РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 6 КЛАССЕ
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Абрамов Василий Иванович

 

Рабочая программа составлена на

основе  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_6kl.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Плотавская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

«Принято»                                                                                                                                            «Утверждаю»    

Руководитель МО                                                                                                                                                      Директор                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

___________Абрамов В.И.                                                                                                        __________Дробышева О.И.

Протокол № __от                                                                                                                       Приказ №___от

«___» ______2014                                                                                                                        «___»___________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА  БИОЛОГИЯ В 6 КЛАССЕ

НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

35часов (1 час в неделю)

Рабочая программа составлена на

основе  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2010.)

                                                                        Учитель: Абрамов Василий Иванович

                                                                                Стаж: 26 лет, категория: высшая

                                                                                Год аттестации: 2014

с. Плотава, 2014

Разработчик программы: Абрамов В.И.

Рецензенты:

 Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла МКОУ: «Плотавская СОШ»

Рекомендовано к утверждению на педагогическом совете к использованию в образовательном процессе

Протокол №     от                  2014г.

Руководитель МО: Абрамов В.И.

Утверждено на заседании педагогического совета : Протокол №    от                      2014 года.

Заместитель директора по УВР : Абрамова Л.Л.

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 201l ( полностью отражающей содержание программы, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

   Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 35 часов –федеральный компонент в неделю.

   В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

   Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

   Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

 Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

 Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2010

  В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010;

а также методических пособий для учителя:

1) Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010;

для учащихся:

Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2010.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Живой организм»

•     Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

•     Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

В результате изучения предмета учащиеся должны 

знать:

  • основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
  • химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
  •  особенности   строения   ядерных  и   безъядерных клеток;
  •  важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;
  • основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;
  • типы деления клеток, их роль в организме;
  • особенности строения тканей, органов и систем органов  растительных и животных организмов;
  •  основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание,
  •  перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
  • характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

 уметь:

  •  распознавать органоиды клетки;
  • сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
  • узнавать основные формы цветкового растения;
  •  распознавать органы и системы органов изученных организмов;
  •  составлять простейшие цепи питания;
  •  размножать комнатные растения различными вегетативными способами;
  • пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовыми микропрепаратами;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

                                                                        Биология

                                              Тематическое планирование 6 класс

                                                                           (70ч.)

№п\п

Темы уроков

Кол-во часов

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

22

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов

2

1.

Многообразие живых организмов.

1

2.

Основные свойства живых организмов.

1

Тема 1.2. Химический состав клеток

2

3.

Содержание химических элементов в клетке.

1

4.

Лабораторная работа №1 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

1

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

2

5.

Клетка –элементарная единица живого. Строение и функции ядра. Цитоплазмы и ее органоидов.

1

6.

Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа №2 « Строение клеток живых организмов»

1

Тема 1.4. Деление клетки

2

7.

Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза.

1

8.

Сущность мейоза, его биологическое значение

1

Тема 1.5.Ткани растений и животных.

2

9.

Типы тканей растений, их многообразие. Значение, особенности строения.

Лабораторная работа №3 « Ткани растительных организмов»

1

10.

Типы тканей животных организмов. Их строение и функции.

Лабораторная работа №4 « Ткани животных организмов»

1

Тема 1.6. Органы и системы органов

10

11.

Органы цветкового растения. Видоизменения корней.

1

12.

Строение и значение побега. Почка-зачаточный побег.

1

13.

Стебель. Передвижение веществ по стеблю

1

14.

Лист. Строение и функции. Цветок. Соцветие

1

15.

Плоды. Строение семян однодольных и двудольных растений

1

16.

Лабораторная работа №5 «изучение органов цветковых растений»

1

17.

Системы органов. Основные системы органов животного организма.

1

18

Основные системы органов животного организма.

1

19.

Лабораторная работа №4 «Распознавание органов у растений и животных »

1

20.

Контрольная работа по теме « Органы и системы органов»-тест

1

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы

2

21.

Взаимосвязь клеток. Тканей и органов в организмах.

1

22.

Живые организмы и окружающая среда.

1

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

36

Тема 2.1. Питание и пищеварение

8

23.

Особенности питания растительного организма. Почвенное питание.

1

24.

Воздушное питание -фотосинтез.

1

25.

Особенности питания животных.

1

26.

Травоядные животные, хищники, трупоеды,симбионты, паразиты.

1

27.

Пищеварение и его значение.

1

28.

Особенности строения пищеварительной системы животных

1

29.

Пищеварительные ферменты и их значение.

1

30.

Контрольная работа по теме « Питание и пищеварение»-тест

1

Тема 2.2. Дыхание

3

31.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии.

1

32.

Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.

1

33.

Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов

1

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

4+1ч. из резерва

34.

Перенос веществ в организме, его значение.

1

35.

Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

1

36.

Особенности переноса веществ в организмах животных.

1

37.

Кровеносная система, ее строение, функции.

1

38.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови)

1

Тема 2.4. Выделение

4

39.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.

1

40.

Выделение у растений.

1

41.

Выделение у животных.

1

42.

Обмен веществ и энергии.

1

Тема 2.5. Опорные системы

2

43.

Опорные системы растений.

1

44.

Опорные системы животных.

Лабораторная работа №5 «Распознавание органов у растений и животных »

1

Тема 2.6. Движение

2

45.

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности.

1

46.

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторная работа №6 «Перемещение дождевого червя »

1

Тема 2.7.Регуляция процессов жизнедеятельности

5+1ч. из резерва

47.

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.

1

48.

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

1

49.

Нервная систем, особенности строения. Типы нервных систем.

1

50.

Рефлекс, инстинкт.

1

51.

Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

1

52.

Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

1

Тема 2.8. Размножение

4

53.

Биологическое значение размножения. Виды размножения.

1

54.

Бесполое размножение животных и растений

1

55.

Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений»

1

56.

Половое размножение организмов.

1

Тема 2.9. Рост и развитие

4

57.

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие.

1

58.

Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян.

1

59.

Особенности развития животных организмов.

1

60.

 Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная работа №7 «Прямое и непрямое развитие насекомых(на коллекционном материале) »

1

Раздел 3. Организм и среда

4

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды.

2

61.

Влияние факторов неживой природы на живые организмы.

1

62.

Взаимосвязи живых организмов

1

Тема 3.2. Природные сообщества

2+2ч.из резерва

63.

Природное сообщество и экосистема.

1

64.

Структура и связи в природных сообществах.

1

65.

Цепи питания.

1

66.

Повторение «Организм и среда. Природные сообщетва»

1

67-68.

Экскурсия в природу.

2-из резерва

69.

Повторительно-обобщающий по теме «Свойство живых организмов»  

1 из резерва

70.

Итоговая контрольная работа.

1 из резерва

                                                                        Биология

                                              Тематическое планирование 6 класс

                                                                           (35ч.)

№п\п

Темы уроков

Кол-во часов

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

10

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов

1

1.

Многообразие живых организмов.

Основные свойства живых организмов.

1

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

2

2.

Клетка –элементарная единица живого. Строение и функции ядра. Цитоплазмы и ее органоидов.

1

3.

Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа №1 « Строение клеток живых организмов»

1

Тема 1.4.Ткани растений и животных.

2

4.

Типы тканей растений, их многообразие. Значение, особенности строения.

1

5.

Типы тканей животных организмов. Их строение и функции.

Лабораторная работа №2 « Ткани животных организмов»

1

Тема 1.5. Органы и системы органов

4

6.

Органы цветкового растения. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка-зачаточный побег.

1

7.

Стебель. Передвижение веществ по стеблю

Лист. Строение и функции. Цветок. Соцветие

1

8.

Плоды. Строение семян однодольных и двудольных растений

Системы органов.

1

9.

Основные системы органов животного организма.

Лабораторная работа 3 «Распознавание органов у растений и животных »

1

Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы

1

10

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах.

Живые организмы и окружающая среда.

1

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

23

Тема 2.1. Питание и пищеварение

4

11.

Особенности питания растительного организма. Почвенное питание.

Воздушное питание -фотосинтез.

1

12.

Особенности питания животных.

Травоядные животные, хищники, трупоеды,симбионты, паразиты.

1

13.

Пищеварение и его значение.

Особенности строения пищеварительной системы животных

1

14.

Пищеварительные ферменты и их значение.

1

Тема 2.2. Дыхание

2

15.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии.

Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.

1

16.

Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов

1

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

2

17.

Перенос веществ в организме, его значение.

Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

1

18.

Особенности переноса веществ в организмах животных.

Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови)

1

Тема 2.4. Выделение

2

19.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.

1

Выделение у растений.

20.

Выделение у животных.

Обмен веществ и энергии.

1

Тема 2.5. Опорные системы

2

21.

Опорные системы растений.

1

22.

Опорные системы животных.

Лабораторная работа №4 «Распознавание органов у растений и животных »

1

Тема 2.6. Движение

2

23.

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Лабораторная работа №5 «Движение инфузории туфельки»

1

24.

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторная работа №6 «Перемещение дождевого червя »

1

Тема 2.7.Регуляция процессов жизнедеятельности

3

25.

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

1

26.

Нервная систем, особенности строения. Типы нервных систем.

Рефлекс, инстинкт.

1

27.

Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

1

Тема 2.8. Размножение

3

28.

Биологическое значение размножения. Виды размножения.

1

29.

Бесполое размножение животных и растений

Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений»

1

30.

Половое размножение организмов.

1

Тема 2.9. Рост и развитие

3

31.

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие.

Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян.

1

32.

Особенности развития животных организмов.

1

33.

 Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная работа №7 «Прямое и непрямое развитие насекомых(на коллекционном материале) »

1

Раздел 3. Организм и среда

2

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды.

1

34.

Влияние факторов неживой природы на живые организмы.

Взаимосвязи живых организмов

1

Тема 3.2. Природные сообщества

1

35.

Природное сообщество и экосистема.Структура и связи в природных сообществах.

Цепи питания.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....