Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bakterii._stroenie_i_zhiznedeyatelnost.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата: 27.11.14 | Класс: 5 | |
Название предмета: биология | Фамилия, имя, отчество учителя: Фунтова Ирина Геннадьевна | |
Тема урока: Бактерии: строение и жизнедеятельность | ||
№ 11/2 | Тип урока: комбинированный урок | |
Цели образовательные: - познакомить учащихся с Царством Бактерии, показать особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот и клеток эукариот); - углубить знания о типах питания бактерий; - систематизировать знания учащихся о жизнедеятельности бактерий | ||
Цели развивающие: - продолжить отработку навыков работы в группе; - продолжить формирование навыка работы с различными источниками информации | ||
Цели воспитательные: - привитие правил экологической культуры поведения; - способствовать формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту | ||
Планируемые результаты | ||
Личностные | Л1- реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике; | |
Метапредметные | ||
| П1 -Продолжить формирование умения работать с таблицей. П2 - Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. П3 - Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации. | |
| К1 - Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). К2 - Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. К3 - Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. | |
| Р1 - Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. Р2 - Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Р3 - Продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта. Р4 - Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. | |
Предметные | Пр1- выявление существенных признаков прокариот и эукариот; Пр2- определение принадлежности бактерий к прокариотам; Пр3- различение на рисунках частей бактериальной клетки; Пр4- выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе | |
Средства обучения компьютер, проектор, карточки, тесты, плакаты, таблицы, видеофильмы | ||
УМК «Алгоритм успеха» авторская линия Пономаревой |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (продолжение)
Этапы урока | Содержание учебного материала | Содержание педагогического взаимодействия | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||
I. Организационный | Приветствует учащихся Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Подготовка учебных принадлежностей Отвечают на приветствие учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку | Умение подготовить рабочее место для занятий | |
II. Проверка степени усвоения содержания учебного материала | Систематика. Царства живой природы | Предлагает расположить систематические категории в порядке возрастания (текст на слайде); выбирает ученика, который будет выполнять задание устно, остальные – в тетрадях (слайд 1) Предлагает эталон ответа (слайд 2), предлагает оценить свой ответ ответчику | Расставляют систематические категории в порядке соподчинения; Отвечающий озвучивает свой вариант выполнения задания; Остальные осуществляют самоконтроль, корректируют ответы по необходимости | П1, П3, К3, |
Предлагает выполнить задание на слайде (по терминологии систематики), объясняет порядок выполнения задания (вставить пропущенные слова) (слайд 2) Предлагает эталон ответа (слайд 3) | Выполняют задания в тетради, затем один ученик озвучивает свой вариант ответа, осуществляет самоконтроль по эталону | К3, Р4 | ||
Предлагает заполнить кроссворд (слайд 4) | Предлагают свои варианты ответа на вопросы (устно), проверяют правильность ответов | К2, К3, Р4 | ||
III. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала | Задает вопросы, подводящие к теме урока: - Все ли организмы имеют клеточное строение? - Все ли клетки имеют ядро? (слайд 5) Обращает внимание учащихся на особенности строения бактериальной клетки, которые уже изучены на предыдущих уроках Предлагает определить тему урока (слайд 6) | Дают устные ответы на вопросы | К3, Пр1, Пр2 | |
IV. Постановка познавательной задачи | Задает вопрос: «Почему бактерии настолько многочисленны, широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?» (слайд 7) Основываясь на ответах учащихся, формулирует цели урока | Высказывают свое мнение, план поиска ответа на вопрос | Р1, Р2, К2, К3 | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий | Бактрии как особое царство живых организмов с определенным набором признаков | Задает вопрос: «Кто такие бактерии?», предлагает найти ответ в учебнике или вспомнить то, что было сказано о бактериях в ходе обсуждения на уроке | Дают ответ на вопрос, ищут определение бактерий в учебнике, предлагают свою формулировку, записывают формулировку в тетрадь | П2, Р3, Пр2 |
Предлагает свой вариант записи определения, помогает учащимся выбрать лучшее определение, дает указание записать его (слайд 8) | ||||
Строение бактериальной клетки | Определяет задание «Зарисовать схему строения бактериальной клетки», (слайд 9) Найти в тексте значение каждой части клетки бактерии Обращает внимание учащихся на сложную структуру оболочки бактериальной клетки (слайд 10) | Зарисовывают бактериальную клетку, используют рисунки из учебника или на слайде презентации Находят в тексте учебника значение компонентов бактериальной клетки | П2, Пр3 | |
Формы бактериальных клеток, типы питания, тип размножения | Предлагает найти в тексте учебника и назвать возможные формы бактериальных клеток, Анализирует ответы учащихся, корректирует при необходимости, используя слайд-презентацию (слайд 11, 12) Дает задание составить схему «Формы бактериальных клеток», корректирует ответы учащихся, предлагает наиболее удачный вариант схемы для записи в тетрадь | Ищут в тексте учебника, называют возможные формы бактериальных клеток, предлагают свои варианты оформления схемы «Формы бактериальных клеток», переносят схему в тетрадь | П2, П3, Р3 | |
Ведет диалог с учащимися класса, помогает им вспомнить типы питания организмов, предлагает предположить какие формы будут характерны для бактерий; (слайд 13) | Один из учащихся называет типы питания организмов, остальные проверяют правильность ответов | Пр4, Р3, П2 | ||
Дает задание, основываясь на фотографии бактериальной клетки определить какой тип размножения будет для нее характерен (слайд 14-15) | ||||
VI. Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала | Предлагает найти определение терминов в учебнике, ответить на вопросы:
| Ищут в тексте учебника определения терминов, основываясь на знании терминов, отвечают на вопросы (устно) (работа в группе) | П2, К1, К2, К3, Пр2, Пр4 | |
VII. Физкультминутка | Дает задание учащимся по снятию напряжения в мышцах рук | Выполняют задания учителя, повторяют упражнения | ||
VIII. Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний | Предлагает объяснить роль бактерий в природе, основываясь на схеме «Круговорот веществ в природе» (слайд 17) | Высказывают свои варианты, обосновывают их | К2, Р2, Пр4, Л1 | |
IX. Обобщение и систематизация знаний | Объясняет задание, соотнести название форм бактериальной клетки и определение терминов, предлагает эталон правильного ответа для взаимоконтроля учащихся (слайд 18) Проводит фронтальный опрос: (слайд 19)
| Отвечают в тетрадях, осуществляют взаимопроверку по эталону Отвечают на вопросы | Р4, К1, П2 | |
Х. Рефлексия | Предлагает высказать свое мнение о результативности работы на уроке, просит дать оценку работе класса в целом, эмоциональной оценке урока в целом | Высказывают свое мнение о результативности работы на уроке, Дают оценку работе класса в целом, эмоциональную оценку урока в целом | К2, Р2 | |
XI. Подведение итогов | Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты | Анализируют итоги работы на уроке, высказывают свое согласие / несогласие с оценками за работу на уроке | Р4 | |
XII. Домашнее задание | Объявляет домашнее задание. (слайд 20) Дает комментарии по выполнению домашнего задания: «3» Параграфы 9-10 читать, устно ответить на вопросы в конце параграфов; «4» Заполнить таблицу «Значение бактерий в природе и жизни человека»; «5»
| Используя информационные ресурсы (учебник, интернет-ресурсы, материалы библиотеки) выполняют задания | П1, Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Л1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...
Разработка интернет - урока по биологии в 6 классе. Тема: "Бактерии: строение и жизнедеятельность"
Тип урока: урок изучения нового материала. Формы урока: урок – исследование Прогнозируемый результат: 1. Умение работать с источниками информации, с микроскопами, лабораторным оборудованием. 2. Знают ...
технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»
технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...
Урок биологии 5 класс. Тема: «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность».
Изучаемый в рамках урока материал позволит знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, разнообразие и распространение бактерий, отличать бактерии от других живых организмов...
Технологическая карта урока биологии 6 класс Пономарева И.Н.
Урок изучения нового материала и применения знаний и умений, урок-исследование.Типы корневых систем. Строение корня. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе...
Урок биологии в 5 классе Тема «Бактерии: строение и жизнедеятельность»
Цель: формирование у учащихся представлений о царстве Бактерии, особенностях их строения и жизнедеятельности.Задачи:1) познакомить учащихся с самой древней группой живых организмов – бактериями...
Технологическая карта урока в 5 классе "Царство Бактерии" в соответствии с ФГОС
Технологическая разработка содержит конспект урока с прописанными целями и этапами урока, презентацию к уроку. Разработка составлена по УМК В.В. Пасечника...