РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса на 2014-2015 учебный год (базовый уровень) линия пономаревой 2 часа в неделю
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии основного общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования
Цели, решаемые при реализации рабочей программы:
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразуюшей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
расширить представление о разнообразии органического мира; углубить знания о клеточном строении организмов, о строении и функциях тканей, органов и систем органов растений;
формировать представления об особенностях жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов; развивать умения применять знания для решения практических задач; совершенствовать умения работать с различными источниками информации;
обеспечить усвоение знаний о среде обитания организмов, об экологических факторах; раскрыть понятие " природное сообщество"; совершенствовать умения вести наблюдения за явлениями живой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по биологии для 6 класса | 187 КБ |
kalendarno_6.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
с углубленным изучением отдельных предметов
с. Тербуны в с. Березовка
Тербунского муниципального района Липецкой области
Рассмотрено
на заседании МО учителей
естественно-географического цикла
______________/Филатова Л.А./
Протокол № 1
От 28 августа 2014 г.
Утверждаю
Директор школы
________________ /Моргачева Т.Н../
Приказ № 66
от 29 августа 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 6 класса на 2014-2015 учебный год
(базовый уровень)
учителя первой
квалификационной категории
Макаровой Ларисы Александровны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии основного общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования
Цели, решаемые при реализации рабочей программы:
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразуюшей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
расширить представление о разнообразии органического мира; углубить знания о клеточном строении организмов, о строении и функциях тканей, органов и систем органов растений;
формировать представления об особенностях жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов; развивать умения применять знания для решения практических задач; совершенствовать умения работать с различными источниками информации;
обеспечить усвоение знаний о среде обитания организмов, об экологических факторах; раскрыть понятие " природное сообщество"; совершенствовать умения вести наблюдения за явлениями живой природы.
Нормативно-правовые документы
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Закон РФ «Об образовании» №273 от 29 декабря 2012г;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г №253 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312». ( Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования).
- - Санитарно–эпидемиологических правил и нормативов (Сан ПиН 2.4.28 21 - 10).
- Приказа Управления образования и науки Липецкой области №385 от 23.04.2014г «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014-2015 учебный год»;
- Приказа по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения реализующего образовательные программы общего образования от 29.08.2014г. №66
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.
- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области.
- Учебного плана МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны на 2014-2015 учебный год
Сведения о программе, на основании которой разработана
рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии основного общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
В основе концепции данной программы лежит системно- структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих свойств живой материи.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование.
Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы.
- Данную программу считаю приемлемой для обучения курса биологии. Программа:
- соответствует требованиям Федерального базисного учебного плана и Федеральным компонентам государственного стандарта начального общее образование и основного общего образования;
- соответствует концепции модернизации Российского образования;
- сохраняет принцип преемственности;
- сохраняет традиционность изложения в сочетании с современными методологическими приемами построения учебника;
- сохраняет возможность вариативности содержания материала.
Изменения, внесенные в примерную программу.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, на изучение биологии отводится 34 учебных часа и 34 часа добавляется из школьного компонента, в которых 11 часов краеведческий модуль, итого: 68 часов (2часа в неделю).
Для того чтобы повысить мотивацию к изучению учебного курса и развивать умения практического применения полученных знаний при условии сохранения содержания программы в неё внесено оптимальное количество лабораторных работ..
Отбор содержания проведен с учетом рекомендаций автора профессора И. Н. Пономаревой и содержит учебный и учебно-тематический планы.
Определение места и роли учебного курса
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор лабораторных работ, необходимых для формирования компетентностей учащихся.
Биологическое образование – необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее её вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я». Курс биологии на первой ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях растений, их многообразии. В соответствии с этими системообразующими идеями выделены блоки содержания: наука о растения - ботаника; органы растений; основные процессы жизнедеятельности растений; многообразие и развитие растительного мира, природные сообшества. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия растительных организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах растительных организмов, углубляют свои знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям Липецкой области, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, на изучение биологии отводится 34 учебных часа и 34 часа добавляется из регионального компонента, итого: 68 часов (2часа в неделю). Многообразие живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов Липецкой области (11часов краеведческого модуля). За учебный год планируется провести 12 лабораторных работ и 2 практических. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 часов.
Формы организации образовательного процесса.
Основной формой проведения занятий является урок, в ходе которого используются следующие виды деятельности:
- чтение текста;
- выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради;
- наблюдение за биологическими объектами;
- лабораторная работа;
- самостоятельная работа;
- тестирование;
- разбор домашнего задания;
- физкультурные минутки.
Основные типы уроков: урок изучения нового материала (комбинированный), урок закрепления и повторения знаний, обобщающий урок.
Технологии обучения:
- личностно-ориентированные;
- мультимедиа технология;
- здоровьесберегающие;
- ИКТ
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций: учебно – познавательной (самостоятельной познавательной деятельности), коммуникативной ( владение различными социальными ролями в коллективе) , социальной (владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений) , ценностно - смысловой, предметной (способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры), продуктивной (умение быть способным принимать решения и нести ответственность за них); нравственной (готовность, способность жить по традиционным нравственным законам ).
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на этапе образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая словари, дополнительную литературу ; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Виды и формы контроля
Согласно положению о текущей и промежуточной аттестации учащихся 1-11 классов, в рабочей программе предусмотрены:
- виды контроля: текущий контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы), итоговый контроль осуществляется по завершении курса;
- формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тестирование, решение задач, самостоятельная работа, беседа, лабораторная работа.
Планируемый уровень подготовки школьников на конец учебного года
Результаты изучения курса «Биология 6 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; популяций; природных сообществ;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности растительного организма, круговорот веществ и превращения энергии в природе;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Используемый учебник
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: 6 класс: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2014. – 192 с.:ил. (Рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях)
Содержание учебной программы
- Введение. (1 час)
Общее знакомство с растениями
Многообразие растений Липецкой области
В результате изучения темы ученик должен знать :
Разнообразие растений по продолжительности жизни и жизненным формам
Многообразие растений Липецкой области
- Наука о растениях – ботаника (8ч).
Наука о растениях - ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний. Признаки растений. Основные органы растения. Семенные и споровые растения. Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. Жизнедеятельность клеток. Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, покровные, основные, проводящие, механические.
Лабораторные работы 1Приготовление микропрепарата.2 Строение растительной клетки.
В результате изучения темы ученик должен знать :
- что изучают биология и ботаника
- признаки живых организмов факторы живой и неживой природы и связанные с деятельностью человека
- Что такое клетка
- Понятие о тканях
уметь
- узнавать споровые и семенные растения
- распозновать ткани у растений: образовательные, покровные, основные, проводящие,
механические.
- пользоваться лупой и микроскопом
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
- распознавать на микропрепаратах и таблицах части клеток
термины и понятия, которые необходимо знать
биология, ботаника, однолетние, многолетние, двулетние, жизненные формы, деревья, кустарники, травы, ткани: образовательные, покровные, основные, проводящие, механические. лупа, микроскоп, предметное и покровное стекла, объектив, окуляр, тубус, штатив, предметный столик, зеркало, винты, клетка, оболочка, ядро, вакуоль, цитоплазма, пластиды
2. Органы цветковых растений (16 ч).
Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Значение семян для растения как органа его размножения и распространения.
Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения; корневой чехлик.
Строение и значение побегов у растения. Почки вегетативные и генеративные.
Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена.
Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внутреннее строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок. Его строение и значение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Тычинки. Пестик. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Плод как орган размножения и расселения цветковых растений. Разнообразие плодов: сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Взаимосвязь органов растения как живого организма.
Лабораторные работы:
2. Знакомство с цветковым растением.
3. Рассмотрение соцветий.
4. Рассмотрение семени фасоли.
5. Строение корня у проростка тыквы.
6. Внешнее строение листа.
7. Внешнее строение корневища и клубня.
8. Внутреннее строение стебля.
В результате изучения темы ученик должен
Знать :
хлорофилл, тычинки, стебель, спорофит, семя, пыльца, почка, побег, плод, пестик, опыление, лист, корень, зародыш, цветок, цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, тычинка, пестик, кисть, корзинка, колос, сухие плоды, сочные плоды, односемянные плоды, многосемянные плоды, ягода, коробочка, боб, стручок, костянка, зерновка, семянка, семя, зародыш, семенная кожура, стебелек, корешок, почечка, семядоли, однодольные растения, двудольные растения, эндосперм
уметь
- распознавать органы цветкового растения
- распознавать типы корневых систем
- узнавать и называть основные части цветка
- узнавать на наглядном материале виды соцветий
- определять типы плодов
- распознавать на рисунках и схемах составные части семян
- распознавать по внешнему виду семена основных сельскохозяйственных культур
термины и понятия, которые необходимо знать
побег, лист, почки, верхушечные почки, узел, междоузлие, почечные чешуи, ветвление, крона, простой лист, сложный лист, очередное листорасположение супротивное, мутовчатое, параллельное, дуговое, сетчатое жилкование, кожица, жилка, столбчатая ткань, губчатая ткань, листопад, усики, колючки, стебель, удлиненный стебель, укороченный стебель, кора, камбий, древесина, сердцевина, годичное кольцо, сосуды, ситовидные трубки, волокна, корневище, клубень, луковица, строение цветка, соцветия, их биологическая роль, типы плодов , значение плодов распространение плодов и семян, значение семян в жизни растения, строение семян однодольных и двудольных растений, условия прорастания семян, агротехника посева семян
4. Основные процессы жизнедеятельности растений (12 ч).
Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Удобрения: органические и минеральные.
Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении у растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения. Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.
В результате изучения темы ученик должен:
Знать
корневое питание, корневое давление, удобрения, их значение и основные виды
воздушное питание (фотосинтез), испарение, его значение для организма, дыхание растений, размножение и его значение, способы вегетативного размножения: черенками
отводками, усами, видоизмененными побегами. Опыление: перекрестное (ветром), самоопыление, оплодотворение, образование плодов и семян, рост растений в длину и в толщину, развитие растений
уметь
- различать основные виды удобрений
- применять знания на практике (полив, подкормка, рыхление)
- наблюдать результаты опытов, доказывающих фотосинтез, дыхание и испарение воды
- размножать комнатные растения черенками
- проводить опыты, доказывающие рост корня определять возраст дерева по спилу
термины и понятия, которые необходимо знать
почва, корневое давление, удобрения органические, минеральные, фотосинтез,
дыхание, водообмен, вегетативное размножение, черенок, семенное размножение, оплодотворение, яйцеклетка, спермий, центральная клетка, зигота, рост, развитие,
периодичность
5. Многообразие и развитие растительного мира (22 ч).
Понятие о систематике растений. Царство растений, деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Вид - основная единица систематики растений.
Водоросли. Общая характеристика. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей. Отдел Мохообразные. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика. Размножение и развитие папоротников. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и многообразие как семенных растений. Семенное размножение хвойных на примере сосны. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых на классы двудольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений. Семейства однодольных растений. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Дикорастущие растения Липецкой области.
В результате изучения темы ученик должен:
Знать
многообразие и происхождение растений доказательства исторического развития растений
этапы развития растительного мира влияние человека на растительный мир
важнейшие сельскохозяйственные растения: зерновые, овощные, плодово-ягодные
биологические основы их выращивания
Описывать морфолого-анатомические особенности растений, грибов, бактерий.
Называть признаки царств растений, бактерий, грибов, отделов растений.
