Конспект модульного урока по теме "Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-", 6 класс.
план-конспект по русскому языку на тему

Платонова Галина Федоровна
Модульная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. На модульных уроках организация процесса обучения предоставляет большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за счёт планомерной деятельности самообразования и самообучения. Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Он может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям. Урок для 6 класса предназначен обобщить знания о правописании приставок ПРЕ -, ПРИ-. Все задания направлены на повторение и закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении этой темы, а также на развитие интеллектуальных способностей, мыслительную активность и развитие речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_modulnogo_uroka.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ -, ПРИ -

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

Время

УЭ-0

Тема урока: «Повторение и обобщение изученного о правописании приставках ПРЕ -, ПРИ-».

Работая над темой «Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ -», вы уже узнали:

  1. От чего зависит правописание приставок;
  2. Какие значения имеет приставка ПРЕ -;
  3. Какие значения имеет приставка ПРИ -.

Сегодня на уроке – практикуме, выполняя различные виды работ, вы будете отрабатывать навыки правописания приставок ПРЕ -, ПРИ-.

Интегрированная цель урока.

     В процессе работы вы должны:

- обобщить и систематизировать знания о правописании приставок ПРЕ -, ПРИ-;

- совершенствовать практические умения в правописании приставок ПРЕ -, ПРИ-.

2мин.

УЭ-1

Цель: - повторить учебный материал о правописании приставок ПРЕ -, ПРИ-;

- определить уровень знаний по теме;

- развивать умение самостоятельно работать.

Тест по теме

«Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ-»

1. Укажи, в каких случаях пишется приставка ПРИ-:

   А) имеет значение, сходное со значением слова «очень»;

   Б) имеет значение близости.

2. Чем определяется написание слов с приставками ПРЕ-, ПРИ-:

   А) значением;

   Б) произношением?

3. Внимательно прочитай задание. Укажи, в каких случаях пишется приставка ПРЕ -, а в каких –

ПРИ -. Ответы запиши в два столбика, озаглавив «Имеет значение»,

 в 1-ый столбик – ПРЕ -,           во 2-ой – ПРИ-:

а) сходное со значением слова «очень»;

б) неполнота действия;

в) присоединение;

г) сходное со значением приставки ПЕРЕ_;

д) достичь чего-то;

е) приближение.

Ключ.

Таблица оценки

Баллы

Уровень знаний

Оценка

8

Высокий

5

7

Средний

4

4-6

Низкий

3

3-1

Очень низкий

2

Внимательно прочитай цель УЭ.

Запиши в тетради число, тему урока.

Внимательно прочитай вопрос.

Запиши его номер. Обдумай свой ответ и запиши его в форме, которую требует от тебя вопрос.

Пользуясь «ключом», оцени свою работу: каждый правильный ответ – 1 балл. Запиши результат

6 мин

2

УЭ-2

Цель: обобщить знания по теме «Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ-:

- повторить значения приставок ПРЕ -, ПРИ-;

- развивать умение различать значение приставок;

- развивать логическое мышление.

1. Внимательно прочитай слова.

        Превозмочь, превосходный, превратить, превысить, преграда, преемственность, презирать, преклонение, прекращать, преображаться, преодолеть, преотличный, прервать, пресерьезный, преследовать, преступление, преувеличение, преподнести.

Заполни  таблицу:

= очень, самый-самый

= ПЕРЕ-

2. Внимательно прочитай и запиши данные словосочетания.

  Прибывать на место, препротивный разговор, приморский бульвар, пригладить волосы, прищурить глаза, премудрый пескарь, прервать разговор, приглушить звук, преобразовать город, приоткрыть дверь.

3. Найди «лишнее» слово.

     А) Пр_возносить, пр_восходить, пр_надлежать, пр-вратить.

     Б) Пр_норовиться, пр_налечь, пр_тягивать, пр_пятствовать.

    В) Пр_ниженный, пр_плюснутый, беспр_кословный, пр_вязчивый.

    Г) Пр_одолеть, пр_целиться, пр_кратить, пр_небречь. [1]

4. Внимательно прочитай «отрезки» слов.

…сутствовать, …тяжение, …глашение,  …ручать,   …думывать,   …восходный,   …ветливый,   …кратить,   …возмогать,   …способление,   …ключение,   …влекательный,   …вычка,   …вязанность,   …пятствие,   …ятель,   …градить,   …подаватель,   …чудливый,    …ступил.

5. Внимательно прочитай словосочетания.

