Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)
календарно-тематическое планирование (биология, 9 класс) по теме
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ, рассчитана на 2 часа классных занятий.
Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10—11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию учащихся.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_9_klass.doc | 338.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Общего Образования Томской области
Областное государственное казённое образовательное учреждение
кадетская школа-интернат
«Колпашевский кадетский корпус»
Рабочая программа
курса биологии
для обучающихся
9 классов
2011-2012
Рассмотрено Протокол № от |
| «Утверждаю» директор Л.Г.Евсеенко приказ № от |
|
№ п/п | Наименование | 9 класс |
1 | Количество часов в неделю | 2 |
2 | Количество часов в 1 полугодии | 31 |
3 | Количество часов во 2 полугодии | 37 |
4 | Количество часов в учебном году | 68 |
5 | Количество к/р в первом полугодии | 2 |
6 | Количество к/р во втором полугодии | 3 |
7 | Количество лабораторных работ | 6 |
Программно-методические материалы:
Программы общеобразовательных учреждений Биология. Общие закономерности.9 класс. Под редакцией Н. И. Сонин, В.Б. Захаров, Е. Т. Захарова. Дрофа Москва – 2007
Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Н.И.Сонина «Биология: Общие закономерности: 9 класс»: Методическое пособие / Борисова Л.В. - изд-во Экзамен Москва – 2007
Учебный комплекс для учащихся
Учебник: Биология. Общие закономерности.9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2010. – 285с.
Составитель: А.М.Халина,
учитель биологии
ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»
Пояснительная записка
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ, рассчитана на 2 часа классных занятий и составлена на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования средней (полной) общеобразовательной школы по биологии (приказ Минобразования России от 30.06.99 № 56).
Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10—11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию учащихся.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии с профессиональной ориентацией школы, лицея (гимназии).
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Наследственность и изменчивость организмов», «Эволюция живого мира на Земле», «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии». С этой же целью предусмотрены демонстрации.
В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). Предметным комиссиям предоставляется право вносить предложения по изменению объема и порядка изложения отдельных тем и вопросов. Эти изменения в установленном порядке должны быть утверждены заведующим учебной частью (заместителем директора по учебной работе).
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами. Предметные комиссии конкретизируют эти связи с учетом распределения предметов по годам обучения.
В программе приведен список основной, дополнительной и научно-популярной литературы.
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:
Знать/понимать:
-особенности жизни как формы существования материи;
-роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
-фундаментальные понятия биологии;
-сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
-основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
-соотношение социального и биологического в эволюции человека;
-основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
Уметь:
- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни:
- для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
- для грамотного суждения о биологических процессах и явлениях;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Программа по биологии формирует основные ключевые компетенции:
- Информационно-технологические:
- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу.
- Коммуникативные:
- умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением, и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации
- Учебно – познавательные:
- умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно и мотивировано организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка и способов умственной деятельности;
- умения и навыки мыслительной деятельности – выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщения, построения ответа, речи, формулирование выводов, решение задач;
- умения и навыки оценки и осмысление результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
- Специальные компетенции:
- давать сущностную характеристику изучаемым объектам;
- выявлять несложные связи и зависимости.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естест веннонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозави симости всех частей биосферы Земли.
РАЗДЕЛ 1
Эволюция живого мира на Земле (17 часов)
Тема 1.1. Многообразие живого мира.
Основные свойства живых организмов (1 час)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических систе мах. Самовоспроизведение; наследственность и из менчивость как основа существования живой ма терии. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (1 час)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Демонстрация биографий ученых, в несших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (2 часа)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Лабораторные и практические работы:
- Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Тема 1.5. Микроэволюция (2 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Лабораторные и практические работы:
- Определение ароморфозов, идиоадаптаций в эволюции растений.
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (1 час)
Органический мир как результат эволюции. Воз никновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (5 часов)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменел остей, отпечатков растений в древних породах.
Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.
Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в че ловека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.
Межпредметные связи:
Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.
Органическая химия. Основные группы органических соединений. Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите. Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.
История. Культура Западной Европы конца XV - первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.
Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.
Физическая география. История континентов.
РАЗДЕЛ 2
Структурная организация живых организмов (11 часов)
Тема 2.1. Химическая организация клетки (2 часа)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: во да; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры - белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК - молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями ис кусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (4 часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 часов)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр
управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК', митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма - главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
Межпредметные связи:
Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.
РАЗДЕЛ 3
Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Тема 3.1. Размножение организмов (3 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Лабораторная работа:
- Способы бесполого размножения организмов.
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих про цесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования орга нов и тканей в филогенезе.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
Умения. Объяснять процесс мейоза и другие эта пы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
Межпредметные связи:
Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 4
Наследственность и изменчивость организмов (16 часов)
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа
- Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 4.2. Закономерности изменчивости (2 часа)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа
- Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Лабораторная работа:
- Изучение центров происхождения культурных сортов растений.
