которого нет ни рта, ни системы пищеварения, получает очень необходимую воду и минеральные вещества. Все мы любим путешествовать. А какие виды транспорта мы используем? А есть ли такие «дороги» в живых организмах? Какие функции они выполняют? На эти вопросы мы с вами и ответим сегодня, на уроке выполнив лабораторную работу «Передвижение воды и минеральных веществ» Мы уже изучили эту тему и цель нашего урока: Выявить, расширить знания о передвижении воды и минеральных веществ в растительном организме. | Вовлекаются в беседу. Вода. Вода – источник жизни для всех живых организмов Всасывают воду и минеральные вещества с помощью корней (Ответ: транспортную функцию) Формулируют тему и цель урока | |
2. | Стадия осмысления | |
Для этого мы делимся на две группы: «Водовозы» и «Солевозы» Кто выбрали эмоции радости синего цвета будут «Водовозами», а те, кто красного цвета будут «Солевозами». Работать будете по технологическим картам, которые включают план вашей работы на уроке. В каждой группе предусмотрено распределение ролей:
На работу групп отводится 20 минут. Общий план работы описан в технологических картах, включает теоретическую и практическую часть: - знакомство с дополнительным материалом: используются таблицы, подсказки, учебник - самостоятельная работа по вопросам - выполнение практической части - обсуждение результатов самостоятельной работы в группах и подготовка к защите - защита – выступление. | Делятся на две группы Цель групповой работы: научиться согласовывать свои интересы с коллективом, научиться останавливаться на выборе одного общего ответа. Самостоятельно выполняют лабораторную работу Выполняют задание, делают вывод | |
3. | Стадия рефлексии | |
Тест по теме “Передвижение воды и питательных веществ в растении”. На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.
1. В состав какой ткани входят сосуды : а) проводящей б) образовательной в) механической 2. Одностороннее движение воды от корней к побегам обеспечивает: а) поглощение воды коревыми волосками; б) корневое давление; г) крупные межклетники. 3. Вода и минеральные вещества передвигаются по: а) ситовидним трубкам б) устьицам в) сосудам 4. Мёртвые клетки-это а) ситовидные трубки б) сосуды в) устьица 5.Вода удаляется из растения через: а) древесину; в) устьица; б) пробку; г) ситовидные трубки. Ребята, посмотрите на мой большой смайлик с правильными ответами. Поднимите руку, у кого получилась улыбка. Молодцы! Вы отлично справились с тестом. Рефлексивный тест.
Я, прошу чтобы подняли руки те учащиеся, кто поставил пять плюсов, затем те, у кого четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые они поставили мне за урок. Домашнее задание: 1.Объясните случившееся на привале у реки во время экспедиции с героями книги английского писателя Алана Александра Милна «Винни Пух и все-все -все» с точки зрения механизмов продвижения веществ по клеткам корня. «…ослик Иа-Иа чуть было не остался без сочной еды и сетовал: «Между прочим, чертополоху не на пользу, когда на нем сидят… Он теряет всякую свежесть. Помните об этом, друзья мои…»». 2. | Предоставляется возможность выбора, возможность привлечения субъектного опыта учащихся и членов их семей. При помощи сигнального смайлика, где получилась улыбка, мы видим кто как справился с тестом | |
Технологическая карта группы «Водовозы».
продолжительность работы – 20 минут
Внимание!!!
- Учащиеся, уверенные в своих знаниях, работают самостоятельно, на основе полученных ранее знаний.
- Учащиеся, которые обладают недостаточным запасом знаний, могут использовать как учебник, так и подсказки на стене.
- При выполнении групповой работы вы можете обмениваться мнениями и корректировать свои записи в тетради.
