Рабочая программа по биологии для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Коннычева Ирина Григорьевна

Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:

-Закон РФ « Об образовании»

-ФГОС ООО

-Фундаментальное ядро содержания общего образования

-Примерной программы по биологии

Рабочая программа реализуется по УМК  Пономарёвой И.Н.

 - Учебник  И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

- Авторская  программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

- Методические пособия:

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_5_klass.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:

-Закон РФ « Об образовании»

-ФГОС ООО

-Фундаментальное ядро содержания общего образования

-Примерной программы по биологии

Рабочая программа реализуется по УМК  Пономарёвой И.Н.

 - Учебник  И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

- Авторская  программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

- Методические пособия:

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.

Цель реализации основной образовательной программы основного общего

образования — обеспечение выполнения требований Стандарта.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих

основных задач: 

-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы      

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни

Задачи  развития образования в ХМАО-Югре:

- развитие региональной системы оценки качества  образования, включающей оценку результатов деятельности по реализации федерального государственного  образовательного стандарта и учет динамики достижений каждого обучающегося. 

- Создание условий для индивидуального прогресса ученика в основных сферах личностного развития эмоциональной, познавательной, саморегуляции 

Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс(280 часов). 5-й класс – 1 час в неделю (35 часов).

Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:

1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:

 -   сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

-эстетического отношения к живым объектам.

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 - формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.

2.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

Регулятивные: УУД:

-   умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Личностные УУД:

-    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;               

Коммуникативные УУД:

  - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

-   умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели  и схемы для решения учебных и познавательных задач

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках

3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;

-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

-формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

Основное место отводится изучению следующим темам:

Часть 1. Биология –наука о живом мире  (10 ч.)

Часть 2. Многообразие живых организмов  (10 ч.)

Часть 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)

Часть 4. Человек на планете Земля-(7ч)

Основные методы, которые планируется использовать:

  1. Словесные методы:

-Рассказ

-Объяснение

-Беседа

-Дискуссия

-Лекция

2.Работа с учебником и книгой

- Конспектирование

- Составление плана текста

- Цитирование

3.Наглядные методы:

метод иллюстраций

Метод демонстраций

4.Практические методы

Упражнения

Лабораторные работы -4

Предусмотрены уроки с использованием ИКТ , проектов-4 .

Уроки носят развивающий характер.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы по биологии  :

  • Основная задача системы оценивания:  оценивание учебных достижений каждого обучающегося с целью выстраивания маршрута обучения и корректировки индивидуальных результатов.
  • Система оценивания должна быть сориентирована на оценку сформированности  различных компетенций у обучающихся и последующее составление индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося.  

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:

  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);
  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
  • базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
  • повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка«4»);
  • высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).

Данный подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Учебно-тематическое планирование по биологии

Класс 5

Учитель: Федосова И.Г.

Учебно-тематическое и календарное планирование

по биологии 5 класс

Уро-ка

тема уроков

Дата проведения

Планируемые

результаты (УУД)

Вид контроля

Использо-

вание ИКТ

Глава 1. Биология-наука о живом мире (10 часов)

1

Наука о живой природе.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

Презентация  "Науки о живой природе"

2

Свойства живого

Регулятивные-оценка достижения результата деятельности.

Общеучебные-смысловое чтение текста учебника.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Презентация

« Свойства живого»

3

Методы изучения природы.

Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

Коммуникативные- умение  выполнять письменные задания.

Презентация " Методы изучения природы " с использованием ЭОР

4

Экскурсия в природу «Методы изучения живых организмов»

Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов.

Оборудование для проведения экскурсии

5

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Регулятивные-целеполагание.

Личностные- оценка содержания материала.

Общеучебные-поиск и выделение информации

ЭОР, лабораторное оборудование

6

Строение клетки. Ткани.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

Презентация " Строение клетки. Ткани"

7

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

8

Химический состав клетки.

Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

Логические- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Презентация "Химический состав клетки"

9

Процессы жизнедеятельности клетки.

Логические- установление-причинно-следственных связей,доказательство.  

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

Презентация "Процессы жизнедеятельности клетки"

10

Подведем итоги.

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Защита проектов

К\р №1

( 20 мин)

Глава 2. Многообразие живых организмов(10 часов)

11

Царства живой природы.

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

12

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Общеучебные-поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.

ЭОР

13

Значение бактерий в природе и для человека.

Логические- построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Презентация « Роль бактерий»

14

Растения.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Отчёт по л\р

ЭОР

15

Животные.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Отчёт по л\р

ЭОР

Презентация "Способы передвижения животных"

16

Грибы.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические-  анализ объектов с целью выделения признаков.

ЭОР

Презентация "Грибы"

17

Многообразие и значение грибов

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

Презентация "Многообразие грибов"

18

Лишайники.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.

Презентация «Лишайники»

19

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

Защита проекта «Многообразие живых организмов вокруг нас»

20

Подведем итоги

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

К\р №2

Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

21

Среды жизни планеты Земля.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Презентация « Среды жизни»

22

Экологические факторы среды.

Регулятивные- составление плана последовательности действий

Логические –выбор оснований для сравнения и классификации объектов.

Презентация "Экологические факторы среды"

23

Приспособления организмов к жизни в природе

Общеучебные- поиск и выделение информации

Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации

ЭОР

24

Природные сообщества.

Регулятивныецелеполагание.

Логические –анализ объектов с целью выделения признаков

ЭОР

25

Природные зоны России.

Логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

Общеучебные- поиск и выделение информации

ЭОР

26

Жизнь организмов на разных материках.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

ЭОР

27

Жизнь организмов в морях и океанах.

Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

ЭОР

28

Подведем итоги.

Регулятивные-оценка своей деятельности, саморегуляция  (способность к преодолению усилий)

Защита проекта «Земля-наш общий дом»

К\р №3 ( 25 мин)

Глава 3. Человек на планете Земля (7 часов)

29

Как появился человек на Земле.

Общеучебные-моделирование процессов и явлений.

Логические-сравнение и классификация объектов

30

Как человек изменял природу.

Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

ЭОР

31

Важность охраны живого мира планеты.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Презентация « Красная книга ХМАО-Югры »

32

Защита проектов «Человек и природа»

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Защита проекта

33

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов»

Логические –анализ объектов живой природы

34

Итоговый урок

К/р №4

35

Задания на лето.

Перечень  учебно –методического обеспечения:

1. Авторская  программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

Учебник:

1. И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

2. И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл  Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

3. Интернет-ресурсы

-http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

-http://www.fcior.edu.ru/

-www.bio.1september.ru – газета «Биология»

-www.bio.nature.ru – научные новости биологии

-www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

-www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

-http://video.edu-lib.net – учебные фильмы

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

рабочая программа по истории для5 класса

рабочая программа по истории для 5 класса...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....