Разработка урока в 6 классе
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Моритоева Галина Цыбендоржиевна

Урок в 6 классе. Лабораторная работа "Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю"

Активная работа учащихся поддерживалась на протяжении всего урока оптимальным сочетанием и разнообразием видов работ: фронтальной, индивидуальной и групповой.  

Содержание урока  соответствует требованиям программы и уровню содержания образования для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. В содержании урока прослеживается  субъектный опыт учащихся. Материал для урока подобран с учетом возможностей учащихся.   

Нужно много поработать, прежде, чем ребята смогут развить в себе навыки критического мышления. Смогут анализировать ситуации; разовьют гибкость своего мышления;   научатся достигать цели с минимальными трудозатратами, сумеют воплощать в жизнь творческие идеи..

Также на уроке использовалась ИКТ-технология, которая несет различную смысловую нагрузку: мотивационную, проблемную, закрепляющую, контролирующую. Я показала не все возможности ИКТ, т.к. данный урок  - урок практической направленности, мы провели два опыта.

В работе использовался доброжелательный тон, демократический стиль общения, субъект  - субъектные отношения; учитель как помощник и консультант.

Считаю, что произошла эмоциональная взаимоотдача, мне удалось найти общий язык с учащимися и добиться поставленных целей:

- организованность и активность уч-ся на каждом этапе урока была высокая;
-   дети адекватно и эмоционально реагировали на ход урока;

-  судя по ответам ребят и сделанных ими выводах, думаю, что учащиеся усвоили необходимые знания по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_2.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

 6 класс

Цель:  Выявить, расширить знания о передвижении  воды и минеральных  веществ в растительном организме.

Задачи:  

  1. Продолжить формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам;

  1. Раскрыть значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов, подтверждающих передвижение воды минеральных  веществ в растительном организме.

Целевые установки на достижение результатов:

Предметные: учащиеся знакомятся с передвижением воды и минеральных и веществ в растениях и значением этих процессов для растений.

Метапредметные: учащиеся учатся в ходе простейших биологических опытов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений; ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.

Ход урока

Содержание

Д  уч-ся

1.

Стадия вызова

Приветствие, проверить готовность к уроку, задать настроение на урок.

СЛАЙД  2

  -Предлагаю вам выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости, красного и синего цвета). Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь.

 Ребята посмотрите что это? Да это вода .

Каким же образом растение, у которого нет ни рта, ни системы пищеварения, получает очень  необходимую воду и минеральные вещества.

Все мы любим путешествовать. А какие виды транспорта мы используем?

А есть ли такие «дороги» в живых организмах? Какие функции они выполняют?

На эти вопросы мы с вами и ответим сегодня, на уроке выполнив лабораторную работу  «Передвижение воды и минеральных веществ»

Мы уже изучили эту тему и цель нашего урока: Выявить, расширить знания о передвижении воды и минеральных  веществ в растительном  организме.

Вовлекаются в беседу.

Вода. Вода – источник жизни для всех живых организмов

Всасывают воду и минеральные вещества с помощью корней

(Ответ:   транспортную функцию)

Формулируют тему и цель урока

2.

Стадия  осмысления

Для этого мы делимся на две группы: «Водовозы» и «Солевозы» Кто выбрали эмоции радости синего цвета будут «Водовозами», а те, кто красного цвета будут «Солевозами».

  Работать будете по технологическим картам, которые включают план вашей работы на уроке. В каждой группе предусмотрено распределение ролей:

  1. ведущий – определяет всю работу в группе, чётко следит за ходом выполняемой работы, помогает остальным, выступает от группы, даёт чёткие, полные, быстрые ответы от лица команды
  2. лаборанты - практики – выполняют практическую часть.
  3. редакторы – подготавливает краткую запись выступления для докладчика, оформление буклетов, рисунков.
  4. Эксперт- оценивает работу группы, также помогает остальным.

На работу групп отводится 20 минут.