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической
селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
Межпредметные связи:
Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).
Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 5
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 часов)
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (7 часов)
Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.
Демонстрация:
а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Лабораторные работы:
- Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Тема 5.2. Биосфера и человек (4 часа)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчрепаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Межпредметные связи:
Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздейст вия отходов химических производств.
Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.
Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
Повторение программы курса 9 класса (5 часов)
Эволюция органического мира (1 час)
Взгляды современных ученых на эволюцию жизни на Земле, на антропогенез. Эволюция органов живых организмов. Антидарвиновские взгляды.
Биоразнообразие (1 час)
Принципы систематики и классификации. Искусственные и естественные системы классификации. Основные таксономические категории. Характеристики разных отделов живых организмов.
Структурная организация организмов (1 час)
Строение и функционирование клеток и тканей. Особенности клеток различных групп организмов. Неклеточные формы жизни. Обмен веществом и энергией.
Онтогенез и генетика живых организмов (1 час)
Основные законы генетики. Медико-генетическое консультирование. Наследование некоторых редких заболеваний. Наследование групп крови. Этапы эмбриогенеза разных животных.
Резервное время — 8 часов.
Тематический план.
Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
общее | лабораторные работы | контрольные работы | |
Введение Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле | |||
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 1 | - | - |
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновскии период | 1 | - | - |
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 2 | - | - |
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 2 | 1 | - |
Тема 1.5. Микроэволюция | 2 | - | - |
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 3 | 1 | 1 |
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле | 1 | - | |
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле | 5 | - | 1 |
Всего | 17 | 2 | 2 |
Раздел 2. Структурная организация живых организмов | |||
Тема 2.1. Химическая организация клетки | 2 | - | - |
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 4 | - | - |
Тема 2.3. Строение и функции клеток | 5 | - | - |
Всего | 11 | 0 | 0 |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | |||
Тема 3.1. Размножение организмов | 3 | - | - |
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 3 | - | - |
Всего | 6 | 0 | 0 |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | |||
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | 9 | 1 | - |
Тема 4.2. Закономерности изменчивости | 2 | 1 | - |
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов | 4 | 1 | 1 |
Всего | 15 | 3 | 1 |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | - | ||
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции | 7 | 1 | - |
Тема 5.2. Биосфера и человек | 4 | - | 1 |
Всего | 11 | 1 | 1 |
Повторение программы курса 9 класса | 5 | - | 1 |
Общее число часов | 67 +1ч резервное время | 6 | 5 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата проведения урока | Содержание урока | Планируемый результат | Средства обучения | Контроль | |||
РАЗДЕЛ 1. Эволюция живого мира на Земле (17 часов) | |||||||||
Глава 1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов. | |||||||||
1 (1) | Эволюция живого мира на Земле. | Биология. Жизнь. Основные свойства живых организмов. Многообра зие живого мира. Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. | Учащиеся должны знать общие свойства живого, многообразие форм жизни, уровни организации живой природы. | Таблицы (уровни организации живого) | фронтальный опрос, д/з с.3-7 | ||||
Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период. | |||||||||
2 (2) | Развитие биологии в додарвиновский период. | Принципы, положенные в основу классификаций. Труды К.Линнея. Теория Ж.Б.Ламарка. | Учащиеся должны знать работы К.Линнея по систематике растений и животных, теорию Ж.Б.Ламарка, принципы их классификаций. | Портреты ученых | фронтальный опрос, д/з §1,2, с.12-17 | ||||
Глава 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. | |||||||||
3 (3) | Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. | Развитие наук в первой половине 19в. Ход экспедиции на корабле «Бигль» | Учащиеся должны знать предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина, экспедиционный материал. | Презентация | фронтальный опрос, д/з §3,с.18-23 | ||||
4 (4) | Учение Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборе. | Методы искусственного отбора. Мутации. Учение Дарвина об искусственном и естесственномтотборе. | Учащиеся должны знать учение Дарвина об искусственном и естественном отборе. | Таблицы, гербарии | фронтальный опрос, д/з §4, 5, с.21-29 | ||||
Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | |||||||||
5 (5) | Формы отбора.Пути приспособления | Покровительственная окраска. Предупреждающая окраска. Приспособительное, демонстративное поведение. Мимикрия. | Учащиеся должны знать приспособительные особенности строения и поведения животных. | Рисунки учебника, презентация, наглядные пособия | фронтальный опрос, доклады учеников, д/з §6, 7 | ||||
6 (6) | Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | Физиологические адаптации животных | Учащиеся должны знать основные физиологические адаптации и их значение | Таблицы с изображением различных типов конечностей, животных одного рода, определители | фронтальный опрос, лабораторная работа, д/з §8,9 | ||||
Глава 5. Микроэволюция. | |||||||||
7 (7) | Вид. Критерии вида. | Вид. Ареал вида. Популяция. | Учащиеся должны знать понятия вида, его критерии и структуру. | Задания для лабораторной работы, таблицы | фронтальный опрос, д/з §10 | ||||
8 (8) | Эволюционная роль мутаций. | Ген. Волны жизни. Изоляция. | Учащиеся должны знать роль мутаций | Таблицы (видообразование, сукцессии) | фронтальный опрос, д/з §11 | ||||
Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. | |||||||||
9 (9) | Главные направления эволюции. | Ароморфоз. Идиоадаптация. | Учащиеся должны знать и уметь приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. | Таблицы (глав. направления эволюции по А.Н.Северцову) | фронтальный опрос, д/з §12 | ||||
10 (10) | Закономерности эволюции. Лабораторная работа №2 «Определение ароморфозов, идиоадаптаций в эволюции растений» | Дивергенция. Конвергенция. Необратимость эволюции. | Учащиеся должны знать закономерности биологической эволюции. | Таблицы, задания для лаб./раб. | фронтальный опрос, лаб./работа, д/з §1-13, готов.к к/р | ||||
11 (11) | Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение» | Повторение и обобщение знаний по теме «Эволюционное учение» | Учащиеся должны знать основные понятия по теме «Эволюционное учение» | Задания для контроля | письменный опрос, повтор. §1-13 | ||||
Глава 7. Возникновение жизни на Земле. | |||||||||
12 (12) | Гипотезы возникновения жизни на Земле. | Основные гипотезы о возникновении жизни на Земле. Архейская эра. Протерозойская эра. | Учащиеся должны знать основные гипотезы о возникновении жизни на Земле. | Таблицы (эволюционное древо, гипотезы о возникновении жизни на Земле) | фронтальный опрос, доклады учеников, д/з §14 | ||||
Глава 8. Развитие жизни на Земле. | |||||||||
13 (13) | Начальные этапы развития жизни на Земле. | Гипотеза Опарина, прокариоты, автотрофы | Учащиеся должны знать основные события и процессы, происходящие на Земле на начальных этапах формирования жизни. | Презентация, учебники | фронтальный опрос, д/з §15 | ||||
14 (14) | Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эру | Периодизация архея и протерозоя. Процессы формирования почвы, атмосферы. | Учащиеся должны знать основные события и процессы, происходящие на Земле в архейскую и протерозойскую эры. | Презентация, учебники | фронтальный опрос, д/з §16 | ||||
15 (15) | Развитие жизни в палеозойскую эру. | Псилофиты. Кистеперые рыбы. Двоякодышащие рыбы. Стегоцефалы. | Учащиеся должны знать основных представителей палеозойской эры. Главные ароморфозы. | Таблицы, макеты представителей эры | фронтальный опрос, презентации учеников, д/з §17 | ||||
16 (16) | Жизнь в мезозойскую эру. | Покрытосеменные. Динозавры. Теплокровность. Млекопитающие. | Учащиеся должны знать основных представителей мезозойской эры. Главные ароморфозы. | Таблицы, макеты представителей эры | фронтальный опрос, презентации учеников, д/з §18 | ||||
17 (17) | Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека | Ледниковый период. Сумчатые и плацентарные млекопитающие Мамонты. Австралопитеки Неандертальцы. Кроманьонцы. Расы. | Учащиеся должны знать основных представителей кайнозойской эры. Главные ароморфозы. Эволюцию человека и расы. | Таблицы, макеты представителей эры, макеты древних людей и представителей различных рас | фронтальный опрос, д/з §14-20, готов.к с/р, табл. | ||||
РАЗДЕЛ 2. Структурная организация живых организмов (11 часов) | |||||||||
Глава 9. Химическая организация клетки. | |||||||||
1 (18) | Обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле». | Повторение и обобщение знаний по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» Вода. Минеральные соли. Буферные свойства клетки. | Учащиеся должны знать основные понятия и сведения по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле», значение неорганических веществ для клетки. | Задания для контроля Таблицы | Письменный опрос, д/з §21, вопр.после параграфа | ||||
2 (19) | Химическая организация клетки. Неорганическиеи органические вещества, входящие в состав клетки. | Белки. Углеводы. Липиды. Нуклеиновые кислоты. Гормоны. Пигменты. | Учащиеся должны знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов; уметь объяснять значения органических веществ. | Таблицы (липиды, структура и свойства белков) | фронтальный опрос, д/з §22 | ||||
Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии. | |||||||||
3 (20) | Обмен веществ. Биосинтез белка. | Генетический код. Биосинтез белка. | Учащиеся должны знать процесс биосинтеза белков, уметь: объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков. | Таблицы, диск (биосинтез белка) | фронтальный опрос, д/з §23 | ||||
4 (21) | Обмен веществ. Энергетический обмен. | Диссимиляция. Этапы энергетического обмена. Значение. | Учащиеся должны знать об энергетическом обмене веществ и его закономерностях; уметь объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов. | Таблицы (фотосинтез), презентация | фронтальный опрос, д/з §24, вопр.после параграфа | ||||
5 (22) | Энергетический обмен. Фотосинтез. Способы питания. | Темновая и световая фазы. Хемосинтез. | Учащиеся должны знать основные типы питания и преобразования веществ и энергии, этапы фотосинтеза. | Таблицы (типы питания, фотосинтез) | фронтальный опрос, д/з §24, готов.к к/р | ||||
6 (23) | Повторение по теме «Обмен Веществ». К/р по теме «Обмен Веществ». | Биосинтез белка. Фотосинтез. Хемосинтез. Гликолиз. | Учащиеся должны знать основные процессы энергетического и пластического обмена, их особенности | Таблицы (биосинтез белка, фотосинтез) | |||||
Глава 11. Строение и функции клеток. | |||||||||
7(24) | Прокариотическая клетка. | Клеточная стенка. Спорообразование. | Учащиеся должны знать особенности строения прокариот | Таблицы (строение бактериальной клетки) | фронтальный опрос, д/з §25 | ||||
8 (25) | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. | Цитоплазма. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Цитоскелет. | Учащиеся должны знать основные органоиды входящие в состав эукариотической клетки, уметь объяснить функции органелл животной клетки и растительной. | Таблицы, кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки полости рта человека, микроскопы, водные растворы йода, синих чернил | фронтальный опрос, д/з §26 | ||||
9 (26) | Эукариотическая клетка. Ядро. | Хроматин. Хромосомы. Ядрышко. Кариотип. | Учащиеся должны знать многообразие форм и размеров ядер в различных клетках. | Таблицы | фронтальный опрос, д/з §27,табл. | ||||
10 (27) | Клеточный цикл. Митоз. | Митотический цикл. | Учащиеся должны знать понятия жизненного и митотического цикла, периоды ж.ц.клетки | Презентация | фронтальный опрос, д/з §28 | ||||
11 (28) | Митоз. Клеточная теория. | Ахроматиновое веретено. Фазы митоза. Клетка. Т.Шванн, М.Шлейден. Положения клеточной теории. | Учащиеся должны знать ход митоза, основные фазы и значение его, основные положения клеточной теории.. | Таблицы, диск (митоз) | фронтальный опрос, д/з §28, 29 | ||||
РАЗДЕЛ 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов) | |||||||||
Глава 12. Размножение организмов. | |||||||||
1 (29) | Бесполое размножение организмов. | Деление, спорообразование, фрагментация, вегетативное размножение. | Учащиеся должны знать основные способы бесполого размножения, объяснять их суть, роль, приводить примеры. | Таблицы, учебник | фронтальный опрос, д/з §30 | ||||
2 (30) | Половое размножение. Мейоз. | Профаза, кроссинговер, гаплоидность, диплоидность. | Учащиеся должны знать ход мейоза, отличия от митоза. Биологическое значение мейоза. | Таблицы, диск (мейоз), презентация. | фронтальный опрос, конспект, д/з §31 | ||||
3 (31) | Развитие половых клеток. | Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение Фазы мейоза. | Учащиеся должны знать процесс формирования половых клеток, иллюстрировать роль полового процесса. | Таблицы, диск (мейоз) | фронтальный опрос, конспект, д/з §31 | ||||
Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | |||||||||
4 (32) | Онтогенез. Эмбриональный период развития. | Дробление. Гаструляция. Органогенез. Прямое развитие. Непрямое развитие. | Учащиеся должны знать о работах отечественных ученых в области эмбриологии, характеризовать стадии эмбрионального развития, объяснять различия в типах развития. | Таблицы | фронтальный опрос, д/з §32. | ||||
5 (33) | Онтогенез. Постэмбриональный период развития. Биогенетический закон. | Биогенетический закон. | Учащиеся должны знать формулировки биогенетического закона и закона зародышевого сходства. уметьобъяснять общие закономерности развития, приводить примеры. | Учебник | фронтальный опрос, д/з §33, 34, готов. к с/р. | ||||
6 (34) | Обобщение по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Основные понятия генетики. | Закон доминирования. Закон частоты гамет. | Учащиеся должны знать основные понятия и законы по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов», знать о работах Г. Менделя, гибридологическом анализе. | Таблицы, | фронтальный опрос, д/з §36,37 до с.178 | ||||
РАЗДЕЛ 4. Наследственность и изменчивость организмов (15 часов) | |||||||||
Глава 14. Закономерности наследования признаков. | |||||||||
1 (35) | Основные понятия генетики. Гибридологический метод. | Ген. Генотип. Фенотип. Чистые линии. Гибрид. | Учащиеся должны знать об истории становления науки, об основных направлениях в изучении наследственности. Уметь применять основные термины для объяснения закономерностей наследования. | Таблицы, проверочные задания | фронтальный опрос, д/з §35, 36. | ||||
2 (36) | Первый закон Менделя – закон доминирования. | Гибрид. Доминирование. Рецессивный признак. Доминантный признак. | Учащиеся должны знать условия действия закона, основные результаты, значение закона для генетики. | Таблицы, проверочные задания | фронтальный опрос, д/з §37. | ||||
