РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 7 КЛАССЕ
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Абрамов Василий Иванович

 

Рабочая программа составлена на

основе  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, авторы: В.Б.Захаров, Н.И. Сонин,Е.Т.Захарова - М.: Дрофа, 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_7kl.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Плотавская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

«Принято»                                                                                                                                            «Утверждаю»    

Руководитель МО                                                                                                                                                      Директор                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

___________Абрамов В.И.                                                                                                        __________Дробышева О.И.

Протокол № __от                                                                                                                       Приказ №___от

«___» ______2014                                                                                                                        «___»___________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА  БИОЛОГИЯ В 7 КЛАССЕ

НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

70часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на

основе  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, авторы: В.Б.Захаров, Н.И. Сонин,Е.Т.Захарова - М.: Дрофа, 2010.)

                                                                        Учитель: Абрамов Василий Иванович

                                                                                Стаж: 26 лет, категория: высшая

                                                                                Год аттестации: 2014

с. Плотава 2014

Разработчик программы: Абрамов В.И.

Рецензенты:

 Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла ОУ: «Плотавской муниципальной средней общеобразовательной школы Баевского района Алтайского края»

Рекомендовано к утверждению на педагогическом совете к использованию в образовательном процессе

Протокол №   от                              2014г.

Руководитель МО: Абрамов В.И.

Утверждено на заседании педагогического совета : Протокол №      от                         2014 года.

Заместитель директора по УВР: Абрамова Л.Л.

Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова,Сонина, Е.Т.Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.), полностью отражающей содержание программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

  Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часов в неделю.

   В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

   Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и исполнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

  Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

  Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

  Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

В. Б. Захаров, ИМ. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов»7 класс. - М.: Дрофа, 2010.

  В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Основные требования к результатам обучения

Учащиеся должны:

   называть

  • основные систематические категории;
  • признаки царств: Прокариоты, Грибы, Растения, Животные;
  • основные  признаки  отделов грибов,  отделов  и классов растений, типов и классов животных;

раскрывать

  • строение, жизнедеятельность клетки бактерий, грибов, растений, животных;
  • строение, жизнедеятельность, размножение, развитие организмов разных царств живой природы (Прокариоты, Грибы, Растения, Животные);

сравнивать

  • клетки бактерий, грибов, растений, животных между собой;
  • растения разных отделов, классов, отделов грибов, животных разных типов и классов между собой;

узнавать

  • представителей разных царств живой природы, отделов грибов, растений, типов и классов животных;

характеризовать

  • строение, жизнедеятельность, размножение растений разных отделов, животных разных типов и классов;
  • признаки усложнения растений разных отделов  животных разных типов и классов;
  • среду обитания растений, животных, экологические факторы среды, черты приспособленности их к среде обитания;

обосновывать

  • роль бактерий, грибов, растений, животных в при роде, их значение в жизни человека, его хозяйственной деятельности;

составлять

  • схемы цепей питания;

применять

  • знания об эволюции для установления родства растений разных отделов, животных разных типов, и происхождения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. ;

а также методических пособий для учителя:

1)  Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику ИМ. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2005-Обгг.;

2)  Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010;

3)  Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. - 256с;

2) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. -112с

3) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

для учащихся:

1) В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс - М.: Дрофа, 2010.

  Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»

•     Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

•     Биология   6   класс.   Живой   организм.   Мультимедийное   приложение   к  учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

•     Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

•     Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Биология

Тематическое планирование 7 класс

(70ч.)

№п\п

Темы уроков

Кол-во часов

Введение

3

1.

Мир живых организмов. Уровни организации живого

1

2.

Ч. Дарвин и происхождение видов

1

3.

 Многообразие организмов и их классификация

1

Раздел 1. Царство Прокариоты

3

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

3

4

Общая характеристика и происхождение прокариот

1

5.

Особенности строения, жизнедеятельности прокариот подцарств Настоящие бактерии, Архебактерии, их роль в природе и практическое значение

1

6.

Подцарство Оксифотобактерии, особенности организации, роль в природе и практическое значение

1

Знать:

Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

Уметь:

Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Раздел 2. Царство Грибы

4

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

3

7.

Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека

1

8.

Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности

Лабораторная работа №1 «Строение плесневых грибов мукора»

1

9.

Классы Базидиомицеты, Несовершенные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Оомицеты

Практическая работа №2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

1

Тема 2.2.Лишайники

1

10.

Отдел Лишайники

1

Знать:

Основные понятия. Царства живой природы Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.

Уметь:

Объяснять особенности организации клеток прокариот; строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности прокариот, грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

Раздел 3. Царство Растения

16

Тема 3.1. Общая характеристика растений

2

11.

Растительный организм как целостная система.

1

Тема 3.2. Низшие растения

2

12

Подцарство  низшие растения . Общая характеристика водорослей.

1

13

Размножение и развитие водорослей.

1

14

Многообразие водорослей .Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения водорослей»

1

Тема 3.3. Высшие растения

4

15.

Общая характеристика подцарства Высшие растения

Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности

Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения мхов»

1

16.

Отделы Плауновидные, Хвощевидные особенности строения и жизнедеятельности

1

17.

Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности папоротников

Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения папоротника»

1

18.

Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение

1

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

2

19.

Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение

1

20.

Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в природе и практическое значение

Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения и многообразия голосеменных растений»

1

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

6

21.

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений.

Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»

1

22.