Общий план работы описан в технологических картах, включает теоретическую и практическую часть:

- знакомство с дополнительным материалом: используются  таблицы, подсказки, учебник

- самостоятельная работа по вопросам

- выполнение практической части

- обсуждение результатов самостоятельной работы в группах и подготовка к защите

- защита – выступление.

Делятся на две группы

Цель групповой работы: научиться согласовывать свои интересы  с коллективом,       научиться останавливаться на выборе одного общего ответа.

Самостоятельно выполняют лабораторную работу

Выполняют задание, делают вывод

3.

Стадия рефлексии

Тест по теме “Передвижение воды и питательных веществ в растении”.

На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.

                                                           

                                                             

 

1. В состав какой ткани входят сосуды  :

а) проводящей           б) образовательной                   в) механической  

 2. Одностороннее движение воды от корней к побегам обеспечивает:

 а) поглощение воды коревыми волосками;

б) корневое давление; г) крупные межклетники.

3. Вода и минеральные вещества передвигаются по:

 а) ситовидним трубкам     б)  устьицам    в) сосудам

4. Мёртвые клетки-это

а) ситовидные трубки     б) сосуды      в) устьица

5.Вода удаляется из растения через:

а) древесину; в) устьица;

б) пробку; г) ситовидные трубки.

Ребята, посмотрите на мой большой смайлик с правильными ответами. Поднимите руку, у кого получилась улыбка. Молодцы! Вы отлично справились с тестом.

Рефлексивный тест.

  1. Я узнал(а) много нового -
  2. Мне это пригодится в жизни  -
  3. На уроке было над чем подумать -
  4. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы -
  5. На уроке я поработал(а) добросовестно -

Я,  прошу чтобы подняли руки те учащиеся, кто поставил пять плюсов, затем те, у кого четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые они поставили мне за урок.

Домашнее задание: 

1.Объясните случившееся на привале у реки во время экспедиции с героями книги английского писателя Алана Александра Милна «Винни Пух и все-все -все» с точки зрения механизмов продвижения веществ по клеткам корня.

«…ослик Иа-Иа чуть было не остался без сочной еды и сетовал: «Между прочим, чертополоху не на пользу, когда на нем сидят… Он теряет всякую свежесть. Помните об этом, друзья мои…»».

2.

Предоставляется возможность выбора, возможность привлечения субъектного опыта учащихся и членов их семей.

При помощи сигнального смайлика, где получилась улыбка, мы видим кто как справился с тестом

Технологическая карта группы  «Водовозы».                      

продолжительность  работы – 20  минут

Внимание!!!

  1. Учащиеся, уверенные в своих знаниях, работают самостоятельно, на основе полученных ранее знаний.
  2. Учащиеся, которые обладают недостаточным запасом знаний, могут использовать как учебник, так и подсказки на стене.
  3. При выполнении групповой работы вы можете обмениваться мнениями и корректировать свои записи в тетради.
  4. Высказывая свои мнения, соблюдайте определённые правила:
  • Не перебивайте одноклассников
  • Не повторяйте сказанное другими
  • Высказывайте только одну мысль, чтобы дать возможность выступить всем

Номер

Учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Управление

обучением

УЭ -0

Цель: В процессе работы над учебными элементами выявить, расширить знания о передвижении воды и минеральных веществ в растительном организме.

Прочитайте

Цели урока

УЭ -1

Цель: Подготовка к восприятию материала

Вспомните строение и функции:

- Корней

- Стеблей

- Листьев

 

Прочитайте цель

Самостоятельная работа по учебнику  стр 24,28,30

УЭ -2

Цель: Выявление, расширение и закрепление знаний

Теоретическая часть:

1.Задание по тексту.  

Самое распространённое неорганическое вещество в живом организме - вода, её содержание в среднем составляет до 80 % массы тела. Даже в эмали зубов содержится 10% воды, а костях- до 20%. Это объясняется той ролью, которую вода выполняет в клетке. Прежде всего она определяет физические свойства клетки, её объём, упругость. Многочисленные химические реакции проходят именно в водной среде, так как вода- хороший растворитель. Да и сама вода участвует во многих химических реакциях.

