Рабочая программа к учебнику 5-6 класса: Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. Программа развития и формирования УУД (универсальные учебные действия), которые обеспечивают формирования идентичности, овладение компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности. Соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. I, Ч. II / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-6_traytak.doc | 334 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 102 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол № 1 от 28 августа 2014 г. Председатель МО ________Баженова Е.М. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ Мичурина Н.В. от «___» августа 2014 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 102 _____________Христова Л.П. Приказ №___ от «__»______2014 г |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: БИОЛОГИЯ
Класс: 5-6 классы
Учитель: Баженова Е.М., Мичурина Н.В.
Срок реализации программы, учебный год: 5 лет, 2014-2015 учебный год
Количество часов по учебному плану:
5 классы: всего 35 часов в год; в неделю – 1 час
6 классы: всего 70 часов в год; в неделю – 2 часа
Планирование составлено на основе: Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.– М.: Мнемозина 2011.
Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. I, Ч. II / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.
Рабочую программу составил (а): _____________________ / Баженова Е.М. /
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. Программа развития и формирования УУД (универсальные учебные действия), которые обеспечивают формирования идентичности, овладение компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности. Соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Программа является базовой т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.
Примерная программа включает четыре раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых: включать обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
В основу Рабочей программы положена «Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы» авторов Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И.
Данной Программой изучение биологии предполагается с 6 класса. Так как по новому ФГОС курс биологии начинается с 5 класса, Программа под ред. Трайтака Д.И. переработана таким образом, что информация о внутреннем и внешнем строении растений, процессах жизнедеятельности составила содержание 5 класса настоящей Рабочей программы. Кроме этого, сведения о строении цветка, опылении и оплодотворении перенесены из раздела «Размножение и развитие растений» в 5-й класс, а сведения о вегетативном размножении оставлены на изучение в 6-м классе. Данная перестановка тем произведена в соответствии с содержанием 1-й части учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. I, Ч.II / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил. Сведения о систематике растений так же вынесены на изучение в 6 класс.
Рабочая программа адресована для учащихся 5-6 классов МБОУ средней общеобразовательной школа №102 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара. Она предназначена для изучения предмета «Биология», который входит в образовательную область «Естествознание». В 2014-2015 учебном году 35 учебных недель. Учебным планом школы предусмотрено изучение биологии в 5 классе – 1 час в неделю (35 часов в год), в 6 классе – 2 часа в неделю (70 часов в год).
В связи с добавлением 1 часа в неделю на изучение биологии в 6 классе программа была расширена за счет введения раздела «Повторение строения цветковых растений», увеличения времени на изучение многообразия растений, выделения отдельных часов на проведение практических и лабораторных работ.
Цель реализации программы – выполнения требований ФГОС ООО второго поколения в рамках школьного предмета биологии.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования предполагает решение следующих основных задач:
- развитие социальное, личностное и интеллектуальное, формирования общей культуры, развитие творческих способностей, сохранение здоровья;
- развитие и становление личности, уникальности, самобытности, индивидуальности;
- сохранение и укрепление физического здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.
Нормативные документы
Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.– М.: Мнемозина 2011.
Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
.
Структура рабочей программы
В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса биологии, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса биологии, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по биологии на ступени основного общего образования.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Раздел «Основное содержание курса» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки с указанием минимального числа рекомендуемых лабораторных и практических работ, экскурсий.
В разделе «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). Программа включает тематическое и поурочное планирование, в котором содержание представлено традиционно, в нем последовательно раскрываются особенности строения и жизнедеятельности представителей разных царств.
Примерная программа также включает «Рекомендации по оснащению учебного процесса».
Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане МБОУ СОШ № 102 г.о. Самара, с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Общая характеристика учебного предмета
Биология» представляет одну из базовых областей общего среднего образования. Ее роль в системе школьного образования обусловлена значений биологических знаний в понимании законов природы, в практической деятельности человека, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной научной картины мира.
Биологические знания составляют базу для осознания экологических проблем по отношению человека к природе, его антропогенное воздействие на окружающею среду.
Биология как наука относится к основополагающим областям естествознания. Ее главный объект – живая природа, компонентами которой являются: клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера.
Школьная биология как важное звено в системе образования, в общекультурной подготовке учащихся признана обеспечить достижение следующих целей обучения:
- овладение знаниями о живой природе как важный составной части содержания образования в целом, методами познания, учебными умениями;
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуре;
- формирование биосферного мышления, необходимо для полноценного функционирования в обществе, для гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- формирование у школьников отношения к живой природе как объекту и сфере собственной практической деятельности.
Проблема достижения целей биологического образования в настоящие время стоит особенно остро, потому что жизненно необходимо каждому человеку принимать участие в решении экологических задач, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, учитывать проблемы экономики в общественной и практической деятельности, менять коренным образом отношение к труду.
Достижение целей биологического образования позволит выполнить социальный заказ обществе – подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности в различных областях народного хозяйства, участию в тех сферах, где используется о биологических системах.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие и эволюция органического мира;
• биологическая природа и социальная сущность человека;
• уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии системе органического мира, растениях, животных, грибах бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подхода, в соответствии с которым акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изу-чении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Требования к результатам обучения
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярно литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать___ и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Основное содержание курса (5-9 классы)
Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни чело века.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемы вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения позвоночного животного.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Изучение строения водорослей.
