Рабочая программа курса биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Изварина Надежда Николаевна

Рабочая программа курса биологии 7 класса по учебнику авторов В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_biologii_7_kl._2014-2015.doc840 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   7КЛАСС   1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, B.C. Кучменко, И.Н. Пономаревой //Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 72с, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004, Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 31.03.2014 г. №253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задами изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

В.М. Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1, 2. - М.: Вентана-Граф, 2014.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения.

2.Федеральный компонент федерального стандарта общего образования.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами.

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Проведение простых биологических исследований: распознование животных разных типов, домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия  разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.

3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; клеток животных, животных своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость.

уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды.

изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными, оказания первой помощи при укусах животных.

4.Календарно-тематическое планирование  уроков

                        по  биологии

Классы      7                         

Учитель   Изварина Надежда Николаевна

Количество часов в году                     70

В неделю                                                  2

Планирование составлено на основе

Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, B.C. Кучменко, И.Н. Пономаревой //Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф,

Учебник 

  В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, ВС.Кучменко. Биология: Животные; учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. В.М.  Константинова, - М.: Вентана-Граф, 2010. -304 с;

Дополнительная литература

  Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. - СПб.: «Специальная Литература», 1996. -240с: ил.;

Животные / Пер. с англ. М.Я. Беньковский и др. - М.: 000 «Издательство Астрель»: 000 «Издательство ACT», 2003. - 624с: ип.;

Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. ~ М.: «Росмэн», 1998. - 88с;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока Тип урока Д/з

Дата

план

Дата

факт

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Измерители

Дополнительные элементы содержания, оборудование

оооборудование

ВВЕДЕНИЕ (5 часов)

1.

Зоология - наука о животных.

01.09.

Зоология - наука о животных. Многообразие животных,  их распространение. Дикие и домашние животные. Черты    сходства    и различия животных и растений. Значение животных.

Называть предмет изучения зоологии.

Вопрос 1 учебника на с.10.

Урок обобщения и систематизации

знаний.

Приводить примеры животных вредителей сельскохозяйственных растений.

Вопрос 5 учебника на с.10

Описывать признаки животных.

Вопрос 4 учебника на с.10 Задание №2 на с.4 в рабочей

тетради с печатной основой №1.

Д.з. §1, задание

№3 в рабочей тетради №1. Повторить       по учебнику «Биология. 6 кл.» материал про четыре среды жизни растений.

Отличать животных от растений.

Выделять значение животных в природе и в жизни человека.

Задание №5 на с.5 в рабочей тетради с печатной основой №1.

2.

Среды жизни и места   обитания животных. Взаимосвязи   животных в природе.

03.09.

Среды жизни и места обитания   животных. Взаимосвязи   животных.

Давать определение понятию

место обитания животного.

Задание №3 на с.6 в рабочей тетради с печатной основой №1.

ТСО, таблицы, модели

Называть основные среды жизни и приводить примеры

животных, обитающих в них.

Анализ рис.7 на с. 11 и рис. 8 на с.13 учебника.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными.

Задание №4 на с.7 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Д.з. §2 до места «Роль животных в природных   сообществах».

Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану.

Задание №2 на с.6 в рабочей тетради с печатной основой №1.


3.

Классификация животных.

08.09.

Классификация    животных.       Значение классификации     животных. Краткая история развития зоологии. Методы изучения животных.

Называть систематические категории.

Задание №2 на с.9 в рабочей тетради с печатной основой №1,

Основные систематические категории животных: царство, подцар-

ство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их со-

подчиненность.

Отличать классификацию растений от классификации животных.

Вопрос 4 учебника на с.20.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задание №3 на с.10 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Объяснять значение классификации животных.

Задание №1 на с.9 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Д.з. §3, §5, задание №5 в рабочей тетради №1.

Характеризовать этапы развития зоологии.

Вопрос 3 учебника на с.25.

4.

Влияние человека на животных.

10.09.

Зависимость    жизни животных от человека. Охрана      животного мира:     заповедники, заказники, памятники природы,   природный национальный парк.

Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных.

Вопрос 1 учебника на с.23.

ТСО, таблицы, модели

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть животных, исчезнувших в результате деятельности человека.

Вопрос 2 учебника на с.23

Описывать меры охраны редких животных.

Вопрос 3 учебника на с.23. Задание №5 на с.12 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Д.з. § 4, §2 место и роль животных в природных сообществах.

Прогнозировать последствия исчезновения животных.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

5.

Входная диагностическая контрольная работа.

15.09.

Тестирование по теме «Введение» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

ТЕМА 1. СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ (3 часа)

6.

Анализ контр. работы. Клетка.

17.09.

Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток.

Перечислять основные органоиды клетки.

Вопрос 1 учебника на с.29.

Цитология - наука о строении клетки.

ТСО, таблицы, модели

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть роль в клетках основных органоидов.

Вопрос 3 учебника на с.29.

Отличать клетки животных от клеток растений.

Вопрос 2 учебника на с.29


Д.з. § 6, задание 3 в рабочей тетради N81 с печатной основой.

Распознавать на рисунке основные органоиды животной клетки.

Задания №1 на с.18 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Объяснять, почему животные могут питаться только готовыми органическими веществами.

Вопрос. 4 учебника на с.29 Задание №5 на с.20 в рабочей тетради с печатной основой №1.

7.

Ткани.

22.09.

Ткань.   Определение особенности    строения. Виды тканей: эпителиальная,    соединительная,   мышечная, нервная. Особенности    строения основных видов тканей.

Давать определение термину

ткани.

Вопрос 1 учебника на с.31.

ТСО, таблицы, модели

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть основные виды тканей.

Вопрос 2 учебника нэ с.31.

Объяснять, почему у животных есть нервная ткань.

Задание №5 на с.21 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Характеризовать основные виды тканей.

Вопрос 2 учебника на с.31. Задание №4 на с.21 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Д.з. § 6.

8.

Органы и системы.

24.09.

Орган - часть организма. Системы      органов: опорно-двигательная система,    пищеварительная,    дыхательная,   выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная,     половая. Организм как целостная система. План строения тела животных. Симметрия тела:   лучевая,  двусторонняя.

Давать определение терминам орган, система органов.

Задание №1 на с.21 в рабочей тетради с печатной основой №1.

ТСО, таблицы, модели

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть системы органов.

Вопрос 1 учебника на с.31. Задание №2 на с.21 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Характеризовать строение и функции систем органов.

Задание №3 на с.23 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Д.з. § 7.

Доказать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязанно.

Задание №4 на с.23 в рабочей тетради с печатной основой №1.

ТЕМА 2. ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ (4 часа)

9.

Тип Саркодовые и класс Жгутиконосцы.

29.09.

Общая характеристика   простейших   как одноклеточных  организмов. Тип       Саркодовые.

Называть среду обитания и способ передвижения.

Вопрос 1 учебника на с.41.

Раковинные амебы, радиолярии, фораминиферы.

Урок изучения и первичного закре-

Описывать условия образования цисты.

Вопрос 5 учебника на с.41. Задание №5 на с.27 в рабочей


пления новых знаний.

Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности: движение,    питание. выделение, дыхание, размножение   (деление клетки). Образование цисты. Раздражимость.

тетради с печатной основой №1.

Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы.

Задания №1 и №2 на с.26 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Д.з. §9, задание 3 на с.27 в рабочей тетради №1 с печатной основой.

Объяснять способ питания и

выделения, размножения.

Вопросы. 3 и 4 учебника на с.41.

Доказывать, что клетка амебы является самостоятельным организмом.

Вопрос 2 учебника на с.41.

10.

Класс Жгутиконосцы.

01.10.

Одноклеточные и колониальные жгутиконосцы. Среда обитания и условия жизни. Особенности    строения и жизнедеятельности. Наличие жгутиков. Автотрофное и гетеротрофное питание.

Распознавать по рисункам и описывать органоиды эвглены зеленой.

Задания №1 и №2 на с.28 в рабочей тетради с печатной основой №1.

ТСО, таблицы, модели

Комбинированный урок.

Называть условия обитания и способ передвижения.

Вопрос 1 учебника на с.46.

Объяснять, почему вольвокс относят к одноклеточным организмам.

Задание №5 на с.29 в рабочей тетради с печатной основой №1. Вопрос 6 учебника на с.46.

Д.з.§10.

Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными.

Задание №4 на с.29 в рабочей тетради с печатной основой №1. Вопрос 4 учебника на с.46.

Выделять черты усложнения у эвглены зеленой.

Задание №3 на с.29 в рабочей тетради с печатной основой №1.

11.

Тип инфузории.

06.10.

Среда обитания. Особенности    строения инфузорий: наличие ресничек, два ядра, две сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли. Особенности   жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой процесс.

Называть функции органоидов инфузории-туфельки.

Задание №3 на с.31 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Выполнение Л.Р.№1

Многообразие инфузорий;   донные виды, паразиты,   малоподвижные виды.

Комбинированный урок.

Распознавать по рисунку и описывать строение инфузории-туфельки.

Задание №1 на с.30 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Л.Р. №1 «Передви

Жение

ж»

Доказывать, что инфузории -более сложные организмы.

Вопросы 2 и 3 учебника на с.51.

жение

инфузории

Выделять особенности размножения у инфузорий.

Вопрос 4 учебника на с.51.

туфельки»

Сравнивать различных представителей простейших.

Задания №2 на с.ЗО и №4 на

с.32 в рабочей тетради с печатной основой №1.

12.

Многообразие простейших. Паразитические

08.10.

Типы      простейших: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории.

Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией.

Вопрос 2 учебника на с.54.

Жизненный   цикл малярийного плазмодия.


простейшие.

Роль   простейших  в природе и в жизни человека. Паразитические  простейшие - возбудители заболеваний человека: малярия, дизентерия.

Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека

Вопрос 3 учебника на с.54.

Урок закрепления и систематизации знаний.

Характеризовать типы простейших.

Задания №1 на с.ЗЗ и №5 на

с.34 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Д.з.§12.

'Высказывать предположение о том, что одноклеточные животные не вымирают.

Задание №4 на с.34 в рабочей тетради с печатной основой №1.

ТЕМА 3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (4 часа)

13.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

13.10.

Признаки   типа   Кишечнополостные: лучевая симметрия, наличие кишечной  полости, стрекательные клетки,   двухслойный мешок. Одиночные и колониальные организмы. Размножение: бесполое и половое.

Называть признаки типа Кишечнополостные.

Вопрос 1 учебника на с.62. Задание №1 на с.39 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Жизненные   формы кишечндполо-стных:   полип   и медуза.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Объяснять значение термина кишечнополостные.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Выделять причинно-следственную  связь   между

образом жизни кишечнополостных и симметрией тела.

Вопрос 3 учебника на с.62.

Д.з. §13 до темы о гидрах.

14.

Пресноводная гидра.

15.10.

Среда обитания и образ жизни пресноводной гидры. Строение  (специализация клеток). Жизнедеятельность: питание,      дыхание, выделение,   размножение и развитие. Регенерация. Механизм   безусловного рефлекса.

Называть образ жизни гидры.

Вопрос 4 учебника на с.62.

В н утри кл еточн ое пищеварение.

ТСО, таблицы, модели

Распознавать строение гидры.

Задание №2 на с.39 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Перечислять значение различных клеток.

Вопрос 2 учебника на с.62.

Комбинированный урок.

Описывать особенности жизнедеятельности гидры.

Вопрос 4 -5 учебника на с.62.

Объяснять при помощи рисунка процесс регенерации пресноводной гидры.

Вопрос 7 учебника на с.62.

Д.з.§13.

Сравнивать строение и жизнедеятельность гидры и инфузории-туфельки.

Задание №3 на с.40 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Характеризовать по плану размножение пресноводной гидры.

Задание №4 на с.40 в рабочей тетради с печатной основой №1.


15.

Морские кишечнополостные

20.10.

Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Классы  кишечнополостных: гидроидные,   сцифоид-

Урок закрепления и систематизации знаний.

Распознавать   и  описывать

представителей типа Кишечнополостные.

ные,   коралловые

полипы.

Доказывать принадлежность представителей к одному типу.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Д.з. §14.

Характеризовать тип Кишечнополостные.

Задания №1 на с.41 и №2 на 42

в рабочей тетради с печатной основой №1.

16.

Контрольная работа №1 по темам «Одноклеточные животные. Тип кишечнополостные»

22.10.

Тестирование по темам «Одноклеточные животные. Тип кишечнополостные» (или письмен- ная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

.

ТЕМА 4.

ТИПЫ: ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ, КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (6 часов)

17.

Тип Плоские черви. Класс Реснич-

27.10.

Признаки типа Плоские черви: трехслой-

Называть функции систем внутренних органов.

Вопрос 3 на с.73 учебника.

Кожно-мускульный    мешок

ные черви.

ные животные, наличие паренхимы, появ-

Узнавать по рисункам и таблицам системы органов.

Задание №1 на с.48 в рабочей тетради с печатной основой №1.

ТСО, таблицы, модели

Урок изучения и первичного закрепления новых зна-

ление систем органов (пищеварительная, выделительная,    по-

Распознавать животных типа Плоские черви.

нии.

ловая, нервная). Размножение.     Гер-

Объяснять поведение белой планарии.

Задание №4 на с.49 в рабочей тетради с печатной основой №1.

мафродиты, внутреннее оплодотворение.

Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными.

Вопросы 2 и 4 на с.73 учебника.

Д-з.§15.

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

Задание №2 на с.48 в рабочей тетради с печатной основой №1.

18.

Разнообразие плоских червей:

29.10.

Плоские черви - возбудители   заболева-

Называть меры защиты от паразитических червей.

Вопрос 3 на с.79 учебника.

Класс Сосальщики. Класс Ленточ-

сосальщики и цепни.

ний человека и животных. Цикл развития пара-

Узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика.

Вопрос 1 на с.79 учебника. Задание №6 на с.53 в рабочей тетради с печатной основой №1.

ные черви.


Комбинированный урок.

зитических червей. Меры защиты от заражения.

Выявлять приспособления к паразитизму.

Вопрос 2 на с.79 учебника Задание №5 на с.56 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Д.з.§16.

Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

"Сравнивать свобод н оживу щи х и паразитических плоских червей.

Вопрос 4 на с.79 учебника. Задания №1 и №2 на с.50 в рабочей тетради с печатной основой №1.

'Характеризовать по плану тип Плоские черви.

Задание №4 на с.52 в рабочей тетради с печатной основой №1.

19.

Тип Круглые черви.

10.11.

Образ   жизни.   Особенности    строения. Наличие    первичной полости. Значение      круглых червей в природе и жизни человека.

Распознавать   и   описывать

животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Вопрос 1 и 2 на с.82 учебника.

ТСО, таблицы, модели

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Объяснять меры профилактики заражения.

Вопрос 5 и 6 на с.83 учебника.

Да §17.

'Характеризовать образ жизни круглых червей.

Вопрос 3 на с.83 учебника.

20.

Тип Кольчатые черви. Л.Р. №2

«Внешнее строение дождевого червя»

12.11.

Образ   жизни.   Особенности    строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы.

Узнавать по рисункам и называть системы органов.

Задания №3 и №4 на с.58 в рабочей тетради с печатной основой №1. Вопрос 1 и 3 на с.87 учебника

Гидроскелет. Класс    Многоще-тинковые черви.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Распознавать   и   описывать

представителей типа Кольчатые черви.

Выполнение лабораторной работы   №2  «Внешнее строение дождевого червя».

Д-з.§18.

Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей.

Вопрос 7 на с.87 учебника. Задание №3 на с.63 в рабочей тетради с печатной основой №1.


21.

Малощетин- ковые черви.

17.11.

Образ жизни и особенности     строения дождевого червя. Значение в природе и жизни человека.

Описывать приспособления для жизни в почве.

Вопрос 2 на с. 92 учебника.

Пиявки.

ТСО, таблицы, модели

Л.Р. №3 «Внутреннее строение дождевого червя»

.

   Л.Р.№3

Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании.

Вопрос 3 на с. 92 учебника.

Д.з. §19, задание №1 в рабочей тетради с печатной основой.

Характеризовать по плану тип Кольчатые черви.

Задание №4 на с.61 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

Выполнение лабораторной работы №3 «Внутреннее строение дождевого червя».

22.

Контрольная работа №2 «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви»

19.11.

Тестирование по темам « Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

ТЕМА 5. ТИП МОЛЛЮСКИ (4 часа)

23.

Общая характеристика типа Моллюски.

24.11.

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни,        особенности строения (мантия, отделы тела). Системы  внутренних органов.   Появление дыхательной    системы. Процессы  жизнедеятельности.

Распознавать и описывать животных типа моллюсков.

ТСО, таблицы, модели

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Выделять особенности строения и функций моллюсков.

Задание №4 на с.67 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Д.з. §20. Задание

№2 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков.

Вопрос 3 на с. 97 учебника.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

Вопрос 2 на с. 97 учебника.

24.

Класс Брюхоногие моллюски.

26.11.

Многообразие и практическое     значение брюхоногих    моллюсков.      Особенности строения.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Комбинированный урок.

"Узнавать системы органов брюхоногих моллюсков.

Задание №2 на с.68 в рабочей тетради с печатной основой №1.


Д.з. §21.

Объяснять значения в природе и в жизни человека.

Вопрос 4 на с. 102 учебника.

Выделять    приспособления

брюхоногих моллюсков к среде обитания.

Вопрос 1 и 3 на с. 102 учебника.

25.

Класс Двустворчатые моллюски.

Л.Р.№4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

01.12.

Многообразие и практическое     значение двустворчатых    моллюсков. Особенности строения.    Строение раковины.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выполнение лабораторной работы №4 «Внешнее строение раковин пресноводных моллюсков».

Механизм образования жемчуга

ТСО, таблицы, модели

*Узнавать системы органов двустворчатых моллюсков.

Задание №2 на с.70 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Д.з. §22, задание №5 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания.

Выполнение лабораторной работы №25.2 «Выявление приспособлений у моллюсков к среде обитания». Вопрос 4 на с 107 учебника

Объяснять значение двустворчатых моллюсков.

Вопрос 4 на с. 107 учебника.

Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

Задание №3 на с.70 в рабочей тетради с печатной основой №1.

26.

Класс Головоно-' гие моллюски.

03.12.

Многообразие и практическое     значение головоногих   моллюсков.     Особенности строения.

Называть функции головоногих моллюсков.

Вопрос 4 на с. 111 учебника.

Комбинированный урок.

Выделять особенности строения головоногих моллюсков

Вопросы 2 и 3 на с. 110 учебника.

Д.з. §23.

Характеризовать по плану представителей классов моллюсков.

Задание №1 на с.73 в рабочей тетради с печатной основой №1.

ТЕМА 6. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (8 часов)

27.

Админ. контрольная работа №3 по теме: «Моллюски». Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные.

08.12.

Тип    Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение рэкооб- разных. Системы   внутренних органов:    пищевари-теп ьная,    дыхательная, кровеносная, выделительная,     нервная, половая, органы чувств.

Распознавать животных типа Членистоногие. зие членистоногих.

Задание №1 на с.79 в рабочей тетради с печатной основой №1

Многообразие ракообразных: десятиногие, листоно- гие, веслоногие, равноногие, раз- ноногие, усоногие.


.

•Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Задание №4 на с.81 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Д-З. §24.

•Выделять отличия внутреннего строения ракообразных.

Вопрос 2 на с. 119 учебника.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

Задание №2 на с.80 в рабочей тетради с печатной основой №1.

28.

Класс Паукообразные.

10.12.

Образ жизни и особенности     строения паукообразных: вось- миногие,    отсутствие усиков; органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы   внутренних органов. Поведение и особенности  жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов паука.

Задание №2 на с.84 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Ловчие сети различных видов пауков. Многообразие паукообразных.

ТСО, таблицы, модели

Комбинированный урок.

Описывать:

•  внешне   строение   паука-крестовика;

Задание №1 на с.83 в рабочей тетради с печатной основой №1. Вопрос 1 на с. 125 учебника.

•  жизнедеятельность пауков.

Вопрос 2 на с. 125 учебника.

Д.з. §25, задание №4 в рабочей тетради с печатной основой №1,

Доказывать, что паукообразные - животные сложной организации.

Вопрос 3 на с. 125 учебника

Характеризовать практическое значение паукообразных.

Задание №5 на с.85 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Наблюдать за поведением паука.

Задание №4 на с.84 в рабочей тетради с печатной основой №1.

29.

Класс Насекомые. Внешнее строение. Л.Р.№5

«Внешнее строение насекомого»

15.12.

Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног крылья у большинства, органы дыхания наземного типа.

Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

Вопрос 2 на с. 129 учебника.

Типы ног у насекомых.

Комбинированный урок.

Выделять    приспособления

насекомых к среде обитания.

Выполнение лабораторной работы №5 «Внешнее строение насекомого». Задание №1 на с.85-86 в рабо-


Типы ротового аппарата: грызу ще-

лижущий, колюще-

сосущий, фильтрующий, сосущий.

чей тетради с печатной основой №1.

Д.з. §26 до внутреннего строения насекомых, задание №1 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.

Вопрос 2 на с. 129 учебника

Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоногих.

Задание №2 на с.86 в рабочей тетради с печатной основой №1.

30.

Внутреннее строение    насекомых.

17.12.

Системы  внутренних органов. Смешанная   полость тела. Жизнедеятельность и поведение   на   раздражение   светом   и химическими веществами. Раздельнополые   организмы.  Внутреннее оплодотворение.

Узнавать системы внутренних

органов.

Задание №3 на с.87 в рабочей тетради с печатной основой №1.

ТСО, таблицы, модели

Урок закрепления знаний.

Описывать поведение насекомых.

Вопрос 4 на с. 129 учебника.

Д-з. §26.

Выделять особенности внутреннего строения насекомых.

Задание №5 на с.87 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Сравнивать внутреннее строение насекомых и паукообразных.

Вопрос 3 на с. 129 учебника. Задание №4 на с.87 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Характеризовать размножение насекомых.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

31.

Типы развития насекомых.

22.12.

Развитие насекомых: с неполным превращением и с полным превращением.   Признаки отрядов насекомых. Стадии   развития   с неполным и полным превращением.

Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением.

Вопросы 1 и 2 на с. 129 учебника Задание №2 на с.89 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Отряды    насекомых с неполным превращением. Отряды    насекомых   с   полным превращением

Урок изучения и. первичного закрепления новых знаний.

Описывать стадии развития насекомых.

Вопрос 3 на с. 135 учебника

Перечислять признаки отрядов.

Вопрос 4 на с. 135 учебника. Задание №1 на с.89 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Д.з. § 27, задание №5 на с. 90 в рабочей тетради №1

Выделять особенности развития насекомых.

Задание №3 на с.90 в рабочей тетради с печатной основой №1.

32.

Полезные насекомые. Охрана насекомых.

24.12.

Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд.

Приводить примеры продуктов пчеловодства и их использования человеком.

Задание №4 на с.93 в рабочей тетради с печатной основой №1

Пчелы и муравьи -   общественные насекомые. Структура особей пчелиной   и   муравьиной семьи.

Урок закрепления знаний.

Описывать значение насекомых в природе и жизни человека.

Вопросы 3 и 4 на с. 140 учебника.


Д.з. §28, задание №1 и №2 нас.92в рабочей тетради №1.

Продукты   пчеловодства. Охрана насекомых.

Доказывать, что тутовый шелкопряд - домашнее животное.

Вопрос 4 на с. 140 учебника.

Характеризовать меры по охране насекомых.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

33.

Насекомые вредители культурных растений и    переносчики заболеваний.

12.01.

Отрицательное   значение      насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы человека  с  насекомыми: физические,   химические,      агротехнические, биологические.

Перечислять меры борьбы с вредными насекомыми.

Вопрос 3 на с. 143 учебника. Задание Na3 на с.95 в рабочей тетради с печатной основой №1.

ТСО, таблицы, модели ■

Называть насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний человека.

Вопрос 2 на с. 143 учебника.

Тип урока: урок закрепления знаний

Приводить примеры насекомых-вредителей и описывать их развитие.

Задание №1 на с.94 в рабочей тетради с печатной основой №1.

Яз. §29.

Характеризовать по плану

насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний.

Задание №4 на с.96 в рабочей тетради с печатной основой №1.

34.

Контрольная работа по темам

«Тип Моллюски. Тип Членистоногие»

14.01.

Тестирование по темам «Тип Моллюски. Тип Членистоногие» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

ТЕМА 7. ТИП ХОРДОВЫЕ (32 часа) ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1 час)

35.

Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные.

19.01.

Признаки   хордовых: внутренний    скелет, нервная  трубка,  пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание       и внешнее     строение. Системы   внутренних органов.

Распознавать животных типа Хордовые.

Выполнение лабораторной работы   №26.7   «Распознавание животных типа Хордовые». Вопрос 1 на с. 151 учебника. Задание №1 на с. 3 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Вторичноротые животные. Описание ланцетника П. С. Палласом. Развитие ланцетника.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Задание №4 на с. 5 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Д.з. §30.

Выделять особенности строения ланцетника для жизни в

воде.

Задание №2 на с. 3 в рабочей тетради с печатной основой №2.


Характеризовать особенности строения ланцетника.

Задание №3 на с. 4 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

Вопрос 4 на с. 151 учебника.

ТЕМА 8. ПОДТИП ЧЕРЕПНЫЕ НАДКЛАСС РЫБЫ (5часов)

36.

Подтип Черепные.     Надкласс

Рыбы. Л.Р.№6

«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

21.01.

Общие признаки подтипа Черепные; наличие  позвоночника  и разделение   нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строения на примере костистой рыбы. Роль   плавников   в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Вопрос 3 на с. 155 учебника

ТСО, таблицы, модели

Комбинированный

урок.

Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб.

Выполнение лабораторной работы №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы». Задание №1 на с. 5 в рабочей тетради с печатной основой №2. Вопрос 2 на с. 155 учебника.

Д.з. §31, задания №2 на с.7 и №4 на с.8 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Определять по рисунку места обитания рыб.

Вопрос 1 на с. 155 учебника.

Характеризовать       функции

плавников рыбы.

Вопрос 4 на с. 155 учебника. Задание №2 на с. 7 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Выделять:

• особенности строения рыб;

• особенности    строения    и функции органов чувств.

Задание №3 на с. 7 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Задание №4 на с. 8 в рабочей тетради с печатной основой №2.

37.

Внутреннее строение рыбы.

Л.Р.№7 «Внутреннее строение рыбы»

26.01.

Системы  внутренних органов:        опорно-двигательная,   пищеварительная,    дыхательная, кровеносная, нервная,       выделительная.

Называть отделы, органы систем и их функцию.

Выполнение лабораторной работы №7 «Внутреннее строение рыбы».

ТСО, таблицы, модели

Комбинированный урок.

Перечислять характерные черты внутреннего строения.

Вопрос 3 на с. 160 учебника.

Д.з. §32.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

Задание №5 на с. 12 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб.

Вопрос 4 на с. 160 учебника.

Выделять особенности строения рыб.

Задание №4 на с. 11 в рабочей тетради с печатной основой №2.


38.

Особенности размножения рыб.

28.01.

Органы размножения. Размножение и развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб. Особенности поведения: миграции, забота о потомстве.

Называть тип оплодотворения у большинства рыб.

Вопрос 2 на с. 162 учебника.

ТСО, таблицы, модели

Урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Приводить примеры проходных рыб.

Задание по выбору учителя.

Выделять особенности строения и функций органов размножения рыб.

Задание №2 и 3 на с. 11 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Д.з. §33.

Объяснять значение миграций в жизни рыб.

Вопрос 3 и 4 на с. 162 учебника.

39.

Основные    систематические группы рыб.

02.02.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие   костистых рыб. Осетровые рыбы (русский осетр, белуга, стерлядь). Двоякодышащие     и кистеперые      рыбы, Значение их в происхождении    наземных позвоночных   животных. Приспособления  рыб к  разным  условиям обитания.

Называть представителей класса хрящевых и костных рыб.

Вопросы 1 и 4 на с. 167 учебника. Задание №4 на с. 19 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Классификация

надкласса  Рыбы. Надклассы  Лопа- степерые и Луче-перые. Двоякодышащие рыбы   (нерацера- тод, лепидосирен).

Комбинированный урок.

Распознавать  и   описывать

наиболее распространенные виды рыб, обитающие в Водоемах Волгоградской области.

Д-з. §34.

Перечислить особенности строения кистеперых и двоякодышащих рыб.

Вопрос 5 на с. 167 учебника

Сравнивать различные отряды костистых рыб.

Вопрос 3 на с. 167 учебника.

Доказывать, что хрящевые рыбы -древняя группа рыб.

Задание №5 на с. 16 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни.

40.

Промысловые рыбы.   Их   использование.

04.02.

Практическое   значение рыб. Рыболовство. Промысловое   значение  рыб.   Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, карпообразные. Рациональное      использование,   охрана

Называть представителей промысловых рыб.

Вопрос 1 на с. 171 учебника Задание №3 на с. 17 в рабочей тетради с печатной основой №2.

География рыбного промысла. Схема  прудового хозяйства. Рыбораэводные заводы и их значение. Аквариумное  рыбоводство. Акклиматизация    рыб: биологическое   и

Урок обобщения и систематизации знаний.

Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение.

Вопрос 3 на с. 171 учебника.

Д.з. §35, выполнение     задания №3 на с.17 в рабочей тетради с печатной основой

Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека.

Вопрос 1 на с. 171 учебника. Задание №3 на с. 17 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Доказывать практическую значимость прудоводства.

Задание №2 на с. 16 и №4 на

с. 17 в рабочей тетради с печат-


№2.

и     воспроизводство рыбных      ресурсов. Прудовое   хозяйство. Виды   рыб,   используемые  в  прудовых хозяйствах.

ной основой №2.

хозяйственное

обоснование.

Объяснять биологическое и хозяйственное      обоснование

акклиматизации.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Обосновывать приемы рационального ведения рыболовства.

Задание №5 на с. 17 в рабочей тетради с печатной основой №2.

ТЕМА 9. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (5 часов)

41.

Места обитания и строение земноводных.

09.02.

Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Внешнее     строение лягушки.      Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура.

Узнавать отделы скелета земноводных.

Задание №4 на с. 24 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Зависимость процессов жизнедеятельности от температуры окружающей среды. Оцепенение.

Урок изучения и

первичного закрепления новых знаний.

Описывать внешнее строение земноводных.

Задание №1 на с. 22 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Описывать приспособления к жизни на суше и в воде.

Вопрос 4 на с. 177 учебника.

Д.з. §36.

Выделять особенности строения земноводных.

Задание №2 на с. 22 в рабочей тетрзди с печатной основой №2.

Сравнивать скелет земноводных и костных рыб.

Вопрос 3 на с. 177 учебника.

42.

Строение и деятельность внутренних органов.

11.02.

Системы   внутренних органов:    пищеварительная,    дыхательная, кровеносная, выделительная,     нервная. Обмен    веществ    и энергии.

Узнавать по рисунку системы

внутренних органов.

Задание №1 на с. 25 в рабочей тетради с печатной основой №2.

ТСО, таблицы, модели

Комбинированный урок.

Описывать строение и функции систем внутренних органов.

Задание №2 на с. 24 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Д.з. §37.

Сравнивать строение систем внутренних органов.

Вопрос 1-3 на с. 180 учебника. Задание №4 на с. 25 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Объяснять, почему у земноводных хуже развит мозжечок, чем у рыб.

Задание №5 на с. 25 в рабочей тетради с печатной основой №2.

43.

Годовой цикл и происхождение земноводных.

16.02.

Размножение.   Внешнее оплодотворение. Развитие  лягушки  с метаморфозом. Сход-

Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных.

Вопрос 2 и 3 на с. 184 учебника.

Влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных.

Комбинированный

Сравнивать по выделенным

Задание №3 на с. 27 в рабочей

147


урок.

ство личинок земноводных   с   рыбами. Вымершие земноводные.

критериям головастика и взрослую особь.

тетради с печатной основой №2.

Возникновение древних    земноводных (ихтиосте-гид)  от древних пресноводных кистеперых    рыб (рипидистий).

Д.з. §38.

Объяснять проявление метаморфоза у головастиков.

Вопрос 4 на с. 184 учебника.

Сравнивать развитие рыбы и лягушки.

Задание №5 на с. 28 в рабочей

тетради с печатной основой №2.

44.

Многообразие и значение земноводных.

18.02.

Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые   (тритоны)   и Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки). Значение   земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Называть:

• места  обитания   земноводных; • основные отряды

Вопрос 1 и 3 на с. 187 учебника.

Хвостатые (саламандры)   и   бесхвостые (квакши). Отряд Червяги.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни.

Выполнение лабораторной работы «Выявление приспособлений земноводных к среде обитания».

Д.з. §39, задание №1 и №3 на с.28-29 в рабочей тетради №2.

Указывать причины сокращения и меры по охране.

Задание №4 на с. 29 в рабочей тетради с печатной основой №2. Вопрос 4 на с. 187 учебника

Характеризовать роль амфибий в природе.

Вопрос 5 на с. 187 учебника.

45.

Контрольная работа №5 «Рыбы и земноводные»

25.02.

Тестирование по темам «Рыбы и земноводные» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

Разноуровневое тестирование.

ТЕМА 10. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ИЛИ РЕПТИЛИИ (4 часа)

46.

Анализ контрольной работы. Внешнее   строение    и    скелет пресмыкающихся.

02.03.

Особенности внешнего строения (на примере   любого   вида ящериц).  Приспособления к жизни в назем но-возд ушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Строение скелета.

Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни.

Вопрос 2-4 на с.192 учебника.

ТСО, таблицы, модели

Объяснять название класса -«Пресмыкающиеся».

Задание №4 на с. 34 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Д.з. §40.

Сравнивать:

• внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона:

Задание №2 на с. 34 в рабочей тетради с печатной основой №2. Задание №5 на с. 35 в рабочей тетради с печатной основой №2.


• скелет ящерицы и ужа.

47.

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

04.03.

Особенности     внутреннего      строения: появление дыхательных путей,  увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ:  питание, дыхание и выделение. Поведение.   Размножение и развитие.

Перечислять усложнения в строении систем органов.

Вопрос 1-3 на с.196 учебника

ТСО, таблицы, модели

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Задание №3 на с. 36 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Комбинированный урок.

Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся.

Вопрос 3 на с.196 учебника

Да §41.

Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства.

Задание №5 на с. 37 в рабочей тетради с печатной основой №2 Вопрос 4 на с.196 учебника

Характеризовать по плану земноводных и пресмыкающихся.

Задание №4 на с. 36 в рабочей тетради с печатной основой №2.

48.

Многообразие пресмыкающихся.

14.03.

Отряды класса Пресмыкающиеся:      чешуйчатые (ящерицы и змеи), черепахи. Ядовитые змеи (степная и обыкновенная гадюки). Меры первой помощи. Неядовитые      змеи (ужи, полозы).

Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов.

Вопрос 1 на с.199 учебника Задание №1 на с 36 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Отряд   Крокодилы.

Комбинированный урок.

Распознавать   и   описывать

представителей отрядов пресмыкающихся.

Вопрос 2 на с.199 учебника

Д.з.§42.

Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся.

Вопрос 4 на с.199 учебника.

49.

Значение     пресмыкающихся. Древние      пресмыкающиеся.

16.03.

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.      Охрана пресмыкающихся. Разнообразие   древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Зверозубые ящеры

Приводить примеры ящеров и их среды жизни.

Вопрос 3-4 на с.203 учебника.

Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Называть причины вымирания ящеров.

Вопрос 4 на с.203 учебника

Объяснять:

• роль   пресмыкающихся в жизни человека и в природе;

• необходимость охраны пресмыкающихся.

Вопрос 1 на с.203 учебника.

Д.з. §43.

Задание №2 на с. 40 в рабочей тетради с печатной основой №2.


ТЕМА 11. КЛАСС ПТИЦЫ (8 часов)

50.

Среда  обитания и внешнее строение птиц.

Л.Р.№8 «Выявление особенностей внешнего строения в связи с образом жизни»

18.03.

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего    строения    птиц. Приспособленность к полету.    Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися.

Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц.

Вопрос 2 на с.209 учебника

ТСО, таблицы, модели

Описывать     приспособления

внешнего строения для полета.

Выполнение лабораторной работы №8«Выявление особенностей внешнего строения в связи с образом жизни».

Д.з. §44, задание №1 на с. 45 в рабочей      тетради №2.

Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц.

Задание №2 на с. 46 в рабочей тетради с печатной основой №2. Вопрос 3 на с.209 учебника.

51.

Опорно-двигательная система птиц.

Л.Р.№9 «Строение скелета птицы»

23.03.

Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полету:  срастание и пневматичность   костей. Мышцы.   Приспособленность   к   полету: большие       грудные мышцы, длинные сухожилия.

Выделять особенности строения скелета птиц.

Выполнение лабораторной работы №9»Строение скелета птицы»

Задание №5 на с. 47 в рабочей тетради с печатной основой №2.

ТСО, таблицы, модели

Комбинированный урок.

Объяснять причины расположения и строения мышц птиц

Вопрос 2 на с.212 учебника.

Д.з.§45. Повторить §41.

Характеризировать изменения скелета птиц в связи с полетом.

Вопрос 1 на с.212 учебника.

52.

Внутреннее строение птиц.

01.04.

Системы   внутренних органов птиц. Приспособления к полету. Интенсивный    обмен веществ.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Задание №2 на с. 48 в рабочей

тетради с печатной основой №2.

ТСО, таблицы, модели

Комбинированный урок.

Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Вопрос 1 и 5 на с.217 учебника

Д.з. §46.

Выделять приспособленность систем внутренних органов птиц к полету.

Задание №3 на с. 48 в рабочей тетради с печатной основой №2. Вопрос 2 на с.217 учебника.

Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся.

Задание №5 на с. 48 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Объяснять:

• почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями; причины интенсивности обмена

Вопрос 4 на с.217 учебника.

Вопрос 3 на с.217 учебника.


веществ.

53.

Размножение и развитие птиц.

06.04.

Органы размножения. Развитие яйца и зародыша. Выводковые и гнездовые птицы.

Называть этапы развития яйца и зародыша.

Вопросы 2 и 3 на с.220 учебника.

ТСО, таблицы, модели

Комбинированный урок.

Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом.

Вопрос 1 на с.220 учебника.

Д.з. §47, задание №2 на с.51 в рабочей тетради №2.

Устанавливать соответствие

между частями яйца и их функциями.

Задание №3 на с. 52 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами.

Вопрос 4 на с.220 учебника

54.

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

08.04.

Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, гнездостроение, насиживание, послег- нездовой период, сезонные миграции.

Называть причины появления у птиц инстинкта перелета.

Вопрос 1 на с.227 учебника

Типы гнезд. Деление птиц на оседлых,    кочующих  и   перелетных.

Описывать сезонные явления в жизни птиц.

Вопрос 1 на с.227 учебника.

Урок закрепления знаний.

Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений

Задание №3-№4 на с. 53-54 в

рабочей тетради с печатной основой №2.

Д.з. §48.

Характеризовать значение гнезд в жизни птиц

Вопрос 3 на с.227 учебника.

55.

Многообразие птиц.

13.04.

Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растител ьнояд н ые, насекомоядные, хищные и всеядные птицы.

Называть экологические группы птиц.

Вопрос 2 на с.236 учебника.

Систематические группы птиц.

Надотряды:   Пингвины,    Страусо- образные, Типичные птицы.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Приводить примеры птиц различных экологических групп.

Задание №2 на с. 55 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Д.з. §49, задание №5 на с. 57 в рабочей тетради №2.

Определять особенности строения птиц различных экологических групп.

Задание №3-№4 на с. 56 в рабочей тетради с печатной основой №2.

56.

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

15.04.

Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах   и   в

Перечислять роль птиц: • в природе; • в жизни человека.

Вопросы 1 и 2 на с.240 учебника.

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние      птицы. Важнейшие    породы домашних   птиц,   их использование  человеком.

Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур.

Задание №4 на с. 58 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Археоптерикс.

Описывать меры по охране птиц и  приводить примеры

редких и охраняемых птиц.

Задание №3 на с. 58 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Д.з. §50, задание №4 на с.61 в рабочей тетради №2,

Распознавать  и описывать

домашних птиц.

Выполнение лабораторной работы «Распознавание домашних

птиц».

Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся.

Вопрос 5 на с.240 учебника. Задание №5 на с. 59 в рабочей тетради с печатной основой №2.

57.

К.Р. №6 по темам: «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы»

20.04.

Тестирование по темам «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

Разноуровневое тестирование.

ТЕМА 12. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ИЛИ ЗВЕРИ (10 часов)

58.

Анализ контрольной работы Внешнее строение. Среды жизни и места обитания.

22.04.

Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих.

Называть общие признаки млекопитающих.

Вопрос 1 на с.246 учебника

ТСО, таблицы, модели

Перечислять функции желез млекопитающих.

Задание №2 на с. 65 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Описывать строение кожи.

Вопросы 2, 4 и 5- на с.246 учебника.

Д.з.§51.

Выделять особенностей внешнего строения.

Задание №1 на с. 64 и №4 на с.66 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих и рептилий.

Задание №5 на с. 66 в рабочей тетради с печатной основой №2. Вопрос 3 на с.246 учебника.


59.

Внутреннее строение млекопитающих.

Л.Р.№10 «Строение скелета млекопитающего»

27.04.

Особенности     внутреннего      строения. Усложнение строения опорно-двигательной и  нервной  системы. Усложнение   органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.

Перечислять особенности строения скелета.

Вопрос 2 на с.253 учебника.

ТСО, таблицы, модели

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Задание №2 на с. 67 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих.

Вопрос 3 на с.253 учебника.

Д.з. §52, задание №3 на с.68 в рабочей тетради №2.

Выделять особенности внутреннего строения.

Выполнение лабораторной работы №10  «Строении скелета  млекопитающего». Задание №1 на с. 67 и №3 на с.68 и №5 на с.70 в рабочей тетради с печатной основой №2.

60.

Размножение и развитие млекопитающих.

29.04.

.

Размножение и развитие, забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления,

Приводить примеры заботы о потомстве.

Вопрос 2 на с.257 учебника

ТСО, таблицы, модели

Комбинированный урок.

Находить черты сходства в

размножении пресмыкающихся и млекопитающих.

Задание №3 на с. 71 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Д.з. §53.

Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком.

Задание №5 на с. 71 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Характеризовать   по   плану

размножение и развитие зародыша.

Задание №2 на с. 71 в рабочей тетради с печатной основой №2,

Объяснять влияние на поведение сезонных изменений.

Вопрос 4 и 6-7 на с.257 учебника.

61.

Происхождение и   многообразие млекопитающих.

04.05.

Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери.

Назвать группу рептилий, от которых произошли млекопитающие.

Вопрос 5 на с.261 учебника

Утконос и ехидна. Сумчатые     плацентарные.   Особенности   биологии. Районы распространения    и разнообразие.

Комбинированный урок.

Перечислить черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся.

Вопрос 1 на с.261 учебника. Задание №1-2 на с. 72 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Д.з. §54.

Описывать строения и жизнедеятельность первозверей.

Вопрос 6 на с.261 учебника

62.

Плацентарные звери:    Насеко-

06.05.

Признаки отряда.

Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.

Задание №2 на с. 74 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Семейства отряда Хищные.


моядные и Рукокрылые,   Грызуны   и   Зайцеобразные. Хищные.

Находить черты сходства между отрядами Грызуны и Зайцеобразные.

Вопрос 2 на с.266 учебника.

Комбинированный урок.

Сравнивать по выделенным критериям плацентарных и первозверей.

Задание №3 на с. 75 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Д.з. §55.

63.

Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и      Непарнокопытные,   Хоботные.

11.05.

Признаки отряда.

Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.

Задание №5 на с. 79 в рабочей

тетради с печатной основой №2. Вопрос 2 на с.272 учебника.

Отряд Хоботные. Строение органов пищеварения     у жвачных и нежвачных.

Выделять особенности отрядов.

Задание №2 на с. 76 в рабочей тетради с печатной основой №2. Вопрос 1 на с.272 учебника

Комбинированный урок.

Доказывать принадлежность к классу млекопитающие.

Задание №1 на с. 76 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Д.з. §56.

Сравнивать отряды млекопитающих,

Задание №4 на с. 77 в рабочей тетради с печатной основой №2.

64.

Отряд Приматы.

13.05.

Признаки отряда. Сходство    человекообразных обезьян  с человеком.

Называть общие черты строения приматов.

Вопрос 1 на с.274 учебника.

Семейства отряда Приматы.

Комбинированный урок.

Доказывать, что обезьяны -наиболее высокоорганизованные животные.

Задание №1 на с. 78 в рабочей тетради с печатной основой №2. Вопрос 2 на с.274 учебника.

Д-з. §57.

Сравнивать человекообразных обезьян и человека.

Задание №3 на с. 78 в рабочей тетради с печатной основой №2. Вопрос 3 на с.274 учебника

65.

Экологические группы млекопитающих.

18.05.

Среда обитания: наземная,    почвенная, водная, воздушная. Экологические   группы: водные, роющие, летающие,   млекопитающие       наземно-древесного     образа жизни.

Перечислять основные экологические группы зверей.

Вопрос 1 на с.277 учебника.

ТСО, таблицы, модели

Урок обобщения и систематизации знаний.

*■

Распознавать   и   описывать

приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп.

Вопрос 3-5 на с.277 учебника. Задание №4 на с. 81 в рабочей тетради с печатной основой №2.

Д.з.§58.

Характеризовать по плану при-

Задание №3 на с. 80 в рабочей тетради с печатной основой №2.


66.

Значение млекопитающих    для человека.

20.05.

2-я неделя мая

Домашние       звери: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот. домашние      свиньи, домашние лошади. Охотничье-промысловые звери. Охрана   млекопитающих:      заповедники, зоопарки,  акклиматизация.

Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих.

Задание №1 на с. 82 в рабочей тетради с печатной основой №2. Вопрос 1 на с.283 учебника

Северные олени. Кролиководство.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Распознавать  и  описывать

домашних зверей.

Называть промысловых животных.

Вопрос 3 на с.284 учебника

Д.з. §59.

Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых млекопитающих.

Задание №5 на с. 83 в рабочей тетради с печатной основой №2. Вопрос 5 на с.284 учебника.

Объяснять роль млекопитающих природе и в жизни человека.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

67.

К.Р. №7 «Млекопитающие.

25.05.

2-я

неделя мая

Тестирование по темам «Млекопитающие» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

Разноуровневое тестирование.

Урок      контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

ТЕМА 13. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (3 часа)

68.

Анализ контроль.

работы.

работы. Доказательства эволюции     животного     мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции.

27.05.

3-я неделя мая

Понятие об эволюции. Учение Ч. Дарвина. Доказательства   эволюции. Многообразие животных - результат эволюции.

Называть факторы эволюции.

Вопрос 3 на с.290 учебника.

Естественный отбор и  наследственная   изменчивость.

Доказательства эволюции животного мира.

Учение Ч.Дарвина

Основные этапы развития животного мира на Земле.

Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов

Приводить    доказательства

эволюции животного мира.

Задание №3-4 на с. 88 в рабочей тетради с печатной основой №2. Вопрос 1-2 на с.294 учебника.

Д.з. §60 -61.

Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов.

ТСО, таблицы, модели

69.

Итоговая контрольная работа.

01.06.

3-я неделя мая

.

Урок контроля знаний.

.

Д.з. §61.

70.

Анализ к.р. Итоговый урок.

01.06.

7. Источники информации и средства обучения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, ВС.Кучменко. Биология: Животные; учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. И.Н.Пономаревой, - М.: Вентана-Граф, 2010. -224с;

а также методических пособий для учителя:

1). В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. -
М.: Вентана-Граф, 2008;        
*

2). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2008. - 72с;

дополнительной литературы для учителя:

1). А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. - М. Дрофа, 2008, -96с;

2). Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. ТА. Козловой, В. И. Сивоглазова, Е. ТБровкиной и др. издательства Дрофа;

3). Дмитриева Т.А., Суматохин СВ. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002- 128с:6 ил. - (Дидактические материалы);

4). Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2009. - 224с;

5). Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е. Т., Белых В. И. -М.: Издательский Дом ТЕНДЖВР", 1997. - 56с;

6). Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001. - 192с;

7). Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 258с: ил.- («Занимательные уроки»);

8) Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с;

для учащихся:

1). Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. - СПб.: «Специальная Литература», 1996. -240с: ил.;

2). Животные / Пер. с англ. М.Я. Беньковский и др. - М.: 000 «Издательство Астрель»: 000 «Издательство ACT», 2003. - 624с: ип.;

3). Красная книга Волгоградской области. Т. 1. Животные. -Волгоград: 000 «Издательство Волгоград», 2004. - 172с;

4). Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. ~ М.: «Росмэн», 1998. - 88с;

5). Секреты природы / Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. -432с;

6). Сладкое И. Покажите мне их! Зоология для детей /Художн. Р.Варшамов. - М.: РОСМЭН, 1994. -183с: сил.;

7). Старикович С.Ф. Замечательные звери: Рассказы /Художн. Р.Варшамов. - М.:РОСМЭН, 1994. -144с: сил.;

8). Суматохин С. В, Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.;

9).Энциклопедия для детей. 1.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с.:ил.;

10). Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. X. Тамбиев; - М.: 000 «Фирма "Издательство ACT'»; 000 «Астрель», 1999. - 464с: ил.;

11).Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. - М.: 000 «Фирма "Издательство ACT"»; 000 «Астрель», 2001 - 400с: ил.;

12). Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б. Ф. Сергеев; - М.: 000 «Фирма "Издательство ACT»; 000 «Астрель», 1999. - 480с: ил.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 6 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 7 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, авторы: В.Б.Захаров, Н....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...

Рабочая программа курса "Биология" для классов СПО

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ.На изучение курса биологии в соответствии с учебным планом колледжа выделено 78 часо...