Рабочая программа к учебнику "Математика, 5 класс" Виленкина Н.Я.
календарно-тематическое планирование по алгебре (5 класс) по теме

Худоногова Виктория Анатольевна

Рабочая программа к учебнику "Математика, 5 класс" Виленкина Н.Я. содержит пояснительную, цели и задачи курса, требования к уровню подготовки учащихся, почасовое планирование, список УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon планирование по математике238 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижнеудинск»

           Рассмотрено                                                          Утверждено

на методическом объединении        Приказом директора школы

      Протокол от ____№_____        от ____________ № ____

Рабочая  программа

по  математике

(предмет)

5

 (класс, параллель)

                                                                                                                     

Разработчик программы:

 Худоногова Виктория Анатольевна                                                                                                               

должность: учитель математики

педагогический стаж: 6 лет 

                                              квалификационная категория: II кв. категория

2012  -  2013  учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта   общего образования и примерной программы по математике и на основе программы, разработанной Т.А. Бурмистровой (Бурмистрова Т.А. Математика: 5-6 классы. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010)

Данный учебный предмет имеет своей целью:

  1. формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
  2. развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
  3. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне; для получения образования в областях, не требующих глубокой математической подготовки;
  4. воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Изучение предмета «Математика» способствует решению следующих задач:

1) приобретение математических знаний и умений;

2)овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

3)освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Учебный предмет изучается  в 5 классе, рассчитан на 170 часов.

Содержание программы носит практический характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, практикумы, лекции.

Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктантов, экспресс-контроля, тестов, взаимоконтроля. Итоговый контроль проводится в форме теста в формате ГИА. Материалы контроля представлены в приложении.

С учетом обязательного минимума содержания в разделе «Натуральные числа» вводится тема «Римская нумерация». В разделе «Дроби» рассматриваются как обязательные только две задачи на дроби: нахождение дроби от числа и нахождение числа по его дроби. В теме «Проценты» рассматриваются задачи: нахождение процента от величины и величины по нескольким ее процентам. Умение выражать часть величины в процентах не является обязательным.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.

В результате изучения курса математики в 5 классе учащиеся должны

знать/понимать:

  1. как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
  2. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  3. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия.

уметь:

  1. выполнять устно действия сложения и вычитания двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, сложение и вычитание обыкновенных дробей с однозначным числителем и знаменателем;
  2. переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
  3. находить значение числовых выражений;
  4. округлять натуральные числа и десятичные дроби, находить приближенные значения и недостатком и с избытком;
  5. пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  6. решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи, связанные с дробями и процентами.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  2. устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов.

Содержание обучения

1.        Натуральные числа и шкалы (15 ч).

Основная цель — систематизировать и обобщать сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. Вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному штриху на координатном луче.

2.        Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч).

Основная цель — закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел. Начиная с этой темы главное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе записи мости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3.        Умножение и деление натуральных чисел (24 ч).

Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами. Проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия степени (с натуральным показателем), квадрата и куба числа. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (и...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и пройденным путем; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). При решении задач на части с помощью составления уравнений учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды.

4.        Площади и объемы (15 ч).

Основная цель — расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения. При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

5.        Обыкновенные дроби (22 ч).

Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей. Изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

6.        Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (15 ч).

Основная цель — выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — приближенное значение числа, отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

7. Умножение и деление десятичных дробей (21 ч).

Основная цель — выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

8. Инструменты для вычислений и измерений (18 ч).

Основная цель — сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов. • Важно выработать у учащихся содержательное понимание смысла термина процент. На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Представления о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины дают учащимся круговые диаграммы.

9. Повторение. Решение задач (15ч).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество часов на изучение

1.

Повторение курса 4 класса

4

2.

Натуральные числа и шкалы

15

3.

Сложение и вычитание натуральных чисел

21

4.

Умножение и деление натуральных чисел

24

5.

Площади и объёмы

15

6.

Обыкновенные дроби

22

7.

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

15

8.

Умножение и деление десятичных дробей

21

9.

Инструменты для вычислений и измерений

18

10.

