Рабочая программа по биологии 10 класс, Пасечник В.В.
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polnaya_rabochaya_programma_10_klassispravlenna.doc | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа основного общего образования по биологии
10 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования , утвержденный приказом Мин.обр.России от 05.03.2004г., № 1089 «Об утверждении федерального стандарта основного общего образования»;
- Закон РФ об образовании (статья №7)
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) на 2013/2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»)
- Региональный базисный план общеобразовательных учреждений Самарской области (приказ министерства образований и науки Самарской области от 04.04.2005 №55-од.
- Примерная программа основного общего образования по биологии 5-11 класс и авторская программа: В.В. Пасечник и др. // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы. Сборник программ – М.: Дрофа,2010
- Учебный план МБОУ СОШ №154 на 2014-2015 учебный год, утвержденный Департаментом образования Администрации городского округа Самара.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Предлагаемая программа является логическим продолжение программы школы (5-9 классы), разработанной В.В.Пасечником, В.М.Пакуловой. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Данный курс призван обобщить биологические знания, у обучающихся, углубить их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а так же показать прикладное значение биологии. Программа соответствует обязательному стандарту содержания для средней школы и требованиям к уровню подготовки обучающихся.
Основными целями изучения биологии на ступени среднего общего образования являются:
• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе направленно на решение следующих задач:
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез.
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.
Общая характеристика предмета
Биология как учебный предмет неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области, биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, её отличительных признаков - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Место учебного предмета в учебном плане.
Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), 1 час выделен из федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана; 1 час из школьного компонента вариативной части учебного плана МБОУ СОШ №154.
Данные часы направлены на реализацию базового уровня программы в полном объеме.
Увеличено количество часов на изучение следующих разделов:
Раздел «Основы цитологии»
Тема: Химический состав клетки +4 часа
Тема: Строение и функции эукариотической клетки +1 час
Тема: Строение и функции прокариотической клетки. Неклеточные формы жизни +2 часа
Тема: Обмен веществ и энергии +7 часов
Раздел «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Тема: Жизненный цикл клетки +3 часа
Тема: Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) +2 часа
Раздел «Основы генетики»
Тема: Основные закономерности наследственности и изменчивости +5 часов
Раздел «Генетика человека» +4 часа
Раздел «Генетика - теоретическая основа селекции. Биотехнология, её современные достижения и перспективы» +2 часа
Систематизация основных общебиологических закономерностей и итоговый контроль знаний +3 часа
Резервное время 3 часа используется для экскурсий на кафедру генетики и микробиологии Самарского Государственного Университет, которая позволит обучающимся расширить познавательный интерес и увидеть научные достижения данных кафедр.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 8 лабораторных работ, предусмотренных Примерной программой, что мотивирует обучающихся к познавательной активности и самостоятельной работе. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя, из 8 лабораторных работ оцениваются 6.В тематическом планировании им соответствуют №2,№3,№5,№6,№7,№8.
Изучение курса «Биология» в 10 классе основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного уровня и основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.
В программе конкретизируется содержание предметных разделов с распределением тем уроков и лабораторных работ.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
При организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Общая биология 10-11 класс» -М. : Дрофа, 2013
Данная программа реализуется с помощью учебника: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2010
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, эксперимент; использование для решения
познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по курсу «Общая биология» полностью соответствуют стандарту и направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения предмета обучающиеся 10 класса должны
- Знать (понимать):
- основные положения биологических теорий (клеточная ); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом.
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности,;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
Уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды, причины наследственных заболеваний, мутаций;
- решать элементарные биологические задачи(схемы скрещивания по генетике и биохимические задачи);
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и не живой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижений обучающихся
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный опрос, контрольные работы, лабораторные работы, зачетно-обобщающие уроки);
- аттестация промежуточная и итоговая (тестирование);
-формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, проектной деятельности.)
Межпредметные связи:
Химия, история, география, основа безопасности жизнедеятельности.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка выполнения лабораторных работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (68 часов)
10 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1: БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 часа)
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Раздел: Основы цитологии (25 часов)
Тема 1: Методы цитологии. Клеточная теория.(1 час)
Предмет и задачи цитологии. История развития клеточной теории: работы М. Шлейдена, Т.Шванна, Р.Броуна, Р.Вирхова и др. ученых. Основные положения клеточной теории. Современное состояние клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии.
Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Типы клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.
Лабораторные работы:
1 .Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах.
Тема 2: Химический состав клетки (8 часов)
Химический состав клетки. Макро- и- микроэлементы.
Неорганические вещества клетки: химические свойства и биологическая роль воды, солей неорганических кислот. Органические вещества клетки. Структура и свойства белков. Биологические катализаторы ферменты, их классификация, функции. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно- и –дисахаридов. Строение и биологическая роль полисахаридов. Особенности строения жиров и липидов и их функции.
Нуклеиновые кислоты. ДНК, особенности строения и биологическая роль. Генетический код. Свойства кода. Редупликация ДНК. Транскрипция. РНК, структура и функции. Разновидности РНК: информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.
Тема 3: Строение и функции эукариотической клетки (4 часа).
Строение и функции эукариотической клетки. Цитоплазма. Мембранный принцип организации клеток. Наружная мембрана.
Органеллы цитоплазмы, их структура и функции (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы , митохондрии). Рибосомы. Клеточный центр. Органоиды движения. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток, клеток грибов. Структуры клеточного ядра. Кариоплазма. Хромосомы. Структура хромосом. Кариотип. Гомологичные хромосомы. Гаплоидность и диплоидность хромосом.
Лабораторные работы:
2 .Приготовление и описание микропрепаратов.
Тема 4: Строение и функции прокариотической клетки. Вирусы (3 часа из них 1 час контрольного обобщения).
Строение и функции прокариотической клетки. Цитоплазма. Мембранный принцип организации клеток. Наружная мембрана.
Органеллы цитоплазмы, их структура и функции (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы , митохондрии). Рибосомы. Клеточный центр. Органоиды движения. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток, клеток грибов. Структуры клеточного ядра. Кариоплазма. Хромосомы. Структура хромосом. Кариотип. Гомологичные хромосомы. Гаплоидность и диплоидность хромосом.
Лабораторные работы:
3 .Сравнение клеток растений и животных.
Тема 5: Обмен веществ и энергии в клетке (метаболизм) (9 часов).
Обмен веществ и энергии - основа ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен.
Энергетический обмен. Структура и функции АТФ. Подготовительный этап, роль лизосом. Неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное расщепление. Роль митохондрий. Фотосинтез: световая фаза, темновая фаза. Биологическая роль фотосинтеза. Хемосинтез. Его значение.
Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция: ее сущность и механизм. Трансляция. Вирусы. Открытие вирусов. Механизм взаимодействия вируса и клетки.
Бактериофаги. Вирусные заболевания животных и растений. Вирусные заболевания у человека: грипп, гепатит, СПИД.
Раздел 3: Размножение и индивидуальное развитие организмов (12часов из них 1час промежуточная аттестация).
Тема 1: Жизненный цикл клетки. (3 часа)
Дифференцирование клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Размножение клеток. Митоз. Биологическое значение митоза.
Тема 2: Размножение. (4 часа)
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток, спорообразование, почкование и вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения. Половое размножение растений и животных.
Половая система, органы полового размножения млекопитающих.
Период созревания (мейоз). Конъюгация и кроссинговер. Биологическое значение мейоза.
Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Особенности сперматогенеза и овогенеза.
Тема 3: Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (4 часа)
Оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез.
Двойное оплодотворение у растений. Эволюционное значение полового размножения. Типы яйцеклеток. Оболочки яйца. Основные закономерности дробления: бластула и гаструла. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференциация. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.
Закономерности постэмбрионального развития. Прямое и непрямое развитие. Стадии постэмбрионального развития. Старение и смерть. Биология продолжительности жизни.
Онтогенез высших растений. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Закон К. Бэра. Биогенетический закон Э.Геккеля и К.Мюллера. Работы А.Н. Северцова по эмбриональной изменчивости. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма
Лабораторные работы:
4 .Выявление признаков сходства зародышей человека и млекопитающих.
Раздел 4: Основы генетики.
Тема 1: История развития генетики (1 час)
История развития генетики. Основные понятия генетики.
Тема 2: Основные закономерности наследственности. (7 часов)
Признаки и свойства: гены. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма. Генофонд. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками. Закономерности наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Первый закон Менделя- закон доминирования. Второй закон Менделя- закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя- закон независимого комбинирования.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Полное и неполное сцепление генов: расстояние между генами в хромосоме, генетические карты хромосом.
