рабочая программа по биологии (по линии Пасечника В.В.)
рабочая программа по биологии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
Рассмотрено на ШМО Протокол от «__»________2014г №_____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Бережная С.Д./_________/ «__»__________2014г | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76» Метлицкая А.С./__________/ «___»___________2014г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
для 6 класса
Составитель:
Петухова Наталья Сергеевна
г. Котлас
2014-2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы биология 6-9 класс/ автор составитель В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2009.
Общая характеристика учебного предмета Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.
Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания:
- Признаки живых организмов;
- Система, многообразие и эволюция живой природы;
- Человек и его здоровье;
- Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.
Цели
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Программа по биологии составлена в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта основного общего образования и на основе программы регионального компонента основного общего образования Архангельской области (составители: Лавринова А.П., Баталова А.Е., Лукина С.Ф., Морозова Л.В., Нехорошкова С.И., Филлипов Б.Ю.).
Содержание образования по разделам
(68 часов, 2 часа в неделю)
№ | Тема (с описанием) | Кол-во часов | КР | ПР |
1 | Введение. Биология – наука о живой природе Что изучает биология. Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний. | 1 | ||
2 | Клеточное строение растений. Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе. Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам. Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды. Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм. | 5 | 3 | |
3 | Царство Бактерии Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растений и животных. Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое). | 2 | ||
4 | Царство Грибы Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы – Грибы. Питание, строение, споровое размножение грибов. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы; съедобные и несъедобные грибы. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека. | 5 | 1 | 1 |
5 | Царство Растения Многообразие мира растений, распространение, значение в природе и жизни человека. Признаки растений. Основные органы растений. Ботаника – наука о растениях. Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Лишайники. Общая характеристика лишайников, их особенности строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников. Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений. Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания. Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. | 9 | 1 | 4 |
6 | Строение и многообразие покрытосеменных растений Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Значение семян для растения: размножение и распространение. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян. Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения и корневой чехлик. Рост корня. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, подпорки, присоски). Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа. Стебель как осевая, проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. Видоизменения побегов. Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособительные особенности у растений к распространению плодов и семян. Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. | 16 | 1 | 11 |
7 | Жизнь растений Химический состав растений. Минеральное питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле. Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Испарение воды листьями. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Запасание питательных веществ. Сосудистые пучки. Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Растительный организм как единое целое. Рост и развитие растений. Способы размножения растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями. Половое размножение покрытосеменных растений. Оплодотворение растений и развитие плода. Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособительные особенности цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей. | 15 | 1 | 5 |
8 | Классификация растений Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений: Капустные, Розоцветные, Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые). Семейства однодольных растений: Лилейные и Злаковые (Мятликовые). | 6 | 1 | 1 |
9 | Природные сообщества Основные экологические факторы и их влияние на организм. Характеристики основных экологических групп растений. Понятие о растительном сообществе. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о смене природных сообществ. Причины, вызывающие смену природного сообщества. | 5 | 1 | |
10 | Развитие растительного мира на Земле Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Роль человека в природе, охрана растений, охрана растительности, рациональное природопользование. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения. | 2 | 1 |
.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | КР, ПР, ЛР | РК |
| |||
1 | Биология – наука о живой природе. Многообразие живых организмов. | ||
| |||
2 | Устройство увеличительных приборов. Л. Р. № 1«Устройство микроскопа и приемы работы с ним» | ЛР №1 | |
3 | Строение растительной клетки. Л. Р. № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука», Л. Р. № 3 «Рассматривание под микроскопом пластид в листе элодеи» | ЛР №2,3 | |
4 | Жизнедеятельность клетки. | ||
5 | Ткани. | ||
6 | Обобщение материала «Клеточное строение организмов» | тест | |
| |||
7 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | ||
8 | Роль бактерий в природе и жизни человека. Использование бактерий на промышленных предприятиях АО | РК №1 | |
| |||
9 | Общая характеристика грибов. | ||
10 | Шляпочные грибы. Представителями шляпочных грибов АО. | РК №2. | |
11 | Плесневые грибы и дрожжи. Л. Р. № 4 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом» | ЛР №4 | |
12 | Роль грибов в природе и жизни человека. | ||
13 | КР №1 «Царство бактерии. Грибы» | КР №1 | |
| |||
14 | Разнообразие, распространение значение растений. | ||
15 | Одноклеточные водоросли. Л. Р. № 5 «Изучение строения одноклеточных зеленых водорослей» | ЛР. №5 | |
16 | Многоклеточные водоросли. | ||
17 | Лишайники. Биомониторинг. | ||
18 | Мхи. Распространенные мхи АО. Л. Р. № 6 «Изучение строения мха» | ЛР № 6 | РК №3. |
19 | Папоротники. Хвощи. Плауны. Л. Р. № 7«Изучение спороносящего папоротника (хвоща)» | ЛР № 7 | |
20 | Голосеменные. Представители голосеменных АО. Л. Р. № 8 «Изучение строения хвои и шишек хвойных» | ЛР № 8 | РК №4. |
21 | Покрытосеменные. Представители на примере растений АО.
