Конспект модульного урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России". 8 класс.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Гордова Елена Михайловна

В материале представлена методическая разработка урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России" с применением модульной технологии обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Минеральные ресурсы России79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Гордова Елена Михайловна      

                                                            учитель географии МОБУ « СОШ №11» г.Оренбурга

Конспект модульного урока по географии

по теме «Минеральные ресурсы России», 8 класс

Цели урока для учащихся:

1.Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать представления о связях между  полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с  добычей полезных ископаемых.

2.Уметь работать с текстом  учебника, картами атласа.

Задачи урока для учащихся:

1.Совершенствовать навыки работы с технологической картой.

2.Осуществлять разные виды контроля.

3.Учиться работать в парах.

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебники, коллекция полезных ископаемых, атлас  8 класс, технологические карты урока, тетради.

№ УЭ;

время

Учебный материал

Содержание занятия

Рекомендации

УЭ -0

(1 мин.)

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны знать состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать представления о связях между  полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с  добычей полезных ископаемых.

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, атласы,  учебники, коллекция полезных ископаемых, презентационный материал,  технологические карты урока.

Внимательно прочитайте цели урока

УЭ – 1

(10мин.)

Цель: проверить уровень усвоения знаний и умений.

Географический диктант.

1.Наука о строении земной коры и формировании тектонических структур.

2.Выход на поверхность фундамента платформы.

3.Древний устойчивый участок земной коры.

4.Молодая платформа.

5.Молодые горы России.

6.Возрожденные горы России.

7.Эра новой жизни.

8.Карта, на которой показаны части земной коры.

9.Карта с информацией о возрасте пород.

10.Горы расположены в ….. областях.

11.Им соответствуют равнины.

12.Горы, образовавшиеся в альпийскую складчатость.

Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:

12 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5»;

10-11 правильных ответов – средний уровень знаний – «4»;

6-7 правильных ответов – низкий уровень знаний – «3»;

Менее 6 правильных ответов – очень  низкий уровень знаний – «2».

Проанализируйте ошибки.

Работайте

самостоятельно

Ответы у учителя

(приложение №1)

УЭ – 2

(3 мин.)

Стр.40 учебника

Цель: сформулировать понятия «полезные ископаемые», «месторождения полезных ископаемых», «бассейн».

Max оценка – 3 балла.

Работайте в паре

УЭ – 3

(5 мин.)

Стр.40-41 учебника

Тектоническая  карта России в атласе и карта полезных ископаемых

Цель: изучить состав полезных ископаемых и  сформировать представление о связях между полезными ископаемыми и тектоническими структурами.

I.Задание: составить схему деления полезных ископаемых на группы и отметить к каким тектоническим структурам они приурочены (платформам или складчатым областям)

Полезные ископаемые

                                                                         

?

 в магматических  г.п.                  

?

в  осадочных г.п.                                                                                                          

                                                                                 

 на платформе

железные, никелевые руды            

?

медные, полимет-ие, алюм-ие

?

           

?

II. Проверьте правильность заполнения схемы по приложению №2.

III. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)

Max – 5 баллов.

Работайте в паре

Работа в тетради

УЭ – 4

(12мин.)

Стр.42-43 учебника

(карта)

Цель: изучить особенности размещения рудных и нерудных полезных ископаемых.

I.Задание: по карте полезных ископаемых (рис. 16 учебника) и тексту учебника определите в каких районах России добывают  те или иные полезные ископаемые.

II.Полученные сведения зафиксируйте в  таблице:

Полезные ископаемые

УЗ

на карте

Районы добычи

1

Железные руды

2

Никелевые руды

3

Полиметаллические

4

Медные

5

Алюминиевые

6

Апатиты

7

Калийные соли

8

Поваренная соль

9

Нефть

10

Газ

11

Каменный уголь

12

Бурый уголь

13

Алмазы

14

Золото

III. Проверьте правильность заполнения таблицы по приложению №3.

IV. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)

Max – 10 баллов.

Делайте записи в таблице (№ 1 -7)

Слайд  1 – 7

УЭ – 5

(5мин.)

Стр.45

Цель: сформировать знания об экологических проблемах, связанных с добычей полезных ископаемых.

I.Прочитайте текст учебника.

II. Установите причинно-следственные связи:

1.Открытая добыча руды      …

2.Водооткачка и водозабор     ….

3.Добыча строительных материалов -  …

III. Оцените работу  по приложению №4 (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)

Max – 3 балла.

Работайте индивидуально

УЭ – 6    (5 мин.)

Настенная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России»

Цель: закрепить знания по теме «Минеральные ресурсы России»; уметь самостоятельно применять полученные знания.

I.Работа по карте:

1.Месторождение золота.

2.Озеро в Поволжье.

3. Месторождение каменного угля.

4. Месторождение железной руды.

5. Месторождение газа.

6.Остров.

7.Полуостров апатитов.

II. . Проверьте правильность ваших ответов  по приложению №5.

III. Оцените вашу  работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»;  менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Все закрыть

Работайте индивидуально

(значки на карте)

Проведите взаимопроверку

УЭ -7

(3 мин.)

Цель: подведение итогов.

Выходной контроль: занесите полученные баллы  в сводную ведомость, суммируйте баллы. Если набрали 40 баллов и более, то, значит, работали отлично - итоговая оценка 5.

Набрали 34-39 баллов - работали хорошо, оценка 4. Если не успели усвоить все УЭ, продолжайте работать дома.

Рефлексия:

1.Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

2.При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?

3.Что вызвало наибольшую трудность?

4.Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?

5.С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем неинтересно)?

Работа в сводной ведомости

Устно

УЭ – 8

(1мин.)

Д/З:1) п.7, вопросы и задания, модуль в тетрадях;

         2)закончить таблицу (№7-14)

         2) задание на к/к.: нанести месторождения    полезных ископаемых  на контурную карту.

Приложение №1:                                                                        

1.Геотектоника.

2.Щит.

3.Платформа.

4.Плита.

5.Кавказ.

6.Алтай, Урал.

7.Кайнозой.

8.Тектоническая.

9.Геологическая.

10.Складчатых.

11.Платформы, плиты.

12.Молодые горы.

Приложение №2:                

Полезные ископаемые

                                                                               

Нерудные

(неметаллические)

в осадочных г.п.

Рудные (металлические)

в  магматических г.п

 

                                                                               

 на платформе (в фундаменте)

железные, никелевые руды                        

в складчатых областях  медные, полиметаллические, алюминиевые руды

химическое сырье (соли):

апатиты, калийные соли, поваренная соль

горючие:

нефть, газ, уголь

       

Приложение №3:

       

Полезные ископаемые

УЗ на карте

Районы добычи

1

Железные руды

КМА, Кольский пол-ов, Алданский щит, Ангарское месторождение

2

Никелевые руды

См.

Кольский пол-ов, район Норильска

3

Полиметаллические руды

карту

Алтай, Северный Кавказ, Приморский край

4

Медные

минер.

Урал, Забайкалье

5

Алюминиевые

ресурсов

Северный Урал, Красноярский край

6

Апатиты

Кольский пол-ов

7

Калийные соли

Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения)

           

Приложение №4:

1.Открытая добыча руд    образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта.

2.Водооткачка и водозабор - иссушение территории, обрушение и просадка грунта.

3.Добыча строительных материалов - образование карьеров.   

   

Приложение №5:

1.Бодайбо.

2.Баскунчак.

3.Кузбасс.

4.КМА.

5.Уренгой.

6.Сахалин.

7.Кольский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по теме "Ограниченность экономических ресурсов"

Данный урок построен на выполнении обучающимися самостоятельного задания -модуля по теме " экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы". В качестве основной информации для заполнения модуля испол...

План – конспект открытого урока по географии в 8 класс Тема : «Климат России»

Тип урока: урок-игра, урок обобщения и систематизации знаний...

Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»

Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»...

Конспект модульного урока по географии по теме «Минеральные ресурсы России», 8 класс

Представлен теоретический материал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала. презентация по теме урока....

Конспект модульного урока по географии по теме «Минеральные ресурсы России», 8 класс

Представлен теоретический материал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала по теме....

Конспект открытого урока по географии в 9 классе Тема «Россия – крупнейшее государство Евразии».

конспект урока по географии 9 класс "Россия - крупнейшее государство Евразии"...

Конспект урока по географии " Мировые природные ресурсы"

Сегодня на уроке перед нами стоит задача сформулировать определение «ресурсообеспеченность», выявить основные закономерности размещения топливно-энергетических ресурсов и обеспеченность их...