Урок биологии 6 класс по теме: грибы
план-конспект урока биологии (6 класс) по теме

Урок биологии 6 класс по теме: грибы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, самоанализ и приложения  к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griby_konspekt_uroka.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc25 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc24.5 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Грибы. 6 класс(программа В.В.Пасечник)

Цель: создать условия для формирования понятия – грибы как самостоятельные представители отдельного царства организмов.

Задачи:

- формирование нового биологического понятия;

- совершенствование умения работы с микроскопом и микропрепаратами;

- воспитание бережного отношения к представителям царства.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, проектор, компьютер, учебник.

Технология: ТРКМ, урок изучение нового знания.

Ход урока:

n/n

учитель

учащиеся

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Предлагает видеоряд с изображением  представителей грибов.

Задает вопрос что это?

Предлагает загадки и пословицы по теме.

Фиксируют тему урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА:

Предлагает поделиться на группы и ответить на вопрос грибы это….

(корзина идей) Фиксирует идеи на доске.

После предлагает заполнить таблицу верю, не верю.(приложение 1)

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ:

Работают с текстом и делают пометки. (приложение 2) (инсерт)

Спрашивает что нового узнали из текста…

Формирует понятие грибы, показывает фрагмент о внутреннем строении шляпочного гриба  и предлагает поработать с микроскопом и рассмотреть микроскопические грибы дрожжи.

Предлагает сформулировать вывод по уроку.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ:

Предлагает вернуться к таблице верю не верю и сопоставить ответы уже с полученными знаниями.

Возвращает к началу и первому вопросу  грибы это…? И предлагает сделать окончательный вывод.

Задает домашнее задание на выбор.

Смотрят

Высказывают свои предположения. Формулируют тему урока.

Обсуждают в группе и предлагают свои идеи

Заполняют таблицу.

Работа с текстом.

Отвечают на вопросы.

Фиксируют в тетради и работают с микроскопами.

Формулируют вывод

Проводят рефлексию по таблице.

Отвечают на вопрос.

Выбирают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Карточка 1.

         1.Пользуясь рисунком учебника стр. 29, рисунок 25 и 26. , определите географические координаты:

Лондона

Владивостока

2. Пользуясь глобусом, определите какие объекты имеют географические координаты 78 с.ш. и 104 в.д.

Карточка 2.

  1. Пользуясь рисунком учебника стр. 29, рисунок 25 и 26. , определите географические координаты:

Санкт-Петербурга

Мыса Игольного

2. Пользуясь глобусом, определите какие объекты имеют географические координаты 35  ю.ш. и 20 в.д.

Карточка 3.

  1. Пользуясь рисунком учебника стр. 29, рисунок 25 и 26. , определите географические координаты:

Москвы

Мыса Мирного

2. Пользуясь глобусом, определите какие объекты имеют географические координаты  66 с.ш. и 170 з.д.

Карточка 4.

         1.Пользуясь рисунком учебника стр. 29, рисунок 25 и 26. , определите географические координаты:

Мыса Челюскина

Москвы

2. Пользуясь глобусом, определите какие объекты имеют географические координаты 52 с.ш. и 0 д.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Грибы — это довольно многочисленная группа живых организмов, насчитывающая около 100 тысяч видов. Традиционно грибы относили к растениям. Но в настоящее время они выделены в отдельное — третье — царство живых организмов.

Грибы сочетают в себе признаки как растений, так и животных. Основное отличие грибов от растений состоит в том, что они не способны к фотосинтезу. Это гетеротрофные организмы. Грибы произрастают всюду — в поле и в лесу, в пустынях и в горах, в почве и в воде. Споры грибов есть в воздухе, они встречаются даже на расстоянии 10 км от поверхности Земли.

Телом гриба является грибница, или мицелий, состоящий из грибных нитей — гифов.

