Дудка Ирина Александровна

сайт учителя биологии

Делай как я - это значит: не надо за мной! Колея это только моя. Выбирайся своей колеёй!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: обмен опытом

Увлечения: декоративно-прикладное творчество

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: х.Красное, Кущёвский район,

Место работы: МБОУ СОШ№10

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/dudka-irina-aleksandrovna
Помни три вещи, которые невозможно вернуть обратно: Время, Слово, Возможность. Поэтому: не теряй времени! выбирай слово, не упускай возможности!

Человека часто разрывает в трёх направлениях. ХОЧУ, но не могу. ДОЛЖЕН, но не хочу. ХОЧУ и МОГУ, но нельзя. А  "когда в товарищах согласья нет, то выйдет из того не дело, только ж мука", как писал наш великий баснописец. Нередко из-за  системы "должен-нельзя" человек делает не то, что хочет, или не делает того, что хочет. И человек, как писал Ф.Ницше, становится верблюдом, который несёт на себе все эти ценности. И нужно мужество льва, чтобы сбросить их со своей спины. Что же я "должен"? - Развивать себя! Всё остальное - вынужден.

Но даже если система "должен-нельзя" и позволяет делать желаемое действие, то получается так, что система "могу" не может это выполнить. А для того, чтобы в системе "могу" было много навыков, необходимо много трудиться над собой, что не всегда хочется делать.

Да и в системе "хочу" имеется масса желаний, удовлетворение которых только принесло бы вред личности и фактически является требованием системы "должен-нельзя". Крайне необходимо избавиться от противоестественных желаний, которые тормозят развитие личности.

Таким образом, стратегия работы над собой: как можно больше УМЕТЬ удовлетворять своё ХОЧУ так, чтобы удовлетворение моего ХОЧУ не мешало, а помогало другим. Навести порядок в своей системе ДОЛЖЕН-НЕЛЬЗЯ, т. е.  избавиться от устаревших  и тормозящих развитие ДОЛЖЕН и НЕЛЬЗЯ и наполнить навыками и умениями систему МОГУ.

ИТАК: счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имели одно и то же содержание.

ИЩИ правильный путь, а не прямой, ибо не всегда правильный путь - прямой.... Когда я нахожусь на 20 этаже, и мне  нужно быстро спуститься вниз, то самый прямой и светлый путь - через балкон вниз. При этом ещё удастся пережить незабываемое чувство полёта, о котором, правда, вряд ли потом удастся кому-нибудь рассказать. Правильный путь - это выход в коридор, даже если он не очень хорошо освещён, и поиск лестницы или лифта.  И ещё: нередко человек, избравший прямой путь, похож на муху, которая хочет попасть на улицу через стекло, или ракету, идущую прямо к цели, хотя цель оттуда уже давно убрали. 

 ИТАК: ищи правильный путь, а не прямой!

Выбирая цель, хорошенько узнай, ведёт ли к ней та дорога, по которой ты собрался идти.

Начал думать - реши, решил - действуй!

Не бойся ошибаться - неудача в семь раз полезнее успеха.

Это только некоторые советы, помогающие мне в жизни.  М,Е,Литвак внес много мыслей, правил, афоризмов в мою деятельность. 

 

О себе

Эссе    на тему

«Я   - учитель»

 

            Вопрос «Кем быть?» у меня никогда не стоял.  Я родилась и выросла в учительской семье Захаровой Тамары Витальевны. С самого раннего детства видела свою маму – всегда интеллигентную, выдержанную, грамотную, любящую детей, свою работу. Я точно знала – буду учителем.

Свою педагогическую деятельность я начала в 1991 году  в школе №10. Окончила государственный Ростовский педагогический университет, получив специальность биолога. С 1995 года в течении 10 лет приобрела огромный опыт работы в школе №20, №10. Некоторое время моей деятельности прошло в администрации Красносельского сельского поселения. Затем выполняла функции замдиректора по творческой работе в Доме культуры родного села. Но любовь к маленьким человечкам, которые с моей помощью становятся личностями, не покидала меня никогда…И жизнь расставила всё на свои места. В 2011 году судьба вернула меня в родную школу, к любимым детям.

 Профессия учителя нелегка. Но чем больше в неё погружаешься, тем сильнее она затягивает. Яркий пример – стаж моей мамы - 50 лет! Есть в нашей работе маленькое «но»: нельзя быть просто профессионалом предметной деятельности, необходимо любить детей. Они это тонко чувствуют, их глаза светятся ответным сиянием. И тогда работа приносит радость! А это очень важно.

 Мои первые уроки давались нелегко. Но  меня сопровождали хорошие учителя-администраторы, которые подсказывали, как правильнее строить уроки, как «чувствовать» детей.

Теперь, через призму своего педагогического опыта, я с полной уверенностью могу вывести главные составляющие учительской деятельности. Первое - серьёзная подготовка к урокам, где необходимо постоянное самообразование. Второе -  творческий подход к любому уроку, мероприятию, чтобы заинтересовать детей. Третье - ответственность за результат. И если в итоги мои выпускники выбирают профессии врача, технолога, психолога, логопеда… Становятся хорошими специалистами. Значит,  я работаю и живу не зря.

Учитель! Как много составляющих в этой работе… Ты и преподаватель, и организатор поисковой , проектной, трудовой деятельности. И психолог, и помощник, и защитник, и артист. Трудно перечислить всё , что приходится выполнять. Но этим и интересна  моя работа! И как бы плохо мне не было, я обязана всегда  быть собранной, подтянутой, улыбчивой.    

