РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на
основе авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8kl.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Плотавская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края
«Принято» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор
___________Абрамов В.И. __________Дробышева О.И.
Протокол № __от Приказ №___от
«___» ______2014 «___»___________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
70часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа составлена на
основе авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010.)
Учитель: Абрамов Василий Иванович
Стаж: 26 лет, категория: высшая
Год аттестации: 2014
с. Плотава, 2014
Разработчик программы: Абрамов В.И.
Рецензенты:
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла ОУ: «Плотавской муниципальной средней общеобразовательной школы Баевского района Алтайского края»
Рекомендовано к утверждению на педагогическом совете к использованию в образовательном процессе
Протокол № от 2014г.
Руководитель МО: Романчук В.А.
Утверждено на заседании педагогического совета : Протокол № от 2014 года.
Заместитель директора по УВР: Абрамова Л.Л.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина .Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой.
• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает итоговая контрольная работа-тест.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. М.: Дрофа, 2010.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
В результате изучения биологии ученик должен
Знать/понимать
- Основные биологические понятия и термины; результаты выдающихся биологических открытий.
- Биологические явления и процессы в человеческом организме, анатомия, физиология, психология и гигиена человека.
- Становление наук о человеке; клеточное строение организма, ткани; рефлекторная регуляция; значение опорно-двигательной системы, ее состав; строение костей; скелет человека; осевой скелет; скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет; соединение костей.
- Строение мышц; работа скелетных мышц и их регуляция.
- Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
- Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма; кровеносная и лимфатическая системы; значение дыхания; органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование.
- Питание и пищеварение; обмен веществ и энергии.
- Покровные органы; терморегуляция; выделение; значение нервной системы; строение нервной системы; анализаторы; органы чувств.
- Высшая нервная деятельность; поведение; психика; эндокринная система.
уметь
- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки физико-биологической деятельности внутренних органов, систем органов и тканей человеческого организма.
- Находить информацию в разных источниках и уметь ее анализировать, необходимую для изучения физико-биологических процессов организма человека.
- Приводить примеры последствий изменения работы внутренних органов и тканей.
- Составлять краткую биологическую характеристику разных типов органов и тканей на основе разнообразных источников биологической информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Следить за работой своих внутренних органов и тканей.
- Составлять пищевой рацион себя и своих близких, с учетом их желанием или болезней.
- Оказать первую медицинскую помощь при переломах костей, вывихов, растяжении связок, ушибов, сотрясения мозга, при утопании, солнечном ударе, обморожениях, ожогах.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
1)Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010.;
а также методических пособий для учителя:
1)Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. -М.: Дрофа, 2005;
2)Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа, 2010.
3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа,2006.
учащихся:
1)И. И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8класс. М., Дрофа, 2010.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Биология
Тематическое планирование 8 класс
(70ч.)
№п\п | Темы уроков | Кол-во часов |
Тема 1. Место человека в системе органического мира | 2 | |
1. | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира | 1 |
2. | Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. | 1 |
Тема 2. Происхождение человека | 2 | |
3. | Происхождение человека. Этапы его становления. | 1 |
4. | Расы человека, их происхождение и единство. | 1 |
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | |
5. | Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи. | 1 |
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | |
6. | Клеточное строение организма. | 1 |
7. | Ткани и органы. Лабораторная работа№1 «Изучение микроскопического строения тканей» | 1 |
8. | Органы и системы органов. Практическая работа№1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» | 1 |
9. | Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. | 1 |
Тема 5. Координация и регуляция | 10+1ч. из резерва | |
10. | Гуморальное регулирование. Эндокринный аппарат человека, его особенности. | 1 |
11. | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушение. | 1 |
12. | Нервная регуляция. | 1 |
13. | Спинной мозг. | 1 |
14. | Строение и функции головного мозга. | 1 |
15. | Полушарии большого мозга. Лабораторная работа№2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)» | 2 |
16. | Анализаторы их строение и функции. Зрительный анализатор Практическая работа№2 «Изучение изменения размера зрачка» | 1 |
17. | Анализаторы слуха и равновесия. | 1 |
18. | Кожно-мышечная чувствительность | 1 |
19. | Обоняние и вкус. | 1 |
20. | Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов их взаимозаменяемость. | 1 |
Тема 6. Опора и движение | 8 | |
21. | Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека его значение. | 1 |
22. | Строение, свойства костей, типы их соединений. Лабораторная работа№3 «Изучение внешнего строения костей (по муляжам)» | 1 |
23. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 1 |
24. | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | 1 |
25. | Мышцы их строение и функции. Практическая работа№3 «Измерение массы и роста своего организма » | 1 |
26. | Работа мышц. Практическая работа№4 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц» | 1 |
27. | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. | 1 |
28. | Урок-зачет по теме «Опора и движение» | 1 |
Тема 7. Внутренняя среда организма | 3+1ч. из резерва | |
29. | Внутренняя среда организма и её значение. | 1 |
30. | Плазма крови её состав. Лабораторная работа№4 «Изучение микроскопического строения крови» | 1 |
31. | Иммунитет. | 1 |
32. | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор. | 1 |
Тема 8. Транспорт веществ | 4 | |
33. | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. Практическая работа№5 «Измерение кровяного давления» | 1 |
34. | Работа сердца. | 1 |
35. | Движение крови по сосудам. Практическая работа№6 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» | 1 |
36. | Заболевание сердечно- сосудистой системы их предупреждение. Первая помощь при кровотечении. | 1 |
Тема 9. Дыхание | 5+1ч. из резерва | |
37. | Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. | 1 |
38. | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. | 1 |
39. | Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. Практическая работа№7 «Определение частоты дыхания» | 1 |
40. | Регуляция дыхания. | 1 |
41. | Заболевание органов дыхания их предупреждение. | 1 |
42. | Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. | 1 |
Тема 10. Пищеварение | 5 | |
46. | Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращение в организме. Пищеварение. | 1 |
47. | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. | 1 |
48. | Пищеварение в желудке. Лабораторная работа№5 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» | 1 |
49. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 |
50. | Гигиена питания. Профилактика желудочно - кишечных заболеваний. Практическая работа№8 «Определение норм рационального питания» | 1 |
Тема 11. Обмен веществ и энергии | 2 | |
51. | Обмен веществ и энергии. | 1 |
52. | Витамины. Их роль в обмене веществ. | 1 |
Тема 12. Выделение | 2 | |
53. | Органы выделение. Строение и работа почек. | 1 |
54. | Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. | 1 |
Тема 13. Покровы тела | 3 | |
55. | Строение и функции кожи. Гигиена кожи. | 1 |
56. | Роль кожи в терморегуляции организма. | 1 |
57. | Закаливание организма. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевание кожи. | 1 |
Тема 14. Размножение и развитие | 3 | |
58. | Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. | 1 |
59. | Внутриутробное развитие, роды. | 1 |
60. | Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. | 1 |
Тема 15. Высшая нервная деятельность | 5 | |
61. | Рефлекс основа нервной деятельности человека, его виды. | 1 |
62. | Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Торможение | 1 |
63. | Типы нервной деятельности.Речь.Мышление.Сознание. | 1 |
64. | Биологические ритмы. Сон ,его значение. Гигиена сна. | 1 |
65. | Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. особенности психики человека. | 1 |
Тема 16. Человек и его здоровье | 4 | |
66. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | 1 |
67. | Оказание первой доврачебной помощи. Лабораторная работа№6 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» | 1 |
68. | Укрепление здоровья. Факторы риска для здоровья. Вредные привычки. | 1 |
69. | Человек и окружающая среда. Практическая работа№9 «Анализ и оценка влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | 1 |
70. | Итоговая контрольная работа-тест | 1 |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Плотавская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края
«Принято» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор
___________Абрамов В.И. __________Дробышева О.И.
Протокол № __от Приказ №___от
«___» ______2012 «___»___________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ
НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
17часов в год (надомное обучение)
Рабочая программа составлена на
основе авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010.)
Учитель: Абрамов Василий Иванович
Стаж: 23 года, категория: высшая
Год аттестации: 2009
с. Плотава, 2012
Разработчик программы: Абрамов В.И.
Рецензенты:
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла ОУ: «Плотавской муниципальной средней общеобразовательной школы Баевского района Алтайского края»
Рекомендовано к утверждению на педагогическом совете к использованию в образовательном процессе
Протокол № от 2012г.
Руководитель МО: Романчук В.А.
Утверждено на заседании педагогического совета : Протокол № от 2012 года.
Заместитель директора по УВР: Абрамова Л.Л.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина .Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010., полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часов в неделю. Для надомного обучения выделено 17 часов в год.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой.
• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает итоговая контрольная работа-тест.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. М.: Дрофа, 2010.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
В результате изучения биологии ученик должен
Знать/понимать
- Основные биологические понятия и термины; результаты выдающихся биологических открытий.
- Биологические явления и процессы в человеческом организме, анатомия, физиология, психология и гигиена человека.
- Становление наук о человеке; клеточное строение организма, ткани; рефлекторная регуляция; значение опорно-двигательной системы, ее состав; строение костей; скелет человека; осевой скелет; скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет; соединение костей.
- Строение мышц; работа скелетных мышц и их регуляция.
- Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
- Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма; кровеносная и лимфатическая системы; значение дыхания; органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование.
- Питание и пищеварение; обмен веществ и энергии.
- Покровные органы; терморегуляция; выделение; значение нервной системы; строение нервной системы; анализаторы; органы чувств.
- Высшая нервная деятельность; поведение; психика; эндокринная система.
уметь
- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки физико-биологической деятельности внутренних органов, систем органов и тканей человеческого организма.
- Находить информацию в разных источниках и уметь ее анализировать, необходимую для изучения физико-биологических процессов организма человека.
- Приводить примеры последствий изменения работы внутренних органов и тканей.
- Составлять краткую биологическую характеристику разных типов органов и тканей на основе разнообразных источников биологической информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Следить за работой своих внутренних органов и тканей.
- Составлять пищевой рацион себя и своих близких, с учетом их желанием или болезней.
- Оказать первую медицинскую помощь при переломах костей, вывихов, растяжении связок, ушибов, сотрясения мозга, при утопании, солнечном ударе, обморожениях, ожогах.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
1)Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010.;
а также методических пособий для учителя:
1)Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. -М.: Дрофа, 2005;
2)Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа, 2010.
3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа,2006.
учащихся:
1)И. И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8класс. М., Дрофа, 2010.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Биология
Тематическое планирование 8 класс
(17ч.)
№п\п | Темы уроков | Кол-во часов |
Тема 1. Место человека в системе органического мира | 1 | |
1. | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. | |
Тема 2. Происхождение человека | ||
Происхождение человека. Этапы его становления. Расы человека, их происхождение и единство. | ||
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | ||
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи. | ||
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 1 | |
2. | Клеточное строение организма. | 1 |
Ткани и органы. Лабораторная работа№1 «Изучение микроскопического строения тканей» Органы и системы органов. Практическая работа№1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. | ||
Тема 5. Координация и регуляция | 2 | |
3. | Гуморальное регулирование. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушение. Нервная регуляция. Спинной мозг. Строение и функции головного мозга. | 1 |
4. | Полушарии большого мозга. Лабораторная работа№2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)» Анализаторы их строение и функции. Зрительный анализатор Практическая работа№2 «Изучение изменения размера зрачка» Анализаторы слуха и равновесия. | 1 |
Кожно-мышечная чувствительность Обоняние и вкус. Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов их взаимозаменяемость. | ||
Тема 6. Опора и движение | 2 | |
5. | Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека его значение. Строение, свойства костей, типы их соединений. Лабораторная работа№3 «Изучение внешнего строения костей (по муляжам)» Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | 1 |
6. | Мышцы их строение и функции. Практическая работа№3 «Измерение массы и роста своего организма » Работа мышц. Практическая работа№4 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. | 1 |
Тема 7. Внутренняя среда организма | 1 | |
7. | Внутренняя среда организма и её значение. Плазма крови её состав. Лабораторная работа№4 «Изучение микроскопического строения крови» Иммунитет. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор. | 1 |
Тема 8. Транспорт веществ | 1 | |
8. | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. Практическая работа№5 «Измерение кровяного давления» Работа сердца. Движение крови по сосудам. Практическая работа№6 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» Заболевание сердечно- сосудистой системы их предупреждение. Первая помощь при кровотечении. | 1 |
Тема 9. Дыхание | 1 | |
9 | Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. | 1 |
Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. Регуляция дыхания. Заболевание органов дыхания их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. | ||
Тема 10. Пищеварение | 2 | |
10. | Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращение в организме. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. | 1 |
11 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена питания. Профилактика желудочно - кишечных заболеваний. Практическая работа№6 «Определение норм рационального питания» | 1 |
Тема 11. Обмен веществ и энергии | 1 | |
13 | Обмен веществ и энергии. Витамины. Их роль в обмене веществ. | 1 |
Тема 12. Выделение | 1 | |
14 | Органы выделение. Строение и работа почек. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. | 1 |
Тема 13. Покровы тела | 1 | |
15 | Строение и функции кожи. Гигиена кожи. Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание организма. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевание кожи. | 1 |
Тема 14. Размножение и развитие | 1 | |
16. | Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. | 1 |
Тема 15. Высшая нервная деятельность | 1 | |
17 | Рефлекс основа нервной деятельности человека, его виды. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Торможение Типы нервной деятельности. Речь.Мышление.Сознание. | 1 |
Биологические ритмы. Сон ,его значение. Гигиена сна. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. особенности психики человека. | ||
Тема 16. Человек и его здоровье | 1 | |
18 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи. Лабораторная работа№5 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» Укрепление здоровья. Факторы риска для здоровья. Вредные привычки. Человек и окружающая среда. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочая программа 7 класс, КТП 7 класс
КТП 7 класс...
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....