4 (37) | Второй закон Менделя – закон расщепления. Неполное доминирование. | Закон расщепления. Неполное доминирование. | Учащиеся должны знать условия действия закона, основные результаты, исключения из закона. | Таблицы, проверочные задания | фронтальный опрос, д/з §37. | ||||
5 (38) | Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. | Доминирование. Рецессивный признак. Доминантный признак. Закон расщепления. Неполное доминирование. | Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь применять их на практике, пользоваться генетическими символами. | Проверочные задания | д/з повторение §37. | ||||
6 (39) | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | Третий закон Менделя. | Учащиеся должны знать о закономерностях наследования при полигибридном скрещивании. | Таблицы | фронтальный опрос, д/з §37 | ||||
7 (40) | Анализирующее скрещивание. | Анализирующее скрещивание. | Учащиеся должны знать особенности анализирующего скрещивания, случаи его использования. | Таблицы, задания для проверки | фронтальный опрос, д/з §37. | ||||
8 (41) | Сцепленное наследование генов. Генетика пола. | Группа сцепления. Конъюгация. Кроссинговер. Половые хромосомы. Гетерогаметный пол. Гомогаметный пол. | Учащиеся должны знать о группах сцепления, о работах Бетсона, Пеннета, Моргана по изучению наследования сцепленных генов. | Таблицы, генетические карты различных живых организмов | фронтальный опрос, д/з §38,39 | ||||
9 (42) | Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач. Составление родословных» | Генетические задачи. | Учащиеся должны знать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности. | Таблицы, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки. | фронтальный опрос, решение задач | ||||
10 (43) | Свойства гена. Генотип как система. | Аллельные гены. ДоминантностьРецессивность. | Учащиеся должны знать о количественных закономерностях при различных типах взаимодействия неаллельных генов. | Таблицы | фронтальный опрос, д/з §40 | ||||
Глава 15. Закономерности изменчивости. | |||||||||
11 (44) | Наследственная (генотипическая) изменчивость. | Уровни, характер, место возникновения мутаций. Свойства мутаций. | Учащиеся должны знать о механизмах возникновения мутаций, мутациях. Уметь объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний. | Таблицы, презентация | фронтальный опрос, д/з §41 | ||||
12 (45) | Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа № 4 «Построение вариационной кривой» | Фенотип. Норма реакции. | Учащиеся должны знать определения «норма реакции», «фенотип», «модификация»; уметьобъяснять зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификаций. | Таблицы, листья осины, тополя, березы (или любого другого растения), могут быть использованы антропометрические данные учащихся, например, рост, раздельно для девушек и юношей. | фронтальный опрос, д/з §42 | ||||
Глава 16. Селекция растений, животных. | |||||||||
13 (46) | Предмет и задачи селекции. Лабораторная работа № 5 «Изучение центров происхождения культурных сортов растений» | Центры происхождения культурных растений. | Учащиеся должны знать о работах Н. И. Вавилова: о центрах многообразия и происхождения культурных растений | Карточки с заданиями к лабораторной работе, таблица «Центры происхож дения культурных растений» | фронтальный опрос, лаб./раб., д/з §43 | ||||
14 (47) | Методы селекции растений и животных. | Порода. Сорт. Отбор и гибридизация. Гетерозис. | Учащиеся должны знать о работах отечественных селекционеров. | Таблицы | фронтальный опрос, д/з §44 | ||||
15 (48) | Селекция микроорганизмов. | Генная инженерия. Биотехнология. Клеточная инженерия. | Учащиеся должны знать о биотехнологии, клеточной инженерии, генной инженерии. | Презентация | фронтальный опрос, д/з §45 | ||||
16 (49) | Обобщающий урок по теме «Наследственность и изменчивость организмов» | Повторение и обобще ние знаний по теме «Наследственность и изменчивость организмов» | Учащиеся должны знать основные понятия и законы по теме «Наследственность и изменчивость организмов». | Проверочные задания | письменный опрос | ||||
РАЗДЕЛ 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. (11 часов) | |||||||||
Глава 17. Биосфера, ее структура и функции. | |||||||||
1 (50) | Структура биосферы. В.И.Вернадский. | Границы биосферы. Уровни организации живого. | Учащиеся должны знать о распространении организмов в биосфере, о работах В. И. Вернадского «Учение о биосфере» | Таблицы, презентация | фронтальный опрос, доклады учеников, д/з §46 | ||||
2 (51) | Круговорот веществ в природе. | Круговорот основных веществ. | Учащиеся должны знать о влиянии деятельности человека на биосферные процессы; уметь объяснять и иллюстрировать основные биохимические циклы. | Таблицы, презентации учеников | фронтальный опрос, презентации учеников, д/з §47 | ||||
3 (52) | Сообщества живых организмов. История их формирования. | Факторы возникновения сообществ организмов. | Учащиеся должны знать о типах взаимоотношений организмов, об истории возникновения материков; основные факторы, влияющие на процесс формирования сообществ живых организмов. | Таблицы (Геологическая история материков) | фронтальный опрос, д/з §48 | ||||
4 (53) | Абиотические факторы среды. | Температура. Свет. Влажность. | Учащиеся должны знать о многообразии экологических факторов, уметь объяснять их влияние и значение в природе. | Таблицы | фронтальный опрос, д/з §50 | ||||
5 (54) | Интенсивность воздействия факторов среды. | Изменчивость экологических факторов. Ограничивающий фактор. | Учащиеся должны знать о многообразии экологических факторов, их роли и воздействии на организмы. | Презентация. | фронтальный опрос, д/з §51 | ||||
6 (55) | Многообразие и структура биоценозов. Лабораторная работа № 6 «Составление цепи питания» | Биогеоценоз. Биоценоз. | Учащиеся должны знать о работах В. Н. Сукачева по изучению структуры биоценозов и взаимосвязях его компонентов. | Таблицы (цепи питания), задания к лаб./работе | фронтальный опрос, лаб./раб., д/з §49,52 | ||||
7 (58) | Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. | Нейтрализм. Симбиоз. Антибиоз. | Учащиеся должны знать о биотических факторах среды, о структуре биоценозов, их видовом многообразии; объяснять структуру биоценоза, трофические связи между видами. | Таблицы (биотические взаимоотношения) | фронтальный опрос, д/з §52,53 | ||||
Глава 18. Биосфера и человек. | |||||||||
8 (59) | Природные ресурсы и их использование. Искусственные биоценозы. | Неисчерпаемые ресурсы. Исчерпаемые ресурсы. | Учащиеся должны знать об учении В. И. Вернадского о ноосфере, объяснять место и роль человека в биосфере, характеризовать природные ресурсы, приводить приме ры их использования. | Таблицы, презентация о Вернадском | фронтальный опрос, доклады учеников, д/з §54 | ||||
9 (60) | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. | Загрязнения воздуха, вод, почвы. Радиоактивное загрязнение. Влияние человека на растительный и животный мир. | Учащиеся должны знать о последствиях неразумной хозяйственной деятельности человека, приводить примеры таких влияний, находить пути решения этой проблемы. | Таблицы, дополнительный материал, доклады учеников | фронтальный опрос, доклады учеников, д/з §55 | ||||
10 (61) | Охрана природы и основы рационального природопользования. | Безотходные технологии. Очистные сооружения. Красная книга. | Учащиеся должны знать о природоохранной деятельности на территории нашей области, приводить примеры воздействий человеческого общества на среду обитания. | Таблицы, изображения, фотографии животных и растений, нуждающихся в охране, доклады учеников | фронтальный опрос, д/з §56 | ||||
11 (62) | Обобщающий урок по теме «Основы экологии» | Повторение и обобщение знаний по теме «Основы экологии» | Учащиеся должны знать основные понятия и законы по теме «Основы экологии» | Задания для контроля | письменный опрос | ||||
Повторение программы курса 9 класса (5 часов) | |||||||||
1 (63) | Эволюция органического мира | Повторение, обобщение и углубление знаний по теме «Эволюция органического мира» | Учащиеся должны знать разные взгляды современных ученых на эволюцию жизни на Земле, на антропогенез, знать эволюцию органов живых организмов. | Доклады учащихся, презентации | Конспекты | ||||
2 (64) | Биоразнообразие | Повторение, обобщение и углубление знаний по теме | Учащиеся должны знать принципы систематики и классификации, искусственные и естественные системы классификации, основные таксономические категории и признаки разных отделов организмов | Доклады учащихся, презентации | Конспекты | ||||
3 (65) | Структурная организация организмов | Повторение, обобщение и углубление знаний по теме | Учащиеся должны знать строение и функционирование клеток и тканей, обмен веществом и энергией | Доклады учащихся, презентации | Конспекты | ||||
4 (66) | Онтогенез и генетика живых организмов | Повторение, обобщение и углубление знаний по теме | Учащиеся должны знать основные законы генетики и индивидуального развития, исключения из правил и особенности | Доклады учащихся, презентации | Конспекты | ||||
5 (67) | Итоговый урок по программе 9 класса | Повторение и обобщение знаний за 9 класс | Учащиеся должны знать основные понятия, законы, изучаемые по программе 9 класса | Задания, вопросы для контроля | устный опрос-беседа |
Лабораторные работы
Тема изучаемого материала | Название работы | Дата проведения |
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | Изучение приспособленности организмов к среде обитания | |
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. | Определение ароморфозов, идиоадаптаций в эволюции растений | |
Закономерности наследования признаков | Решение генетических задач. Составление родословных | |
Закономерности изменчивости | Построение вариационной кривой | |
Селекция растений, животных | Изучение центров происхождения культурных сортов растений | |
Биосфера, ее структура и функции. | Составление цепи питания |
Контрольные работы
Тема контрольной работы | Дата проведения |
Эволюционное учение | |
Возникновение и развитие жизни на Земле | |
Наследственность и изменчивость организмов | |
Основы экологии | |
Итоговый урок по программе 9 класса |
Список литературы
Основная литература
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: Учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.
Дополнительная литература
- Захаров В. Б., СонинН.И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
- Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
- Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.
- Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: Пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.
- Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
- Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
- Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
- Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.
Научно-популярная литература
- Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
- Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
- Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
- Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Нау ка, 1988.
- Нейфах А. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие орга низма. М.: Наука, 1984.
- УинфриА.Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
- Шпинар 3. В. История жизни на Земле / Художник 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
- ЭтпгенбороД. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
- ЭттенбороД. Живая планета. М.: Мир, 1988.
- Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.
Банк измерителей уровня учебных достижений учащихся
Контрольная работа по теме: «Генетика и основы селекции» 1 вариант
Задание 1. Дайте один правильный ответ.
1. Организм с генотипом ААВВСс образует гаметы:
1)ABC и ABB 2) ААВВСС и ААВВСс 3)ABC и АВс 4) А, В, С, с
2. Девочки, родившиеся от отца-дальтоника и здоровой (не носительницы) матери, будут нести ген дальтонизма с вероятностью:
1)25% 2)75% 3) 50% 4) 100%
3. Модификационные изменения:
1)не наследуются 3)наследуются, если они полезны
2)наследуются 4)наследуются только некоторые модификации
4. Примером модификадионных изменений является:
1)замена нуклеотида ДНК 2) болезнь Дауна 3)форма клюва у дятла 4) увеличение удоя коровы
5. Норма реакции — это:
1)генная мутация 2)форма естественного отбора
3)границы изменчивости признака 4)наследственная изменчивость
6. Примером действия закона гомологических рядов наследственной изменчивости является:
1)общность места происхождения 2)принадлежность к одному виду
3)сходные мутации у близких родов растений 4)получение межвидовых гибридов
7. Мутационной изменчивостью является:
1)малый рост сосны, выросшей в высокогорье 2)изменение окраски листьев осенью
3)потемнение шерсти у кроликов при охлаждении 4)синдром Дауна
8. Гомозиготными называются организмы, которые:
1)образуют один сорт гамет 2)при скрещивании друг с другом дают расщепления
3)несут только доминантные гены 4)несут только рецессивные гены
9. Система скрещивания, при котором родительские особи различаются по проявлению лишь одного из признаков, называется:
1) моногибридная 2)дигибридная 3)доминантная 4)рецессивная
10. Соматические клетки человека содержат:
1)46 пар хромосом 2)92 пары хромосом
3)23 пары хромосом 4)32 пары хромосом
11. Рецессивные мутации проявляются фенотипически:
1)всегда 2)только в гетерозиготном состоянии 3)только в гомозиготном состоянии 4)никогда
12. Сцепленными называются гены, находящиеся в:
1)одной хромосоме; 2)гомологичных хромосомах; 3)половых хромосомах; 4)аутосомах.
Задание 2. Решите задачу. У кур оперённые ноги (А) доминируют над голыми, розовидная форма гребня (В) – над простой. Курицу с голыми ногами и простым гребнем скрестили с петухом, имеющим оперённые ноги и розовидный гребень. Известно, что петух – потомок курицы с голыми ногами и петуха с простым гребнем.
а) Сколько типов гамет образуется у курицы? у петуха?
б) Сколько разных фенотипов и генотипов получится от этого скрещивания?
в) Оцените вероятность того, что часть цыплят будет похожа на курицу-мать.
Задание 3. Дайте развернутый ответ.
1. В чём заключается суть закона гомологических рядов наследственной изменчивости?
2. Какая форма изменчивости проявляется у плодовых деревьев при их поливе и подкормке?
3. Сформулируйте 2-й закон Менделя и проиллюстрируйте его на примере.
Задания для итогового урока за курс 9 класс
Вариант 1
1.Когда началась геологическая история Земли?
2.Что явилось предпосылкой возникновения первичного океана?
3.Какими свойствами обладали коацерваты?
4.Какие рыбы были предками наземных позвоночных.
5.Каков химический состав молекулы жира?
6.Где в клетках синтезируются жиры?
7.Какие соединения входят в состав АТФ?
8.В результате какого процесса органические вещества образуются из неорганических?
9.Сколько энергии выделяется при расщеплении 1 г углеводов?
10.Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белков?
11.В каких органеллах клетки синтезируются белки?
12.Какая структурная единица ответственна за синтез определенной молекулы белка?
13.Какова функция нуклеиновых кислот в клетке?
14.Чему соответствует информация одного триплета ДНК?
15.В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза?
16.Какой способ питания у человека?
17.Для какого способа размножения характерно образование гамет?
18.Какой из способов размножения организмов возник позже всех в процессе эволюции?
19.В состав какой структуры входит ген?
20.Что больше подвергается изменениям под влиянием условий внешней среды?
21.Что больше подвергается изменениям под влиянием условий внешней среды?
Контрольная работа пол биологии (первое полугодие)
Часть 1. Выбери один верный ответ из четырех
1. В синтезе АТФ не участвует такая структура клетки, как:
А – цитоплазма
Б – ядро
В – митохондрии
Г – хлоропласты
2. Анаэробным гликолизом называется:
А – совокупность всех реакций энергетического обмена
Б – бескислородное расщепление глюкозы
В – окислительное фосфолирирование
Г – расщепление АТФ
3. В процессе энергетического обмена не образуется:
А – гликоген
Б – вода
В – углекислый газ
Г – АТФ
4. Исходным материалом для фотосинтеза служит:
А – кислород и углекислый газ
Б – вода и кислород
В – углекислый газ и вода
Г – углеводы
5. Фотолизом воды называется реакция:
А – 4Н+ + е + О2 = 2Н2О
Б – 6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6
В - 2Н2О = 4Н+ + 4е + О2
Г - С6Н12О6 = СО2 + Н2О
6. В световой фазе фотосинтеза не происходит:
А – образования глюкозы
Б – фотолиз воды
В – синтез АТФ
Г – образования НАДФ*Н
7. Главным событием интерфазы является:
А – мутационный процесс
Б – удвоение наследственного материала
В – деление ядра клетки
Г – сокращение наследственного материала вдвое
8. Из перечисленных ниже клеток митозом не делятся:
А – оплодотворенные яйцеклетки
Б – споры
В – сперматозоиды
В – клетки эпителия
9. К пластическому обмену относится:
А – анаэробный гликолиз
Б – биосинтез белков
В – биосинтез жиров
Часть 2:
Задание 1 Соотнесите результаты, возникающие при энергетическом обмене и фотосинтезе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА ПРОЦЕССЫ
А) синтез глюкозы 1) Фотосинтез
Б) выделение кислорода 2) Энергетический обмен
В) распад глюкозы
А | Б | В | Г | Д | Е |
Г) поглощение кислорода
Д) протекает в митохондриях
Е) протекает в хлоропластах
Задание 2 Установите правильную последовательность процессов биосинтеза белка.
А) Синтез и-РНК на ДНК
Б) Репликация ДНК
В) Выход и-РНК в цитоплазму
Г) Образование полипептида и его отрыв от рибосомы
Д) Присоединение аминокислот к т-РНК
Е) Взаимодействие т-РНК с и-РНК
_________________________
Часть 3.
Задание 1. Определите первичную структуру белка, закодированного в левой цепи гена, если участок его правой цепи имеет следующую последовательность нуклеотидов:
ГАТАТТТАЦГЦА
Рецензия
Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана учителем Халиной А.М. на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии / под редакцией Н. И. Сонин, В.Б. Захаров, Е. Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2007, рассчитана на 68 часов.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А.Плешакова и Н.И.Сонина, учебником «Живой организм» Н.И.Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В.Б.Захарова и Н.И.Сонина.
В основу рабочей программы положен как индивидуально-консультативный подход к каждому ученику, так и комплексный подход ко всем учащимся сразу, нацеленный на заинтересованность учеников в изучении материала, запланированного по программе.
Программа курса полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10—11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня.
Реализация данной программы обеспечит обязательный минимум содержания образования по биологии.
Основные требования к оформлению выполнены. Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой указаны цели и задачи курса, ключевые компетенции. Дается подробное содержание курса биологии 8 класса и ожидаемый результат реализации программы. В содержании представлены основные блоки и разделы с указанием количества часов.
Также прилагается список планируемых лабораторных, практических работ и контрольных срезов, список рекомендуемой для учащихся и учителя литературы.
Рецензент должность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. (10 КЛАСС)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ДЛЯ ЗАОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕНИХ ШКОЛАХ...
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...