Конспект модульного урока физики в 8 классе по теме "Реостаты. Решение задач на расчет сопротивления проводника"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Гусева Александра Александровна

Урок составлен на основе технологии модульного обучения, с применением компьютерного тестирования и программы "Начала электроники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon модуль74.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку599.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИКА – 8                                   МОДУЛЬ 13                             учебник: А. В.Пёрышкин

§ 46, 47  “Реостаты. Решение задач”

        Для изучения этой темы вам потребуется 1 урок

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:   познакомиться с устройством и использованием реостатов для регулировки силы тока в цепи, научиться делать расчёты электрического сопротивления проводников, силы тока и напряжения; научиться работать на уроке самостоятельно с учебником и компьютером, научиться использовать компьютерные технологии в обучении.

УЭ

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

КОММЕНТАРИИ

1

9мин

ЦЕЛЬ: повторение пройденного материала для успешного усвоения нового

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

  • Запишите в тетради дату и тему урока “Расчет сопротивления проводника силы тока и напряжения. Реостаты”
  • Выполните задание, которое предложит учитель
  • После выполнения задания занесите в свой оценочный лист 5 баллов в графу «повторение», если вы отвечали, то за каждый правильный ответ занесите в оценочный лист по 1 баллу

При изучении темы руководствуйтесь данным вам планом, непонятные вопросы обсуждайте с учителем

2

10мин

ЦЕЛЬ: научиться делать расчеты электрических сопротивлений проводников

  • Прочитайте §46 с.106-108. Внимательно изучите примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения.
  • При решении задач на расчёт сопротивления проводника целесообразно пользоваться следующими формулами:

;     ;    .

  •   Выполните упражнение 20  №1
  • Правильность выполнения упражнения проверьте по карточке учителя
  •  Проведём виртуальный эксперимент и проверим результаты опыта.
  • Для этого вам понадобится ноутбук. Запустите программу «Начала электроники» (ярлык на рабочем столе «Электроника»)
  • Откройте схему «параграф 46, 47»
  • Включите в цепь вольтметр и амперметр, используя правила включения данных приборов в электрическую цепь (соблюдайте полярность)
  • Двойным щелчком по РЕЗИСТОРУ вызовите окно ПАРАМЕТРЫ ДЕТАЛИ, в открывшемся окне вы можете увидеть длину проводника, материал, из которого сделан проводник, и площадь поперечного сечения проводника
  • ЗАДАНИЕ 13.1. Проверьте правильность показаний вольтметра, для этого используйте данные: показания амперметра, длину проводника, площадь поперечного сечения проводника, удельное сопротивление меди  примите равным 0,0172. Оформите в виде задачи
  • Правильность выполнения ЗАДАНИЯ 13.1  проверьте по карточке учителя, если возникли затруднения, обратитесь за помощью к учителю
  • Занесите баллы в оценочный лист  (см. комментарии)

В случае затруднения обращайтесь  за помощью к учителю

После изучения УЭ2 поставьте в свой оценочный лист графе «§46» 5 баллов за правильное выполнение упражнения – 1балл,  задания 13.1 – 3 балла

3

10мин

ЦЕЛЬ: изучить устройство и принцип действия реостата – прибора для регулирования силы тока в цепи

  • Как создать устройства для регулирования силы тока в цепи? Обратите внимание на полученную ранее зависимость . Какие же параметры проводника (длину, площадь или что-то другое) следует изменять, чтобы изменить его сопротивление, а следовательно и силу тока в цепи? Об этом вы сможете узнать, прочитав §47.
  • Прочитайте внимательно §47 (с.108) учебника
  • Итак, приборы, используемые для регулировки силы тока в электрических цепях, называются реостатами.

                                             - реостат, обозначение на схемах электрических цепей (запишите и зарисуйте в тетрадь)

  •   Выучите, для каких целей и где применяют реостаты, а также устройство и принцип их действия
  • Проведём компьютерный эксперимент. На монтажном столе замените резистор реостатом (находится в верхнем левом углу монтажного стола). Передвигая ползунок реостата, пронаблюдайте, как изменяется сила тока в цепи. Заметьте, что при движении ползунка вправо сила тока увеличивается,  уменьшается длина проводника и как следствие сопротивление реостата
  • Поставьте ползунок реостата в крайнее левое положение, когда сила тока минимальна, а сопротивление принимает максимальное значение. Вычислите длину проволоки реостата, если известно, что она изготовлена из никелина (удельное сопротивление никелина 0,4) и имеет площадь поперечного сечение 0,1мм2. Оформите решение.
  • Правильность выполнения УЭ 3 проверьте по карточке учителя
  • Занесите баллы в оценочный лист

ЗНАТЬ!!!

В случае затруднения обратитесь за помощью к учителю

После изучения УЭ3 поставьте в свой оценочный лист графе «§47» 5 баллов за правильное решение задачи  – 3 балла

4

5 мин

ЦЕЛЬ: проверить уровень знаний по теме

  • Выполните тестовое задание
  • Сделайте выход из программы «НАЧАЛА ЭЛЕКТРОНИКИ»
  • Запустите программу «ТЕСТИРОВАНИЕ. КОНСТРУКТОР ТЕСТОВ. ТРЕНАЖЕР» (ярлык на рабочем столе)
  • В появившемся окне выберите значок ГРУППА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, а затем ДОБАВИТЬ, введите свою фамилию, имя и класс. ЗАКРЫТЬ. ВХОД.
  • Начните тестирование
  • Занесите баллы в оценочный лист

Поставьте в оценочный лист то количество баллов, которое вы получили в результате тестирования

5

3мин

ЦЕЛЬ: подведение итогов

  • Прочитайте ещё раз цель занятия. Достигли вы её, что вызвало затруднения?

      Подсчитайте баллы в своём оценочном листе и поставьте себе оценку: за 30-26 баллов «5»; за 25-21 баллов – «4»; за 20-16  – «3».

     Если вы набрали меньше 18 баллов, то посетите индивидуальную консультацию. Начало в 12.35, кабинет физики №11

  • Заполните графу «отзыв об уроке» в оценочном листе, напишите, что вам понравилось и что вызвало затруднения на сегодняшнем уроке
  • Сдайте тетради и оценочные листы учителю.

ПОЖАЛУЙСТА, ВЫКЛЮЧИТЕ НОУТБУК (пуск – выключение)

Оценка «3» ставится в журнал по желанию учащихся

       

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Класс________  Фамилия Имя____________________________________

УЭ 1

УЭ 2

УЭ 3

УЭ 4

УЭ 5

Повторение

Дополни-тельно

§ 46

Задачи

§ 47

Опыт

Тестирование

Итог

Моя оценка «______»

Отзыв об уроке   ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИЗИКА – 8                                   МОДУЛЬ 13                             учебник: А. В.Пёрышкин

§ 46, 47  “Реостаты. Решение задач”

        

КАРТОЧКА УЧИТЕЛЯ

УЭ2

УПРАЖНЕНИЕ 20 №1

Сопротивление проводника длиной 1,6м в 8 раз больше сопротивления проводника длиной 0,2 м.

ЗАДАНИЕ 13.1

Дано:                           Решение

ρ=0,0172         U=I*R

l=10 м                           R=ρ*l/S

S=0,1 мм2                     R=1,72 Ом

I= 1,48 А                      U=1,72 Ом*1,48 А=2,55 В

U –?                              Ответ: U=2,55 В

УЭ3

Дано:                           Решение

ρ=0,4              I=U/R             R=U/I;   R=ρ*l/S             l=R*S/ ρ

S=0,1 мм2                     R=2,6 В/1,3 А=2 Ом

I= 1,3 А    

U= 2,6 В                    l=2 Ом*0,1мм2/0,4 =0,5 м

l –?                              Ответ: l=0,5 м


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электрические явления. Законы постоянного тока Темы: Закон Ома для участка цепи Расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения. Реостаты Параллельное соединение проводников Презентация к уроку 8 класс

Слайд 2

Разминка Найдите ошибки в изображениях

Слайд 3

Как называется физическая величина, определяемая зарядом, проходящим через поперечное сечение проводника за единицу времени? Обозначается – I Выражается в амперах – А Прибор для измерения – амперметр Включается в цепь последовательно 0 1 2 A 300 мА= 25 мА= 0,3 А 0,025 А Сила тока

Слайд 4

Обозначается – U Выражается в вольтах - В Прибор для измерения - вольтметр Включается в цепь параллельно Эта физическая величина, характеризует работу электрического поля по перемещению заряда. 0 5 10 V Напряжение

Слайд 5

Какой из графиков выражает зависимость силы тока от напряжения? I I I U U U А) Б) В)

Слайд 6

Какая физическая величина характеризует свойства проводника ограничивать силу тока в цепи? Сопротивление 2 кОм= Обозначается – R Единица измерения – 1 Ом 500 Ом= 2000 Ом 0,5 кОм

Слайд 7

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Класс______ Фамилия Имя___________________________ Моя оценка «______» Отзыв об уроке ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ УЭ1 УЭ2 УЭ3 УЭ4 УЭ5 Повторение Дополни-тельно Опыт § 42 Основное задание Дополнительное Тестиро-вание Итог

Слайд 9

Начала Электроники Изготовлено в учебной лаборатории Компьютерного Моделирования механико-математического факультета НИИ механики и математики Казахского государственного национального университета им. Аль-Фараби. В интернете: http//elektronika.newmail.ru Работа выполнена по заказу мэрии г.Алма-Аты и опубликована в интернете, как дар мэрии всем школьникам Не требует установки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физика 10 класс Факультативный курс "Решение задач повышенной сложности" по физике

Факультативный курс"Решение задач повышенной сложности по физике"...

Конспект к уроку на тему «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА РАСЧЕТ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОВОДНИКА, СИЛЫ ТОКА, НАПРЯЖЕНИЯ».

Конспект урока позволяет  продолжить формирование понятий силы тока, напряжения, сопротивления, закона Ома для участка цепи;представлять результаты измерений в виде таблицы, выделять зависимость ...

конспект урока по физике в 8 классе на тему " Решение задач на расчет количества теплоты и энергии топлива"

комбинированный уол по физике,в основу которого положена презентация,ЭОР, фрагмент фильма, дифференцированные задания...

Статья Формирование УУД на различных этапах урока по физике 8 класс "Количество теплоты. Решение задач".

Формирование УУД на различных этапах урока по физике 8 класс "Количество теплоты. Решение задач".Выполнила: учитель физикиВласова В.О. В ходе освоения учащимися 8 класса темы «Кол...

Проект интегрированного урока физики (физика-математика) в 7 классе по теме: "Решение задач на расчет Архимедовой силы".

Проект интегрированного урока физики (физика-математика) в 7 классе по теме:"Решение задач на расчет Архимедовой силы"....