Генетическое определение пола: гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена.
Лабораторные работы:
5 .Составление схем скрещивания.
6. Решение генетических задач.
Тема 3: Основные закономерности изменчивости. Виды мутации. (4 часа)
Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Основные формы изменчивости. Мутационная изменчивость. Мутации: генные, хромосомные, геномные.
Свойства мутаций: соматические и генеративные мутации. Нейтральные, полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологичных рядов изменчивости Н.И.Вавилова.
Раздел 5: Генетика человека. (4 часа)
Особенности изучения генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности. Составление родословной. Генетический прогноз и медико-генетические консультации, их практическое значение.
Лабораторные работы:
7 .Выявление источников мутагенов.(косвенно)
Раздел 6: Генетика-теоретическая основа селекции. Селекция . Биотехнология, ее современные достижения и перспективы. (8 часов из них 3 часа на систематизацию общебиологических закономерностей и итоговое тестирование)
Селекция. Задачи науки селекции, ее достижения. Методы селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, как современное направление в биологии и медицине. Методы и перспективы биотехнологии. Этические аспекты исследований в биотехнологии.
Лабораторные работы:
8 .Анализ и оценка этических аспектов исследований в биотехнологии.
Резервное время 3 часа используется для проведения экскурсии на кафедру генетики и микробиологии Самарского Государственного Университета.
Учебно-методическое обеспечение:
- Учебник: Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник А.А: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2009 .
- Рабочая тетрадь.В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Общая биология 10-11 классы.» – М.: «Дрофа», 2013 г.
Дополнительная литература:
- «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект
центр. 2010-2011; 2012-2013 гг. - Т.А.Козлова. Методическое пособие к учебнику: Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» - М., Экзамен, 2008.
- В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. Общая биология. 10-11 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2010.
- П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. «Биология в вопросах и ответах» – Ростов н/Д.: Изд.-
во Рост. ун-та, 2007. – 240с. - Н. Лемеза, Л. Камлюк «Биология в вопросах и ответах» - Изд. - Айрис Пресс Рольф, 2008г.
- О.-Я. Л. Бекиш, Н. С. Гурина «Пособие по биологии» - Изд. – Минск, Вышэйшая школа, 2007г.
- Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология» - Изд.: Москва, Мир, 1998г.
Адреса сайтов в интернете:
- www.bio.1september.ru– газета «Биология» - приложение к «1 сентября».
- http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых
создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана
большая работа по систематизированию газетных статей с учѐтом школьной
учебной программы по предмету "Биология". - www.bio.nature.ru – научные новости биологии
Тематическое планирование
№ урока | Раздел. Тема урока. Эксперимент. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Д/з | |
Раздел 1: Биология как наука. Методы познания (4 час) | |||||
1. | Введение. Вводный инструктаж по ПТБ. Краткая история развития биологии. | Объект изучения биологии – живая природа. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Давать определение термину биология. Приводить примеры: практического применения достижений современной биоло-гии; дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. | §1 | |
2. | Методы исследования в биологии. | Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | Перечислять методы научного исследования. | §2 | |
3. | Сущность жизни, уровни организации живой материи. | Основные понятия Жизнь. Открытая система. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. | Давать определение понятию жизнь. Называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. Доказывать, что живые организмы - открытые системы. | §§3,4 | |
4. | Обобщающий урок. Общая биология – наука общебиологических закономерностей живой природы. | Общая биология – Характеризовать биологию как комплексную науку. Вводное тестирование: основные понятия общебиологических закономерностей за курс «Общей биологии» 9 класса | Характеризовать биологию как комплексную науку и науку об изучении общебиологических закономерностей живой природы. | Повт. §§ 1-4 | |
Раздел2: Основы цитологии. (25 часов) | |||||
Тема 1: Методы цитологии. Клеточная теория. (1 час) | |||||
5. | Методы цитологии. Клеточная теория. Л..р. №1. ТБ «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах.» . | Основные понятия. Цитология. Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена. | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура. *Самостоятельно формулировать определение термина цитология. Давать оценку значению открытия клеточной теории. *Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. | §5 | |
Тема 2: Химический состав клетки. (8 часов) | |||||
6. | Химический состав клетки. | Основные понятия. Микроэлементы. Макроэлементы. Факты. Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. | Давать определение терминам микроэлементы, макроэлементы. Приводить примеры: макро- и микроэлементов. Называть: неорганические вещества клетки; Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов. | §6 | |
