разработка урока биологии,6 класс
методическая разработка (биология) на тему
Разработка урока по теме "Транспорт веществ в растении", 6 класс
Урок путешествие - исследование построено на межпрелдметной основе биологии и экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Биология 6 класс тема "Физиология растений" | 329 КБ |
Формирование метапредметных умений при работе с текстом | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель биологии ГБОУ гимназии №155
Центрального р-на г. Санкт – Петербурга
Лебедева Ирина Александровна
Урок по теме:
Транспорт веществ в растении
Форма урока: путешествие – исследование
Тип урока: урок изучения нового материала на межпредметной основе биологии и экологии.
Цели урока:
- образовательные – раскрыть причины передвижения веществ в растении; дать представление о корневом давлении и транспирации воды, продемонстрировать опытном путем роль сосудов и ситовидных трубок в транспорте веществ, показать взаимосвязь всех органов в растении и зависимость жизни растений от условий внешней среды;
- развивающие – развитие ассоциативного мышления, умения работать с источниками, наблюдать, выделять главное, анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы; развитие коммуникативных, оценочных и познавательных умений, интереса к биологии, создание положительного мотивационного фона урока;
- воспитательные – формирование ценностного отношения к окружающим растениям, понимания значимости сохранения их жизни, целостности биологических систем и взаимосвязи их компонентов.
Методы обучения: частично-поисковые, исследовательские, метод проблемного изложения
Ведущие педагогические технологии: развивающего обучения (решение интеллектуальных задач), игровые (элементы ролевой игры).
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая (по 4 чел.), парная, индивидуальная.
Основные понятия и термины на уроке: корневое давление, испарение воды листьями, плач у растений, сосуды древесины, ситовидные трубки луба.
Оборудование урока:
А) материально - технические средства: компьютер, проектор, презентация, лупы, опыт по наблюдению корневого давления у растения бальзамина, опыт на транспорт веществ по сосудам древесины у смородины; стакан воды со стеклянной трубкой, фотографии, березовый сок.
Б) дидактические средства: сопроводительный лист путешествия, инструкция по проведению практической работы, творческие задания детективам и лекарям, книга К.А. Тимирязева «Жизнь растения», Н.М. Верзилина «По следам Робинзона», стихотворение А. Фета.
Звуковое сопровождение: музыка П.И. Чайковского «Времена года. Весна», звуки леса.
ХОД УРОКА:
№ п/п | Содержание урока | время | Деятель ность учащихся |
1. | ПРИВЕТСТВИЕ АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Добрый день, ребята! Меня зовут Ирина Александровна. Я рада Вас приветствовать на сегодняшнем занятии. Знаменитый петербургский ученый - биолог Н.М. Верзилин писал: «Любознательность, желание увидеть новое, открыть никому еще не известное, необычное зовут нас путешествовать. Путешествия помогали открыть неизведанное, описать чудесный мир растений, особенности их жизни в природе». Вот и сегодня мы с Вами отправимся в виртуальное путешествие – исследование, поскольку тема занятия «Транспорт веществ в растениях». 1. Какие ассоциации у Вас возникают при словосочетании «транспорт веществ»? Хорошо! Данные аспекты станут задачами нашего исследования. Цель путешествия: исследовать особенности транспорта веществ у растений. Задачи путешествия:
Маршрут путешествия будет проходить с остановками в городском саду, в лесу, на городской улице. Здесь Вы сможете проявить себя как внимательные наблюдатели, практики, детективы и лекари. 2. Ребята, что нам понадобится для успешного путешествия – исследования, какой инвентарь? Инвентарь: лупы, вода, чернила, побеги растений, инструкция; сопроводительный лист путешествия а также хорошее настроение и дружная команда! У нас это все есть? – Да! Тогда в путь!!! | слушают Включаются в контакт, называют ассоциации Вместе определяем задачи урока Слушают объяснение учителя Перечисляют, что у них на столах | |
2. | ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Первая остановка - городской сад.
(парк культуры и отдыха на Елагином острове, парк «Тихий отдых» на Каменном острове, Приморский парк Победы, Летний сад, Мизайловский сад и др.)
(береза, клен, дуб, тополь, вяз, сирень, липа и др.) Проведем теоретическое исследование. На уроках Вы познакомились с особенностями питания и дыхания растений. 3) Какие вещества нужны растениям для жизнедеятельности? Вода - минеральные вещества – органические вещества – кислород – углекислый газ 4) Откуда растения получают воду и минеральные вещества? (из почвы, через корни растений) 5) В какую зону корня поступают эти вещества, каковы особенности ее строения? (зона всасывания, клетки имеют корневые волоски) Цитоплазма одной клетки не изолирована от цитоплазмы другой клетки, вода с растворенными в ней веществами свободно проникает через поры мембран. 6) ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Как Вы думаете, что заставляет потоки воды и минеральных веществ двигаться вверх? Ведь уровень воды, налитой в стакан, сам по себе не поднимается вверх? Давайте посмотрим демонстрационный опыт, который был поставлен выдающимся ученым – биологом К.А. Тимирязевым в 1878 году. Опыт 1: У молодого бальзамина срезали стебель, оставив пенек размером 3-5 см. Пенек смазали вазелином, надели резиновую трубку. Свободный конец ее соединили со стеклянной трубкой. Почву до опыта полили теплой водой. Установка стояла сутки. 7)Ребята, кто внимательно следил за ходом опыта и скажет при каких условиях он проводился и каков результат? Ответ: полив теплой водой, она всасалась через корень и поднялась в стебель на опр. высоту под давлением. Вывод: Корневое давление – сила, вызывающая одностороннее движение воды из корня в стебель. 8) Предложите правила полива растений?
9) Вода в растениях поднимается на большую высоту. При благоприятных условиях у липы на 28 м., берез на 30 м., лиственниц на 40-45 м. Как Вы думаете, что этому способствует? Вывод: Транспирация воды устьицами способствует поступлению порций воды в листья. 10. Проанализируйте отрывок стихотворения Афанасия Фета и выделите ключевую фразу: «Как здесь свежо под липою густою – Полдневный зной сюда не проникал, И тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахал…» Комментарий Растения с помощью листьев испаряют большое количество влаги, тем самым создают особый влажный микроклимат в лесу, где дышится легко даже в жару. Вывод по теоретическому исследованию:
| Фронтальная беседа по вопросам Зад.1 лист сопровождения Высказывают предположения наблюдают опыт 1 чел. делает вывод по демонстрационному опыту Запись вывода по зад 2. устно предлагают правила полива растений Смотрят видео 1 делают вывод зад.3 выделяют главное слово и обосновывают | |
3. | Вторая остановка - пригородный лес (звуки леса) 1) Назовите виды растений, произрастающих в лесах Ленинградской обл. (березы, осины, ели, сосны, встречаются кустарники смородины, малины и др.) Проведем практическое исследование. Выясним опытным путем, по каким структурам растений перемещается вода и соли? 2) Практическая работа Опыт № 2 Побег растения поместили в сосуд с водой, подкрашенной чернилами. Сделайте поперечный срез через стебель и рассмотрите его с помощью лупы. Какой слой стебля окрасился? Объясните результаты. Ребята! Срочно требуется помощь! Нужны пара лекарей и детективов. В лесу плачут березы! 3) Детективы – выясните, почему березы плачут? Лекари – предложите оптимальные способы сохранения жизни берез в лесу во время сбора березового сока. Ребята, у кого какие результаты получились? (спрашиваю 2-3 пары). Вывод: вещества перемещаются по сосудам древесины Детективы озвучивают результаты работы. Благодарим внимательных аналитиков и настоящих защитников природы! 4)Кроме воды и минеральных солей в растениях перемещаются и органические вещества. А откуда они берутся? Ответ: Вырабатываются в листьях растений на свету в ходе фотосинтеза из воды, углекислого газа. 3. Куда и по каким структурам перемещаются органические вещества в растении? (см. видео) Вывод: по ситовидным трубкам луба ко всем органам растения и в корень, где откладываются в запас в виде сахаров. | Выполняют практическую работу в парах (зад.4) 4 человека работают по индивидуальным заданиям Озвучивают итоги работы Отвечают на вопрос Смотрят видео 2 Зад.5 | |
4. | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Музыка П.И. Чайковского. Фото березовой рощи. Представьте, что Вы стройные березки. Потянитесь вверх, как тянутся к солнцу веточки. Разведите руки в стороны, опуститесь. Выпейте глоток прекрасного дара природы – березового соку. | 1 мин | Выполняют упражнения Пьют сок |