Вода помогает удалению из организма ненужных и вредных веществ, образующихся в результате обмена, способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных веществ по организму. 70% доли земной поверхности покрыта водой. А в замороженном состоянии воды на Земле составляет 2%. Вода – это единственное вещество, которое в существующем на Земле диапазоне температур может находиться во всех трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.

  1. Какая доля земной поверхности покрыта водой:

А) 25%,  Б) 55%, В) 70%

      2. Самое распространенное неорганическое вещество, входящее в состав живых организмов, - это

           А) вода, Б) белок,  В) крахмал, Г) соль кальция

     3. Для большинства химических реакций, протекающих в клетке, необходима среда

           А)  спиртовая, Б) водная, В) воздушная, Г) жировая

Нарисуйте рисунок «Необыкновенная вода»

Практическая часть:

Цель: Как опытным путём доказать, что корень может поглощать воду и минеральные вещества и что же происходит с водой после её всасывания корневыми волосками.

Опыт 1. Демонстрация процесса всасывания воды корнями растения, опытным путем при помощи прибора для всасывания воды корнями. (пророщенный отросток комнатного растения традесканция) В процессе наблюдения заранее поставленного опыта, отметить уровень воды на стенке пробирки. Через день вновь отметить уровень воды и сравнить его с первоначальным.

Сделайте вывод.

Прочитайте цель

Прочитайте тест. Выполните тест

Самостоятельная работа по тексту

 

Выполните тест

Сделайте рисунок

УЭ -3

Цель:  Проверить результаты самостоятельной работы

Обсудите результаты работы в группе и подготовьтесь к выступлению

Работа в группе

УЭ -4

Устный отчёт по работе.

Технологическая карта группы  «Солевозы».

                    продолжительность  работы – 20 минут                     

Внимание!!!

1.Учащиеся, уверенные в своих знаниях, работают самостоятельно, на основе полученных ранее знаний.

2.Учащиеся, которые обладают недостаточным запасом знаний, могут использовать как учебник, так и подсказки на стене.

     3.  При выполнении групповой работы вы можете обмениваться мнениями и корректировать    свои записи в тетради.

      4.Высказывая свои мнения, соблюдайте определённые правила:

  • Не перебивайте одноклассников
  • Не повторяйте сказанное другими
  • Высказывайте только одну мысль, чтобы дать возможность выступить всем

Номер

Учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Управление

обучением

УЭ -0

Цель: В процессе работы над учебными элементами выявить,  расширить знания о передвижении воды и минеральных веществ в растительном  организме.

Прочитайте

Цели урока

УЭ -1

Цель: Подготовка к восприятию материала

Вспомните строение и функции:

- Корней

- Стеблей

- Листьев

Прочитайте цель

Самостоятельная работа  по учебнику  стр 24,28,30

УЭ -2

Цель: Выявление, расширение и закрепление знаний

Теоретическая часть:

Задание по тексту.   Установите соответствие между веществом  и выполняемым им функциям в растительном организме. 

Результаты занести в таблицу.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Элемент

Значение

1. азот

А  входит в состав хлорофилла

2.калий

Б  входит в состав ферментов

3.магний

В  снижает кислотность почв

4.кальций

Г важен  для клеточного дыхания

5.кобальт

Д составная часть белка

6.железо

Е обеспечивает проницаемость клеточной оболочки

Текст. В зависимости от того, какое количество вещества необходимо растению, различают макро- и микроэлементы. Ежедневная потребность в макроэлементах исчисляется в граммах на килограмм веса растения. К ним относятся азот, калий, кальций, магний и фосфор. Все остальные вещества, за исключением радиоактивных, ядовитых (мышьяк), тяжелых (свинец) относятся к микроэлементам.