Очень веселый - …

Близко от школы - …

Немного поднял - …

Ненадолго остановился - …

Очень мудрый - …

Слегка дотронулся - …

Самый-самый добрый - …

Очень противный - …

Не совсем заглушил -…

Чуть-чуть открыл - …           [1]

Ключ.

Шкала оценок

1 задание – 9 баллов

2 -              - 5 б

3                -  6 б

4                 -10 б

5                 -  5 б

Итого:      35 баллов.

Таблица оценки

Баллы

Уровень знаний

Оценка

32-35

27-31

18-26

0-17

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

5

4

3

2

Внимательно прочитай цель.

Выпиши слова в таблицу, распределив в два столбика.

Объясни письменно выбор Е-И в приставках.

Запиши три слова, убрав «лишнее». Разбери слова по составу.

Соедини «отрезки» слов с приставками ПРЕ  -, ПРИ- и запиши полученные слова.

Замени данные словосочетания одним словом с приставками ПРЕ- или ПРИ-.

Проверь свою работу «по ключу».

Каждый правильный ответ – 0,5 баллов. Оцени свою работу, пользуясь шкалой оценок.

8 мин.

8 мин.

7 мин.

8 мин.

7 мин.

3 мин.

УЭ-3

Цель: закрепить навык правописания слов, в которых трудно объяснить значение приставок ПРЕ-, ПРИ-.

1. Прочитай стихотворные тексты.

А) С детских лет,                    Б) Его я встретил

Признаюсь вам,                           В час ноль-ноль,

Всё привык                                  Он приподнял берет,

Я делать сам.                                Молчал он

                                                       Ровно три часа,

                                                       Потом сказал:

                                                       -Привет!

В) Каждый день                     Г) Рыбу лови

Трудился,                                    И сачком,

И – скажи на милость –              И крючком,

В пятницу со мною                    Мухой приманивай

Чудо приключилось.                  И червячком.

                                                         (Дж.Чиарди)     [2]

2. В следующих словах объясни значение приставки ПРИ-.

 Прибыть, прижимистый, приколоть, придавить, приструнить, приручить, придвинуть, приголубить, приварить, приволжский, причудливый, приметный, пристрастный, приезжающий, признательный, присутствие, непризнанный, приспособиться, приток, прилив.

3. Прочитай внимательно предложения.

    1) Лев с презрением отвернулся от Великого обманщика. 2) «Сердце делает многих людей несчастными,- сказал Гудвин. – Не очень большое преимущество – иметь сердце». 3) Ей надоело такое бессмысленное времяпрепровождение. 4) Но тут пришла новая напасть: все другие коронованные олени возненавидели его и преследовали всеми возможными способами.  [2]

Ключ.

Таблица оценки

Баллы

Уровень знаний

Оценки

14

Высокий

5

12-13

Средний

4

8-11

Низкий

 3

7 и менее

Очень низкий

2

Найди  и выпиши слова, в которых трудно объяснить значение приставки ПРИ-

Слова, в которых объяснить значение приставки трудно, выпиши в тетрадь.

Выпиши слова, в которых трудно объяснить значение приставки ПРЕ-.

Проверь работу по «ключу». Оцени свою работу. За каждый правильный ответ – 1 балл.

3 мин.

7мин.

6 мин.

3 мин.

УЭ-4

Цель: проверить сформированность навыков по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-».

Работа по перфокартам

приучить

прекрасный

престранный

преобразовать

присесть

привязать

причудливый

присвоить

пренеприятный

прехороший

премудрый

прикупить

приморский

прилечь

прервать

пристроить

преодолеть

приклеить

президент

пригодный

предобрый

привилегия

претихий

престиж

претензия

приватизация

примадонна

премировать

премьера

приоритет

Ключ

Таблица оценки

Кол-во ошибок

Уровень знаний

Оценка

Без ошибок

Высокий

5

1 – 2

Средний

4

3 – 5

Низкий

3

6 и более

Очень низкий

2

Пользуясь «ключом», выполни взаимопроверку.

Оцени свою работу, пользуясь таблицей оценки.

8 мин.

2 мин.

УЭ-5

Цель: развивать речь учащихся и умение составлять текст по опорным словам.

1. Давай пофантазируем.

Может быть, когда-нибудь тебе придется участвовать в космическом полете. И не вокруг Земли, а в бескрайний космос, с высадкой на какую-нибудь далекую планету. Прочитай подборку слов и словосочетаний на тему о космическом полете.

        Беспредельный, неисследованный, приготовления, приборы, принять горизонтальное положение, перегрузки, преодолеть притяжение Земли, приступить, непрерывно, беспримерный, преломление солнечных лучей, приближение, причудливая природа, пребывание, приземлиться.                  

                                                                                [2]

Запиши слова в тетрадь.

Попробуй составить с этими словами предложения, описывающие твое путешествие.

 А если сможешь, напиши целый рассказ. Работу заверши дома.

8 мин.

УЭ-6

Цель: подведение итогов урока.

Реализованы ли цели и задачи урока-модуля?

2 мин.

Ключи.

УЭ-1.

1) Б;

2) А;

3) ПРЕ -                  ПРИ –

    А, Г.                   А, В, Д, Е.

__________________________________________________________________________________

УЭ-2.

1.

=очень

= ПЕРЕ-

превосходный

превозмочь

превысить

превратить

презирать

преграда

преклонение

преемственность

преотличный

прекращать

пресерьезный

преображаться

преувеличение

преодолеть

преподнести

прервать

преследовать

преступление

__________________________________________________________________________________

2. Прибывать на место (приближение), препротивный разговор (= очень), приморский бульвар (около, рядом), пригладить волосы (приблизить), прищурить глаза (немного, чуть-чуть), премудрый пескарь (= очень), прервать разговор (=ПЕРЕ-), приглушить звук (чуть-чуть, слегка), преобразовать (=ПЕРЕ-) город, приоткрыть дверь (немного, чуть-чуть).

__________________________________________________________________________________

3. А) Превозносить, превосходить, превратить.

    Б) Приноровиться, приналечь, притягивать.

    В) Приниженный, приплюснутый,  привязчивый.

    Г) Преодолеть, прекратить, пренебречь.

__________________________________________________________________________________

4. Присутствовать,  притяжение, приглашение,  приручать,   придумывать,   превосходный,   приветливый,   прекратить,   превозмогать,   приспособление,   приключение,   привлекательный,   привычка,   привязанность,  препятствие,   приятель,   преградить,   преподаватель,   причудливый,    приступил.

__________________________________________________________________________________

5. Очень веселый – превеселый

Близко от школы – пришкольный

Немного поднял – приподнял

Ненадолго остановился – приостановился

Очень мудрый – премудрый

Слегка дотронулся – прикоснулся

Самый-самый добрый – предобрый

Очень противный – препротивный

Не совсем заглушил –приглушил

Чуть-чуть открыл – приоткрыл

________________________________________________________________________________

УЭ-3

1.  1)Признаюсь, привык; 2) привет; 3) приключилось.

2.  Приструнить, причудливый, приметный, пристрастный, признательный, непризнанный.

3. 1)Презрением 2) преимущество; 3) времяпрепровождение; 4) преследовали.

УЭ-4.

Приучить

прекрасный

престранный

преобразовать

присесть

привязать

причудливый

присвоить

пренеприятный

прехороший

премудрый

прикупить

приморский

прилечь

прервать

пристроить

преодолеть

приклеить

президент

пригодный

предобрый

привилегия

претихий

престиж

претензия

приватизация

примадонна

премировать

премьера

приоритет

И   Е   Е  

Е   И   И
И   И  Е
Е   Е   И

И  И   Е

И   Е  И

Е   И  Е

И   Е  Е

Е   И  И

Е   Е   И

__________________________________________________________________________________

УЭ-5.

 Проверяет учитель.


Лист учета контроля

Ф.И.О. ученика _______________________________________         _______(баллы)

Учебный элемент (УЭ)

Количество баллов по номерам заданий

Кол-во баллов

Оценки

 №1

№2

№3

№4

№5

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

Итого:

__________________________________________________________________________________

Использованная литература

1. Г.Александрова. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. «Тригон», С-Петербург, 1998.

2. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии. М., «Просвещение», 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение по теме «Правописание приставок ПРЕ- ПРИ »

Завершающий урок-игра по теме "ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ – ПРИ" в 5 класе....

Урок "Правописание приставок" в 10 классе

Открытый урок был проведен для родителей в день открытых дверей с целью отработки умений и навыков по данной теме в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку....

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление  основн...

Урок русского языка в 5 классе «Систематизация и обобщение изученного о правописании корней с чередованием»

Цели урока:1.     Проверить знания учащихся по теме.2.     Активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока.3.     В...

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)...

Конспект урока по теме: Повторение и обобщение изученного по теме "Союз" , в 7 классе

Обучающие:-  повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;- совершенствовать умения и навыкиобнаруживать союзы, ...