Рабочая программа курса биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Изварина Надежда Николаевна

Рабочая программа курса биологии 8 класса по учебнику авторов А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маш, 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_biologii_8_kl._2014-2015.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основе

  • Федерального  компонента  государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
  • Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша Биология в основной школе Программы. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 72с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
  • Базисного  учебного  плана  общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федерального  перечня  учебников, утвержденных приказом от 31 марта 2014 г. № 253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 70 часов в год.

Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается  биосоциальная  природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани.  Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике.  В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой  внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

По программе предусмотрены лабораторные и практические работы. Часть их может быть выполнена в классе, часть задана на дом ( в классе проверяются и интерпретируются полученные результаты). Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормами.

  2.  Цели изучаемого курса:

    -дать знания о человеке как о биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности;

   - об условиях его существования, выживания и развития, здоровом образе жизни;

   - сформировать    у    учащихся   научное   мировоззрение   о  природе, строении ф-х  человеческого организма, его месте в                  биосоциальной среде;

  - развитие у учащихся экологической культуры;

 -  усиление внимания к идеям эволюции органического  мира,  взаимосвязи и зависимости  в структуре и жизнедеятельности биологических систем     разных уровней организации.

Требования к уровню подготовки выпускников сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.  Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.  Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

3. Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения предмета учащиеся должны знать:

  1. -   место  человека в  системе  органического  мира,  черты  сходства и различия человека и антропоидов;
  2. -   основные   черты   древнейшего,   древнего   и   ископаемого   человека,   человека современного;
  3. – науки,  изучающие организм человека;
  4. -   особенности   строения  органов  и  систем,   функционирования,  расположения органов;
  5. -  нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
  6. - внутреннюю среду организма, иммунитет;
  7. - обмен веществ и энергии;
  8. - развитие организма человека;
  9. - особенности индивидуального развития;
  10. - об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
  11. - приемы оказания доврачебной  помощи при несчастных случаях;

- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека. 

2.Содержание обучения,  перечень лабораторных работ, цели, задачи,  требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

 Из-за нехватки времени на уроке и  ввиду того, что практические работы предусматривают отработку теоретического материала, все практические работы    включены  в домашние задания.

Содержание школьного биологического образования усилено изучением элективного курса  “ Культура здоровья” 1 раз в неделю.

Программа предмета “ Культура здоровья” предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования “ новообразования” у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья.

                                           

Таблица тематического распределения количества часов.

Разделы темы

Количество часов

лекции

лабораторные работы

Контрольная работа

Всего часов

  1. Введение

1

1

1

Общий обзор организма человека  

3

1

1

5

2

Опорно-двигательная система.  

5

2

1

8

3

Кровь и кровообращение.  

7

1

1

9

4

Дыхание.  

2

2

1

5

5

Пищеварение.  

5

1

1

7

6

Обмен веществ и энергии.  Витамины.

3

3

7

Выделение.

2

2

8

Кожа  

3

1

4

9

Эндокринная система.

2

2

10

Нервная система.

4

1

5

11

Органы чувств.  Анализаторы.

4

1

5

12

Поведение и психика.

6

6

13

  Индивидуальное  развитие организма.  

5

5

14

Повторение и обобщение.  

2

1

3

Итого

54

7

9

70

Календарно – тематическое  планирование учебного материала  по  биологии в 8 классе

урока

содержание учебного материала

(разделы темы)

к-во часов

дата проведения

урокаплан

дата проведения

урока

факт

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

УМК

Оборудование

  1. 1. Введение

1

1

1. Биологическая  и социальная природа человека. Науки об организме человека.

01.09.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека

Знать методы изучения организма человека; о месте и роли человека в природе.

Уметь характеризовать социальную сущность человека

Введение, §1

 Портреты ученых

– биологов,

 д/м коллекций палеонтологических ископаемых.

2.Общий обзор организма человека

5

2

1.Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.

03.09.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличия от них

Уметь характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

§2

Торс человека Модель.Расположение органов, прилегающих к брюшной и спинной стенкам;

3

2.Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность.

08.09.

Строение клетки, рост, развитие, возбудимость, обмен веществ

Знать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости.

Уметь распознавать на таблицах и описывать   клетки; сравнивать клетки растений и животных

§3

  Модель клетки, таблицы.20

Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»

4

3.Ткани животных и человека

 Лабораторная работа №1 «Просмотр под микроскопом эпителиальной, соединительной и мышечной тканей».

10.09.

Ткани животных и человека. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Уметь: распознавать и описывать ткани человека; сравнивать различные ткани человека и устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями

§4

Микропрепараты. Таблицы.

Комплект принадлежностей для лабораторных работ.

5

4.Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция.

15.09.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Системы органов

Знать органы и системы органов.

Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма

§5

 Таблицы «Ткани», «Схема рефлекторной дуги». Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»

6

5.Входная диагностическая контрольная работа. Контроль знаний по теме «Общий обзор организма человека».

17.09.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека

Уметь применять полученные знания при решении практических заданий

Проверь себя

Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия».таблица 14.

3.Опорно-двигательная система

8

7

1. Анализ контрольной работы. Скелет. Строение, состав и соединение костей.

 Лабораторная работа №2 «Строение костной ткани».

22.09.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы

Знать особенности строения скелета.

Уметь распознавать на таблицах и на модели основные части скелета, устанавливать взаимосвязь строения и функций костей.

§6

Кость жженая, декальнированная и нормальная.

Таблицы 31,32,33.«Скелет человека», «Мышцы».

8

2. Скелет головы и скелет туловища

24.09.

Строение и функции опорной системы: скелет головы, скелет туловища

Знать особенности строения скелета головы и скелета туловища человека.

Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций отделов скелета

§7

Модель челюсти. Скелет человека.

9

3.Скелет  конечностей.  

29.09.

Строение и функции опорной системы: скелет поясов и свободных конечностей

Знать особенности строения скелета поясов и скелета свободных конечностей

§8

 Скелет человека, таблица «Типы соединения костей»

10

4.Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

01.10.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы

Уметь использовать приобретенные знания и умения для оказания первой помощи при травмах и практической деятельности

§9

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

11

5.Мышцы человека.

Лабораторная работа №3 «Просмотр микропрепаратов поперечно- полосатой  и гладкой мышечной ткани.

06.10

Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы. Сухожилия

Уметь распознавать на таблицах основные группы мышц человека; устанавливать взаимосвязь строения и функций мышц

§10

  Таблицы 32,33 «Мышцы человека,   дидактические карточки.

Лаб. оборудование:

Микроскопы, микропрепараты мышц.    

12

6. Работа мышц    

08.10.

Функции дыхательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Понимать сущность биологического процесса работы мышц. Уметь описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц

§11

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

13

7.Нарушение осанки и плоскостопие.  Развитие опорно-двигательной системы.  

13.10.

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки, плоскостопие, их коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника  Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни.

Знать признаки хорошей осанки, основные правила здорового образа жизни.

Уметь использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма и для соблюдений мер профилактики нарушения осанки

§12

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

14

8. Контрольная работа №1 по теме «Опорно-двигательная система»

15.10.

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

«Проверь себя» (учебник с. 66-67)

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

4.Кровь и кровообращение.  

9

15

1. Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови»

20.10.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови, свертывание крови.

Знать признаки биологических объектов. Уметь характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови; сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы на основе сравнения

§14

Таблица 35 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

1

2. Иммунитет.

22.10.

Иммунитет. Иммунная система человека. Вакцинация. Лечебные сыворотки.

Знать виды иммунитета, его проявления.

Уметь: использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний

§15

Микропрепараты крови человека и лягушки. Комплект принадлежностей для лабораторных работ.

17

3. Тканевая совместимость и переливание крови.

27.10.

Группы крови. Переливание крови

Знать особенности своего организма, в частности свою группу крови и резус-фактор.

Уметь анализировать факторы риска, влияющие на здоровье

§16

 Таблица19.Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»  

18

4.Строение и работа сердца.

29.10.

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды.

Знать признаки биологического объекта (сердца), сущность биологического процесса (работы сердца).

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

§17

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

19

5. Круги  кровообращения.

10.11.

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения.

Уметь распознавать и описывать на таблицах систему кровообращения; понимать сущность транспорта веществ.

§17

Модель "Сердце";

 Схема «Круги кровообращения», таблица «Эволюция кровеносной системы»

20

6. Движение лимфы.

12.11.

Лимфатическая система. Значение лимфообразования. Связь кровеносной и лимфатической систем

Знать сущность биологического процесса лимфообразования.

Уметь понимать сущность транспорта веществ

§18

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

21

7. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

17.11

Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Артериальное давление: верхнее и нижнее. Пульс. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов

Уметь: объяснять роль гормонов в организме; понимать сущность биологических процессов (движение крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма, автоматизм сердечной мышцы); использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

§19,

20

Строение сердца;

Таблица «Кровеносная система»

22

8.Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при  кровотечениях.

19.11.

Сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт), их причины и предупреждение; артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях

Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье, оказывать первую помощь

§21, 22

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

23

9.Административная контрольная работа №2  по теме «Кровь и кровообращение»

24.11.

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

«Проверь себя» (учебник с. 99-100)

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

Жгут резиновый, бинт, вата, бумага, карандаш.

5. Дыхание  

5

24

1. Анализ контрольной работы. Значение дыхания. Органы дыхания.

26.11.

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ

Знать особенности строения дыхательной системы.

Уметь: распознавать на таблицах, муляжах основные органы дыхательной системы человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания

§23

 Мультимедийный

диск «Анатомия», модель гортани, в/фр.

Таблица 36

«Органы дыхания»

25

2.Строение легких. Газообмен  в  легких и тканях

Лабораторная работа №5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

01.12.

Легкие. Обмен газов в легких и тканях

Знать сущность процесса дыхания, транспорта веществ.

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между процессами дыхания и кровообращения

§24

Известковая вода. Комплект принадлежностей для лабораторных работ.  

Таблица

«Органы дыхания»

26

3.Дыхательные движения.  Регуляция дыхания.

Лабораторная работа №6. «Определение частоты дыхания и дыхательных движений». 

03.12.

Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения.

Знать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Уметь характеризовать механизм вдоха и выдоха, его значение для жизни человека

§25,26

Пластиковая бутылка, липкая лента, перчатка резиновая, трубочка для коктейля, надувной шарик, ножницы.

27

4.Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.

08.12.

Заболевания органов дыхания и  их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Знать: меры профилактики инфекционных и простудных заболеваний органов дыхания; вредные привычки; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего.

Уметь: объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды

§27

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

28

5. Контрольная работа №3 по теме: «Дыхание».

10.12.

§28

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

6.Пищеварение

7

Уметь применять на практике полученные знания

«Проверь себя» с. 120-121

29

1.Значение пищи и состав пищи.

15.12.

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни

Знать о роли питательных веществ в организме.

Уметь: характеризовать сущность процесса питания; различать питательные вещества и пищевые продукты

§29

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

Таблица 34

30

2.Органы пищеварения.  

  

17.12.

Пищеварение, строение и функции пищеварительной системы

Уметь: характеризовать сущность процесса питания и пищеварения; распознавать на таблицах и муляжах основные органы пищеварительной системы человека; устанавливать связь между строением и функциями органов пищеварения

§30

Набор моделей органов человека Пищеварительный тракт; Торс человека, таблица «Органы пищеварения»,

31

3.Пищеварение  в ротовой полости. Форма и функции зубов. Лабораторная работа № 7 «Действие ферментов слюны на крахмал»

22.12.

Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении

Знать особенности пищеварения в ротовой полости.

Уметь объяснять роль ферментов в пищеварении; характеризовать форму и строение зубов, особенности пищеварения в ротовой полости

§31

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

Таблица 34

32

4.Пищеварение в желудке. Регуляция  пищеварения.

24.12.

Пищеварение в желудке. Пищеварительные ферменты желудка. Нейрогуморальная регуляция пищеварения

Знать особенности пищеварения в желудке.

Уметь характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения

§32

 Модель. Желудок. Внешняя и внутренняя поверхности; Комплект принадлежностей для лабораторных работ ,

 накрахмаленный бинт, раствор йода,

 

33

5.Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

12.01.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной и тонкой кишках. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки, аппендикса

Знать особенности пищеварения в желудке.

Уметь: характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения, называть стадии пищеварения в желудке и кишечнике

§33

Ворсинка кишечная с сосудистым руслом;

Таблица 34

34

6. Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.

14.01.

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Вредные и полезные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Уметь: использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, проведения наблюдений за состоянием собственного организма

§34,

35

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

35

7. Контрольная работа №4 по теме: «Пищеварение».

19.01.

Уметь применять на практике полученные знания

«Проверь себя» с. 145-146

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

7.Обмен веществ и энергии

 витамины  

3

36

1.Обменные процессы в организме.

 

21.01.

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.

Знать определение понятий «пластический обмен», «энергетический обмен».

Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии

§36

  Таблица 21 «Строение клетки животного»

37

2.Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов.

26.01.

Обмен и роль в организме белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья

Уметь: использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ

§37

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

38

3.Витамины.

28.01.

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминоза

Знать: основные группы витаминов и продукты, их содержащие; роль витаминов в организме

§38

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

8.Выделение

2

39

1.Строение и работа почек.

02.02.

Выделение. Мочевыделительная система

Знать: особенности строения выделительной системы; органы мочевыделительной системы.

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы

§39

Модели « Мочевыделительная система»;

"Почка. Разрез"; Таблица 37

40

2. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

04.02.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья

Знать меры профилактики заболеваний выделительной системы, вредных привычек

Уметь: характеризовать сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье

§40

Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия» Таблица 37

9.Кожа

4

41

1.Кожа. Значение и строение кожи.

 

09.02.

Покровы тела: значение и строение, функции. Уход за кожей, волосами, ногтями

Знать: особенности строения кожи, функции кожи.

Уметь: распознавать на таблицах основные части кожи; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи

§41

Модель. Кожа. Разрез;

 

42

2.Роль кожи в теплорегуляции. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

11.02.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение

Знать о роли кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма

§42,

43

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

43

      3.  Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

16.02.

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

Уметь использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, для их профилактики

§43

Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

Тесты

44

4. Административная контрольная работа №5 по теме «Обмен веществ. Выделение. Кожа».

18.02.

Уметь применять на практике полученные знания

«Проверь себя» с. 171-172

10. Эндокринная система

2

45

1.Железы внутренней, внешней и смешанной секреции.

25.02.

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции

Знать особенности строения и работы желез эндокринной системы.

Уметь: распознавать на таблицах ее основные части; различать железы внешней и внутренней секреции

§44

Набор моделей органов человека «Железы внутренней секреции человека»;

46

2.Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

02.03.

Гормоны гипофиза, щитовидной и поджелудочной желез, надпочечников. Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией этих желез. Регуляция деятельности желез

Знать определение понятия «гормоны»; заболевания, связанные с гипофункцией эндокринных желез.

Уметь: давать характеристику роли гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте и развитии организма, в поведении

§45

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

11. Нервная система

5

47

1.Значение и строение нервной  системы.

04.03.

Нервная система. Значение нервной системы. Рефлекторный характер деятельности.

Знать: особенности строения и функции нервной системы; определение понятия «рефлекс».

Уметь составлять схему рефлекторной дуги

§46

Таблицы 38«Строение н.с.», «Строение мозга» Модель.Строение спинного мозга;

48

2.Вегетативная нервная система: строение и функции. Нейрогуморальная   регуляция.

11.03.

Соматическая и вегетативная нервная система. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем

Знать отделы нервной системы и их функции.

Уметь: характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; объяснять роль нервной системы и гормонов в организме; различать функции соматической и вегетативной нервной системы

§47,48

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

49

3.Строение и функции спинного мозга.

14.03.

Спинной мозг, его строение и функции

Знать особенности строения и функции головного мозга

Уметь характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма

§49

Набор моделей органов человека Строение спинного мозга;

50

4.Отделы головного мозга, их значение.

 

16.03.

Головной мозг, его строение и функции

Знать особенности строения и функции головного мозга.

Уметь характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма

§50

Набор моделей органов человека Доли, извилины, цитоархитектонические поля головного мозга;

51

5.Контрольная работа №6  по теме «Эндокринная и нервная системы»

18.03.

Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции

Уметь применять на практике полученные знания

Проверь себя

Модели и срезы головного мозга, таблицы «Строение головного мозга» Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

12. Органы чувств.  Анализаторы

5

52

1.Значение органов чувств и анализаторов.

23.03.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы

Знать особенности строения органов и анализаторов

Уметь распознавать на таблицах их основные части, описывать их

§51

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

53

2.Орган зрения и зрительный анализатор.

 

01.04.

Орган зрения, его строение и функции. Зрительный анализатор

Знать особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Уметь объяснять результаты наблюдений

§52

Набор моделей органов человека Глаз. Строение;

Глазное яблоко.

54

3.Заболевания и повреждения глаз.  

 

06.04.

Нарушения зрения, их профилактика. Дальнозоркость, близорукость. Гигиена зрения.

Знать заболевания органов зрения .

Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье

§53

Таблица «Зрительный анализатор», модель глаза Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

55

4.Орган слуха и равновесия. Их анализаторы.

08.04.

Органы слуха, его строение и функции. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Вестибулярный аппарат – орган равновесия

Знать особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Уметь характеризовать вестибулярный аппарат как орган равновесия

§54

 

Таблица «Слуховой  анализатор», модель уха

56

5.Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Контрольная работа  №7 по теме «Органы чувств и анализаторы». 

 

13.04.

Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы

Знать особенности обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов.

Уметь применять на практике полученные знания

§55

 Таблицы по данным анализаторам

13. Поведение и психика

6

57

1.Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга.

15.04.

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Психика и поведение человека.

Знать определения основных понятий.

Уметь характеризовать сущность жизнедеятельности организма

§56, 57,58

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

58

2.Биологические ритмы. Сон и его значение.

20.04.

Биологические ритмы. Сон и его значение, фазы сна. Сон и бодрствование

Знать основные ритмы биоритмов.

Уметь объяснять значение сна для организма человека

§59

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

59

3.Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

22.04.

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Познавательная деятельность мозга, сознание. Речь. Мышление. Память.

Знать особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы.

Уметь характеризовать речь, мышление, память и их значение в поведении человека

§60

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

60

4.Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

27.04.

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Познавательная деятельность мозга, сознание. Речь. Мышление. Память.

Знать особенности высшей нервной деятельности, познавательные процессы.

Уметь характеризовать речь, мышление, память и их значение в поведении человека

§60

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

61

5.Воля и эмоции. Внимание. Способы поддержания внимания.

29.04.

Эмоции. Воля. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Внимание

Знать определение терминов «эмоции», «внимание», «воля».

Уметь: использовать приобретенные знания для организации учебной деятельности; характеризовать волю, эмоции, внимание и их значение в поведении человека

§61

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

62

6.Динамика работоспособности. Режим дня.

04.05.

Измерение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности  и организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Факторы риска: стрессы, переутомление

Знать определение понятия «утомление».

Уметь: анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье; использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха

§ 62

«проверь себя» с. 236-237

Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

14.Индивидуальное  развитие организма  

5

63.

1.Половая система человека.

06.05.

Половая система: женская, мужская

Знать особенности строения женской и мужской половых систем.

Уметь: называть отличительные признаки женской и мужской половых систем, объяснять хромосомный механизм развития организма потому или иному типу

§63

Модели. Таз женский. Сагиттальный разрез;

 Таз мужской. Таблица 39,40

  1. 4

2.Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

11.05.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Инфекции, предающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), и их профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

Знать основные виды наследственных и врожденных заболеваний.

Уметь: объяснять причины проявления наследственных заболеваний; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье

§64

Набор моделей органов человека

  1. 5

3.Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

13.05.

Размножение и развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Внутриутробное развитие. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.

Знать определение понятий «размножение», «оплодотворение».

Уметь: характеризовать сущность процессов размножения и развития человека

§65

Тесты.

Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

6 6

4.О вреде наркогенных веществ.

18.05.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья

Уметь объяснять зависимость собственного здоровья от следования тем или иным привычкам

§66

Модель ДНК;
Молекула белка;  

Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

67

5.Личность и ее особенности.

20.05.

Психические особенности личности: темперамент, характер, интересы,  склонности, способности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни

Знать: основные виды темперамента; определение терминов «мотив» и «потребность»; значение потребностей в жизни человека.

Уметь: характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека

§67

 Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

15. Повторение и обобщение

3

6 8

1.Строение организма человека.

25.05.

Обязательный минимум содержания образования согласно Примерной программы и Требованиям к уровню подготовки учащихся

Уметь применять практические знания при решении практических задач

Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

69

2.Итоговая контрольная работа №7.  

27.05.

Обязательный минимум содержания образования согласно Примерной программы и Требованиям к уровню подготовки учащихся

Уметь применять практические знания при решении практических задач

 Разноуровневые тестовые задания.

70

3. Анализ контрольной работы. Здоровый образ жизни

01.06.

Обязательный минимум содержания образования согласно Примерной программы и Требованиям к уровню подготовки учащихся

Уметь применять практические знания при решении практических задач

Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

 

Список рекомендуемой   учебно- методической литературы.

 

1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.

2. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Рабочие тетради. № 1, 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2010.

3. Настольная книга учителя биологии Г.С. Калинова, В.С. Кучменко  АСТ.  Астрель М. 2002 г.

4.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ  Биология.

5.С.Г. Мамонтов  В.Б. Захаров «Основы общей биологии»: книга для самообразования. М., Просвещение, 1992 г.

6.Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1- 3. М.: Мир, 1990 г.

7.Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие средней школы. 2-е изд. М. 1996.

8.Биологический энциклопедический словарь. М.:Советская энциклопедия, 1986.

ЦОР: мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Анатомия»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 6 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 7 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, авторы: В.Б.Захаров, Н....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...

Рабочая программа курса "Биология" для классов СПО

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ.На изучение курса биологии в соответствии с учебным планом колледжа выделено 78 часо...