7. | Вода, минеральные вещества, и их роль в клетке. | Вода, минеральные соли, углеводы и липиды живых организмов. | Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул, воды и ее свойствами. Характеризовать: биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот. | §§ 7-8 | |
8. | Углеводы, их роль в жизнедеятельности клетки. | Основные понятия. Микроэлементы. Макроэлементы. Углеводы. Липиды. Гормоны | Приводить примеры: веществ, относящихся к углеводам. Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые углеводами. Характеризовать: биологическую роль углеводов. Классифицировать углеводы по группам. | §9 | |
9. | Липиды, их роль в жизнедеятельности клетки. | Основные понятия. Микроэлементы. Макроэлементы. Углеводы. Липиды. Гормоны | Приводить примеры: веществ, относящихся к липидам. Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами. Характеризовать: биологическую роль липидов. | §10 | |
10. | Строение и функции белков. | Основные понятия. Белки. *Глобула. Гормоны. Ферменты. Факты. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Объекты. Молекула белка. | Давать определение основным понятиям. Называть: продукты богатые белками. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Характеризовать: функции белков. Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии. | §11 | |
11 | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. | Основные понятия. Нуклеиновые кислоты. Нуклеотид Факты. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Объекты. Молекула нуклеиновых кислот-ДНК, РНК. | Давать определение основным понятиям. Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Характеризовать: функции нуклеиновых кислот. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК. | §12 | |
12 | АТФ и другие органические соединения клетки. | Основные понятия. АТФ. Гормоны. Витамины. Факты. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Гормоны и ферменты и их роль. | Давать определение основным понятиям. Называть: продукты богатые АТФ, гормонами, витаминами. Характеризовать: функции АТФ, гормонов, витаминов | §13 и повт §§ 5-12 | |
13 | Обобщающий урок. Химическая организация клетки. | Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий. | Давать определение основным понятиям. | Повт. §§ 5-12 | |
Тема 3: Строение и функции эукариотической клетки. (4 часа) | |||||
14 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. | Основные понятия. Эукариоты, наружная мембрана. Экзоцитоз, эндоцитоз, калий-натриевый насос. Объекты. Плазмалемма. Функции: транспортная, защитная. Ядро: ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко. Хромосомы, гаплоидный и диплоидный наборы хромосом Факты. Строение клетки. Строение и функции ядра. Химический состав наружной мембраны. Процесс. Фагоцитоз, пиноцитоз, диффузия, активный транспорт. | Давать определения ключевым понятиям Называть функции мембраны Описывать строение и химический состав наружной мембраны Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков. Устанавливать взаимосвязи строения и функций наружной мембраны. Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза | §14 | |
15. | Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | Основные понятия. Органоиды. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Факты. Строение клетки. Цитоплазма, мембранные и немембранные органоиды Объекты. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Факты. Строение клетки. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции. Мембранный принцип строения органоидов | Давать определения ключевым понятиям Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её | §15 | |
16. | Строение клетки. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. | Ключевые понятия. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Объекты. ЭПС (шероховатая и гладкая), АГ, лизосомы. Клеточные включения. Факты. Строение клетки. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции. Мембранный принцип строения органоидов. | Давать определения ключевым понятиям Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её | §16 | |
17. | Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Л..р. №2. «Приготовление и описание микропрепаратов» ТБ. | Основные понятия. Органоиды. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Факты. Основные компоненты и органоиды клетки и их функции. Мембранный принцип строения органоидов. | Давать определения ключевым понятиям Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её | §17 | |
Тема 4: Строение и функции прокариотической клетки. Неклеточные формы жизни. (3 часа) | |||||
18. | Сходство и различия про и эукариотических клеток. Л..р. №3. Сравнение клеток растений и животных. ТБ. | Основные понятия. Органоиды. Эукариоты. Прокариоты. Факты. Клетки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | Давать определения ключевым понятиям Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её | §§18-19 | |