5. 6. | ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА Третья остановка - улицы города Петербурга. Исследование растений в городских условиях. Проблемное задание. Посмотрите на эти фотографии. На них изображены древесные растения липы. Биологи подсчитали, что древесная порода липы живет в лесу 400 лет, в городских парках г. Санкт – Петербурга 125 лет, на улицах города - 50-80 лет? Почему? Назовите факторы внешней среды, отрицательно влияющие на жизнь растений и замедляющие транспорт веществ. Предложите возможные варианты улучшения состояния жизни растений в городе? (метод «мозгового штурма») Ответ на 1 вопрос: 1) сильная задымленность и запыленность воздуха ухудшает транспирацию 2) почвы не плодородные с преобладанием строительного и бытового мусора 3) почвы загрязнены химическими примесями выхлопов автомобилей, не плодородные 4) асфальт ухудшает доступ воды к корням растений, промерзает и нагревается летом, создавая парниковый эффект Ответ на вопрос 2 Ваши предложения. - на автомобили ставить пылеулавливатели; ликвидировать пробки на дорогах - весной подсыпать хорошей плодородной земли; - стричь кроны, избавлять дерево от поврежденных и засохших ветвей; - поливать растения – убирать мусор с газонов Молодцы! ЗАКЛЮЧЕНИЕ (рефлексия) Итак, ребята мы заканчиваем наше путешествие – исследование. 1) Какие научные задачи мы решили в процессе работы? 2) Какое практическое значение для нас могут иметь знания, полученные в ходе исследования? Где они нам могут пригодиться? Ребята, я благодарю Вас за грамотные ответы, ваши суждения, позитивный настрой. Я тоже многому сегодня научилась у вас. Выставление оценок. Д/З: параграф 12, оформить до конца сопроводительный лист путешествия Написать мини - эссе «О чем плачет березка весной?» | 5 мин | Смотрят на фотографии Работа в группах по 4 чел. Каждая группа называет 1 довод не повторяясь Отвечают на вопросы |
Задание 2
Решите блиц - кроссворд:
- Выдающийся отечественный ученый, автор книги «Жизнь растений», описавший механизм транспорта веществ в растениях, явление фотосинтеза, причины плача растений весной и многие другое. (Тимирязев)
- Структуры, по которым в растении перемещаются вода и минеральные соли. (сосуды)
- Сила, способствующая транспорту веществ из корня в стебель. (давление)
- Процесс, происходящий в растениях и способствующий поднятию веществ на большую высоту (испарение)
- Дерево, самое устойчивое к загрязнению воздуха и уплотнению почвы в городской среде (ясень).
Задание детективам: Уважаемые детективы! Помогите разгадать тайну и выяснить когда и почему плачут березы в лесу? А) Проанализируйте текст стихотворения. О каком времени года идет речь? Лишь только подснежник распустится в срок, б) В данном тексте отсутствуют важные слова, без знания которых он не может быть понят. Вставьте недостающие слова в текст. Какое удовольствие доставляет белоствольная красавица береза ранней………………., угощая своим прохладным сладким …………! Это вкусный, освежающий, целебный напиток. Он содержит 1-2% сахара, белки, яблочную кислоту, соли. Возможности для заготовки березового сока в нашей стране большие, но получать его надо так, чтобы…… ………..лесному «донору». Интенсивное сокодвижение происходит у березы во время………………………….снега. Раствор воды и минеральных веществ движутся интенсивно по………………… стебля к………………, из которых появятся первые зеленые листочки. Это явление интенсивного сокодвижения у растений получило научное название « растений». |
Задание лекарям: 1. Прочитайте внимательно текст, вникните в проблему На Руси испокон веков употребляли свежий березовый сок и приготовляли из него квас. При грамотном сборе сока от каждого дерева можно получить 40-45 литров. Наиболее обильно выделяется сок в период от 12 до 18 час., причем из отверстий в стволе с северной стороны вытекает сока в 3-3,5 раза больше, чем с южной. Однако, на практике многие деревья берез погибают из-за небрежного отношения к ним человека. Не учитывая биологических особенностей данной древесной породы, люди наносят глубокие раны дереву. В местах повреждений поселяются споры грибов – паразитов и микроорганизмы, которые проникают глубоко в древесину и могут окончательно погубить дерево. 2. Предложите свои рекомендации по сбору березового сока, которые позволят сохранить жизнь растущего растения.
|
Сопроводительный лист путешествия – исследования
по теме: «Транспорт веществ в растении»
1. Заполните схему. Укажите вещества, необходимые растению для жизнедеятельности.
- Опыт К.А. Тимирязева (1878 год)
Выводы:_________________________________________________________________________ _________________________________________ ________________________________________ |
- Закончите предложение по смыслу:
Процессу поступления порций воды в растении на большую высоту способствуют_____________________, через которые идет процесс________________ воды. |
4. Опыт по перемещению воды и минеральных веществ Вывод: ______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ 5. По ____________________ перемещаются растворы органических веществ с _______________ в __________________________________________ . | 6.Подпишите условные обозначения на схеме передвижения веществ в растении. 6
3 5 4 2 1
|
Предварительный просмотр:
Санкт – Петербургская Академия Постдипломного Педагогического Образования
Кафедра естественно – научного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
Формирование метапредметных умений при работе с учебным текстом и биологической информацией при изучении биологии (раздел «Человек»)
Слушателя годичных курсов
«Теория и методика обучения (биология)»
повышения квалификации 2013 г.
Лебедевой Ирины Александровны
учителя биологии
ГБОУ гимназии №155 Центрального района
Санкт – Петербург
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Глава I. Психолого – педагогические основы формирования метапредметных умений учащихся при работе с учебным текстом и биологической информацией в контексте ФГОС II поколения | 7 |
| 7 |
| 10 |
| |
1.4.Понятие об универсальных учебных действиях. Классификация УУД. Чтение в составе УУД. | |
| |
Глава II. Формирование метапредметных умений при работе с учебным текстом и биологической информацией в практике школьного биологического образования | |
2.1. Методика развития метапредметных умений школьников при работе с учебным текстом и биологической информацией при изучении биологии | |
2.2. Методические условия успешного формирования метапредметных умений при работе с учебным текстом и биологической информацией | |
2.3. Экспериментальная проверка степени сформированности метапредметных умений при работе с учебным текстом и биологической информацией | |
Заключение | |
Литература |
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Изменение социально-экономических условий современной России предъявляет повышенные требования к качеству фундаментальной подготовки школьников. Это предполагает формирование прочных системных знаний выпускников, умения адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, грамотную работу с различными источниками информации и самостоятельное приобретение необходимых знаний, применение их на практике для решения возникающих проблем, владение современными технологиями, способность генерировать новые идеи, творчески мыслить, самостоятельно работать над развитием собственного нравственного, интеллектуального и культурного уровня.
Модернизация современного образования ориентирована на изменение целей и содержания образования с позиций компетентностоного и системно - деятельностного подхода к обучению, и как следствие изменение результатов образования, разрабатываемых в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина. Смысл современного образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала ребенка по отношению к себе и внешнему миру. Целью становится не столько освоение учебной деятельности, сколько генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность как для ученика, так и для окружающего его социума.
Выбор темы исследования определен рядом причин:
1) В течение многих лет международные организации проводят исследования образовательных достижений школьников. В исследованиях PIZA проверяются не знания учащихся, а умения применять приобретенные знания и умения ориентироваться в нестандартной ситуации, выходящей за рамки учебного задания школьного предмета. В результате было установлено, что российские школьники:
- Плохо работают с объемными текстами (несколькими источниками, противоречивой информацией);
- Трудно справляются с заданиями, в которых необходимо учесть много условий;
- Испытывают проблемы при работе с интегрированными заданиями, в которых нужно применить знания из нескольких учебных предметов и затрудняются сделать выводы.
- Невнимательно читают формулировку заданий и в результате выполняют какое-то «свое задание».
Ученики показывают высокие результаты в заданиях, в которых нужно проявить предметные знания и не справляются с заданиями, где эти знания нужно применить.
2) Поток информации в современном обществе быстро возрастает, а возможности человека перерабатывать ее и эффективно использовать остаются ограниченными. Всеобщая компьютеризация несомненно, облегчает поиск нужной информации, но процесс восприятия содержания этой информации, понимание и запоминание текстов, умение кратко изложить главное сильно отстают от необходимого уровня в логическом осмыслении воспринимаемого содержания.
3) Проблемы при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений.
4) Многие учащиеся испытывают затруднения при работе с научными текстами, содержащими значительное количество научных терминов и понятий, что снижает заинтересованность к предмету биологии.
Нынешний вариант федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предполагает развитие личности в системе образования через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. (5, с.3)
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация различных способов деятельности учащихся по работе с учебным текстом, информацией и приобщение к культуре чтения, без которой невозможна самостоятельность обучения, что создает внутреннюю мотивацию учебной деятельности в целом и способствует достижению метапредметных результатов образования.
Широкими возможностями для развития умений эффективно работать с учебным текстом и информацией обладает школьный курс биологии, освоение которого учащиеся осуществляют с 6 по 11 класс. Биология входит в перечень предметов формата ЕГЭ, спецификой которого является работа с научно-познавательными текстами, выполнение практических заданий и задач, носящих исследовательский характер содержания.
Названные выше проблемы определили актуальность нашего исследования. Преодоление выше обозначенных противоречий требует разработки научно обоснованной методики развития умений эффективно работать с научным текстом и информацией на уроках биологии.
Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке методики развития метапредметных умений при работе с учебным текстом и информацией на уроках биологии раздела «Человек».
Объектом исследования является образовательный процесс по биологии раздела «Человек».