Изучение строения мхов (на местных видах).
Изучение строения папоротника (хвоща).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных растений.
Изучение строения плесневых грибов.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Изучение одноклеточных животных.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.
Изучение строения моллюсков по влажным препаратами и раковинам.
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Изучение строения рыб.
Изучение строения птиц.
Изучение строения куриного яйца.
Изучение строения млекопитающих.
Экскурсии
Разнообразие и роль членистоногих в природе.
Разнообразие птиц и млекопитающих.
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Человек и его здоровье
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилак-тика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких.
Строение и работа органа зрения.
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
• выделять эстетические достоинства человеческого тела;
• реализовывать установки здорового образа жизни;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Общие биологические закономерности
Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эво-люции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.
Выявление изменчивости у организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Выпускник научится:
• характеризовать общие биологические закономерности, их практи-ческую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
• использовать составляющие проектной и исследовательской деятель-ности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии
Знания, умения и навыки обучающихся при текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся оцениваются следующими отметками: «отлично» («5»), «хорошо» («4»), «удовлетворительно» («3»), .«неудовлетворительно» («2»). Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные) устные ответы обучающихся, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося.
Оценка «5» ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в полной мере соответствует требованиям программы обучения.
Учащийся знает и правильно понимает изучаемый и ранее изученный программный материал, излагаемые положения подтверждает убедительными примерами, правильно истолковывает конкретные факты, делает правильные выводы и обобщения по ним; понимает фактическое значение усвоенных научных положений и выводов; отвечает последовательно и полно, не прибегая к дословному изложению текста учебника.
Оценка «4» ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки, если ответ в основном соответствует тем же требованиям, которые установлены для оценки «5», но в ответе прослеживается один из следующих недочётов:
• ученик допускает одну – две неточности в изложенном материале или истолковании фактов;
• при ответе не отступает от текста учебника, но по контрольным вопросам учителя обнаруживает понимание излагаемого материала;
• правильно выполняя практическую работу, затрудняется в некоторых выводах, недостаточно полно обобщает результаты выполненной работы.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Учащийся обнаруживает знание и понимание основного программного материала, но его ответ страдает одним из следующих недостатков:
• материал излагается схематично, опуская отдельные существенные подробности и допуская неточности в определениях;
• затрудняется в выводах, обобщениях и истолковании фактов, но справляется с этим при помощи учителя;
• правильно излагает теоретический материал, но затрудняется в подтверждении излагаемых положений конкретными фактами;
• при ответе только пересказывает текст учебника, а при контрольных вопросах учителя обнаруживает недостаточное понимание отдельных излагаемых положений;
• при выполнении практических работ допускает небрежность, без помощи учителя затрудняется в выводах по результату проведённой работы.
Оценка «2» ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствует требованиям программы обучения. Имеются существенные недостатки и ошибки. Учащийся:
• обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала;
• не может истолковывать конкретные факты и не понимает практического значения излагаемого;
• не может самостоятельно и последовательно ответить на поставленный основной и наводящий вопросы учителя;
• при выполнении работ практических работ, не может самостоятельно выполнить задание.
Итоговыми являются годовые оценки.
Место предмета в базисном учебном плане 5-6 класса
Рабочая программа линии УМК «Биология» (5-6 классы) разработана в соответствии с БУП для ступени основного общего образования. Число учебных часов по биологии в 5 классе – 35 (1 ч в неделю), в 6 классе – 70 (2 ч в неделю).
Курсу биологии предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального образования, который является пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно раскрывать сущность биологических процессов и явлений, строений и разнообразий растительного мира. Содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего общего образования.
Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.
В результате изучения курса «Биология. 5 класс. 6 класс» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.
Личностные результаты
учащиеся должны
- Знать основные принципы отношения к живой природе;
- Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.
Метапредметные результаты
учащиеся должны
- овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
- Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
В познавательной сфере учащиеся должны
- Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.
- Различать жизненные формы растений;
- Знать строение и процесс деления клетки;
- Различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;
- Знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;
- Объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем, выявлять видоизменения корней;
- Различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;
- Знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;
- Знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования семян и плодов у цветковых растений.
В ценностно-ориентационной сфере
- Знать основные правила поведения в природе.
- Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности
- Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке.
- Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности
- Освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном участке.
- Освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
В эстетической сфере
- Научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты.
- Освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:
- включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
- взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;
- содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
- публичная защита творческих работ, экспериментальных исследований и проектов.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения разработаны соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.
Содержание курса в 5 классе
Объектом изучения биологии в 5 классе являются: растения, бактерии, грибы, лишайники.
Основное содержание курса включает восемь разделов: «Введение», «Разнообразие растительного мира», «Клеточное строение растений», «Семя – орган голосеменных и цветковых растений», «Корень. Связь растения с почвой», «побег», «Лист. Связь растения с внешней средой», «Цветок. Образование семян и плодов».
В курсе биологии в 5 классе даются первые представления о растениях. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретением знаний, образование убеждения и умения, становление личности. Программа предусматривает проведение экскурсий, практических и лабораторных занятий в природном окружении (пришкольный участок, ближайший парк, водоем и т. д.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса: обеспечение восприятия, понимание и запоминания знаний, создание условия для высказывания подростком суждений научного, эстетического, нравственного характера по взаимодействия человека и растительного мира.
