Технологическая карта урока по теме"Бактерии:строение и жизнедеятельность"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Максимович Нонна Егоровна

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bakterii_stroenie_i_zhiznedeyatelnost.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 1.11.16

Класс: 5

Название предмета: биология

Фамилия, имя, отчество учителя: Максимович Нонна Егоровна

Тема урока: Бактерии: строение и жизнедеятельность

Тип урока: комбинированный урок

Цели образовательные:

- познакомить учащихся с Царством Бактерии, показать особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот и клеток эукариот);  

- систематизировать и углубить знания учащихся о жизнедеятельности бактерий( питание, дыхание, размножение).

Цели развивающие:

- продолжить отработку навыков работы в группе (паре);

 - продолжить формирование навыка работы с различными источниками информации

Цели воспитательные:

 - привитие правил экологической культуры поведения;

 - способствовать формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту

Планируемые результаты

Личностные

Л1- реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике;

Метапредметные

  • познавательные

П1 -Продолжить формирование умения работать с учебником.

П2 - Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

П3 - Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

  • коммуникативные

К1 - Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

К2 - Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

К3 - Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

  • регулятивные

Р1 - Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Р2 - Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Р3 - Продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.

Р4 - Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Предметные

Пр1- выявление существенных признаков прокариот и эукариот;

Пр2- определение принадлежности бактерий к прокариотам;

Пр3-  различение на рисунках частей бактериальной клетки;

Пр4- выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе

Средства обучения: ноутбук,, проектор, карточки, презентация.

УМК «Алгоритм успеха» авторская линия Пономаревой

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (продолжение)

Этапы урока

Содержание учебного материала

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный

Приветствует учащихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Подготовка учебных принадлежностей

Отвечают на приветствие учителя.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку

Умение подготовить рабочее место для занятий

II. Проверка степени усвоения содержания учебного материала

Систематика. Царства живой природы

Предлагает определить представителей царств живой природы(слайд 3)

Предлагает  оценить свой ответ ответчику

Отвечающий озвучивает свой вариант выполнения задания;

Остальные осуществляют самоконтроль, корректируют ответы по необходимости

П1, П3, К3,

Р4

Предлагает выполнить задание на слайде (по терминологии систематики), объясняет порядок выполнения задания Предлагает эталон ответа (слайд 4)

Выполняют задания в тетради, затем один ученик озвучивает свой вариант ответа, осуществляет самоконтроль по эталону

К3, Р4

Предлагают свои варианты ответа на вопросы (устно), проверяют правильность ответов

К2, К3, Р4

III. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала

Задает вопросы, подводящие к теме урока:

- Все ли организмы имеют клеточное строение?

- Все ли клетки имеют ядро? (слайд 5)

Обращает внимание учащихся на особенности строения бактериальной клетки, которые уже изучены на предыдущих уроках

Предлагает определить тему урока (слайд 6)

Дают устные ответы на вопросы

К3, Пр1, Пр2

IV. Постановка познавательной задачи

Задает вопрос: «Почему бактерии настолько многочисленны, широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?» (слайд 7)

Основываясь на ответах учащихся, формулирует цели урока

Высказывают свое мнение, план поиска ответа на вопрос

Р1, Р2, К2, К3

V. Усвоение новых знаний и способов действий

Бактрии как особое царство живых организмов с определенным набором признаков

Задает вопрос: «Кто такие бактерии?», предлагает найти ответ в учебнике или вспомнить то, что было сказано о бактериях в ходе обсуждения на уроке

Дают ответ на вопрос, ищут определение бактерий в учебнике, предлагают свою формулировку, записывают формулировку в тетрадь

П2, Р3, Пр2

Предлагает свой вариант записи определения, помогает учащимся выбрать лучшее определение, дает указание записать его (слайд 8)

Строение бактериальной клетки

Определяет задание «Зарисовать схему строения бактериальной клетки», (слайд 9)

Найти в тексте значение каждой части клетки бактерии

Обращает внимание учащихся на сложную структуру оболочки бактериальной клетки (слайд 10)

Зарисовывают бактериальную клетку, используют рисунки из учебника или на слайде презентации

