Рабочая программа к учебнику "Математика, 5 класс" Виленкина Н.Я.
календарно-тематическое планирование по алгебре (5 класс) по теме
Рабочая программа к учебнику "Математика, 5 класс" Виленкина Н.Я. содержит пояснительную, цели и задачи курса, требования к уровню подготовки учащихся, почасовое планирование, список УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
планирование по математике | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижнеудинск»
Рассмотрено Утверждено
на методическом объединении Приказом директора школы
Протокол от ____№_____ от ____________ № ____
Рабочая программа
по математике
(предмет)
5
(класс, параллель)
Разработчик программы:
Худоногова Виктория Анатольевна
должность: учитель математики
педагогический стаж: 6 лет
квалификационная категория: II кв. категория
2012 - 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по математике и на основе программы, разработанной Т.А. Бурмистровой (Бурмистрова Т.А. Математика: 5-6 классы. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010)
Данный учебный предмет имеет своей целью:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне; для получения образования в областях, не требующих глубокой математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Изучение предмета «Математика» способствует решению следующих задач:
1) приобретение математических знаний и умений;
2)овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
3)освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Учебный предмет изучается в 5 классе, рассчитан на 170 часов.
Содержание программы носит практический характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, практикумы, лекции.
Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктантов, экспресс-контроля, тестов, взаимоконтроля. Итоговый контроль проводится в форме теста в формате ГИА. Материалы контроля представлены в приложении.
С учетом обязательного минимума содержания в разделе «Натуральные числа» вводится тема «Римская нумерация». В разделе «Дроби» рассматриваются как обязательные только две задачи на дроби: нахождение дроби от числа и нахождение числа по его дроби. В теме «Проценты» рассматриваются задачи: нахождение процента от величины и величины по нескольким ее процентам. Умение выражать часть величины в процентах не является обязательным.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.
В результате изучения курса математики в 5 классе учащиеся должны
знать/понимать:
- как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия.
уметь:
- выполнять устно действия сложения и вычитания двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, сложение и вычитание обыкновенных дробей с однозначным числителем и знаменателем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
- находить значение числовых выражений;
- округлять натуральные числа и десятичные дроби, находить приближенные значения и недостатком и с избытком;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов.
Содержание обучения
1. Натуральные числа и шкалы (15 ч).
Основная цель — систематизировать и обобщать сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. Вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному штриху на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч).
Основная цель — закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел. Начиная с этой темы главное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе записи мости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3. Умножение и деление натуральных чисел (24 ч).
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами. Проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия степени (с натуральным показателем), квадрата и куба числа. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (и...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и пройденным путем; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). При решении задач на части с помощью составления уравнений учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды.
4. Площади и объемы (15 ч).
Основная цель — расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения. При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (22 ч).
Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей. Изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (15 ч).
Основная цель — выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — приближенное значение числа, отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (21 ч).
Основная цель — выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (18 ч).
Основная цель — сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов. • Важно выработать у учащихся содержательное понимание смысла термина процент. На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Представления о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины дают учащимся круговые диаграммы.
9. Повторение. Решение задач (15ч).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов на изучение |