Приводить примеры наиболее распространенных видов дикорастущих растений своей местности.
Знать важнейшие понятия :
систематика, царство, отдел, вид, высшие растения, низшие растения, споровые, семенные,
зооспоры, ризоиды, заросток
7. Природные сообщества (6 ч).
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Растения в жизни человека. Культурные растения Липецкой области. Природные сообщества своей местности.
В результате изучения темы ученик должен:
Знать Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме,
сообщества: естественные и культурные
уметь:
- Приводить примеры наиболее распространенных видов культурных растений своей местности.
- Прогнозировать последствия небрежного отношения к организмам, видам, природным сообществам, последствия неадекватного поведения в природе
Литература и средства обучения
- И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2014
- И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2009
- Дидактические карточки-задания по биологии: 6 класс. К учебнику И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен»,2009
- «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс», М.: Вако, 2010
8. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2004.
Электронные учебные пособия:
1. Биология 6-11. Лабораторный практикум. Ч I, II. Республиканский Мультимедиа Центр.
2. Открытая биология. Версия 2.6. 6-11. ФИЗИКОН. 2005
Интернет – ресурсы
http://biology.asvu.ru
http://htrda/msu/ru
http://www.ecosystema.ru
Оборудование:
- компьютеры;
- мультимедийный проектор;
-схемы
-таблицы.
Учебно - тематический план
Биология 6 класс 2 часа в неделю /68часов /
№ | Наименование темы, урока | Кол-во часов в теме | |
Часы | Лабораторные работы | ||
1. | Введение | 1 | |
2. | Наука о растениях- ботаника | 9 | 1 Лабораторная работа №1.Приготовление микропрепарата. Строение растительной клетки |
3. | Органы растений | 16 | 7 Лабораторная работа №2 Строение семени фасоли. Лабораторная работа №3 Строение корня у проростка тыквы. Лабораторная работа №4 Внешнее строение корневища и клубня Лабораторная работа №5 Внешнее строение листа. Лабораторная работа №6 Внутреннее строение стебля. Лабораторная работа №7. Знакомство с цветковым растением Лабораторная работа №8 Рассмотрение соцветий. |
4. | Основные процессы жизнедеятельности растений | 13 | |
5. | Многообразие и развитие растительного мира | 21 | |
6. | Бактерии. Грибы. Лишайники. | 3 | 1 Лабораторная работа №9 Плесневые грибы |
7. | Природные сообщества. | 3 | |
8. | Контрольное тестирование за курс 6 класса | 1 | |
Всего: | 68 | 9 |
Требования к уровню подготовки школьников
Результаты изучения курса «Биология 6 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения биологии ученик 6 класса должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; популяций; природных сообществ;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности растительного организма, круговорот веществ и превращения энергии в природе;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Предварительный просмотр:
Календарно - тематический план
" Биология" 6класс (2 часа в недели. всего 68 часов)
№ п\п | Дата | Наименование темы, урока | Кол-во часов | Формы и виды контроля | Прим. |
1 | Введение. Общее знакомство с растениями. Многообразие растений липецкой области | 1 | Собеседование | ||
Тема 1. Наука о растениях- ботаника | 9 | ||||
2/1 | Царство Растений. | 1 | Фронтальный опрос | ||
3/2 | Внешнее строение и общая характеристика растений. | 1 | Индивидуальный опрос | ||
4/3 | Многообразие Жизненных форм растений | 1 | Фронтальный опрос | ||
5/4 | Многообразие Жизненных форм растений родного края | 1 | Опрос в парах | ||
6/5 | Клеточное строение растений Лабораторная работа №1.Приготовление микропрепарата. Строение растительной клетки | 1 | Индивидуальный опрос | ||
7/6 | Свойства растительной клетки | 1 | Фронтальный опрос | ||
8/7 | Ткани растений | 1 | Фронтальный опрос | ||
9/8 | Растение целостный живой организм | 1 | Фронтальный опрос | ||
10/9 | Обобщение по теме: « Наука о растениях- ботаника» | 1 | Тестирование | ||
Тема 2 Органы растений | 16 | ||||
11/1 | Семя и его строение | 1 | Фронтальный опрос | ||
12/2 | Значение растений в природе и в жизни человека | 1 | Фронтальный опрос | ||
13/3 | Условия прорастания семян Лабораторная работа №2 Строение семени фасоли. | 1 | Индивидуальный опрос | ||
14/4 | Значение света и сороки прорастания семян | 1 | Фронтальный опрос | ||
15/5 | Корень, его строение Лабораторная работа №3 Строение корня у проростка тыквы. Лабораторная работа №4 Внешнее строение корневища и клубня. | Индивидуальный опрос | |||
16/6 | Значение корня | 1 | Фронтальный опрос | ||
17/7 | Побег и его строение | 1 | Фронтальный опрос | ||
18/8 | Развитие побега | 1 | Фронтальный опрос | ||
19/9 | Лист и его строение Лабораторная работа №5 Внешнее строение листа. | 1 | Индивидуальный опрос | ||
20/10 | Значение листа для растения | 1 | Фронтальный опрос | ||
21/11 | Стебель и его строение Лабораторная работа №6 Внутреннее строение стебля. | 1 | Индивидуальный опрос | ||
22/12 | Видоизменения стебля | 1 | Индивидуальный опрос | ||
23/13 | Цветок и его строение Лабораторная работа №7 Знакомство с цветковым растением Дикорастущие цветы Липецкой области | 1 | Индивидуальный опрос | ||
24/14 | Значение органов в цветке Лабораторная работа №8 Рассмотрение соцветий. | 1 | Индивидуальный опрос | ||
25/15 | Плод . Разнообразие и значение плодов Плодовые сады Липецкого края | 1 | Индивидуальный опрос | ||
26/16 | Обобщение по теме: «Органы растений» | 1 | Тестирование | ||
Тема 3 Основные процессы жизнедеятельности растений | 13 | ||||
27/1 | Минеральное питание растений | 1 | Фронтальный опрос | ||
28/2 | Экологические группы растений Экологические группы растений своей местности | 1 | Индивидуальный опрос | ||
29/3 | Воздушное питание растений- фотосинтез | 1 | Фронтальный опрос | ||
30/4 | Значение фотосинтеза в природе | 1 | Фронтальный опрос | ||
31/5 | Дыхание у растений | 1 | Фронтальный опрос | ||
32/6 | Обмен веществ у растений | 1 | Фронтальный опрос | ||
33/7 | Размножение и оплодотворение у растений | 1 | Фронтальный опрос | ||
34/8 | Размножение и оплодотворение у растений | 1 | Фронтальный опрос | ||
35/9 | Вегетативное размножение | 1 | Фронтальный опрос | ||
36/10 | Вегетативное размножение и его использование человеком | 1 | Фронтальный опрос | ||
37/11 | Рост и развитие растений | 1 | Фронтальный опрос | ||
38/12 | Рост и развитие растений | 1 | |||
39/13 | Обобщение по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений» | 1 | Тестирование | ||
Тема 4 Многообразие и развитие растительного мира | 22 | ||||
40/1 | Систематика растений | 1 | Фронтальный опрос | ||
41/2 | Группы царств растений | 1 | Фронтальный опрос | ||
42/3 | Водоросли и их разнообразие | 1 | Фронтальный опрос | ||
43/4 | Значение водорослей в природе | 1 | Фронтальный опрос | ||
44/5 | Отдел Моховидные | 1 | Фронтальный опрос | ||
45/6 | Общая характеристика и значение моховидных | 1 | Фронтальный опрос | ||
46/7 | Плауны .Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика | 1 | Фронтальный опрос | ||
47/8 | Грибы. Общая характеристика Лабораторная работа №9 Плесневые грибы | 1 | Индивидуальный опрос | ||
