Урок в 10 классе «Строение эукариотической клетки. Ядро»
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Афанасьева Светлана Александровна

«Строение эукариотической клетки. Ядро»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_v_10_klasse.docx33.75 КБ
Файл stroenie_eukarioticheskoy_kletki.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 10 классе

Тема: «Строение эукариотической клетки. Ядро»

Цель урока: продолжить изучение клеточного уровня организации жизни; рассмотреть особенности строения и выполняемые функции ядра.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжить изучение клеточного уровня организации жизни.
  2. Рассмотреть особенности строения и выполняемые функции ядра клетки.
  3. Продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и его делении на прокариотические и эукариотические организмы.
  4. Повторить материал по теме «Органоиды клетки».

Развивающие:

  1. Развивать абстрактное мышление, умение сравнивать и анализировать, сопоставлять, применять полученную информацию при выполнении учебного задания
  2. Развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании, организации рабочего времени на уроке; продолжить формирование умений быстро работать с текстом учебника, слушать одноклассников, оценивать себя и других.

Воспитательные:

  1. Формировать научное мировоззрение, воспитание восприятия живого, как уникального творения природы
  2. Формирование умения видеть прекрасное в малом.

Планируемый результат: учащиеся должны знать основные структуры ядра, уметь охарактеризовать его функции.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения: информационный, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальный, фронтальный (диалог в процессе урока, монолог учащихся в процессе проверки домашнего задания).

Оборудование: таблица «Строение эукариотической клетки»; презентация; видеоролик; карточки с заданиями для групповой работы.

УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и   познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

        Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Структура урока:

  1. Приветствие, мотивация учащихся к уроку, постановка целей
  2. Проверка знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление нового материала
  5. Домашнее задание
  6. Рефлексия и оценка знаний

Ход урока

  1. Приветствие. Мотивация учащихся к уроку. Постановка целей

Мотивация. Притча Сократа.

Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трех. Одного спросили:

-Что ты делаешь?

-Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:

-Что ты делаешь?

-Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос улыбнулся:

-Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!

О чем эта притча? Конечно, о значении правильной мотивации в любой работе. Зачем вы учите эту трудную науку – биологию? Хочется услышать ваши примеры положительной мотивации в учебе. (Выслушиваем ответы учащихся).

- Итак, сегодня очередной урок биологии, которую каждый, я надеюсь, изучает не потому, что так надо, а потому, что это интересно и, возможно, пригодится в жизни. Какую тему мы сейчас с вами изучаем? (Строение эукариотической клетки). Если сегодня второй урок по той же теме, что мы должны делать на уроке? (Выслушиваем ответы учащихся, затем еще раз проговариваем цели).

  1. Проверка знаний (учебники и тетради закрыты)

А) Заполнение схемы на доске (1 учащийся)

Органоиды клетки

Заполненная схема выглядит так:

Органоиды клетки

                   Немембранные                Одномембранные              Двумембранные

  1. Рибосомы                     1)  ЭПС                               1) Митохондрии
  2. Клеточный центр         2) Комплекс Гольджи       2) Пластиды            
  3. Оболочка                      3) Лизосомы                       3) Ядро

                 4)   Цитоскелет                  4) Клеточная мембрана  

                                                              5) Вакуоли

Б) Работа с презентацией. Слайд 2. Какой вклад внесли эти ученые в науку о клетке? (Роберт Гук – первооткрыватель клетки, дал название «клетка»; Антони ван Левенгук – усовершенствовал микроскоп и открыл клетки бактерий; Теодор Шванн вместе с Матиасом Шлейденом создали клеточную теорию; Роберт Броун обнаружил ядра в клетках.

В) Слайд 3. Работа с таблицей – фронтально с места по указке учителя - назови органоид, скажи об особенностях строения, найди и покажи его на печатной таблице и на следующих слайдах презентации (слайды 4,5,6). (В презентации название органоида учитель открывает при щелчке по правильно найденной картинке).

Г) Разбор схемы, заполненной учащимся на доске.

Д) Слайды 7 и 8. Назвать отличия растительных клеток от животных (слайд презентации); найти сходство клеток животных и прокариот.

Е) Игра «Горячий стул» - по функциям органоидов (2 человека)

Суть игры заключается в том, что один человек стоит у таблицы (можно вернуться к слайду 2 или использовать бумажную таблицу) и загадывает органоид клетки, показывая его учащимся на таблице, а второй, сидящий спиной к таблице и лицом к классу, отгадывает этот органоид, задавая вопросы по функциям: например, «Этот органоид отвечает за клеточное дыхание?» На ответ загадавшего «Нет» отгадывающий говорит: «Значит, это не митохондрия». И так до тех пор, пока не отгадает загаданный органоид. Затем игроки меняются местами. Оценки получают оба игрока. Если отгадывают очень быстро, можно вызвать вторую пару учеников.

Ж) Групповая творческая работа «Клетка – это целый город»

Разноуровневые задания: группа первого уровня находит соответствие органоида клетки какой-либо городской структуре; группа второго уровня придумывает для органоида соответствующую городскую структуру. На выполнение задания дается 4-5 минут.

Задание 1-го уровня

Установи соответствие

  1. Клеточная мембрана
  2. Эндоплазматическая сеть
  3. Лизосомы
  4. Митохондрии
  5. Пластиды
  6. Рибосомы
  7. Ядро

А. Станки для сборки агрегатов или строительные бригады

Б. Производственные предприятия, дороги и коммуникации

В. Пограничная зона города

Г. Предприятия по переработке мусора

Д. Городская администрация

Е. Энергетические предприятия – электростанции и котельные

Ж. Тепличное хозяйство города

Ответы: 1в, 2б, 3г, 4е, 5ж, 6а, 7д

Задание второго уровня

Придумайте соответствующие органоидам названия городских структур, выполняющих похожие функции

Органоид клетки

Соответствующая городская структура

Клеточная мембрана

Эндоплазматическая сеть

Лизосомы

Митохондрии

Пластиды

Рибосомы

Вакуоли

Клеточный центр

Ядро

В ответах второго уровня ориентируемся на задание первого уровня, но ребята могут придумать и иные соответствия. Тогда можно попросить их устно обосновать свой ответ.

Разбираем вместе выполнения заданий (ответы можно открыть под документ-камерой), группы оценивают свой ответ и ответ другой группы.

  1. Изучение нового материала

В ваших творческих заданиях был органоид, который мы не встретили в прошлом параграфе и которому посвящен следующий параграф. О чем речь? (О ядре). Почему ядро изучается отдельно? (Это очень сложно устроенный органоид с важными функциями; ядро считается главным органоидом клетки).

А) Слайд 9.  Просмотр видеоролика о строении и функциях ядра.

Б) Самостоятельное построение рисунка ядра в разрезе (работа в тетрадях) по описанию в видеоролике; обозначение частей ядра.

В) Запись (в тетрадях) о функциях ядра, обсуждение формулировок одного-двух учащихся.

Г) Слайд 10. Индивидуально у доски – назвать части ядра и открыть их. Самопроверка правильности выполнения заданий в тетрадях.

5. Закрепление материала – фронтальная беседа «Сегодня на уроке я узнал».

 Слайд 11.

- Все ли цели на уроке были достигнуты?

6. Домашнее задание: повт. п.2.7, п.2.8 до стр. 64 «Хроматин», одному ученику - подготовить сообщение «Хроматин. Хромосомы. Кариотип», желающим – сочинить фантастический рассказ «Моё путешествие в клеточное ядро».

7. Рефлексия и оценка знаний: 

Слайд 12. Давайте немного поговорим об уроке. Выберите по одному вопросу для устного ответа.

- Какие вопросы показались тебе наиболее трудными?

- Какой элемент урока надо было провести иначе? Как именно?

- Оцени свою работу на уроке, обоснуй оценку.

Вкратце – мои отзывы об уроке, о работе учащихся, выставление оценок за урок с учетом самооценок и взаимооценок, рекомендации ученикам.

Приложение 1

Задание 1 

Установи соответствие:

  1. Клеточная мембрана
  2. Эндоплазматическая сеть
  3. Лизосомы
  4. Митохондрии
  5. Пластиды
  6. Рибосомы
  7. Ядро

А. Станки  для  сборки  агрегатов или строительные бригады

Б.Производственные предприятия,  дороги и коммуникации

В. Пограничная зона города

Г. Предприятия по переработке мусора

Д. Городская администрация

Е. Энергетические предприятия – электростанции и котельные

Ж. Тепличное хозяйство города

1

2

3

4

5

6

7

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 2

Назовите соответствующие органоидам названия городских структур, выполняющих похожие функции

Органоид клетки

Соответствующая городская структура

Клеточная мембрана

Эндоплазматическая сеть

Лизосомы

Митохондрии

Пластиды

Рибосомы

Вакуоли

Клеточный центр

Ядро


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Строение эукариотической клетки. Ядро»

Слайд 2

Какие открытия в области цитологии сделали эти учёные? Роберт Гук Антони Ван Левенгук Роберт Броун Теодор Шванн Кликни по картинке Открыл клетку Усовершенствовал микроскоп, увидел клетки бактерий Автор клеточной теории Открыл клеточное ядро

Слайд 3

Клетка: назови органоиды ? ? ? ? ? ? ? Ядро Эндоплазмати-ческая сеть Комплекс Гольджи Рибосомы Лизосомы Митохондрии Цитоплазмати-ческая мембрана Кликни по прямоугольнику ? Клеточный центр ? Цитоплазма и цитоскелет

Слайд 4

Назови органоиды Хлоропласт Комплекс Гольджи Клеточный центр Митохондрия Кликни по картинке

Слайд 5

Назови органоиды Рибосома Эндоплазматическая сеть Цитоплазматическая мембрана Лизосома Кликни по картинке

Слайд 6

Назови органоиды Цитоскелет Вакуоль Клеточная стенка Кликни по картинке

Слайд 7

Определи, каким царствам принадлежат эти клетки, и найди отличия в строении Животная клетка Растительная клетка 1) Есть вакуоли с клеточным соком 2) Есть клеточная стенка из целлюлозы 3) Есть пластиды 4) Есть клеточный центр Кликни по картинкам, затем по полю

Слайд 8

Определи, каким царствам принадлежат эти клетки, и найди сходство в строении Животная клетка Клетка прокариот 1) Есть цитоплазматическая мембрана 2) Есть цитоплазма 3) Есть хромосомы 4) Есть рибосомы Кликни по картинкам, затем по полю 5) Бывают органоиды движения

Слайд 9

Клеточное ядро, его строение и функции Просмотрев видеофильм, нарисуй по памяти в тетради ядро в разрезе и обозначь его части. Запиши, какие функции выполняет клеточное ядро. Затем открой следующий слайд и проверь, правильно ли ты сделал рисунок и обозначения.

Слайд 10

Клеточное ядро: назови элементы строения ? ? ? ? ? ? ? Ядерная оболочка Ядерный сок Хроматин Ядрышко Поры Рибосомы ЭПС Кликни по прямоугольнику

Слайд 11

Достигнуты ли цели урока? П овторение и закрепление пройденного о строении и функциях органоидов Расширение знаний об органоидах клетки Сравнение строения клеток разных царств живой природы И зучение нового материала о строении и функциях клеточного ядра

Слайд 12

Домашнее задание Повт . п.2.7, п.2.8 до стр 64 «Хроматин», подготовить сообщение «Хроматин. Хромосомы. Кариотип», желающим – сочинить фантастический рассказ «Путешествие в клеточное ядро».

Слайд 13

Поговорим об уроке 1 . Какие вопросы темы показались тебе наиболее трудными? 2. Какой этап урока надо было провести иначе? Как именно? 3. Чья работа на уроке тебе понравилась? 4. Оцени свою работу на уроке, обоснуй оценку.

Слайд 14

Интернет-ресурсы http://phyzika.ru/images/Hooke-Robert.jpg Гук http://www.levenhuk.ru/images/articles/antony_levenhuk/19.jpg Левенгук http://latifundist.com/storage/photos/blogs/den_v_istotiyi/1-7-dekabrya_11.jpg Шванн http://900igr.net/up/datai/171591/0013-014-.jpg Броун http://fotohomka.ru/images/Oct/27/0c20e18b9b024199232e382b92cf8ccf/mini_2.jpg клетка http://estnauki.ru/images/stories/stroenije-zhivoj-kletki.jpg животная клетка http://poznayka.org/baza1/304349564981.files/image059.gif растительная клетка http://helpiks.org/helpiksorg/baza5/514650318962.files/image024.gif хлоропласт http://plant.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000000/pic/st000_32.jpg комплекс Гольджи http://poradu.pp.ua/uploads/posts/2016-02/nemembrannye-vsh-organel-kltini-vidi-budova-funkcyi_162.jpeg клеточный центр http://molbiol.ru/forums/uploads/a004/b029/post-184-1382298926.png митохондрия http://mohax.clan.su/nucleos.jpg рибосома http://fs1.ucheba-legko.ru/images/5215c447d0f55cc57b117074e294279d.jpg клеточная мембрана https://www.syl.ru/misc/i/ai/69934/63468.jpg эндоплазматическая сеть http://murzim.ru/uploads/posts/2015-06/1434956780_1.jpg лизосома http://i.ytimg.com/vi/Hmxs7GpTckI/hqdefault.jpg цитоскелет http://fb.ru/misc/i/gallery/41421/1667133.jpg вакуоль http://ic.pics.livejournal.com/caenogenesis/47649357/182249/182249_original.png клеточная стенка http://fb.ru/misc/i/gallery/29185/789526.jpg клеточное ядро https://youtu.be/oHIwu0ZUgu0 видеоролик строение ядра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе. Линия Н.И. Сонина. Эукариотическая клетка. Ядро, строение, функции

Материал параграфа интересный, насыщенный, в нем перемешано то, что уже хорошо знакомо учащимся и новые сведения, достаточно обширные и не везде подробно разобранные. Чтобы самой не излагать, а вызват...

Открытый урок по биологии в 10 классе. Строение эукариотической клетки

урок развития метапредметных учебных действий - изучение метода интеллект карт, который можно применять на любом уроке, занятии и т.д....

Урок "Строение эукариотической клетки"

Урок - практическая работа...

Интегрированный урок по информатике и биологии "Обобщение и повторение строения эукариотической клетки с использованием текстового редактора Word"

Разработан интегрированный (совместный) урок по биологии и экологии на тему "Обобщение и повторение строения эукариотической клетки с использованием текстового редактора Word". В процессе урока, прово...

Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"

Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе. Строение эукариотической клетки. Ядро.

Цель: продолжить знакомство обучающихся с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, научиться различать органоиды клетки по их внешним признакам.Задачи:- повторение...