Раздел 1. Введение. Растения как составная часть живой природы
Ботаника – наука о растениях. Методы научного познания: описание, сравнение, наблюдение. Разнообразие растительного мира. Типы питания для различных организмов: автотрофный, гетеротрофный.
Роль ботаники и представления собой комплексную науку. Разделы ботаники. Планетарная роль зеленых растений.
Раздел 2. Разнообразие растительного мира
Растительный покров Земли и влияние человека на него. Понятие «растительность». Отличие понятий «флора» и «растительность». Среда обитания растений – почва. Оптимальная температура для развития определенного вида растений. Роль воды в жизни растений. Необходимость воздуха растениям. Растения, которые могут существовать без почвы. Влияние растений на почву. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Различие деревьев, кустарников и травы. Условия обитания, влияющие на внешний облик растений. Особенность жизни озимых однолетников. Методы научного познания: описание, сравнение, наблюдение.
Раздел 3. Клеточное строение растений
Клетка – основная единица живого. Строение клетки (растительной). Ядро важнейшая часть клетки. От чего зависит зелёная окраска растений. Функции включения и вакуоли в клетке. Деление клеток. От чего зависит рост растений. Ткани, их функции в растительном организме. Защита растений от воздействий внешней среды.
Раздел 4. Семя – орган голосеменных и цветковых растений
Многообразие семян. Строение и состав семян. Различие растений по числу семядолей в семенах. Многообразие семян. Вещества, входящие в состав семян. Зародыш - главная часть семени. Дыхание, покой, прорастание семян. Биологическое значение периода покоя у семян. Необходимые условия для прорастания семян.
Раздел 5. Корень. Связь растения с почвой
Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней и их функции. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней, типы корневой системы. Восстановление корней после повреждений. Строение и рост корня. Строение корневого волоска. Функции проводящих сосудов корня. Размеры корневых систем растений. Глубина проникновения корней в почву. Занимаемая площадь почвы корневыми системами. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Восстановление человеком потери питательных веществ в почве после снятия урожая сельскохозяйственных культур. Подкормка растений. Полив растений. Выращивание растений без почвы. Видоизменения корней, функции придаточных корней. Функции видоизменения придаточных корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.
Раздел 6. Побег
Развитие побега из зародышевой почечки. Роль побега в жизни растений. Разнообразие побегов. Функции почек растений. Стебель – осевая часть побега. Функции стебля. За счет чего осуществляется рост растений. Рост стебля. Ветвление побегов, обрезка деревьев и кустарников. Роль ветвления в жизни растений. Обрезка деревьев и кустарников. Влияние кущения на урожай злаков. Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю. Видоизменения побегов. Функции видоизмененных побегов.
Раздел 7. Лист. Связь растения с внешней средой
Внешнее строение листа. Разнообразие и функции листьев. Особенности внешнего строения листа. Различие листьев по форме и расположению на стебле. Функции жилки листа. Виды жилкования. Внутреннее строение листа. Функции кожице листа. Ткани, образовавшие мякоть листа. Видоизменение листьев. Дополнительные функции видоизменения листьев. С чем связана разноличность, характерная для некоторых растений. Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Образование органических веществ в листьях. Значение фотосинтеза для живых организмов, населяющих Землю. Дыхание растений. Необходимость кислорода в процессе дыхания. Испарение воды листьями. Газообмен у растений днем и ночью. Роль листопада в жизни растений. Процессы, предшествующие листопаду.
Раздел 8. Цветок. Образование семян и плодов
Цветение как биологическое явление. Цветение растений в разное время весны и лета. Продолжительность цветения растений. Периодичность плодоношения у садовых деревьев. Строение цветка. Пестик и тычинка, главные части растений. Растения однодомные и двудомные. Диаграмма и формула цветка. Разнообразие цветков. Соцветия. Значение в природе. Роль соцветия в жизни растений. Опыление у цветковых растений. Особенности характерные для цветков ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Искусственное опыление. Оплодотворение у цветковых растений. Образование семян и плодов. Особенности оплодотворения цветковых растений. Образование семени. Образование плода. Разнообразие плодов. Биологическое значение приспособлений плодов и семян к распространению. Жизнь плодов вне материнского растения. Что происходит с плодами после их отделения от материнского растения. Жизнь семени после отделения от материнского организма.
Содержание курса в 6 классе
Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.
В программе за счет некоторого сокращении анатомического и морфологическою материала расширен экологический.
Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой, растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе. Добавлены уроки по биологическому краеведению, которые позволяют воспитать бережное отношение к природе, реализуют межпредметные связи с географией, историей.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Учителем разработана система карточек, проверочных работ, направленных на проверку степени усвоения и закрепления знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Раздел 1. Особенности строения цветковых растений (повторение материала предыдущего года обучения
Вегетативные и генеративные органы цветковых растений, их внешнее и внутреннее строение, видоизменения, значение.
Раздел 2. Размножение и развитие растений
Биологическое значение размножения. Жизнеспособность семян. Вегетативное размножение. Биологическое значение вегетативного размножения. Способы размножения черенками (стеблевыми, листовыми, корневыми), отводками, делением куста. Размножение видоизмененными побегами: клубнями, луковицами, корневищами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и в декоративном садоводстве.
Лабораторные и практические работы
«Размножение растений черенками, листьями, делением клубня, луковицами».
Раздел 3. Факторы, влияющие на рост и развитие растений (8 ч)
Прорастание семян.