Находят в тексте учебника значение компонентов бактериальной клетки

П2, Пр3

Формы бактериальных клеток, типы питания, тип размножения

Предлагает найти в тексте учебника и назвать возможные формы бактериальных клеток,

Анализирует ответы учащихся, корректирует при необходимости, используя слайд-презентацию (слайд 11, 12)

Дает задание составить схему «Формы бактериальных клеток», корректирует ответы учащихся, предлагает наиболее удачный вариант схемы для записи в тетрадь

Ищут в тексте учебника, называют возможные формы бактериальных клеток, предлагают свои варианты оформления схемы «Формы бактериальных клеток», переносят схему в тетрадь

П2, П3, Р3

Ведет диалог с учащимися класса, помогает им вспомнить типы питания организмов, предлагает предположить какие формы будут характерны для бактерий; (слайд 13)

Один из учащихся называет типы питания организмов, остальные проверяют правильность ответов

Пр4, Р3, П2

Дает задание, основываясь на фотографии бактериальной клетки определить какой тип размножения будет для нее характерен (слайд 14-15)

VI. Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала

Предлагает найти определение терминов в учебнике, ответить на вопросы:

  • Фотосинтез - …….
  • Цианобактерии - ……
  • Автотрофы - …….
  • Синезеленые водоросли - …….

  1. Что означают термины?
  2. Каким образом взаимосвязаны между собой? (слайд 16)

Ищут в тексте учебника определения терминов, основываясь на знании терминов, отвечают на вопросы (устно) (работа в группе)

П2, К1, К2, К3, Пр2, Пр4

VII. Физкультминутка

Дает задание учащимся по снятию напряжения в мышцах рук

Выполняют задания учителя, повторяют упражнения

VIII. Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний

Вставьте в предложениях пропущенные слова

Высказывают свои варианты, обосновывают их

К2, Р2, Пр4, Л1

IX. Обобщение и систематизация знаний

Объясняет задание, соотнести название форм бактериальной клетки и определение терминов, предлагает эталон правильного ответа для взаимоконтроля учащихся (слайд 18)

Проводит фронтальный опрос: (слайд 19)

  1. Каковы основные признаки бактерий?
  2. На какие группы делятся бактерии по питанию?
  3. Как размножаются бактерии?
  4. Что такое спора бактерий и для чего она служит?        

Отвечают в тетрадях, осуществляют взаимопроверку по эталону

Отвечают на вопросы

Р4, К1, П2

Х. Рефлексия

Предлагает высказать свое мнение о результативности работы на уроке, просит дать оценку работе класса в целом, эмоциональной оценке урока в целом

Высказывают свое мнение о результативности работы на уроке, Дают оценку работе класса в целом, эмоциональную оценку урока в целом

К2, Р2

XI. Подведение итогов

Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты

Анализируют итоги работы на уроке, высказывают свое согласие / несогласие с оценками за работу на уроке

Р4

XII. Домашнее задание

Объявляет домашнее задание. (слайд 20)

Дает комментарии по выполнению домашнего задания:

«3» Параграфы   читать, устно ответить  на вопросы в конце параграфов;

  • Составить 5 вопросов по теме «Бактерии» с кратким ответом (слово или термин в ответе)
  • Составить 5 вопросов подразумевающих ответ «да»/«нет»  (биологический диктант по теме «Бактерии»
  • Подготовить модель бактерии

Используя информационные ресурсы (учебник, интернет-ресурсы, материалы библиотеки) выполняют задания

П1, Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Л1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Урок по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность"

Урок по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность" по теме "Бактерии" в 5 классе по программе Пономарёвой И.Н....

Технологическая карта урока по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»...

технологическая карта урока по теме "Географическая карта и ее масштаб" 6 класс

Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Географическая карта и ее масштаб"...

Технологическая карта урока по теме "Бактерии: строение и жизнедеятельность". Биология. 5 класс.

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе. Тема урока "Бактерии: строение и жизнедеятельность".  На уроке предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, парная, групповая и...

Технологическая карта урока по обществознанию:Общество как форма жизнедеятельности людей.

Создать условия для формирования представлений об основных сферах жизни общества, роли в жизни общества и человека социальных норм...