Урок биологии 6 класс по теме: грибы
план-конспект урока биологии (6 класс) по теме
Урок биологии 6 класс по теме: грибы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, самоанализ и приложения к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby_konspekt_uroka.doc | 37.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 25 КБ |
prilozhenie_2.doc | 24.5 КБ |
samoanaliz.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Грибы. 6 класс(программа В.В.Пасечник)
Цель: создать условия для формирования понятия – грибы как самостоятельные представители отдельного царства организмов.
Задачи:
- формирование нового биологического понятия;
- совершенствование умения работы с микроскопом и микропрепаратами;
- воспитание бережного отношения к представителям царства.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты, проектор, компьютер, учебник.
Технология: ТРКМ, урок изучение нового знания.
Ход урока:
n/n | учитель | учащиеся |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Предлагает видеоряд с изображением представителей грибов. Задает вопрос что это? Предлагает загадки и пословицы по теме. Фиксируют тему урока. СТАДИЯ ВЫЗОВА: Предлагает поделиться на группы и ответить на вопрос грибы это…. (корзина идей) Фиксирует идеи на доске. После предлагает заполнить таблицу верю, не верю.(приложение 1) СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ: Работают с текстом и делают пометки. (приложение 2) (инсерт) Спрашивает что нового узнали из текста… Формирует понятие грибы, показывает фрагмент о внутреннем строении шляпочного гриба и предлагает поработать с микроскопом и рассмотреть микроскопические грибы дрожжи. Предлагает сформулировать вывод по уроку. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ: Предлагает вернуться к таблице верю не верю и сопоставить ответы уже с полученными знаниями. Возвращает к началу и первому вопросу грибы это…? И предлагает сделать окончательный вывод. Задает домашнее задание на выбор. | Смотрят Высказывают свои предположения. Формулируют тему урока. Обсуждают в группе и предлагают свои идеи Заполняют таблицу. Работа с текстом. Отвечают на вопросы. Фиксируют в тетради и работают с микроскопами. Формулируют вывод Проводят рефлексию по таблице. Отвечают на вопрос. Выбирают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Карточка 1. 1.Пользуясь рисунком учебника стр. 29, рисунок 25 и 26. , определите географические координаты: Лондона Владивостока 2. Пользуясь глобусом, определите какие объекты имеют географические координаты 78 с.ш. и 104 в.д. |
Карточка 2.
Санкт-Петербурга Мыса Игольного 2. Пользуясь глобусом, определите какие объекты имеют географические координаты 35 ю.ш. и 20 в.д. |
Карточка 3.
Москвы Мыса Мирного 2. Пользуясь глобусом, определите какие объекты имеют географические координаты 66 с.ш. и 170 з.д. |
Карточка 4. 1.Пользуясь рисунком учебника стр. 29, рисунок 25 и 26. , определите географические координаты: Мыса Челюскина Москвы 2. Пользуясь глобусом, определите какие объекты имеют географические координаты 52 с.ш. и 0 д. |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Грибы — это довольно многочисленная группа живых организмов, насчитывающая около 100 тысяч видов. Традиционно грибы относили к растениям. Но в настоящее время они выделены в отдельное — третье — царство живых организмов.
Грибы сочетают в себе признаки как растений, так и животных. Основное отличие грибов от растений состоит в том, что они не способны к фотосинтезу. Это гетеротрофные организмы. Грибы произрастают всюду — в поле и в лесу, в пустынях и в горах, в почве и в воде. Споры грибов есть в воздухе, они встречаются даже на расстоянии 10 км от поверхности Земли.
Телом гриба является грибница, или мицелий, состоящий из грибных нитей — гифов.
У низших грибов мицелий лишен перегородок и представляет собой одну гигантскую разветвленную клетку. Некоторые микроскопические грибы состоят из одной клетки и мицелия не имеют. Например, дрожжи.
У высших грибов мицелий многоклеточный, а плотно сплетенные гифы образуют плодовое тело, в котором созревают споры. Грибы размножаются спорами. Споры разнообразны по форме и размеру. Шляпочные грибы являются представителями высших грибов. Их грибница растет с весны до осени и вырастает за это время на 10 — 30 см. Грибница залегает в почве на глубине 6-12 см. За сезон грибница дает несколько плодовых тел. Плодовые тела шляпочных грибов — ценные питательные продукты.
По форме и окраске плодовые тела шляпочных грибов очень разнообразны и весьма причудливы. Особенно много таких грибов в тропических лесах.
Некоторые грибы приспособились к совместному проживанию с другими организмами (симбиозу) растениями или животными. Микориза — широко распространенный в природе симбиоз гриба и растения. Кроме сожительства с растениями известны и формы сожительства грибов с насекомыми. Примером могут служить бразильские муравьи и термиты, которые разводят грибы, подобно тому как человек разводит шампиньоны. В других случаях грибы постоянно присутствуют в теле насекомого, не причиняя вреда.
Грибы являются возбудителями многих болезней у растений и животных. К ним в первую очередь относят головневый гриб, поражающий зерна злаков, паршу яблони, груши, картофеля и многих других паразитов.
Некоторые грибы вызывают заболевания животных и человека.
Особую группу среди грибов представляют хищные грибы. Некоторые виды хищных грибов могут поражать простейших животных.
Некоторые грибы светятся, например опенок.
Помимо пенициллина из грибов были выделены многие антибиотики. С помощью грибов получают некоторые витамины.
Самым ядовитым грибом является бледная поганка.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока: данный урок является первым в теме.
Цель урока: создать условия для формирования понятия грибы как самостоятельные представители отдельного царства.
Урок изучения нового знания – тип урока.
Урок построен по технологии развития критического мышления.