- Высказывая свои мнения, соблюдайте определённые правила:
- Не перебивайте одноклассников
- Не повторяйте сказанное другими
- Высказывайте только одну мысль, чтобы дать возможность выступить всем
Номер Учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Управление обучением |
УЭ -0 | Цель: В процессе работы над учебными элементами выявить, расширить знания о передвижении воды и минеральных веществ в растительном организме. | Прочитайте Цели урока |
УЭ -1 | Цель: Подготовка к восприятию материала Вспомните строение и функции: - Корней - Стеблей - Листьев
| Прочитайте цель Самостоятельная работа по учебнику стр 24,28,30 |
УЭ -2 | Цель: Выявление, расширение и закрепление знаний Теоретическая часть: 1.Задание по тексту. Самое распространённое неорганическое вещество в живом организме - вода, её содержание в среднем составляет до 80 % массы тела. Даже в эмали зубов содержится 10% воды, а костях- до 20%. Это объясняется той ролью, которую вода выполняет в клетке. Прежде всего она определяет физические свойства клетки, её объём, упругость. Многочисленные химические реакции проходят именно в водной среде, так как вода- хороший растворитель. Да и сама вода участвует во многих химических реакциях. Вода помогает удалению из организма ненужных и вредных веществ, образующихся в результате обмена, способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных веществ по организму. 70% доли земной поверхности покрыта водой. А в замороженном состоянии воды на Земле составляет 2%. Вода – это единственное вещество, которое в существующем на Земле диапазоне температур может находиться во всех трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.
А) 25%, Б) 55%, В) 70% 2. Самое распространенное неорганическое вещество, входящее в состав живых организмов, - это А) вода, Б) белок, В) крахмал, Г) соль кальция 3. Для большинства химических реакций, протекающих в клетке, необходима среда А) спиртовая, Б) водная, В) воздушная, Г) жировая Нарисуйте рисунок «Необыкновенная вода» Практическая часть: Цель: Как опытным путём доказать, что корень может поглощать воду и минеральные вещества и что же происходит с водой после её всасывания корневыми волосками. Опыт 1. Демонстрация процесса всасывания воды корнями растения, опытным путем при помощи прибора для всасывания воды корнями. (пророщенный отросток комнатного растения традесканция) В процессе наблюдения заранее поставленного опыта, отметить уровень воды на стенке пробирки. Через день вновь отметить уровень воды и сравнить его с первоначальным. Сделайте вывод. | Прочитайте цель Прочитайте тест. Выполните тест Самостоятельная работа по тексту
Выполните тест Сделайте рисунок |
УЭ -3 | Цель: Проверить результаты самостоятельной работы Обсудите результаты работы в группе и подготовьтесь к выступлению | Работа в группе |
УЭ -4 | Устный отчёт по работе. |
Технологическая карта группы «Солевозы».
продолжительность работы – 20 минут
Внимание!!!
1.Учащиеся, уверенные в своих знаниях, работают самостоятельно, на основе полученных ранее знаний.
2.Учащиеся, которые обладают недостаточным запасом знаний, могут использовать как учебник, так и подсказки на стене.
3. При выполнении групповой работы вы можете обмениваться мнениями и корректировать свои записи в тетради.
4.Высказывая свои мнения, соблюдайте определённые правила:
- Не перебивайте одноклассников
- Не повторяйте сказанное другими
- Высказывайте только одну мысль, чтобы дать возможность выступить всем
Самоанализ урока биологии в 6 классе
Учитель Моритоева Г.Ц.
Тема Лабораторная работа: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю», это второй по этой теме, на который отводится 4 часа и все 4 урока (100%) неаудиторной части. Логическое продолжение предыдущего урока .
Цель: Выявить, расширить знания о передвижении воды и минеральных веществ в растительном организме.
Задачи:
- Продолжить формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам;
- Раскрыть значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов, подтверждающих передвижение воды минеральных веществ в растительном организме.
Целевые установки на достижение результатов:
Предметные: учащиеся знакомятся с передвижением воды и минеральных и веществ в растениях и значением этих процессов для растений.
Метапредметные: учащиеся учатся в ходе простейших биологических опытов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений; ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.
Метод:
- объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: натуральные объекты),
- поисковый (эвристический),
- проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).
- практический метод (самостоятельная работа, лабораторная работа),
- наглядный метод (демонстрация презентаций).
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная..
Средства: мультимедийный проектор, наглядные пособия (натуральные объекты, печатный материал).
Оборудование: комнатные растения, ветка ивы, лупа ИКТ, раздаточный материал, лабораторное оборудование.
Класс: 6 – 11 учащихся; по уровню усвоения учебного материала – средний, стабильный; обученность – 54%; на «4» и «5» учатся 6 уч-ся, неуспевающих – нет, но есть очень слабые – Дамбиев А. и Лубсанова Д.; учащиеся работали активно и самостоятельно, постоянно заняты выполнением работы, не было безразличных детей, так как на уроке было интересно.