Питание и дыхание проростков семян. Жизненные циклы растений. Развитие растений.
Температура, влага, воздух и свет — факторы, влияющие на рост растений. Ростовые движения — тропизмы.
Сезонные и фенологические наблюдения за развитием растений. Дикорастущие растения. Культурные растения. Сорные растения — спутники культурных растений. Паразитизм в растительном мире. Растения-хищники.
Лабораторные и практические работы
«Прорастание семян».
«Опыты по выявлению влияния на рост и развитие растений различных условий освещения, тепла и увлажнения».
«Подготовка цветочно-декоративных растений к зиме». «Фенологические наблюдения за растениями».
Экскурсия
«Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений»
Раздел 4. Систематика растений (2 ч)
Понятие о систематике как разделе биологической науки. Основные систематические категории: царство, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство Растения.
Лабораторные и практические работы
«Работа с определителями высших растений»
Раздел 5. Низшие растения (2 ч)
Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений.
Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Использование водорослей в промышленности и сельском хозяйстве.
Лабораторные работы
«Строение водорослей».
Раздел 6. Высшие споровые растения (3 ч)
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение мхов на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Плауны. Плаун булавовидный — один из древнейших представителей современных споровых растений.
Хвощи. Биологические особенности хвощей (на примере полевого, лугового или лесного хвоща).
Папоротники. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана папоротников и плаунов.
Лабораторные работы
«Строение мха». «Строение папоротника».
Раздел 7. Высшие семенные растения (16 ч)
Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных растений. Роль голосеменных в природе и практическое использование их в хозяйственной деятельности человека. Охрана голосеменных растений.
Общая характеристика покрытосеменных растений. Их распространение на планете. Классификация покрытосеменных растений.
Класс двудольных растений. Биологические особенности двудольных растений. Характеристика семейств капустных (крестоцветных), розоцветных, пасленовых, бобовых, астровых (сложноцветных).
Класс однодольных растений. Общая характеристика класса. Семейства мятликовых (злаковых) и лилейных. Особенности биологии пшеницы, кукурузы, лилии, тюльпана.
Усложнение строения растений в связи с переходом жизни от водной жизни в наземно-воздушной среде обитания.
Экологические факторы, влияющие на видовое разнообразие покрытосеменных растений и способствующие их расселению по всей планете.
Лабораторные и практические работы
«Строение хвои». «Семена и шишки хвойных растений».
«Определение семейства цветковых растений (по определительным карточкам)».
«Описание строения цветкового растения».
Раздел 8. Вирусы. Бактерии (5 ч)
Понятие о вирусах как неклеточной форме жизни.
Общая характеристика бактерий. Среды обитания бактерий. Особенности строения бактерий. Процессы жизнедеятельности бактерий. Переживание бактериями неблагоприятных условий.
Взаимоотношения бактерий с другими организмами. Клубеньковые бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Характеристика гнилостных бактерий, их польза и вред. Болезнетворные бактерии и профилактика заболеваний растений, животных, человека. Значение бактерий в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
«Клубеньковые бактерии бобовых растений». «Выявление поражений растений болезнетворными бактериями».
Раздел 9. Грибы. Лишайники (6 ч)
Общая характеристика грибов. Питание грибов. Размножение грибов. Дрожжи и плесени. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-паразиты.
Значение грибов в природе и жизни человека. Введение в культуру шампиньонов. Охрана грибов.
Лабораторные и практические работы
«Получение культуры плесневого гриба». «Строение шляпочных и плесневых грибов». «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».
Общая характеристика лишайников. Экология лишайников. Строение, питание и размножение. Симбиоз. Роль лишайников в природе.
Раздел 10. Развитие растительного мира на Земле (2 ч)
Усложнение строения растений в связи с переходом от жизни в водной к жизни в наземно-воздушной среде обитания.
Экологические факторы, влияющие на видовое разнообразие покрытосеменных и способствующие их расселению по всей планете.
Раздел 11. Жизнь организмов в сообществах (3 ч)
Понятие о растительном сообществе (фитоценозе). Структура растительного сообщества. Совместная жизнь растений, бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе.
Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Характеристика основных типов растительности. Искусственные сообщества (агроценозы). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки) и ботанические сады, их роль в сохранении ценных видов растительного мира.
Экскурсия
«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе».
Раздел 12. Растения Самарской области (11 ч)
Флора Самарской области. Растительность Самарской области. Красная книга растений Самарской области. ООПТ Самарской области.
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Учебное оборудование по биологии должно включать: натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, приборы по физиологии, посуда и принадлежности); демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал; муляжи и модели (объемные, рельефные, модели-аппликации); экранно-звуковые средства обучения, в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.); технические средства обучения – проекционную аппаратуру (видеомагнитофоны, мультимедийные проекторы, компьютеры); учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты).
Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий, оборудование для проведения наблюдений и постановки опытов, соответствующие инструкции должны обязательно присутствовать в кабинете биологии.
Натуральные объекты – специфический для процесса обучения биологии вид оборудования, служащий объектом наблюдений при постановке и демонстрации опытов, проведении лабораторных работ.
В кабинете биологии следует содержать живые объекты, которые можно использовать в качестве демонстрационного и раздаточного материала, необходимого для проведения наблюдений и постановки простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми по содержанию и уходу, отвечать требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. При подборе комнатных растений следует исходить из возможности их использования на уроках.