Для формулирования темы урока учащимся был предложен видео ряд, просмотрев который нужно было понять, что это? УЧАЩИЕСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА – ГРИБЫ.
Для достижения цели урока использовала технологию ТРКМ. Считаю, что все этапы я выдержала.
На первом этапе вызова использовался прием корзина идей: учащиеся отвечая на вопрос предлагают свои идеи, которые фиксируются на доске.
Далее предлагается таблица верю-не верю.
На втором этапе осмысления при работе с текстом используется прием инсерт – учащиеся читают текст и делают пометки.
На третьем этапе – рефлексии возвращаются к таблице верю-не верю.
Домашнее задание предлагается на выбор.
В ходе урока предусмотрена смена деятельности учащихся, что положительно отражается на здоровье.(просмотр видеоряда, работа с текстом, практическая работа с микроскопами ).
Используется принцип доступности и научности.
Соблюдаются особенности подросткового возраста.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цель, проводят рефлексию в конце урока.
Совершенствуется умения работы с микроскопом.
В ходе урока использовано несколько информационных источников: видеоряд, статья из справочника по биологии, микропрепараты, цифровые ресурсы.
В качестве источника получения знаний мной использовались словесные, наглядные и практические методы.
СЛОВЕСНЫЕ – для актуализации знаний на этапе формулирования темы и работе с текстом;
ПРАКТИЧЕСКИЕ – на этапе осмысления при работе с микроскопом;
НАГЛЯДНЫЕ – на этапе формулирования темы урока – видео ряд и на этапе осмысления – видео ресурс;
ДЕДУКТИВНЫЙ – работа с текстом;
АНАЛИТИЧЕСКИЙ – работа с текстом;
Для активизации познавательной деятельности использовала исследовательский метод, когда учащиеся должны были работать с текстом и микроскопом и выбрать информацию. Учащиеся справились.
В ходе урока использовала различные формы:
На начало урока использовала фронтальную беседу; на этапе осмысления – групповая работа с микроскопами, так как она является оптимальной для данного содержания урока. В ходе урока мной была предусмотрена смена деятельности, что позволило мне не допустить перенапряжения учащихся.
Содержание урока отработано мной в соответствии с программой и задачами темы, с учетом возрастных особенностей детей данного класса и предполагаемыми мною возможностей.
Эффективности работы на уроке способствовало и соблюдение мною принципов обучения, воспитания и развития:
- для определения содержания урока я руководствовалась принципом сознательности и активности, мне удалось связать ранее изученный материал с новым(все организмы состоят из клеток и тканей и имеют особенности в зависимости от среды обитания).
- для организации успешной поисковой деятельности учащихся руководствовалась принципом наглядности; представляя мультимедиа ресурс на этапе вызова и осмысления;
- принципом систематичности и последовательности повторяя ранее изученное перешла к новому материалу;
- принципом прочности – сначала формировала интерес к вопросу через видео ряд, потом добавляла отношение и только тогда предлагала приступить к поиску решения;
- принципом связи с практикой – для использования грибов в народном хозяйстве;
Средствами обучения на уроке были мультимедиа ресурсы и текст из справочника по биологии.
Оптимальный результат урока выразился в хорошем качестве знаний и умений(нашли клетки дрожжей) и определили особенности грибов.
Объем материала соответствовал программным требованиям.
Считаю, что при изложении материала присутствовала логика, последовательность, высказывания были эмоциональными.
На уроке я использовала компетентностно-ориентированный подход: личнопрактикоориентированное обучение я подразумевала при постановке цели, выборе содержания, форм и методов, которые я использовала на уроке. Считаю, что мне это удалось.
В ходе урока я формировала у учащихся:
- коммуникативные компетентности (умение организовать работу в группе)
- информационные(умение работать с текстом и выбрать нужную информацию)
- учебно-познавательные(умение ставить цель, найти ответ на вопрос, провести рефлексию, дать оценку себе и товарищу)
- общекультурные (при работе в группе слушали и принимали точки зрения всех).
Компетентностное обучение считаю, применила при постановке вопроса и готовности найти решение с использованием принципа научного мышления:
ДОКАЗАЛИ, ЧТО ГРИБЫ ЭТО ОРГАНИЗМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЦАРСТВА.
При использовании на уроке мультимедиа ресурсов соблюдала нормы САНПинов. Считаю, что мультимедиа ресурсы были использованы уместно и дали свои плодотворные результаты, т.к. внимание детей было сосредоточено на проникновении во внутрь организма, что невозможно представить другими средствами.
В ходе урока я управляла деятельностью детей, считаю что мне это удалось.
Новое знание открыто, содержание урока грамотно отработано мной под цель и способствовало развитию специальных биологических понятий и обще-культурных навыков учащихся.
Считаю, что я цели урока достигла.
По моему мнению, урок по результативности был проведен на высоком уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по биологии в 5 классе на тему "Грибы"
Цель урока Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностяхстроения и жизнедеятельности грибов. Задачи урокаОбучающие: Систематизировать знания учащихся по тем...
Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Грибы-паразиты"
Тема: «Грибы – паразиты»Цель: изучить строение грибов-паразитов.Формировать УУД. изучить особенности строения грибов-паразитов.Личностные УУД: формируется познавательная самостоятель...
Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме "Грибы-паразиты"
Тема: «Грибы – паразиты»Цель: изучить строение грибов-паразитов.Формировать УУД. изучить особенности строения грибов-паразитов.Личностные УУД: формируется познавательная самостоятель...
Конспект урока по биологии в 5 классе по теме "Грибы"
Конспект урока по биологии в 5 классе по теме "Грибы"...
Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,
Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология,,. Урок проводится в кабинете биологии с использованием ...
Урок биологии в 5 классе по теме "Грибы"
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Грибы"...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...