Рабочая программа по биологии 7 класс "Животные" В.В. Пасечник
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального Государственного образовательного стандарта по биологии,
-Примерной программы основного общего образования по биологии.
-Программы основного общего образования курса биологии для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника /авт. Сост. Г.М.Пальдяева М. : Дрофа, 2010./
Общая характеристика учебного предмета.
Данная рабочая программа для учащихся 7 класса рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному плану.
В рабочей программе предусмотрено:
-резерв свободного учебного времени в объеме 1 учебного часа.
-проведение 7 лабораторных работ
-проведение 3 экскурсий в природу
Учебно - методический комплект, используемый для достижения
поставленной цели:
Биология . 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника (авт. - сост. Г.М. Пальдяева . М: Дрофа, 2013г.)
В.В.Латюшин, В.А.Шапкин «Биология 7 класс». Животные. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2010г.
В.В.Латюшин, Е.А.Ламехова «Рабочая тетрадь по биологии (животные) для 7 класса» М. Дрофа. 2013.
В авторской программе предусмотрено:
-резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов.
-проведение 7 лабораторных работ
-проведение экскурсий в природу.
Изменения, внесенные в рабочую программу, и их обоснование:
Учебный предмет «Биология» относится к образовательной области «Естествознание». Изучается с 6 по 9 класс. В базисном учебном плане на
изучение предмета в 7 классе выделяется 2 часа федерального компонента. Годовое количество часов –70.
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному плану.
Цель курса:
Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Биология 7 класс» на базовом уровне в 7 классе:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о
строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; о методах познания живой природы;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными; биологических экспериментов; работы с различными источниками информации.
-воспитание позитивного целостного отношения к живой природе;
культуры поведения в природе;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному здоровью, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в природе, норм здорового образа жизни.
Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается в 7-м классе 2 учебных часа в неделю.
Содержание тем учебной программы
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных.
Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Многообразие животных (38 ч)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и
поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация
живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.
Многообразие, среда и места обитания.
Образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
Лабораторная работа №1:
«Знакомство с многообразием кольчатых червей.»
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека.
Демонстрация разнообразия моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие.
Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности.
Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №2:
«Знакомство с разнообразием ракообразных.»
К л а с с П а у к о о б р а з н ы е . М н о г о о б ра з и е . Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №3:
«Изучение представителей отрядов насекомых.»
Тип Хордовые. Класс Ланцетники.
Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие,
редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №4:
«Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».
Класс Земноводные. Многообразие:
безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
К л а с с П р е с м ы к а ю щ и е с я . М н о г о о б р азие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №5:
Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
Экскурсия № 1:
«Изучение многообразия птиц».
К л а с с М л е к о п и т а ю щ и е . В а ж н е й ш и е представители отрядов
млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и
экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
Эволюция строения.
Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения.
Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа № 6:
«Изучение особенностей различных покровов тела».
Индивидуальное развитие животных (3ч)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без
превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа №7:
«Изучение стадий развития животных и определение их возраста».
Развитие животного мира на Земле (3 ч).
Доказательства эволюции: сравнительно- анатомические, эмбриологические,
палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.
Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат
эволюции. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
№2 Экскурсия в Дарвиновский музей «Эволюция животного мира на Земле».
Биоценозы (4ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес,
населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания,
поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность
друг к другу.
Экскурсия:
№3. «Изучение связи животных с другими компонентами биоценоза». «Фенологические наблюдения за весенними явлениям и в жизни животных»
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч).
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Кол-во час. | Тема урока | Лабораторно-практические работы | Дата проведе-ния | Приме- чание | |
Введение | 2 | 1.История развития зоологии | |||
2.Современная зоология. Сходство и различия животных и растений. | |||||
РАЗДЕЛ 1 Многообра- зие животных. | 38 | ||||
1.1Простей-шие | 2 | 1.Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики | |||
2.Жгутиконосцы, инфузории | |||||
1.2 Многоклеточные животные. Беспозвоноч-ные | 18 | 1.Тип Губки | |||
2.-3. Тип Кишечнополост-ные | 1 | ||||
4.Тип Плоские Черви | |||||
5.Тип Круглые Черви | |||||
6.Тип Кольчатые Черви. Полихеты | |||||
7.Классы Олигохеты и Пиявки | Л/р №1 «Знакомство с многообразиием кольчатых червей» | ||||
8.Тип Моллюски | |||||
9.Классы моллюсков | |||||
10.Тип Иглокожие | |||||
11.Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | «Знакомство с разнообразием ракообразных Л/р №2 | ||||
12.Классы Паукообразные | 1 | ||||
13.Тип Членистоногие. Класс Насекомые | «Изучение представите-лей отрядов насекомых.» Л/р №3 | ||||
14. Класс Насекомые. Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые и др. | |||||
15.Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы | |||||
16.Отряды Насекомых: Чешуекрылые или Бабочки, Равнокрылые,Двукрылые,Блохи | |||||
17.Отряд Перепончатокры-лые. Роль насекомых в природе и жизни человека | |||||
18.Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточ-ные животные. Беспозвоночные» | |||||
1.3 Позвоноч-ные | 18 | 1.Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные. | |||
2. Классы Рыб: Хрящевые, Костные | «Наблюдения за внешним строением и передвижением рыб». Л/р №4 | ||||
3.Класс Хрящевые Рыбы | |||||
4.Класс Костные Рыбы | |||||
5.Класс Земноводные, или Амфибии | |||||
6.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые | |||||
7.Отряды Пресмыкающих-ся. Черепахи и Крокодилы. | |||||
8.Класс Птицы. Общая характеристика класса. Отряд Пингвины | «Изучение внешнего строения птиц». Л/р №5 | ||||
9.Отряды птиц: Страусообраз-ные, Нандуобразные,Казуарообраз-ные,Гусеобраз-ные | |||||
10.Отряд Дневные Хищные птицы, Совы, Куриные | |||||
11.Отряды птиц: Воробьинообраз-ные, Голенастые | |||||
12. Экскурсия «Изучение многообразия птиц» | Экскурсия | ||||
13.Класс Млекопитаю-щие.Подклассы Однопроходные и Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | |||||
14.Отряды Грызуны, Зайцеобразные | |||||
15.Отряды Китообразные и Ластоногие, Хоботные, Хищные | |||||
16.Отряды Парнокопытные и Непарнокопыт-ные | |||||
17.Отряд Приматы | |||||
18.Обобщающий урок по теме «Многоклеточ-ные хордовые животные» | |||||
РАЗДЕЛ 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. | 14 | 1.Покровы тела | «Изучение особенностей покровов тела» Л/р №6 | ||
2-3.Опорно- двигательная система | 1 | ||||
4.Способы передвижения животных. Полости тела | |||||
5.Органы дыхания и газообмен | |||||
6.Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | |||||
7-8.Кровеносная система .Кровь. | 1 | ||||
9.Органы выделения | |||||
10-11.Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | |||||
12.Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | |||||
13. Органы размножения. Продление рода | |||||
14.Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» | |||||
Раздел 3. Индивидуальное развитие животных | 3 | 1.Способы размножения животных. Оплодотворение | |||
2.Развитие животных с превращением и без превращения | |||||
3.Периодизация и продолжитель-ность жизни животных | Изучение стадий развития животных и определение их возраста. Л/р №7 | ||||
РАЗДЕЛ 4. Развитие животного мира на Земле | 3 | 1.Доказательства эволюции животных. | |||
2.Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира | |||||
3. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | |||||
РАЗДЕЛ 5 Биоценозы | 4 | 1.Естественные и искусственные биоценозы. | |||
2.Факторы среды и их влияние на биоценозы. | |||||
3.Цепи питания. Поток энергии | |||||
4. Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза» | Экскурсия №2 | ||||
РАЗДЕЛ 6. Животный мир и хозяй- ственная деятельность человека | 5 | 1.Воздействие человека и его деятельности на животных | |||
2.Одомашнива-ние животных | |||||
3.Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | |||||
4.Охрана и рациональное использование животного мира. | |||||
5.Экскурсия№3 «Посещение выставки с /х животных» | |||||
ИТОГО: 70 час, 1ч - резерв. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся 7 класса должны уметь называть:
-общие признаки живого организма;
-основные систематические категории, признаки вида,царств живой природы
подцарств, типов и классов животных;
-причины и результаты эволюции.
Учащиеся 7класса должны уметь приводить примеры:
-усложнения животных в процессе эволюции;
-природных и искусственных сообществ;
-изменчивости, наследственности и приспособленности животных к среде
обитания;
-наиболее распространенных видов и пород животных.
Учащиеся 7класса должны уметь характеризовать:
-строение, функции клеток животных;
-деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства
органического мира;
-строение и жизнедеятельность животного организмов;
-обмен веществ и превращение энергии;
-особенности питания гетеротрофных организмов (паразитов, симбионтов);
-дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
-размножение, рост и развитие животных, особенности размножения;
-среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические,
биотические, антропогенные);
-природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность
организмов к жизни в сообществе;
-искусственные сообщества, роль человека в продуктивности
искусственных сообществ.
Учащиеся 7класса должны уметь обосновывать:
-взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и
среды;
-родство млекопитающих животных и человека;
-роль биологического разнообразия, регулирования численности видов,
охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
Учащиеся 7класса должны уметь распознавать:
-организмы животных;
-клетки, ткани, органы и системы органов животных; наиболее распространенные виды животных своего региона; животных разных классов и типов.
уметь сравнивать:
строение и функции клеток животных; организмы эукариоты, гетеротрофы;
семейства, классы, типы животных, классы хордовых, царства живой
природы.
применять знания:
-о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их
выращивания, мер охраны;о видах, популяциях, природных сообществах для
обоснования мер их охраны;
-о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов:
приспособленности организмов и многообразия видов.
делать выводы:
-о клеточном строении организмов всех царств живой природы;
-о родстве и единстве органического мира;
-об усложнении животного мира в процессе эволюции, о происхождении
человека от животных.
уметь наблюдать:
-сезонные изменения в жизни животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
-результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.
соблюдать правила:
-приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
-наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних сельскохозяйственных животных,
-изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
проведения простейших опытов изучения поведения животных;
-бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам,
поведения в природе;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии (УМК В. Пасечника), 6 класс
Материал содержит рабочую программу по курсу биологии для 6 класса (УМК Пасечника В.В.), календарно-тематическое планирование, отражающее основные элементы межпредметной и метапредметной интеграции. П...
Рабочая программа по биологии 7 класс Пасечник.
Рабочая программа по биологии подготовленный на татарском языке. 7 класс. По Пасечнику....
Рабочая программа по биологии 8 класс (Пасечник В.В.)
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду ж...
Рабочая программа по биологии 10 класс, Пасечник В.В.
Рабочая программа...
Рабочая программа по биологии 6 класс, Пасечник В.В,
Рабочая программа...
Рабочая программа по биологии 5 класс Пасечник В.В.
Рабочая программа...