Рабочая программа по биологии для 8 класса «Человек», автор Н.И. Сонина.
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Базисного учебного плана, утверждённого приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004, примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек», автор Н.И. Сонина. М.: Дрофа 2009 г.
Глобальной целью биологического образования является формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии, человеке как биосоциальном существе.
Задачи:
- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
- работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
- оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
При составлении рабочей программы в основную программу изменения не вносились.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий: многообразие и эволюция органического мира; биологическая природа и социальная сущность человека; уровневая организация живой природы.
Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарногигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и предполагает блочный принцип построения курса. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные и практические работы.
Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная система. В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с учащимися: проектная работа; подготовка сообщений/ рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических и лабораторных работ. Виды и формы контроля: фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
Учебно-тематический план
Название темы | ||
Количество часов | Практические и лабораторные работы | |
Тема 1. Человек как биологический вид. | 2 | |
Тема 2. Происхождение человека | 2 | |
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека | 1 | |
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 5 | Практическая работа.1 «Строение тканей». Практическая работа 2. «Распознавание органов» |
Тема 5. Координация и регуляция | 10 | Практическая работа3. «Изучение головного мозга человека» (по муляжам). Практическая работа 4 «Изучение изменения размера зрачка». |
Тема 6. Опора и движение | 8 | Практическая работа.5 «Измерение массы и роста». Практическая работа 6. «Изучение внешнего строения костей». Практическая работа.7 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц». |
Тема 7. Внутренняя среда организма | 3 | Лабораторная работа 8 «Изучение строения крови». |
Тема 8. Транспорт веществ | 4 | Лабораторная работа. 9. «Измерение кровяного давления». Практическая работа 10. «Определение пульса» |
Тема 9. Дыхание | 6 | Практическая работа 11. «Измерение частоты дыхания» |
Тема 10. Пищеварение | 5 | Лабораторная работа. 12 «Воздействие слюны на крахмал». Практическая работа13 «Определение норм рационального питания». |
Тема 11. Обмен веществ и энергии | 2 | |
Тема 12. Выделение | 2 | |
Тома 13. Покровы тела | 4 | |
Тема 14. Размножение и развитие | 3 | |
Тема 15. Высшая нервная деятельность | 6 | |
Тема 16. Человек и его здоровье | 5 | Практическая работа. 14 «Первая помощь при капиллярном, артериальном и венозном кровотечениях» Практическая работа.15 «Анализ факторов среды» |
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Человек.8 класс» - М.: Дрофа, 2008.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1 . Человек как биологический вид.
Место человека в системе органического мира. Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Тема 2. Происхождение человека
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
1)Изучение микроскопического строения тканей.
2)Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Тема 5. Координация и регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Лабораторные и практические работы
3)Изучение головного мозга человека (по муляжам).
4)Изучение изменения размера зрачка.
Тема 6. Опора и движение
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
5)Изучение внешнего строения костей.
6)Измерение массы и роста своего организма.
7)Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Тема 7. Внутренняя среда организма
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Лабораторная работа
8)Изучение микроскопического строения крови.
Тема 8. Транспорт веществ
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Лабораторные и практические работы: 9) Измерение кровяного давления.
10) Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Тема 9. Дыхание
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Практическая работа
11)Определение частоты дыхания.
Тема 10. Пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Лабораторные и практические работы
12)Воздействие слюны на крахмал.
13)Определение норм рационального питания.
Тема 11. Обмен веществ и энергии
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Тема 13. Покровы тела
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Тема 14. Размножение и развитие
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы
14)Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
15)Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
- особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;
- строение и функции основных тканей и систем органов;
- функциональные системы организма;
- значение гомеостаза внутренней среды организма;
- об обмене веществ, его значении и видах;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;
- строение и функции анализаторов;
- механизмы ВНД;
- функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
- особенности индивидуального развития человека;
- правила личной гигиены;
- причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;
- о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.
уметь:
- распознавать органы и их топографию;
- оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
- измерять кровяное давление и частоту пульса;
- давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;
- работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- -оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Выпускник научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- выделять эстетические достоинства человеческого тела;
- реализовывать установки здорового образа жизни;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная литература | Базовый учебник | Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Человек.8 класс» - М.: Дрофа, 2008. |
Учебно-методическая литература | Программа для общеобразовательных учреждений . М: Дрофа, 2009 г Драгомилов А. Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. М.: Вентана Граф, 2012 Краева Е.В. Тесты по биологии. Москва. Экзамен. 2008 | |
Дополнительная литература | Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 2008 Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 2008 Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 2011 Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2009 | |
Электронные ресурсы | Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru – Научные новости биологии www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. Авторские мультимедийные презентации: Зрительный анализатор. История развития знаний о строении и функциях организма человека. Клеточное строение тела человека. Место человека в системе органического мира. Биологические ритмы. Сон. Высшая нервная деятельность. Поведение человека. Рефлексы. Строение и функции крови. Форменные элементы крови (ФЭК) Группы крови Живая крепость. Иммунитет. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. Болезни органов дыхания и их предупреждение Спинной мозг. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат. Мышцы человека. Пищеварение. Ткани. Органы кровообращения Работа сердца. Движение крови по сосудам | |
Оборудование и приборы | Персональный компьютер, Проектор, Экран Микроскопы. Набор микропрепаратов по анатомии, зоологии. Печатные пособия. Набор таблиц «Человек» Комплект лабораторного оборудования Модели (головной мозг, скелет, сердце, торс человека, орган зрения, почки) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
поурочное планирование биология 8 класс Человек авторы: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин
Модульное поурочное ланирование по курсу биология 8 класс...
рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образова...
рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику Н.И.Сонина
· Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы ос...
рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для ...
рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для ...
Рабочая программа по биологии, 8 класс по УМК Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 ...
рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонин.
В рабочей программе прописаны составляющие качества образования. ...