Рабочая программа курса биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа курса биологии 8 класса по учебнику авторов А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маш, 70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_biologii_8_kl._2014-2015.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша Биология в основной школе Программы. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 72с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 31 марта 2014 г. № 253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 70 часов в год.
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
По программе предусмотрены лабораторные и практические работы. Часть их может быть выполнена в классе, часть задана на дом ( в классе проверяются и интерпретируются полученные результаты). Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормами.
2. Цели изучаемого курса:
-дать знания о человеке как о биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности;
- об условиях его существования, выживания и развития, здоровом образе жизни;
- сформировать у учащихся научное мировоззрение о природе, строении ф-х человеческого организма, его месте в биосоциальной среде;
- развитие у учащихся экологической культуры;
- усиление внимания к идеям эволюции органического мира, взаимосвязи и зависимости в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации.
Требования к уровню подготовки выпускников сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
3. Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения предмета учащиеся должны знать:
- - место человека в системе органического мира, черты сходства и различия человека и антропоидов;
- - основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного;
- – науки, изучающие организм человека;
- - особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;
- - нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
- - внутреннюю среду организма, иммунитет;
- - обмен веществ и энергии;
- - развитие организма человека;
- - особенности индивидуального развития;
- - об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
- - приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;
- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека.
2.Содержание обучения, перечень лабораторных работ, цели, задачи, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
Из-за нехватки времени на уроке и ввиду того, что практические работы предусматривают отработку теоретического материала, все практические работы включены в домашние задания.
Содержание школьного биологического образования усилено изучением элективного курса “ Культура здоровья” 1 раз в неделю.
Программа предмета “ Культура здоровья” предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования “ новообразования” у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья.
Таблица тематического распределения количества часов.
№ | Разделы темы | Количество часов | |||
лекции | лабораторные работы | Контрольная работа | Всего часов | ||
| 1 | 1 | |||
1 | Общий обзор организма человека | 3 | 1 | 1 | 5 |
2 | Опорно-двигательная система. | 5 | 2 | 1 | 8 |
3 | Кровь и кровообращение. | 7 | 1 | 1 | 9 |
4 | Дыхание. | 2 | 2 | 1 | 5 |
5 | Пищеварение. | 5 | 1 | 1 | 7 |
6 | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 3 | 3 | ||
7 | Выделение. | 2 | 2 | ||
8 | Кожа | 3 | 1 | 4 | |
9 | Эндокринная система. | 2 | 2 | ||
10 | Нервная система. | 4 | 1 | 5 | |
11 | Органы чувств. Анализаторы. | 4 | 1 | 5 | |
12 | Поведение и психика. | 6 | 6 | ||
13 | Индивидуальное развитие организма. | 5 | 5 | ||
14 | Повторение и обобщение. | 2 | 1 | 3 | |
Итого | 54 | 7 | 9 | 70 |
Календарно – тематическое планирование учебного материала по биологии в 8 классе
№ урока | содержание учебного материала (разделы темы) | к-во часов | дата проведения урокаплан | дата проведения урока факт | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | УМК | Оборудование |
| 1 | |||||||
1 | 1. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. | 01.09. | Биологическая природа и социальная сущность человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека | Знать методы изучения организма человека; о месте и роли человека в природе. Уметь характеризовать социальную сущность человека | Введение, §1 | Портреты ученых – биологов, д/м коллекций палеонтологических ископаемых. | ||
2.Общий обзор организма человека | 5 | |||||||
2 | 1.Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. | 03.09. | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличия от них | Уметь характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | §2 | Торс человека Модель.Расположение органов, прилегающих к брюшной и спинной стенкам; | ||
3 | 2.Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность. | 08.09. | Строение клетки, рост, развитие, возбудимость, обмен веществ | Знать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости. Уметь распознавать на таблицах и описывать клетки; сравнивать клетки растений и животных | §3 | Модель клетки, таблицы.20 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» | ||
4 | 3.Ткани животных и человека Лабораторная работа №1 «Просмотр под микроскопом эпителиальной, соединительной и мышечной тканей». | 10.09. | Ткани животных и человека. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. | Уметь: распознавать и описывать ткани человека; сравнивать различные ткани человека и устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями | §4 | Микропрепараты. Таблицы. Комплект принадлежностей для лабораторных работ. | ||
5 | 4.Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. | 15.09. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Системы органов | Знать органы и системы органов. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма | §5 | Таблицы «Ткани», «Схема рефлекторной дуги». Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» | ||
6 | 5.Входная диагностическая контрольная работа. Контроль знаний по теме «Общий обзор организма человека». | 17.09. | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека | Уметь применять полученные знания при решении практических заданий | Проверь себя | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия».таблица 14. | ||
3.Опорно-двигательная система | 8 | |||||||
7 | 1. Анализ контрольной работы. Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа №2 «Строение костной ткани». | 22.09. | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы | Знать особенности строения скелета. Уметь распознавать на таблицах и на модели основные части скелета, устанавливать взаимосвязь строения и функций костей. | §6 | Кость жженая, декальнированная и нормальная. Таблицы 31,32,33.«Скелет человека», «Мышцы». | ||
8 | 2. Скелет головы и скелет туловища | 24.09. | Строение и функции опорной системы: скелет головы, скелет туловища | Знать особенности строения скелета головы и скелета туловища человека. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций отделов скелета | §7 | Модель челюсти. Скелет человека. | ||
9 | 3.Скелет конечностей. | 29.09. | Строение и функции опорной системы: скелет поясов и свободных конечностей | Знать особенности строения скелета поясов и скелета свободных конечностей | §8 | Скелет человека, таблица «Типы соединения костей» | ||
10 | 4.Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | 01.10. | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы | Уметь использовать приобретенные знания и умения для оказания первой помощи при травмах и практической деятельности | §9 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
11 | 5.Мышцы человека. Лабораторная работа №3 «Просмотр микропрепаратов поперечно- полосатой и гладкой мышечной ткани. | 06.10 | Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы. Сухожилия | Уметь распознавать на таблицах основные группы мышц человека; устанавливать взаимосвязь строения и функций мышц | §10 | Таблицы 32,33 «Мышцы человека, дидактические карточки. Лаб. оборудование: Микроскопы, микропрепараты мышц. | ||
12 | 6. Работа мышц | 08.10. | Функции дыхательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. | Понимать сущность биологического процесса работы мышц. Уметь описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц | §11 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
13 | 7.Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы. | 13.10. | Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки, плоскостопие, их коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. | Знать признаки хорошей осанки, основные правила здорового образа жизни. Уметь использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма и для соблюдений мер профилактики нарушения осанки | §12 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
14 | 8. Контрольная работа №1 по теме «Опорно-двигательная система» | 15.10. | Уметь применять полученные знания при решении практических задач | «Проверь себя» (учебник с. 66-67) | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | |||
4.Кровь и кровообращение. | 9 | |||||||
15 | 1. Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови» | 20.10. | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови, свертывание крови. | Знать признаки биологических объектов. Уметь характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови; сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы на основе сравнения | §14 | Таблица 35 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
1 | 2. Иммунитет. | 22.10. | Иммунитет. Иммунная система человека. Вакцинация. Лечебные сыворотки. | Знать виды иммунитета, его проявления. Уметь: использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний | §15 | Микропрепараты крови человека и лягушки. Комплект принадлежностей для лабораторных работ. | ||
17 | 3. Тканевая совместимость и переливание крови. | 27.10. | Группы крови. Переливание крови | Знать особенности своего организма, в частности свою группу крови и резус-фактор. Уметь анализировать факторы риска, влияющие на здоровье | §16 | Таблица19.Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
18 | 4.Строение и работа сердца. | 29.10. | Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. | Знать признаки биологического объекта (сердца), сущность биологического процесса (работы сердца). Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. | §17 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
19 | 5. Круги кровообращения. | 10.11. | Транспорт веществ. Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения. | Уметь распознавать и описывать на таблицах систему кровообращения; понимать сущность транспорта веществ. | §17 | Модель "Сердце"; Схема «Круги кровообращения», таблица «Эволюция кровеносной системы» | ||
20 | 6. Движение лимфы. | 12.11. | Лимфатическая система. Значение лимфообразования. Связь кровеносной и лимфатической систем | Знать сущность биологического процесса лимфообразования. Уметь понимать сущность транспорта веществ | §18 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
21 | 7. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | 17.11 | Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Артериальное давление: верхнее и нижнее. Пульс. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов | Уметь: объяснять роль гормонов в организме; понимать сущность биологических процессов (движение крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма, автоматизм сердечной мышцы); использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма | §19, 20 | Строение сердца; Таблица «Кровеносная система» | ||
22 | 8.Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. | 19.11. | Сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт), их причины и предупреждение; артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях | Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье, оказывать первую помощь | §21, 22 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
23 | 9.Административная контрольная работа №2 по теме «Кровь и кровообращение» | 24.11. | Уметь применять полученные знания при решении практических задач | «Проверь себя» (учебник с. 99-100) | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» Жгут резиновый, бинт, вата, бумага, карандаш. | |||
5. Дыхание | 5 | |||||||
24 | 1. Анализ контрольной работы. Значение дыхания. Органы дыхания. | 26.11. | Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ | Знать особенности строения дыхательной системы. Уметь: распознавать на таблицах, муляжах основные органы дыхательной системы человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания | §23 | Мультимедийный диск «Анатомия», модель гортани, в/фр. Таблица 36 «Органы дыхания» | ||
25 | 2.Строение легких. Газообмен в легких и тканях Лабораторная работа №5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». | 01.12. | Легкие. Обмен газов в легких и тканях | Знать сущность процесса дыхания, транспорта веществ. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между процессами дыхания и кровообращения | §24 | Известковая вода. Комплект принадлежностей для лабораторных работ. Таблица «Органы дыхания» | ||
26 | 3.Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №6. «Определение частоты дыхания и дыхательных движений». | 03.12. | Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. | Знать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Уметь характеризовать механизм вдоха и выдоха, его значение для жизни человека | §25,26 | Пластиковая бутылка, липкая лента, перчатка резиновая, трубочка для коктейля, надувной шарик, ножницы. | ||
27 | 4.Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. | 08.12. | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего | Знать: меры профилактики инфекционных и простудных заболеваний органов дыхания; вредные привычки; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. Уметь: объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды | §27 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
28 | 5. Контрольная работа №3 по теме: «Дыхание». | 10.12. | §28 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||||
6.Пищеварение | 7 | Уметь применять на практике полученные знания | «Проверь себя» с. 120-121 | |||||
29 | 1.Значение пищи и состав пищи. | 15.12. | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни | Знать о роли питательных веществ в организме. Уметь: характеризовать сущность процесса питания; различать питательные вещества и пищевые продукты | §29 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» Таблица 34 | ||
30 | 2.Органы пищеварения.
| 17.12. | Пищеварение, строение и функции пищеварительной системы | Уметь: характеризовать сущность процесса питания и пищеварения; распознавать на таблицах и муляжах основные органы пищеварительной системы человека; устанавливать связь между строением и функциями органов пищеварения | §30 | Набор моделей органов человека Пищеварительный тракт; Торс человека, таблица «Органы пищеварения», | ||
31 | 3.Пищеварение в ротовой полости. Форма и функции зубов. Лабораторная работа № 7 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 22.12. | Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении | Знать особенности пищеварения в ротовой полости. Уметь объяснять роль ферментов в пищеварении; характеризовать форму и строение зубов, особенности пищеварения в ротовой полости | §31 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» Таблица 34 | ||
32 | 4.Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. | 24.12. | Пищеварение в желудке. Пищеварительные ферменты желудка. Нейрогуморальная регуляция пищеварения | Знать особенности пищеварения в желудке. Уметь характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения | §32 | Модель. Желудок. Внешняя и внутренняя поверхности; Комплект принадлежностей для лабораторных работ , накрахмаленный бинт, раствор йода,
| ||
33 | 5.Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 12.01. | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной и тонкой кишках. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки, аппендикса | Знать особенности пищеварения в желудке. Уметь: характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения, называть стадии пищеварения в желудке и кишечнике | §33 | Ворсинка кишечная с сосудистым руслом; Таблица 34 | ||
34 | 6. Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. | 14.01. | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Вредные и полезные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. | Уметь: использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, проведения наблюдений за состоянием собственного организма | §34, 35 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
35 | 7. Контрольная работа №4 по теме: «Пищеварение». | 19.01. | Уметь применять на практике полученные знания | «Проверь себя» с. 145-146 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | |||
7.Обмен веществ и энергии витамины | 3 | |||||||
36 | 1.Обменные процессы в организме.
| 21.01. | Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. | Знать определение понятий «пластический обмен», «энергетический обмен». Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии | §36 | Таблица 21 «Строение клетки животного» | ||
37 | 2.Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов. | 26.01. | Обмен и роль в организме белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья | Уметь: использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ | §37 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
38 | 3.Витамины. | 28.01. | Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминоза | Знать: основные группы витаминов и продукты, их содержащие; роль витаминов в организме | §38 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
8.Выделение | 2 | |||||||
39 | 1.Строение и работа почек. | 02.02. | Выделение. Мочевыделительная система | Знать: особенности строения выделительной системы; органы мочевыделительной системы. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы | §39 | Модели « Мочевыделительная система»; "Почка. Разрез"; Таблица 37 | ||
40 | 2. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | 04.02. | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья | Знать меры профилактики заболеваний выделительной системы, вредных привычек Уметь: характеризовать сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье | §40 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» Таблица 37 | ||
9.Кожа | 4 | |||||||
41 | 1.Кожа. Значение и строение кожи.
| 09.02. | Покровы тела: значение и строение, функции. Уход за кожей, волосами, ногтями | Знать: особенности строения кожи, функции кожи. Уметь: распознавать на таблицах основные части кожи; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи | §41 | Модель. Кожа. Разрез;
| ||
42 | 2.Роль кожи в теплорегуляции. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. | 11.02. | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение | Знать о роли кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма | §42, 43 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
43 | 3. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | 16.02. | Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика | Уметь использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, для их профилактики | §43 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» Тесты | ||
44 | 4. Административная контрольная работа №5 по теме «Обмен веществ. Выделение. Кожа». | 18.02. | Уметь применять на практике полученные знания | «Проверь себя» с. 171-172 | ||||
10. Эндокринная система | 2 | |||||||
45 | 1.Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. | 25.02. | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции | Знать особенности строения и работы желез эндокринной системы. Уметь: распознавать на таблицах ее основные части; различать железы внешней и внутренней секреции | §44 | Набор моделей органов человека «Железы внутренней секреции человека»; | ||
46 | 2.Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 02.03. | Гормоны гипофиза, щитовидной и поджелудочной желез, надпочечников. Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией этих желез. Регуляция деятельности желез | Знать определение понятия «гормоны»; заболевания, связанные с гипофункцией эндокринных желез. Уметь: давать характеристику роли гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте и развитии организма, в поведении | §45 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
11. Нервная система | 5 | |||||||
47 | 1.Значение и строение нервной системы. | 04.03. | Нервная система. Значение нервной системы. Рефлекторный характер деятельности. | Знать: особенности строения и функции нервной системы; определение понятия «рефлекс». Уметь составлять схему рефлекторной дуги | §46 | Таблицы 38«Строение н.с.», «Строение мозга» Модель.Строение спинного мозга; | ||
48 | 2.Вегетативная нервная система: строение и функции. Нейрогуморальная регуляция. | 11.03. | Соматическая и вегетативная нервная система. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем | Знать отделы нервной системы и их функции. Уметь: характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; объяснять роль нервной системы и гормонов в организме; различать функции соматической и вегетативной нервной системы | §47,48 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
49 | 3.Строение и функции спинного мозга. | 14.03. | Спинной мозг, его строение и функции | Знать особенности строения и функции головного мозга Уметь характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма | §49 | Набор моделей органов человека Строение спинного мозга; | ||
50 | 4.Отделы головного мозга, их значение.
| 16.03. | Головной мозг, его строение и функции | Знать особенности строения и функции головного мозга. Уметь характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма | §50 | Набор моделей органов человека Доли, извилины, цитоархитектонические поля головного мозга; | ||
51 | 5.Контрольная работа №6 по теме «Эндокринная и нервная системы» | 18.03. | Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции | Уметь применять на практике полученные знания | Проверь себя | Модели и срезы головного мозга, таблицы «Строение головного мозга» Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
12. Органы чувств. Анализаторы | 5 | |||||||
52 | 1.Значение органов чувств и анализаторов. | 23.03. | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы | Знать особенности строения органов и анализаторов Уметь распознавать на таблицах их основные части, описывать их | §51 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
53 | 2.Орган зрения и зрительный анализатор.
| 01.04. | Орган зрения, его строение и функции. Зрительный анализатор | Знать особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Уметь объяснять результаты наблюдений | §52 | Набор моделей органов человека Глаз. Строение; Глазное яблоко. | ||
54 | 3.Заболевания и повреждения глаз.
| 06.04. | Нарушения зрения, их профилактика. Дальнозоркость, близорукость. Гигиена зрения. | Знать заболевания органов зрения . Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье | §53 | Таблица «Зрительный анализатор», модель глаза Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
55 | 4.Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. | 08.04. | Органы слуха, его строение и функции. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Вестибулярный аппарат – орган равновесия | Знать особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Уметь характеризовать вестибулярный аппарат как орган равновесия | §54 |
Таблица «Слуховой анализатор», модель уха | ||
56 | 5.Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Контрольная работа №7 по теме «Органы чувств и анализаторы».
| 13.04. | Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы | Знать особенности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. Уметь применять на практике полученные знания | §55 | Таблицы по данным анализаторам | ||
13. Поведение и психика | 6 | |||||||
57 | 1.Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. | 15.04. | Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Психика и поведение человека. | Знать определения основных понятий. Уметь характеризовать сущность жизнедеятельности организма | §56, 57,58 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
58 | 2.Биологические ритмы. Сон и его значение. | 20.04. | Биологические ритмы. Сон и его значение, фазы сна. Сон и бодрствование | Знать основные ритмы биоритмов. Уметь объяснять значение сна для организма человека | §59 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
59 | 3.Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | 22.04. | Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Познавательная деятельность мозга, сознание. Речь. Мышление. Память. | Знать особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы. Уметь характеризовать речь, мышление, память и их значение в поведении человека | §60 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
60 | 4.Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | 27.04. | Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Познавательная деятельность мозга, сознание. Речь. Мышление. Память. | Знать особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы. Уметь характеризовать речь, мышление, память и их значение в поведении человека | §60 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
61 | 5.Воля и эмоции. Внимание. Способы поддержания внимания. | 29.04. | Эмоции. Воля. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Внимание | Знать определение терминов «эмоции», «внимание», «воля». Уметь: использовать приобретенные знания для организации учебной деятельности; характеризовать волю, эмоции, внимание и их значение в поведении человека | §61 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
62 | 6.Динамика работоспособности. Режим дня. | 04.05. | Измерение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности и организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Факторы риска: стрессы, переутомление | Знать определение понятия «утомление». Уметь: анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье; использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха | § 62 «проверь себя» с. 236-237 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
14.Индивидуальное развитие организма | 5 | |||||||
63. | 1.Половая система человека. | 06.05. | Половая система: женская, мужская | Знать особенности строения женской и мужской половых систем. Уметь: называть отличительные признаки женской и мужской половых систем, объяснять хромосомный механизм развития организма потому или иному типу | §63 | Модели. Таз женский. Сагиттальный разрез; Таз мужской. Таблица 39,40 | ||
| 2.Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 11.05. | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Инфекции, предающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), и их профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих | Знать основные виды наследственных и врожденных заболеваний. Уметь: объяснять причины проявления наследственных заболеваний; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье | §64 | Набор моделей органов человека | ||
| 3.Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 13.05. | Размножение и развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Внутриутробное развитие. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. | Знать определение понятий «размножение», «оплодотворение». Уметь: характеризовать сущность процессов размножения и развития человека | §65 | Тесты. Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
6 6 | 4.О вреде наркогенных веществ. | 18.05. | Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья | Уметь объяснять зависимость собственного здоровья от следования тем или иным привычкам | §66 | Модель ДНК; Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
67 | 5.Личность и ее особенности. | 20.05. | Психические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни | Знать: основные виды темперамента; определение терминов «мотив» и «потребность»; значение потребностей в жизни человека. Уметь: характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека | §67 | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | ||
15. Повторение и обобщение | 3 | |||||||
6 8 | 1.Строение организма человека. | 25.05. | Обязательный минимум содержания образования согласно Примерной программы и Требованиям к уровню подготовки учащихся | Уметь применять практические знания при решении практических задач | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | |||
69 | 2.Итоговая контрольная работа №7. | 27.05. | Обязательный минимум содержания образования согласно Примерной программы и Требованиям к уровню подготовки учащихся | Уметь применять практические знания при решении практических задач | Разноуровневые тестовые задания. | |||
70 | 3. Анализ контрольной работы. Здоровый образ жизни | 01.06. | Обязательный минимум содержания образования согласно Примерной программы и Требованиям к уровню подготовки учащихся | Уметь применять практические знания при решении практических задач | Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» | |||
Список рекомендуемой учебно- методической литературы.
1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
2. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Рабочие тетради. № 1, 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2010.
3. Настольная книга учителя биологии Г.С. Калинова, В.С. Кучменко АСТ. Астрель М. 2002 г.
4.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ Биология.
5.С.Г. Мамонтов В.Б. Захаров «Основы общей биологии»: книга для самообразования. М., Просвещение, 1992 г.
6.Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1- 3. М.: Мир, 1990 г.
7.Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие средней школы. 2-е изд. М. 1996.
8.Биологический энциклопедический словарь. М.:Советская энциклопедия, 1986.
ЦОР: мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 6 КЛАССЕ
Рабочая программа составлена наоснове авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 7 КЛАССЕ
Рабочая программа составлена наоснове авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, авторы: В.Б.Захаров, Н....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ
Рабочая программа составлена наоснове авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...
Рабочая программа курса "Биология" для классов СПО
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ.На изучение курса биологии в соответствии с учебным планом колледжа выделено 78 часо...
Рабочая программа курса «Биология. Живой организм. 6 класс» (Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин)
Рабочая программа и тематическое планирование. Биология 6 класс...