Рабочая программа курса биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа курса биологии 9 класса по учебнику авторов И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова, 70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_biologii_9_kl._2014-2015.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Основы общей биологии. 9 класс», авторы И.Н. Пономарева, Н.М.Чернова
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 31 марта 2014 г. №253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года, в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях существования жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, ее отличает целостность, поскольку главной идеей является выявление закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимости этих явлений и их роли в культуре человечества.
Содержание программы отражает современное состояние науки ее вклад в решение глобальных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса. Программа разработана на основе авторской программы курса биологии «Основы общей биологии. 9 класс », авторы И.Н. Пономарева, Н.М.Чернова, полностью отражающей содержание авторской программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета биологии в 9 классе 68 часов за год обучения. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов.
Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник « Основы общей биологии. 9 кл.», авторы И.Н. Пономарева Н.М.Чернова, О.А. Корнилова.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. Все лабораторные и практические работы подлежат обязательному оцениванию. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а же применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Таблица тематического распределения количества часов.
№ | Разделы темы | лекции | Практические и лабораторные работы | Контрольные работы | Всего количество часов |
1 | В ведение в основы общей биологии | 2 | 1 | 3 | |
2 | Основы учения о клетке | 8 | 1 | 1 | 10 |
3 | Размножение и развитие организмов (онтогенез) | 3 | 1 | 1 | 5 |
4 | Основы наследственности и изменчивости | 6 | 4 | 9 | |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 4 | 4 | ||
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | 4 | 4 | ||
7 | Учение об эволюции | 8 | 2 | 1 | 10 |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 4 | 1 | 5 | |
9 | Основы экологии | 10 | 3 | 13 | |
10 | Обобщение | 4 | 1 | 5 | |
Итого | 53 | 9 | 6 | 68 |
Поурочное календарное планирование курса биологии
№ урока | Тема урока (названия разделов учебного материала) | К-во часов | Дата план | Дата факт | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | УМК | Оборудование |
1.В ведение в основы общей биологии | 3 | |||||||
1 | Биология – наука о живом мире. | 04.09 | Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | Знать методы изучения живых объектов; определение биологии как науки о живой природе. Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; приводить примеры достижений современной биологии | §1 | Дидактические карточки, диск №9 (§1) | ||
2 | Общие свойства живых организмов. | 06.09. | Признаки живых организмов. Обмен веществ | Знать признаки живых организмов. Уметь: характеризовать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, роста, развития, размножения, наследственности; доказывать, что живые организмы – открытые системы | §2 | Диск №9 (§2) | ||
3 | Многообразие форм живых организмов. Входная диагностическая контрольная работа. | 11.09. | Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Царства живой природы. | Знать определение понятия «таксон», уровни организации жизни. Уметь характеризовать царства живой природы. | §3 | Таблица, диск №9 (§3) | ||
2.Основы учения о клетке | 10 | |||||||
4 | Анализ контрольной работы. Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток. | 13.09. | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема | Знать основные положения клеточной теории. Уметь объяснять общность происхождения растений и животных; узнавать клетки различных организмов | §4 | Таблица № 20, диск №9 (§4) | ||
5 | Химический состав клетки. | 18.09. | Особенности химического состава живых организмов: микроэлементы, макроэлементы. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Органические вещества: белки, углеводы и липиды | Знать: признаки клетки как биологического объекта, ее химический состав; неорганические и органические вещества. Уметь: характеризовать значение микроэлементов; классифицировать углеводы по группам | §5 | Таблицы № 19,20,21, диск №9 (§5) | ||
6 | Органические вещества клетки. | 20.09. | Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции | Знать: основные продукты, богатые белками; мономеры белков и нуклеиновых кислот. Уметь: характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот; сравнивать строение молекул ДНК и РНК | §5-6 | Таблицы № 24,25,26, диск №9 (§5-6) | ||
7 | Строение клетки. | 25.09. | Строение клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы – неклеточные формы жизни | Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные органоиды клетки; характеризовать функции основных органоидов клетки, механизм пиноцитоза и фагоцитоза | §7 | Таблицы № 21,19,20, диск №9 (§7) | ||
8 | Основные органоиды клеток растений и животных. Лабораторная работа № 1 «Изучение клеток растений и животных». | 27.09. | Клетки растений и животных. Основные органоиды, их функции в клетке | Знать основные органоиды растительной и животной клеток. Уметь: сравнивать клетки организмов разных систематических групп; рассматривать клетки на готовых микропрепаратах | §8, Учебник с. 230 | Таблица № 21, диск №9 (§8), микроскопы, препараты. | ||
9 | Обмен веществ и превращение энергии | 02.10. | Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки | Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии. Уметь: сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции; называть этапы обмена веществ и роль АТФ в этом обмене; объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции | §9 | Диск №9 (§9) | ||