Значение макроэлементов в жизни растения достаточно хорошо изучено. Азот- основной строительный материал для белков. Калий поддерживает в организме баланс «+» и «-» заряженных ионов и обеспечивает проницаемость клеточных мембран. Растение накапливает много этого вещества, поэтому, когда его сжигают, зола в основном состоит из калийных солей и может служить хорошим удобрением. Магний входит в состав молекулы хлорофилла и необходим для фотосинтеза. С кальцием все обстоит гораздо сложнее. Он нужен в ничтожных количествах, излишки растение легко удаляет. И тем не менее недостаток кальция в почве иногда вреден для растений. Особенно это характерно для кислых почв. В такой почве растению трудно всасывать многие вещества. Чтобы снизить кислотность почвы, требуется провести известкование (добавить соединение кальция). При этом в ткани растения кальций может и не проникать.

Роль микроэлементов в жизнедеятельности растений очень велика. Сера входит в состав ряда белков, а кобальт – важная составляющая ферментов. Железо важно для процессов клеточного дыхания. Это один из самых распространенных металлов всегда присутствующих в почве.

Практическая часть

Цель: Как опытным путём доказать, что корень может поглощать  минеральные вещества, растворенные в воде

Опыт 2. Побеги растений, поставленные на 5-7 дней в подкрашенную чернилами воду. Чернила в этой работе заменяют растворенные минеральные вещества. (ветки ивы, отростки колеуса, бальзамина)

  1. Препаровальным ножом сделайте поперечный срез побега ивы (предварительно простоявшего в растворе чернил 18- 20 часов)
  2. С помощью лупы рассмотрите срез. Какой слой стебля окрасился? Сделайте рисунок.
  3.    Препаровальным ножом сделайте продольный срез стебля ивы.
  4. С помощью лупы рассмотрите срез. Как окрасился стебель? Сделайте рисунок.
  5. Сделайте вывод

Срез стебля ивы.

УЭ -3

Цель:  Проверить результаты самостоятельной работы

Обсудите результаты работы в группе и подготовьтесь к выступлению

Работа в группе

УЭ -4

Устный отчёт по работе.


Самоанализ урока биологии в 6 классе

Учитель Моритоева Г.Ц.

Тема  Лабораторная работа: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю», это второй по этой теме, на который отводится 4 часа и все 4 урока (100%) неаудиторной части. Логическое продолжение предыдущего урока .  

Цель:  Выявить, расширить знания о передвижении  воды и минеральных  веществ в растительном организме.

Задачи:  

  1. Продолжить формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам;

  1. Раскрыть значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов, подтверждающих передвижение воды минеральных  веществ в растительном организме.

Целевые установки на достижение результатов:

Предметные: учащиеся знакомятся с передвижением воды и минеральных и веществ в растениях и значением этих процессов для растений.

Метапредметные: учащиеся учатся в ходе простейших биологических опытов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений; ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.

Метод:

  • объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: натуральные объекты),   
  • поисковый (эвристический),
  • проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).
  • практический метод (самостоятельная работа, лабораторная работа),
  • наглядный метод (демонстрация презентаций).

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная..

Средства: мультимедийный проектор, наглядные пособия (натуральные объекты, печатный материал).

Оборудование: комнатные растения, ветка ивы, лупа ИКТ, раздаточный материал, лабораторное оборудование.

Класс: 6 – 11 учащихся; по уровню усвоения учебного материала – средний, стабильный; обученность – 54%; на «4» и «5» учатся 6 уч-ся, неуспевающих – нет, но есть очень слабые – Дамбиев А. и Лубсанова Д.; учащиеся работали активно и самостоятельно,  постоянно заняты выполнением работы, не было безразличных детей, так как на уроке было интересно.

По современным требованиям тип урока: урок открытия новых знаний, который имеет свою структуру, состоящую из 9 этапов. Использована ТРКМ, согласно которой процесс обучения складывается из трех этапов (стадий): вызов, осмысление, рефлексия. На данном уроке были учтены все этапы урока, которые органично переплетены,  логически взаимосвязаны и вытекают один из другого.