Целесообразно использование цифрового микроскопа, который позволяет изучать исследуемый микрообъект группе учеников одновременно; демонстрировать изображения микрообъектов на экране; изучать объект в динамике.
Демонстрационные таблицы на печатной основе наиболее распространенное и доступное учебное оборудование.
Основная дидактическая функция учебных биологических моделей – демонстрация структуры, существенных свойств, связей и взаимоотношений биологических систем. Учебное моделирование – один из методов познания. В курсе биологии моделирование процессов и явлений позволяет постичь сущность, структуру изучаемого, выделить главное.
Дидактическое назначение экранно-звуковых средств по биологии – формирование специальных биологических понятий. С помощью экранных средств можно показать современные методы научного исследования, достижения науки, демонстрировать биологические процессы и явления, которые нельзя наблюдать. Наряду с использованием учебных кинофильмов в процессе обучения биологии целесообразно использовать DVD, для которых созданы фильмы на основе лучших учебных фильмов. Использование видеофрагментов, анимации, динамических моделей позволяет сделать учебный процесс более разнообразным, добиться лучшего усвоения учебного материала, привить интерес к биологии.
Важными средствами обучения биологии в последнее время становятся разнообразные электронные пособия, компьютерные обучающие и контролирующие программы.
Мулътимедиапроекция – новая, развивающаяся технология. Это собирательное название для всех типов проекторов, работающих от цифрового сигнала. Они обладают хорошими техническими характеристиками и дополнительными возможностями, такими, как технология матрицы, инфракрасный пульт и т.д.
Биология как учебная дисциплина обеспечивает:
1) формирование биологических знаний;
2) овладение научным подходом к решению различных задач;
3) овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
4) овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания;
5) воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
6) формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведение точных измерений и правильной оценки полученных результатов, межпредметного анализа учебных задач.
Поурочно-тематическое планирование. 5 класс
(35 ч, согласно учебному плану)
№ п/п | Темы, входящие в данный раздел программы, и число часов, отводимых на данный раздел | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Учебный материал |
Раздел 1. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники (1 ч) | ||||
1 | Введение. Растения как составная часть живой природы. Ботаника – наука о растениях (1 ч) | Царства живой природы. Разнообразие растительного мира. Типы питания для различных организмов. Ботаника как наука. Планетарная роль зеленых растений | Объяснять роль растений в природе, почему человеку необходимы знания о жизни растений и как от них зависит жизнь на земле | § 1 |
Раздел 2. Разнообразие растительного мира (4 ч) | ||||
2 | Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли (1 ч) | Понятие «растительность», «растительные сообщества». Разнообразие растительного покрова Земли. Отличие понятий «флора» и «растительность». Деятельность человека на состояние зеленого покрова планеты | Объяснять роль человека в изменении растительного покрова Земли. Практическая работа «Правила ухода за комнатными растениями. Составление паспорта растений» | § 2-3 |
3 | Среда обитания растений (1 ч) | Роль света в жизни растений. Понятия «светолюбивые растения», «тенелюбивые растения», «теневыносливые растения». Оптимальная температура для развития определенного вида растений. Роль воды и воздуха в жизни растений | Выявлять условия для нормальной жизнедеятельности растений. Объяснять смысл понятий «минимум», «максимум», «оптимум» фактора среды | § 4 |
4 | Почва как среда жизни растений (1 ч) | Понятия «почва», «почвоведение», «плодородие». Растения, которые могут существовать без почвы | Объяснить, почему человеку нужны знания о почве. Влияние растений на почву | § 5 |
5 | Жизненные формы и продолжительность жизни растений (1 ч) | Различие деревьев, кустарников и трав. Продолжительность жизни растений. Влияние условий обитания на внешний облик растений | Объяснить признаки, различающие жизненные формы растений. Выявлять сходство и различие деревьев, кустарников и трав | § 6 |
Раздел 3. Клеточное строение растений (3 ч) | ||||
6 | Клетка – основная единица живого. Строение клетки (1 ч) | Клетка как основная единица живого. Строение растительной клетки. Понятия «оболочка», «цитоплазма», «клеточная мембрана», «органелла», «ядро», «пластиды», «хлоропласты», «хромопласты», «лейкопласты». Функции включения и вакуоли в клетке | Объяснять роль органоидов клетки. Развитие клетки | § 7 |
7 | Практическая работа 1. Основные части ручной лупы и микроскопа. Приемы работы с увеличительными приборами. 2. Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука. 3. Рассмотрение клеток растений невооружённым глазом и с помощью лупы (1 ч) | Ознакомление с оптическими приборами, с их устройством и правилами работы с ними. Понятие «оптическая система микроскопа» | Приготовление микропрепарата. Рассмотреть клетки кожицы лука под микроскопом. Определение сходства и различия клеток кожицы лука и спелых плодов | § 7 |
8 | Деление клеток. Ткани, их функции в растительном организме (1 ч) | Рост растения. Деление клетки. Основные ткани растений. Защита растений от воздействий внешней среды | Объяснять процесс, лежащий в основе роста растений. Функции тканей | § 8 |
Раздел 4. Семя – орган голосеменных и цветковых растений (3 ч) | ||||
9 | Многообразие семян. Строение и состав семян. Лабораторная работа «Строение семени». «Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах» (1ч) | Строение и состав семя. Главная часть семени – зародыш. Различие растений по числу семядолей в семенах. Многообразие семян. Вещества, входящие в состав семян. Содержание питательных веществ в семенах | Объяснять функции семени растения, строение зародыша семени. Сравнить содержание жира в семенах подсолнечника, бобов и гречихи | § 9 |
10 | Дыхание семян. Покой семян. Практическая работа «Стратификация семян» (1 ч) | Дыхание семян, период покоя семян | Привести примеры в доказательство, что семена дышат. Посеять стратифицированные и нестратифицированные семена. Провести наблюдения. Объяснить причину результата | § 10 |
11 | Прорастание семян. Практическая работа «Прорастание семян» (1 ч) | Начало прорастания семян. Условия прорастания семян | Доказать необходимость влаги и тепла для прорастания семян. Закладка семян. Оформление гербарной тетради | § 11 |
Раздел 5. Корень. Связь растения с почвой (6 ч) | ||||
12 | Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней. Практическая работа «Развитие стержневой и мочковатой корневых систем» (1 ч) | Функции корней и их развитие. Разнообразие корней. | Объяснить из какой части семени развивается главный корень и почему его называют главным. Оформление отчета по результатам наблюдения | § 12 |
13 | Образование корневых систем. Регенерация корней. Практическая работа «Влияние пикировки на развитие корневой системы» (1 ч) | Типы корневых систем; восстановление корней после повреждений | Рассмотрение корневых систем. Заполнение таблицы | § 13 |
14 | Строение и рост корня. Практическая работа «Наблюдение за ростом корня» «Конструирование модели корневого волоска» (1 ч) | Рост корня; строение корня; строение корневого волоска; функции проводящих сосудов | Объяснить роль корневого чехлика; функции корневых волосков в жизни растений. Оформление отчета | § 14 |
15 | Размеры корневых систем растений. Потребность растений в минеральных веществах. (1 ч) | Проникновение корней в почву; площадь на поверхности почвы занимаемая корневыми системами; минеральные вещества необходимые растениям | Привести примеры корневых систем | § 15 |
16 | Удобрение почв. Видоизменения корней. Практическая работа «Влияние избытка солей на растение» (1 ч) | Подкормка растений; выращивание растений без почвы; функции придаточных корней | Привести примеры корней. Объяснить чем отличаются корнеплоды от корневых клубней. Сделать презентацию | § 16-17 |
17 | Экологические факторы, определяющие рост корней растений (1 ч) | Развитие корневых систем от условий произрастания; полив растений | Определить, что общего у корневых систем верблюжьей колючки и эхинокактуса и чем они отличаются | § 18 |
Раздел 6. Побег (6 ч) | ||||
18 | Развитие побега из зародышевой почечки. Разнообразие почек. Лабораторная работа «Строение почек» (1 ч) | Роль побега в жизни растения; виды побегов; строение побегов; функции почки растения | Доказать, что почка является зачаточным побегом. Установить сходство и различие вегетативных почек. Зарисовать строение почки в тетради и отметить ее части | § 19 |
19 | Стебель – осевая часть побега. Рост стебля. Практическая работа «Особенности прорастания почек на клубне картофеля» (1 ч) | Функции стебля; рост растения | Привести примеры растений с различными видами стеблей, которые встречаются в окружении школы. Сделать презентацию по результатам наблюдения | § 20 |
20 | Ветвление побегов (1 ч) | Ветвление и его роль в жизни растений; обрезка деревьев и кустарников; зависимость урожая злаков от кущения | Объяснить, почему при весенней посадке молодых деревьев рекомендуется проводить их обрезку | § 21 |
21 | Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю. Практическая работа «Передвижение по стеблю органических веществ». Лабораторная работа «Определение возраста дерева по спилу» (1 ч) | Особенности внутреннего строения стебля; передвижение по стеблю минеральных и органических веществ | Оформление результатов работы в виде презентации. Определение возраста растения | § 22 |
22 | Видоизменения побегов. Лабораторная работа «Строение клубня». Практическая работа «Наблюдение за прорастанием луковицы» (1 ч) | Видоизмененные побеги и их функции; строение побегов | Доказать, что луковица, корневище и клубень являются видоизмененными побегами. Описать внешнее строение клубня картофеля. Определить черты сходства клубня с обычным побегом | § 23 |
Раздел. 7. Лист. Связь растения с внешней средой (5 ч) | ||||
23 | Внешнее строение листа. Разнообразие листьев (1 ч) | Функции листьев; внешнее строение листьев; различие листьев; функция жилки листа; виды жилкования | Привести примеры растений, имеющих простые и сложные побеги | § 24 |
24 | Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев (1 ч) | Функции кожицы листа; мякоть листа; дополнительные функции видоизменения листьев | Определить биологическое значение видоизменений листьев в жизни растений. Найти видоизмененные листья у растений, произрастающие вблизи школы. Сделать гербарий | § 25-26 |
25 | Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях Практическая работа «Доказательство выделения кислорода в процессе фотосинтеза» (1 ч) | Образование органических веществ в листьях; процесс фотосинтеза | Привести примеры, доказывающие, что в зеленых листьях растений образуются органические вещества | § 27 |
26 | Дыхание растений. Испарение воды листьями (1 ч) | Дыхание; газообмен; роль испарения воды в жизни растений; газообмен у растений | Указать отличительные особенности двух процессов – дыхание и фотосинтеза | § 28 |
27 | Роль листопада в жизни растений (1 ч) | Листопад; роль листопада; процессы предшествующие листопаду | Определить значение листопада в жизни растений | § 29 |
Раздел 8. Цветок. Образование семян и плодов (7 ч) | ||||
28 | Цветение как биологическое явление (1 ч) | Цветение; продолжительность цветения; периодичность плодоношения | Установить взаимосвязь между условиями произрастания растения и особенностями его цветения | § 30 |
29 | Строение цветка. Лабораторная работа «Строение цветка». «Изучение формы пыльцы цветков разных растений» (1 ч) | Цветок; чашечка; венчик; пестик и тычинки; симметрия цветка; однодомные и двудомные растения; диаграмма и формула цветка | Объяснить роль нектарников в жизни цветка. Рассмотреть строение цветков сурепки, дикой редьки или вишни и составить диаграмму, написать формулу цветка | § 31 |
30 | Разнообразие цветков. Соцветия (1 ч) | Значение цветков в природе; роль соцветий в жизни растений | Сравнить растения, имеющие одиночные цветки и соцветия | § 32 |
31 | Опыление у цветковых растений. Практическая работа «Отработка приёмов искусственного опыления» (1 ч) | Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения; опыление; приспособление цветков к опылению; искусственное опыление; опыление у водного растения | Объяснить, почему деревья, опыляемые ветром, цветут раннею весной до появления листьев. Привести примеры насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений | § 33 |
32 | Оплодотворение у цветковых растений. Образование семян и плодов (1 ч) | Оплодотворение; образование семени, плода | § 34 | |
33 | Плоды (1 ч) | Разнообразие плодов; классификация плодов растений; примеры сухих и сочных плодов; биологическое значение приспособления плодов | Найти несколько сухих и сочных плодов растений. Собрать коллекцию плодов и семян | § 34 |
34 | Жизнь плодов вне материнского растения. Лабораторная работа «Изучение и определение плодов» (1 ч) | Жизнь плода после отделения материнского растения | Изучение внешнего и внутреннего строения плода с помощью лупы | § 35 |
35 | Контрольный урок (1 ч) | Контроль и систематизация знаний о строении и жизнедеятельности растений Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | Сравнить дыхание и фотосинтез, транспорт веществ у растений, способы размножения. Понимать сущность и значение опыления и оплодотворения растений. Применять знания о процессах жизнедеятельности растений |
Тематическое планирование. 6 класс
(70 ч, согласно учебному плану)
№ п/п | Темы, входящие в данный раздел программы, и число часов, отводимых на данный раздел | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Учебный материал |
Раздел 1. Особенности строения цветковых растений (повторение материала предыдущего года обучения) (6 ч) | ||||
1 | Многообразие растений. Цветковые растения. (1 ч) | |||
2-3 | Вегетативные органы цветковых растений: корень, стебель, лист (2 ч) | |||
4-5 | Генеративные органы цветковых растений: цветок, плод, семя (2 ч) | |||
6 | Практическая работа. Морфологическое описание цветковых растений (1 ч) | |||
Раздел 2. Размножение растений (7 ч) | ||||
7 | Биологическое значение размножения (1 ч) | § 1 | ||
8 | Особенности размножения растений (1 ч) | § 2 | ||
9 10 | Вегетативное размножение растений (2 ч) | §§ 3-4 | ||
11 | Размножение растений прививкой (1 ч) | § 5 | ||
12 | Практическая работа. Размножение растений черенками, видоизмененными побегами (1 ч) | |||
13 | Урок обобщения (1 ч) | |||
Раздел 3. Факторы, влияющие на рост и развитие растений (5 ч) | ||||
14 | Рост растений. Ростовые движения – тропизмы (1 ч) | § 6 | ||
15 | Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений (1 ч) | § 7 | ||
16 | Дикорастущие и культурные растения (1 ч) | § 8 | ||
17 | Рудеральные и сорные растения (1 ч) | § 8 | ||
18 | Паразитизм в растительном мире (1 ч) | § 9 | ||
Раздел 4. Систематика растений (1 ч) | ||||
19 | Понятие о систематике как разделе биологии (1 ч) | § 10 | ||
Раздел 5. Низшие растения (2 ч) | ||||
20 | Отдел Зеленые водоросли (1 ч) | § 11 | ||
21 | Отделы Красные и Бурые водоросли (1 ч) | § 11 | ||
Раздел 6. Высшие споровые растения (3 ч) | ||||
22 | Отдел Моховидные (1 ч) | § 12 | ||
23 | Отдел Папоротниковидные (1 ч) | § 13 | ||
24 | Хвощи. Плауны (1 ч) | § 13 | ||
Раздел 7. Высшие семенные растения (19 ч) | ||||
25 26 | Отдел Голосеменные растения (2 ч) | § 14 | ||
27 | Отдел Покрытосеменные растения. Классификация ( 1 ч) | § 14 | ||
28 29 | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные (2 ч) | § 15 | ||
30 31 | Семейство Розоцветные (2 ч) | § 15 | ||
32 33 | Семейство Бобовые (2 ч) | § 16 | ||
34 | Семейство Зонтичные (1 ч) | § 16 | ||
35 36 | Семейство Пасленовые (2 ч) | § 16 | ||
37 38 | Семейство Сложноцветные (2 ч) | § 17 | ||
39-40 | Класс Однодольные. Семейство Злаки (2 ч) | § 18 | ||
41 42 | Семейство Лилейные (2 ч) | § 18 | ||
43 | Урок обобщения (1 ч) | |||
Раздел 8. Вирусы. Бактерии (6 ч) | ||||
44 | Общая характеристика бактерий (1 ч) | § 20 | ||
45 | Питание и размножение бактерий. Взаимоотношения с другими организмами (1 ч) | § 21 | ||
46 | Азотфиксирующие и фотосинтезирующие бактерии (1 ч) | § 22 | ||
47 | Бактериальные болезни растений. Значение бактерий (1 ч) | § 23 | ||
48 | Вирусы – неклеточная форма жизни. Происхождение вирусов, их значение (1 ч) | § 19 | ||
49 | Урок обобщения (1 ч) | |||
Раздел 9. Грибы (5 ч) | ||||
50 | Общая характеристика грибов. Экологические группы грибов (1 ч) | § 24 | ||
51 | Питание и размножение грибов. Дрожжи и плесени (1 ч) | § 25 | ||
52 | Съедобные и ядовитые грибы (1 ч) | § 26 | ||
53 | Грибы-паразиты. Значение грибов в природе и в жизни человека (1 ч) | § 27 | ||
54 | Урок обобщения (1 ч) | |||
Раздел 10. Лишайники (2 ч) | ||||
55 | Общая характеристика и экология лишайников (1 ч) | § 28 | ||
56 | Разнообразие лишайников (1 ч) | § 28 | ||
Раздел 11. Развитие растительного мира на Земле (2 ч) | ||||
57 58 | Эволюция растений (2 ч) | § 29 | ||
Раздел 12. Жизнь организмов в сообществах (4 ч) | ||||
59 60 | Растительные сообщества (2 ч) | § 30 | ||
61 | Типы растительности (1 ч) | § 31 | ||
62 | Ботанические сады (1 ч) | § 31 | ||
Раздел 13. Растения Самарской области (4 ч) | ||||
63 | Особенности флоры Самарской области (1 ч) | |||
64 | Красная книга растений Самарской области (1 ч) | |||
65 66 | ООПТ Самарской области (2 ч) | |||
Раздел 14. Уроки повторения и обобщения знаний (4 ч) | ||||
67-70 | Уроки повторения и обобщения знаний (4 ч) |
Литература
- Алексеев, Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательной системы [Текст]/ Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. М., 1994 – С. 56
- Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.)-2-е изд., испр.-М. Мнемозина, 2011.
- Бодрова Н.Ф. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: метод.пособие / Н.Ф. Бодрова, Р.Н. Хрыпова. - М.: Мнемозина, 2013.- 301 с.ил
- Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст]/. М.: Народное образование, 2001. – 240 с.
- Казакова, Е.И. Дидактические принципы и процедуры проектирования учебного материала [Текст]/ Инновационные процессы в образовании. СПб. -1997. -№ 2. - С.46-68.
- Кондаков, А. М. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения [Текст]/. М.: Просвещение. 2011. – С. 337
- Кондаков, А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст]/. М.: 2011. – С. 50
- Кузнецова, Л.В. Основы социальной психологии [Текст]/ Переслени, Л.В., Солнцева, Л.И. и др.; Под. Ред. Кузнецова, Л.В., М.: 2002 – С.74
- Поличка, Н.П. Организационно-педагогические основы проектирования процесса обучения в условиях действия государственного образовательного стандарта общего среднего образования [Текст]/. Автореферат дис. доктора пед. наук. М., 2000. – С. 37.
- Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников 6-7 класс». Пособие для учащихся (Трайтак Д.И.).
- Симоненко, В.Д. Современные педагогические технологии [Текст]/: Уч. пос. / Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Брянск: БГПУ, 2001. – С. 394.
- Суматохин С.В.. «Биология/Экология: Животные». Сборник заданий, задач и упражнений с ответами: Пособие для учащихся основной школы.
- Трайтак, Д. И. Становление развития методики биологии в XX веке. Развитие методики биологии и экологии в XX веке [Текст]/. Тезисы Международной научно-практической конференции.// М. 2000. – С.4-5
- Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. I / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]/. М., 2013 – С. 7
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст]/. М.: Сентябрь, 2000. – 112 с.
Интернет–ресурсы
- www.bio.1september.ru
- www.it-n.ru
- www.new.school-collection.edu.ru
- www.ns-portal.ru
- www.school-collection.iv-edu.ru
- www.virtulab.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Математика Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.
Рабочая программа по математике для 6 класса.. Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И ....
Рабочая программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2008.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность: развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письмен...
Рабочая программа к учебнику "Математика, 5 класс" Виленкина Н.Я.
Рабочая программа к учебнику "Математика, 5 класс" Виленкина Н.Я. содержит пояснительную, цели и задачи курса, требования к уровню подготовки учащихся, почасовое планирование, список УМК....
Рабочая программа к учебнику "Геометрия, 8 класс" по учебнику Атанасяна Л.С.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, почасовое планирование, список УМК...
Рабочая программа к учебнику Кауфман 8 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа к учебнику для 7 класса «New Millennium English»
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе примерных программ среднего (общего) образования по английскому языку [1].Реализуется с помощью авторской программы к уче...
рабочая программа по математике 10-11 класс к учебникам учебнику Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. 10; 11 классы.. Базовый и углубленный уровни и Геометрия – 10-11 класс, автор Л.С
Собержит подробную характеристику курса и календарно-тематическое планирование...