Календарно - тематическое планирование по биологии для 9 класса.
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме
Календарно - тематическое планирование по биологии для 9 класса составлено из расчёта 2 часа в неделю. Всего - 70 часов.
Учебник: И. Н. Пономарёва. "Биология. 9класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kal.-tem._plan-e_9b.docx | 36.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ урока | дата | Содержание (раздел, тема урока) | Кол-во часов | Кол- во л.р/ пр.р. | Примечание |
1. Введение | 2 | ||||
1 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | ||||
2 | Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов, бактерий. | ||||
Основы цитологии | 15 | 1 | |||
3 | Цитология - наука о клетке. Основные положения клеточной теории. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | ||||
4 | Химический состав клетки, его постоянство. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. | ||||
5 | Макромолекулы, их свойства и значение. Органические вещества клетки. Углеводы, жиры, липиды. | ||||
6 | Белки (состав, строение, функции). Ферменты. | ||||
7 | Нуклеиновые кислоты, их структура, функции, механизм самоудвоения. | ||||
8 | Строение про - и эукариотной клеток. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клеток. | ||||
9 | Доклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги. Вирусы – неклеточные формы. Безъядерные организмы (прокариоты) – бактерии. Ядерные организмы (эукариоты) – грибы, растения, животные. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами | ||||
10 | Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | ||||
11 | Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток». | ||||
12 | Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. | ||||
13 | Биосинтез белка в клетке. Генетический код. Транскрипция. | ||||
14 | Синтез белка в клетке. Трансляция. | ||||
15 | Биосинтез углеводов – фотосинтез. Космическая роль зеленых растений. | ||||
16 | Обеспечение клеток энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке. | ||||
17 | Обобщающий урок по теме: «Основы учений о клетке». | ||||
Организм, его свойства, развитие | 4 | ||||
18 | Живой организм и его свойства. Одноклеточные и многоклеточные организмы, их строение и жизнедеятельность. Происхождение многоклеточных. Бесполое и половое размножение. Деление клетки – митоз, его стадии. Деление клетки – основа размножения, роста, развития организма. | ||||
19 | Лабораторная работа № 2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растений». | ||||
20 | Образование половых клеток. Мейоз. Сущность образования зиготы. | ||||
21 | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Биогенетический закон. Влияние факторов среды. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез (данные по Тульской области). Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточных организмов. | ||||
Основы генетики | 10 | 2 | 2 | ||
22 | История развития генетики. Основные понятия генетики: ген, наследственность, изменчивость, фенотип, генотип. Гены и хромосомы. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | ||||
23 | Законы наследственности, закономерности изменчивости. Практические опыты Менделя. Закон единообразия гибридов 1 – го поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозигота, гетерозигота. | ||||
24 | Дигибридное скрещивание. | ||||
25 | Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач». | ||||
26 | Сцепленное наследование. Закон Моргана. Взаимодействие генов. |
27 | Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни, сцепленные с полом. Значение генетики в медицине | ||||
28 | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Другие типы изменчивости. | ||||
29 | Закономерности изменчивости. Причины мутаций. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Влияние радиоактивности на здоровье. | ||||
30 | Лабораторная работа № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (сорта), произрастающих в неодинаковых условиях». Выявление изменчивости организмов. | ||||
31 | Обобщающий урок по теме: «Основы генетики» | ||||
Основы селекции | 2 | ||||
32 | Генетические основы селекции. Основы селекции растений. Центры многообразия и происхождения культуры растений. Применение знаний о наследственности, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. | ||||
33 | Особенности селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Понятие о биотехнологии. Болоховский завод витаминов. | ||||
Происхождение жизни и развитие органического мира | 5 | ||||
34 | Происхождение и развитие жизни на Земле. Развитие представлений о возникновении жизни. | ||||
35 | Современная теория о возникновении жизни на Земле. | ||||
36 |
| Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | |||
37 | Этапы развития жизни на Земле. | ||||
38 | Экскурсия. История живой природы Тульского региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями). Контрольно-обобщающий урок по теме: «Происхождение и развитие жизни на Земле» | ||||
Эволюционное учение | 10 | ||||
39 | Идея развития органического мира в биологии. |
40 | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. | ||||
41 |
| Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов и ее относительность». | |||
42 | Современные представления об эволюции органического мира. | ||||
43 | Вид, его критерии. Структура, происхождение вида. | ||||
44 | Процесс образования видов, видообразование. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. Проблема вымирания и сохранения. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Редкие животные и растения Тульской области. | ||||
45 | Микро- и макроэволюция, их закономерности. | ||||
46 | Направления эволюции: биологический прогресс, идиоадаптация, дегенерация. | ||||
47 | Лабораторная работа № 6. Изменчивость – общие свойства организмов, статистические закономерности изменчивости. | ||||
48 | Экскурсия. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер | ||||
Происхождение человека (антропогенез) | 6 | ||||
49 | Место человека в системе органического мира. Доказательства эволюционного происхождения человека. | ||||
50 | Движущие силы и этапы эволюции человека. Человек разумный. | ||||
51 | Биосоциальная сущность вида. Человек разумный. | ||||
52 | Человеческие расы, их родство и происхождение. | ||||
53 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | ||||
54 | Обобщающий урок по темам «Учение об эволюции», «Происхождение человека (антропогенез)» | ||||
Основы экологии | 14 | ||||
55 | Экология как наука. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. | ||||
56 | Влияние экологических факторов на организм. Понятие экстремальных условий. Влияние радиоактивности на здоровье человека (последствия Чернобыльской аварии) | ||||
57 | Приспособленность организмов к различным экологическим факторам. Лабораторная работа № 7 «Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды обитания. | ||||
58 | Биотические связи, их роль в регуляции численности. | ||||
59 | Популяция – форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: структура и динамика численности. Исследование типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме. | ||||
60 | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Взаимодействие разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | ||||
61 | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистемах. | ||||
62 | Формирование, развитие и смена биогеоценозов (на примере Тульской области). Естественные и искусственные биогеоценозы. Особенности агроэкосистем. | ||||
63 | Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Саморегуляция как основа устойчивости экосистемы. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). | ||||
64 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Биосфера – глобальная экосистема. А.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. | ||||
65 | Рациональное использование биологических ресурсов (на примере Тульской области). Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. | ||||
66 | Лабораторная работа № 8 «Оценка запыленности воздуха». Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды. | ||||
67 | Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды. Наблюдение за сезонными изменениями в живой природе. |
68 | Обобщающий урок по теме «Основы экологии». Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Антропогенное опустынивание, загрязнение, экологические кризисы. Последствия действия человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | ||||
Резервное время | 2 | ||||
69 | Практические работы по очистке школьной территории. | ||||
70 | Практические работы по очистке школьной территории. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ, рассчитана на 2 часа классных занятий.Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы ...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс. Планирование разработано к учебникуИ.Н. Пономарева «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс. Планирование разработано к учебникуВ.М. Константинов «Биология. Животные», М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2002г....
Календарно- тематическое планирование по биологии 8 класс
Календарно- тематическое планирование по биологии 8 класс. Планирование к учебникуА.Г. Драгомилов «Биология. Человек», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. (10 КЛАСС)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ДЛЯ ЗАОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕНИХ ШКОЛАХ...