У низших грибов мицелий лишен перегородок и представляет собой одну гигантскую разветвленную клетку. Некоторые микроскопические грибы состоят из одной клетки и мицелия не имеют. Например, дрожжи.

У высших грибов мицелий многоклеточный, а плотно сплетенные гифы образуют плодовое тело, в котором созревают споры. Грибы размножаются спорами. Споры разнообразны по форме и размеру. Шляпочные грибы являются представителями высших грибов. Их грибница растет с весны до  осени и вырастает за это время на 10 — 30 см. Грибница залегает в почве на глубине 6-12 см. За сезон грибница дает  несколько плодовых тел. Плодовые тела шляпочных грибов — ценные питательные продукты.

По форме и окраске плодовые тела шляпочных грибов очень разнообразны и весьма причудливы. Особенно много таких грибов в тропических лесах.

Некоторые грибы приспособились к совместному проживанию с другими организмами (симбиозу) растениями или животными. Микориза — широко распространенный в природе симбиоз гриба и растения. Кроме сожительства с растениями известны и формы сожительства грибов с насекомыми. Примером могут служить бразильские муравьи и термиты, которые разводят грибы, подобно тому как человек разводит шампиньоны. В других случаях грибы постоянно присутствуют в теле насекомого, не причиняя вреда.

Грибы являются возбудителями многих болезней у растений и животных. К ним в первую очередь относят головневый гриб, поражающий зерна злаков, паршу яблони, груши, картофеля и многих других паразитов.

Некоторые грибы вызывают заболевания животных и человека.

Особую группу среди грибов представляют хищные грибы. Некоторые виды хищных грибов могут поражать простейших животных.

Некоторые грибы светятся, например опенок.

Помимо пенициллина из грибов были выделены многие антибиотики. С помощью грибов получают некоторые витамины.

Самым ядовитым грибом является бледная поганка.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока: данный урок является первым в теме.

Цель урока: создать условия для формирования понятия грибы как самостоятельные представители отдельного царства.

Урок изучения нового знания – тип урока.

Урок построен по технологии развития критического мышления.

Для формулирования темы урока учащимся был предложен видео ряд, просмотрев который нужно было понять, что это? УЧАЩИЕСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА – ГРИБЫ.

Для достижения цели урока использовала технологию ТРКМ. Считаю, что все этапы я выдержала.

На первом этапе вызова использовался прием корзина идей: учащиеся отвечая на вопрос предлагают свои идеи, которые фиксируются на доске.

Далее предлагается таблица верю-не верю.

На втором этапе осмысления при работе с текстом используется прием инсерт – учащиеся читают текст и делают пометки.

На третьем этапе – рефлексии возвращаются к таблице верю-не верю.

Домашнее задание предлагается на выбор.

        В ходе урока предусмотрена смена деятельности учащихся, что положительно отражается на здоровье.(просмотр видеоряда, работа с текстом, практическая работа с микроскопами ).

Используется принцип доступности и научности.

Соблюдаются особенности подросткового возраста.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цель, проводят рефлексию в конце урока.  

Совершенствуется умения работы с микроскопом.

В ходе урока использовано несколько информационных источников: видеоряд, статья из справочника по биологии, микропрепараты, цифровые ресурсы.

В качестве источника получения знаний мной использовались словесные, наглядные и практические методы.

СЛОВЕСНЫЕ – для актуализации знаний на этапе формулирования темы и работе с текстом;

ПРАКТИЧЕСКИЕ – на этапе осмысления при работе с микроскопом;

НАГЛЯДНЫЕ – на этапе формулирования темы урока – видео ряд и на этапе осмысления – видео ресурс;

ДЕДУКТИВНЫЙ – работа с текстом;

АНАЛИТИЧЕСКИЙ – работа с текстом;

Для активизации познавательной деятельности использовала исследовательский метод, когда учащиеся должны были работать с текстом и микроскопом и выбрать информацию. Учащиеся справились.

В ходе урока использовала различные формы:

На начало урока использовала фронтальную беседу; на этапе осмысления – групповая работа с микроскопами, так как она является оптимальной для данного содержания урока. В ходе урока мной была предусмотрена смена деятельности, что позволило мне не допустить перенапряжения учащихся.

Содержание урока отработано мной в соответствии с программой и задачами темы, с учетом возрастных особенностей детей данного класса и предполагаемыми мною возможностей.

Эффективности работы на уроке способствовало и соблюдение мною принципов обучения, воспитания и развития:

- для определения содержания урока я руководствовалась принципом сознательности и активности, мне удалось связать ранее изученный материал с новым(все организмы состоят из клеток и тканей и имеют особенности в зависимости от среды обитания).

- для организации успешной поисковой деятельности учащихся руководствовалась принципом наглядности; представляя мультимедиа ресурс на этапе вызова и осмысления;

- принципом систематичности и последовательности повторяя ранее изученное перешла к новому материалу;

- принципом прочности – сначала формировала интерес к вопросу через видео ряд, потом добавляла отношение и только тогда предлагала приступить к поиску решения;

- принципом связи с практикой – для использования грибов в народном хозяйстве;

Средствами обучения на уроке были мультимедиа ресурсы и текст из справочника по биологии.

Оптимальный результат урока выразился в хорошем качестве знаний и умений(нашли клетки дрожжей) и определили особенности грибов.

Объем материала соответствовал программным требованиям.

Считаю, что при изложении материала присутствовала логика, последовательность, высказывания были эмоциональными.

На уроке я использовала компетентностно-ориентированный подход: личнопрактикоориентированное обучение я подразумевала при постановке цели, выборе содержания, форм и методов, которые я использовала на уроке. Считаю, что мне это удалось.

В ходе урока я формировала у учащихся:

- коммуникативные компетентности (умение организовать работу в группе)

- информационные(умение работать с текстом и выбрать нужную информацию)

- учебно-познавательные(умение ставить цель, найти ответ на вопрос, провести рефлексию, дать оценку себе и товарищу)

- общекультурные (при работе в группе слушали и принимали точки зрения всех).

Компетентностное обучение считаю, применила при постановке вопроса и готовности найти решение с использованием принципа научного мышления:

ДОКАЗАЛИ, ЧТО ГРИБЫ ЭТО ОРГАНИЗМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЦАРСТВА.

При использовании на уроке мультимедиа ресурсов соблюдала нормы САНПинов. Считаю, что мультимедиа ресурсы были использованы уместно и дали свои плодотворные результаты, т.к. внимание детей было сосредоточено на проникновении во внутрь организма, что невозможно представить другими средствами.

В ходе урока я управляла деятельностью детей, считаю что мне это удалось.

Новое знание открыто, содержание урока грамотно отработано мной под цель и способствовало развитию специальных биологических понятий и обще-культурных навыков учащихся.

Считаю, что я цели урока достигла.

По моему мнению, урок по результативности был проведен на высоком уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по биологии в 5 классе на тему "Грибы"

Цель урока   Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностяхстроения и жизнедеятельности грибов. Задачи урокаОбучающие:  Систематизировать знания учащихся по тем...

Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Грибы-паразиты"

Тема: «Грибы – паразиты»Цель: изучить строение грибов-паразитов.Формировать УУД. изучить особенности строения грибов-паразитов.Личностные УУД: формируется познавательная самостоятель...

Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме "Грибы-паразиты"

Тема: «Грибы – паразиты»Цель: изучить строение грибов-паразитов.Формировать УУД. изучить особенности строения грибов-паразитов.Личностные УУД: формируется познавательная самостоятель...

Конспект урока по биологии в 5 классе по теме "Грибы"

Конспект урока по биологии в 5 классе по теме "Грибы"...

Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,

Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология,,.  Урок проводится в кабинете биологии с использованием ...

Урок биологии в 5 классе по теме "Грибы"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Грибы"...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...