№ урока | дата | Содержание (раздел, тема урока)
| Кол-во часов
| Кол- во л.р/ п. р | При-меча-ние
|
|
| Общие сведения о мире животных | 5 | 1 |
|
1 | сентябрь | Царство животных. Зоология – наука о царстве животных. Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. |
|
|
|
2. |
| Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Лабораторная работа№1. «Выявление приспособлений животных к среде обитания».
|
|
|
|
3 |
| Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана редких и исчезающих видов животных. |
|
|
|
4 |
| Классификация животных. Основные систематические категории: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция, их соподчинённость. |
|
|
|
5
|
| Экскурсия № 1: Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах. |
|
|
|
|
| Строение тела животных
| 2 | 1 |
|
6
|
| Животный организм как биосистема. Особенности строения и жизнедеятельности клеток, тканей, органов,систем органов. |
|
|
|
7
|
| Лабораторная работа №2 «Строение клеток и тканей животных» |
|
|
|
|
| Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные
| 4 | 1 |
|
8
|
| Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Корненожки. Амеба протей как одноклеточный организм. Внешнее и внутреннее строение. |
|
|
|
9 |
| Жгутиконосцы. Эвглена зелёная как простейшее, сочетающее в себе черты животных и растений. Колониальные формы. |
|
|
|
10 |
| Инфузории. Инфузория – туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Лабораторная работа №3: «Строение и передвижение инфузории – туфельки» |
|
|
|
11 |
| Возбудители и переносчики заболеваний животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными. Значение простейших в природе и жизни человека. |
|
|
|
|
| Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные. Краткая характеристика подцарства Многоклеточные животные | 2 |
|
|
12 |
| Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных |
|
|
|
13 |
| Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. |
|
|
|
|
| Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви | 6 | 1 |
|
14 |
| Разнообразие червей. Типы червей. Тип Плоские черви. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Белая планария (Класс Ресничные Черви). |
|
|
|
15 |
| Разнообразие Плоских червей: сосальщики и цепни.
|
|
|
|
16 |
| Тип круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы. как представители типа. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. |
|
|
|
17 |
| Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека. Паразитические черви, встречающиеся у населения Тульской области. |
|
|
|
18 | ноябрь | Тип Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа №4: «Изучение внешнего строения дождевого червя. Наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражение» |
|
|
|
19 |
| Значение червей и их место в истории развития животного мира. |
|
|
|
|
| Тип Моллюски | 4 | 2 |
|
20 |
| Общая характеристика типа моллюски. Разнообразие моллюсков. Практическое значение. Моллюски Тульской области. |
|
|
|
21 |
| Класс Брюхоногие моллюски. Лабораторная работа №5: «Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам».
|
| Л. Р. №5 |
|
22 |
| Класс Двустворчатые Моллюски. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение. Лабораторная работа №6: «Определение принадлежности моллюсков к классам» |
| Л. Р. №6 |
|
23 |
| Класс Головоногие моллюски. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. |
|
|
|
|
| Тип Членистоногие | 8 | 2 |
|
24 |
| Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Ракообразные Тульской области. |
|
|
|
25 |
| Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и в жизни человека. |
|
|
|
26 |
| Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие паукообразных. Паук – крестовик. Внешнее строение. Значение пауков. Пауки, обитающие в Тульской области. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. |
|
|
|
27 |
| Класс насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности внешнего строения. Лабораторная работа № 7: «Внешнее строение насекомого». |
|
|
|
28 | декабрь | Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие группы насекомых с неполным и с полным превращением. |
|
|
|
29 |
| Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. |
|
|
|
30 |
| Насекомые – вредители культурных растений (на примере насекомых Тульской области). Лабораторная работа №8:«Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей комнатных растений». |
|
|
|
31 |
| Насекомые –переносчики заболеваний человека. Экскурсия №2 «Разнообразие членистоногих» |
|
|
|
|
| Тип Хордовые Подтип Бесчерепные | 29 1 |
|
|
32 |
| Краткая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Местообитания и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника. |
|
|
|
|
| Подтип Черепные. Рыбы. | 5 | 1 |
|
33 |
| Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб» |
|
|
|
34 |
| Внутреннее строение костной рыбы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. |
|
|
|
35 | январь | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Приспособления рыб к разным условиям обитания. |
|
|
|
36 |
| Двоякодышащие, Кистепёрые рыбы. Значение их в происхождении наземных животных.
|
|
|
|
37 |
| Промысловое значение рыб. Рыбные хозяйства Тульской области. Прудовое хозяйство. Аквариумное рыбоводство. |
|
|
|
|
| Класс Земноводные, или Амфибии | 4 | 1 |
|
38 |
| Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Размножение и развитие лягушки. Лабораторная работа №10 : «Наблюдение за живыми лягушками. Изучение особенностей внешнего строения лягушки». |
|
|
|
39 | февраль | Многообразие земноводных. Значение и охрана земноводных Тульской области. |
|
|
|
40 |
| Годовой цикл жизни земноводных. |
|
|
|
41 |
| Вымершие земноводные. Происхождение земноводных. |
|
|
|
|
| Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 5 |
|
|
42 |
| Общая характеристика класса. Наземно – воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. |
|
|
|
43 |
| Змеи, ужи, гадюки Тульской области. Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Значение змей в природе и жизни человека. |
|
|
|
44 |
| Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся |
|
|
|
45 | март | Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. |
|
|
|
46 |
| Экскурсия №4 в экзотариум: Многообразие пресмыкающихся |
|
|
|
|
| Класс Птицы | 7 | 2 |
|
47 |
| Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа №11 «Внешнее строение птиц. Перьевой покров и различные типы перьев» |
|
|
|
48 |
| Приспособленность к полёту. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. |
|
|
|
49 |
| Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелёты птиц. Лабораторная работа №12: «Изучение строения куриного яйца. Наблюдение за живыми птицами». |
|
|
|
50 |
| Многообразие птиц. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Экологические группы птиц. |
|
|
|
51 |
| Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. |
|
|
|
52 |
| Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц. Птицеводство в Тульской области. |
|
|
|
53 |
| Экскурсия 5: знакомство с птицами леса( или парка). |
|
|
|
|
| Класс Млекопитающие, или Звери | 9 | 1 |
|
54 |
| Общая характеристика класса Млекопитающие. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего строения. Лабораторная работа № 13: «Изучение внешнего строения млекопитающего». |
|
|
|
55 |
| Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной системы, органов чувств, поведения, по сравнению с пресмыкающимися. |
|
|
|
56 |
| Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. |
|
|
|
57 |
| Происхождение и многообразие млекопитающих. Первозвери (однопроходные), низшие (сумчатые) и высшие (плацентарные) звери. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие. |
|
|
|
58 |
| Высшие, или Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Представители отрядов, обитающие на территории Тульской области. |
|
|
|
59 |
| Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. Фауна отрядов Тульской области. |
|
|
|
60 |
| Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих (на примере зверей Тульской области). |
|
|
|
61 |
| Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных. |
|
|
|
62 |
| Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Экскурсия №5 « Домашние и дикие звери». |
|
|
|
|
| Развитие животного мира на Земле | 4 |
|
|
63 |
| Историческое развитие животного мира, доказательства. |
|
|
|
64 |
| Основные этапы развития животного мира на Земле. Усложнение животных в процессе эволюции. |
|
|
|
65 |
| Современный животный мир – результат длительного исторического развития. |
|
|
|
66 | май | Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. |
|
|
|
67 |
| Повторение и обобщение по теме «Развитие животного мира на Земле» |
|
|
|
|
| Резервное время |
|
|
|
|
| Резервное время | 3 |
|
|
68 |
| Урок повторения. |
|
|
|
69 |
| Итоговый урок |
|
|
|
70 |
| Летнее задание |
|
|
|