Тема урока: Многообразие рыб.
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Черты их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды и их значение; продолжить формирование умений выделить главные признаки в характеристике животных, заполнить таблицу, узнавать основных изученных рыб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobrazie_ryb.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Многообразие рыб (систематические и экологические группы рыб).
Цели урока: Показать многообразие рыб. Черты их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды и их значение; продолжить формирование умений выделить главные признаки в характеристике животных, заполнить таблицу, узнавать основных изученных рыб.
Оборудование: рисунки, фотографии рыб, таблицы, видеофильм «Жизнь рыб».
Ход урока
- Организационный момент
- Активизация знаний по теме «Размножение и развитие рыб»
- Решение биологических задач
- Большинство рыб откладывает огромное количество икринок. Треска, например, около 7 млн., сазан – до 1,5 млн., щука – до 1 млн. Вместе с тем имеются рыбы, которые мечут несколько сотен или десятков икринок. Какие это рыбы и как они могли сохраниться в природе при небольшой плодовитости?
- Пресноводная рыба горчак обитает в реках и озёрах, в которых живут двустворчатые моллюски (перловицы и беззубки). Как можно объяснить такое явление?
- Некоторые виды рыб проходят к местам нереста тысячи километров из морей в реки. При этом они сильно худеют, повреждают тело, а после икрометания гибнут. Что заставляет, например, киту и горбушу, живущих в Тихом океане, идти на нерест в мелкие речки побережья Дальнего Востока?
- Индивидуальная работа по карточкам.
Заполните пропуски в тексте:
Рыбы … животные и имеют … половые железы. У самцов они называются … , у самок - … . В яичниках созревают … , в семенниках … . Период размножения рыб называется … . Оплодотворение у большинства рыб … , хотя встречаются рыбы, у которых оплодотворение … , например, акулы. После оплодотворения в … развивается … . Вещества, необходимые для питания зародыша, содержатся в … .
- Изобразите развитие рыб схематически. Подпишите каждую стадию.
- Чем личинка рыбы отличается от малька?
- Работа с терминами.
- Написать на доске термины по теме «Размножение и развитие рыб».
Нерест, забота о потомстве, наружное оплодотворение, раздельнополые животные, миграция, проходные рыбы, половой диморфизм, желточный мешок, яичники, сперматозоиды, семенники, икринки.
б) Определите очерёдность применения терминов при составлении рассказа о размножении и развитии рыб.
в) Составьте логически связанный рассказ, применяя термины (работа в группах).
III. Изучение нового материала
Систематические группы – группы животных, сходных по систематическим признакам (строение и происхождение). От слова «систематика» - наука о многообразии живых организмов, которая занимается распределением их на группы по степени их родства.
Экологические группы – группы животных, сходных по месту и условиям обитания, которые определённым образом приспособлены к факторам среды.
- На какие систематические группы делятся рыбы? Что лежит в основе этого деления?
- На какие экологические группы делятся рыбы? Как они приспособлены к условиям обитания?
Учащиеся знакомятся с текстом § 34, и учитель обращает внимание учащихся на то, как важно и интересно знать систематическое положение рыбы и её черты приспособленности к среде обитания.
Поэтому сегодняшний разговор мы построим так, чтобы рассмотреть параллельно оба эти вопроса.
Учащиеся, работая с текстом, помогают учителю построить схему классификации рыб.
Тип | Хордовые | ||||
Подтип | Позвоночные, или Черепные | ||||
Надкласс | Рыбы | ||||
Класс | Хрящевые рыбы | Костные рыбы | |||
Подкласс | Лучепёрые | Костнохрящевые | Кистепёрые | Двоякодышащие | |
Отряд | Акулы Скаты | Сельдеобразные Карпообразные Тресковые Камбалообразные | Осетровые |
Более двадцати тысяч видов рыб населяют водоёмы земного шара. В солёной воде и в пресной, в высокогорных озёрах и на огромных океанских глубинах, в холодных северных и тёплых тропических морях – везде мы встречаем многочисленных представителей этой группы позвоночных животных. И хотя они все живут в воде, условия обитания их очень различны. В связи с этим у рыб выработались разнообразные приспособления, которые делают одних непохожими на других и по внешнему виду, и по образу жизни.
Учащиеся в тетради готовят таблицу «Характеристика некоторых групп рыб» по материалам видеофильма «Жизнь рыб», сообщениям («Акулы», «Скаты», «Камбалообразные»), подготовленным учениками, и рассказа учителя.
Систематические группы рыб | Признаки групп | Представители | Значение в природе и жизни человека |
Подведём итоги нашей работы на сегодняшнем уроке.
Выводы:
- Все рыбы делятся на две группы: хрящевые и костные, отличающиеся друг от друга по ряду признаков.
- Класс костные рыбы делится в свою очередь на четыре подкласса. Лучепёрые – это подкласс, включающий в себя наших обычных рыб, представителей отрядов карпообразных, камбалообразных и других.
- Рыбы отличаются друг от друга по форме тела, что во многом зависит от места обитания; по способу передвижения, виду пищи и способам её добывания.
IV. Задание на закрепление
- Закончите предложение. Что делают с пищей эти рыбы?
Известно, что окунь глотает свою пищу целиком, затем пища попадает в объёмистый желудок, а вот карась, плотва, лещ … .
- «Третий лишний». Кто из тройки названных рыб лишний? Почему?
Речной окунь, щука, карп.
Скат, камбала, акула.
V. Домашнее задание
§ 34, признаки систематических групп рыб.
Индивидуальные задания: подготовка сообщений «Сельдеобразные», «Лососевые», «Трескообразные», «Осетровые».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 7-«а» и 7-«б» классах (сдвоенный). Тема урока: Многообразие воплощения образа.
Урок в 7-«а» и 7-«б» классах (сдвоенный).Тема урока: Многообразие воплощения образа.Тип урока: Урок-этюдЦель: Развитие эмоциональной сферы, интеллекта. Помочь понять детям смысл своей деятельнос...
Тема урока "Многообразие форм живых организмов, их роль в природе" биология – 9 класс
Тестовая работа №2. "Уровни организации жизни"...
биология-6 класс Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″ (по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)
биология-6 классТема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″(по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель: Изучить жи...
Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″
Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...
Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»
Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...
Тема урока: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.
Конспект урока по биологии по теме: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.7 класс (по концентрическому принципу ФГОС)Учебник «Биология:Многообразие жи...
Урок по биологии 5 класс. Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие.
Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие....