Разработка тематического планирования по биологии, 11 класс с промежуточной аттестацией по программе Н.И.Сонина.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Разработка тематического планирования по биологии, 11 класс с промежуточной аттестацией по программе Н.И.Сонина. Планы составлены на основе Стандартов образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_plan.doc | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО 1 В.Н.Журавлева Протокол № от« » 2014 года | «Согласовано» заместитель директора по учебной работе МБОУ «СОШ № 6» Бавлинского муниципального района РТ / Г.Р.Залеева | «Утверждено» директор МБОУ «СОШ №6» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан /Т.А.Малахова/ |
Приказ № 167 от «29» августа 2014 года | ||
«29» августа 2014 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Биология
в 11 классе
Аблязизовой Римы Раисовны
учителя биологии высшей квалификационной категории
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 11класса
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии
- Приказа МО и НРТ от 10.07.2012 года № 4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования»
- Примерных программ основного общего и среднего общего образования по биологии
- И. Б Агафоновой, В.И, Сивоглазова, 2011 год.
- Учебного плана МБОУ «СОШ №6» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год.
- Положения о рабочей программе учителя МБОУ «СОШ №6» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан»
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
- На изучение биологии в 11 классе на базовом уровне отводится 34 часа
- В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):
-освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм): об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естестренно-научной картины мира; о методах научного познания; -овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений, биологии, вошедших в общечеловеческую культуру сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; -воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношение) окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики, заболеваний, правил поведения в природе. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на развитие
внутрипредметных связей, а также, с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе Особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной 'картины' мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования, для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умения, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология на ступени среднего полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Общая биология. Базовый уровень: учебник для 11 класса ; В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, И.И.Сонина; методическое пособие к учебнику авторов В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, И.И.Сонина.- издательство «Учитель», 2006 год.
Дополнительной литературы для учителя:
1)Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы с мультимедийным приложением.,издательство «Планета», 2012 год.
2) Г.М. Муртазин Задачи и упражнения по общей биологии, М.
3) О.Б.Гигани, О.Н. Спиранской Общая биология.-М, «Уникум центр», 2001 год
4)Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология.-М.:Дрофа, 2008 год и другие.
МУЛЬТИМЕДИАРЕСУРСЫ:
Биология.10-11 класс. Мультимедийное приложение к учебнику 10-11 классы.
Интернет ресурсы: «ФЦИОР», «Киорилла и Мефодия», «ЦОР»Ы. и др.
Содержание программы за курс «Общая биология. 11 класс», базовый уровень:
Тема 1. Закономерности развития живой природы (10 часов)
1.История представлений в додарвиновский период.
2.Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.
3. Естественный отбор –главная движущая сила эволюции.
4. Борьба за существование.
5. Микроэволюция. Вид.
Лабораторная работа №1 по теме «Описание особей вида по морфологическому критерию».
6. Эволюционная роль мутации.
Л.р.№2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».
7. Приспособленность организмов.
8. Относительная приспособленность.
Лабораторная работа №3 по теме «Выявление приспособленности»
9. Видообразование.
10. Обобщающий урок по теме: «Эволюционное учение».
Тема 2 Макроэволюция (3 часа)
1.Пути достижения биологического прогресса
2. Аллогенез. Катагенез.
3. Обобщающий урок-семинар по теме: «Макроэволюция»
Тема 3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)
1.Развитие жизни на Земле.
Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».
2. Развитие жизни в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эрах.
3. Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.
Урок-семинар по теме: «Развитие жизни на Земле».
Тема 4. Происхождение человека (4 часа)
1. Происхождение человека.
Практическая работа №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».
2. Стадии эволюции человека.
3. Первые современные люди. Расы.
4. Обобщающий урок. Семинар по теме:
«Происхождение человека».
Тема 5.Биосфера.
1.Биосфера и структура.(2часа)
2.Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.
Практическая работа №3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Тема 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии (5 часов)
1. Биогеоценозы. Причины устойчивости и смены экосистем.
Практическая работа № 4«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».
Лабораторная работа №4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях».
2. Абиотические факторы.
Практическая работа №5 «Решение экологических задач».
Взаимодействие факторов среды.
3. Биотические факторы среды.
4. Взаимоотношения между организмами
Тема 7. Биосфера и человек (4 часа)
1. Ноосфера.
2. Антропогенное влияние на природу.
Последствия деятельности человека в окружающей среде.
Лабораторная работа №5 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».
3. Охрана природы.
Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения.
Практическая работа № 6 «Анализ и оценка экологических проблем и путей их решения».
4. Правила поведения в окружающей среде.
Обобщающий урок-семинар по теме «Экология».
Тема 8. Бионика (2 часа).
1.Бионика
2. Роль биологии в будущем. Заключительный обобщающий урок.
Итого:34 часа, в том числе:
Срезы знаний по разделам тем-8
Лабораторных работ -5
Практических работ -6, итоговое тестирование-1.
№ | Наименование раздела. Тема урока. | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся. | Вид контро- ля. Измери- тели. | Элементы содержания образования. | Домашнее задание | Дата проведения | Коли-чество часов | Примеча-ния | |||||
По план | Фак. | |||||||||||||
Раздел 1. Закономерности развития живой природы (10 часов) | ||||||||||||||
1. | История представ-лений в додарви-новский период. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | Вводный урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Давать определения ключевым понятиям Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Работа с вопросами ЕГЭ. Работа с текстом учебника, поисковый материал Формулировать законы «Упражнения и неупражнение органов» и «Наследования благоприятных признаков». | Индиви- дуальный опрос | Давать определение ключевым понятиям. Ключевые понятия Эволюция Креационизм Трансформизм Классификация Таксоны Факты История эволюционных идей. Введение термина «эволюция» Ш.Бонне. Представления о сущности жизни и ее развитии(Конфуций, Диоген, Фалес, Анаксагор, Демокрит, Пифагор, Гиппократ, иистотель); господство идеалистических идей. Закономерности «Система природы» К.Линнея. Критика теории Ж.Б.Ламарка его современниками. Законы «Упражнение и неупражнение органов». Назвать ученых и их вклад в развитие биологической науки. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. | П.1.1.2 – 1.1.3 стр.9-17 вопросы с.19 | 3.09 | 1 | ||||||
2. | Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. | Комбинированный | Давать определения ключевым понятиям. Ключевые понятия Эволюционная палеонтология Определенная изменчивость Неопределенная изменчивость Называть Естественнонаучные и социально-экономические предпосыли возникновения учения Ч.Дарвина. Факты Объяснять Роль биологии в формировании научного мировоззрения. Находить информацию в различных источниках. | Фронт-альный опрос, срез знаний. | Ключевые понятия Эволюционная палеонтология Определенная изменчивость Неопределенная изменчивость Факты Естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Давать определение ключевым понятиям Ключевые понятия Искусственный отбор Наследственная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор Факты Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира. Процессы. Искусственный отбор, естественный отбор. Теории Эволюционная теория Ч.Дарвина. | п.1.2.1.-1.3, стр.20-24 | 10.09 | 1 | ||||||
3. | Естественный отбор –главная движущая сила эволюции. | Комбинированный | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать: естественный отбор как результат борьбы за существование; - формы естественного отбора Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения. Работа с вопросами ЕГЭ. Работа с текстом учебника, поисковый материал. | Индиви- дуальный опрос | Ключевые понятия Борьба за существование Естественный отбор Движущий отбор Стабилизирующий отбор Факты Движущие силы Давать определение ключевым понятиям(факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор -главная движущая сила эволюции. Процессы Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений. Называть причину борьбы за существование. | П.1.3.1 -1.3.2 | 17.09 | 1 | ||||||
4. | Борьба за существование. | Комбинированный | Работа с вопросами ЕГЭ. | фронт-альный опрос, Индиви- дуальный опрос | Называть причину борьбы за существование.Давать определение ключевым понятиям | 24.09 | . | 1 | ||||||
5. | Микроэволюция. Вид. Лабораторная работа №1 по теме «Описание особей вида по морфологическому критерию». | Работа с текстом учебника, поисковый материал | фронт-альный опрос | Ключевые понятия Вид Критерии вида Генофонд Популяция Объекты Виды. Гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода. Факты Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала. Давать определение. | . П.4.1, стр. 40-42 | 01.10 | . | 1 | ||||||
6. | Эволюционная роль мутации. Л.р.№2 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | Комбинированный | Работа с вопросами ЕГЭ. | Индиви- дуальный опрос | Давать определение ключевым понятиям | П.1.4.2 – 1.4.5 | 08.10 | 1 | ||||||
7. | Приспособленность организмов. | Изучение нового материала | Характеризовать: Приспособленность как закономерный результат эволюции; виды адаптации. Работа с текстом учебника, поисковый материал Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения. Давать определения ключевым понятиям. Приспособленность… Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды:> механизм возникновения приспособлений; ^относительный характер приспособлений. | фронт-альный опрос | Ключевые понятия Адаптации и их многообразие, виды адаптации (морфологические, физиологические). Характеризовать: Приспособленность как закономерный результат эволюции; виды адаптации. зиологические, поведенческие). Факты Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания. Адаптация как результат эволюции. | П. 1.4.6.-1.4.7 | 15.10 | 1 | ||||||
8. | Относительная приспособленность. Лабораторная работа №3 по теме «Выявление приспособленности» | Комбинированный | Характеризовать: Приспособленность как закономерный результат эволюции; виды адаптации. Работа с текстом учебника, поисковый материал Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения. Давать определения ключевым понятиям. Приспособленность. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды:> механизм возникновения приспособлений. Относитель ный характер приспособлений. Выявление приспособленности. | фронт-альный опрос | Ключевые понятия Адаптации и их многообразие, виды адаптации Факты Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания. Адаптация как результат эволюции. | 22.10 | 1 | |||||||
9. | Видообразование. | Комбинированный | Факты Видообразование - результат эволюции. | фронт-альный опрос | Называть способы видообразования и приводить примеры. | П.1.4.7., стр.70-77 | 29.10 | 1 | ||||||
10. | Обобщающий урок по теме: «Эволюционное учение». | Тестирование. | Повторе ние, коррек ция знаний. | 12.11 | 2неднояб | 1 | ||||||||
Раздел 2 Макроэволюция (3 часа) | ||||||||||||||
11. | Пути достижения биологического прогресса | Изучение нового материала | Работа с плакатами (аро- морфоэ) | фронт-альный опрос | Давать определение ключевым понятиям | п.2.1. стр 78- 85 | 19.11 | 1 | ||||||
12. | Аллогенез. Катагенез. | Комбинированный | Работа с плакатами (идиоадаптация, регресс) Работа с вопросами ЕГЭ | фронт-альный опрос | Давать определение ключевым понятиям | п.2.2 стр. 86-95 | 26.11 | 1 | ||||||
13. | Обобщающий урок-семинар по теме: «Макроэволюция» | Работа с плакатами (ди- вергенция, конверген-ция, параллелизм) | Индиви- дуальный опрос | 0312 | 1 | |||||||||
Раздел 3. Происхождение жизни на Земле (3 часа) | ||||||||||||||
14. | Развитие жизни на Земле. Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни». | Работа с таблицей учебника, с таблицей периодов. | фронт-альный опрос | Давать определение ключевым понятиям. | П. 3.1 – 3.2 | 10.12 | 1 | |||||||
15. | Развитие жизни в архейскую, протеро-зойскую и палео-зойскую эрах. | Комбинированный | Работа с таблицей учебника, с таблицей периодов. | фронт-альный опрос | Давать определение ключевым понятиям | П.3.3 – 3.4 | 17.12 | 1 | ||||||
16. | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. Урок-семинар по теме: «Развитие жизни на Земле». | Работа с вопросами ЕГЭ | Индиви- дуальный опрос | 24.12 | 1 | |||||||||
Раздел 4. Происхождение человека (6 часов) | ||||||||||||||
17. | Происхождение чело-века. Практическая работа №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека». | Изучение нового материала | Составление таблицы Работа с текстом учебника, поисковый материал | Индиви- дуальный опрос | Давать определение ключевым понятиям. Называть: -стадии эволюции человека; -представителей каждой эволюцион-ной стадии. Характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза. | П.4.1 – 4.2 | 31.12 | 1 | ||||||
18. | Стадии эволюции человека. | Комбинированный | Составление таблицы, ссылка на таблицу учебника | фронт-альный опрос | Называть: -стадии эволюции человека; -представителей каждой эволюцион-ной стадии. | П.4.3 изучить | 14.01 | 1 | ||||||
19. | Первые современные люди. Расы. | Изучение нового материала | Составление таблицы, ссылка на таблицу учебника | фронт-альный опрос | Называть и различать человеческие расы. Объяснять механизмы формирования рас-ывых признаков. | П.4.4 | 21.01 | 1 | ||||||
20. | Обобщающий урок. Семинар по теме: «Происхождение человека». | Урок контроля и оценки знаний | Работа с вопросами ЕГЭ | Тестов-ая конт-рольная работа. | 28.01 | 1 | ||||||||
21. | Раздел 5. Биосфера. Биосфера и структура. | Комбинированный | Работа с терминами, текстом учебника | фронт-альный опрос | Давать определение ключевым понятиям | П.5.1 стр.151-152 | 28.01 | 1 | ||||||
22. | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Практическая работа №3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). | Комбинированный | Опорные схемы, выступления по ним учащихся или по презентациям | Индиви- дуальный опрос | Давать определение ключевым понятиям | П.5.2 | 04.02 | 1 | ||||||
Раздел 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии (5 часов) | ||||||||||||||
23. | Биогеоценозы. Причины устойчивости и смены экосистем. Практическая работа № 4«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». Лабораторная работа №4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях». | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника, поисковый материал Работа с вопросами ЕГЭ | Индиви- дуальный опрос | Давать определение ключевым понятиям. Называть: -задачи экологии; -экологические факторы. Обосновывать роль экологии в решении практических задач. | П.6.1 – 6.2 | 11.02 | 1 | ||||||
24.-25 | Абиотические факторы. Практическая работа №5 «Решение экологических задач». | Комбинированный | Работа с текстом учебника, поисковый материал Работа с вопросами ЕГЭ | фронт-альный опрос | Давать определение ключевым понятиям. Называть основные абиотические факторы. Описывать приспособления организмов к определенному ком-плексу абиотических факторов. | П.6.2 | 18.02 25.02 | 2 | ||||||
26. | Взаимодействие факторов среды. | Изучен-ие нового материала | Работа с текстом учебника, поисковый материал | Индиви- дуальный опрос | Давать определение ключевым понятиям | П.6.3.3 | 04.03 | 1 | ||||||
27. | Биотические факторы среды. | Комби-нированный | Работа с текстом учебника, поисковый материал Работа с вопросами ЕГЭ | фронт-альный опрос | П.6.3.4 | 11.03 | 1 | |||||||
28. | Взаимоотношения между организмами | Комбинированный | Работа с вопросами ЕГЭ | Изучить п.6.4 | 18.03 | 1 | ||||||||
Раздел 7. Биосфера и человек (4 часа) | ||||||||||||||
29. | Ноосфера. | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника, поисковый материал | Индиви- дуальный опрос | Давать определение ключевым понятиям | П.7.1 | 01.04 | 1 | ||||||
30. | Антропогенное влияние на природу. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Лабораторная работа №5 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». | Изучение нового материала | Работа с вопросами ЕГЭ | фронт-альный опрос | Давать определение ключевым понятиям. | П.7.2 – 7.3 | 08.04 | 1 | ||||||
31. | Охрана природы. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения. Практическая работа № 6 «Анализ и оценка экологических проблем и путей их решения». | Комби-нированный | Ознакомление с законами об охране природы Работа с вопросами ЕГЭ | фронт-альный опрос | Давать определение ключевым понятиям | П.7.4 | 22.04 | . | 1 | |||||
32. | Правила поведения в окружающей среде. Обобщающий урок-семинар по теме «Экология». | Работа с вопросами ЕГЭ | Индиви- дуальный опрос | 06.05 | 1 | |||||||||
Раздел 8. Бионика (2 часа). | ||||||||||||||
33. | Бионика | Изуче-ние нового материала | Презентация учащихся | Индиви- дуальный опрос | Давать определение ключевым понятиям | Стр. 259-270 | 13.05 | 1 | ||||||
34. | Роль биологии в будущем. Заключительный обобщающий урок. | Презентация учащихся | Индиви- дуальный опрос | 20.05 | 1 |
Промежуточная аттестация по биологии
ученика (цы) 11__ класса МБОУ «СОШ №6»
города Бавлы Бавлинского района
___________________________
Тестирование.
Промежуточная аттестация по биологии
ученика (цы) _11класса МБОУ «СОШ №6»
города Бавлы Бавлинского района
___________________________
Тестирование.
Вариант 1
Часть I. Из предложенных четырех ответов выберите один правильный :
1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:
а) формулировании биогенетического закона;
б) создании первой эволюционной теории;
в) разработке теории естественного отбора;
г) создании закона наследственных рядов.
2. Наследуются признаки следующей изменчивости:
а) определенной; б) модификационной; в)мутационной; г)групповой.
3. Движущая форма отбора обычно приводит к:
а) уничтожению особей с отклонениями от прежней нормы реакции;
б) сужению прежней нормы реакции;
в) расширению прежней нормы реакции;
г) сдвигу прежней нормы реакции.
4.Гомологичными органами являются:
а) лапа кошки и нога мухи; в) чешуя рептилий и перья птицы;
б) глаз человека и глаз паука; г) крыло бабочки и крыло птицы.
5. Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путём:
а) ароморфоза; б) идиоадаптации; в) общей дегенерации; г) направленной эволюции
6. К идиоадаптации следует отнести:
а) многоклеточность; в) двойное дыхание;
б) четырёхкамерное сердце млекопитающих; г) лишение хлорофилла.
7. Рудиментарным органом человеческого организма является:
а) аппендикс; в) копчиковый отдел позвоночника;
б) третье веко; г) всё перечисленное.
8. В эпоху великого оледенения жили: ,
а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) синантропы; г) питекантропы.
9. Взаимодействие актинии и рака-отшельника называется;
а) симбиозом; б) паразитизмом; в) комменсализмом; г) конкуренцией.
10. Наибольшая биомасса в биоценозе луга у:
а) зелёных растений; б) бактерий; в) травоядных животных; г) плотоядных животных
Часть П. Из предложенных шести ответов выберете три правильных ответа:
11. К автотрофным организмам относятся:
а) фотосинтетики; в) хемосинтетики; д) консументы;
б) млекопитающие; г) продуценты; е) редуценты.
12. Примерами ароморфоза являются:
а) уплощение тела у данных рыб; г) покровительственная окраска;
б) возникновение полового процесса; д) появление хобота у слона;
в) усложнение нервной системой; е) вскармливание детенышей молоком.
13. Установите последовательность событий, происходящих при освоении живыми организмами
новых безжизненных территорий:
а) выветривание горных пород;
б) появление травянистых растений, кустарников;
в) образование тончайшего слоя почвы;
г) появление бактерий, водорослей, накипных лишайников;
д) заселение мхов и кустистых лишайников;
е) появление лесных сообществ. 1
Дайте краткий ответ.
- Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах? (1 балл). Часть III. Дайте полный развернутый ответ.
- Муха-пчеловидка сходна по окраске и форме тела с пчелой. Назовите тип её защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности? (3 балла).
Ответы
.'"
1-6; 2-в; 3-г; 4-в; 5-а; 6-в; 7-г; 8-6; 9-а; 10-а; 11-а, в, г; 12-6, в, е, 13-а, г, в, д, б, е.
14. Они образуют органические вещества из неорганических и относятся к продуцентам.
15. а) тип приспособленности- мимикрия, подражание окраски и формы тела незащищенного
животного защищенному;
б) сходство_с1Дчелой предупреждает возможного хищника об опаснос1и_быть ужаленным;
в) муха-пчеловидка становится добычей молодых птиц, у которых ещё не выработался реф-
лекс на пчелу.
2 вариант
Часть I. Из предложенных четырех ответов выберите один правильный:
1. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:
а) борьба за существование; в) естественный отбор;
б) наследственная изменчивость; г) всё перечисленное.
2. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:
а) определенная; 6) модификационная; в) групповая; г) мутационная.
3. Естественный отбор действует на уровне:
а) отдельного организма; б)популяции; в) вида; г) биоценоза.
4. Аналогичными органами являются:
а) жабры рака и жабры рыбы; в) листья берёзы и иголки кактуса;
б) лапа собаки и крыло птицы; г) чешуя рептилий и перья птиц.
5. Микроэволюция приводит к образованию новых:
а) семейных групп; б) подвидов и видов; в) родов; г) отрядов и семейств.
6. К ароморфозу можно отнести:
а) лишение хлорофилла; 6) двойное дыхание; в) многоклеточность; г) ветроопыление.
7. К атавизму можно отнести:
а) третье веко; 6) многососковость; в) аппендикс; г) нет верного ответа.
8. Человек умелый, изготавливавший из камня орудия груда, относится к.
а) древнейшим людям; б) древним людям; в) обезьянолюдям; г) новым людям.
9. Конкуренция- это отношение между:
а) хищниками и жертвами;
б) видами со сходными потребностями;
в) паразитами и хозяевами;
г) живыми организмами и абиотическими факторами.
10. Продуктивностью экосистемы называется:
а) её суммарная биомасса;
б) прирост этой биомассы за единицу времени;
в) суммарная биомасса продуцентов;
г) суммарная биомасса консументов.
Часть II. Из предложенных шести ответов выберите три правильных ответа:
11. К гетеротрофным организмам относятся:
а) фотосинтетики; г) плотоядные животные;
б) травяные животные; д) редуценты;
в) консументы; е) продуценты.
12. Примерами идиоадаптации является:
а) насекомоядность; г) наличие цветка;
б) перекрестные опыление; д) теплокровность;
в) наличие побегов; е) утрата шерсти у млекопитающих.
13. Установите последовательность событий, происходящих в популяции в процессе микроэво-
люции:
а) фенотипическое проявление мутации, перешедших в гомозиготное состояние;
б) дивергенция внутри вида, образование новых популяций и подвидов;
в) попадание под действие естественного отбора новых наследственных изменений;
г) накопление фенотипически не проявляющихся наследственных изменений;
д) постоянно протекающий мутационный процесс и свободное скрещивание особей внутри
популяции;
е) изоляция подвидов.
Часть III. Дайте развёрнутый ответ:
14.Чем отличается микроэволюция от макроэволюции?
Дайте полный развернутый ответ:
15.Клоп-солдатик имеет яркую окраску. Назовите тип его защитного приспособления, объясни: его значение и относительный характер приспособленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по биологии для 8 класса (по Сонину)
Данная рабочая программа и тематическое планирование составлено на основе Программы основного общего образования по биологии. VI—IX классы, автор Н. И. Сонин. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, ...
тематическое планирование по биологии 7 класс,автор Сонин Н.И. 2часа
Программа для общеобразовательных учреждений по биологии (5-9) составлена на основе авторской программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина, составленной в соответствии с ф...
тематическое планирование по биологии 8 класс,автор Сонин Н.И. 2часа
Программа для общеобразовательных учреждений по биологии (5-9) составлена на основе авторской программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина, составленной в соответствии с ф...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Календарно- тематическое планирование по биологии по программе Н.И. Сонина
Каландарно- тематическое планирование по биологии содержит все программы включая 5-7 класс по ФГОС....
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс, линейный курс Сонин, Захаров
Календарно-тематическое планирование, линейный курс Сонин, Захаров...