Итоговое повторение курса математики 5 класса

15

Количество часов в неделю

5

Общее количество учебных недель

34

Итого общее количество часов за год

170


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

I четверть

Повторение курса 4 класса (4 часа)

1-2

Действия с натуральными числами

2

3.09-4.09

3-4

Начальные сведения о геометрии

2

5.09-6.09

Натуральные числа и шкалы (15 часов)

5-6

Обозначение натуральных чисел

2

7.09, 10.09

реферат

7-8

Отрезок. Длина отрезка

2

11.09, 12.09

9

Многоугольники

1

13.09

10-11

Плоскость. Прямая. Луч

2

14.09, 17.09

12-13

Шкалы и координаты

2

18.09,19.09

14

Точки на координатной прямой

1

20.09

15-16

Меньше или больше

2

21.09, 24.09

17-18

Чтение и запись двойных неравенств

2

25.09, 26.09

19

Контрольная работа  №1 по теме «Натуральные числа и шкалы»

1

27.09

кр

Сложение и вычитание натуральных чисел (21 час)

20-21

Сложение натуральных чисел и его свойства

2

28.09, 1.10

22

Разрядный состав числа

1

2.10

23

Применение свойств сложение в вычислениях

1

3.10

24

Решение текстовых задач

1

4.10

25

Вычитание

1

5.10

26

Вычитание суммы из числа и числа из суммы

1

8.10

27

Решение текстовых задач

1

9.10

28

Вычитание

1

10.10

 29

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

11.10

30-31

Числовые и буквенные выражения

2

12.10, 15.10

32

Чтение, запись и составление числовых и буквенных выражений

1

16.10

33-34

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

2

17.10, 18.10

35

Упрощение буквенных выражений

1

19.10

36-37

Уравнение

2

22.10, 23.10

38-39

Решение задач способом составления уравнения

2

24.10, 25.11

40

Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнения»

1

26.10

Умножение и деление натуральных чисел (24 часа)

41

Умножение натуральных чисел и его свойства

1

29.10

42

Рациональные приемы вычислений

1

30.10

43

Упрощение выражений

1

31.10

44

Решение текстовых задач

1

1.11

45

Деление

1

2.11

II  четверть

46

Деление

1

12.11

47

Упрощение выражений

1

13.11

48

Решение уравнений

1

14.11

49

Решение текстовых задач

1

15.11

50-51

Деление с остатком

2

16.11, 19.11

52-53

Решение уравнений и задач

2

20.11, 21.11

54

Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

1

22.11

55-56

Упрощение выражений

2

23.11, 26

57

Решение уравнений

1

27.11

58

Решение задач на части

1

28.11

59

Порядок выполнения действий

1

29.11

60

Нахождение значения выражения

1

30.11

61

Решение текстовых задач

1

3.12

62-63

Степень числа. Квадрат и куб числа

2

4.12, 5.12

64

Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений»

1

6.12

Площади и объёмы (15 часов)

65

Формулы

1

7.12

66

Составление формулы по условию задачи

1

10.12

67

Формулы

1

11.12

68

Площадь прямоугольника и квадрата

1

12.12

69

Площадь прямоугольного треугольника

1

13.12

70

Решение текстовых задач

1

14.12

71

Единицы измерения площадей

1

17.12

реферат

72-73

Выражение одних единиц площади через другие

2

18.12, 19.12

74-75

Прямоугольный параллелепипед

2

20.12, 21.12

76

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда

1

24.12

77

Выражение одних единиц объёма через другие

1

25.12

78

Решение задач на вычисление объёмов

1

26.12

79

Контрольная работа №6 по теме «Площади и объёмы»

1

27.12

Обыкновенные дроби (22 часа)

80

Окружность и круг

1

28.12

III четверть

81

Окружность и круг

1

14.01

82-83

Доли. Обыкновенные дроби

2

15.01, 16.01

84

Нахождение дроби от числа

1

17.01

85

Нахождение числа по его дроби

1

18.01

86-87

Сравнение дробей

2

21.01, 22.01

88

Правильные и неправильные дроби

1

23.01

89

Правильные и неправильные дроби на координатном луче

1

24.01

90

Правильные и неправильные дроби

1

25.01

91

Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби»

1

28.01

92-93

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

2

29.01, 30.01

94-95

Деление и дроби

2

31.01, 1.02

96-97

Смешанные числа

2

4.02, 5.02

98-99

Сложение и вычитание смешанных чисел

2

6.02, 7.02

100

Решение уравнений и задач

1

8.02

101

Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

1

11.02

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (15 часов)

102-103

Десятичная запись дробных чисел

2

12.02, 13.01

104

Чтение и запись десятичных дробей

1

14.02

105-106

Сравнение десятичных дробей

2

15.02, 18.02

107

Решение текстовых задач

1

19.02

108-109

Сложение и вычитание десятичных дробей

2

20.02, 21.02

110

Представление десятичной дроби в виде суммы разрядных слагаемых

1

22.02

111-112

Решение уравнений и задач

2

25.02, 26.02

113-114

Приближённые значения чисел. Округление чисел

2

27.02, 28.02

115

Нахождение приближения чисел с недостатком и с избытком

1

1.03

116

Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

4.03

Умножение и деление десятичных дробей (21 час)

117

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

1

5.03

118

Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000, …

1

6.03

119

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

1

7.03

120-121

Деление десятичных дробей на натуральные числа

2

11.03, 12.03

122

Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000, …

1

13.03

123

Обращение обыкновенной дроби в десятичную

1

14.03

124

Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

1

15.03

125-126

Умножение десятичных дробей

2

18.03, 19.03

127

Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001;…

1

20.03

128

Решение задач на движение по реке

1

21.03

129-130

Деление на десятичную дробь

2

22.03

IV четверть

131-132

Деление чисел на 0,1; 0,01; 0,001;…

2

1.04, 2.04

133

Решение текстовых задач

1

3.04

134

Среднее арифметическое

1

4.04

135

Решение обратных задач

1

5.04

136

Сред скорость движения

1

8.04

137

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

1

9.04

Инструменты для вычислений и измерений (18 часов)

138-139

Микрокалькулятор

2

10.04, 11.04

реферат

140

Проценты

1

12.04

141

Нахождение процента от числа

1

15.04

142

Нахождение числа по процентам

1

16.04

143-144

Решение текстовых задач на проценты

2

17.04, 18.04

145

Контрольная работа №12 по теме «Проценты»

1

19.04

146

Угол

1

22.04

147

Виды углов

1

23.04

148

Построение и сравнение углов

1

24.04

149

Решение текстовых задач

1

25.04

150

Измерение углов. Транспортир

1

26.04

151

Биссектриса угла

1

29.04

152

Построение углов

1

30.04

153-154

Круговые диаграммы

2

3.05, 6.05

155

Контрольная работа №13 по теме «Углы»

1

7.05

Итоговое повторение курса математики 5 класса (15 часов)

156

Арифметические действия с натуральными числами

1

8.05

157

Обыкновенные дроби

1

10.05

158

Решение задач на встречное движение

1

13.05

159

Буквенные выражения, упрощение выражений, формулы

1

14.05

160

Десятичные дроби

1

15.04

161

Решение задач на движение

1

16.05

162

Уравнения.

1

17.05

163

Решение задач с помощью уравнений

1

20.05

164

Итоговая контрольная работа

1

21.05

165

Проценты

1

22.05

166-167

Решение задач на проценты

2

23.05, 24.05

167

Решение на движение вдогонку

1

27.05

168

Решение задач на движение по воде

1

28.05

169

Решение задач с геометрическим содержанием

1

29.05

170

Обобщающий урок

1

30.05


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Беденко М.В. Математика: Блиц-контроль знаний: 5 класс, - 1-е полугодие. – М.: 5 за знания, 2011
  2. Беденко М.В. Математика: Блиц-контроль знаний: 5 класс, - 2-е полугодие. – М.: 5 за знания, 2011
  3. Дудницын Ю.П. Контрольные работы по математике: 5 класс/ Ю.П.Дудницын, В.Л. Кронгауз. – М.: Экзамен, 2011
  4. Жохов В.И., Митяева И.М. Математические диктанты. 5 класс: пособие для учителя и учащихся. К учебнику: Математика / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2003
  5. Математика. 5-6 классы: развёрнутое тематическое планирование по учебникам Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др./сост. Т.А. Лопатина, Г.С. Мещерякова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011
  6. Математика. 5 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. / авт.-сост. Л.П. Донец. – Ярославль: Академия развития, 2011
  7. Минаева С.С. 20 тестов по математике: 5-6 классы/ С.С. Минаева – М.: Экзамен, 2001
  8. Попова Л.П. Поурочные разработки по математике: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...