Технологическая карта урока "Строение и жизнедеятельность бактерий"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Приложение 1
1 группа – изучает строение бактерий.
Задания:
1. Прочитайте текст параграфа (стр. 28) и предложенный текст, изучите рисунок 14 учебника на стр. 29.
Текст:
Бактерии очень просто устроены, у них отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет даже ядра. Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая располагается прямо в цитоплазме. Клетка бактерии снаружи покрыта плотной оболочкой, а у некоторых и слизистой капсулой. На поверхности клетки могут находиться ворсинки, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных.
2. Найдите в тексте нужную информацию и, используя ватман, изобразите схему строения бактериальной клетки, отобразив все особенности ее строения.
3. Используя рисунок докажите, что клетка бактерий отличается от клетки растений.
4. Выделите признаки, по которым бактерии относятся к прокариотам.
2 группа – изучает многообразие форм бактерий и их распространение.
Задание:
1. Прочитайте текст параграфа (Распространение бактерий - стр. 28) и предложенный текст.
Текст:
Бактерии – мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет, прежде чем появились другие организмы. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, в атмосфере и недрах земной коры. Больше всего их обитает в почве (в 1 грамме почвы содержится до 3 миллиардов бактерий).
2. Найдите в тексте нужную информацию и, используя ватман, составьте схему «Распространение бактерий».
3. Прочитайте текст параграфа (Форма бактерий - стр. 28), изучите рисунок 13 учебника на стр. 28. Составьте кластер «Многообразие форм бактерий»
4. Решите задачу: Известно, что в морском воздухе на 1мм3 воздуха содержится 1 бактерия. Подсчитайте сколько бактерий содержится а) в 1 мм3 воздуха городско парка, если в нем бактерий больше в 400 раз, чем в морском воздухе; б) в 1 мм3 воздуха городской улицы, если на ней бактерий больше в 12 раз, чем в парке; в) в 1 мм3 воздуха непроветренной комнаты, если в ней бактерий больше в 56 раз, чем на городской улице.
5. Объясните, почему необходимо проветривать класс перед началом урока.
3 группа – изучает питание бактерий.
Задание:
1. Прочитайте текст параграфа (Питание бактерий - стр. 29) и предложенный текст.
Текст:
Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами, такой способ питания называется гетеротрофным. Гетеротрофы могут питаться готовыми органическими веществами, образующимися в процессе гниения или веществами выделяемыми другими живыми организмами. Это бактерии сапрофиты (бактерии гниения, бактерии брожения). Кроме этого бактерии могут питаться за счет органических веществ живых организмов – это бактерии паразиты. Лишь немногие бактерии способны синтезировать органические вещества из неорганических. Такой способ питания называется автотрофным. Автотрофные бактерии способны получать органические вещества за счет фотосинтеза (сине-зеленые водоросли или цианобактерии, пурпурные) или за счет расщепления химических веществ (железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие)
2. Найдите в тексте нужную информацию и сделайте презентацию на тему «Особенности питания бактерий» (или используя ватман, закончите схему и подготовьте рассказ на тему «Особенности питания бактерий»:
Питание
гетеротрофное автотрофное)
3. Выпишите новые слова и объясните их значение, используя предложенный текст или текст учебника.
4 группа – изучает размножение бактерий, их приспособление к неблагоприятным условиям.
1. Прочитайте текст параграфа (Размножение бактерий - стр. 30) и предложенный текст.
Текст:
Размножаются бактерии деление 1 клетки на 2. При благоприятных условиях у некоторых бактерий происходит деление каждые 15-30 минут. Ученые подсчитали, что при такой скорости деления потомки 1 бактериальной клетки через 2 суток покроет поверхность земли многометровым слоем.
2. Найдите в тексте нужную информацию и изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.
3. Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Подсчитайте, сколько бактерий образуется из одной клетки за 3 часа, если деление клетки идет каждые 30 минут.
4. На основании выше указанного текста учебника определите, какие условия являются неблагоприятными для размножения бактерий?
Используя ватман, изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды (или изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий).
5. На основании текста учебника (Образование спор – стр. 30) сформулируйте и запишите определение “Спора – это…”.
6. Докажите, что споры бактерий служат не для размножения, а для перенесения неблагоприятныз условий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС...
Технологическая карта учебного занятия "Бактерии: строение и жизнедеятельность"
Урок разработан на основе программы ФГОС современного обучения в 5 классе.Целью урока является формирование представлений о Царстве «Бактерии» как живых организмах, населяющих все среды жизни, о...
Технологическая карта урока "Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании"
Методическая разработка урока в соответсвтии с ФГОС для 6 класса по учебнику "ОБЖ 6 класс" под редакцией А.Т. Смирнова...
Технологическая карта урока по биологии "Бактерии и вирусы" 9 класс
Представлена разработка технологической карты урока по биологии "Бактерии и вирусы" 9 класс по ФГОС...
Технологическая карта урока по теме "Бактерии"
Разработка урока содержит техногогическую карту урока, материалы для организации работы в группах и презентацию....
Технологическая карта урока по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". Биология. 5 класс.
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе. Тема урока "Бактерии: строение и жизнедеятельность". На уроке предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, парная, групповая и...