Рабочая программа по биологии 6 класс Пасечник 2014-2015 уч. г.
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Есионова Ольга Николаевна

Рабочая программа по биологии для 6 класса по программе Пасечника разработана на 35 часов(1 час в неделю). Включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Морозовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 6

Приказ от________________№_____

Подпись руководителя_____/Гвозденко М.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Основное общее образование –  6  класс

Учитель Лукьяненко Ольга Николаевна

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

   Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

 Данная рабочая программа соответствует государственным образовательным стандартам, обязательному минимуму содержания образования по биологии; требованиям к уровню подготовки учащихся по биологии. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

   

Цели изучения:

  1. освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
  1. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  3. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,     культуры поведения в природе;
  4. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,   оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;  соблюдение правил поведения в окружающей среде,

Рабочая программа составлена с учётом следующих документов:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
  • Образовательной программы МБОУ СОШ №6;
  • Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии
  • Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ
  •  Постановления № 189 от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПин 2422821-10.

Данная рабочая программа разработана для обучения биологии учащихся 6 классов,  ориентирована на использование учебника Пасечник В.В. 6 класс  Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных  учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010 г.;
 Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии  в объеме 35 часов (1 часа в неделю).

Содержание учебного предмета

1. ВВЕДЕНИЕ (1 час)

  Биология – наука о живой природе.

2. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (3часа)

   Устройство увеличительных приборов. Строение растительной клетки. Ткани.                              Жизнедеятельность клетки.

 3. ЦАРСТВА БАКТЕРИИ И ГРИБЫ  (3 часа)

   Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

   Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи.  Роль    грибов в природе и жизни человека.

 Лабораторная работа №1«Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Лабораторная работа №2«Плесневый гриб мукор»

4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ ( 7 часов)

Ботаника – наука о растениях. Разнообразие, распространение и значение растений. Роль в биосфере. Охрана растенийВодоросли. Мхи. Лишайники. Папоротники. Хвощи. Плауны

Голосеменные Покрытосеменные.

 Лабораторная работа №3«Строение зелёных водорослей»

 Лабораторная работа №4«Строение мха»

Лабораторная работа №5«Строение спороносящего хвоща»

5. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ. (8 часов)

Строение семян Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменения корней. Побег и почки.  Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля.  Видоизменения побегов..

Цветок.  Соцветия.  Плоды. Распространение плодов и семян

 Лабораторная работа №6 «Строение семян двудольных и однодольных растений»

 Лабораторная работа №7 «Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски»

Лабораторная работа №8 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Лабораторная работа №9 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Лабораторная работа №10 «Строение цветка»

Лабораторная работа №11 «Соцветия"

6. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (7часов)

Химический состав растений Минеральное питание растений.  Дыхание растений Фотосинтез Испарение воды растениями.

Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении.Прорастание семян. Растительный организм как единое целое.

Способы размножения растений

 Лабораторная работа  № 12 «Химический состав растений»

 

 Лабораторная работа №13 « Передвижение воды и питательных веществ по стеблю»

7. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ. (4 часа)

Основы систематики»

астений. Деление покрытосеменных на классы.  Класс двудольные. Класс однодольные. Семейства злаков и лилейных.

8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 часа)

  Основные     экологические  факторы и их  влияние      на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Растительные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе Экскурсия: «Природное сообщество и человек».

РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА. (1 час)

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.


Планируемые результаты изучения биологии в 6 классе.

Введение 1 час

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Уметь использовать имеющиеся знания, сравнивать, обсуждать.

Клеточное строение организмов

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Знать устройство увеличительных приборов, строение растительной клетки, понятие «ткани», виды растительных  тканей.

Уметь работать со школьным световым микроскопом, работать со школьным световым микроскопом, уметь различать органоиды клетки.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Знать структуры клетки, участвующие в делении; роль хромосом.

Уметь Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки.

Отличать старую клетку от молодой.

Царства Бактерии и грибы

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Знать строение, питание,  рост и развитие бактерий, строение и жизнедеятельность грибов, их значение.

Уметь Приводить примеры шляпочных, плесневых, дрожжевых грибов.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Знать ядовитые и съедобные грибы, строение мукора и пеницилла.

Уметь Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки, сравнивать грибы с растениями и животными.

Царство Растения

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Знать методы изучения растений, общую характеристику, строение растений, их роль в биосфере.

Уметь приводить примеры основных групп растений, выделять особенности строения низших и высших растений.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Знать происхождение  низших и высших растений

Уметь давать определение термину низшие растения, доказывать принадлежность водорослей к низшим растениям.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Знать строение покрытосеменных растений, органы и их функции.

Уметь давать определения терминам: корень, стебель, почка, лист, цветок, соцветие, плод, Распознавать и описывать по рисунку строение цветкового растения.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Знать основные жизненные формы цветковых растений, систематику цветковых растений

Уметь находить преимущества покрытосеменных над голосеменными

Жизнь растений

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Знать о процессах жизнедеятельности органах, химических и физиологических процессах

Уметь Выделять особенности минерального питания растений, характеризовать основные этапы обмена веществ.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Знать основные этапы метаболизма

Уметь сравнивать типы питания  и процессы жизнедеятельности бактерий  и  растений

Классификация растений

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Знать основные систематические категории растений

Уметь систематизировать растения по морфологическим признакам

Уровень возможной подготовки обучающегося

Уметь сравнивать представителей низших и высших растений.

Выделять признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Природные сообщества

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Знать как влияют основные экологические факторы на растения.

Уметь  характеризовать основные экологические группы растений.

Уровень возможной подготовки обучающегося

Характеризуют различные типы растительных сообществ, устанавливать взаимосвязи в растительном сообществе

Развитие растительного мира

Уровень обязательной подготовки обучающегося

Знать происхождение растений. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Способы охраны растений.

Уметь Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества

Уровень возможной подготовки обучающегося

Знать   видовой состав растений лесного,  степного и других сообществ.

Уметь Приводить примеры растительных сообществ, приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на растительные сообщества

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1)    знание основных принципов и правил отно¬шения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2)    реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3)    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4)    умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
•    выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
•    приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
•    объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп): роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у чело¬ века, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
   •    сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
•    овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2.    
В ценностно-ориентационной сфере:    
•    знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
•    анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3
.    В сфере трудовой деятельности:
•    знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
•    соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.    
В сфере физической деятельности:
•    освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растения-ми, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5
. В эстетической сфере:
•     овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Формы контроля знаний

Основными методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности учащихся в процессе изучения курса биологии за 6 класс являются:

  • индивидуальный опрос,
  • фронтальный опрос,
  • выборочный контроль,
  • письменные работы (тесты, контрольные и т.п.).

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:

  • тестовый контроль,
  • проверочные работы,
  • словарные биологические диктанты,
  • работы с рисунками, коллекциями и  гербариями.

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего часов

В  том  числе

демонстраций,

Лабораторных работ

1.

Введение

1

2.

Раздел 1. Клеточное строение организмов

3

1

3.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы

3

3

2

4.

Раздел 3. Царство Растения

7

3

5.

 Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений        

8

5

6

6.

Раздел 5. Жизнь растений

7

2

7.

Раздел 6. Классификация растений

4

8.

Раздел 7. Природные сообщества

1

9.

Раздел 8. Развитие растительного мира

1

10.

Реэерв

Итого

35

9

13

Критерии выставления  оценки

Отметка "5" ставится в случае: 
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 
Отметка "2"
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1) правильно определил цель опыта; 
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 
2. или было допущено два-три недочета; 
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 
4. или эксперимент проведен не полностью; 
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик: 
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. 
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 
Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;     2) допустил не более одного недочета. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;    2. или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. не более двух грубых ошибок;    2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;     4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 
2. или если правильно выполнил менее половины работы. 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение ОП

В основу учебно-методический комплекта авторского коллектива под руководством А.В. Пасечника. положены принципы биоцентризма в раскрытии свойств живой природы, ее многообразия и закономерностей, уровней организации жизни, особенностей разных сред обитания. Преемственные связи между разделами курса биологии обеспечивают его целостность, а содержание способствует развитию личности, владеющей основами научных знаний, способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими ценностями.

    Учебно – методический комплект:

   - Учебник:    Биология.  Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл. - М.: Дрофа, 2010. Автор: Пасечник В.В.

    

Электронные учебники:

1. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Кирилл и Мефодий

2. 1 С: Репетитор Биология Весь школьный курс Сертификат Министерства образования России

3. Биология НРК _ЧР index. Html

Календарно - тематическое планирование по биологии 6-А класс

п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

             Дата

Введение 1 час

1

Биология – наука о живой природе.

1

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

05.09.14

Клеточное строение организмов ( 3 часа)

2.

Увеличительные приборы. . Строение клетки.

1

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

12.09.14

3.

Жизнедеятельность клетки.

1

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

19.09.14

4.

Ткани.

1

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

26.09.14

Царства Бактерии и грибы ( 3 часа)

5.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Их роль в природе и жизни человека.

1

Выделяют существенные признаки бактерий

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

03.10.14

6.

Общая характеристика грибов.

Лабораторная работа №1

«Строение плодовых тел шляпочных грибов»

1

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Выполняют лабораторную работу.

10.10.14

7.

Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы- паразиты.

Лабораторная работа №2

«Плесневый гриб мукор»

1

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

17.10.14

Царство Растения (7 часов)

8.