Класс Однодольные и Двудольные. Размножение покрытосеменных растений.

1

23.

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветных

1

24.

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых

1

25.

Класс Однодольные, характерные признаки растений семейств злаковых и лилейных

1

26.

Практическая работа №1 « Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения»

1

Знать:

Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит. Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит. Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

Уметь:

  Объяснять   особенности   организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.

Раздел 4. Царство Животные

37

Тема 4.1. Общая характеристика животных

1

27.

Общая характеристика царства Животные

1

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

2

28.

Общая характеристика простейших. 

Лабораторная работа № 7 «Строение инфузории туфельки»

1

29.

Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

1

Тема 4.3. Многоклеточные животные

1

30.

Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные

1

Тема 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные

3

31.

Особенности организации кишечнополостных

1

32.

Особенности организации кишечнополостных (продолжение)

1

33.

Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека

1

Тема 4.5. Трехслойные животные. Тип Плоские черви.

2

34.

Особенности организации плоских червей

1

35.

Плоские черви-паразиты

1

Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые черви

1

36.

Тип Круглые черви, особенности их организации

1

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви

3

37.

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей

Лабораторная работа №8 «Внешнее строение дождевого червя»

1

38.

Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые и Малощетинковые

1

39.

Значение кольчатых червей в биоценозах.

1

Тема 4.8. Тип Моллюски

2

40.

Особенности организации моллюсков, их происхождение

Лабораторная работа №9 «Внешнее строение моллюсков»

1

41.

Многообразие моллюсков, значение их в природе и в жизни человека

1

Тема 4.9. Тип Членистоногие

7

42.

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные

Лабораторная работа №10 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих »

1

43.

Многообразие ракообразных, их роль в природе

1

44.

Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности

1

45.

Многообразие паукообразных, их роль в природе

1

46.

Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности

1

47.

Размножение и развитие насекомых

1

48.

Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение

1

Тема 4.10. Тип Иглокожие

1

49.

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе

1

Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные

1

50.

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные

1

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные).Надкласс Рыбы

2

51.

Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные

Лабораторная работа №11 «Особенности  внешнего строения рыб в связи с образом жизни »

1

52.

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение

1

Тема 4.13. Класс Земноводные

2

53.

Класс Земноводные, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных

Лабораторная работа №12 «Особенности  внешнего строения лягушки в связи с образом жизни »

1

54.

Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе

1

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся

2

55.

Класс Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных

1

56.

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение

1

Тема 4.15. Класс Птицы

4

57.

Класс Птицы, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

1

58.

Особенности организации птиц, связанные с полетом

Лабораторная работа №13 «Особенности  внешнего строения птиц в связи с образом жизни »

1

59.

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека

1

60.

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека (продолжение)

1

Тема 4.16. Класс Млекопитающие

4

61.

Происхождение млекопитающих. Первозвери. Низшие звери. Плацентарные млекопитающие.

1

62.

 Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки.

Лабораторная работа №14 «Изучение строения млекопитающих »

1

63.

Основные отряды плацентарных млекопитающих.

1

64.

Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа №2 « Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека»

1

Знать:

Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные, Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.

Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).

Моллюски. Смешанная полость тела.

Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.

Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.

Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органь: воздушного дыхания.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся:    чешуйчатые,    крокодилы,    черепахи.

Приспособления к наземному образу жизни, форма  тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособление к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания. Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.

Уметь:

Объяснять особенности животного оргазма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры ространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.

Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в  биоценозах.

Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и  характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и  характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации амфибий, выделять прогрессивные изменения в их строении  и  проводить сравнительный анализ с предковой  группой — рыбами.

Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — амфибиями.

Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой рептилиями.

Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.

Раздел 5. Вирусы

2

65.

Общая характеристика вирусов. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики.

1

66.

Вирусы- возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.

1

Знать:

Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

Уметь:

Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.

Заключение

1+1ч.из резерва

67.

Урок семинар «Охраняемые животные Алтайского края»

1

68.

Итоговая контрольная работа

1

69-70.

Резерв.

2

Распределение часов по темам в 7 классе (надомное обучение) в сравнении с программой по биологии для 6 классов Н.И.Сонина

        

Название темы

Количество часов

По программе

В рабочей программе

Раздел 1. Строение и сойства живых организмов

22

28

1

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов

2

2

2

Тема 1.2. Химический состав клеток

2

7

3

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

2

10

4

Тема 1.4. Деление клетки

2

8

5

Тема 1.5. Ткани растений и животных

2

6

Тема 1.6. Органы и системы органов

10

7

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы

2

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

36

14

8

Тема 2.1. Питание ипищеварение

8

6

9

Тема 2.2. Дыхание

3

8

10

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

4

11

Тема 2.4. Выделение

4

12

Тема 2.5. Опорные системы

2

13

Тема 2.6. Движение

2

14

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

5

15

Тема 2.8. Размножение

4

16

Тема 2.9. Рост и развитие

4

Раздел 3. Организм и среда

4

18

17

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

6

3

18

Тема 3.2. Природные сообщества

7

3

19

Итого:

62+8 резерв

35

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,   ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС

В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:

знать/понимать

•  особенности жизни как формы существования материи;

•  фундаментальные понятия биологии;

•  о существовании эволюционной теории;

•  основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

•  пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

•  давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

•  работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

•  работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

•  владеть языком предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....