48/9 | Отдел Покрытосеменные | 1 | Фронтальный опрос | ||
49/10 | Значение Покрытосеменных | 1 | Фронтальный опрос | ||
50/11 | Семейства класса Двудольные. Общая характеристика. | 1 | Фронтальный опрос | ||
51/12 | Семейства Бобовые, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные. | 1 | Фронтальный опрос | ||
52/13 | Семейство класса Однодольные. Общая характеристика | 1 | Фронтальный опрос | ||
53/14 | Семейства Лилейные, Луковые,Злаки | 1 | Опрос в парах | ||
54/15 | Историческое развитие растительного мира | 1 | Фронтальный опрос | ||
55/16 | Растения -реликты Липецкой области Красная книга Липецкой области | 1 | Индивидуальный опрос | ||
56/17 | Разнообразие и происхождение культурных растений | 1 | Фронтальный опрос | ||
57/18 | Разнообразие культурных растений Липецкой области | 1 | Индивидуальный опрос | ||
58/19 | Дары Нового и Старого света | 1 | Фронтальный опрос | ||
59/20 | Значение растений для человека | 1 | Фронтальный опрос | ||
60/21 | Сельскохозяйственные растения в хозяйствах Липецкой области | 1 | Индивидуальный опрос | ||
61/22 | Обобщение по теме: « Многообразие и развитие растительного мира» | Тестирование | |||
Тема 5 Бактерии. Грибы. Лишайники. | 3 | ||||
62/1 | Царство Бактерии. Общая характеристика и значение. | 1 | Опрос в парах | ||
63/2 | Царство Грибы. Общая характеристика и значение в природе. | 1 | Фронтальный опрос | ||
64/3 | Лишайники. Общая характеристика и значение в природе. Грибы и лишайники Липецкой области | 1 | Индивидуальный опрос | ||
Тема 6 Природные сообщества | 3 | ||||
65/1 | Понятие о продном сообществе- биогеоценозе и экосистеме. Экосистемы своей местности | 1 | Индивидуальный опрос | ||
66/2 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. | 1 | Индивидуальный опрос | ||
67/3 | Смена природных сообществ и ее причины. Природные сообщества родного края | 1 | Индивидуальный опрос | ||
68 | Контрольное тестирование за курс 6 класса | 1 | Тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков химии 10 класса (базовый уровень,1,5 часа в неделю) О. С. Габриелян
Календарно-тематическое планирование уроков химии 10 класса (базовый уровень,1,5 часа в неделю, всего 52часа) к учебнику О. С. Габриеляна...
Календарно-тематическое планирование. Курс «Неорганическая химия» 8 класс (базовый уровень)1,5 часа в неделю (53 часа).
Календарно-тематическое планирование. Курс «Неорганическая химия» 8 класс (базовый уровень)1,5 часа в неделю (53 часа).Для обучения в заочных группах вечерних школ....
Рабочая программа по геометрии для 11 класса на 2013-2014 учебный год (базовый уровень)
Рабочая программа по геометрии к учебнику А.В.Погорелова составлена на основе следующих документов:Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. / Сост. Т.А.Бурмистрова. М.: Просв...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса на 2013-2014 учебный год (базовый уровень)
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа к учебнику А.Г.Мордковича составлена на основе следующих документов:Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и нач...
Рабочая программа по биологии 6 класс Пасечник 2014-2015 уч. г.
Рабочая программа по биологии для 6 класса по программе Пасечника разработана на 35 часов(1 час в неделю). Включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по алгебре 10 класс базовый уровень(2,5 часа в неделю)
Рабочая программа по алгебре для 10 класса с базовым уровнем подготовки. Учебник Алимов, Колягин....
Рабочая программа по геометрии 10 класс базовый уровень(1,5 часа в неделю)
Рабочая программа для 10 класса базового уровня .Учебник Атанасян и др....