1. | Повторение курса 4 класса | 4 |
2. | Натуральные числа и шкалы | 15 |
3. | Сложение и вычитание натуральных чисел | 21 |
4. | Умножение и деление натуральных чисел | 24 |
5. | Площади и объёмы | 15 |
6. | Обыкновенные дроби | 22 |
7. | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 15 |
8. | Умножение и деление десятичных дробей | 21 |
9. | Инструменты для вычислений и измерений | 18 |
10. | Итоговое повторение курса математики 5 класса | 15 |
Количество часов в неделю | 5 | |
Общее количество учебных недель | 34 | |
Итого общее количество часов за год | 170 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
I четверть | ||||
Повторение курса 4 класса (4 часа) | ||||
1-2 | Действия с натуральными числами | 2 | 3.09-4.09 | |
3-4 | Начальные сведения о геометрии | 2 | 5.09-6.09 | |
Натуральные числа и шкалы (15 часов) | ||||
5-6 | Обозначение натуральных чисел | 2 | 7.09, 10.09 | реферат |
7-8 | Отрезок. Длина отрезка | 2 | 11.09, 12.09 | |
9 | Многоугольники | 1 | 13.09 | |
10-11 | Плоскость. Прямая. Луч | 2 | 14.09, 17.09 | |
12-13 | Шкалы и координаты | 2 | 18.09,19.09 | |
14 | Точки на координатной прямой | 1 | 20.09 | |
15-16 | Меньше или больше | 2 | 21.09, 24.09 | |
17-18 | Чтение и запись двойных неравенств | 2 | 25.09, 26.09 | |
19 | Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа и шкалы» | 1 | 27.09 | кр |
Сложение и вычитание натуральных чисел (21 час) | ||||
20-21 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 2 | 28.09, 1.10 | |
22 | Разрядный состав числа | 1 | 2.10 | |
23 | Применение свойств сложение в вычислениях | 1 | 3.10 | |
24 | Решение текстовых задач | 1 | 4.10 | |
25 | Вычитание | 1 | 5.10 | |
26 | Вычитание суммы из числа и числа из суммы | 1 | 8.10 | |
27 | Решение текстовых задач | 1 | 9.10 | |
28 | Вычитание | 1 | 10.10 | |
29 | Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | 11.10 | |
30-31 | Числовые и буквенные выражения | 2 | 12.10, 15.10 | |
32 | Чтение, запись и составление числовых и буквенных выражений | 1 | 16.10 | |
33-34 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 2 | 17.10, 18.10 | |
35 | Упрощение буквенных выражений | 1 | 19.10 | |
36-37 | Уравнение | 2 | 22.10, 23.10 | |
38-39 | Решение задач способом составления уравнения | 2 | 24.10, 25.11 | |
40 | Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» | 1 | 26.10 | |
Умножение и деление натуральных чисел (24 часа) | ||||
41 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 1 | 29.10 | |
42 | Рациональные приемы вычислений | 1 | 30.10 | |
43 | Упрощение выражений | 1 | 31.10 | |
44 | Решение текстовых задач | 1 | 1.11 | |
45 | Деление | 1 | 2.11 | |
II четверть | ||||
46 | Деление | 1 | 12.11 | |
47 | Упрощение выражений | 1 | 13.11 | |
48 | Решение уравнений | 1 | 14.11 | |
49 | Решение текстовых задач | 1 | 15.11 | |
50-51 | Деление с остатком | 2 | 16.11, 19.11 | |
52-53 | Решение уравнений и задач | 2 | 20.11, 21.11 | |
54 | Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | 22.11 | |
55-56 | Упрощение выражений | 2 | 23.11, 26 | |
57 | Решение уравнений | 1 | 27.11 | |
58 | Решение задач на части | 1 | 28.11 | |
59 | Порядок выполнения действий | 1 | 29.11 | |
60 | Нахождение значения выражения | 1 | 30.11 | |
61 | Решение текстовых задач | 1 | 3.12 | |
62-63 | Степень числа. Квадрат и куб числа | 2 | 4.12, 5.12 | |
64 | Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений» | 1 | 6.12 | |
Площади и объёмы (15 часов) | ||||
65 | Формулы | 1 | 7.12 | |
66 | Составление формулы по условию задачи | 1 | 10.12 | |
67 | Формулы | 1 | 11.12 | |
68 | Площадь прямоугольника и квадрата | 1 | 12.12 | |
69 | Площадь прямоугольного треугольника | 1 | 13.12 | |
70 | Решение текстовых задач | 1 | 14.12 | |
71 | Единицы измерения площадей | 1 | 17.12 | реферат |
72-73 | Выражение одних единиц площади через другие | 2 | 18.12, 19.12 | |
74-75 | Прямоугольный параллелепипед | 2 | 20.12, 21.12 | |
76 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда | 1 | 24.12 | |
77 | Выражение одних единиц объёма через другие | 1 | 25.12 | |
78 | Решение задач на вычисление объёмов | 1 | 26.12 | |
79 | Контрольная работа №6 по теме «Площади и объёмы» | 1 | 27.12 | |
Обыкновенные дроби (22 часа) | ||||
80 | Окружность и круг | 1 | 28.12 | |
III четверть | ||||
81 | Окружность и круг | 1 | 14.01 | |
82-83 | Доли. Обыкновенные дроби | 2 | 15.01, 16.01 | |
84 | Нахождение дроби от числа | 1 | 17.01 | |
85 | Нахождение числа по его дроби | 1 | 18.01 | |
86-87 | Сравнение дробей | 2 | 21.01, 22.01 | |
88 | Правильные и неправильные дроби | 1 | 23.01 | |
89 | Правильные и неправильные дроби на координатном луче | 1 | 24.01 | |
90 | Правильные и неправильные дроби | 1 | 25.01 | |
91 | Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | 28.01 | |
92-93 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | 29.01, 30.01 | |
94-95 | Деление и дроби | 2 | 31.01, 1.02 | |
96-97 | Смешанные числа | 2 | 4.02, 5.02 | |
98-99 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 2 | 6.02, 7.02 | |
100 | Решение уравнений и задач | 1 | 8.02 | |
101 | Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | 11.02 | |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (15 часов) | ||||
102-103 | Десятичная запись дробных чисел | 2 | 12.02, 13.01 | |
104 | Чтение и запись десятичных дробей | 1 | 14.02 | |
105-106 | Сравнение десятичных дробей | 2 | 15.02, 18.02 | |
107 | Решение текстовых задач | 1 | 19.02 | |
108-109 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 2 | 20.02, 21.02 | |
110 | Представление десятичной дроби в виде суммы разрядных слагаемых | 1 | 22.02 | |
111-112 | Решение уравнений и задач | 2 | 25.02, 26.02 | |
113-114 | Приближённые значения чисел. Округление чисел | 2 | 27.02, 28.02 | |
115 | Нахождение приближения чисел с недостатком и с избытком | 1 | 1.03 | |
116 | Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | 4.03 | |
Умножение и деление десятичных дробей (21 час) | ||||
117 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | 5.03 | |
118 | Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000, … | 1 | 6.03 | |
119 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 1 | 7.03 | |
120-121 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 2 | 11.03, 12.03 | |
122 | Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000, … | 1 | 13.03 | |
123 | Обращение обыкновенной дроби в десятичную | 1 | 14.03 | |
124 | Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 1 | 15.03 | |
125-126 | Умножение десятичных дробей | 2 | 18.03, 19.03 | |
127 | Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001;… | 1 | 20.03 | |
128 | Решение задач на движение по реке | 1 | 21.03 | |
129-130 | Деление на десятичную дробь | 2 | 22.03 | |
IV четверть | ||||
131-132 | Деление чисел на 0,1; 0,01; 0,001;… | 2 | 1.04, 2.04 | |
133 | Решение текстовых задач | 1 | 3.04 | |
134 | Среднее арифметическое | 1 | 4.04 | |
135 | Решение обратных задач | 1 | 5.04 | |
136 | Сред скорость движения | 1 | 8.04 | |
137 | Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | 9.04 | |
Инструменты для вычислений и измерений (18 часов) | ||||
138-139 | Микрокалькулятор | 2 | 10.04, 11.04 | реферат |
140 | Проценты | 1 | 12.04 | |
141 | Нахождение процента от числа | 1 | 15.04 | |
142 | Нахождение числа по процентам | 1 | 16.04 | |
143-144 | Решение текстовых задач на проценты | 2 | 17.04, 18.04 | |
145 | Контрольная работа №12 по теме «Проценты» | 1 | 19.04 | |
146 | Угол | 1 | 22.04 | |
147 | Виды углов | 1 | 23.04 | |
148 | Построение и сравнение углов | 1 | 24.04 | |
149 | Решение текстовых задач | 1 | 25.04 | |
150 | Измерение углов. Транспортир | 1 | 26.04 | |
151 | Биссектриса угла | 1 | 29.04 | |
152 | Построение углов | 1 | 30.04 | |
153-154 | Круговые диаграммы | 2 | 3.05, 6.05 | |
155 | Контрольная работа №13 по теме «Углы» | 1 | 7.05 | |
Итоговое повторение курса математики 5 класса (15 часов) | ||||
156 | Арифметические действия с натуральными числами | 1 | 8.05 | |
157 | Обыкновенные дроби | 1 | 10.05 | |
158 | Решение задач на встречное движение | 1 | 13.05 | |
159 | Буквенные выражения, упрощение выражений, формулы | 1 | 14.05 | |
160 | Десятичные дроби | 1 | 15.04 | |
161 | Решение задач на движение | 1 | 16.05 | |
162 | Уравнения. | 1 | 17.05 | |
163 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | 20.05 | |
164 | Итоговая контрольная работа | 1 | 21.05 | |
165 | Проценты | 1 | 22.05 | |
166-167 | Решение задач на проценты | 2 | 23.05, 24.05 | |
167 | Решение на движение вдогонку | 1 | 27.05 | |
168 | Решение задач на движение по воде | 1 | 28.05 | |
169 | Решение задач с геометрическим содержанием | 1 | 29.05 | |
170 | Обобщающий урок | 1 | 30.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Беденко М.В. Математика: Блиц-контроль знаний: 5 класс, - 1-е полугодие. – М.: 5 за знания, 2011
- Беденко М.В. Математика: Блиц-контроль знаний: 5 класс, - 2-е полугодие. – М.: 5 за знания, 2011
- Дудницын Ю.П. Контрольные работы по математике: 5 класс/ Ю.П.Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Экзамен, 2011
- Жохов В.И., Митяева И.М. Математические диктанты. 5 класс: пособие для учителя и учащихся. К учебнику: Математика / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2003
- Математика. 5-6 классы: развёрнутое тематическое планирование по учебникам Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др./сост. Т.А. Лопатина, Г.С. Мещерякова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011
- Математика. 5 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. / авт.-сост. Л.П. Донец. – Ярославль: Академия развития, 2011
- Минаева С.С. 20 тестов по математике: 5-6 классы/ С.С. Минаева – М.: Экзамен, 2001
- Попова Л.П. Поурочные разработки по математике: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...