Ботаника – наука о растениях. Разнообразие, распространение и значение растений.

1

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

24.10.14

9.

Водоросли.

Лабораторная работа №3

«Строение зелёных водорослей»

1

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.

31.10.14

10.

Лишайники.

1

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

14.11.14

11.

Мхи.

Лабораторная работа №4

«Строение мха»

1

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов.

21.11.14

12.

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Лабораторная работа №5

«Строение спороносящего хвоща»

1

Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. Изучают их строение.  Выполняют лабораторную работу

28.11.14

13.

Голосеменные.

1

 Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

05.12.14

14.

Покрытосеменные, или Цветковые.

1

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

12.12.14

Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)

15.

Строение семян.

Лабораторная работа №6

«Строение семян двудольных и однодольных растений»

1

Определяют понятия «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле», «однодольные растения», изучают строение семян, особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Выделяют существенные их признаки.

.

19.12.14

16.

Виды корней и корневых систем. dnЛабораторная работа №7

«Стержневая и мочковатая корневые системы.

1

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Находят Участки (зоны) корня. Анализируют строение  клеток корня.

Выясняют наличие приспособлений корней к условиям существования.

26.12.14

17.

Побег и почки.

Лабораторная работа №8

«Строение почек. Расположение почек на стебле»

1

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Выясняют варианты листорасположения. Строение почек. Расположение почек на стебле.

16.01.15

18.

Внешнее и клеточное строение листа.

Лабораторная работа №9

«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

1

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование. Анализируют  формы листьев. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.

23.01.15

19.

Строение стебля. Рост стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

1

Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Знакомятся с видоизмененными побегами -клубнем и луковицей

30.01.15

20

Цветок и его строение.

Лабораторная работа №10

«Строение цветка»

1

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения».

06.02.15

21

Соцветия.

Лабораторная работа №11

«Соцветия"

1

Знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о биологическом значении соцветий. Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой.

13.02.15

22.

Плоды и их классификация.

Распространение плодов и семян.

1

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие».

20.02.15

Жизнь растений ( 7 часов).

23.

Химический состав растений.

Минеральное питание растений.

Лабораторная работа №12

« Химический состав растений»

1

Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений.

Выполняют лабораторную работу. Делают вывод.

27.02.15

24.

Фотосинтез и дыхание.

1

Определяют понятия фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл. Выделяют существенные признаки дыхания, роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле.

06.03.15

25.

Испарение воды растениями. Листопад. Лабораторная работа №13 «Передвижение воды и питательных веществ в растении.»

1

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений. Выполняют лабораторную работу. Анализируют информацию о процессах протекающих в растении

13.03.15

26.

Прорастание семян. Растительный организм как единое целое.

1

Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

20.03.14

27.

Способы размножения растений. Размножение растений споровых и голосеменных.

1

Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения.

03.04.14

28.

Вегетативное размножение  покрытосеменных растений.

1

Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». . Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком        

10.04.14

29.

Половое размножение покрытосеменных растений.

1

 Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

17.04.14

Классификация растений (4 часа).

30.

Основы систематики растений.

Деление на классы и семейства.

1

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

24.04.14

31.

Класс двудольные. Морфологическая характеристика Крестоцветных, Розоцветных, Пасленовых.

1

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные, Паслёновые. Работают с карточками, заполняют таблицу.

04.05.14

32.

Класс двудольные. Морфологическая характеристика Бобовых(Мотыльковых), Сложноцветных ( Астровых).

1

Выделяют основные особенности растений семейств  Бобовые и Сложноцветные. Работают с карточками, заполняют таблицу.

08.05.14

33.

Класс однодольные. Семейство Лилейные  Злаковые (Мятликовые).

1

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые, Лилейные. Работают с карточками, заполняют таблицу. Анализируют данные таблиц, делают выводы.

15.05.14

Природные сообщества (1 часа).

34.

Основные экологические факторы и их влияние на растения.  Контрольная работа.

1

Определяют основные экологические факторы и их влияние на растения, характеристику основных экологических групп растений Учатся характеризовать влияние  экологических факторов на растения.

22.05.14

Развитие растительного мира ( 1 час).

35.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1

Определяют основные отделы растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира.

29.05.14

                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 10 кл. 2014-2015 уч. г

Программа разработона по учебнику Лебедева...

Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника  по 6 классу ФГОС...

Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год.«Английский в фокусе» 6 класс, Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, - Просвещение, 2013

Данная программа линии Перспектива «Английский язык» 6 класс для основной школы составлена на основе:·        Федерального образовательного стандарта общего образова...

Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули

Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...

Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули

Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...

Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)

Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....

Рабочая программа по биологии. авторы: Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов М.: Дрофа ,2016г

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС. авторы: Пасечник, ВВ Латюшин М. Дрофа , 2016г....