Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ -, ПРИ -
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | Время |
УЭ-0 | Тема урока: «Повторение и обобщение изученного о правописании приставках ПРЕ -, ПРИ-». Работая над темой «Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ -», вы уже узнали: - От чего зависит правописание приставок;
- Какие значения имеет приставка ПРЕ -;
- Какие значения имеет приставка ПРИ -.
Сегодня на уроке – практикуме, выполняя различные виды работ, вы будете отрабатывать навыки правописания приставок ПРЕ -, ПРИ-. Интегрированная цель урока. В процессе работы вы должны: - обобщить и систематизировать знания о правописании приставок ПРЕ -, ПРИ-; - совершенствовать практические умения в правописании приставок ПРЕ -, ПРИ-. |
| 2мин. |
УЭ-1 | Цель: - повторить учебный материал о правописании приставок ПРЕ -, ПРИ-; - определить уровень знаний по теме; - развивать умение самостоятельно работать. Тест по теме «Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ-» 1. Укажи, в каких случаях пишется приставка ПРИ-: А) имеет значение, сходное со значением слова «очень»; Б) имеет значение близости. 2. Чем определяется написание слов с приставками ПРЕ-, ПРИ-: А) значением; Б) произношением? 3. Внимательно прочитай задание. Укажи, в каких случаях пишется приставка ПРЕ -, а в каких – ПРИ -. Ответы запиши в два столбика, озаглавив «Имеет значение», в 1-ый столбик – ПРЕ -, во 2-ой – ПРИ-: а) сходное со значением слова «очень»; б) неполнота действия; в) присоединение; г) сходное со значением приставки ПЕРЕ_; д) достичь чего-то; е) приближение. Ключ. Таблица оценки Баллы | Уровень знаний | Оценка | 8 | Высокий | 5 | 7 | Средний | 4 | 4-6 | Низкий | 3 | 3-1 | Очень низкий | 2 |
| Внимательно прочитай цель УЭ.
Запиши в тетради число, тему урока. Внимательно прочитай вопрос. Запиши его номер. Обдумай свой ответ и запиши его в форме, которую требует от тебя вопрос.
Пользуясь «ключом», оцени свою работу: каждый правильный ответ – 1 балл. Запиши результат |
6 мин
2
|
УЭ-2 | Цель: обобщить знания по теме «Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ-: - повторить значения приставок ПРЕ -, ПРИ-; - развивать умение различать значение приставок; - развивать логическое мышление.
1. Внимательно прочитай слова. Превозмочь, превосходный, превратить, превысить, преграда, преемственность, презирать, преклонение, прекращать, преображаться, преодолеть, преотличный, прервать, пресерьезный, преследовать, преступление, преувеличение, преподнести. Заполни таблицу: = очень, самый-самый | = ПЕРЕ- |
|
|
2. Внимательно прочитай и запиши данные словосочетания. Прибывать на место, препротивный разговор, приморский бульвар, пригладить волосы, прищурить глаза, премудрый пескарь, прервать разговор, приглушить звук, преобразовать город, приоткрыть дверь. 3. Найди «лишнее» слово. А) Пр_возносить, пр_восходить, пр_надлежать, пр-вратить. Б) Пр_норовиться, пр_налечь, пр_тягивать, пр_пятствовать. В) Пр_ниженный, пр_плюснутый, беспр_кословный, пр_вязчивый. Г) Пр_одолеть, пр_целиться, пр_кратить, пр_небречь. [1] 4. Внимательно прочитай «отрезки» слов. …сутствовать, …тяжение, …глашение, …ручать, …думывать, …восходный, …ветливый, …кратить, …возмогать, …способление, …ключение, …влекательный, …вычка, …вязанность, …пятствие, …ятель, …градить, …подаватель, …чудливый, …ступил. 5. Внимательно прочитай словосочетания. Очень веселый - … Близко от школы - … Немного поднял - … Ненадолго остановился - … Очень мудрый - … Слегка дотронулся - … Самый-самый добрый - … Очень противный - … Не совсем заглушил -… Чуть-чуть открыл - … [1] Ключ. Шкала оценок 1 задание – 9 баллов 2 - - 5 б 3 - 6 б 4 -10 б 5 - 5 б Итого: 35 баллов. Таблица оценки Баллы | Уровень знаний | Оценка | 32-35 27-31 18-26 0-17 | Высокий Средний Низкий Очень низкий | 5 4 3 2 |
| Внимательно прочитай цель.