19 | Вирусы и бактериофаги. | Ключевые понятия. Вирус, генетическая информация, капсид. Объект. Вирусы и бактериофаги. Строение. Факты. Возбудители инфекционных заболеваний. Меры профилактики вирусных заболеваний (СПИД, грипп, герпес, гепатит). Значение бактериофагов. Явление. Паразитизм на генетическом уровне Процесс. Жизненный цикл вируса | Давать определения ключевым понятиям Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её | §20, повт §§ 14-19 | |
20. | Обобщающий урок. Клетка – структурная единица живого. | Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий. | Давать определение основным понятиям. | Повторить.§ 14-20 | |
Тема 5: Обмен веществ и энергии в клетке. (9 часов) | |||||
21. | Обмен веществ и энергии в клетке. | понятия. Метаболизм, анаболизм, катаболизм, гомеостаз. Объекты. 1-клеточные и многоклеточные, колониальные организмы Факты. Организм – единое целое Процесс. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен, пластический обмен | Давать определения ключевым понятиям. Метаболизм, анаболизм, катаболизм, гомеостаз. Устанавливать взаимосвязь между этими процессами. | §21 | |
22. | Энергетический обмен в клетке. | Ключевые понятия. Метаболизм, АТФ, макроэргические связи, диссимиляция, гликолиз, кислородный этап Объекты. АТФ Факты. Этапы энергетического обмена. Процесс. Энергетический обмен: подготовительный этап, бескислородный этап, кислородный этап | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке, потребность большинства организмов в кислороде. Называть этапы ЭО Характеризовать сущность и значение ОВ, этапы энергообмена на примере расщепления глюкозы Устанавливать связь между строением митохондрий и дыханием. | §22 | |
23. | Питание клетки. | Ключевые понятия. Питание. Способы питания. Автотрофы. Гетеротрофы. | Давать определения ключевым понятиям. Питание. Способы питания. Автотрофы. Гетеротрофы. Устанавливать взаимосвязь между способами питания. | §23 | |
24. | Пластический обмен. Автотрофное питание. | Ключевые понятия. Автотрофы, пластический обмен, фотосинтез Объекты. Автотрофные организмы Факты. Организм – открытая система. Источники энергии реакций световой и темновой фаз. Процесс. Фотосинтез: световая и темновая фазы. | Давать определения ключевым понятиям. Объяснять роль фотосинтеза. Характеризовать сущность световой и темновой фаз. | §24 | |
25. | Пластический обмен. Хемосинтез. | Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать сущность хемосинтеза. Выделять различия между фотосинтезом и хемосинтезом. | §25 | ||
26. | Генетический код. | Основные понятия. Ген. Триплет. Генетический код. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция Факты. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. | Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Характеризовать: механизм транскрипции; механизм трансляции. | §26 | |
27 | Генетический код. Биосинтез белка в клетке. | Процессы. Механизм транскрипции, механизм трансляции. Закономерности. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков). | Объяснять роль рецепторов и гормонов в регуляторном механизме клетки. *Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка. Решать задачи по молекулярной биологии. | §26 | |
28. | Регуляция транскрипции и трансляции. | Основные понятия. Оперон и репрессор, структурный ген, промотор. Процессы. Механизмы регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот. | Давать определение терминам: оперон и репрессор, структурный ген, промотор. Объяснять механизмы регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот. | §§27,повт.§§ 21-26 | |
29. | Обобщающий урок. Обмен веществ и энергии в клетке. | Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий. | Давать определение основным понятиям. | Повт. §§21-27 | |
Раздел 3: Размножение и индивидуальное развитие организмов.(11+1 часов) | |||||
Тема 1: Жизненный цикл клетки. (3 часа) | |||||
30 | Жизненный цикл клетки. | Ключевые понятия. Размножение, митоз, мейоз, жизненный (клеточный) цикл клетки. Апоптоз. Интерфаза. Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. | Давать определения ключевым понятиям. Описывать жизненный (клеточный) цикл клетки. Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать Понимать структуру интерфазы (пресинтетический , синтетический и постсинтетические периоды) | §28 | |
31 | Митоз. Амитоз. | Ключевые понятия. Размножение, митоз, амитоз. Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение. Процессы. Непрямое деления клетки. Фазы митоза. | Давать определения ключевым понятиям Описывать последовательно фазы митоза Объяснять сущность и значение митоза. Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать её. | §29 | |
32. | Мейоз. | Ключевые понятия. Размножение, мейоз. Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Мейоз, сущность и значение. Процессы. Редукционное деления клетки. Фазы митоза и мейоза | Давать определения ключевым понятиям Описывать фазы 1 и 2 делений мейоза Объяснять сущность и значение мейоза Выделять отличия мейоза от митоза Классифицировать и проводить сравнительный анализ митоза и мейоза. | §30 | |
Тема 2: Размножение. (4 часа) | |||||
33. | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | Ключевые понятия. Половое размножение, бесполое размножение. Факты. Типы бесполого размножения. Процессы Размножение бесполое и половое. | Давать определения ключевым понятиям Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы Структурировать материал в таблице и схемы | §31 | |
34. | Половое размножение. | Ключевые понятия. Половое размножение и его формы. Объекты. Строение половых клеток | Давать определения ключевым понятиям Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе сравнения Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни появления полового размножения Описывать строение половых клеток | §32 | |
35 | Развитие половых клеток. | Ключевые понятия. Половое размножение, гаметогенез. Факты. Значение гаметогенеза. Процессы. Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания. | Давать определения ключевым понятиям Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы Называть стадии гаметогенеза | §33 | |
36. | Оплодотворение. | Ключевые понятия. Оплодотворение и его формы. Факты. Биологическое значение оплодотворения Процессы. Оплодотворение. | Давать определения ключевым понятиям Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы Характеризовать сущность и значение оплодотворения | §34 | |
Тема 3: Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (4 часа) | |||||
37 | Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. | Ключевые понятия. Онтогенез, его типы. Факты. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека. Процессы Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. | Давать определения ключевым понятиям Называть периоды онтогенеза Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков | §35 | |
38. | Эмбриональный период. Биогенетический закон. Л..р. №4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и млекопитающих» ТБ. | Ключевые понятия. Онтогенез, эмбриогенез, органогенез, дифференциация клеток, бластула, гаструла, энтодерма, эктодерма, мезодерма. Объекты. Бластула, гаструла, зародышевые листки Факты. Эмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека. Процессы. Периоды онтогенеза: эмбриональный, процесс образования бластулы, гаструлы. Теории, законы. Биогенетический закон | Давать определения ключевым понятиям Называть периоды онтогенеза Формулировать биогенетический закон Описывать процесс эмбриогенеза Сравнивать стадии бластулы и гаструлы Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков | §36 | |
39 | Постэмбриональный период развития. | Ключевые понятия. Онтогенез. Факты. Постэмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека. Процессы. Периоды онтогенеза: постэмбриональный. | Давать определения ключевым понятиям Называть периоды онтогенеза, типы постэмбрионального развития Сравнивать типы постэмбрионального развития. Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков | §37, повт. §28-36 | |
40. | Обобщающий урок. «Онтогенез» | Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий. | Давать определение основным понятиям. | повт §27-§37 | |
41 | Промежуточная аттестация. | Тестирование по темам пройденного материала. | |||
Раздел 4: Основы генетики. (12 часов) | |||||
Тема 1: История развития генетики. (1час) | |||||
42. | История развития генетики. Гибридологический метод. | Ключевые понятия. Генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, гибридологический метод. Факты. Основные генетические понятия. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мендель – основоположник генетики Явления. Наследственность, изменчивость | Давать определения ключевым понятиям Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики для человека и медицины | §38 | |
Тема 2: Основные закономерности наследственности. (7 часов) | |||||
43 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | Ключевые понятия. Аллельные гены, моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон расщепления Факты. Цитологические основы генетических законов Законы, теории. Закон расщепления, правило чистоты гамет | Давать определения ключевым понятиям Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания; Анализировать содержание схем наследования при моногибридном скрещивании Составлять схемы моногибридного скрещивания, Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов Записывать обозначения доминантных и рецессивных признаков Решать задачи на моногибридное скрещивание | §39 | |
44 | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Л..р. №5. «Составление схем скрещивания.»ТБ | Ключевые понятия. Аллельные гены, множественные аллели. Анализирующее моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон расщепления Факты. Цитологические основы генетических законов Законы, теории. Закон расщепления, правило чистоты гамет | Давать определения ключевым понятиям Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления, анализирующего скрещивание Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания; Анализировать содержание схем наследования при моногибридном скрещивании Составлять схемы моногибридного скрещивания Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов Записывать обозначения доминантных и рецессивных признаков Решать задачи на моногибридное скрещивание | §40 | |
45. | Закон независимого наследования признаков. | Ключевые понятия. Дигибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон независимого наследования Факты. Условия проявления закона независимого наследования, соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Цитологические основы генетических законов Процессы. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании Законы, теории. Закон независимого наследования | Давать определения ключевым понятиям Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания Формулировать закон независимого наследования Называть условия закона независимого наследования Составлять схемы дигибридного скрещивания Анализировать схему дигибридного скрещивания Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве Решать задачи на дигибридное скрещивание | §41 | |
46. | Хромосомная теория наследования. | Основные понятия. Гомологичные хромосомы. Локус гена. Перекрест – кроссинговер. Конъюгация. Сцепленные гены Факты. Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т. Моргана. Перекрест хромосом (кроссинговер) - источник генетической изменчивости. Процессы Сцепленное наследование. Закономерности Закон Т.Моргана. | Давать определение терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация, кроссинговер. Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. | §42 | |
47. | Взаимодействие независимых генов. | Основные понятия. Аллельные гены. Генотип Доминирование. Фенотип. Факты. Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система). Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. Процессы. Взаимодействие генов и их множественное действие | Давать определения терминам. Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена. Приводить примеры независимого взаимодействия генов | §43 | |
48 | Цитоплазматическая наследственность. | Основные понятия. Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность. | Давать определения терминам. Приводить примеры. Цитоплазматической (нехромосомной) наследственности. | §44 | |
49 | Генетическое определение пола. Л..р. №6. «Решение генетических задач.» ТБ. | Ключевые понятия. Аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол Факты. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом, практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании, Процесс. Наследование, сцепленное с полом, хромосомный механизм определения пола | Давать определения ключевым понятиям Объяснять цитологический механизм расщепления по полу Выделять особенности наследования, сцепленного с полом Составлять схемы хромосомного определения пола и объяснять механизм Сравнивать кариотип мужчины и женщины Осуществлять самостоятельный поиск информации Решать биологические задачи | §45 | |
Тема 3: Основные закономерности изменчивости. Виды мутации. (4 часа) | |||||
50. | Изменчивость. | Ключевые понятия. Изменчивость, наследственная, мутационная и модификационная изменчивость, мутагенные факторы Факты. Биологическое значение, источники комбинативной изменчивости: независимое расхождение хромосом, кроссинговер, случайная встреча гамет при оплодотворении. Классификация мутаций по месту возникновения, причины мутаций, последствия их влияния на организм Процесс. Мутирование Законы, теории Статистические закономерности в фенотипической изменчивости | Давать определения ключевым понятиям Называть различные виды изменчивости Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, Объяснять механизм возникновения видов изменчивости Обосновывать значение модификаций Формулировать закон гомологических рядов Находить информацию в различных источниках и критически оценивать Аргументировать ответы по многообразию и значению изменчивости | §46 | |
51. | Виды мутаций. | Ключевые понятия. Изменчивость, мутационная изменчивость, мутагенные факторы Факты. Биологическое значение мутационная изменчивость. Классификация мутаций по месту возникновения, причины мутаций, последствия их влияния на организм Процесс. Мутирование | Давать определения ключевым понятиям Называть различные виды изменчивости, виды мутаций Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций Объяснять механизм возникновения видов изменчивости, последствия влияния на организм мутагенов Обосновывать значение мутаций Находить информацию в различных источниках и уметь ее классифицировать | §47 | |
52. | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. | Ключевые понятия. Соматические и генеративные мутации. Причины мутаций, последствия их влияния на организм Процесс. Мутирование | Давать определения ключевым понятиям Называть причины мутаций Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций Объяснять механизм влияния на организм мутагенов Обосновывать значение мутаций Находить информацию в различных источниках и критически оценивать | §48, повт. §§38-47 | |
53. | Обобщающий урок. Основы генетики. | Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий. | Давать определение основным понятиям. Отбирать и структурировать материал по теме: основы генетики Приводить примеры соматических и генеративных мутаций Объяснять причины мутаций | Повт. §§38-48 | |
Раздел 5: Генетика человека. (4 часа) | |||||
Тема 1: Методы исследования генетики. (1 час) | |||||
54 | Методы исследования генетики человека. | Ключевые понятия Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитологический, популяционный, наследственные заболевания Процесс Типы наследования: аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное; сцепленное с Х хромосомой Факты Наследственные болезни человека и их причины. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия. Хромосомные болезни: синдром Дауна, Патау, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика | Давать определения ключевым понятиям Называть методы изучения наследственности человека, Выделять трудности в применении методов в генетике человека Характеризовать методы изучения наследственности человека Находить информацию в различных источниках и критически оценивать Аргументированно отвечать на поставленный вопрос по теме | §49 | |
Тема 2: Генетика и здоровье.(1 час) | |||||
55. | Генетика и здоровье. | Ключевые понятия. Наследственные заболевания Факты. Наследственные болезни человека и их причины. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия. Хромосомные болезни: синдром Дауна, Патау, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера. | Давать определения ключевым понятиям Называть основные причины наследственных заболеваний Выделять трудности в применении методов в генетике человека Характеризовать методы изучения наследственности человека Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний Находить информацию в различных источниках и критически оценивать Участвовать в диалоге по теме: генетика и здоровье | §50 | |
Тема 3: Проблемы генетической безопасности. (2 часа) | |||||
56 | Проблемы генетической безопасности. Л.р. №7. «Выявление источников мутагенов (косвенно).» ТБ | Ключевые понятия. Генетическая безопасность. Факты. Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика | Давать определения ключевым понятиям Называть основные причины наследственных заболеваний Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний Находить информацию в различных источниках и формулировать выводы | §51 | |
57. | Обобщающий урок. «Генетика человека.» | Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий. | Давать определение основным понятиям. | Повт. §§49-51 | |
Раздел 6: Генетика- теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология, ее современные достижения и перспективы. (8 часов из них 3 часа на систематизацию материала и итоговое тестирование) | |||||
58. | Биотехнология. Современное состояние и перспективы биотехнологии. | Ключевые понятия. Селекция, гибридизация, биотехнология Факты. Культура клеток, культура ткани Процесс. Полиэмбриония, методы клеточной инженерии Искусственный мутагенез | Давать определения ключевым понятиям Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников по теме биотехнология Объяснять значение биотехнологии для человека Аргументировать свои ответы по данной теме | §64 сообщен.,презентац | |
59. | Основные методы селекции. | Ключевые понятия Селекция ,сорт, порода, штамм, индивидуальный отбор. Факты Близкородственная гибридизация- инбридинг, аутбридинг, гетерозис | Давать определения ключевым понятиям Характеризовать сущность инбридинга, аутбридинга, гетерозиса. Анализировать и оценивать значения науки селекции, вклад Н.И. Вавилова в развитии генетики и создание селекционных коллекций. | § 64, 65 сообщен.,презентац | |
60. | Методы селекции растений, животных, микроорганизмов. | Ключевые понятия Чистая линия, полиплоидия, отдаленная и родственная гибридизация. Факты Закон гомологических рядов. Центры происхождения культурных растений, искусственный мутагенез. | Давать определения ключевым понятиям Аргументировать значение закона гомологических рядов. Центров происхождения культурных растений. Искусственного мутагенеза для создания новых сортов, пород ,штаммов. Находить информацию в различных источниках по теме «Вклад ученых селекционеров в разработку теории и практики селекции растений, животных и микроорганизмов» | §66,67 сообщен.,презентац | |
61. | Л.р. №8. «Анализ и оценка этических аспектов исследований в биотехнологии» ТБ. | Ключевые понятия Геном, клонирование, биотехнология, генная инженерия, клеточная инженерия Факты Успехи биотехнологии. Метод культуры ткани. Успехи клеточной и генной инженерии. Этические аспекты развития исследований по биотехнологии | Давать определения ключевым понятиям Характеризовать успехи биотехнологии и генной инженерии. Давать оценку этическим аспектам биотехнологии Отбирать и структурировать информацию по перспективам биотехнологии | §68, повт. 64-67 | |
62. | Проблемы создания трансгенных организмов и клонирования человека. | Ключевые понятия Трансгенные Биосовместимость Факты Этические аспекты клонирования человека Значения создания искусственных органов из культуры ткани | Находить доказательства достижений в области биотехнологии и тщательно анализировать возможные опасные последствия их широкого использования Формулировать выводы и аргументировать ответы по теме: генно-модифицированные продукты; экологические риски применения ГМО; «генетическое загрязнение» Участвовать в диалоге по данной теме | Доп.мат.(интернет ресурсы) | |
63. | Систематизация общебиологических закономерностей. | Обобщение, систематизация и закрепление основных понятий об общебиологических закономерностях, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы. | Подготовиться к итоговому тестированию | Повт. Разделов курса «Общая биология 10 класс» | |
64-65. | Итоговый контроль знаний | Итоговое тестирование КИМы в форме ЕГЭ |
Резервное время 3 часа используется для проведения экскурсии на кафедру генетики и микробиологии Самарского Государственного Университета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...