 Стадия вызова:  цель: актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний;

  • пробуждение интереса к изучаемой теме;
  • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
  • побуждение ученика к активной деятельности. .

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Был использован прием проблемного вопроса. Отсюда выявление темы урока и целеполагание  самими учащимися.

На стадии осмысления активное получение и осмысление новой информации;

  • соотнесение новой информации с собственными знаниями;
  • отслеживание процесса познания и собственного понимания.

Формируемые УУД:

Познавательные: поиск информации, моделирование

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, планирование

Коммуникативные: выражение своих мыслей, учет разных мнений учащихся

Предлагается лабораторная работа с теоретической и практической частью. Работа с текстом и выполнение заданий. Выполнение практической части:

Опыт 1.Демонстрация процесса всасывания воды корнями растения, опытным путем при помощи прибора для всасывания воды корнями.(пророщенный отросток комнатного растения традесканция)

Опыт 1. Побеги растений, поставленные на 5-7 дней в подкрашенную чернилами воду. Чернила в этой работе заменяют растворенные минеральные вещества.(ветки ивы, отростки колеуса, бальзамина), микроскоп, готовый микропрепарат «Ветка липы»,  ИКТ, лабораторное оборудование

На стадии размышления/рефлексии 

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
  •  анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Организуется тест по теме  с  отметьте точками на рисунке , правильные ответы, соедините точки.  Рефлексивный тест из пяти вопросов.

При подаче д/з предоставляется возможность выбора, возможность привлечения субъектного опыта учащихся и членов их семей.

Отличительной особенностью технологии на данном уроке является ее универсальный характер, так как упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности и формируются ключевые компетенции.

        Класс разделен  на две группы: «Водовозы» и «Солевозы» Кто выбрали эмоции радости синего цвета будут «Водовозами», а те, кто красного цвета будут «Солевозами».

  Работали по технологическим картам, которые включают план  работы на уроке. В каждой группе предусмотрено распределение ролей:

  1. ведущий – определяет всю работу в группе, чётко следит за ходом выполняемой работы, помогает остальным, выступает от группы, даёт чёткие, полные, быстрые ответы от лица команды
  2. лаборанты - практики – выполняют практическую часть.
  3. редакторы – подготавливает краткую запись выступления для докладчика, оформление буклетов, рисунков.
  4. Эксперт- оценивает работу группы, также помогает остальным.

Активная работа учащихся поддерживалась на протяжении всего урока оптимальным сочетанием и разнообразием видов работ: фронтальной, индивидуальной и групповой.  

Содержание урока  соответствует требованиям программы и уровню содержания образования для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. В содержании урока прослеживается  субъектный опыт учащихся. Материал для урока подобран с учетом возможностей учащихся.  

Нужно много поработать, прежде, чем ребята смогут развить в себе навыки критического мышления. Смогут анализировать ситуации; разовьют гибкость своего мышления;   научатся достигать цели с минимальными трудозатратами, сумеют воплощать в жизнь творческие идеи..

Также на уроке использовалась ИКТ-технология, которая несет различную смысловую нагрузку: мотивационную, проблемную, закрепляющую, контролирующую. Я показала не все возможности ИКТ, т.к. данный урок  - урок практической направленности, мы провели два опыта.

В работе использовался доброжелательный тон, демократический стиль общения, субъект  - субъектные отношения; учитель как помощник и консультант.

Считаю, что произошла эмоциональная взаимоотдача, мне удалось найти общий язык с учащимися и добиться поставленных целей:

- организованность и активность уч-ся на каждом этапе урока была высокая;
-   дети адекватно и эмоционально реагировали на ход урока;

-  судя по ответам ребят и сделанных ими выводах, думаю, что учащиеся усвоили необходимые знания по теме.

Урок открытия новых знаний имеет следующую структуру:
- этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
- этап актуализации и пробного учебного действия;

- этап выявления места и причины затруднения;
- этап построения проекта выхода из затруднения;
- этап реализации построенного проекта;
- этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
- этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- этап включения в систему знаний и повторения;
- этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...