Выпиши слова в таблицу, распределив в два столбика.
Объясни письменно выбор Е-И в приставках.
Запиши три слова, убрав «лишнее». Разбери слова по составу.
Соедини «отрезки» слов с приставками ПРЕ -, ПРИ- и запиши полученные слова.
Замени данные словосочетания одним словом с приставками ПРЕ- или ПРИ-.
Проверь свою работу «по ключу». Каждый правильный ответ – 0,5 баллов. Оцени свою работу, пользуясь шкалой оценок. |
8 мин.
8 мин.
7 мин.
8 мин.
7 мин.
3 мин.
|
УЭ-3 | Цель: закрепить навык правописания слов, в которых трудно объяснить значение приставок ПРЕ-, ПРИ-. 1. Прочитай стихотворные тексты. А) С детских лет, Б) Его я встретил Признаюсь вам, В час ноль-ноль, Всё привык Он приподнял берет, Я делать сам. Молчал он Ровно три часа, Потом сказал: -Привет!
В) Каждый день Г) Рыбу лови Трудился, И сачком, И – скажи на милость – И крючком, В пятницу со мною Мухой приманивай Чудо приключилось. И червячком. (Дж.Чиарди) [2] 2. В следующих словах объясни значение приставки ПРИ-. Прибыть, прижимистый, приколоть, придавить, приструнить, приручить, придвинуть, приголубить, приварить, приволжский, причудливый, приметный, пристрастный, приезжающий, признательный, присутствие, непризнанный, приспособиться, приток, прилив. 3. Прочитай внимательно предложения. 1) Лев с презрением отвернулся от Великого обманщика. 2) «Сердце делает многих людей несчастными,- сказал Гудвин. – Не очень большое преимущество – иметь сердце». 3) Ей надоело такое бессмысленное времяпрепровождение. 4) Но тут пришла новая напасть: все другие коронованные олени возненавидели его и преследовали всеми возможными способами. [2] Ключ. Таблица оценки Баллы | Уровень знаний | Оценки | 14 | Высокий | 5 | 12-13 | Средний | 4 | 8-11 | Низкий | 3 | 7 и менее | Очень низкий | 2 |
|
|
|
|
Найди и выпиши слова, в которых трудно объяснить значение приставки ПРИ-
Слова, в которых объяснить значение приставки трудно, выпиши в тетрадь.
Выпиши слова, в которых трудно объяснить значение приставки ПРЕ-.
Проверь работу по «ключу». Оцени свою работу. За каждый правильный ответ – 1 балл. |
3 мин.
7мин.
6 мин.
3 мин.
|
УЭ-4 | Цель: проверить сформированность навыков по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-». Работа по перфокартам приучить | прекрасный | престранный | преобразовать | присесть | привязать | причудливый | присвоить | пренеприятный | прехороший | премудрый | прикупить | приморский | прилечь | прервать | пристроить | преодолеть | приклеить | президент | пригодный | предобрый | привилегия | претихий | престиж | претензия | приватизация | примадонна | премировать | премьера | приоритет |
Ключ Таблица оценки Кол-во ошибок | Уровень знаний | Оценка | Без ошибок | Высокий | 5 | 1 – 2 | Средний | 4 | 3 – 5 | Низкий | 3 | 6 и более | Очень низкий | 2 |
|
|
|
|
Пользуясь «ключом», выполни взаимопроверку. Оцени свою работу, пользуясь таблицей оценки. |
8 мин.
2 мин.
|
УЭ-5 | Цель: развивать речь учащихся и умение составлять текст по опорным словам. 1. Давай пофантазируем. Может быть, когда-нибудь тебе придется участвовать в космическом полете. И не вокруг Земли, а в бескрайний космос, с высадкой на какую-нибудь далекую планету. Прочитай подборку слов и словосочетаний на тему о космическом полете. Беспредельный, неисследованный, приготовления, приборы, принять горизонтальное положение, перегрузки, преодолеть притяжение Земли, приступить, непрерывно, беспримерный, преломление солнечных лучей, приближение, причудливая природа, пребывание, приземлиться. [2] |
Запиши слова в тетрадь. Попробуй составить с этими словами предложения, описывающие твое путешествие. А если сможешь, напиши целый рассказ. Работу заверши дома. |
8 мин. |
УЭ-6 | Цель: подведение итогов урока. Реализованы ли цели и задачи урока-модуля? |
| 2 мин. |
Ключи.
УЭ-1.
1) Б;
2) А;
3) ПРЕ - ПРИ –
А, Г. А, В, Д, Е.
__________________________________________________________________________________
УЭ-2.
1.
=очень | = ПЕРЕ- |
превосходный | превозмочь |
превысить | превратить |
презирать | преграда |
преклонение | преемственность |
преотличный | прекращать |
пресерьезный | преображаться |
преувеличение | преодолеть |
преподнести | прервать |
| преследовать |
| преступление |
|
|
__________________________________________________________________________________
2. Прибывать на место (приближение), препротивный разговор (= очень), приморский бульвар (около, рядом), пригладить волосы (приблизить), прищурить глаза (немного, чуть-чуть), премудрый пескарь (= очень), прервать разговор (=ПЕРЕ-), приглушить звук (чуть-чуть, слегка), преобразовать (=ПЕРЕ-) город, приоткрыть дверь (немного, чуть-чуть).
__________________________________________________________________________________
3. А) Превозносить, превосходить, превратить.
Б) Приноровиться, приналечь, притягивать.
В) Приниженный, приплюснутый, привязчивый.
Г) Преодолеть, прекратить, пренебречь.
__________________________________________________________________________________
4. Присутствовать, притяжение, приглашение, приручать, придумывать, превосходный, приветливый, прекратить, превозмогать, приспособление, приключение, привлекательный, привычка, привязанность, препятствие, приятель, преградить, преподаватель, причудливый, приступил.
__________________________________________________________________________________
5. Очень веселый – превеселый
Близко от школы – пришкольный
Немного поднял – приподнял
Ненадолго остановился – приостановился
Очень мудрый – премудрый
Слегка дотронулся – прикоснулся
Самый-самый добрый – предобрый
Очень противный – препротивный
Не совсем заглушил –приглушил
Чуть-чуть открыл – приоткрыл
________________________________________________________________________________
УЭ-3
1. 1)Признаюсь, привык; 2) привет; 3) приключилось.
2. Приструнить, причудливый, приметный, пристрастный, признательный, непризнанный.
3. 1)Презрением 2) преимущество; 3) времяпрепровождение; 4) преследовали.
УЭ-4.
Приучить | прекрасный | престранный |
преобразовать | присесть | привязать |
причудливый | присвоить | пренеприятный |
прехороший | премудрый | прикупить |
приморский | прилечь | прервать |
пристроить | преодолеть | приклеить |
президент | пригодный | предобрый |
привилегия | претихий | престиж |
претензия | приватизация | примадонна |
премировать | премьера | приоритет |
И Е Е
Е И И
И И Е
Е Е И
И И Е
И Е И
Е И Е
И Е Е
Е И И
Е Е И
__________________________________________________________________________________
УЭ-5.
Проверяет учитель.
Лист учета контроля
Ф.И.О. ученика _______________________________________ _______(баллы)
Учебный элемент (УЭ) | Количество баллов по номерам заданий |
|
|
|
| Кол-во баллов | Оценки |
| №1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
|
|
УЭ-1 |
|
|
|
|
|
|
|
УЭ-2 |
|
|
|
|
|
|
|
УЭ-3 |
|
|
|
|
|
|
|
УЭ-4 |
|
|
|
|
|
|
|
УЭ-5 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
__________________________________________________________________________________
Использованная литература
1. Г.Александрова. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. «Тригон», С-Петербург, 1998.
2. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии. М., «Просвещение», 1991.