Предметом исследования является методика развития метапредметных умений учащихся при работе с учебным текстом и информацией на уроках биологии раздела «Человек» (цель, содержание, методы, методические приемы, средства, диагностика).
Гипотеза исследования:
Процесс развития метапредметных умений при работе с учебным текстом и информацией на уроках биологии будет более эффективным, если:
- развитие метапредметных умений выделено на уровень специальной задачи каждого урока биологии;
- выявлены и соблюдены в образовательном процессе педагогические условия и этапы развития метапредметных умений при работе с учебным текстом;
- определено учебное биологическое содержание, изучение которого позволяет организовать учебную деятельность школьников по работе с текстом и научно-популярной информацией;
- в методику уроков биологии включены методы и методические приёмы, дидактические средства, обеспечивающие эффективность развития метапредметных умений при работе с учебным текстом;
- проведена диагностика уровня развития метапредметных умений при работе с учебным текстом, позволяющая корректировать процесс обучения биологии.
Для реализации намеченной цели и проверки выдвинутой нами гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психологической и педагогической литературы изучить современное состояние проблемы формирования и развития метапредметных умений при работе с учебным текстом и информацией с учетом возрастных психологических особенностей подростков.
2. Определить на основе теоретического анализа литературы методические основы развития метапредметных умений при работе с учебным текстом и информацией на уроках биологии (этапы формирования, условия, методы и методические приемы, дидактические средства).
3. Провести анализ содержания школьной программы 8 класса и учебника по биологии и выявить возможности раздела «Человек» для развития метапредметных умений при работе с учебным текстом и информацией.
4. Разработать систему заданий, направленных на работу с текстом в каждой теме раздела «Человек».
5. Разработать и экспериментально проверить методику развития метапредметных умений при работе с учебным текстом на уроках биологии раздела «Человек» в условиях педагогического эксперимента.
В зависимости от конкретных задач применялись следующие методы исследования:
теоретические - анализ и синтез психологической, педагогической, методической литературы, учебно-программных и методических документов, учебников, сравнение и обобщение, прогнозирование и моделирование, обобщение передового опыта учителей;
эмпирические - прямые и косвенные педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование, срезы знаний, беседы, интервьюирование, педагогический эксперимент;
статистические - математическая обработка данных эксперимента, графическое представление результатов эксперимента.
В работе проанализировано источников литературы.
Глава I. Психолого – педагогические основы формирования метапредметных умений учащихся при работе с учебным текстом
в контексте ФГОС II поколения
- Системно – деятельностный подход в обучении биологии и технология деятельностного метода
В настоящее время российская школа переживает процесс перехода к новой парадигме образования, которую можно назвать школой деятельностного обучения. Понятие деятельности – общее как для традиционной, так и для всех новых концепций образования, появившихся в России в прошлом столетии (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов) (№2, с.22)
По А.Н. Леонтьеву, деятельность, в отличие от действия, имеет жизненный смысл для человека, что обеспечивается только в том случае, когда у него есть некая общая цель, полностью совпадающая с основным мотивом. При этом все отдельные действия, входящие в структуру деятельности, также опосредованно связаны с этим общим мотивом. (№2, с.23)
Г.П. Щедровицкий выделил два основных направления в построении теории деятельности: логико-социологический анализ механизмов функционирования и развития деятельности в человеческом обществе, с одной стороны, и логико-психологический анализ структуры вхождения в нее и осуществления индивидами, с другой, - подчеркивая при этом необходимость их синтеза.
Все известные до сих пор психолого-педагогические теории в качестве предмета исследований выбирали процесс психического развития личности, включенной в образовательную деятельность. При этом из процесса деятельности как процесса преобразования исходного продукта в результат вычленялась его психологическая составляющая и рассматривалась автономно от структурно - деятельностной. Такой разрыв нарушает целостность изучения процесса образования. Только воссоединение единства психологического и структурно-деятельностного компонентов при изучении этих процессов позволит построить единую теорию развития личности в непрерывной сфере образования.
Сфера деятельности задается следующими параметрами:
- целевыми требованиями (что мы хотим достигнуть);
- информацией о состоянии исходного продукта (с чего начнем, на чем базируемся);
- технологией базового процесса (каким способом мы будем это делать);
- условиями реализации нормы деятельности (как мы организуем процесс);
- средствами реализации нормы (с помощью каких средств мы будем достигать свою цель);
- средствами контроля соответствия результата деятельности целевым требованиям;
- допусками соответствия результата деятельности целевым требованиям.
Непрерывность базового процесса деятельности определяется тем, что:
- целевые требования стабильны и личностно значимы для исполнителя;
- технология и условия ее реализации соответствуют поставленным в деятельности целям;
- средства их достижения адекватны технологии;
- средства контроля результатов адекватны поставленным целям.
Применяя выделенные параметры к сфере образования, главными условиями непрерывности образования как сферы деятельности являются:
- соответствие целей образования на всех этапах личностным ценностям каждого ученика;
- наличие адекватной целям технологии обучения и соответствующей системы дидактических принципов;
- соответствие учебного содержания и методического обеспечения технологии и системе дидактических принципов;
- соответствие средств контроля поставленным целям.
Стоящим перед системой образования целям адекватен деятельностный метод обучения. Поэтому на нынешнем этапе развития сферы образования принципиальное значение приобретает именно технология деятельностного метода обучения и условия ее реализации – система дидактических принципов, т.к. именно они определяют в системе непрерывного образования требования к отбору учебного содержания и учебно-методическому обеспечению, а также критерии эффективности обучения.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называют деятельностным методом (№2, с. 28)
В последние годы в Ассоциации «Школа 2000…» на основе системно-деятельностного подхода была построена и апробирована система и структура учебной деятельности, включающая в себя систему деятельностных шагов – технологию деятельностного метода. Данная технология включает девять этапов, реализуемых на уроке:
1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности (осознанное вхождение в пространство учебной деятельности на уроке – «надо», «хочу», «могу»)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения).
3. Выявление места и причины затруднения (учащиеся должны восстановить выполненные операции и зафиксировать шаг, где возникло затруднение, соотнести свои действия с действиями по алгоритму, выявить причину затруднения).
4. Построение проекта выхода из затруднения (в ходе коммуникации учащиеся обсуждают проект будущих учебных действий (формулировка цели – устранения затруднения, определение темы урока, выбор способа, плана достижения цели и средств).
5. Реализация построенного проекта
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяться в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.
Принципиальным отличием данной технологии от технологии традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения является:
- предложенная структура описывает деятельность ученика, а не учителя;
- при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг различных деятельностных способностей.
Для педагогической технологии деятельностного метода главными условиями ее реализации являются дидактические принципы:
- деятельности – ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности;
- непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии;
- целостности – формирование общего целостного представления о мире;
- психологической комфортности – снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание позитивной доброжелательной атмосферы;
- творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
1.2. Типология уроков деятельностной направленности при обучении биологии
В соответствии с описанными выше этапами построения системы уроков деятельностной направленности по целеполаганию можно определить в четыре группы (№2, с.39).
1. Урок «открытия» нового знания:
Деятельностная цель – формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии
Деятельностная цель – формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
Содержательная цель – закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
- Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель – формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель – построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
- Урок развивающего контроля
Деятельностная цель – формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель – контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Предложенная классификация уроков в полной мере может быть использована на уроках биологии для достижения учащимися метапредметных, предметных и личностных результатов.
1.3. Метапредметные результаты освоения школьной программы по биологии
ФГОС включает обеспечение, проверку и оценку личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов учеников. Данные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся на каждой ступени образования.
Однако следует отметить что, противопоставление личностных результатов метапредметным и предметным является необоснованным, в силу того, что в один ряд положены разноуровневые понятия. И здесь наше мнение совпадает с мнением А.В. Хуторского (9). Личностные результаты – это продукт деятельности личности, также как и метапредметные и предметные образовательные результаты. В противном случае это противоречит самой концепции личностно-ориентированного образования.
Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни. Впервые об этих понятиях вел речь еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце ХХ века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского. В 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.
Во ФГОС второго поколения метапредметные результаты обучения определены как «результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и при переносе во внеучебную деятельность». Метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества (5).
В стандарте заданы пять групп метапредметных результатов: регулятивные, познавательные, коммуникативные, работа с текстом, ИКТ-компетентность.
Метапредметные результаты по изучению биологии на этапе окончания основной школы включают (№4, с.11):
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в разных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, чтение в составе УУД), способность к их использованию в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории (5).
К метапредметным результатам на этапе окончания средней школы добавляется овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности (6).
Таким образом, метапредметные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в разных предметных областях; владение общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации. Учащиеся будут обладать базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (1).
Таким образом, метапредметные результаты предстают как развитые универсальные учебные действия, хотя и в этом отношении ведутся научные споры.
Мы придерживаемся мнения ряда авторов, которые полагают, что, «метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредметность не может быть оторвана от предметности, в то время как общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам»(1,4,7). Метапредметное содержание образования и деятельность ученика следует рассматривать в совокупности с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью.
