Календарно - тематическое планирование по биологии для 8 класса.
картотека по биологии (7 класс) на тему

Гордеева Вера Александровна

Календарно - тематическое планирование по биологии для 8 класса составлено из расчёта - 2 часа в неделю. Всего - 70 часов.

Учебник: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. "Биология. Человек." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kal.-tem._plan-e_8_b.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  8 класс

 №

урока

дата

Содержание (раздел, тема урока)

Кол-во
часов

Кол- во

пр.р./

л.р

При-

меча-ние

1. Введение

1

1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Науки об организме человека.

Тема 1. Общий обзор организма человека

5

1

2

Общие сведения об организме человека. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

3

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

4

Ткани. Лабораторная работа №. 1 «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей»

5

Органы. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.

6

Обобщение знаний по теме «Организм человека. Общий обзор».

Тема 2. Опорно-двигательная система

8

1

7

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Скелет. Строение и состав костей.

8

Соединение костей.

9

Скелет головы и туловища

10

Скелет конечностей.

11

Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы: растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей. Профилактика травматизма.

12

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение.

13

Работа мышц. Развитие опорно-двигательной системы. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.

14

Нарушения осанки и плоскостопие. Лабораторная работа №. 2 «Определение нарушений осанки и плоскостопия»

Тема 3. Кровь. Кровообращение

9

4

15

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №. 3 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

16

Иммунитет. Органы иммунной системы. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Работы Э. Дженнера. Антитела. Предупредительные прививки. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Аллергические реакции. Типы иммунитета. Иммунная система и экология Тульской области.

17

Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови.

18

Строение и работа сердца.

19

Лимфа. Движение лимфы. Лимфатическая система.

20

 Движение крови по сосудам. Кровяное давление и пульс. Практические работы:

 1.Измерение кровяного давления.

 2. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

 

21

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

22

Артериальное и венозное кровотечения. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Практическая работа №3. «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

23

Повторение и обобщение материала по теме «Кровь. Кровообращение»

Тема 4 Дыхательная система

5

2

24

Дыхание. Значение дыхания. Дыхательная система.

25

Строение органов дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Лабораторная работа № 4:Определение частоты дыхания.

 

26

 

Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Практическая работа  4. «Измерение обхвата грудной клетки».

27

Гигиена органов дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вред табакокурения.

28

Первая помощь при поражении органов дыхания. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Тема 5. Пищеварительная система

6

1

29

Питание. Пищеварение. Значение пищи и ее состав. Пища как биологическая основа жизни.

30

Пищеварительная система. Строение и значение зубов.

31

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Роль ферментов в пищеварении. Лабораторная работа №  5 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал»

32

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

33

Регуляция пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Гигиена питания. Питание и здоровье. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

34

Обобщение знаний по теме «Пищеварительная система»

Тема 6: Обмен веществ и энергии. Витамины

3

1

35

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Обменные процессы в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров.

36

 

Рациональное питание. Нормы и режим питания. Практическая работа  5. «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» 

37

Витамины, их связь с ферментами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.

Тема 7. Мочевыделительная система

2

38

Выделение. Мочеполовая система. Строение и функции выделительной системы.

39

 Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Питьевой режим. Экологическая чистота питьевой воды - залог здоровья (на примере Тульской области).

Тема 8. Кожа

3

1

40

 

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в процессах терморегуляции. Практическая работа  6 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки»

41

Уход за кожей, волосами, ногтями. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

42

Повторение и обобщение по теме «Кожа»

Тема 9: Эндокринная система.

2

43

Эндокринная система. Железы внутренней и смешанной секреции. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

44

Гормоны, механизмы их действия на клетки. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Нарушения деятельности эндокринной системы и их предупреждение.

Тема10. Нервная система

6

1

45

Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Значение, строение и функции нервной системы. Практическая работа  7.«Выявление действия вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи»

46

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

47

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

48

Спинной мозг.

49

Головной мозг: строение и функции.

50

Обобщение знаний по темам «Эндокринная система», «Нервная система».

Тема 11. Органы чувств. Анализаторы

6

1

51

Органы чувств, их роль в жизни человека. Как действуют органы чувств и анализаторы.

52

Строение и функции органа зрения. Зрительный анализатор. Практическая работа   8. «Выявление функций зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна» (Строение и работа органа зрения).

53

Заболевания и повреждения глаз. Нарушения зрения, их профилактика.

54

Строение и функции органа слуха. Нарушения слуха, их профилактика.

55

Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Взаимодействие анализаторов.

56

Обобщение знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы».

Тема 12. Поведение и психика

6

1

57

Психология и поведение человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Познавательная деятельность мозга. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина.

58

Закономерности работы головного мозга. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Межличностные отношения. Выбор профессии.

59

Биологические ритмы. Сон и его значение.

60

Высшая нервная деятельность человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. Речь. Сознание человека. Труд. Познавательные процессы. Мышление. Память. Способности и одарённость. Темперамент и характер.

61

Воля. Эмоции и чувства. Внимание. Практическая работа №9  . «Определение колебания внимания при непроизвольном внимании, при попытке удержать образ путём волевого усилия (произвольное внимание) и при активной работе с объектом (опыт с усеченной пирамидой)».

62

Динамика работоспособности. Режим дня.

Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Рациональная организация труда и отдыха.

Тема 13. Индивидуальное развитие человека

6

1

63

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половая система человека. Половые хромосомы. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Половое созревание юношей и девушек. Нецелесообразность ранних браков. Опасность абортов, бесплодие.

64

 Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные и врожденные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.

65

Оплодотворение, внутриутробное развитие организма. Беременность. Роды. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков.

66

Развитие после рождения.

67

О вреде наркогенных веществ. Человек и

окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью. Практическая работа №10. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

68

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

69-70

Итоговые уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ, рассчитана на 2 часа классных занятий.Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы ...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс. Планирование разработано к учебникуИ.Н. Пономарева «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс. Планирование разработано к учебникуВ.М. Константинов «Биология. Животные», М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2002г....

Календарно- тематическое планирование по биологии 8 класс

Календарно- тематическое планирование по биологии 8 класс. Планирование к учебникуА.Г. Драгомилов «Биология. Человек», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. (10 КЛАСС)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО  БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ДЛЯ ЗАОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕНИХ ШКОЛАХ...