Рабочая программа по биологии 8 класс (Пасечник В.В.)
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass_2012-13.doc | 457.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
« Ичалковская средняя общеобразовательная школа»
Ичалковского муниципального района РМ
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель ШМО __________Соченова Н.В. Протокол № __ от «_____»_______2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР МОУ «Ичалковская СОШ» __________ Зубова Т.А. «_____»_______2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Ичалковская СОШ» _________ Зубанов А.Н. «__» ___2013г |
Рабочая программа
по курсу «БИОЛОГИЯ»
для 8 класса
Составитель: учитель биологии
МОБУ «Ичалковская СОШ»
Соченова Н.В.
2013-2014 уч.г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
УМК:
- Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа. 2007.
- Программы основного общего образования по биологии для 5-9класса, авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2006, -172.)
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: 5-11 классы/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 92 с.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ) .
- Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
- Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8 класс.- М.: ВАКО, 2007.- 416 с. – ( В помощь школьному учителю).
- Экология человека: практикум для вузов/ Л.И, Губарева, О.М. Мизирева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 112с. (Практикум).Биология.
- Практикум по анатомии и физиологии человека. 10- 11 классы/ авт. – сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.- 175 с.
Тематическое планирование по дисциплине «Биология. 8 класс»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | |||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, шт. | Экскурсии | |||
1. | Введение. | 2 | 2 | - | - |
2. | Происхождение человека. | 3 | 3 | - | - |
3. | Организм человека и его строение. | 4 | 4 | 1 | - |
4. | Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций. | 10 | 10 | 2 | |
5. | Система опоры и движения. | 7 | 7 | 4 | - |
6. | Внутренняя среда организма. | 8 | 8 | 3 | - |
7. | Дыхание. | 5 | 5 | 1 | - |
8. | Пищеварение. | 5 | 5 | 1 | - |
9. | Обмен веществ и энергии. | 3 | 3 | 2 | - |
10. | Выделение. | 2 | 2 | - | - |
11. | Кожа. | 3 | 3 | - | - |
12. | Сенсорные системы организма. | 5 | 5 | 1 | - |
13. | Основы учения о ВНД. | 6 | 6 | 2 | - |
14. | Индивидуальное развитие человека. | 3 | 3 | - | - |
15. | Резерв. | 2 | |||
| Итого | 68 | 68 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебные единицы | Кол-во количество уроков |
Введение. Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. | 2 |
РАЗДЕЛ 1 Происхождение человека. Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид. Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека. | 3 |
РАЗДЕЛ 2 Строение и функции организма | 56 |
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. | 1 |
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой. Лабораторная работа Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. | 3 |
Регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Нервная система человека Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. Демонстрация модели головного мозга человека. Лабораторные работы Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении. Железы внутренней секреции (эндокринная система) Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками. | 10 |
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах. Лабораторные работы Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела ( выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушения осанки и плоскостопия. Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки. | 7 |
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. Лабораторная работа Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. | 3 |
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений. Лабораторные работы Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку.
| 5 |
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: ЖЕЛ. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Демонстрация модели гортани; Приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; приемов искусственного дыхания. Лабораторные работы Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе. | 5 |
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Демонстрация торса человека. Лабораторная работа Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании. | 5 |
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи. Лабораторные работы Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат. | 3 |
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения». | 2 |
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи». Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды. | 3 |
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии. | 5 |
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тетов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр. Лабораторные работы Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом. | 6 |
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов. | 3 |
Тематическое планирование курса «Биология» 8 класс (68 ч)
№ п/п | Тема урока Тип урока Домашнее задание | Планируемые результаты Обучения | Кол - во часов | Виды самостоятель-ной работы | Лабораторные работы; Практические работы; Экскурсии и демонстрации | Дата проведения | |||
Общеучебные умения и навыки | Специальные знания (знать/понимать) Специальные умения (уметь) | По плану | ФФакт | ||||||
Введени (2 часа) | |||||||||
1 | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. Д.З.§1 с. 6-8 !Инд. сообщения | -анализировать учебный или любой другой материал; | -Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена и их методы; - объяснять место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды | 1 | Вопросы к §1 Текущий контроль | 07.09. | |||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
2 | Становление наук о человеке. Д.З.§2 с. 9-12 | Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. | - вклад великих ученых в развитие наук о человеке; -объяснять этапы становления наук о человеке | 1 | Работа стетрадью. | 09.09. | |||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
Тема 1. Происхождение человека (3 часа) | |||||||||
11.1. | Систематическое положение человека. Д.З.§3 с. 14-17 | - сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой. -классифицировать по нескольким признакам; | - место человека в систематике; доказательства животного происхождения человека - определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация). | 1 | Работа с учебником – вопросы к .§3 | 111.09. | |||
Комбинированный урок | |||||||||
1.2. | Историческое прошлое людей. Д.З.§ 4 с. 18-21 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. | – раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека); – раскрывать значение ископаемых, древнейших и древних форм человека, черты совершенствования человека, факторы его становления и образования рас; | 1 | Работа с тетрадью - заполнение таблицы. | Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека | 13.09. | ||
1.3. | Расы человека. Д.З.§5 с. 21-23 (!составить кроссворд) | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | – характерные расовые признаки. –доказывать происхождение и единство рас человека; | 1 | Работа с карточками | 18.09. | |||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
Тема 2 . Организм человека и его строение. (4 часа) | |||||||||
2.1. | Общий обзор организма человека. Д.З.§ 6 с. 26-28 | диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | –клеточное строение организма; | 1 | Распознавание на таблицах органов и систем органов | 220.09. | |||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
2.2. | Строение и химический состав клетки. Физиология клетки. Д.З.§ 7 с.28-30 | — ставить цели самообразовательной деятельности; — планировать и проводить наблюдения за объектом; | – клеточное строение организма; -распознавать на микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; | 1 | Вопрос №5 к .§7 | 25.09. | |||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
2.3. | Физиология клетки. Д.З.§7 с. 30-33 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | – раскрывать функции органоидов клеток, видимых под световым микроскопом, типов тканей – доказывать взаимосвязь частей и органоидов клеток, направленную на функциональное единство тканей, органов и систем, поддержание гомеостаза организма. | 1 | Работа с тестами | Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой | 27.09. | ||
2.4. | Ткани. Типы тканей и их свойства. Д.З.§ 8 с. 33-39 § 1-7 (повт.) | — планировать и проводить наблюдения за объектом; - соотносить различные компоненты объекта; -классифицировать по нескольким признакам; | -называть типы тканей, -распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы. -уметь работать с микроскопом. | 1 | Лабораторная работа №1 | Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей под микроскопом». | 02.10. | ||
Комбинированный урок. | |||||||||
Тема 3. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций. (10часов) | |||||||||
3.1. | Регуляция функций в организме. Д.З.§ 58 с. 299 – 300, записи в тетради. | -сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой, -выделять главное, существенное; | – разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой – сравнивать строение нервной системы человека и животных. | 1 | Промежуточный контроль знаний: тестирование. | 04.10. | |||
Урок ознакомления с новым материалом | |||||||||
3.2. | Общий план строения нервной системы и ее функции. Д.З.§ 43 с. 220 – 221 | -сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой, -выделять главное, существенное; | – разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой – сравнивать строение нервной системы человека и животных. | 1 | УЭИ – виртуальные задания | 9.10. | |||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
3.3. | Рефлекторный принцип работы нервной системы Д.З.§ 9 с. 40 -43. | - соотносить различные компоненты объекта; -классифицировать по нескольким признакам | – строение и функции нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга. –разъяснять рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции -проводить самонаблюдения | 1 | Работа с карточками | Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др | 11.10. | ||
Комбинированный урок | |||||||||
3.4. | Центральная нервная система. Спинной мозг, его строение и функции. Д.З.§ 44 с. 222-227 | -сравнивать, анализировать, обобщать; -работать с книгой, -составлять схемы | – строение и функции рефлекторной дуги, спинного мозга, рефлекторной и проводниковой функциях - работать с биологическими таблицами, схемами | 1 | УЭИ – виртуальные задания | 16.10. | |||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
3.5. | Головной мозг. Строение и функции. Д.З.§ 45 с. 227 – 231 | -сравнивать, анализировать, обобщать; -работать с книгой, -проводить наблюдения. | – разъяснять роль отделов головного мозга; механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинение их функций. -– разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга; -проводить самонаблюдения. | 1 | Лабораторная работа №2 | Лабораторная работа №2 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» | 18.10. | ||
Урок ознакомления с новым материалом. | |||||||||
3.6. | Головной мозг. Функции переднего мозга. Д.З.§46 с. 231 – 235. | -сравнивать, анализировать, обобщать; -работать с книгой | – разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга; -работать с муляжами, раздаточным материалом. | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | 23.10. | |||
Комбинированный урок | |||||||||
3.7. | Соматический и автономный отделы нервной системы.. Д.З.§ 47 с. 235 – 239. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | -сравнивать, анализировать, обобщать; -работать с книгой | -понимать и объяснять отличие вегетативной нервной системы от соматической; -проводить лабораторные работы, готовить отчеты по ним. | 1 | Лабораторная работа №3 | Лабораторная работа №3«Рефлексы продолговатого и среднего мозга; » | 25.10. | ||
3.8. | Железы внутренней секреции и гормоны. Д.З.§ 58 с. 298 -301. ! Инд сообщения. | — готовить доклады, рефераты; -выступать перед аудиторией; - придерживаться определенного стиля при выступлении | -понятие гуморальной регуляции; железы эндокринной системы, особенности работы желез внутренней секреции -раскрывать особенности нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах организма человека; -показывать отличие желез внешней и внутренней секреции | 1 | Беседа по вопросам к §58 | 30.10. | |||
Комбинированный урок | |||||||||
3.9. | Нарушение нервно-гуморальной регуляции. Д.З.§ 59. Комбинированный урок. | Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. | - роль гормонов в жизнедеятельности организма. - знать меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей с подобными нарушениями. --доказывать примерами нарушения нервно-гуморальной регуляции; -объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины проявления наследственных заболеваний, человека | 1 | Работа по карточкам | 01.11. 1 четв. 18 ч. | |||
3.10. | Контрольно-обобщающий урок «Железы внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция». Урок обобщения и систематизации знаний. | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | - биологическую терминологию и символику применять ранее полученные знания; -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье; | 1 | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах. | 13.11. | |||
Тема 4. Система опоры и движения. (7 часов) | |||||||||
4.1. | Строение, состав и свойства костей, типы их соединения. Д.З.§10 с. 46-50 | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. -выделять главное, существенное; | – знать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной системы, – разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы; – характеризовать типы соединений костей, -находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей -работать с микроскопом и микропрепаратами; | 1 | Лабораторная работа №4 | Лабораторная работа №4 «Микроскопическое строение кости» | 15.11. . | ||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
4.2. | Скелет человека. Особенности скелета, связанные с прямохождением. Д.З.§ 11 -12 с. 50-55 | -Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. | – называть части опорно-двигательной системы (скелет), основные отделы скелета (кости); – приводить примеры приспособленности скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности; | 1 | Распознавание на модели «Скелета человека» - основных костей. | Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков | 20.11. | ||
Комбинированный урок. | |||||||||
4.3. | Первая помощь при повреждении скелета. Д.З.§ 16 с. 76-79. Комбинированный урок. | — готовить доклады, рефераты; -выступать перед аудиторией; -придерживаться определенного стиля при выступлении | - знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. – оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах; | 1 | Выполнение приемов первой помощи – работа в парах. | Демонстрации приёмов первой помощи при травмах | 22.11. | ||
4.4. | Мышцы, их строение и функции. Д.З.§13 с. 62 – 67 | -Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы | - знать основные типы мышц, их строение и функции. – характеризовать типы мышц; - называть и находить на рисунках, муляжах и моделях отдельные мышцы тела; -проводить самонаблюдения; | 1 | Лабораторная работа №5 | Лабораторная работа №5 «Мышцы человеческого тела» | 27.11. | ||
Комбинированный урок | |||||||||
4.5. | Работа мышц. Управление движением. Утомление. Д.З.§14 с. 69 – 72. | -выделять главное, существенное; -проводить самонаблюдения | -влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления; – характеризовать работу мышц; | 1 | Лабораторная работа №6 | Лабораторная работа №6 «Утомление при статической и динамической работе | 29.11. | ||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
4.6. | Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения. Д.З.§ 15 с. 73-75. §10-14 ( повт). | -Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями | – знать влияние физического труда и спорта на формирование системы опоры и движения, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия; – научиться соблюдать правильную осанку; предупреждать развитие плоскостопия; -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье; | 1 | Лабораторная работа №7 | Лабораторная работа №7 «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия» | 04.12. | ||
Комбинированный урок | |||||||||
4.7. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» .
Урок контроля и оценки знаний. | Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. | -регуляция деятельности опорно-двигательной системы; – устанавливать взаимосвязь строения частей скелета и выполняемых ими функций; | 1 | Тестовая контрольная работа | 06.12. | |||
Тема 5. Внутренняя среда организма. (8 часов) | |||||||||
5.1. | Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Д.З.§ 17 с. 82 - 84 | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы | – называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови; – раскрывать роль внутренней среды организма, ее компонентов, состав крови, функции ее форменных элементов; -работать с микроскопом и микропрепаратами; | 1 | Работа по вопросам к §17 | 11.12. . | |||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
5.2. | Строение и функции эритроцитов. Д.З.§ 17 с. 84 – 88. | — владеть навыком аналитического чтения; — владеть различными видами изложения текста; | – называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови; - о группах крови, их отличительных признаках; совместимости крови по группам; - обосновывать значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей; – распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клеточные элементы крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты; | 1 | Лабораторная работ а № 8 | Лабораторная работа №8 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» | 13.12. | ||
Комбинированный урок | |||||||||
5.3. | Лейкоциты. Иммунитет. Д.З.§18 - 19 с. 89 -93. ! подг. Сообщения. Комбинированный урок | -Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. -выделять главное, существенное; | – иммунитет, инфекционные заболевания; значение прививок и лечебных сывороток, о видах лейкоцитов, сущности процесса воспаления, фагоцитоза, защитных свойств крови; основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови; - соблюдать правила личной и общественной гигиены, предупреждающие распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний; -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье; | 1 | Индивидуальная работа с карточками | ||||
5.4. | Органы кровообращения. Круги кровообращения. Д.З.§20 – 21. | -выделять главное, существенное; | – называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца – распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения; | 1 | УЭИ – виртуальные задания | Демонстрации моделей сердца и торса человека | |||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
5.5. | Строение и работа сердца. Д.З.§22 с. 110-114 | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | – называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу; | Распознавание на модели «Сердце человека» - особенностей строения | Демонстрации модели сердца человека | ||||
Комбинированный урок | |||||||||
5.6. | Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Д.З.§23 с. 115-120. | — планировать и проводить наблюдения за объектом; | – раскрывать сущность понятий пульс, кровяное давление; изменения крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу; – раскрывать значение силы и частоты сердечных сокращений, взаимосвязь строения кровеносных сосудов и выполняемых ими функций, значение нервно-гуморальной регуляции деятельности сердца, сосудов, значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы. | 1 | Лабораторная работа № 9 Итоги лабораторной работы | Лабораторная работа №9. «Положение венозных клапанов». | 2 четв. 14 ч. | ||
Комбинированный урок | |||||||||
5.7. | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Д.З.§ 24 с.121-125 | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | – раскрывать сущность; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу; – уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление | 1 | Опыты, выясняющие природу пульса. | Лабораторная работа №10 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | |||
Урок – конференция | |||||||||
5.8. | Первая помощь при кровотечениях. Д.З.§25 с. 125 – 129. | диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | - знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них | 1 | Работа в парах . Приемы остановки кровотечения. | Демонстрации моделей торса человека, приёмов остановки кровотечений | |||
Комбинированный урок | |||||||||
Тема 6. Дыхание. ( 5 часов) | |||||||||
6.1. | Строение и функции органов дыхания. Д.З.§ 26 с 132- 139. | — ставить цели самообразовательной деятельности; выделять главное, существенное; | - сущность процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; знания о строении органов дыхания в связи с функциями, процессом образования голоса, членораздельной речи; – характеризовать строение голосового аппарата человека, роль ротовой и носовой полостей в усилении звуков и формировании членораздельной речи. -раскрыть меры профилактики заболевания голосовых связок. | 1 | Работа по карточками | Демонстрации модели гортани; роли резонаторов, усиливающих звук | |||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
6.2. | Дыхательные движения , их регуляция. Д.З.§ 28 с. 142-146. | — планировать и проводить наблюдения за объектом; | - знать механизм дыхательных движений, - дыхательные рефлексы; - способы регуляции дыхания; -изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов | 1 | Работа по вопросам к параграфу 28. | ||||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
6.3. | Газообмен в легких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание. Д.З.§ 27 с. 140-141. | — владеть различными видами изложения текста; -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | –характеризовать изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, – раскрывать сущность понятий «дыхание», «жизненная емкость легких», процесса газообмена в легких и тканях; | 1 | Работа по карточкам | ||||
Комбинированный урок | |||||||||
6.4. | Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания. Д.З.§29 с. 147-153. §17-28 (повт.) | — готовить доклады, рефераты; -выступать перед аудиторией; - придерживаться определенного стиля при выступлении | - показания к искусственному дыханию, последовательность восстановления дыхания и сердечной деятельности (искусственное дыхание); - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: предупреждения заболеваний органов дыхания; -уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания, простудных и других заболевания. | 1 | Лабораторная работа № 11 | Лабораторная работа №11 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. | |||
Комбинированный урок | |||||||||
6.5. | Контрольно-обобщающий урок по теме. «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систем». | -проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках. | -знания о взаимосвязи дыхания и кровообращения; -распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье; | 1 | Тестовая контрольная работа | ||||
Урок контроля и оценки знаний. | |||||||||
Тема 7. Пищеварение. (5 часов) | |||||||||
7.1. | Питание и пищеварение. Д.З.§30 с. 156 – 161. Комбинированный урок | — ставить цели самообразовательной деятельности; | -сущность биологических процессов: питание и пищеварение, -распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; -характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения. | 1 1 | Работа в тетрадях | ||||
7.2. | Пищеварение в полости рта. Глотание. Д.З.§31 с. 161 – 165. | -сравнивать объекты, факты, явления; —планировать и проводить наблюдения за объектом; | - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; -изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов | 1 | Лабораторная работа №12 | Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании Лабораторная работа №12 «Действие ферментов слюны на крахмал» | |||
Комбинированный урок | |||||||||
7.3. | Пищеварение в желудке. Д.З.§32 с. 166- 170 | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; | 1 | Работа по карточкам | ||||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
7.4. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание. Д.З.§33 с. 171-174. | - выделять главное, существенное; | -сущность биологических процессов: питание и пищеварение, -характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения. | 1 | Самостоятельная работа с текстом учебника | ||||
Комбинированный урок | |||||||||
7.5. | Гигиена питания. Д.З.§34-35. Комбинированный урок | находить информацию о биологических объектах в различных источниках | - знать правила гигиены питания, меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний. | 1 | Работа в группах | ||||
Тема 8. Обмен веществ и энергии. (3 часа) | |||||||||
8.1. | Общая характеристика обмена веществ. Д.З.§36
| -понятия об обмене веществ и энергии -две стороны обмена веществ: пластический и энергетический обмен. -доказывать, что пластический и энергетический обмен - единство противоположностей. | 1 1 | Промежуточный контроль знаний. Тестирование | Лабораторная работа №13 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена .» | ||||
Урок ознакомления с новым материалом | |||||||||
8.2. | Витамины. Д.З.§37 | -представления о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания; -объяснять роль витаминов в организме - уметь применять полученные знания | 1 | УЭИ – виртуальные задания | |||||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
8.3. | Нормы питания. Д.З.§38. | -объяснять энерготраты человека и пищевой рацион. Энергетическау ёмкость пищи - Обосновывать нормы и режим питания. -составлять пищевой рацион в зависимости от энерготраты. | 1 | Работа в тетрадях – составление пищевого рациона |
| ||||
Комбинированный урок | |||||||||
Тема 9. Выделение. (2 часа) | |||||||||
9.1. | Строение и функции почек. Д.З.§42 с. 213- 215. | – раскрывать роль выделения продуктов обмена веществ из организма; особенности строения выделительной системы, показывать локализацию органов выделения; | 11 | Распознавание на модели «Почки человека»особенно-стей строения. | |||||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
9.2. | Образование мочи. Регуляция мочеобразования. Д.З.§42 до конца. | -проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках. | – характеризовать функции органов выделения, процесс образования мочи; – раскрывать понятия: первичная моча и вторичная моча; - доказывать необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой пищей, алкоголем приводит к поражению почек. -соблюдать правила гигиены мочевыделительной системы; | 1 | Работа с текстом учебника Работа в тетрадях. | ||||
Комбинированный урок | |||||||||
Тема 10. Кожа. (3 часа) | |||||||||
10.1. | Строение и значение кожи. Д.З.§39 с. 200 – 204. | — ставить цели самообразовательной деятельности; | -знать функции и строение кожи, – устанавливать взаимосвязь строения и функции производных кожи; -работать с лупой. | 1 | УЭИ – виртуальгные задания | Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти | |||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
10.2. | Терморегуляция организма. Закаливание. Д.З.§41 с. 209-212 | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | -относительное постоянство температуры тела человека–разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания | 1 | Работа по вопросам к параграфу | ||||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
10.3. | Гигиена кожи, одежды и обуви. Д.З.§40 с. 204-208. Комбинированный урок | — владеть навыком аналитического чтения; — составлять сложный и тезисный планы; | -значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви; - применять меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма, первой помощи при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции | 1 | Промежуточный контроль знаний | ||||
Тема 11. Сенсорные системы организма. (5 часов) | |||||||||
11.1. | Значение органов чувств. Анализаторы. Д.З.§48 с. 242- 144. | — ставить цели самообразовательной деятельности; | -органы чувств человека, – находить на рисунках, таблицах, моделях части анализатора -объяснять значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. | 1 | Работа в тетради | ||||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
11.2. | Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. Д.З.§ 49 с. 144-248. | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. - соотносить различные компоненты объекта; -классифицировать по нескольким признакам; | -части зрительного анализатора, его строение и функции глаза –положение и строение глаз. -строение и функции сетчатки. -корковая часть зрительного анализатора | 1 | УЭИ – виртуальные задания | ||||
Комбинированный урок | |||||||||
11.3. | Зрительное восприятие. Гигиена зрения. Д.З.§50 с. 249-253. | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; проводить самонаблюдения | - ход лучей через прозрачную среду глаза. - причины нарушения зрения – гигиену органа зрения - механизм восприятия зрительных раздражений; -соблюдать гигиену зрения. - применять меры первой помощи при травмах глаз | 1 | Лабораторная работа №15 | Лабораторная работа№15 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» | |||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
11.4. | Строение и функции органа слуха. Д.З.§51 с. 253 – 257. | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. - соотносить различные компоненты объекта; -классифицировать по нескольким признакам; | -части слухового анализатора и органа равновесия; -нарушения в деятельности анализаторов слуха и равновесия. – находить их на рисунках, таблицах, моделях части органов слуха и равновесия; - объяснять передачу звуковых колебаний, их восприятие и анализ -соблюдать гигиену слуха и равновесия. | 1 | Работа по карточкам | ||||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
11.5. | Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса. Д.З.§52 с. 258 – 263. | — готовить доклады, рефераты; -выступать перед аудиторией; -придерживаться определенного стиля при выступлении. | – части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса. - роль органов обоняния, вкуса в жизни человека; – соблюдать гигиену органов обоняния и вкуса, осязания (кожи); | 1 | Работа с тексом учебника Работа в тетрадях | ||||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
Тема 12. Основы учения о высшей нервной деятельности. (6 часов) | |||||||||
12.1. | Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения. Д.З.§53 с. 266-273. | — ставить цели самообразовательной деятельности; | -раскрывать особенности высшей нервной деятельности человека, поведения, их значение в восприятии окружающей среды, ориентации в ней; | 1 | Лабораторная работа №16 | Лабораторная работа №16 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа» | |||
Комбинированный урок | |||||||||
12.2. | Врожденные и приобретенные программы поведения. Д.З.§ 54 с. 273-278. | -проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках | -роль торможения условных рефлексов; - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; – характеризовать роль безусловных рефлексов в развитии врожденного поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность;. | 1 | Работа по вопросам к параграфу | ||||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
12.3. | Речь и мышление. Познавательные процессы. Д.З.§56 | находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать; -выступать перед аудиторией; - придерживаться определенного стиля при выступлении. | -психическую деятельность человека как функцию мозга; - характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека. -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); | 1 | Решение познавательных задач по теме урока | Демонстрации выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память и пр. | |||
Комбинированный урок | |||||||||
12.4. | Воля, эмоции, внимание. Д.З.§57 | находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать; -выступать перед аудиторией; - придерживаться определенного стиля при выступлении. | -психическую деятельность человека как функцию мозга; - характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека. -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); | 1 | Демонстрации, двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на консерватизм мышления и пр. Лабораторная работа №17 | Лабораторная работа№17 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом» | |||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
12.5. | Биологические ритмы. Сон и сновидения. Д.З.§55 ! Инд задания. | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | -знать сущность и значение снов и сновидений; - доказывать значение профилактики утомления, активного отдыха, сна; вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему; - выполнять правила гигиены сна, предупреждающие его нарушение | 1 | Подготовка индивидуальных сообщений | ||||
Комбинированный урок | |||||||||
12.6. | Личность. Характер. Темперамент. Д.З.§64 с. 324- 326. | -диалектически анализировать учебный или любой другой материал; | - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; понятия: характер, личность, темперамент - характеризовать и определять различные типы темперамента. - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма | 1 | УЭИ – определение типов темперамента. | Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов | |||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
Тема 13. Индивидуальное развитие человека. (3 часа) | |||||||||
13.1. | Размножение в органическом мире. Д.З.§60 | — ставить цели самообразовательной деятельности; | -знать сущность процесса оплодотворения и его значение; стадии развития зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма; преимущества полового размножения перед бесполым; – использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; | 1 | Работа с инструктивными картами | ||||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
13.2. | Оплодотворение. Беременность. Развитие зародыша и плода. Д.З.§61 | — готовить доклады, рефераты; -выступать перед аудиторией; - придерживаться определенного стиля при выступлении | – находить черты сходства и различия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека. - доказывать вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина, других факторов на потомство; | 1 | Работа по карточкам | ||||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||
13.3. | Развитие человека после рождения. Д.З.§63. | — владеть навыком аналитического чтения; — составлять сложный и тезисный планы | -знать основные этапы развития человека после рождения; -гигиенические требования к режиму жизни будущей матери | 1 | УЭИ – виртуальные задания | ||||
Комбинированный урок | |||||||||
13.4. | Итоговая контрольная работа. | Уметь обобщать, анализировать, делать выводы. | Применять на практике ранее изученный материал, владеть биологической терминологией. | 1 | Итоговое тестирование | ||||
13.5. | Заключительный урок по курсу. | ||||||||
ИТОГО | 68 часов | Лабораторных работ: 17 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
РАЗДЕЛ 3: ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Комплект 1. Влажные препараты
Глаз крупного млекопитающего | 15 шт. | На вскрытом глазе быка показаны основные части глаза. Препарат используют как раздаточный материал в комплексе с моделью глаза. |
Комплект 2. Микропрепараты
Набор микропрепаратов содержит различные ткани органов млекопитающих. Микропрепараты используют как раздаточный материал для проведения лабораторных работ в комплексе с печатными таблицами.
Набор микропрепаратов по анатомии, физиологии, гигиене человека | 2 наб. | Для базового курса включены: Раздаточные микропрепараты: митоз живой клетки, однослойный эпителий, многослойный эпителий, рыхлая соединительная ткань, плотная соединительная ткань, гладкая мышечная ткань, поперечно-полосатая мышечная ткань, нервные клетки, нерв (поперечный срез), нерв (продольный срез), кровь человека (окрашенный препарат), кровь лягушки (окрашенный препарат), артерии, вены, капилляры. Для углубленного изучения: демонстрационные микропрепараты: эпителий железистый, эпителий мерцательный, костная ткань, щитовидная железа, яйцеклетки кролика, сперматозоиды морской свинки, печень человека, кишечник с ворсинками. |
Комплект 3. Модели
Крупногабаритные объемные и рельефные модели используют как демонстрационные, раздаточные - для проведения лабораторных работ.
Скелет человека | 1 шт. | Модель представляет собой разборное изображение скелета человека в натуральную величину. Суставы подвижные, межпозвоночные хрящи сформованы вместе с телами позвонков. Нижняя челюсть укреплена на пружине. Отдельные части разборной модели соединяются при помощи шипов и петель. |
Глаз человека | 15 шт. | Модель используется при изучении темы "Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность". Пособие представляет собой глазное яблоко, разрезанное на две половины в горизонтальном направлении. Корпус модели изображает белочную оболочку глаза, снаружи белочной оболочки показаны мышцы глаза. В передней части глаза показана прозрачная роговая оболочка, стекловидное тело и хрусталик. |
Головной мозг человека | 7 ком. | Пособие представляет собой разборную модель головного мозга в натуральную величину. На продольном разрезе мозга видны: продолговатый мозг, варолиев мост, четверохолмие, гипофиз, мозжечок, мозолистое тело, кора больших полушарий, промежуточный мозг. Отделы мозга выделены контрастными цветами. |
Набор "Имитаторы травм" | 15 ком. | Используется для лабораторных работ по теме "Оказание первой помощи". Представляет собой пластиковые накладки с изображением ожога, обморожения, пореза, перелома. |
Позвонки | 15 ком. | Модель может быть использована при изучении темы "Опорно-двигательная система". Набор позвонков человека в натуральную величину изготовлен из пластмассы и состоит из пяти позвонков (первый, второй, седьмой шейные, грудной и поясничный). |
Почка | 15 шт. | Используется при изучении обмена веществ. Видны корковый, мозговой, лоханки, сосуды, часть мочеточника, показана поверхность почки с наружной стороны и продольный разрез. |
Сердце | 15 шт. | Модель предназначена для использования при изучении темы "Кровь и кровообращение". Пособие представляет собой разборную модель сердца в натуральную величину. На модели хорошо видны аорта, легочная артерия, нижняя и верхняя полые вены. Две съемные стенки модели сердца позволяют дать представление о внутреннем макроскопическом строении. |
Рельефные модели
Демонстрационные
Рельефные таблицы представляют собой полуобъемные, цветные изображения систем органов. Главная информация выделяется в рельефных таблицах не только цветом, но и рельефом. Глубина рельефа может быть от 1 до 7 см.
1 шт. | Пособие используется при изучении темы "Кожа". На таблице видны: надкожница, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка, кровеносные сосуды, потовые и сальные железы, гладкая мышца, поднимающая волос, скопление жировых клеток, нервные волокна и рецепторы. | |
1 шт. | Рельефная таблица используется при изучении темы "Пищеварение". Пособие представляет собой изображение пищеварительной системы в натуральную величину, данное в топографических взаимоотношениях с окружающими ее организмами. | |
1 шт. | Пособие предназначено для использования при изучении темы "Обмен веществ и энергии. Выделение". На таблице изображено внешнее и внутреннее строение почки. Выделены следующие элементы: почечная фасция, корковое и мозговое вещество. | |
1 шт. | Пособие используют для самостоятельной работы учащихся. На таблице показан поперечный разрез спинного мозга: белое, серое вещество, передние и задние корешки. Кроме того, на таблице должно быть схематическое изображение рефлекторной дуги с обозначением центростремительных, центробежных и вставочных нейронов. | |
1 ком. | Рельефная таблица предназначена для самостоятельных работ в теме "Органы чувств". На таблице должны быть изображены наружное, среднее и внутреннее ухо. Более подробно изображают строение внутреннего уха: полукружных каналов улитки. | |
15 шт. | На фоне контуров тела человека обозначены эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, вилочковая, поджелудочная железы, надпочечники, половые железы. Каждый элемент имеет цифровое кодирование. | |
15 шт. | Показаны: надкожица, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка, сосуды, потовые и сальные железы, рецепторы. | |
15 шт. | Видны сердце, органы дыхания, пищеварения, диафрагма, органы выделения. | |
15 шт. | Показаны все органы пищеварения. | |
15 шт. | Пособие предназначено для самостоятельных работ учащихся. На таблице должно быть показано внешнее строение правого легкого и внутреннее строение левого легкого. На таблице представлены гортань, трахея, бронхи. На отдельном фрагменте схематично показано строение легочных пузырьков. | |
15 шт. | На модели представлено внешнее и внутреннее строение почки (мозговой, корковый слой, лоханка, сосуды, мочеточник). | |
15 шт. | Показано белое и серое вещество; передние и задние корешки. | |
15 шт. | Представлено среднее и внутреннее ухо, строение улитки, кортиева органа. | |
Оказание доврачебной помощи при несчастных случаях | 1 сер. | Таблицы предназначены при изучении раздела "Человек и его здоровье", интегрированного курса естествознания, а также во внеклассной работе при подготовке к экскурсиям, походам и т.п. В таблицах должны быть показаны приемы первой доврачебной помощи, в разных случаях травматизма, в домашних и полевых условиях: ожоги, обморожение, ушибы, раны, переломы, вывихи. Кроме того, должны быть показаны приемы искусственного дыхания. |
Рабочая тетрадь по разделу "Человек" | 1 ком. |
|
Таблицы по анатомии, физиологии человека | 1 сер. | Серия предназначена для иллюстрации изучаемого материала раздела "Человек и его здоровье". Таблицы должны иллюстрировать все темы раздела. |
Таблицы по гигиене | 1 сер. | В серию входят следующие таблицы: 1. Влияние физических упражнений на организм. 2. Предупреждение искривления позвоночника. 3. Предупреждение плоскостопия. 4. Значение тренировки сердца. 5. Гигиена дыхания. 6. Профилактика воздушно-капельных инфекций. 7. Гигиена питания. 8. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. 9. Суточные нормы витаминов. 10. Закаливание организма. 11. Профилактика близорукости. 12. Шум и борьба с ним. 137 Режим дня школьника. 14, 15. Вред курения. 16. Вред алкоголя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...