Заявленные в новых образовательных российских стандартах метапредметные результаты образования порождают много вопросов: как формировать новые результаты, как проверить достижение (уровень сформированности) метапредметных результатов?
На наш взгляд возможно использование средств, форм обучения и педагогических технологий с опорой на межпредметную интеграцию смежных учебных дисциплин. На их основе возможно создание метапредметов, метапредметных программ, элективных курсов межпредметного содержания. Кроме того, большую роль играет разработка и проведение интегрированных уроков, зачетов, интегрированных олимпиад, предметных уроков с изучением метапредметной темы или использованием метапредметных заданий (моделирование реальной жизненной ситуации, в которой необходимо применить приобретенные знания и умения). Значительную роль по формированию метапредметных результатов на уроках играет использование таких педагогических технологий, как: межпредметные проблемные ситуации, метод проектов, технология критического мышления, игровые технологии (ролевая игра, сюжетная игра, дидактическая игра, деловая игра).
Проверить достижение метапредметных результатов возможно, используя такие формы оценки, как: количественную (баллы, шкалы, отметки) и качественную (рецензия учителя, самооценка, рецензия одноклассников, защита и др.).
В понятии «культура чтения» есть много аспектов:
1) круг интересов читателя и его способность глубоко вникнуть в содержание текста, эффективная организация процесса чтения;
2) соблюдение гигиены умственного труда во время работы с книгой
3) установка на хорошее запоминание необходимой информации
4) осознание, что память можно улучшать, развивая наблюдательность. Внимание, опираясь на концентрацию и на воображение;
5) регулярный тренинг в выполнении мыслительных умений
6) Правильная организация своей деятельности
7) умение логически сжимать содержание и осознавать обобщающие суждения и понятия в качестве смысловых вех;
8) читать быстро
9)умение работать с выписками:
- выделение и разграничение логических частей содержания
- использование абзацев, рисунков
Результаты ЕГЭ показывают, что учащиеся плохо выполняют задания с рисунками
Умения:
- составление плана
- сжатый пересказ текста
Умение аннотировать, конспектировать тексты
-систематизировать тематический материал
-писать рефераты
-готовить доклады, сообщения
Важно отслеживать свои мысли – образы и вырабатывать способность читать продуктивно любой источник, напечатанный на бумаге или выведенный на экран компьютера.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обуча-ющиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планиро-вания своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпре-тировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска. Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства. Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами). Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и |
2.1. Состояние проблемы формирования умения самостоятельно и эффективно работать с учебным текстом в практике школьного биологического образования
Оценивая состояние проблемы формирования умения самостоятельно и эффективно работать с учебным текстом в практике школьного биологического образования, нами был проведен констатирующий эксперимент, который включал:
- определение уровня умения работать самостоятельно с учебным текстом;
-определение уровня частных умений, включенных в общее умение работать с книгой;
В эксперименте приняли участие 49 учащихся 8-ых классов ГбОУ гимназии №155.
Для решения данных задач мы использовали такие методы научного исследования, как: анкетирование, наблюдение, беседа, методы педагогической диагностики.
1. Чтобы определить свой начальный уровень умения работать самостоятельно с учебным текстом, учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты 1:
Анкета 1.
Определение уровня умения самостоятельно работать с учебным текстом
№ | вопрос | ответ |
1. | Готовясь к занятию, составляете ли Вы план ответа? | |
2. | Умеете ли Вы выделять главное в содержании? | |
3. | Умеете ли определить главное в тексте? | |
4. | Какие приемы запоминания текстов знаете? | |
5. | Что нужно делать, чтобы быть внимательным? | |
6. | С каким текстом, книжным или компьютерным легче работать? |
Во время подготовки к занятиям только 6% учащихся составляют план ответа, так как не связывают составление плана с приемом осмысления и запоминания текста.
89% учащихся отметили, что они умеют выделять главное в содержании текста, однако не соотносят планирование с понятием «главное в содержании». Умение работать с текстом отметили 44% учащихся, не умение – 14%, работать с текстом могут с чьей-либо помощью -42% учащихся.
96% школьников считаю главным в тексте его основную мысль, а не логическую основу содержания. Среди приемов запоминания текста учащиеся назвали:
- множественное прочтение текста;
- выделение новых терминов и понятий;
- ответы на вопросы в конце параграфа.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что учащимся необходимо учиться читать и активно воспринимать прочитанное.
Одной из особенностей, отличающей научно-популярный текст от художественного в том, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Приемы работы с научно-познавательным и художественным текстом отличаются. Практика прошлых лет показывает, что порой работа с текстом на уроках биологии сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания школьники затрудняются. Учащихся необходимо учить извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.
2. Определение уровня частных умений, включенных в общее умение работать с книгой было определено путем заполнения учащимися анкеты 2.
Анкета 2.
Перечень важнейших умений
№ | умение | Уровень умения | ||
Умею | слабо | Не умею | ||
1. | Умею понять и оценить новую информацию | |||
2. | Самостоятельно изучаю и усваиваю новые знания | |||
3. | Применяю новые знания на практике | |||
4. | Осознаю, как применять новые знания | |||
5. | Умею творчески мыслить | |||
6. | Умею находить нужную информацию | |||
7. | Умею делать выводы и аргументировать их |
Умею понять и оценить новую информацию 32% учащихся, большинство (58%) отметили способность понять, но не всегда дать оценку новой информации. 10% не могут понять и оценить новую информацию, им требуется помощь в разъяснении прочитанного.
Самостоятельно изучают и усваивают новые знания 14% опрошенных учеников, способность применить новые знания на практике осознанно отметили только 7% учеников.
Умение мыслить творчески отметили 25% школьников, слабо умею – 60%, не умею – 15%.,способность находить нужную информацию отметили 98%, умение делать выводы и аргументировать их – только 7%, умение делать вывод, но испытывать трудности при аргументации – 90%, не умеют – 3%.
Полученные результаты доказывают необходимость осуществления целенаправленной работы по развитию умения продуктивной работы с учебным текстом и литературой при обучении биологии.
Глава II. Формирование умения работать с учебным текстом и информацией в практике школьного биологического образования
2.1. Методика развития умений учащихся эффективно работать с учебным текстом и информацией на уроках биологии раздела «Человек»
(цель, содержание, методы, методические приемы, средства, диагностика).
2.2. Методические условия успешного формирования умений эффективной работы с учебным текстом и информацией
2.3. Экспериментальная проверка степени сформированности умений эффективно работать с учебным текстом и информацией
Заключение
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенова Н.И. Метапредметное содержание образовательных стандартов/Н.И. Аксенова// Педагогика:традиции и инновации:материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь, 2011 г.). Т.1. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – с.104-107
2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/Построение непрерывной сферы образования. – М.:АПК и ППРО, УМЦ, 2007 г.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-
4. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 класс. – М. : Просвещение, 2011.
5. Сафонова О.Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. (электронный ресурс): материалы пед.конф., Москва, 17.12.2010 г./науч. шк. А.В. Хуторского – М.: ЦДО «Эйдос», 2010.
6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования, 2010 г.
7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего (полного) общего образования, 2012 г.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская – М.: Просвещение, 2011 г.
9. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г. – http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm
Схема 1.
Модель методики развития исследовательских умений на уроках биологии
Социальный заказ | Гуманистическая парадигма | Возможности курса биологии |
Цель - развитие исследовательских умений в образовательном процессе по биологии | ||
Исследовательские умения — это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений. | ||
ПОДХОДЫ | ||
Личностный | Личностно-деятельностный | Деятельностный |
Учебное биологическое содержание | ||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | ||
Исследовательские умения | ||
КОМПОНЕНТЫ | ||
Мотивационный | Содержательный | Операционный |
Педагогические условия | |||||
ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ | |||||
Этапы развития исследовательского умения | |||||
Постановка цели | Знакомство с выполнением действия | Усвоение или восстановление знаний | Показ образца данного действия | Практическое овладение действием | Самостоятельное и систематическое упражнение |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Практические и лабораторные работы | Создание проблемных ситуаций | Выполнение практических заданий, решение проблемных задач | Исследова-тельские наблюдения и опыты | Поисковая беседа, дискуссий | Самонаблюдения | Свободное общение, обмен мнениями | Использование оборудования, средств, материалов для исследования. | Творческая самостоятельная работа | Фронтальная, групповая работа с классом |
Методы и приемы | |||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ | |||||||||
Дидактические средства |
Анкетирование | Тестирование | Творческие работы | Контрольные срезы | Наблюдения за учащимися |
Диагностика развития исследовательских умений | ||||
РЕЗУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ | ||||
Критерии развития исследовательских умений | ||||
Уровни развития исследовательских умений | ||||
Результат | ||||
Развитие исследовательских умений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Селекция растений"
Углубление знаний учащихся о селекции растений, формирование у них знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культур...
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.
Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разнообр...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии. Методическая разработка урока биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Водоросли"...
Разработка урока биологии на тему «Условия прорастания семян» для 6 класса учителя биологии ГБОУСОШ №68 Калиниского района Санкт-Петербурга
Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност...