КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. (10 КЛАСС)
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) по теме
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ДЛЯ ЗАОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕНИХ ШКОЛАХ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnoe_planirovanie_po_biologii_v11_klasse.docx | 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. | ||||||||
№ | ТЕМА УРОКА | К О Л И Ч Е С Т В О Ч А С О В | ТИП УРОКА | ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ | ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ | ВИДЫ КОНТРОЛЯ, ИЗМЕРИТЕЛИ | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | ДАТА УРОКА |
1 . Введение в курсе общей биологии (5 ЧАСОВ). | ||||||||
1 | Что изучает общая биология | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Факты Биология как наука. Роль биологических теорий, гипотез, идей в формировании научного мировоззрения. Методы познания живой природы. Объект изучения биологии -- биологические системы. Дополнительные элементы содержания Отрасли биологии, её связи с другими науками. | Описывать методы познания живых организмов. Определять место биологии в системе естественных наук. Выделять объект биологического исследования. | Вопросы к параграфу. | ||
2 | Основные свойства жизни | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Ключевые понятия Жизнь. Факты Уровни организации живой материи. Принцип Многоуровневый принцип построения живой природы. | Давать определение понятию жизнь. Объяснять проявление многоуровневого принципа организации живой природы. Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
3 | Уровни организации живой материи | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Факты Отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция. Основные уровни организации живой материи. Дополнительные элементы содержания Биологические системы. | Перечислять:
Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях проявления жизни. | Вопросы и таблицы к параграфу. | ||
4 | Методы биологических исследований. Определение видов растений и животных | 1 | Урок повторения и обобщения знаний. | Факты Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательство теории. Методы познания живой природы: относительный, исторический, метод моделирования. | Называть методы исследования живой природы. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. | Вопросы и таблицы к параграфу. | Методика работы с определителями растений и животных, морфологическое описание и определение одного вида. | |
5 | Значение биологических знаний. Обобщение и подведение итогов по теме | 1 | Обобщающий урок. | Факты Значение биологических знаний | Перечислять:
Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях проявления жизни. Называть методы исследования живой природы. Давать определение терминам. Определять место биологии в системе естественных наук. | Фронтальный опрос. | ||
2 . Биосферный уровень организации жизни ( 8часов). | ||||||||
6 | Учение В.И Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере | 1 | Вводная лекция. | Факты Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Теория происхождения живого вещества и его роль в биосфере. Хозяйственная деятельность человека в биосфере и меры направленные на её сохранение. Роль биологического круговорота в устойчивости биосферы. | Иметь представление о учении В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Знать теорию происхождения живого вещества и его роль в биосфере. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
7 | Прохождение живого вещества | 1 | Комбинирован ный урок. | Факты Гипотезы происхождения живого вещества на Земле,их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения живого вещества (жизни) А.И.Опарина и Д.Холдейна. | Знать гипотезы происхождения живого вещества на Земле. Давать им оценку. Называть авторов теорий. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
8 | История развития жизни на земле. Биологическая эволюция и развитие биосферы | 1 | Комбинирован ный урок. | Факты Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и её значение в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. | Называть этапы возникновения жизни на Земле. Объяснять этапы эволюции органического мира и её значение в развитии биосферы. Знать хронологию развития жизни на Земле. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
9 | Биосфера как глобальная экосистема. Роль биологического круговорота веществ в биосфере. | 1 | Комбинирован ный урок. | Факты Биосфера как глобальная экосистема и биосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле. Этапы возникновения жизни на Земле. Круговорот веществ и потоки энергии в биосфере. Биогенная миграция атомов. | Давать определение терминам: биосфера, экосистема. Знать особенности распределения биомассы на Земле, роль биологического круговорота веществ в биосфере. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
10 | Механизмы устойчивости биосферы | 1 | Комбинирован ный урок. | Факты Механизмы устойчивости биосферы. Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Абиотические. Биотические и антропогенные факторы. Комплексное действие факторов среды на организмы. Закономерности Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. | Знать механизмы устойчивости биосферы, условия жизни на Земле, среды жизни на Земле. Называть экологические факторы и их значение (абиотические, биотические и антропогенные факторы). Объяснять комплексное действие факторов среды на организмы. Иметь представление о законах оптимума и минимума. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
11 | Человек как житель биосферы. Взаимоотношение человека и природы как фактор развития биосферы | 1 | Комбинирован ный урок. | Факты Человек как житель биосферы. Понятие о ноосфере . Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура. | Давать определение ноосфере. Объяснять глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Знать роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
12 | Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле | 1 | Обобщающий урок. | Факты Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле | Называть особенности биосферного уровня организации живой материи экологические факторы и их значение (абиотические, биотические и антропогенные факторы). | Фронтальный опрос. | ||
13 | Семинар «Биосферный уровень организации жизни» | 1 | Обобщающий урок. | Факты Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Теория происхождения живого вещества и его роль в биосфере. Хозяйственная деятельность человека в биосфере и меры направленные на её сохранение. Роль биологического круговорота в устойчивости биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и её значение в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы . Биосфера как глобальная экосистема и биосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле. Этапы возникновения жизни на Земле. Круговорот веществ и потоки энергии в биосфере. Биогенная миграция атомов. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человек | Иметь представление о учении В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере, о законах оптимума и минимума. Называть этапы возникновения жизни на Земле, особенности биосферного уровня организации живой материи, экологические факторы и их значение (абиотические, биотические и антропогенные факторы). Объяснять глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека., комплексное действие факторов среды на организмы. Объяснять этапы эволюции органического мира и её значение в развитии биосферы | Работа в тетради. Устный опрос. | ||
Биогеоценотический уровень организации жизни (9 часов). | ||||||||
14 | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | 1 | Комбинирован ный урок. | Ключевые понятия Биогеоценоз. Биоценоз. Экосистема. Пищевая цепь Факты Биогеоценоз как часть биосферы, биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. | Давать определение биогеоценоза, биоценоза экосистемы. Называть структурные компоненты биосферы. | Работа в тетради. Устный опрос. | ||
15 | Биогеоценоз как био – и экосистема. Строение и свойства биогеоценоза | 1 | Комбинирован ный урок. | Ключевые понятия Биогеоценоз. Экотоп. Биоценоз. Биотоп. Экосистема. Экологическая ниша. Пищевая цепь. Сеть питания. Трофическая структура. Трофический уровень. Экологическая пирамида. Факты Структура экосистемы. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Функциональные компоненты экосистемы. Пищевая цепь. Пищевые отношения. Компоненты пищевых цепей. Виды цепей питания: пастбищная и детритная. | Давать определение биогеоценоза, биоценоза экосистемы, биотопа, экотопа. Иметь представление о структуре экосистемы, пространственной и видовой структуре биогеоценоза. | Работа в тетради. Устный опрос. | ||
16 | Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозе | 1 | Комбинирован ный урок. | Ключевые понятия Коадаптации. Мимикрия. Симбиоз. Мутуализм. Комменсализм. Квартирантство. Хищничество. Паразитизм. Полупаразитизм. Антагонизм. Конкуренция. Факты Типы связей и зависимостей в биогеоценозах. Системы «хищник – жертва» и «паразит – хозяин». Пищевые связи в экосистеме. | Называть типы связей в биогеоценозах . Характеризовать роль биогеоценоза в эволюции видов, приспособления к совместной жизни в биогеоценозах. Приводить примеры различных типов связей в биогеоценозах. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
17 | Механизмы устойчивости биогеоценозе | 1 | Комбинирован ный урок. | Факты Круговорот веществ и превращение энергии в биогеоценозах. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. | Называть основные свойства биогеоценозов. Характеризовать причины определяющие богатство видового состава биогеоценозов. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
18 | Зарождение и смена биогеоценозов | 1 | Комбинирован ный урок. | Ключевые понятия Сукцессии. Факты Зарождение и смена биогеоценозов Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения в биогеоценозах. . Первичная и вторичная сукцессии. Продолжительность и значение экологической сукцессии. Агроэкосистемы. | Характеризовать причины зарождения и смены биогеоценозов. Иметь представление о сукцессии. Объяснять суточные и сезонные изменения в биогеоценозах. Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
19 | Многообразие биогеоценозов суши | 1 | Комбинирован ный урок. | Факты Многообразие биогеоценозов суши. Искусственные биогеоценозы – агроэкосистемы. Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем. | Называть основные биогеоценозы суши. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы . Характеризовать биогеоценозы суши. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
20 | Сохранение разнообразия биогеоценозов | 1 | Комбинирован ный урок. | Факты Сохранение разнообразия биогеоценозов. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества. | Называть условия сохранения разнообразия биогеоценозов . Объяснять влияние деятельности человека на биогеоценозы. Характеризовать использование биогеоценозов в истории человечества. | Вопросы и задания к параграфу. | Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе. | |
21 | Экологические основы природопользования | 1 | Комбинирован ный урок. | Факты Экологические законы природопользования. Последствия хозяйственной деятельности человека в экосистемах. | Характеризовать последствия истребления лесов. Объяснять влияние деятельности человека на биогеоценозы. Называть экологические законы природопользования. | Вопросы и задания к параграфу. | Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах. | |
22 | Семинар «Биогеоценотический уровень организации жизни» | 1 | Обобщающий урок. | Факты Структура экосистемы. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Функциональные компоненты экосистемы. Пищевая цепь. Пищевые отношения. Компоненты пищевых цепей. Виды цепей питания: пастбищная и детритная. Типы связей и зависимостей в биогеоценозах. Системы «хищник – жертва» и «паразит – хозяин». Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии в биогеоценозах. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. | Давать определение биогеоценоза, биоценоза, экосистемы, экологической ниши, пищевой цепи, сети питания, трофическая структура трофического уровеня, экологической пирамиды. Называть структурные компоненты биосферы, экологические законы природопользования. Объяснять влияние деятельности человека на биогеоценозы. | Вопросы и задания к теме. | ||
Популяционно-видовой уровень жизни (14 часов). | ||||||||
23 | Биологический вид: характеристика и структура | 1 | Вводная лекция. | Факты Биологический вид: характеристика и структура. Критерии вида: морфологический, генетический, экологический, географический, репродуктивная изоляция. | Давать определение ключевому понятию – вид. Называть критерии вида. Доказывать , что вид объективно существует в природе. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
24 | Популяция как форма существования вида | 1 | Комбинирован ный урок. | Ключевое понятие Популяция. Факты Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Типы популяций. | Давать определение ключевому понятию Называть:
Изучать процессы происходящие в популяциях. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
25 | Популяция как основная единица эволюции | 1 | Комбинирован ный урок. | Ключевое понятие Популяция. Микроэволюция. Факты Популяция как основная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Результат микроэволюции. Понятие микроэволюции . | Давать определение ключевым понятиям. Называть: признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяций. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
26 | Видообразование | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Ключевые понятия Изоляция биологическая, географическая. Микроэволюция. Факты Видообразование – результат микрозволюции. Способы видообразования6 экологическое, географическое. Процессы Образование новых видов. Роль изоляции в процессе видообразования. | Давать определение ключевым понятиям. Называть результаты видообразования. Приводить примеры различных типов видообразования. Объяснять роль изоляции в процессе видообразования. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
27 | Система живых организмов на Земле. | 1 | Комбинирован ный урок. | Ключевые понятия Видообразование. Система живых организмов на Земле. Видообразование. Образование новых видов. | Давать определение ключевым понятиям. Называть результаты видообразования. Приводить примеры различных типов видообразования. Объяснять роль изоляции в процессе видообразования. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
28 | Человек как уникальный вид живой природы. | 1 | Комбинирован ный урок. | Основные понятия Движущие силы, антропогенеза. Факты Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние, современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. Видообразование – путь происхождения человека. Место человека в системе живого мира. Политипический характер вида. Человек разумный. Человек как уникальный вид живой природы. | Называть результаты видообразования, место человека в системе живого мира, этапы эволюции человека. Объяснять политипический характер вида. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
29 | Особенности популяционно-видового уровня жизни | 1 | Комбинирован ный урок. | Факты Популяционно-видовой уровень жизни значение и его роль в природе. Участники уровня. Компоненты уровня. Процессы популяционно-видового уровня. | Должны знать: популяционно-видовой уровень жизни значение и его роль в природе, участники уровня. Компоненты популяционно-видового уровня , процессы. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
30 | Основные закономерности эволюции | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Факты История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Знать: История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
31 | Современные представления об эволюции органического мира. | 1 | Комбинирован ный урок. | Факты Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. | Знать Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира | Вопросы и задания к параграфу. | ||
32 | Естественный отбор и его формы. Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Факты Естественный отбор и его формы. Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия. | Объяснять роль естественного отбора и его формы. Описывать значение искусственного отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия. | Вопросы и задания к параграфу. | ||
33 | Основные направления эволюции. Прогресс и регресс в эволюции живой природы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Макроэволюция. Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация. Факты Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Процессы Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса. Элементы дополнительного содержания Общие закономерности эволюции: параллелизм, конвергенция, дивергенция, необратимость. | Давать определение понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций. Различать понятия микроэволюция, макроэволюция. Объяснять:
| Вопросы и задания к параграфу. | ||
34 | Обобщение и подведение итогов по теме: «Популяционно-видовой уровень организации жизни» и по курсу. | 1 | Обобщающий урок. | Факты Популяционно-видовой уровень жизни значение и его роль в природе. Участники уровня. Компоненты уровня. Процессы популяционно-видового уровня. | Должны знать: популяционно-видовой уровень жизни значение и его роль в природе, участники уровня. Компоненты популяционно-видового уровня , процессы. | Вопросы и задания к теме. | ||
35-36 | Обобщение и подведение итогов по теме « Популяционно-видовой уровень организации жизни» и по курсу | 1 | Обобщающий урок. | Факты Популяционно-видовой уровень жизни значение и его роль в природе. Участники уровня. Компоненты уровня. Процессы популяционно-видового уровня. | Должны знать: популяционно-видовой уровень жизни значение и его роль в природе, участники уровня. Компоненты популяционно-видового уровня , процессы. | Вопросы и задания к теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии (общеобразовательный класс) 8 класс
Муниципальное казенное образовательное учреждениеГригорьевская основная общеобразовательная школаc. Григорьевское, Луховицкий районУТВЕРЖДАЮ:Директор МКОУ Григорьевская ООШ____________________ С...
Календарно-тематическое планирование по геометрии 12 класс Л.С.Атанасян «Геометрия 10-11 класс»
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (заочное обучение) Класс: 12Всего часов: 34 (1 час в неделю)УМК:Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11:...
Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс
Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...
календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)
Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...
Календарно-тематическое планирование побиологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологи 7 класс. Учебник "Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. Н.И.Сонин, В.Б.Захарова...