Разработка урока биологии на тему «Условия прорастания семян» для 6 класса учителя биологии ГБОУСОШ №68 Калиниского района Санкт-Петербурга
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Сыч Татьяна Владимировна

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.

Задачи

Образовательные:

-систематизировать знания об  условиях прорастания семян;

- установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян;

-выработать умения по проведению наблюдений за опытами и объяснению  результатов.

Развивающие:

-развивать знания техники эксперимента, умения наблюдать за процессом проращивания, наблюдать результаты, делать выводы;

-развивать умения работать с различными источниками информации; проверять на практике верность теоретических знаний;

-развивать интеллектуальные умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные:

-воспитывать ответственность,   бережное отношение к природе;

- развивать  интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_klass.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока биологии

на тему «Условия прорастания семян» для 6 класса

учителя биологии ГБОУСОШ №68 Калиниского района Санкт-Петербурга

                 Тема «Условия прорастания семян»

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.

Задачи

Образовательные:

-систематизировать знания об  условиях прорастания семян;

- установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян;

-выработать умения по проведению наблюдений за опытами и объяснению  результатов.

Развивающие:

-развивать знания техники эксперимента, умения наблюдать за процессом проращивания, наблюдать результаты, делать выводы;

-развивать умения работать с различными источниками информации; проверять на практике верность теоретических знаний;

-развивать интеллектуальные умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные:

-воспитывать ответственность,   бережное отношение к природе;

- развивать  интерес к предмету.

Методика: выполнение самостоятельных исследований; ролевая игра; демонстрация результатов опытов,  прослушивание отрывков из музыкальных и литературных произведений.

Форма проведения: урок с включением лабораторного эксперимента на основе групповой формы работы.

Использование инновационных технологий: метод  проблемного обучения (проверка гипотезы при проведении  биологического эксперимента);

приёмы технологии развития критического мышления  (логические цепочки, синквейн).

Оборудование: семена фасоли,  проросток фасоли,

                             компьютер, проектор; презентация,

                             схемы, карточки  –  на каждую группу.

Планируемый результат: учащиеся изучают условия проращивания семян и понимают важность полученных знаний.

План урока:

  1. Стадия вызова.
  1. Логические цепочки
  2. Синквейн
  1. Стадия осмысления.
  1. Необходимость воды для прорастания семян.

Выступление членов творческой группы «АКВАтория».

  1. Необходимость  воздуха для прорастания семян.

Выступление членов творческой группы «Аэробы».

  1. Необходимость  определенной температуры  для прорастания семян.

Выступление членов  «Термогруппы».

  1. Необходимость света для прорастания семян.

Сообщение ученика.

  1. Правила хранения семян.

Сообщение ученика.

  1. Стадия рефлексии.

1.Составление кластера по теме «Семя».

2.Опрос по цепочке.

       IV.       Подведение итогов. Выставление отметок.

  1.    Домашнее задание.

Ход урока:

- Ребята, сегодняшний урок я начну  такими словами:

«Пусть  я  мало,  во мне  сокрыта  тайна,
Для новой  жизни я  начало из  начал…»

- О чем эти строки? (о семени)

- На прошлом уроке  мы  заглянули  внутрь семени и познакомились со всеми его частями. Предлагаю вам вспомнить  строение семян.

I. Вызов

1. Логические цепочки.

Внимательно  прочитайте  начало  каждого  высказывания в 1-ой графе таблицы. Расставьте карточки в строчках 2-ой графы так, чтобы получились правильные, законченные   по смыслу  высказывания.

Начало высказывания

Окончание высказывания

семенная кожура служит для

защиты семени от механических  повреждений и чрезмерного высыхания

Семяножка соединяет

 незрелое семя  со стенкой плода

Из зародышевой почечки

развивается надземный стебелек с листьями

стебелек      

выносит на поверхность почвы семядоли

Из зародышевого корешка

развивается главный корень растения

Через микропиле

внутрь семени проникает вода и воздух

Фасоль и горох

относят к двудольным растениям

Запасные питательные вещества у фасоли

находятся в семядолях

В семени пшеницы

одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме

2. Синквейн

-Дома вы выполняли творческое задание -  составляли синквейн  по теме «Семя».

Пришло время проявить  свои таланты и способности.

Ученики по очереди   представляют синквейны.

Пример:

семя
половое, растительное
расселяется, развивается, размножается
развившаяся после оплодотворения семяпочка, имеющая внутри себя зародыш, покровы и запасные питательные вещества
орган размножения растений

Обобщение  учителя:

- Итак, семя - орган  размножения  цветкового  растения. В зависимости от строения семян, все цветковые растения делятся на два класса: Однодольные и Двудольные.

Жизнь цветкового растения начинается с семени.

II.Осмысление

Звучит музыка. На фоне  музыки -  стихи:

«В семени сила сокрыта была; в оболочке согнувшись,

Члены растенья все были готовы давно –

Корень, и стебель, и лист, но бесцветны  и полуразвиты,

Скрытую, тайную жизнь зёрна сухие хранят»          Иоганн Вольфганг Гёте

- Как вы понимаете слова   великого немецкого поэта и мыслителя?

- Но «тайную жизнь» сухие семена могут хранить длительное время!

- «При тушении пожара в Британском музее намокли семена бобов, привезённые в Англию из Китая в 1793 году. Через месяц некоторые семена, пролежавшие на витрине 147 лет, проросли».

- «При раскопках в окрестностях Токио, на глубине 7 метров,  были найдены семена лотоса. Посаженные в почву, они проросли, зацвели и дали плоды. Возраст семян, который был определён  с помощью радиоактивного  угля, равен 3075 годам».

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- До какого момента сохраняется «тайная жизнь» семян?

- При каких условиях из маленького, как будто безжизненного семени,  вырастает большое, красивое, полное жизни растение?

(Демонстрирую семя фасоли и растение, выращенное из семени)

Запись темы урока.

-Но сегодня у нас не простой урок. Сегодня мы с вами – члены лаборатории «Эврика», и вы здесь – не просто ученики, а исследователи.

- Ребята, а что означает слово «эврика»?

- Древнегреческий ученый Архимед, кроме многочисленных математических и прочих трудов, обогатил нашу жизнь  эти замечательным словом.  Именно так мы восклицаем, если находим долгожданный ответ на поставленный вопрос.

Вот и нам сегодня в нашей лаборатории  предстоит найти ответы на поставленные  вопросы.

- Итак, сегодня у нас работают 3 творческие группы специалистов, глубоко компетентных в своей области:

группа«АКВАтория»,

группа «Аэробы»,

 «Термогруппа».

-Каждая группа проделала большую предварительную работу и пришла к определенным выводам. Нам предстоит послушать выступления коллег, и по ходу их сделать записи в экспериментальных журналах (таблица и схема), которые есть у каждой творческой группы.

№ опыта

Условия

Вода

Воздух

Тепло

Результаты опыта

№ 1

№ 2

№ 3

№ 1,2,3

     -

+

+

+

       +

-

+

+

      +

 +

-

 +

Семена не проросли

 Семена не проросли

Семена не проросли

Семена проросли

    (таблица  и схема заполняются по ходу урока)

             Условия прорастания семян

        

- Что  такое прорастание семян?

Это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

Итак, слово юным биологам  творческой группы «АКВАтория».

Выступление  (рассказывают постановку опыта, демонстрируют его результаты, делают вывод).

Вывод:  для прорастания семян необходима вода.

По ходу выступления   демонстрируются слайды презентации  - рисунки с результатами опыта.

- А для чего необходима вода семенам?

- Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.

Семена многих овощных растений перед посевом замачивают, т.к. для прорастания их семян необходимо много воды, в то же время зерновки злаков прорастают при небольшом содержании воды в почве.

Для прорастания ржи необходимо 85% воды от их массы, пшеницы – 69%, кукурузы – 49%, а клевера красного – 145%.

- Итак, мы выслушали отчет  1-ой творческой группы. Как вы думаете, до конца ли они провели исследование? Есть ли вопросы к ним?

- А теперь предоставим слово   участникам  творческой группы «Аэробы».

Выступление  (рассказывают постановку опыта, демонстрируют его результаты, делают вывод).

Вывод:  вода в стакане не пропускала к семенам воздух. Семена (их зародыши)  погибли.

- Какой газ поглощают растения при дыхании? А выделяют?

-Зачем же нужен кислород?

-Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода энергия освобождается и используется зародышем для роста. Этот процесс сопровождается выделением тепла.

- Уважаемые экспериментаторы, есть ли вопросы ко второй творческой группе?

- А теперь давайте послушаем специалистов «Термогруппы».

Не  забывайте заполнять таблицу и схему. Внимательно слушаем и задаем вопросы.

Выступление (рассказывают об опыте и его результатах).

Сообщение ученика  о значении тепла для прорастания семян, необходимости разного значения температуры для разных семян.

 «Температура прорастания зависит от вида растения – рожь начинает прорастать при t = +1C, большинство растений прорастают при t = +10 – 15C, пшеница +3 – 5С; горох +1-3С; кукуруза +8 – 10С, огурцы +12 – 15С.                                                                                                                                                               Понятно, почему семена дыни или пальмы всходят при t = +25С, а пшеница – даже при +3С, ведь и взрослые растения привыкли к таким условиям».

Вывод: на прорастание семян влияют температурные условия. При проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.Одним растениям для прорастания их семян необходимо много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах.

-Многие семена быстро прорастают, если их подержать при пониженнойt- при 0С или -6С в песке, торфе или опилках. Этот процесс называется стратификацией.

Семена калины и ландыша прорастают только после длительной холодной стратификации, причём ландыш и то на вторую весну.

- А как вы думаете, ребята, свет необходим для прорастания семян?

Сейчас о влиянии света на прорастания семян нам расскажет…

Сообщение ученика.

«Некоторые семена прорастают только на свету - семена петуньи гибридной, череды, табака. Семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах прорастут при наличии света, но это, скорее, исключения. Для большей части семян присутствие света необязательно. Например, семена  подсолнечника могут прорастать как на свету, так и в темноте, потому что у них грубая, непрозрачная кожура плода не пропускает свет к зародышу, поэтому семя прорастает с одинаковой быстротой и в темноте, и на свету.

И, оказывается, некоторые семена относят только к темновсхожим, например, рыжик мелкоплодный не дает всходы на свету, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника, амарант».

- Итак, что вы записали в таблицы и схему. Какие условия необходимы для прорастания семян? (вода, воздух, тепло)

- Ребята, в адрес лаборатории пришло письмо с  таким текстом: 

 «Уважаемые  сотрудники лаборатории!  Скоро посевная пора, и я  решил прорастить семена для посева: в стакан с семенами налили немного воды, так чтобы вода не покрывала полностью семена; поставили в тёплое место. Были все условия, необходимые для прорастания семян – вода, воздух, тепло. Но вот результат: одни семена проросли, другие – нет. Подскажите, пожалуйста, в чем проблема, а то боюсь остаться без урожая и сытной зимовки.  Заранее Вам  благодарен, Вася Забывакин» 

- Как вы думаете, почему не все семена  у Васи проросли?

- Для  того, чтобы семена проросли, необходим живой зародыш. Семена с живым зародышем  называются всхожими.

- Не все семена обладают способностью прорастать сразу после созревания. Семена яблони, клёна и других растений нуждаются в длительном периоде покоя. Благодаря этому кратковременные зимние оттепели не вызывают прорастания семян, иначе проростки могли бы погибнуть при первом заморозке, т.е. период покоя даёт возможность пережить неблагоприятные условия жизни.

- Спасибо вам,  юные биологи. Больше нет никаких дополнений? К какому выводу мы пришли?

                                 

                                   Условия прорастания семян

         вода

         кислород      

       

определенная температура

   

 живой      

  зародыш

(Проверка таблицы и схемы)

- Для прорастания семян необходимы условия: вода, кислород воздуха, определенная температура  и наличие живого зародыша.

- А какое практическое значение имеют эти знания?

-Зная условия прорастания семян, можно во время хранения их создавать условия, препятствующие их прорастанию.

- А как правильно хранить семена  в домашних условиях?

Сообщение ученика  об условиях хранения семян:

«В домашних условиях семена хранят в прохладном и сухом месте, в деревянных или жестяных коробках, бумажных пакетах; семена с твёрдыми оболочками часто хранят в песке. В ящики на дно насыпают песок, затем кладут слой семян, снова песок и т.д. На зиму ящики зарывают в землю на глубину 25 – 30 см. или ставят в сарай и накрывают соломой».

- И скоро наступит время посева культурных растений. Знания, полученные сегодня, нам, конечно, помогут. Но у меня возник ещё вопрос. Люди говорят: «От плохого семени не жди хорошего племени». А как определить – хорошиеили плохие семена я взяла для посева, ведь по внешнему виду это не определить?

- Мало убедиться в том, что семена имеют хороший внешний вид: не повреждены, не потемнели, не потеряли блеска.Чтобы быть уверенным в качестве семян, их надо проверить на всхожесть. Как быстро определить качество семян? Часть имеющихся у вас семян нужно опустить в воду. Всплывшие семена отбросить, а потонувшие можно использовать для посева.

III.Рефлексия

1.Составление кластера по теме «Семя»

2. Опрос по цепочке.

Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и предаётся другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

- «Зададим вопрос самому растению», - любил говорить К.А. Тимирязев, когда надо было узнать что-то о жизни исследуемого им растительного организма, - «Растение безгласно, немо, но исследователь ставит его в такие условия, в которых оно даёт ответ разными проявлениями жизни».

Вот и сегодня мы смогли ответить на многие вопросы с помощью опытов с семенами.

Выводы  по уроку:

- Семя  - орган размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий жизни у семенных растений.

-При благоприятных условиях семена прорастают и дают начало новому растению.

-Знания об условиях прорастания семян необходимы человеку на практике.

  • Ребята, что  сегодня на уроке было главным?
  • Что было интересным?
  • Что нового  вы сегодня узнали?
  • Чему  вы научились?
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(на один и тот  же вопрос  отвечают  несколько человек)

- Закончить урок  я хочу стихотворением:

«На мертвых травах снег лежит давно, 
А их метелки семя сохранили, 
И в снег, живое, падает оно, 
И в лед вмерзает, чистое от пыли. 
Все снежная скрывает пелена, 
Как будто мир затих от потрясений. 
Земля уснула, семенем полна, 
Чтобы проснуться в зелени весенней…» 
(П.Комаров) 

- Весна – восхитительное время года. Скоро мы будем свидетелями   набухания почек на деревьях, буйного прорастания зелени. Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию.

Давайте порадуемся приходу весны и улыбнемся долгожданному солнышку.

IV. Подведение итогов. Выставление отметок.

V. Домашнее задание:  п.11, подобрать загадки, пословицы по теме «Семя».

- На доске прикреплено два солнца с  разными настроениями. Уходя с урока, прикрепите свои лучики к тому, которое наиболее близко к вашему  настроению.

Ссылки на ресурсы Интернет: ppt4web.ru

        All-presentations.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по биологии на тему: "Условия прорастания семян"

Презентацию выполнила учитель высшей категории Севостьянова Г.А.МБОУ «СОШ № 1 им. Б.Н.Куликова»Г. Семикаракорск...

Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"

Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...

Разработка урока биологии для 6 класса: прорастание семян.

Данный материал является примером урока-практикума. на котором учащиеся не только демонстрируют и углубляют свои теоретические знания по теме "Семя. Его строение и значение для растения", но и практик...

Урок-исследование на тему "Условия прорастания семян" в 6 классе

Урок-исследование на тему "Условия прорастания семян" в 6 классе...

Конспект урока по биологии по теме: "Условия прорастания семян" (6 класс)

Конспект урока с использовнием технологий ЛОО...

Современный урок по биологии в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Условия прорастания семян" 6 класс

ull;Современное образование в России перешло на ФГОС второго поколения, в основу которого положена новая идеология.•Целью современного образования становится развитие учащегося, как субъекта по...