РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 6 КЛАССЕ
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена на
основе авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6kl.doc | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Плотавская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
«Принято» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор
___________Абрамов В.И. __________Дробышева О.И.
Протокол № __от Приказ №___от
«___» ______2014 «___»___________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА БИОЛОГИЯ В 6 КЛАССЕ
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
35часов (1 час в неделю)
Рабочая программа составлена на
основе авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010.)
Учитель: Абрамов Василий Иванович
Стаж: 26 лет, категория: высшая
Год аттестации: 2014
с. Плотава, 2014
Разработчик программы: Абрамов В.И.
Рецензенты:
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла МКОУ: «Плотавская СОШ»
Рекомендовано к утверждению на педагогическом совете к использованию в образовательном процессе
Протокол № от 2014г.
Руководитель МО: Абрамов В.И.
Утверждено на заседании педагогического совета : Протокол № от 2014 года.
Заместитель директора по УВР : Абрамова Л.Л.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 201l ( полностью отражающей содержание программы, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 35 часов –федеральный компонент в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2010
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010;
а также методических пособий для учителя:
1) Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005;
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010;
для учащихся:
Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2010.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Живой организм»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
В результате изучения предмета учащиеся должны
знать:
- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
- особенности строения ядерных и безъядерных клеток;
- важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;
- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;
- типы деления клеток, их роль в организме;
- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание,
- перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
уметь:
- распознавать органоиды клетки;
- сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
- узнавать основные формы цветкового растения;
- распознавать органы и системы органов изученных организмов;
- составлять простейшие цепи питания;
- размножать комнатные растения различными вегетативными способами;
- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовыми микропрепаратами;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Биология
Тематическое планирование 6 класс
(70ч.)
№п\п | Темы уроков | Кол-во часов |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов | 22 | |
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов | 2 | |
1. | Многообразие живых организмов. | 1 |
2. | Основные свойства живых организмов. | 1 |
Тема 1.2. Химический состав клеток | 2 | |
3. | Содержание химических элементов в клетке. | 1 |
4. | Лабораторная работа №1 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» | 1 |
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток | 2 | |
5. | Клетка –элементарная единица живого. Строение и функции ядра. Цитоплазмы и ее органоидов. | 1 |
6. | Различия в строении растительной и животной клеток. Лабораторная работа №2 « Строение клеток живых организмов» | 1 |
Тема 1.4. Деление клетки | 2 | |
7. | Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. | 1 |
8. | Сущность мейоза, его биологическое значение | 1 |
Тема 1.5.Ткани растений и животных. | 2 | |
9. | Типы тканей растений, их многообразие. Значение, особенности строения. Лабораторная работа №3 « Ткани растительных организмов» | 1 |
10. | Типы тканей животных организмов. Их строение и функции. Лабораторная работа №4 « Ткани животных организмов» | 1 |
Тема 1.6. Органы и системы органов | 10 | |
11. | Органы цветкового растения. Видоизменения корней. | 1 |
12. | Строение и значение побега. Почка-зачаточный побег. | 1 |
13. | Стебель. Передвижение веществ по стеблю | 1 |
14. | Лист. Строение и функции. Цветок. Соцветие | 1 |
15. | Плоды. Строение семян однодольных и двудольных растений | 1 |
16. | Лабораторная работа №5 «изучение органов цветковых растений» | 1 |
17. | Системы органов. Основные системы органов животного организма. | 1 |
18 | Основные системы органов животного организма. | 1 |
19. | Лабораторная работа №4 «Распознавание органов у растений и животных » | 1 |
20. | Контрольная работа по теме « Органы и системы органов»-тест | 1 |
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы | 2 | |
21. | Взаимосвязь клеток. Тканей и органов в организмах. | 1 |
22. | Живые организмы и окружающая среда. | 1 |
Раздел 2. Жизнедеятельность организма | 36 | |
Тема 2.1. Питание и пищеварение | 8 | |
23. | Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. | 1 |
24. | Воздушное питание -фотосинтез. | 1 |
25. | Особенности питания животных. | 1 |
26. | Травоядные животные, хищники, трупоеды,симбионты, паразиты. | 1 |
27. | Пищеварение и его значение. | 1 |
28. | Особенности строения пищеварительной системы животных | 1 |
29. | Пищеварительные ферменты и их значение. | 1 |
30. | Контрольная работа по теме « Питание и пищеварение»-тест | 1 |
Тема 2.2. Дыхание | 3 | |
31. | Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. | 1 |
32. | Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. | 1 |
33. | Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов | 1 |
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме | 4+1ч. из резерва | |
34. | Перенос веществ в организме, его значение. | 1 |
35. | Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 |
36. | Особенности переноса веществ в организмах животных. | 1 |
37. | Кровеносная система, ее строение, функции. | 1 |
38. | Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови) | 1 |
Тема 2.4. Выделение | 4 | |
39. | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. | 1 |
40. | Выделение у растений. | 1 |
41. | Выделение у животных. | 1 |
42. | Обмен веществ и энергии. | 1 |
Тема 2.5. Опорные системы | 2 | |
43. | Опорные системы растений. | 1 |
44. | Опорные системы животных. Лабораторная работа №5 «Распознавание органов у растений и животных » | 1 |
Тема 2.6. Движение | 2 | |
45. | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. | 1 |
46. | Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Лабораторная работа №6 «Перемещение дождевого червя » | 1 |
Тема 2.7.Регуляция процессов жизнедеятельности | 5+1ч. из резерва | |
47. | Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. | 1 |
48. | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. | 1 |
49. | Нервная систем, особенности строения. Типы нервных систем. | 1 |
50. | Рефлекс, инстинкт. | 1 |
51. | Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. | 1 |
52. | Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. | 1 |
Тема 2.8. Размножение | 4 | |
53. | Биологическое значение размножения. Виды размножения. | 1 |
54. | Бесполое размножение животных и растений | 1 |
55. | Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений» | 1 |
56. | Половое размножение организмов. | 1 |
Тема 2.9. Рост и развитие | 4 | |
57. | Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. | 1 |
58. | Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. | 1 |
59. | Особенности развития животных организмов. | 1 |
60. | Прямое и непрямое развитие. Лабораторная работа №7 «Прямое и непрямое развитие насекомых(на коллекционном материале) » | 1 |
Раздел 3. Организм и среда | 4 | |
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды. | 2 | |
61. | Влияние факторов неживой природы на живые организмы. | 1 |
62. | Взаимосвязи живых организмов | 1 |
Тема 3.2. Природные сообщества | 2+2ч.из резерва | |
63. | Природное сообщество и экосистема. | 1 |
64. | Структура и связи в природных сообществах. | 1 |
65. | Цепи питания. | 1 |
66. | Повторение «Организм и среда. Природные сообщетва» | 1 |
67-68. | Экскурсия в природу. | 2-из резерва |
69. | Повторительно-обобщающий по теме «Свойство живых организмов» | 1 из резерва |
70. | Итоговая контрольная работа. | 1 из резерва |
Биология
Тематическое планирование 6 класс
(35ч.)
№п\п | Темы уроков | Кол-во часов |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов | 10 | |
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов | 1 | |
1. | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. | 1 |
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток | 2 | |
2. | Клетка –элементарная единица живого. Строение и функции ядра. Цитоплазмы и ее органоидов. | 1 |
3. | Различия в строении растительной и животной клеток. Лабораторная работа №1 « Строение клеток живых организмов» | 1 |
Тема 1.4.Ткани растений и животных. | 2 | |
4. | Типы тканей растений, их многообразие. Значение, особенности строения. | 1 |
5. | Типы тканей животных организмов. Их строение и функции. Лабораторная работа №2 « Ткани животных организмов» | 1 |
Тема 1.5. Органы и системы органов | 4 | |
6. | Органы цветкового растения. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка-зачаточный побег. | 1 |
7. | Стебель. Передвижение веществ по стеблю Лист. Строение и функции. Цветок. Соцветие | 1 |
8. | Плоды. Строение семян однодольных и двудольных растений Системы органов. | 1 |
9. | Основные системы органов животного организма. Лабораторная работа 3 «Распознавание органов у растений и животных » | 1 |
Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы | 1 | |
10 | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда. | 1 |
Раздел 2. Жизнедеятельность организма | 23 | |
Тема 2.1. Питание и пищеварение | 4 | |
11. | Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание -фотосинтез. | 1 |
12. | Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды,симбионты, паразиты. | 1 |
13. | Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительной системы животных | 1 |
14. | Пищеварительные ферменты и их значение. | 1 |
Тема 2.2. Дыхание | 2 | |
15. | Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. | 1 |
16. | Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов | 1 |
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме | 2 | |
17. | Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 |
18. | Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови) | 1 |
Тема 2.4. Выделение | 2 | |
19. | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. | 1 |
Выделение у растений. | ||
20. | Выделение у животных. Обмен веществ и энергии. | 1 |
Тема 2.5. Опорные системы | 2 | |
21. | Опорные системы растений. | 1 |
22. | Опорные системы животных. Лабораторная работа №4 «Распознавание органов у растений и животных » | 1 |
Тема 2.6. Движение | 2 | |
23. | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Лабораторная работа №5 «Движение инфузории туфельки» | 1 |
24. | Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Лабораторная работа №6 «Перемещение дождевого червя » | 1 |
Тема 2.7.Регуляция процессов жизнедеятельности | 3 | |
25. | Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. | 1 |
26. | Нервная систем, особенности строения. Типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт. | 1 |
27. | Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. | 1 |
Тема 2.8. Размножение | 3 | |
28. | Биологическое значение размножения. Виды размножения. | 1 |
29. | Бесполое размножение животных и растений Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений» | 1 |
30. | Половое размножение организмов. | 1 |
Тема 2.9. Рост и развитие | 3 | |
31. | Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. | 1 |
32. | Особенности развития животных организмов. | 1 |
33. | Прямое и непрямое развитие. Лабораторная работа №7 «Прямое и непрямое развитие насекомых(на коллекционном материале) » | 1 |
Раздел 3. Организм и среда | 2 | |
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды. | 1 | |
34. | Влияние факторов неживой природы на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов | 1 |
Тема 3.2. Природные сообщества | 1 | |
35. | Природное сообщество и экосистема.Структура и связи в природных сообществах. Цепи питания. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочая программа 7 класс, КТП 7 класс
КТП 7 класс...
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....