План конспект модульного урока.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Завершинская Галина Анатольевна

Модульный урок по теме: "Кровообращение";

   Урок разбит на несколько этапов.

1 этап – обсуждение ряда вопросов по теме «Кровообращение» и  подготовка к выполнению самостоятельной работы (задание №1; приложение)

2 этап – выполнение самостоятельной работы. Каждый учащийся (пара) получает пакет с заданиями и дополнительным материалом, который поможет ему ответить на вопросы.

                  Работу  выполняют на отдельных лисах. Все схемы заполняют только простым карандашом.

                  Каждое задание имеет оценочный балл. На доске висит табличка, которая поможет учащимся оценить результаты своего труда.

3 этап – Заключительный. Подведение итогов. Оценивание работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Движение крови в организме человека»

Модульный урок.

       

8 класс

                         

Учитель биологии МБОУ «Оборонинская  СОШ» Завершинская Г.А.

Учитель:

      « Теперь ни у кого не вызывает сомнений, что кровь движется в организме по кругу, капилляры можно увидеть под микроскопом. Но было время, когда об этом совершенно не знали, предполагали, например, что кровь образуется из пищи в печени и всасывается всеми органами.

        Так думали до 17 века. А в 1628 году англ. Учёный Вильям Гарвей имел смелость усомниться в справедливости древних учёных и призвал учиться и учить не по книгам, а на опытах с животными, в «мастерской природы». Он подсчитал количество крови проходящей через сердце, и убедился в том, что столько крови не может образоваться из пищи. Следовательно, сердце, перекачивая кровь, заставляет её двигаться по кругу».

Цитата на доске. «И ОН ДОБИЛСЯ СВОЕГО….ПОТОМУ ЧТО БЫЛ СТРАСТЕН, А СТРАСТЬ ВЛАДЫЧЕСТВУЕТ НАД МИРАМИ».

                                                                                                  И.Бебель

Цель  урока: обобщить знания о кровообращении. Учащиеся работают  самостоятельно (можно в парах).  Выполняя самостоятельно задания, учащиеся закрепляют и обобщают полученные знания по теме.

   Урок разбит на несколько этапов.

1 этап – обсуждение ряда вопросов по теме «Кровообращение» и  подготовка к выполнению самостоятельной работы (задание №1; приложение)

2 этап – выполнение самостоятельной работы. Каждый учащийся (пара) получает пакет с заданиями и дополнительным материалом, который поможет ему ответить на вопросы.

                  Работу  выполняют на отдельных лисах. Все схемы заполняют только простым карандашом.

                  Каждое задание имеет оценочный балл. На доске висит табличка, которая поможет учащимся оценить результаты своего труда.

3 этап – Заключительный. Подведение итогов. Оценивание работ.

                   Заключительное слово учителя: «Сердце – насос, обеспечивающий жизнь и работу всех органов…».

                  Самый точный отсчёт времени производит сердце. В Античной Греции пульс использовали в качестве секундомера, в частности, на Олимпийских играх.

                  «Если не по звёздам – по сердцебиенью

                  Полночь узнаёшь, идущую мимо…»

                                                                                    Э.Багрицкий.

                     Я опять учусь в начальной школе.

                     Счёт идёт с сегодняшнего дня.

                     Как вы там? Тепло ли, хорошо ли

                     Вам живётся в сердце у меня?

                     По четырёхкомнатному сердцу –

                     Шаг биологических часов.

                     Это друга и единоверца

                     Ласковый и постоянный зов.

                     Как дорога, стелится аорта,

                     По которой весело идти.

                     Как дела? Хватает ли комфорта?

                     Как друзья? Не скучно ли в пути?

                       

                           Начался ли ледоход в апреле?

                           Хороши ли зяблики в лесу?

                           Что, рубиновое ожерелье

                           Из эритроцитов – вам к лицу?

                            Можете гулять с сердечной сумкой

                            И в венце из коронарных вен,

                            Строгого и скромного рисунка,

                            И да будет путь благословен!

                            Ничего не надо говорить мне,

                            Я и так не пропаду с тоски,

                            Лишь бы шли ко мне в сердечном ритме

                            Ваши афферентные звонки.

                            Мне необходима эта милость,

                            Чтобы свет навеки не померк:

                            -Всё в порядке! Сердце сократилось!

