Рабочая программа по биологии 6 класс, Пасечник В.В,
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В. Пасечника « Биология . Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс.» (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология . 5 -11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).
- Годового календарно-учебного графика МБОУ СОШ №154 на 2014-2015 год утвержденного Департаментом Образования городского округа Самара.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В.В. Пасечник <<Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс.>> М.: Дрофа, 2013. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа предназначена для изучения предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Место учебного предмета в учебном плане:
Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки. Данная программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю (1 час выделен из федерального компонента учебного плана; 1 час из школьного компонента учебного плана МБОУ СОШ № 154) – данные часы направлены для того, чтобы помочь учащимся овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных, метапредметных образовательных результатов, предусмотренных новым стандартом. Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Дополнительное количество часов отведено на изучение следующих тем:
1)строение и многообразие покрыто семенных растений 11ч
2)основы селекции и биотехнологии 3ч.
3)природные сообщества 7ч.
4) биосфера 2ч.
5)классификация растений 8 ч.
Все лабораторные работы проводятся на отдельных уроках для формирования у учащихся умения лабораторных исследований и отработки теоретических знаний. При проведении лабораторных работ, которые запланированы программой перед началом работы, проводится инструктаж по технике безопасности.
Общая характеристика учебного предмета.
В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать цели и задачи общего среднего образования.
Основные цели и задачи курса
- Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности, и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить биологические эксперименты.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природе; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Для оценки остаточных знаний по предмету, полученных за предыдущих год, проводится вводное тестирование, на которое отводится один час. В календарном тематическом планировании выделен отдельный урок для промежуточного тестирования. В конце учебного года после полного изучения курса биологии проводится итоговый контроль знаний.
Предполагаемые результаты обучения
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования
планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
- личностных
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- метапредметных
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
У обучающихся сформированы УУД:
Регулятивные
5–6-й классы
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные
5–6-й классы
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- предметных
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов ( клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (об мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета.
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
(70 ч,- 2ч в неделю)
Введение. Многообразие живых организмов(1 час)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (25 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле.
Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
Строение цветка. Различные виды соцветий.
Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (11 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла;
поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений;
испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (13 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объём и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (11 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
— Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
— знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;
— понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
— признание учащимися прав каждого на собственное мнение;
— проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
— понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— умение слушать и слышать другое мнение;
— умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Раздел 5. Биосфера(2 ч)
Биосфера-живая оболочка Земли. Человек как часть природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
— особенности антропогенного воздействия на биосферу;
— основы рационального природопользования;
— основные этапы развития жизни на Земле;
— взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
— круговороты веществ в биосфере;
— этапы эволюции биосферы;
— экологические кризисы;
— развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
— значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать биосферный уровень организации живого;
— рассказывать о средообразующей деятельности организмов;
— приводить доказательства эволюции;
— демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
— формулировать выводы;
— устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы_конспекты по результатам чтения;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— использовать информационно_коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
— демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Личностные результаты обучения
— Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
— осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
— понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— признание права каждого на собственное мнение;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Раздел 6. Селекция и биотехнологии(3 ч)
Селекция как процесс и наука. Методы и достижения селекции растений. Биотехнологии.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— понятие селекции;
— понятие центров многообразия растений;
— отличие понятий “сорт” и “вид”.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «селекция», «вид», «сорт», «штамм», «порода»»;
-находить на карте центры многообразия и происхождения растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-работать с географической картой,
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
СТРУКТУРА КУРСА
№ | Модуль (раздел, глава, тема) | ФК | ШК | Примерное Количество часов |
1 | Введение | 0 | 1 | 1 |
2 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | 11 | 25 |
3 | Жизнь растений | 10 | 1 | 11 |
4 | Классификация растений | 6 | 7 | 13 |
5 | Природные сообщества | 3 | 8 | 11 |
6 | Биосфера | 0 | 2 | 2 |
7 | Селекция и биотехнологии | 0 | 3 | 3 |
Итого: | 33+2р | 33+2 | 70 |
Два часа = резерв.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока/домашнее задание | Решаемая проблема | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД, ИКТ компетентности | Личностные результаты | ||||||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | |||||||
Введение(1 час) | |||||||||||||
1 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. | Вводный урок | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. | Называть представителей живой природы..Знать царства живой природы. называть признаки живых организмов. | |||||||||
РАЗДЕЛ 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (25 часов) | |||||||||||||
2 | Строение семян двудольных растений | познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных растений | Семя : главные части семени (Эндосперм, зародыш, кожура, корешок, одна и две семядоли, почечка, стебелек | Формирование понятий: Семя. Многообразие семян. Строение семян разных растений. Семена однодольных и двудольных растений, Внешнее и внутреннее строение семян | Р: Умение высказать предположение и его доказать; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий. | Формирование мотивации (учебной, социальной ) Развитие навыков сотрудничества ; развитие самостоятельности; . Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) | |||||||
3 | Л.Р №1 «Изучение строения семян двудольных растений» | ||||||||||||
4 | Строение семян однодольных растений | развить знания учащихся о строении семени на основе изучения особенностей строения семян однодольных растений;
| однодольные; семядоля; эндосперм; зародыш; околоплодник; зерновка. | Формирование умения определить существенные различия однодольных растений
| Р:Умение осуществлять взаимоконтроль при работе в паре; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий,
| Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в паре; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания Осознанной | |||||||
5 | Л.Р №2 «Изучение строения семян олнодольных растений» | ||||||||||||
6 | Вводное тестирование(1 час) | ||||||||||||
7 | Виды корней. Типы корневых систем | сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем; выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем; познакомить с функциями корня; | главный, боковые, придаточные корни; стержневая и мочко ватая корневые системы . | Формирование умения определить понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». | Р : умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов | формирование осознанной мотивации к выполнению задания | |||||||
8 | Л. Р. №3 «Стержневая и мочковатая корневые системы».
| ||||||||||||
9 | Строение корней | Сформировать понятие о зонах корня; раскрыть особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией; | главный, боковые, придаточные корни; стержневая и мочковатая корневые системы | Формирование понятий «зоны корня» «корневой чехлик», «зона деления», «зона роста» (растяжения), «зона всасывания», «зона проведения». | Р:Умение высказывать предположение и его доказать. П: Структурирование знаний из личного опыта К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при сборе информации на основе практических опытов | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение толерантного и межкультурного взаимодействия в паре | |||||||
10 | Л.р. №4 «Корневой чехлик и корневые волоски». | ||||||||||||
11 | Условия произрастания и видоизменения корней | сформировать понятие о видоизменении корней, рассматривая видоизмененные корни как результат приспособления растения к условиям существования | корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». | имеют представление о видоизменениях корней как результате приспособления растений к условиям существования. | Р:Умение высказывать предположение и его доказать. П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта К: Умение задавать вопросы, | Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) | |||||||
12 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега | сформировать понятия: побег, почки вегетативные и генеративные | побег; почка; верхушечная, пазушная, придаточная почки; вегетативная, генеративная почки; конус нарастания; узел; междоузлие | Научатся объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий, определять основные части побега на схемах, таблицах, рисунках и натуральных объектах | Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, П: Использовать приёмы работы с информацией К: определение целей, , способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции | Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | |||||||
13 | Внешнее строение листа | сформировать у учащихся знания о листе как важной состав ной части побега познакомить учащихся с клеточным строением лис та | листовая пластинка; черешок; листья черешковые и сидячие; листья простые и сложные; жилкование | Научатся объяснять смысл определять основные части листа на схемах, таблицах, рисунках и натуральных объектах, характеризовать строение простых и сложных листьев | Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. П: Использовать приёмы работы с информацией К: отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, | осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | |||||||
14 | Л. Р.№5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». | ||||||||||||
15 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев | познакомить учащихся с видоизменением листьев как результатом приспособления к условиям обитания | световые и теневые листья; видоизменения листа. | Научатся характеризовать внутреннее строение листа и его части, определять на рисунках типы клеток и называть их функции, устанавливать взаимосвязь строения и функций листа | Р: свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию П: осваивать приёмы исследовательской деятельности, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе | Проявляют интеллектуальные и творческие способности, понимают необходимость учения, владеют способами самоорганизации учебной деятельности | |||||||
16 | Л.р.№6 «Строение кожицы листа | ||||||||||||
17 | Строение стебля. Многообразие стеблей | на основе актуализации знаний о побеге и его строении по казать роль стебля в жизни растения | травянистый стебель; деревянистый стебель; прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий стебли; чечевички; | Получат представление о разнообразии стеблей, научатся описывать внутреннее строение стебля, его функции, определять возраст дерева по спилу | Р: выполнять задания по алгоритму, свободно ориентироваться в содержании учебника, П: Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определённому признаку. К: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации | осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | |||||||
18 | Л.Р.№7 «Внутреннее строение ветки дерева». | ||||||||||||
19 | Видоизменение побегов | познакомить учащихся с видоизмененными по бегами, их биологическим и хозяйственным значением | видоизмененный побег; корневище; клубень; луковица. | Называть видоизменённые побеги, приводить примеры. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов | Р: составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы, П: формулирование проблемы, уметь работать с лабораторным оборудованием, К: аргументация своей точки зрения, отстаивание своей позиции, слушать одноклассников и принимать их позицию | проводят самооценку уровня личных учебных достижений, осознают потребность и готовность к самообразованию . | |||||||
20 | Л. Р.№8 «Строение клубня, луковицы» | ||||||||||||
21 | Цветок и его строение | сформировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; раскрыть биологическое значение главных частей цветка — пестика и тычинок; | пестик; тычинка; лепестки; венчик; чашелистики; чашечка; цветоножка; цветоложе; околоцветник | Знание особенностей строения цветков. Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями | П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа. К: умение воспринимать информацию на слух | Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений. | |||||||
22 | Л. Р.№9 «Строение цветка».
| ||||||||||||
23 | Соцветия
| познакомить учащихся с наиболее распространенными соцветиями и показать их биологическое значение. | соцветие. | Умение различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий, приводить примеры растений, имеющих различные соцветия | П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, К.: умение воспринимать информацию на слух | ||||||||
24 | Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян | познакомить учащихся с разнообразием плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой. | плоды простые и сборные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные; ягода; костянка; орех; зерновка; семянка; боб; стручок; коробочка; соплодие. | Знание принципов классификации плодов: по количеству семян, по характеру околоплодника | П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. Р: делать выводы по результатам работы. К.: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Осознание значения многообразия плодов и семян для распространения цветковых растений | |||||||
25 | Л. Р.№10 «Классификация плодов».
| ||||||||||||
26 | Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | Обобщение и контроль знаний по теме | Все понятия темы | имеют представление о строении растительного организма | П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. Р: делать выводы по результатам работы К.: умение воспроизводить информацию | формируется научное мировоззрение: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений | |||||||
Раздел 2 «Жизнь растений» (11ч) | |||||||||||||
27 | Минеральное питание растений
| расширить представления учащихся о питании живых организмов, значении питания | минеральное питание; корневое давление; почва; плодородие; удобрение | знают, в чем заключается и как происходит минеральное питание растений | П.развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: получать информацию в ходе наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод. К.: умение дискутировать | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта. | |||||||
28 | Фотосинтез
| познакомить учащихся с воздушным способом получения растением веществ, необходимых для питания; раскрыть понятие «фотосинтез»; | фотосинтез; хлорофилл; хлоропласты; органические вещества. | знают об условиях протекания фотосинтеза, о роли хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ. | П.развивается умение наблюдений за экспериментом Р: фиксировать, объяснять анализировать результаты. экспериментов К.: делать выводы, ,высказывать версии | формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов. | |||||||
29 | Дыхание растений | познакомить учащихся с процессом дыхания у растений; и фотосинтеза | устьица; чечевички | учащиеся знают об особенностях дыхания у растений, о значении дыхания в жизни растений. | П : осваиваются основы исследовательской деятельности, Р: фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов-. К.: умение рассуждать, поддерживать диалог | формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений | |||||||
30 | Испарение воды растениями. Листопад | познакомить учащихся с важной функцией листа — испарением воды; познакомить учащихся со значением листопада в жизни растений | испарение; листопад | учащиеся знают о значении испарения воды и роли листопада в жизни растений | П. развиваются навыки исследовательской деятельности Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К.: умение делать выводы, ,высказывать версии | формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру. | |||||||
31 | Передвижение веществ в растении | сформировать понятия о проводящей функции стебля, о взаимосвязи строения стебля с выполняемой им функцией. | проводящие ткани; сосуды; ситовидные трубки | Учащиеся имеют представление о передвижении минеральных и органических веществ в растениях и о значении этих процессов для растений.