| РК №5 | |
22 | КР №2 «Царство растения» | КР №2 | |
| |||
23 | Строение семян. Л. Р. № 9 «Строение семян однодольного и двудольного растения» | ЛР № 9 | |
24 | Виды корней и типы корневых систем. Л. Р. № 10 «Виды корней и типы корневых систем» | ЛР № 10 | |
25 | Зоны корня. Л. Р. № 11 «Изучение внешнего и внутреннего строения корня» | ЛР. № 11 | |
26 | Видоизменения корней. | ||
27 | Побег и почки. Л. Р. № 12 «Строение почек. Расположение почек на стебле». | Л. Р № 12 | |
28 | Внешнее строение листа. Л. Р. № 13 «Простые и сложные листья» | Л. Р №13 | |
29 | Клеточное строение листа. Л. Р. № 14 «Изучение клеточного строения листа» | Л. Р № 14 | |
30 | Видоизменения листьев. | ||
31 | Строение стебля. Л. Р. № 15 «Изучение макро- и микростроения стебля» | Л. Р № 15 | |
32 | Видоизменения побегов. Л. Р. № 16 «Изучение видоизмененных побегов» | Л. Р № 16 | |
33 | Цветок. Л. Р. № 17 Изучение строения цветка» | Л. Р.№ 17 | |
34 | Соцветия Л. Р. № 18 «Ознакомление с различными видами соцветий» | Л. Р№ 18 | |
35 | Плоды. Л. Р. № 19 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | Л. Р № 19 | |
36 | Распространение плодов и семян. | ||
37 | КР № 3 «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | КР №3 | |
| |||
38 | Химический состав растений. Л. Р. № 20 «Химический состав растений» | ЛР № 20 | |
39 | Минеральное питание растений. | ||
40 | Фотосинтез. | ||
41 | Дыхание растений. | ||
42 | Испарение воды растениями. Листопад. | ||
43 | Л. Р. № 21 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | ЛР №21 | |
44 | Прорастание семян. ПР №1. Определение всхожести семян, выращивание рассады, пикировка» | ПР №1 | |
45 | Растительный организм как единое целое. ПР №2 «Уход за комнатными растениями». | ПР №2 | |
46 | Способы размножения растений | ||
47 | Размножение споровых растений. | ||
48 | Размножение голосеменных растений | ||
49 | ПР №3 Вегетативное размножение покрытосеменных растений. | ПР №3 | |
50 | Половое размножение покрытосеменных растений. | ||
51 | Способы опыления на примере растений АО | РК № 6 | |
52 | КР №4 «Жизнь растений» | КР №4 | |
| |||
53 | Основы систематики растений. Деление на классы. | ||
54 | Класс двудольные. Семейство Крестоцветные, розоцветные. Многообразие растений АО. | РК №7 | |
55 | Семейство Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные, Многообразие растений АО. | РК №8 | |
56 | Класс Однодольные. Семейства Злаковых и Лилейных. Многообразие растений АО. | РК №9 | |
57 | Л.р. № 22 «Выявление признаков семейства по внешнему виду растений» | ЛР №22 | |
58 | КР № 5 «Классификация растений» | КР №5 | |
| |||
59 | Основные экологические факторы и их влияние на растения. | ||
60 | Характеристика основных экологических групп растений. | ||
61 | Понятие о растительном сообществе. ПР №4 «Изучение и описание экосистемы своей местности». | ПР №4 | РК №10 |
62 | Приспособленность растений к совместной жизни в сообществе. | ||
63 | Понятие о смене природных сообществ, на примере сообщества | РК №11 | |
| |||
64 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | ||
65 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений на территории АО. | РК №12 | |
66 | Обобщение материала по курсу. | ||
67 | Итоговая КР №6 | КР №6 | |
68 | Урок-игра «Ее величество - Ботаника!» |
Итого 16 часов регионального компонента, ПР4, КР 7, ЛР 22, РК №12
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Знать/понимать:
- клеточное строение растений, части растительной клетки (оболочка, ядро, цитоплазма, пластиды, вакуоли), ткани; строение органов цветкового растения
- элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе, типе, главные признаки классов и семейств цветковых растений
- основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;
- способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и развитие растений;
-роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
Уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы;
- распознавать органы цветкового растения;
В результате включения регионального компонента в содержание учебной программы ученик должен:
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: организмов растений, бактерий, грибов и лишайников; экосистем своего региона
уметь:
- наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Архангельской области
- распознавать и описывать наиболее распространенные растения, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы
Перечень учебно-методического обеспечения.
В состав УМК входят:
Класс | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя |
6 | «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009. Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В. рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию. | Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009. Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2009. Никишов А. И. «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии». 6 класс. – М.: Дрофа, 2009. | Дубинина Н. В., Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 кл. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2009. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии по линии Пасечника 9 класс
Рабочая учебная программа по биологии 5-11 класс ( базовый уровень ) разработана на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а...
Рабочая программа по биологии по линии Пасечника 9 класс
Рабочая учебная программа по биологии 5-11 класс ( базовый уровень ) разработана на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а...
рабочая программа по биологии фгос линия Пасечник 5-9 класс
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: 1).Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 20...
Рабочая программа по биологии 7 кл Пасечник - 2ч. "Линия жизни"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова 7 класс. Учебник / М.: Просвещени...
Рабочая программа по биологии 8 кл Пасечник - 2ч. "Линия жизни"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский...
Рабочая программа по биологии 9 кл Пасечник - 2ч. "Линия жизни"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса«Биология» Пасечник В. В: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский,...
Рабочая программа по биологии 5 класс. Пасечник В. В. "Линия жизни". 1 час в неделю.
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе учебника "Биология 5-6 классы" под редакцией Пасечника В. В. (серия "Линия жизни") и авторского коллектива Пасечник ...