                            Следующая систола - в четверг.

                                                                                                     Д.Длигач.          

     

                                                               

   

   

Задание №1.

        

1.В чём принципиальная разница между замкнутой и незамкнутой кровеносными системами?

2.Объсните значение системы кровообращения.

3.Используя схему, проследите путь крови в организме.

4.»Наша замкнутая сосудистая система имеет одну открытую дверь – лимфатические сосуды». Как вы понимаете это выражение?

5.Определите положение сердца в организме.

6.Найдите на схеме и назовите камеры сердца, сердечные клапаны, кровеносные сосуды, ведущие в сердце и от сердца.

7.Отметьте взаимосвязь между строением и функциями различных видов кровеносных сосудов.

8.Каковы особенности передвижения крови по артериям и венам? Как возвращается кровь к сердцу от конечностей?

9.Что включает в себя сердечный цикл? Объясните термины «систола» и «диастола»?

10.Сравните действие симпатических и парасимпатических нервов.

11.Объясните механизм возникновения автоматических ритмов в сердце.

12.В чём заключается диагностическая ценность показаний давления крови и пульса, определения характера сердечных тонов?

Задание №2.

     

На схеме «Строение сердца» обозначьте цифрами:

Количество баллов.

1-правую лёгочную артерию;

2-верхнюю полую вену;

3-правую лёгочную вену;

4-лёгочный ствол;

5-полулунный клапан аорты;

6-правое предсердие;

7-трёхстворчатый клапан;

8-правый желудочек;

9-нижнюю полую вену;

10-аорту;

11-левую лёгочную артерию;

12-левую лёгочную вену;

13-левое предсердие;

14-двустворчатый клапан;

15-левый желудочек.

 

5

Задание №3.

        

 

На схеме «Строение сердца» укажите стрелками направления движения крови ( рис.7)-( 3 балла).  

 

Задание №4.

На схеме «Строение сердца» укажите расположение элементов проводящей системы:

1- синоатриальный узел;

2- атриовентрикулярный узел;

3- атриовентрикулярный пучок Гиса;

4- волокна Пуркинье.

(Прочитайте текст-пояснение к схеме). (5баллов).

Задание № 5.

     В предлагаемом перечне утверждений выберите правильные и выпишите цифры, под которыми они записаны.

1.Каждой клетке организма необходимы для жизнедеятельности питательные вещества, кислород, вода.

2. У организмов с незамкнутой кровеносной системой клетки непосредственно омываются кровью.

3.У организмов с незамкнутой кровеносной системой давление крови обычно высоко и кровь течёт очень быстро.

4.Лимфа – бесцветная жидкость, образующаяся из плазмы крови путём её фильтрации в межклеточное пространство и оттуда – в лимфатическую систему.

5.Функции циркулирующей крови: транспортная, регуляторная, защитная.

6.Сердечная мышца не может стимулировать сокращение сердца.

7.Скрдечная мышца имеет строение, идентичное скелетным мышцам.

8.Толщина стенок предсердий и желудочков одинакова во всём сердце.

9.Предсердия – это нижние камеры сердца, получающие кровь, возвращающуюся из малого круга кровообращения.

10.Самый крупный сосуд – аорта.

11.Седечные сокращения регулируются только с помощью импульсов, возникающих в самом сердце.

12.Лимфатическая система – совокупность сосудов, узлов и лимфоидной ткани.

13.Сердечный приступ может быть смертельным, если обширный участок сердечной мышцы лишён кислорода.

14.Систолическое давление – артериальное давление в момент расслабления желудочков.

15.Атеросклероз – это заболевание, при котором внутренний слой артерий уплотняется за счёт разрастания соединительной ткани.

16.Инфаркт миокарда развивается в результате нарушения коронарного кровообращения.

17.Общая слабость, учащённое дыхание, чрезмерная потливость и иногда потеря сознания характеризуют сердечный приступ.

18.Аневризма – расширение просвета артерий вследствие выпячивания её стенки.

19.»Мозговой удар» - острое нарушение мозгового кровообращения при гипертонической болезни, атеросклерозе и т. д.

20.Результатом мозгового удара может быть кровоизлияние в мозг; ослабление артерий или образование сгустков крови.

21.Гипертония – пониженное давление крови.

22.Пороки сердца – стойкие изменения в строении сердца, создающие препятствия нормальному току крови.

                                                                                                                           (5 баллов)

Задание №6.

Выберите правильные ответы.

1.Сердце млекопитающих:

а).имеет четыре камеры;

б).прилежит задненижней поверхностью к диафрагме;

в).лежит в средней доле грудной клетки между лёгкими;

г).в передней части прикрепляется к грудине.

2.Сердце окружено специальным конусовидным мешком из соединительной ткани, который называется:

а).грудной клеткой;

б).перикардом;

в).лёгочной плеврой;

г)пристеночной плеврой.

3.Какая из названных камер сердца человека имеет большую толщину стенки по сравнению с другими?

а).левое предсердие;

б)левый желудочек;

в).правый желудочек;

г).правое предсердие.

4.Сердечная мышца снабжается артериальной кровью по:

а).лёгочным артериям;

б).коронарным артериям;

в).сонным артериям;

5г).подключичной артерии.

.Какие клапаны находятся в сердце человека:

а).створчатые клапаны;

б).полулунные клапаны;

в)нет клапанов;

г).ответы а). и б).

6.Сердечные клапаны, имеющие форму кармашков:

а).называются полулунными клапанами;

б).находятся в стволе лёгочной артерии;

в).находятся в аорте;        

г)препятствуют обратному току крови в желудочки.

7.Кровь поступает из полых вен и лёгочных вен в предсердия:

а).в течение систолы предсердий;

б).в течение систолы желудочков;

в).в течение диастолы предсердий;

г). в период общего расслабления сердца.

8.Деоксигенированная кровь движется из сердца в лёгкие по:

а).лёгочной артерии;

б).лёгочной вене;

в).сонной артерии;

г).яремной вене.

9.Средний слой этих сосудов состоит из эластичных волокон и толстого слоя гладких мышц, что даёт возможность выдерживать высокое давление крови:

а).вены;

б).капилляры;

в).артерии;

г).лимфатические сосуды.

10.Мелкие конечные разветвления артерии называются:

а).венулами;

б).артериолами;

в).капиллярами;

г).лимфатическими сосудами.

11.Какая из названных ниже камер сердца при сокращении выбрасывает кровь в лёгочную артерию:

а).правое предсердие;

б).правый желудочек;

в).левое предсердие;

г).левый желудочек.

12.В какую камеру сердца возвращается кровь после оксигенации в лёгких:

а).в левое предсердие;

б).в левый желудочек;

в).в правое предсердие;

г).в правый желудочек.

13.В какой крупный кровеносный сосуд собирается кровь, отходящая от кишечника, желудка, селезёнки, поджелудочной железы:

а). в аорту;

б).в воротную вену печени;

в).в печёночную вену;

г).в нижнюю полую вену.

14.Сердечные сокращения:

а).возникают автоматически в результате генерации нервных импульсов проводящей системой сердца;

б).определяются симпатическими и парасимпатическими нервами;

в).определяются гуморальной регуляцией;

г).ответы а). и б).

15.Сердце наделено системой инициации нервных импульсов, в результате чего происходит сокращение сердечной мышцы. Эта система состоит из:

а).синоатриального узла;

б).атриовентрикулярного узла;

в).атриовентрикулярного пучка Гиса;

г).волокон Пуркинье.                                       (15 баллов)

        

Карточка №7.

    Ответьте на вопросы или выполните задания, дополните предложения:

1.Артериями называются сосуды, несущие кровь………

2.Венами называются сосуды, несущие кровь……….

3.Расположите кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры) в порядке уменьшения скорости кровотока……….

4.Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения давления в них……….

5.Какой тип мышечной ткани образует сердечную мышцу?

6.Артериальное давление в момент сокращения желудочков называется………

7.Артериальное давление во время расслабления желудочков называется……..

8.Показания давления крови выражаются двумя цифрами: меньшая показывает,…….

большая……

9.Ритмическое сокращение стенок артерий с каждой систолой левого желудочка называется………

10.Волна повышенного давления, сопровождающаяся ускорением кровотока и расширением артериальных стенок, называется……..

11.Основная функция сердечных клапанов…….

12.Определите местоположение:

а).трёхстворчатого клапана………;

б).двусворчатого клапана…………;

в).полулунных клапанов сердца……

13.Назовите два главных сосуда, транспортирующие кровь из сердца:…….

14.Назовите артерии, транспортирующие кровь к лёгким:………..

15.Почему левый желудочек имеет более толстую мышечную стенку?

16.Назовите виды кровеносных сосудов……..

17.Назовите слои, образующие стенки артерий…….

18.Какой слой стенок артерий предупреждает их повреждение?

19.Какова функция среднего слоя стенок артерий?

20.Какой тип кровеносных сосудов имеет стенки, состоящие из одного слоя эндотелиальных клеток?

21.Почему опасно повреждение крупных вен?

22.Кровь возвращается в сердце по венам под низким давлением. Какая особенность строения вен обеспечивает движение крови по ним?

23.Назовите артерии, снабжающие кровью сердечную мышцу……..

24.От какой камеры сердца отходит аорта?

25.Отходящие от кишечника, желудка, селезёнки, поджелудочной железы вены возвращаются в нижнюю полую вену через печень. Какой кровеносный сосуд несёт кровь в печень?

26.По какому сосуду кровь из печени непосредственно попадает в нижнюю полую вену?

27.Что такое сердечный цикл?

28.Сердечный цикл состоит из 3-х фаз:

а)……

б)…….

в)…….

29.Какая часть нервной системы регулирует деятельность сердца?

30.Назовите специализированные структуры сердца, которые вызывают ритмические сокращения и выполняют роль проводящих систем…….

31.Дайте определение пульса……

32.Какова причина пульса?

33.Назовите любые три артерии организма, на которых можно обнаружить пульс……

                                                                                                 (66 баллов)

Оценочная шкала.

98-108 баллов – «5»;

86-97 баллов – «4»;

64-85 баллов – «3»;

63 и менее баллов – «2».

        Схема  строения сердца.

У высших позвоночных животных, в том числе и у человека, атипическая ткань состоит из:

1).синусно – предсердного узла, располагающегося на задней стенке правого предсердия у места впадения верхней полой вены;

2). Предсердно – желудочкового узла, находящегося в стенке правого предсердия вблизи перегородки между предсердиями и желудочками;

3).предсердно – желудочкового пучка, отходящего от предсердно – желудочкового узла одним стволом. Пучок Гиса, пройдя через перегородку между предсердиями и желудочками, делится на две ножки, идущие к правому и левому желудочкам. Заканчивается пучок Гиса в толще мышц волокнами Пуркинье. Пучок Гиса – единственный мышечный2 мостик, соединяющий предсердия с желудочками.

Синусно – предсерднывй узел является ведущим в деятельности сердца, в нём возникают импульсы, определяющие частоту и ритм сокращений сердца. В норме предсердно – желудочковый узел и пучок Гиса являются только передатчиками возбуждений из ведущего узла к сердечной мышце. Однако способность к автоматии присуща предсердно – желудочковому узлу и пучку Гиса, только выражается она в меньшей степени, чем у синусно-предсердного узла, и проявляется лишь при патологии.

Рис. 7 Схема строения сердца.

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект модульного урока по теме "Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-", 6 класс.

Модульная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. На модульных уроках организация процесса обучения предоставляет б...

Конспект модульного урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России". 8 класс.

В материале представлена методическая разработка урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России" с применением модульной технологии обучения....

Конспект модульного урока по биологии, 8 класс

Цель: Самостоятельно изучить строение скелета головы и раскрыть их значение и строение1.     Какое строение  и значение имеет череп?2.     Почему кос...

Конспект модульного урока "Тип позвоночные. Класс Пресмыкающиеся"

Конспект урока состоит из шести модулей. В каждом модуле есть задания для самостоятельного изучения материала - органов и систем органов пресмыкающихся. Первый модуль посвящён тестовому опросу. ...

Конспект модульного урока физики в 8 классе по теме "Реостаты. Решение задач на расчет сопротивления проводника"

Урок составлен на основе технологии модульного обучения, с применением компьютерного тестирования и программы "Начала электроники"...

План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".

Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...

Наречие. Повторение. Конспект модульного урока и презентация

Конспект урока содержит упражнения и задания, направленные на повторение изученного по теме "Наречие" в 7 классе. Презентация содержит задания и ключи к ответам. Урок разработан по учебнику Баранова и...