Тема урока: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Селезнева Елена Васильевна

Конспект урока по биологии по теме: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.

7 класс (по концентрическому принципу ФГОС)

Учебник «Биология:Многообразие живых организмов.7кл.:В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.-М.: Дрофа, 2014»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.

Цель: расширить знания о многообразии кольчатых червей;

 познакомиться с характерными особенностями представителей классов типа Кольчатые черви; раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Оборудование: учебник «Биология:Многообразие живых организмов.7кл.:В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.-М.: Дрофа, 2014» (построенный по концентрическому принципу), телевизор, видеофильм «Тип Кольчатые черви», мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Учитель:  - организационный момент;

                  - тема урока (запись в тетрадь);

                 - постановка (самостоятельно) цели урока.

I. Актуализация знаний

1. Общая характеристика типа Кольчатые черви: \ответ\

     - Трехслойные целомические многоклеточные животные

     - Двусторонне-симметричные

     - Метамерная  сегментация  тела

     - Нервная система состоит из парного надглоточного ганглия с брюшной нервной цепочкой

     - Органы выделения-нефридии-расположены  посегментно

     - Эктодерма  выделяет кутикулу

     - Имеются хитиновые щетинки, расположенные посегментно (кроме пиявок)

     - Кровеносная система замкнутая .

2. Выполнение задания \через проектор\

Задание

Выпишите по порядку цифры, за которыми приведены сведения о типе кольчатые черви:

  1. Тело плоское
  2. Тело двусторонне-симметричное
  3. Тело асимметричное
  4. Кровеносная система отсутствует
  5. Кровеносная система незамкнутая
  6. Кровеносная система замкнутая
  7. Имеется брюшная нервная цепочка
  8. Нервная система состоит из парного надглоточного ганглия и брюшной нервной цепочки
  9. Одноклеточные животные
  10. Многоклеточные животные
  11. Двуслойные  животные
  12. Трехслойные животные

                      Ответ: 2,6,8,10,12 \через проектор\

Учитель: Оцените себя и выставьте оценку.

II. Изучение нового материала

Учитель:  Переходим к изучению новой темы(запись в тетради). Каковы цели нашего урока? Предлагаю просмотреть видеофрагмент фильма «Тип Кольчатые черви», выделить и обратить внимание на следующие моменты:

  1. Классификация типа Кольчатые черви.
  2. Представители классов, их многообразие.
  3. Среда их обитания.
  4. Особенности жизнедеятельности:

                - строение

                - передвижение

                - питание

               - размножение.

5. Значение животных в природе и в жизни человека

Учитель: Предлагаю более детально в группах / используйте фрагменты видеофильма/ познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности представителей классов типа Кольчатые черви (работа в группах) и заполнить таблицу, прочитав статьи на стр.125-131 (7-8 мин.). /У обучающихся пустографка/. Защита конспекта своей группы и полное ее заполнение /через проектор/.

Схема-конспект

Признак сравнения

Класс многощетинковые черви (нереида)

Класс малощетинковые черви (дождевой червь)

Класс Пиявки

1.Местообитание

Морские водоемы

почвы

Пресные водоемы

2.Образ жизни

свободный

свободный

Паразитический (эктопаразит)

3.Наличие параподий

есть

4. Щетинки

много

4 пучка по 2 щетинки

5.Наличие головы

есть

Обособлена слабо

Обособлена слабо

6.Размножение

раздельнополые

гермафродиты

гермафродиты

7.Оплодотворение

Наружное

перекрестное

перекрестное

8.Роль в природе и жизни человека

Фильтруют воду, служат пищей для животных, санитары водоемов, есть паразиты

Участвуют в почвообразовании, очищают воду, корм для животных

Индикаторы чистоты воды, в медицине при лечении заболеваний, хищники,  паразиты

III. Задание на дом: статьи на стр. 125-131. Нарисовать представителей классов (на листе А4, по группам) / для обучающихся архитектурного профиля /. Презентации (по желанию). Дайте систематическое положение виду дождевой червь ( империя, надцарство, царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид (червь дождевой).

IV. Рефлексия

Учитель: На этапе закрепления материала выполняем лабораторную работу (5 мин.). \ Рисунки 7 представителей, определить вид и подписать /. Проверка и оценивание / все обучающиеся получили отметки по итогам работы во время урока/.

Мы достигли цели урока? Что нового вы узнали по данной теме?

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 7-«а» и 7-«б» классах (сдвоенный). Тема урока: Многообразие воплощения образа.

Урок в 7-«а» и 7-«б» классах (сдвоенный).Тема урока: Многообразие воплощения образа.Тип урока: Урок-этюдЦель:  Развитие эмоциональной сферы, интеллекта. Помочь понять детям смысл своей деятельнос...

Урок по УМК "Сферы" в 7 кл. "Кольчатые черви"

Урок когнитивного типа, объяснительно-иллюстративного вида с элементами исследования. На уроке используется групповая работа учащихся с электронным учебником УМК "Сферы"...

Тема урока: Многообразие рыб.

Черты их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды и их значение; продолжить формирование умений выделить главные признаки в характеристике животных, заполнить таблицу, узнавать осно...

биология-6 класс Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″ (по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)

биология-6 классТема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″(по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель: Изучить жи...

Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»

Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...

Разработка урока по теме «Классы кольчецов. Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки.» Биология 8 класс.

Развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследов...