Рабочая программа курса биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа курса биологии 6 класс по учебнику авторов И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, 70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_70_ch._po_biologii_6_kl._2014-2015.doc | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка 6 класс
Рабочая программа составлена на основе
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-ого класса «Биология - 6 (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н.Пономаревой, B.C. Кучменко //Биология в основной школе: Программы. М,: Вентана-Граф, 2010.
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 31 марта 2014 г. № 253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. 6 класс. Часть 1,2. - М.: Вентана-Граф, 2014.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
2. Федеральный компонент федерального стандарта общего образования.
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Обязательный минимум содержания образовательных программ.
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий;систем органов растений .
СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений . Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; растений, и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений;
- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
4. Тематический план
№ темы | Название темы | Кол-во часов | Форма организации учебных занятий | |
Контрольные работы | Лабораторные работы | |||
Введение. | 1ч. | |||
1. | Общее знакомство с растениями. | 6ч. | 1 | 1 |
2. | Клеточное строение растений. | 5ч. | 1 | 2 |
3. | Органы цветковых растений. | 18ч. | 1 | 7 |
4. | Основные процессы жизнедеятельности растений. | 11ч. | 1 | 1 |
5. | Основные отделы царства растений. | 10ч. | 1 | 2 |
6. | Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. | 4ч. | ||
7. | Царство бактерий. | 3ч. | ||
8. | Царство. Грибы. Лишайники. | 3ч. | ||
9. | Природные сообщества. | 5ч. | ||
Заключение по курсу биологии 6 класса. Итого: | 4ч. 70ч. | 1 |
5.Календарно-тематическое планирование уроков по биологии
Классы 6
Учитель Изварина Надежда Николаевна
Количество часов в году 70
В неделю 2
Планирование составлено на основе
Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н.Пономаревой, B.C. Кучменко //Биология в основной школе: Программы. М,: Вентана-Граф,
Учебник
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники
Дополнительная литература
Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с 6 ил.;
Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР):
Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с;
6.Поурочное календарное планирование
№ | Наименование темы | Кол-во час. | № урока | Название темы урока | Дата план | Дата факт | УМК | Оборудование |
Введение | 1ч | 1 | Наука о растениях — ботаника. | 02.09. | Введение стр. 4-7 | Таблица «Царства живой природы», «Цветковое растение и его органы», гербарий | ||
1. | Общее знакомство с растениями | 6 ч. | 2 | Мир растений. | 03.09. | (1) стр. 8-11 | Таблицы «Цветковое растение и его органы", гербарий | |
3 | Лабораторная работа №1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»». | 09.09. | (2) стр. 11-16 | ТСО. ИКТ | ||||
4 | Семенные и споровые растения. | 10.09. | (2) стр. 11-16 | Таблицы «Цветковое растение и его органы», «Семя», гербарий | ||||
5 | Растение — живой организм. | 16.09. | (3) стр. 16-18 | Таблица «Цветковое растение и его органы», гербарий | ||||
6 | Условия жизни растений. | 17.09. | (4) стр. 19-22 | ТСО. ИКТ | ||||
7 | Входная контрольная работа. Среды жизни растений. | 23.09. | (5) стр. 22-24 | ТСО. ИКТ | ||||
2. | Клеточное строение растений | 5ч | 8 | Лабораторная работа №2 «Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата». | 24.09. | (6) стр. 27-28 | Микроскопы | |
9 | Лабораторная работа №3 «Строение растительной клетки». | 30.09. | (7) стр. 29-31 | Микроскопы | ||||
10 | Процессы жизнедеятельности клетки. | 01.10. | (8) стр. 32-34 | Таблица «Строение растительной клетки» | ||||
11 | Ткани растений и их виды. | 07.10. | (9) стр. 34-36: проверь себя стр. 37 | Микроскопы | ||||
12 | Контрольная работа №1 по теме: «Клеточное строение растений». | 08.10. | Повторение изученного материала. | |||||
3. | Органы цветковых растений | 18 ч. | 13 | Анализ контрольной работы. Семя и его строение. Лабораторная работа№4. | 14.10. | (10) стр. 38-43 | Микроскопы, таблица «Семя» | |
14 | Условия прорастания семян. | 15.10. | (11) стр. 43-46 | Коллекция семян | ||||
15 | Значение семян. | 21.10. | (12) стр. 47-49 | Коллекция семян | ||||
16 | Корень и его внешнее, внутреннее строение. Лабораторная работа №5. | 22.10. | (13) стр. 50-52 | Таблица «Корень», гербарий, микроскопы | ||||
17 | Рост корня | 28.10. | (14) стр. 53-55 | Таблицы «Корень», «Рост растений». | ||||
18 | Значение корней и их разнообразие | 29.10. | (15) стр. 56-58: проверь себя стр. 59 | Таблицы«Корень», «Рост растений» , гербарий | ||||
19 | Побег. Строение и значение для растения. Лабораторная работа №6 | 11.11. | (16) стр. 60-62 | Таблица «Побег и почка. Стебель», гербарий, микроскопы | ||||
20 | Развитие побегов из почек | 12.11. | (17) стр. 62-64 | Таблицы «Рост растений», «Побег и почка. Стебель», гербарий | ||||
21 | Лист — часть побега, его внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа №7 | 18.11. | (18) стр. 65-69 | Микроскопы | ||||
22 | Значение листа в жизни растения. | 19.11. | (19) стр. 69-73; проверь себя стр. 73-74 | Таблицы «Лист», «Побег и почка. Стебель», гербарий | ||||
23 | Стебель — часть побега, его внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа № 8. | 25.11. | (20) стр. 74-78 | Таблица «Побег и почка. Стебель», гербарий Микроскопы | ||||
24 | Видоизменения подземных побегов. Лабораторная работа №9. | 26.11. | (21) стр. 79-82; проверь себя стр. 83 | Таблицы «Побег и почка. Стебель», «Вегетативные органы растений», гербарий | ||||
25 | Цветок, его строение и значение. Лабораторная работа №10. | 02.12. | (22) стр. 83-88 | Микроскопы | ||||
26 | Цветение и опыление растений. | 03.12. | (23) стр. 88-90 | ИКТ | ||||
27 | Плод. Его значение и многообразие форм. | 09.12. | (24) стр. 91-93 | Коллекция плодов | ||||
28 | Растительный организм как живая система (биосистема). | 10.12. | (25) стр. 94-95; проверь себя стр. 95-96 | Таблицы «Плод» | ||||
29 | Подготовка к контрольной работе | 16.12. | Повторение изученного материала | |||||
30 | Административная контрольная работа№2. | 17.12. | Повторение изученного материала. | |||||
4. | Основные процессы жизнедеятельности растений | 11 ч. | 31 | Анализ контрольной работы. Корневое питание растений. | 23.12. | (26) стр. 97-99 | Таблицы «Корень», «Проводящая ткань растений», гербарий | |
32 | Воздушное питание растений и фотосинтез | 24.12. | (27) стр. 100-103 | Таблицы «Лист», «Основная ткань растений», «Запасные вещества и ткани растений» | ||||
33 | Космическая роль зеленых растений. | 13.01. | (28) стр. 103-106 | Гербарий | ||||
34 | Дыхание растений и обмен веществ. | 14.01. | (29) стр. 106-109 | Таблицы «Лист», «Основная ткань растений», «Запасные вещества и ткани растений». ИКТ | ||||
35 | Значение воды в жизни растений. | 20.01. | (30) стр. 110-112; проверь себя стр. 113 | ИКТ | ||||
36 | Размножение растений. Оплодотворение. | 21.01. | (31) стр. 114-117 | Микроскопы | ||||
37 | Вегетативное размножение растений. | 27.01. | (32) стр. 118-120 | Таблицы «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений». ИКТ | ||||
38 | Использование вегетативного размножения человеком. Лабораторная работа №11 | 28.01. | (33) стр. 121-124 | Таблицы «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений». | ||||
39 | Рост и развитие растительного организма. | 03.02. | (34) стр. 126-127 | Таблицы «Рост растений», «Возрастные размножения в жизни растений», ИКТ | ||||
40 | Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. | 04.02. | (35) стр. 128-130; проверь себя стр. 131 | Таблицы «Рост растений», «Возрастные размножения в жизни растений»,. ИКТ | ||||
41 | Административная контрольная работа №3 по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений». | 10.02. | Повторение изученного материала. | |||||
5. | Основные отделы царства растений | 10 ч. | 42 | Анализ контрольной работы. Классификация растений. | 11.02. | (36) стр. 132-135 | Таблица «Царства живой природы», гербарий | |
43 | Водоросли. Общая характеристика. | 17.02. | (37) стр. 135-139 | Таблица «Водоросли. Лишайники», гербарий | ||||
44 | Многообразие водорослей, их значение. Лабораторная работа № 12. | 18.02. | (38) стр. 139-142; проверь себя стр. 143 | Таблиц «Водоросли. Лишайники», гербарий | ||||
45 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа №13. | 24.02. | (39) стр. 144-147 | Таблица «Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники», гербарий | ||||
46 | Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение. | 25.02. | (40) стр. 147-151; проверь себя стр. 151 | Таблица «Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники», гербарий | ||||
47 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | 03.03. | (41) стр. 152-156 | Таблица «Голосеменные», гербарий | ||||
48 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | 04.03. | (42) стр. 156-161 | Таблицы «Покрытосеменные. Двудольные», «Покрытосеменные. Однодольные.», гербарий | ||||
49 | Семейства класса Однодольные растения. | 10.03. | (43) стр. 161-167 | Таблица «Покрытосеменные. Двудольные», гербарий | ||||
50 | Семейства класса Двудольные растения. | 11.03. | (44) стр. 167-171; проверь себя стр. 171-172 | Таблица «Покрытосеменные. Однодольные.», гербарий | ||||
51 | Административная контрольная работа №4 по теме: «Отделы царства растений». | 17.03. | Повторение изученного материала. | |||||
6. | Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле | 4 ч. | 52 | Анализ контрольной работы. Понятие об эволюции растительного мира. | 18.03. | (45) стр. 173-176 | ИКТ | |
53 | Эволюция высших растений. | 31.03. | (46) стр. 177-179 | ИКТ | ||||
54 | Многообразие и происхождение культурных растений. | 01.04. | (47) стр. 180-182 | Таблица «Дикорастущие и культурные растения», ИКТ | ||||
55 | Дары Старого и Нового Света. | 07.04. | (48) стр. 183-186: проверь себя стр. 186-187 | Таблица «Дикорастущие и культурные растения», ИКТ | ||||
7 | Царство Бактерии | 3 ч. | 56 | Бактерии. Общая характеристика, строение. | 08.04. | (49) стр. 188-190 | Таблица «Бактерии. Грибы», ИКТ | |
57 | Многообразие бактерий. | 14.04 | (50) стр. 190-193 | Таблица «Бактерии. Грибы» | ||||
58 | Значение бактерий в природе и в жизни человека | 15.04. | (51) стр. 193-195: проверь себя стр.195-196 | |||||
8 | Царство Грибы. Лишайники | 3 ч. | 59 | Царство Грибы. Общая характеристика. | 21.04. | (52) стр. 197-201 | Коллекция муляжей | |
60 | Многообразие и значение грибов. | 22.04. | (53) стр. 53-204 | Таблица «Бактерии. Грибы», гербарий | ||||
61 | Лишайники. Общая характеристика и строение | 28.04. | (54) стр. 204-207; проверь себя стр. 207-208 | Таблица «Водоросли. Лишайники», гербарий | ||||
9. | Природные сообщества | 5 ч. | 62 | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. | 29.04. | (55) стр. 209-212 | ИКТ | |
63 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. | 05.05. | (56) стр. 213-216 | ИКТ. ТСО | ||||
64 | Смена природных сообществ. | 06.05. | (57) стр. 216-219 | ИКТ | ||||
65 | Многообразие природных сообществ. | 12.05. | (58) стр. 219-221 | ИКТ. ТСО | ||||
66 | Жизнь организмов в природе | 13.05. | (59) стр. 222-224; | |||||
67 | Обобщение, повторение | 19.05. | Проверь себя стр. 224-225 | |||||
68 | Итоговая контрольная работа №5. | 20.05. | Повторение изученного | |||||
69 | Анализ контрольной работы. Задание на лето. | 26.05. | Стр. 226-227 | |||||
70 | Экскурсия в природу на тему: «Весна в жизни природного сообщества». Подведение итогов. | 29.05. |
7. Источники информации и средства обучения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2010. -240с;
а также методических пособий для учителя:
1). И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2008;
2). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 72с;
дополнительной литературы для учителя:
1). А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с;
2).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.ТБровкиной и др. издательства Дрофа;
3). Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с: 6 ил. - (Дидактические материалы);
4). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с;
для учащихся:
- Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с 6 ил.;
- Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР):
Кн.1.- М.: Агропромиздат, 1989. - 383с: ил.; - Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с;
- Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк/ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. -
528с: ил.; - Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994. - с. 92-684;
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.:
Просвещение, 1994. - 218с; - Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с;
- Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с;
- Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -
М.: 1996. -556с; - Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с: ил.;
- Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г В. Устименко. - М.: Мысль, 1994.
-381с: ил.; - Новиков В. С, Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для
учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с: ил. Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994. - с. 92-684; - Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.:
Просвещение, 1994. - 218с; - Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с;
- Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с;
- Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -
М.: 1996. -556с; - Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с: ил.;
- Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г В. Устименко. - М.: Мысль, 1994.
-381с: ил.; - Новиков В. С, Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для
учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с: ил.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб
ликанский мультимедиа центр, 2004 - Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный ком
плекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С - Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Со-нина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 6 КЛАССЕ
Рабочая программа составлена наоснове авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 7 КЛАССЕ
Рабочая программа составлена наоснове авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, авторы: В.Б.Захаров, Н....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ
Рабочая программа составлена наоснове авторской программы «Биология» (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...
Рабочая программа курса "Биология" для классов СПО
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ.На изучение курса биологии в соответствии с учебным планом колледжа выделено 78 часо...
Рабочая программа курса «Биология. Живой организм. 6 класс» (Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин)
Рабочая программа и тематическое планирование. Биология 6 класс...