По современным требованиям тип урока: урок открытия новых знаний, который имеет свою структуру, состоящую из 9 этапов. Использована ТРКМ, согласно которой процесс обучения складывается из трех этапов (стадий): вызов, осмысление, рефлексия. На данном уроке были учтены все этапы урока, которые органично переплетены, логически взаимосвязаны и вытекают один из другого.
Стадия вызова: цель: актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний;
- пробуждение интереса к изучаемой теме;
- обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
- побуждение ученика к активной деятельности. .
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Познавательные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Был использован прием проблемного вопроса. Отсюда выявление темы урока и целеполагание самими учащимися.
На стадии осмысления активное получение и осмысление новой информации;
- соотнесение новой информации с собственными знаниями;
- отслеживание процесса познания и собственного понимания.
Формируемые УУД:
Познавательные: поиск информации, моделирование
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, планирование
Коммуникативные: выражение своих мыслей, учет разных мнений учащихся
Предлагается лабораторная работа с теоретической и практической частью. Работа с текстом и выполнение заданий. Выполнение практической части:
Опыт 1.Демонстрация процесса всасывания воды корнями растения, опытным путем при помощи прибора для всасывания воды корнями.(пророщенный отросток комнатного растения традесканция)
Опыт 1. Побеги растений, поставленные на 5-7 дней в подкрашенную чернилами воду. Чернила в этой работе заменяют растворенные минеральные вещества.(ветки ивы, отростки колеуса, бальзамина), микроскоп, готовый микропрепарат «Ветка липы», ИКТ, лабораторное оборудование
На стадии размышления/рефлексии
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
- анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
Формируемые УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества
Организуется тест по теме с отметьте точками на рисунке , правильные ответы, соедините точки. Рефлексивный тест из пяти вопросов.
При подаче д/з предоставляется возможность выбора, возможность привлечения субъектного опыта учащихся и членов их семей.
Отличительной особенностью технологии на данном уроке является ее универсальный характер, так как упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности и формируются ключевые компетенции.
Класс разделен на две группы: «Водовозы» и «Солевозы» Кто выбрали эмоции радости синего цвета будут «Водовозами», а те, кто красного цвета будут «Солевозами».
Работали по технологическим картам, которые включают план работы на уроке. В каждой группе предусмотрено распределение ролей:
- ведущий – определяет всю работу в группе, чётко следит за ходом выполняемой работы, помогает остальным, выступает от группы, даёт чёткие, полные, быстрые ответы от лица команды
- лаборанты - практики – выполняют практическую часть.
- редакторы – подготавливает краткую запись выступления для докладчика, оформление буклетов, рисунков.
- Эксперт- оценивает работу группы, также помогает остальным.
Активная работа учащихся поддерживалась на протяжении всего урока оптимальным сочетанием и разнообразием видов работ: фронтальной, индивидуальной и групповой.
Содержание урока соответствует требованиям программы и уровню содержания образования для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. В содержании урока прослеживается субъектный опыт учащихся. Материал для урока подобран с учетом возможностей учащихся.
Нужно много поработать, прежде, чем ребята смогут развить в себе навыки критического мышления. Смогут анализировать ситуации; разовьют гибкость своего мышления; научатся достигать цели с минимальными трудозатратами, сумеют воплощать в жизнь творческие идеи..
Также на уроке использовалась ИКТ-технология, которая несет различную смысловую нагрузку: мотивационную, проблемную, закрепляющую, контролирующую. Я показала не все возможности ИКТ, т.к. данный урок - урок практической направленности, мы провели два опыта.
В работе использовался доброжелательный тон, демократический стиль общения, субъект - субъектные отношения; учитель как помощник и консультант.
Считаю, что произошла эмоциональная взаимоотдача, мне удалось найти общий язык с учащимися и добиться поставленных целей:
- организованность и активность уч-ся на каждом этапе урока была высокая;
- дети адекватно и эмоционально реагировали на ход урока;
- судя по ответам ребят и сделанных ими выводах, думаю, что учащиеся усвоили необходимые знания по теме.
Урок открытия новых знаний имеет следующую структуру:
- этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
- этап актуализации и пробного учебного действия;
- этап выявления места и причины затруднения;
- этап построения проекта выхода из затруднения;
- этап реализации построенного проекта;
- этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
- этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- этап включения в систему знаний и повторения;
- этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...
Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"
Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...
Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»
ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период. (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...