Методическая разработка урока по биологии в 5 классе на тему:"Грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Дугулубгова Лалина Анатольевна

Урок по теме "Грибы" - это урок повторение (актуализация знаний и умений).Формы работы учащихся: работа с модулями, работа с учебником и приложением, ответы на вопросы.

 Метод обучения: проблемный.

Ключевые  слова и понятия урока: царство грибов, хитин, гетеротрофный способ питания, плодовое тело, вегетативное тело (грибница),  грибы- паразиты, шляпочные грибы, ножка, шляпка, плесневые грибы, гифы, способы питания грибов: грибы-паразиты, грибокорень, симбиоз. Способы размножения грибов: бесполое: частями грибницы, спорами, почкованием) и половое (специализированными клетками- гаметами)

ТСО и оборудование урока:

-Компьютер, мультимедийный проектор, модели грибов, раздаточный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет – биология

Класс – 5

Дата  проведения -05.02.2021 г.

№ урока по КТП –

Тема урока: Грибы

 Цели урока:

  1. Образовательные:

Познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений и животных; дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов; познакомить учащихся с характерными признаками шляпочных грибов.

  1. Воспитательные:
  1. Воспитание наблюдательности.
  2. Воспитание культуры труда.
  3. Развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей
  4. Формировать бережное отношение к природе.
  1. Развивающие:
  1. Развивать когнитивные процессы учащихся.
  2. Развивать понятия о многообразии живых организмов, взаимосвязи строения и функции, приспособленности строения организма к образу жизни.
  3. Уметь сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником и интернет ресурсами.
  4. Продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.

 Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать: 

  • особенности строения грибов,
  • способы питания грибов,
  • значение терминов: мицелий, грибница, гифы, микориза, симбиоз.
  • способы размножения.

Учащиеся должны уметь: 

  • выделять признаки грибов, как представителя самостоятельного царства,
  • объяснять явления симбиоза,
  • сравнивать с представителями разных царств живой природы.

Тип урока: повторение (актуализация знаний и умений).

 Формы работы учащихся: работа с модулями, работа с учебником и приложением, ответы на вопросы.

 Метод обучения: проблемный.

Ключевые  слова и понятия урока: царство грибов, хитин, гетеротрофный способ питания, плодовое тело, вегетативное тело (грибница),  грибы- паразиты, шляпочные грибы, ножка, шляпка, плесневые грибы, гифы, способы питания грибов: грибы-паразиты, грибокорень, симбиоз. Способы размножения грибов: бесполое: частями грибницы, спорами, почкованием) и половое (специализированными клетками- гаметами) 

ТСО и оборудование урока: 

-Компьютер, мультимедийный проектор, модели грибов, раздаточный материал

-На партах у учащихся учебники И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Биология  5 класс, ФГОС, М.- Вентана-Граф,2012,  

Ход урока:

1)Организационный  момент (1мин)

Проверка  готовности учащихся к уроку

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.(3 мин)

Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками. У меня есть коробочка с секретом, в ней спрятано то, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке. Для того чтобы узнать что лежит в коробочке, я предлагаю отгадать  загадку.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.( 4 мин)

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

-Итак, тема сегодняшнего урока «Грибы».

- Как вы считаете, что нам необходимо узнать о грибах?

- какие грибы бывают?

- строение грибов;

- распространение грибов;

- питание грибов;

- размножение грибов;

- роль грибов в природе.

Наука, изучающая  грибы, – микология. Первые упоминания о грибах встречаются в трудах Аристотеля, в IV веке до нашей эры.

Грибы считали травами и кустарниками без цветов и плодов, относили даже к морским животным или к минералам.

Французский ученый-ботаник Себастьян Вайян сказал о грибах: «Грибы нарушают общую гармонию природы, приводить в отчаяние молодых, талантливых исследователей и ботаников».

Карл  Линней называл всю эту группу хаосом, в котором невозможно найти  никакой системы.

Грибы очень интересные организмы. Они – не растения и не животные. Грибы составляют особое царство живых организмов. То, что мы называем грибом – это его плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит из тонких белых нитей – грибницы. Грибница иногда живёт сотни лет. Когда бывает много тепла и влаги, в некоторых местах грибницы из земли пробивается плодовое тело – ножка со шляпкой. В нижней части шляпки образуются споры, они рассеиваются и дают развитие новым грибницам.

На земле существует множество разных грибов. В настоящее время известно больше 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах.

Почему же столь противоречивы мнения ученых о грибах? В какую систематическую категорию объединяются грибы?

4) Актуализация  знаний. (время выполнения -4 минуты)

Давайте посмотрим, а что вы помните о грибах .Для этого я предлагаю вам выполнить небольшой тест (Приложение № 1)

5) Применение знаний и умений в новой ситуации ( 10 мин)

Приложение№1 

Выполните тестовые задания с выбором одного правильного ответа.

1. Грибы питаются:        

а) только путем фотосинтеза,

б) готовыми органическими веществами,

в) только органическими веществами живых организмов,

г) только поселяясь на продуктах питания.

2. Грибы неспособны к фотосинтезу, потому что:

а) они живут в почве,        б) не имеют хлорофилл,

в) паразитируют на других живых организмах,

г) имеют небольшие размеры.

3. Вегетативное тело грибов называется:  

а) хлорофилл,               б) мицелий или грибница,

в) стебель,                     г) грибокорень

5. Грибы размножаются:

а) спорами,   б) семенами,   в) частью корня,    г) частью стебля.

6. Бактерии и грибы относят:  

а) к одному царству,                                      б) царству растений,

в) разным царствам живой природы,       г) лишайникам

   7. Выберите признак, НЕ характерный для грибов
    а) гетеротрофы
    б) не передвигаются
    в)
нет клеточной стенки
    г) растут всю жизнь

8. Грибы поселяются

а) На деревьях и в низкой траве,              

б) На полях и лугах,

в) На растениях, животных и их остатках

Физкультминутка (4 мин)

Важный толстый боровик

Вырос у дорожки.

К уважению привык

Гриб на крепкой ножке.

Как увидим, что он близко -

Трудно мимо нам пройти.

Сразу кланяемся низко -

Белый гриб встал на пути!

Срежь ты бережно его,

Не порань грибницу,

В этом месте через год

Новый гриб родится.

Первая помощь при отравлении грибами

Отравление наступает при употреблении в пищу ядовитых грибов (мухоморы, бледная и зеленая поганка, ложные опята), а также условно съедобных грибов (строчки, сморчки, свинушки, волнушки, сыроежки) при их недостаточной кулинарной обработке (если они мало промыты, не выдержаны в воде, плохо проварены, не прожарены). Скрытый период отравления – 1–4, реже 10 ч. Затем возникают тошнота, рвота, разлитая боль в животе, диарея, может появиться желтуха; при тяжелых отравлениях – параличи, кома.

При оказании помощи необходимо обильное питье с последующим вызыванием рвоты, очистительная клизма. Промывание желудка активированным углем. Срочная госпитализация.

  Вернёмся к вопросу «В какую систематическую категорию объединяются грибы?» Ответ на него мы получим, если проанализируем задание № 6 теста (грибы относят к отдельному царству)

6) Обобщение  и систематизация  знаний  ( 5 мин)(Приложение 2)

Приложение № 2

Вопросы для обсуждения:

1.Почему грибы занимают особое положение в системе
органического мира?  Назовите отличительные признаки грибов.

2.Сравните строение грибов со строением растений. Найдите черты сходства и отличия.

3.Сравните строение грибов со строением животных. Найдите черты сходства и отличия.

4.Какое строение имеют шляпочные грибы?

5.Какая наука изучает грибы? Когда возникла микология и кто считается ее основателем?

6.Среда обитания грибов.

7.Классификация грибов по способу питания.

8.Какие  вещества  получает  растение  от  гриба  с  помощью симбиоза?

9.Какие вещества получает гриб от растения с помощью симбиоза?

10.Какую функцию выполняет микориза?

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок

и их коррекция.( 10 мин)

Общая характеристика грибов

1. Грибы – это ________________________________________________

2.Наука, изучающая грибы, - __________________________________

3. Грибы поселяются на

1        2

3        4

Какие части гриба обозначены цифрами 1, 2, 3, 4?

1.__________________________________________________________

2.__________________________________________________________

3.__________________________________________________________

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его

 выполнению ( 2 мин)

Вывод: Грибы выделяют в отдельное царство органического мира. Клетки грибов имеют ядра, все грибы относятся к эукариотам. Тело и грибница гриба  образованы мицелием, представленным тонкими ветвящимися трубчатыми нитями, – гифами.

 Грибы питаются готовыми органическими веществами, по способу питания относятся к гетеротрофам. По типу питания грибы могут быть сапрофитами, паразитами, симбионтами и хищниками.

Параграф 13, стр.57 -60,ответить на вопросы на стр. 69.

На выбор: написать сочинение на тему «В царстве Грибов», сочинить сказку по теме урока.

9) Рефлексия (подведение итогов)( 2 мин)

Выставление  оценок. Комментарий   оценок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка Урок по биологии 6 класс тема "Цветок"

Данный урок является составной частью темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений». При планировании урока учитывался интерес школьников к изучаемому предмету, их способности по исполь...

Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"

Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"...

Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,

Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология,,.  Урок проводится в кабинете биологии с использованием ...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...