 Я люблю свою профессию, горжусь ею. Хочется с честью пронести ответственное звание «Учитель» через всю жизнь! Ведь восприятие реального мира, установка общечеловеческих качеств у ребёнка в школьный период приходит с Учителем! Каким мой ученик  станет гражданином, патриотом своей Родины, просто человеком, зависит не только от семьи, но и от меня. Это – большая ответственность! А лучшая награда, когда твой ученик с гордостью говорит: «Это моя учительница!». Когда в соцсетях выпускники пишут тебе: «Вы – настоящий учитель», «Хочу, чтобы мой ребёнок учился у Вас».  Значит Я   НУЖНА.

Этим мне и  нравится моя профессия. Я нужна своим ученикам.  Нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне  самое  дорогое - своих любимых детей.   Нужна коллегам, с которыми вместе ежедневно выполняю свою непростую работу, но такую нужную! 

Многое в этой работе не открыто родителям и детям: поурочные, тематические, индивидуальные планы,  отчетная документация, проверка тетрадей и ежедневные домашние подготовки к урокам. Им важен учитель с  другой стороны: способен ли он заинтересовать ребёнка и доступно объяснить сложный материал, проводит ли он творческие встречи, интересные дела, проекты. И никто не знает, какая кропотливая, рутинная работа дома этому предшествует… А в школе – приветливый. Эрудированный, всё успевающий человек, неустающий решать 1000 проблем.

Любовь и доверие детей, уважение родителей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками и технологиями. Нужен нелегкий труд души. Главное – видеть и ценить в учениках индивидуальность, которая отличает каждого, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности. Понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Прислушаться к нему, дать ему возможность самореализоваться. Одна моя выпускница мне сказала: «Я была самая тихая в классе, никогда ничего для себя не просила. Но я всегда была уверена, что вы найдёте мне именно ту роль, о которой я в тайне надеялась. Спасибо вам за это.» Увидеть в ребёнке потенциал, который он сможет показать - это очень важно!

            Непросто  работать в современной школе! Трудно, но интересно! Необходимо идти в ногу со временем. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому. В школах используются новые информационные технологии: компьютеры, интерактивные доски, проекторы.  Необходимо изучать новые методы работы, программы, методики, использовать информационные технологии на уроках. Порой учусь у своих учеников. Ведь способность учить проверяется способностью учиться!

           В моей жизни было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, чувство гордости за достижения моих учащихся, и разочарование, чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство одиночества и скуки. Потому что моя деятельность -«живая». Она не позволяет мне стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке. Однажды мой ученик сказал мне слова, которым я была искренне удивлена: «Знаете, за что мы вас сразу зауважали – вы не боитесь!» И только тогда я поняла, что наверное – это моё главное кредо в работе – «не бояться».  Не бояться учиться вместе в детьми. Они – главные мои учителя!

         Бывали моменты, когда успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось помочь им творить ещё, поделиться всем, что знаю. А бывали минуты, когда опускались руки и казалось, что всё, все мои возможности исчерпаны, но откуда-то брались  новые силы и понимание, что нужно работать над собой,  искать новые пути и подходы в работе.

          Анализируя свою работу, понимаю, что я много знаю и одновременно не знаю ничего, потому что каждый новый день – это неизведанная тропа. Всё время необходимо учиться, учиться и учиться. Я принимаю каждый день моей жизни и готова меняться вместе со своими учениками, потому что люблю свою профессию.

Если вы  спросите:  Счастлива ли я?

Я отвечу – да. Потому что у меня есть любимое дело. Моя педагогическая деятельность стала достойным продолжением работы моей мамы.

Я отвечу – да. Потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками.

Я отвечу – да,  потому что вижу результаты своего труда. Мои родные дети продолжили педагогическую династию - стали педагогами дополнительного образования Дудка Никита Сергеевич и Анна Сергеевна . Ведь неважно какой предмет ты преподаёшь, главное вырастить хороших людей, самореализующих свои потребности.                                                               

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

М.Е. Литвак.  Психологические этюды "Принцип сперматозоида".  Советы этого автора всегда помогают мне в жизни: и в быту, и на работе. Человек живёт по принципу сперматозоида: стремится стать первым. Идёт против препятствий, обходя их, и лишь на финише пытается протаранить их.

Мой взгляд на мир

Каждый имеет то, что заслужил...

Мои достижения

На протяжении последних шести (2011-2017г.г.)  лет 20 учеников стали победителями и призёрами муниципального этапа  Всероссийских олимпиад по биологии, экологии и химии.  Ученица Бабенко Людмила стала призёром муниципального, победителем краевого этапа экологического конкурса «Природа Кубани». Команда старших классов в 2015-2016 учебном году стала призёром муниципальной химической игры «Всё для фронта, всё для  Победы». В 2016-2017 учебном году Команда средних классов удостоена  звания призёра муниципальной интеллектуальной биологической игры «Удивительная биология».

Моё портфолио

Главные достижения, которые я бы внесла в своё портфолио - это  "звонки и поздравления с Днём Учителя" не тех учеников, которых я учу сейчас, а ребят и их родителей, которые уже "в свободном плавании", которые не зависят от меня, от моих оценок, знаний. Когда тебе благодарны ученики, вышедшие из стен школы... - это самая высокая награда.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы