Методическая разработка урока по биологии в 8 классе "Регуляция пищеварения"
план-конспект занятия по биологии (8 класс) по теме
Методическая разработка урока по биологии в 8 классе "Регуляция пищеварения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_konspekt_regulyatsiya_pishchevareniya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №3 г.Гусь-Хрустальный
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
МБОУ «СОШ №3»
г. Гусь-Хрустальный
Согласовано: на заседании школьного МО учителей___________________________ Протокол №____ от «__ »_________________2014г. Руководитель МО______________ /__________________/ ФИО | Утверждено: Директор школы ____________ /Погорелова М.Ю./ Дата утверждения: «__ »_________________2014г. |
Методическая разработка
Урок биологии в 8 классе «Регуляция пищеварения»
Составитель:
Борзенко Регина Юрьевна,
учитель биологии МБОУ «СОШ №3»
2014
ТЕМА УРОКА: Регуляция пищеварения.
8 класс
Борзенко Регина Юрьевна
Комбинированный урок.
Тема урока: Регуляция пищеварения.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о регуляции пищеварения и ее особенностях в разных отделах желудочно – кишечного тракта.
Задачи:
1. Образовательные: Давать определения понятиям: Фистула, безусловные рефлексы, условные рефлексы, мнимое кормление, гуморальное сокоотделение желудочных желез.
2. Воспитательные: Продолжить формировать представления о гигиенических условиях нормального пищеварения и здорового образа жизни , развивать навыки межличностного общения, инициативу, творческую активность
3. Развивающие: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; целеустремлённость, самоконтроль и самооценка; уметь управлять своей познавательной деятельностью, владеть универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, эксперимент;- уметь составлять целое из частей;- устанавливать причинно-следственные связи;- уметь проводить информационно-смысловой анализ текста;- уметь корректно вести диалог, участвовать в дискуссии;- уметь сотрудничать с одноклассниками в поиске необходимой информации
Оборудование и материалы: таблицы «Регуляция пищеварения», «Строение пищеварительной системы человека», «Строение стенки тонкого кишечника»,
Базовые понятия и термины: нейрогуморальная регуляция, условный рефлекс, безусловный рефлекс, гастрин, серетонин, фистула, мнимое кормление.
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный этап ………………………………………………………. .2 мин
Контроль ранее изученного…………………………………………… …12мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. ..2мин
Изучение нового материала ……………………… 20мин
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся ………… ….8 мин
Подведение итогов урока ……………………… .1 мин
Домашнее задание……………………………………………………… ….1мин.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль ранее изученного.
Письменная работа. Заполнить таблицу:
Место выработки фермента | Фермент | Субстрат (вещество, на которое действует фермент) | Продукты расщепления | Пищеварительный сок |
птиалин | ||||
амилаза | ||||
трипсин | ||||
липаза |
.
3.Актуализация опорных знаний.
Беседа с учащимися
1.Вспомните, какие системы регулируют физиологические функции организма?
Объявление цели: целью нашего сегодняшнего урока будет изучение принципов регуляции процесса пищеварения.
4. Изучение нового материала. Работа в парах.
Инструкция к выполнению задания по смысловому чтению:
1. Изучите текст параграфа 34
1 ряд: составьте конспект параграфа 34
2 ряд: выписать основные понятия текста
3 ряд: определите главные мысли каждого абзаца.
Ответьте на вопросы перед параграфом 34.
5. Беседа с учащимися по вопросам параграфа.
6. Объяснение учителя. Учащиеся конспектируют.
Первая фаза секреции является результатом действия комплекса условных и безусловных раздражителей, предшествующих попаданию пищи в желудок (вид и запах пищи, разговоры о ней). Выделяемый в этой фазе желудочный сок называют запальным, или аппетитным. Он подготавливает желудок к восприятию пищи.
Нервная регуляция желудочного сокоотделения
- условно-рефлекторная регуляция осуществляется с участием коры больших полушарий головного мозга.
- Вид и запах пищи вызывает выделение желудочного сока
- Шум, посторонние разговоры, чтение тормозят пищеварительные рефлексы.
- Стресс, раздражение, ярость приводят к усилению, а страх и тоска к торможению как секреции, так и моторики желудка.
- Безусловно-рефлекторное выделение желудочного сока
- Импульсы от рецепторов ротовой полости и желудка проводятся в продолговатый мозг
- От продолговатого мозга импульсы идут к железам желудка по блуждающему нерву (парасимпатическая нервная система).
- Приправы, соль, перец, горчица усиливают возбуждение рецепторов ротовой полости и желудка, улучшая аппетит
- Неприятные ощущения голода связаны с усиленным сокращением стенок желудка, что стимулирует к действиям по утолению чувства голода.
- Сигналы о насыщении поступают в головной мозг с опозданием в 20 минут (это связано с гуморальным механизмом возникновения чувства насыщения, центры насыщения и голода находятся в гипоталамусе).
- при быстрой еде существует опасность переедания. Тогда пищеварительные соки не успевают переработать большое количество пищи, затрудняется перистальтика кишечника, т.е. нарушается пищеварение
- Лучше есть медленно и понемногу 4 раза в день. При этом завтрак должен содержать 25% всей дневной нормы, Обед 50%, полдник 15%, ужин 10%.
Вторая фаза секреции - желудочная, или нейрогуморальная, - обусловлена раздражением пищей рецепторов слизистой оболочки желудка в результате механического и химического воздействия на них. Ведущую регуляторную роль в этой фазе играет гормон гастрин, вырабатываемый некоторыми клетками слизистой оболочки желудка. Он активирует секрецию желудочного сока и регулирует двигательную активность желудка и кишечника. Сильное возбуждающее действие на желудочную секрецию оказывают вещества, содержащиеся в отварах мясной и овощной пищи. Жиры тормозят сокоотделение, поэтому жирная пища переваривается значительно дольше (8-10 ч), чем другие ее виды (3-4 ч).
Центры слюноотделения и отделения желудочного сока - в продолговатом мозге.
Безусловные рефлексы (врожденные)
слюноотделение при раздражении пищей рецепторов языка и слизистой рта
мнимое кормление - отделение желудочного сока при попадании пищи в ротовую полость (фистула - искусственное отверстие для выведения наружу продуктов, находящихся в полостях или железах)
Условные рефлексы
выделение слюны и желудочного сока до кормления на вид и запах пищи
Гуморальная регуляция желудочного сокоотделения
рефлекторное отделение желудочного сока - 2 часа
переваривание пищи в желудке - 4-8 часов
5. Закрепление и систематизация знаний : синквейн
6. Подведение итогов урока и домашнее задание параграф 34.
Ответьте письменно на вопрос: Какую роль сыграли методы Павлова И.П. в изучении вопросов физиологии питания?
Борзенко Р.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....
Методическая разработка урока по биологии "Белки"
Предварительное определение уровня знаний по теме "Белки"; презентация "Белки"; строение, классификация по составу, структура, физические и химические свойства белков; закрепление....
Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»
Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»
Методическая разработка (Технологическая карта) урока по биологии в 5 классе Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в технологии развития критическ...
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...
Методическая разработка урока по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе. Тема: «Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов».
Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Данный урок составлен на основе авторской программы Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева под редакцией В.В...
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"...