10 | Биосинтез белков в живой клетке. | 04.10. | Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке | Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, этапы белкового синтеза. Уметь: называть свойства генетического кода; характеризовать механизмы транскрипции, трансляции | §10 | Таблица №28,29, диск №9 (§10) | ||
11 | Биосинтез углеводов - фотосинтез. | 09.10. | Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. | Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, сущность фотосинтеза | §11 | Таблица № 30, диск №9 (§11) | ||
12 | Обеспечение клетки энергией. | 11.10. | Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. | Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, биологический смысл дыхания. Уметь: перечислять этапы диссимиляции; характеризовать этапы энергетического обмена | §12 | Диск №9 (§12) | ||
13 | Контрольная работа по теме «Основы учения о клетке» | 16.10. | Клеточное строение организмов. Клетки растений, грибов, животных, бактерий. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов | Уметь применять полученные знания для решения практических задач | Повторить §1-12 | Тесты | ||
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | |||||||
14 | Анализ контрольной работы. Типы размножения организмов. | 18.10. | Размножение. Половое и бесполое размножение. Вегетативное размножение, его виды | Уметь: характеризовать сущность процесса размножения, его особенности у растений и животных; называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения | §13 | Таблица № 27, диск №9 (§13) | ||
15 | Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа № 2 «Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растений» | 23.10. | Деление клетки эукариот. Митоз и его фазы. Деление клеток прокариот. Клеточный цикл. | Знать сущность фаз митотического цикла. Уметь объяснять биологический смысл митоза | §14, учебник с 231 | Таблица № 23, комплект «Митоз и мейоз клетки», микропрепараты и микроскопы, диск №9 (§14) | ||
16 | Образование половых клеток. Мейоз. | 25.10. | Половые клетки, их особенности. Сущность мейоза: мейоз 1, мейоз 2. Оплодотворение. | Знать сущность биологического процесса деления клеток. Уметь: характеризовать биологический процесс деления клеток; объяснять причины наследственности и изменчивости | §15 | Комплект «Митоз и мейоз клетки», микропрепараты и микроскопы, диск №9 (§15) | ||
17 | Индивидуальное развитие организма – онтогенез. | 30.10. | Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья человека | Знать сущность процессов роста и развития организма. Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье; использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек; характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития; объяснять, чем развитие отличается от роста | §16 | Диск №9 (§16) | ||
18 | Контрольная работа по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 01.11. | Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Рост и развитие организмов | Уметь применять полученные знания при решении практических задач | Повторить §13-16 | Диск №5 (тесты) | ||
4. Основы наследственности и изменчивости | 9 |
| ||||||
19 | Анализ контрольной работы. Наука генетика. Из истории развития генетики. | 13.11. | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики. | Знать строение генов и хромосом. Уметь: объяснять роль генетики причины наследственности и изменчивости; характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости | §17-18 | Таблица, комплект «Основные генетические законы», диск №9 (§17-18) | ||
20 | Генетические опыты Г.Менделя. | 15.11. | Наследственность – свойство организмов. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Неполное доминирование, анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей | Знать определение понятий «гибридологический метод», «гомозиготы», «гетерозиготы», «доминантный признак», «рецессивный признак», «моногибридное скрещивание». Уметь: описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; объяснять значение гибридологического метода Г. Менделя; составлять схему моногибридного скрещивания; определять по фенотипу генотип и наоборот | §19 | Таблица, комплект «Основные генетические законы», диск №9 (§19) | ||
21 | Дигибридное скрещивание. Практическая работа № 1 «Решение генетических задач» | 20.11. | Дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков (ІІІ закон Менделя) | Уметь: характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости; объяснять причины наследственности и изменчивости; описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания; анализировать и составлять схему дигибридного скрещивания | §20, учебник с. 231 | Таблица, комплект «Основные генетические законы», диск №9 (§20) | ||
22 | Сцепленное наследование и кроссинговер. | 22.11. | Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов, значение работ Т. Моргана для развития генетики, явление кроссинговера и его значение | Знать строение генов и хромосом. Уметь: отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана; объяснять причины рекомбинации признаков при сцепленном наследовании | §21 | Диск №9 (§21) | ||
23 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | 27.11. | Взаимодействие генов и их множественное действие | Знать строение генов и хромосом, определение терминов. Уметь: называть характер взаимодействия неаллельных генов; описывать проявление множественного действия генов | §22 | Диск №9 (§22), комплект «Основные генетические законы». | ||
24 | Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Практическая работа № 2 «Решение генетических задач». | 29.11. | Определение пола. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и предупреждение | Знать определение термина «аутосомы». Уметь: приводить примеры наследственных заболеваний человека, сцепленных с полом; Объяснять причины проявления наследственных заболеваний человека; решать генетические задачи | §23,26 | Диск №9 (§22,26), комплект «Основные генетические законы». | ||
25 | Наследственная изменчивость. | 04.12. | Изменчивость – свойство организмов. Формы изменчивости; виды мутаций, мутагенов. Синдром Дауна. | Знать определение термина «изменчивость». Уметь: выявлять изменчивость организмов; объяснять причины наследственности и изменчивости, причины мутаций; называть основные формы изменчивости, виды мутаций; различать наследственную и ненаследственную изменчивость; приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций | §24 | Диск №9 (§24), комплект «Основные генетические законы». | ||
26 | Другие типы изменчивости. Лабораторная работа № 3 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях». | 06.12. | Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Причины возникновения модификационной изменчивости | Знать определение термина «изменчивость». Уметь: объяснять различие фенотипов растений; характеризовать модификационную изменчивость; описывать различные формы изменчивости организмов | §25, с. 233 | Диск №9 (§25), комплект «Основные генетические законы».
| ||
27 | Зачет по теме «Основы наследственности и изменчивости». Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов». | 11.12. | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. | Уметь применять полученные знания при решении практических задач | Электр. диск Уроки Кирилла и Мефодия | |||
5. Основы селекции растений и животных и микроорганизмов | 4 | |||||||
28 | Генетические основы селекции организмов. | 13.12. | Наследственность и изменчивость – основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | Уметь: приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком; характеризовать роль учения Н.И. Вавилова для развития селекции; объяснять сущность закона гомологических рядов | §27, 29 | Диск №9 (§27, 29) | ||
29 | Особенности селекции растений. | 18.12. | Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов | Знать определения понятий «порода», «сорт». Уметь: распознавать и описывать культурные растения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений; характеризовать методы селекции растений | §28 | Таблицы по курсу биологии, Диск №9 (§28) | ||
30 | Особенности селекции животных. | 20.12. | Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Приемы выращивания и разведения домашних животных, ухода за ними | Уметь: распознавать и описывать домашних животных; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; называть методы селекции животных | §30 | Диск №9 (§30) | ||
31 | Основные направления селекции микроорганизмов. | 25.12. | Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия, генная инженерия и их роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. | Знать определения понятий «биотехнология». «штамм». Уметь: приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности | §31 | Диск №9 (§31) | ||
6.Происхождение жизни и развитие органического мира. | 4 | |||||||
32 | Представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле. | 27.12. | Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина | Знать этапы развития жизни. Уметь высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни | §32, 33 | Таблицы №1, 9, комплект по эволюции растений и животных, диск №9 (§32,33) | ||
33 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 15.01. | Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот к эукариотам. Фотосинтез. Круговорот элементов в природе. | Знать определения основных понятий. Уметь: объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды; описывать начальные этапы биологической эволюции; характеризовать сущность гипотез образования эукариотической клетки | §34 | Таблицы «Филогенетическое древо животного мира», комплект «Эволюция растений и животных», коллекция «Форма сохранности ископаемых животных и растений». | ||
34 | Этапы развития жизни на Земле. | 17.01. | Этапы развития жизни на Земле. Катархей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой | Знать определение терминов «ароморфоз», «идиоадаптация». Уметь: приводить примеры ароморфозов идиоадаптаций у растений и животных | §35 | Таблицы, диск №9 (§35) | ||
35 | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни | 22.01. | Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие организмов – результат эволюции. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни | Уметь выявлять приспособления организмов к среде обитания; распознавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания | Повторить §27-35 | Диск №5 (тесты) | ||
7. Учение об эволюции | 10 | |||||||
36 | Идея развития органического мира в истории биологии. | 24.01. | Учение об эволюции органического мира. Положения учения Ч. Дарвина | Уметь: описывать предпосылки учения Ч. Дарвина; объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений; раскрывать сущность понятий «теория», «научный факт»; различать эволюционные взгляды Ч. Дарвина и Ж.-Б. Ламарка | §36 | Таблица№15, диск №9 (§36) | ||
37 | Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. | 29.01. | Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Основные положения теории Ч. Дарвина | Знать сущность биологического процесса эволюции. Уметь: характеризовать сущность: искусственного отбора, борьбы за существование, естественного отбора; называть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; приводить примеры их проявления; сравнивать естественный и искусственный отбор; использовать приобретенные знания для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных; устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции | §37 | Диск №9 (§37), комплект по эволюции растений и животных.
| ||
38 | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде. Лабораторная работа №5 «Приспособленность организмов к среде обитании». | 31.01. | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность к среде обитания. Основные типы приспособленности организмов к окружающей среде | Уметь: объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; раскрывать относительный характер приспособлений; выявлять приспособления организмов к среде обитания; называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде | Таблицы №12, коллекция «Морфо-экологическая адаптация организмов к среде обитания», диск №5 (тесты) | |||
39 | Современные представления об эволюции органического мира. | 05.02. | Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе | Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; Знать сущность биологического процесса эволюции на современном уровне | §38 | Диск №9 (§38) | ||
40 | Вид, его структура и особенности. | 07.02. |
| Вид. Признаки вида (критерии). Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. | Знать признаки вида и популяции. Уметь называть критерии вида; отличать понятие «вид» и «популяция»; доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида | §39 | Диск №9 (§39) | |
41 | Процесс образования видов - видообразование. | 12.02. | Процесс образования новых видов в природе – видообразование. Видообразование как результат эволюции. | Уметь: характеризовать сущность биологического процесса видообразования; описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования; доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни | §40 | Диск №9 (§40) | ||
42 | Понятие микроэволюции и макроэволюции. | 14.02. | Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс | Уметь: характеризовать сущность биологических процессов эволюции (макро- и микроэволюции) | §41 | Комплект по эволюции растений и животных, набор палеонтологических находок «Происхождение человека», диск №9 (§41) | ||
43 | Основные направления эволюции. | 19.02. | Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Микроэволюция. Макроэволюция. | Знать сущность процесса эволюции, его направления и закономерности. Уметь: называть основные направления эволюции; приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций, примеры проявления направлений эволюции; различать понятия "микроэволюция" и «макроэволюция». | §42 | Таблица№30, комплект по эволюции растений и животных, набор палеонтологических находок «Происхождение человека», диск №9 (§42) | ||
44 | Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов. Практическая работа № 3 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах». | 21.02. | Последствия деятельности человека в экосистемах, сохранение биоразнообразия. Антропогенные факторы воздействия на экосистемы | Уметь: объяснять взаимосвязи человека и окружающей среды; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствия деятельности человека в экосистемах; называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы | Диск №5 (тесты) | |||
45 | Административная контрольная работа по теме: «Учение об эволюции» | 26.02. | Учение об эволюции органического мира, движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор | Уметь применять полученные знания при решении практических задач | Повторить §36-42 | Таблица№15 «Филогенетическое древо животного мира», комплект «Эволюция растений и животных», коллекция «Форма сохранности ископаемых животных и растений», диск №5 (тесты) | ||
8.Происхождение человека (антропогенез) | 5 | |||||||
46 | Анализ контрольной работы. Место и особенности человека в системе органического мира. | 28.02. | Место и роль в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Антропология. Антропогенез | Уметь: объяснять место и роль человека в природе, родство человека с животными; обосновывать принадлежность биологического объекта Человек разумный к определенной систематической группе; характеризовать роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира; давать определение терминам «антропология», «антропогенез» | §44 | Таблица№12, комплект по эволюции растений и животных, набор палеонтологических находок «Происхождение человека», диск №9 (§44) | ||
47 | Доказательства эволюционного происхождения человека. | 05.03. | Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными | Уметь: объяснять место и роль человека в природе, родство человека с млекопитающими | §45 | Набор палеонтологических находок «Происхождение человека», диск №9 (§45) | ||
48 | Этапы эволюции вида Человек разумный. Биосоциальная сущность вида Человек разумный. | 07.03. | Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней | Знать признаки биологического объекта Человек разумный: особенности жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. Уметь: объяснять место и роль в природе, родство человека с млекопитающими; характеризовать стадии развития человека | §46, 47 | Диск №9 (§46,47), комплект по эволюции растений и животных. | ||
49 | Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | 12.03. | Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Роль человека в биосфере. Человек и окружающая среда. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы | Уметь: определять принадлежность биологического объекта Человек разумный к определенной систематической группе; объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека; доказывать единство человеческих рас; объяснять взаимосвязи человека и окружающей среды; обосновывать необходимость защиты окружающей среды | §48- 49 | Набор палеонтологических находок «Происхождение человека», диск №9 (§48) Набор палеонтологических находок «Происхождение человека», диск №5 (тесты) | ||
50 | Контрольная работа по теме: «Происхождение человека. Антропогенез.» | 14.03. | Происхождение человека. Антропогенез. | Уметь применять полученные знания | Повторить §44-49 | |||
9. Основы экологии | 13 | |||||||
51 | Анализ контрольной работы. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. | 19.03. | Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организмы | Уметь: объяснять роль биологии в практической деятельности людей; анализировать и оценивать воздействие фактор в окружающей среды на организмы; выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов | §50 | Таблица по курсу биологии, коллекция «Морфо-экологическая адаптация организмов к среде обитания», диск №9 (§50) | ||
52 | Закономерности действия факторов среды на организмы. | 21.03. | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организмы | Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия организмов и окружающей среды, типы взаимодействия разных видов в экосистеме | §51 | Диск №9 (§51), коллекция «Морфо-экологическая адаптация организмов к среде обитания», | ||
53 | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. | 02.04. | Приспособления организмов к различным экологическим факторам | Уметь: выявлять приспособления организмов к среде обитания | §52 | Таблицы, диск №9 (§52) | ||
54 | Биотические связи в природе. | 04.04. | Типы взаимодействия между разными видами. Пищевые связи в экосистеме | Уметь: выявлять межвидовые взаимодействия в экосистеме; характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; называть типы взаимодействия организмов; анализировать содержание рисунков в учебнике | §53 | Таблица №4, диск №9 (§53) | ||
55 | Популяции как форма существования видов в природе. | 09.04. | Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура | Знать признаки биологического объекта – популяции. Уметь: характеризовать процессы, происходящие в популяции | §54 | Диск №9 (§54) | ||
56 | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. | 11.04. | Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, плотность | Знать признаки биологического объекта – популяции. Уметь характеризовать процессы, происходящие в популяции | §55 | Диск №9 (§55) | ||
57 | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. | 16.04. | Экосистемная организация живой природы. Структура экосистемы. Понятие о биоценозе. Потребитель, производитель, разрушитель | Знать: признаки экосистемы; определение понятий «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема». Уметь: сравнивать экосистему и биоценоз; называть признаки и свойства экосистемы; приводить примеры естественных и искусственных сообществ; характеризовать роль производителей, потребителей, разрушителей в экосистеме; объяснять причины устойчивости экосистемы | §56 | Диск №9 (§56) | ||
58 | Понятие о биоценозе и экосистеме. Практическая работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». | 18.04. | Экосистема. Биогеоценоз. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах | Уметь: выявлять типы взаимодействия между разными видами в экосистеме; описывать круговороты углерода, фосфора, азота; составлять схемы пищевых цепей | §57 | Диск №9 (§57) | ||
59 | Развитие и смена биогеоценозов. | 23.04. | Развитие и смена биогеоценозов. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем | Знать: определение понятия «сукцессия»; признаки экосистем и агроэкосистем. Уметь: сравнивать экосистемы и агроэкосистемы; называть факторы сукцессий; описывать сущность и причины сукцессий; различать первичную и вторичную сукцессию | §58 | Дидактические карточки, диск №9 (§58) | ||
60 | Изучение и описание экосистем своей местности. Практическая работа № 5 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме» | 25.04. | Состояние экосистем своей местности | Уметь: изучать процессы, происходящие в экосистемах; характеризовать экосистемы области(видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса); объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; анализировать состояние биоценоза | §57 | Диск №9 (§57) | ||
61 | Основные законы устойчивости живой природы. | 30.04. | Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. | Знать: определение понятия «биосфера», признаки биосферы. Уметь: объяснять роль биологического разнообразия в устойчивости биосферы; характеризовать живое, биокосное и косное вещество биосферы | §59 | Диск №9 (§59) | ||
62 | Рациональное использование природы и ее охрана. Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды». | 02.05. | Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах | Уметь: анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; объяснять необходимость защиты окружающей среды, взаимосвязи человека и окружающей среды , взаимосвязь собственного здоровья от состояния окружающей среды | §60, учебник с 235-236 | Диск №9 (§60) | ||
63 | Глобальные экологические проблемы. | 07.05. | Глобальные экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды) | Знать глобальные экологические проблемы . Уметь: анализировать последствия деятельности человека в экосистемах; предлагать пути решения данных проблем | Повторить §50-60 | Диск №5 (тесты) | ||
10.Обобщение | 5 | |||||||
64 | Становление современной теории эволюции. | 09.05. | Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Современная теория эволюции | Уметь объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи | Разноуровневые тесты |
| ||
65 | Клетка – структурная и функциональная единица живого. | 14.05. | Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | Уметь: описывать химический состав клетки, структуру эукариотической клетки, процессы протекающие в клетке; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями клеточных структур; характеризовать роль различных клеточных структур в процессах, протекающих в клетке; объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике | Разноуровневые тесты | |||
66 | Закономерности наследственности и изменчивости. Взаимодействие организма и среды обитания. | 16.05. | Закономерности наследования признаков, открытые Г. Менделем. Закономерности изменчивости. Прикладное значение генетики. Биосфера, ее структура и функции. Биосфера и человек. | Знать: формулировки законов Г. Менделя; формы изменчивости. Уметь: объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение , возникновение у потомков отличий от родительских форм; обосновывать необходимость развития теоретической генетики для медицины и сельского хозяйства; составлять родословные, решать генетические задачи. Уметь: выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистемах; анализировать видовой состав в биоценозах; выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах, пищевые цепи; характеризовать биосферу как живую оболочку планеты; объяснять необходимость знания экологических закономерностей для правильной организации хозяйственной деятельности, для решения задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. | Разноуровневые тесты | |||
67 | Итоговая контрольная работа | 21.05. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, с обязательным минимумом содержания образования согласно Примерной программе и Требованиям к уровню подготовки учащихся | Разноуровневые тесты | ||||
68 | Анализ контрольной работы. | 23.05. |
Список рекомендуемой учебно- методической литературы.
1. И.Н. Пономарева Н.М.Чернова, О.А. Корнилова. Основы общей биологии. 9 кл. , М.: Издательский центр « Вентана- Граф», 2012 г.
2.Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. - М., Просвещение, 1981.
3.Лернер Г. И. Общая биология: поурочные тесты и задания.- Аквариум ГИППВ, 2007.
∙ литература для учащихся:
- И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова Основы общей биологии Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ под общей ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М., Вентана-Граф, 2012.
- Киселева З. С., Мягкова А. Н. Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся.- М., Просвещение, 1983.
- Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. - М., Наука, 1996.
- Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму. М., Просвещение, 1984.
1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)
- Биология 5-11 кл. Издательство «Учитель» - в помощь учителю. Методики. Материалы к урокам, диск №2
- Биология. 6-11 кл, НФПК, диск №5
- Биология 9 кл. «1С: Образование», диск №9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 6 КЛАССЕ
Рабочая программа составлена наоснове авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 7 КЛАССЕ
Рабочая программа составлена наоснове авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, авторы: В.Б.Захаров, Н....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ
Рабочая программа составлена наоснове авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...
Рабочая программа курса "Биология" для классов СПО
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ.На изучение курса биологии в соответствии с учебным планом колледжа выделено 78 часо...
Рабочая программа курса «Биология. Живой организм. 6 класс» (Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин)
Рабочая программа и тематическое планирование. Биология 6 класс...