| П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К.: умение делать выводы, | формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений | |||||||
32 | Л.р. №11 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | ||||||||||||
33 | Прорастание семян
| познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью это го процесса от факторов окружающей среды; | проросток. | учащиеся могут перечислить условия прорастания семян. | П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К.: умение делать выводы | формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений | |||||||
34 | Способы размножения растений
| познакомить учащихся со способами размножения растений; сформировать понятия: поло вое, бес полое, вегетативное размножение | половое, бесполое, вегетативное размножение; гамета;, зигота, сперматозоид; спермий; яйцеклетка. | учащиеся знают, что размножение — одно из важнейших свойств живого организма; могут назвать способы размножения у растений и объяснить преимущество полового размножения перед бесполым. | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | умеют объяснять необходимость знаний | |||||||
35 | Размножение споровых растений
| познакомить учащихся с размножением споровых растений | заросток; предросток; зооспора; спорангий | учащиеся знают особенности размножения споровых растений | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений | |||||||
36 | Размножение семенных растений
| познакомить учащихся с размножением семенных растений; показать преимущество семенного размножения перед споровым | пыльцевой мешочек; пыльца; пыльцевая трубка | учащиеся знают особенности размножения семенных растений | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения споровых и семенных растений | |||||||
37 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | познакомить учащихся со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений | черенок; отпрыск; отводок; прививка; культура тканей; привой; подвой. | учащиеся знают особенности вегетативного размножения покрытосеменных растений, умеют проводить размножение комнатных растений с помощью черенкования. | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самостоятельной работы К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | формируется познавательный мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в при роде и сельском хозяйстве. | |||||||
Раздел 3 Классификация растений (13ч.) | |||||||||||||
38 | Систематика растений | дать первоначальные представления учащимся о классификации растений сформировать у учащихся умение распознавать однодольные и двудольные растения | систематика растений; вид; род; семейство; порядок; класс; отдел; царство; сорт. | имеют представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии. Знают характеристику классов Однодольных и Двудольных. | П: Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы Р: Умение организовано выполнять задания. К: правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности | |||||||
39 | Тест по теме «Жизнь растений» | ||||||||||||
40 | Класс Двудольные растения. | познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства крестоцветных и розоцветных | семейство Крестоцветные; семейство Розоцветные. | иметь представление об особенностях растений семейств Крестоцветных и Розоцветных Знать культурные растения семейств и их значение в жизни человека.
| П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Развитие навыков самооценки К: воспринимать разные формы информации | Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих | |||||||
41 | Семейство Крестоцветные | ||||||||||||
42 | Семейство Розоцветные | ||||||||||||
43 | Семейство Пасленовые | познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств Пасленовые, Мотыльковые и Сложноцветные; | семейство Пасленовые; семейство Мотыльковые; семейство Сложноцветные; плоды многоорешек и многокостянка. | Иметь представление об особенностях растений семейств Бобовых, Пасленовых и Сложноцветных. Знать культурные растения, значение в жизни человека. | П: Умение работать с понятийным аппаратом Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение правильно формулировать вопросы и слушать ответы | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные | |||||||
44 | Семейство Бобовые | ||||||||||||
45 | Семейство Сложноцветные | ||||||||||||
46 | Класс Однодольные. | познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств Лилейные и Злаки, их биологическими особенностями | семейство Лилейные; семейство Злаки. | иметь представление об особенностях растений семейств Злаки и Лилейные. Знать культурные растения и их значение в жизни человека. | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Потребность в объективной оценке своей деятельности, со стороны окружающих | |||||||
47 | Семейство Злаковые | ||||||||||||
48 | Семейство Лилейные | ||||||||||||
49 | Важнейшие сельскохозяйственные растения
| Познакомить учащихся с многообразием культурных растений, различных семейств, с особенностями их агротехники; показать значение культурных растений в жизни человека. | культурные растения | учащиеся имеют представление о многообразии культурных растений и особенностях их агротехники. | П: Уметь работать с изобразительной наглядностью Р: выполнять задания по алгоритму К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы | Умение применять полученные знания на практике. | |||||||
50 | Контрольная работа по теме «Классификация растений»
| Обобщение и контроль знаний по теме | Все понятия темы | Имеют представление о классификации покрытосеменных растений | П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, сравнивать объекты. Р: делать выводы по результатам работы К.: умение воспроизводить информацию | формируется научное мировоззрение: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений | |||||||
Раздел 4. Природные сообщества (11 ч) | |||||||||||||
51 | Основные экологические факторы. Природные сообщества. | сформировать у учащихся понятие о растительном сообществе | Растительное сообщество; типы растительных сообществ; растительность; типы растительности, ярусность | Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи. | П.: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Р: развитие навыков самооценки и самоанализа. \К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Представление о многообразии природных сообществ Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ | |||||||
52 | Взаимосвязи в растительном сообществе | ||||||||||||
53 | Сообщество леса | ||||||||||||
54 | Сообщества луга и степи | ||||||||||||
55 | Сообщества болота | ||||||||||||
56 | Тундра- растительность высокогорья и северных широт | ||||||||||||
57 | Пустыня оживает ненадолго | ||||||||||||
58 | |||||||||||||
Сообщество растений. Контроль | |||||||||||||
59 | Развитие и смена растительных сообществ | дать представление о развитии и смене природных сообществ. | смена сообществ. | Многообразие естественных растительных сообществ. Смена растительных сообществ, ее причины. | П.: Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую Р: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки К.: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке результатов деятельности со стороны окружающих | |||||||
60 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | познакомить учащихся с многообразием дикорастущих цветковых растений края, их приспособленностью к обитанию в сообществе | растительное сообщество; приспособленность растений к обитанию в сообществе | Иметь представление о структуре конкретного фитоценоза, расположенного в окрестностях школы. Знать правила поведения в природе и последствия влияния человека на природные сообщества | П.: Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи Р: выполнять здания по алгоритму К.: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации | Умение практически использовать полученные знания Уметь объяснять необходимость знаний о природных сообществах ближайшего окружения. сообществ | |||||||
61 | Экскурсия: “Природное сообщество и влияние на него деятельности человека” | ||||||||||||
Раздел 5. Биосфера.(2 часа) | |||||||||||||
62 | Биосфера-живая оболочка Земли | Раскрыть содержание понятия “биосфера” и познакомить с распределением организма в биосфере | Биосфера, живое вещество | Раскрывать содержание понятия “биосфера”, ознакомиться с распределением организма в биосфере и границами их распространения | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Развитие навыков самооценки К: воспринимать разные формы информации | Формирование мотивации (учебной, социальной ) Развитие навыков сотрудничества ; развитие самостоятельности; . Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) | |||||||
63 | Человек как часть природы | Познакомить с человеком – земледельцем и животноводом, возвышением человека над природой | П: Уметь работать с изобразительной наглядностью Р: выполнять задания по алгоритму К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы | Умение применять полученные знания на практике. | |||||||||
Раздел 6. Селекция и биотехнология(3 часа) | |||||||||||||
64 | Селекция как процесс и наука | Актуализация знаний о селекции и культурных растениях | Селекция, сорт, вид | Находить на карте центры происхождения культурных растений | Р: Умение высказать предположение и его доказать; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий. | Формирование мотивации (учебной, социальной ) Развитие навыков сотрудничества ; развитие самостоятельности; . Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) | |||||||
65 | Методы и достижения селекции растений | Знакомство с основными методами селекции | Гибридизация, массовый и индивидуальный отбор | Презентация учащихся по теме | Р : умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками | |||||||
66 | Биотехнологии | Формирование знаний о биотехнологии как прикладной науке | биотехнология, генная и клеточная инженерия | П. развиваются навыки исследовательской деятельности К.: умение делать выводы, ,высказывать версии | формируются познавательные ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру. | ||||||||
67 | Итоговый контроль | ||||||||||||
68 | Коррекция знаний по результатам итогового контроля. Летние задания |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная учебная литература для учащихся:
1. Биология. Многообразие покрытосеменных растений.. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.- 141, (3) с.
2. Биология. Многообразие покрытосеменных растений.. 6 кл. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2013 г. Издательство Дрофа
3.Электронное приложение к учебнику Биология. Многообразие покрытосеменных растений.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
Дополнительная литература для учащихся:
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 3304с. 6 ил.;
- Артамонова В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. – 383с.: ил.;
- Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994. – с. 92-684;
- Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 1998
- Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000
- «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001
- http://www.livt.net
Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа" - http://www.floranimal.ru/
Портал о растениях и животных - http://www.plant.geoman.ru/
Занимательно о ботанике. Жизнь растений
Основная литература для учителя:
1. Биология. Многообразие покрытосеменных растений.. 6 кл. учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.- 141, (3) с.
2. Биология. Многообразие покрытосеменных растений.. 6 кл Рабочая тетрадь. К учебнику В. В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2013 г. Издательство Дрофа
3. Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2012г.
5. Электронное приложение к учебнику Биология. Многообразие покрытосеменных растений.. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.- 141, (3) с.
Дополнительная литература для учителя:
1. Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.
2. Биология в школе. Функции и среда обитания живых организмов. Электронные уроки и тесты.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
4. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения // Биология в школе. - 2009. - №2.
5. Мухина, В. В. Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются" [Электронный ресурс] / В. В. Мухина. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=415827
6.Образовательные технологии: сборник материалов. М.: Баласс, 2008.
7.Открытая биология. Версия 2.6. Физикон. Авт. Д. И. Мамонтов. Полный мультимедийный курс биологии.
8. Открытая биология. Полный интерактивный курс биологии для учащихся школы, лицеев, гимназий, колледжей, студентов вузов. Версия 2.6. Физикон
9.Петрова О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникативной среде //Биология в школе. - 2011. - № 6.
10. http://www.lift.net
Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
11.http://www.floranimal.ru/
Портал о растениях и животных
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия
- Биология 6 класс. Покрытосемянные растения 14 таблиц
- Вещества растений. Клеточное строение 12 таб.
- Общее знакомство с цветковыми растениями 6 таблиц
- Растение - живой организм 4 таблицы
- Растения и окружающая среда 7 табли
- «Ботаника 1» (12 таблиц)
- Портреты ученых биологов
- Строение, размножение и разнообразие растений
- Схема строения клеток живых организмов
- Уровни организации живой природы
- Растения. Грибы. Лишайники
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
- Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии, в том числе задачник
- Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
- Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
- Мультимедийный компьютер Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
- Сканер с приставкой для сканирования слайдов
- Принтер лазерный
- Мультимедиа проектор
- Экран (на штативе или навесной) Минимальные размеры 1,5 × 1,5 м
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
- Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»
- Комплект микропрепаратов «Ботаника2»
- Лупа препаровальная
- Микроскоп школьный
- Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ)
- Набор хим.посуды и принадлежн. для лаб. работ по биологии (НПБЛ)
- Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
- Комплект оборудования для комнатных растений
- Лупа ручная
- Лупа штативная
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
- Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и живот.)
- Коллекция «Голосеменные растения
- Гербарий «Основные группы растений»
- Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
- Набор микропрепаратов по ботанике
- Ископаемые растения и животные
Живые объекты
Комнатные растения по экологическим группам
- Тропические влажные леса
- Влажные субтропики
- Сухие субтропики
- Пустыни и полупустыни
- Водные растения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...
Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника по 6 классу ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)
Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)
Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...