разработка урока в 5 классе по теме: "Грибы"
презентация к уроку по биологии (5 класс) по теме
материал может быть использован при разработке уроков не только по природоведению, но и по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no51_v_5_kl_griby.ppt | 1.55 МБ |
griby_urok_no51_v_5_kl.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. 1)Учёные делят все организмы на группы: А) Бактерии, Р астения, Животные. Б) Бактерии, Р астения, Грибы, Животные В) Р астения, Животные. Г) Грибы, Р астения, Животные, Рыбы.
2)Нет ядра в клетках: А) растений Б) бактерий В) грибов Г) животных
3) Биосферу образуют А) нижние слои атмосферы Б) только воды Земли В) почвы, в которых живут организмы Г) все живые организмов с той средой ,в которой они живут
4) Растения имеют зелёный цвет благодаря А) хлорофиллу в хлоропластах Б) кислороду В) минеральным солям Г) углекислому газу
Проверим : 1-Б, 2-Б, 3-Г, 4-А, 5-Г.
Грибы – это особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным. Что мы называем грибами?
Многообразие грибов
Грибы Многоклеточные Одноклеточные
Болезни, вызванные одноклеточными грибками Серая гниль земляники Серая гниль крыжовника Бокальчатая ржавчина черной смородины Парша яблони и груши Сердцевинная гниль свеклы Фитофтороз картофеля Рак картофеля Пыльная головня пшеницы Пузырчатая головня кукурузы Млечный блеск яблони
Многоклеточные грибы Подберезовик Валуи Подосиновик Сыроежка Опята осенние
Значение грибов Значение грибов в природе и жизни человека огромно. Некоторые виды грибов культивируются и широко используются населением. Многие виды грибов продуцируют биологически активные вещества, антибиотики, алкалоиды, витамины, ферменты, ростовые вещества, кормовые и пищевые белки. Вешенка обыкновенная Однолетние сеянцы дуба Пеницилл – используется для получения пенициллинов, в сыроварении
Шляпочные грибы Плодовое тело Шляпка Пенек Грибница Растут очень быстро, живут около десяти дней .
Грибы Съедобные Ядовитые
Правила сбора грибов собирайте только те грибы, которые хорошо знаете; не срывайте грибы зря: ими питаются многие животные; не обламывайте плодовые тела грибов и не срезайте грибы ножом, так как остающиеся пеньки загнивают и грибница разрушается; считается, что гриб лучше выкрутить из грибницы, а образовавшуюся ямку присыпать листьями; не собирайте старые и червивые грибы - в них может быть яд; не собирайте грибы около автомагистралей и промышленных предприятий – грибы имеют способность накапливать токсины и съедобные грибы становятся ядовитыми; не берите грибы, собранные не вами.
Вопросы Какую группу организмов мы называем грибами? Каково значение грибов в природе? Почему грибы поселяются на растениях, животных или их остатках? Каково строение шляпочного гриба? На какие группы делятся грибы? Откуда произошло название грибов «подосиновик», «подберезовик», «моховик»?
Предварительный просмотр:
Учитель биологии МБОУ СОШ №10 Дудка И.А.
Урока природоведения в 5 классе № 51
Тема: Грибы. Значение грибов.
Цель:
1. Знакомство с представителями особого царства грибами.
2. Формирование понятия о строении, размножении.
3. Определение значения грибов в природе и жизни человека.
Оборудование:
- учебник «Природа. Неживая и живая», 5 класс,
авторы – В.М. Пакулова, Н.В.Иванова;
- мультимедийная презентация «Разнообразие грибов»;
- компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
Какие царства живой природы мы знаем?
…Одно из них – царство ГРИБОВ. Именно об этом удивительном царстве и пойдет сегодня речь!
Но сначала мы вспомним:
- Каковы признаки живого организма?
- А какие признаки мы может отнести только к растениям? (питание при помощи ФОТОСИНТЕЗА)
- По разнообразию организмы делятся на одно клеточные и ….?
- Какие среды обитания населяют живые организма?
- Какие органы входят в строение цветкового растения?
- С какими группами культурных растений мы познакомились?( стр 171 рис 99)
- Какие условия для прорастания семян необходимы? (вспомним Л.О., которые мы делали с вами)
- Открыли тетради, записали дату на полях.
И ещё раз проверим, как вы уяснили предыдущий материал.
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.
1)Учёные делят все организмы на группы:
А) Бактерии, Р астения, Животные.
Б) Бактерии, Р астения, Грибы, Животные
В) Р астения, Животные.
Г) Грибы, Р астения, Животные, Рыбы.
2)Нет ядра в клетках:
А) растений
Б) бактерий
В) грибов
Г) животных
3) Биосферу образуют
А) нижние слои атмосферы
Б) только воды Земли
В) почвы, в которых живут организмы
Г) все живые организмов с той средой ,в которой они живут
4) Растения имеют зелёный цвет благодаря
А) хлорофиллу в хлоропластах
Б) кислороду
В) минеральным солям
Г) углекислому газу
5) Какой орган относится только к цветковому растению?
А) корень
Б) стебель
В) лист
Г) цветок
Проверим : 1-Б, 2-Б, 3-Г, 4-А, 5-Г.
8) Кроме того, что много узнали и выяснили, мы собрали материал о растениях, занесённых в Красную Книгу., и лекарственных растениях. И сегодня вы готовили сообщения о грибах, но эти сообщения будут нам нужны на следующий урок для выполнения практической работы.
Поэтому записали Д/з в дневники: параграф 42, сообщения о съедобных и ядовитых грибах.
- Что вы знаете о грибах?
- Как вы думаете, можно ли их отнести к растениям? Почему?
- Можно ли их отнести к животным? Почему?
II. Изучение нового материала.
а) на доске план изучения темы:
- Что такое грибы?
- Многообразие, условия произрастания, способ размножения.
- Значение грибов.
- Виды грибов
а) одноклеточные и многоклеточные;
б) съедобные и несъедобные.
- Правила сбора грибов.
б) Рассказ учителя о грибах (с элементами беседы).
Слайд 2
Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа. Грибы сходны с растениями разветвленным, способным к неограниченному росту телом, способом питания – брать питательные вещества из почвы. С животными их роднит отсутствие хлорофилла и крахмала в тканях тела, наличие хитина в покровах тела. Ученые считают, что грибы были в древности, когда еще не было деления на растения и животных.
Слайд 3
Царство грибов велико. Их более 100 000 видов. Они имеют разную форму, различный цвет, строение.
Слайд 4
Они очень важны для природы и человека. Некоторые виды грибов культивируются и широко используются населением. Многие виды грибов продуцируют биологически активные вещества, антибиотики, алкалоиды, витамины, ферменты, ростовые вещества, кормовые и пищевые белки.
Подумайте, где используется пеницилл?
Посмотрите, почему один из сеянцев дуба более развит?
Слайд 5
На какие группы делятся грибы?
Какие грибы мы будем называть одноклеточными? Многоклеточными?
Слайд 6
С одноклеточными грибами чаще всего встречаемся, когда видим больные растения. Болезни как раз и вызваны грибками.
Слайд 7
Более подробно мы остановимся на многоклеточных грибах.
Какие грибы вы знаете?
Слайд 8
Все эти грибы относят к шляпочным.
Почему их так называют?
Каково строение гриба?
Грибы размножаются спорами - мелкими семенами. Попав в почву, споры прорастают, образуя грибницу. Грибница напоминает паутину. Позже появляются грибы. Растут очень быстро, живут около 10 дней.
Подумайте, какие условия нужны грибам для нормального роста и развития?
Таким образом, грибы требовательны к почве, влажности и теплу. Есть весенние, летние, осенние грибы. Некоторые грибы требовательны к своим соседям-деревьям: в березняке – подберезовики, в сосняке – маслята, в осиннике – подосиновики.
Слайд 9
Все ли шляпочные грибы можно употреблять в пищу?
На какие группы еще делят грибы?
Слайд 10-11
Беседа о съедобных грибах, их правильной обработке.
Слайд 12-13
Беседа о несъедобных грибах. Опасность отравления.
Слайд 14-15
Грибы-двойники. Черты сходства и отличия.
Слайд 16
Ребята, кто собирал с родителями грибы?
Как правильно собирать грибы?
Таким образом, грибник должен заботиться о грибном месте, то есть правильно собирать грибы: срезать ножом или срывать, выкручивая ножку гриба; не ворошить листья, чтобы не повредить грибницу. Собирать лучше в корзинку и класть грибы вниз шляпкой, предварительно очистив листья и землю. Нельзя собирать грибы в металлические ведра, где грибы портятся, «сгорают». Нельзя брать грибы червивые, старые. Нельзя долго хранить грибы без первичной обработки, грибы используют в день сбора. Не следует брать незнакомые грибы, собирать грибы близ дорог и промышленных предприятий.
III. Закрепление.
Слайд 17
Ответьте на вопросы:
- Какую группу организмов мы называем грибами?
- Каково значение грибов в природе?
- Почему грибы поселяются на растениях, животных или их остатках?
- Каково строение шляпочного гриба?
- На какие группы делятся грибы?
- Откуда произошло название грибов «подосиновик», «подберезовик», «моховик»?
- Назовите съедобные грибы, которые вы собирали?
- Какие ядовитые грибы вы знаете?
- Почему надо знать грибы-двойники?
- Как правильно собирать грибы?
- Почему грибы в лесу нельзя ломать и растаптывать?
- Почему нельзя разрушать почву при сборе грибов?
- Какие грибы выращивает человек?
IV. Итог урока. Выставление оценок.
- С какими новыми понятиями вы познакомились на сегодняшнем уроке?
- Если позволит время, то можно использовать игру «Узнай гриб». Учитель показывает гриб-муляж, а школьники его называют и говорят, съедобен он или нет.
V. Домашнее задание: §42
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе по теме Грибы
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". Материал урока поможет закрепить и углубить знания п теме "Грибы"...
Урок биологии 6 класс по теме: грибы
Урок биологии 6 класс по теме: грибы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, самоанализ и приложения к уроку....
разработка урока в 5 классе по теме: "Грибы"
материал может быть использован при разработке уроков не только по природоведению, но и по биологии...
Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,
Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология,,. Урок проводится в кабинете биологии с использованием ...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...
разработка урока в 5 классе на тему Грибы
Презентация включает в себя проверку пройденного материала по теме "Строение бактерий" Актуализацию знаний посредством постановки проблемы. затем показано внешнее и внутреннее строение гриба...
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе на тему:"Грибы"
Урок по теме "Грибы" - это урок повторение (актуализация знаний и умений).Формы работы учащихся: работа с модулями, работа с учебником и приложением, ответы на вопросы. Метод обучения: ...