Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Цели урока:

Содержательная  (предметные результаты):

- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;

Деятельностная:

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные)

-повысить интерес учащихся к изучению биологии

- учить работать в малых группах;

- воспитывать толерантность и бережное отношение к природе.

Личностные результаты:

Личностные УУД

1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

2.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

3. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды- гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные

1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока)

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Составлять (в группе) план решения проблемы.

Материалы и оборудование:

Оценочные листы на каждую группу, биологическое лото ( вопросы и ответы); на демонстрационном столе: молоко, квашеная капуста, дрожжевое тесто, трутовик, мукор, лакмус, корень бобовых растений, клубень картофеля, гербарный экземпляр лишайника.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

биология – 5  класс

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:

Содержательная  (предметные результаты):

- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;

Деятельностная:

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные)

-повысить интерес учащихся к изучению биологии

- учить работать в малых группах;

- воспитывать толерантность и бережное отношение к природе.

Личностные результаты:

Личностные УУД

1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

2.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

3. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды- гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные

1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока)

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Составлять (в группе) план решения проблемы.

Материалы и оборудование:

Оценочные листы на каждую группу, биологическое лото ( вопросы и ответы); на демонстрационном столе: молоко, квашеная капуста, дрожжевое тесто, трутовик, мукор, лакмус, корень бобовых растений, клубень картофеля, гербарный экземпляр лишайника.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

          УУД

1.Мотивация

(самоопреде-ление)

к  учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределе-ние

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 Актуализация знаний

 Мы закончили изучать тему « Многообразие живых организмов» А сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир этих живых организмов, как велико их значение в природе и какую важную роль они играют в жизни человека.

Работа будет проходить в группах, которые называются «Животные», «Растения», «Бактерии», «Грибы» и «Лишайники», по этапам. Оценивать работу каждой группы будет консультант, который в оценочном листе будет фиксировать баллы, заработанные как всей группой, так и отдельными учениками.

Учащиеся слушают информацию

Коммуникатив-ные:

Умение слушать и вступать в диалог.

3.Обощение и систематизация знаний.

1 этап

                 «Зарядка для ума»

Вопросы задает учитель. За правильный ответ – 1 балл.

1. Сожительство двух организмов, полезное обоим. (Симбиоз.)
2. Процесс образования органических веществ в зеленых частях растения на свету.            (
Фотосинтез.)
3. Плесень, из которой впервые получили лекарство. (
Пеницилл.)
4. Организмы, которые питаются органическими веществами других живых организмов. (
Паразиты.)
5. Доядерные организмы. (
Бактерии.)
6. Грибы – это растения или животные? (
Эти организмы образуют отдельное царство.)
7. Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов. (
Сапрофиты.)
8. Грибы, которые используют в хлебопечении. (
Дрожжи)

Учащиеся работают в группах, отвечают на вопросы.

Коммуникатив-ные:

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные:

Действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности.

2 этап

«Биологическое лото»

На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные) и карточка с алгоритмом действий. На игровом поле расположены название царства и шесть вопросов, отвечая на которые, ученики накрывают их карточками с ответами. Если на все вопросы даны правильные ответы, из букв на карточках с ответами должно сложиться кодовое слово. По завершении этапа каждая группа должна объяснить, что означает получившееся у нее кодовое слово, какое отношение оно имеет к изучаемой группе организмов.
Консультанты вместе с учителем проверяют правильность и быстроту выполнения задания и оценивают работу учащихся.

Алгоритм действий 

1. Рассмотрите игровое поле и внимательно прочитайте название царства, описания организмов и вопросы к этой группе организмов.

Игровое поле

Игровое поле

2. Прочитайте ответы на всех карточках.

3. Выберите шесть карточек с правильными ответами и разложите их на игровом поле. У вас должно получиться кодовое слово.

4. Обоснуйте свой выбор ответов и найдите общие черты, которые объединяют данные организмы.

5. На демонстрационном столе выберите предметы, которые отражают многообразие и роль организмов этой группы.

6. Дополните свой ответ о значении этих организмов в природе, их многообразии и использовании человеком материалами из сообщений, которые вы готовили дома, используя дополнительную литературу.

Группа «Бактерии»

Вопросы для игрового поля.

1. Бактерии, имеющие форму спирали.
2. Бактерии, имеющие форму шариков.
3. Острое инфекционное заболевание, для которого характерно воспаление нёбных миндалин (боль в горле, повышенная темперaтура тела).
4. Бактериальное желудочно-кишечное заболевание.
5. Инфекционное заболевание, наиболее распространенное у лошадей.
6. Сочный корм для сельскохозяйственных животных, приготовленный из зеленой массы кукурузы, подсолнечника; не подвергается гниению благодаря деятельности молочнокислых бактерий.

Ответы на лепестках.

Спириллы (А). Дизентерия (И). Сено (В). Кокки (Н). Сап (Н). Споры (У). Ангина (Г). Силос (А).

Кодовое слово – АНГИНА.

Группа «Грибы»

Вопросы для игрового поля.

1. Ядовитый гриб с красной шляпкой и белыми пятнами на ней.
2. Заболевание кожи, вызываемое различными возбудителями, в том числе и грибами-паразитами.
3. Сизая плесень, вырабатывающая антибиотик, широко используемый в медицине.
4. Плесень, которая поселяется на хлебе.
5. Пластинчатый съедобный гриб. Судя по его названию – его плодовые тела растут рядами.
6. Ядовитый гриб, похожий на шампиньон.

Ответы на лепестках.

Мухомор (Д). Рядовка (Ж). Подосиновик (Б). Лишай (Р). Бледная поганка (И). Пеницилл (О). Myкор (Ж). Боровик (В).

Кодовое слово – ДРОЖЖИ.

Группа «Лишайники»

Вопросы игрового поля.

1. Организм, который образуется при сожительстве гриба и водоросли.
2. Иное название оленьего мха.
3. Лишайник золотисто-желтого цвета, часто встречается на коре осин.
4. Как называется тело лишайника?
5. Иное название исландского мха.
6. Лишайники, которые имеют форму тонкой или толстой корочки.

Ответы на лепестках.

Лишайник (С). Ягель (И). Ксантория настенная (М). Слоевище (Б). Цетрария (И). Накипные (ОЗ). Кладония (Б). Листовидные (В).

Кодовое слово – СИМБИОЗ.

В конце этапа проводится беседа по следующим вопросам.

1. Что объединяет организмы в отдельные группы, царства?
2. Какие признаки характерны для грибов?
3. Что общего у всех бактерий?
4. Каковы особенности лишайников?

Группа «Растения»

1.Голосеменное растение (Ц)

2.Чем размножаются папоротники, хвощи, плауны?

3.Растения, которые растут в воде? (В)

4.Как называются растения, которые размножаются семенами? (Е)

5.Питание растений.

6.Орган растения, где происходит фотосинтез

Ответы на лепестках.

Ель (Ц), споры (В), водоросли (Е), цветковые (Т),

автотрофное (О), лист (К).

Кодовое слово  ЦВЕТОК

Группа «Животные»

1. Самое крупное животное .

2.Домашнее животное.

3.Совокупность всех видов животных, обитающих на нашей планете.

4.Оноклеточное простейшее животное, которое не имеет определенную форму тела.

5.Питание животных.

6.Каких животных больше всего на Земле?

Ответы на лепестках.

Синий кит (Х), лошадь (И), фауна (Щ), амеба(Н), гетеротрофное (И), насекомые (К)

Кодовое слово «Хищник»

Учащиеся активно  и самостоятельно работают в соответствии со своими обязанностями.

В ходе деятельности развивают мыслительные процессы.

Познавательные:

умение структурировать знания;

извлечение необходимой информации из прослушанных сообщений;

анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные:

Самоопределе-ние.

3 этап

Игра «Выбери меня»

Перед вами – чудо-стол. На нем предметы, продукты, изображения организмов, гербарии. Каждая группа по очереди выбирает группу организмов (бактерии, грибы или лишайники, растения, животные), отбирает на столе всё, что связано с представителями этой группы, а затем должна объяснить свой выбор и пояснить, какое значение для человека имеет этот организм. За правильно выполненное задание – 2 балла.

Бактерии

1. Простокваша, сметана или кефир. (Молочнокислые бактерии, питаясь сахаром, образуют молочную кислоту. Под ее действием молоко превращается в простоквашу, а сливки – в сметану.)
2. Квашеная капуста. (
Молочная кислота предохраняет капусту от разложения, гниения.)
3. Гербарий бобового растения с клубеньками. (
Клубеньковые бактерии, поселяясь на корнях бобовых растений, усваивают азот из воздуха, после отмирания корней обогащают почву азотом.)

Грибы

1. Дрожжевое тесто. (Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ, который поднимает тесто.)
2. Соленые грибы. (
Грибы употребляют в пищу. Они содержат до 40% белка, 15% углеводов, соли фосфора, калия, железа, витамины. Но нужно хорошо знать съедобные и ядовитые грибы.)
3. Гриб трутовик. (
Приносит вред лесному хозяйству, разрушая древесину.)
4. Гриб мукор. (
Разлагает остатки организмов, продукты до минеральных веществ, которые усваивают растения.)

Лишайники

1. Лишайники. (Индикаторы загрязнения воздуха.)
2. Ягель. (
Корм для оленей.)
3. Лакмус. (
Из некоторых видов лишайников получают краску и лакмус для химической промышленности.)

Растения

1. Клубень картофеля. ( Используют в пищу, корм для домашних животных)

Животные

1. Молоко (Питательный пищевой продукт, который использует человек)

Учитель дополняет ответы учащихся.

Учащиеся от каждой группы по очереди выбирают на столе всё, что связано с представителями этой группы, а затем объясняют свой выбор и поясняют, какое значение для человека имеет этот организм.

Коммуникатив-ные: продуктивное взаимодействие и сотрудничество при выборе правильного ответа;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4 этап

Составьте слово, которое содержит предложенные согласные буквы в указанном порядке.

1. Буквы л, ш, н, к

2. Буквы ж, в, т, н.

3. Буквы г, р, б, к, р ,н.

4. Буквы р, с, т, н.

Учащиеся выполняют задание

Коммуникатив-ные:

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

взаимодейство-вать и сотрудничать со сверстниками.

5этап

«Любознайка» 

Дома учащиеся готовили сообщения о значении организмов определенной группы в природе и жизни человека. По материалам своих работ они кратко дают дополнительную информацию по группам организмов. Каждое выступление оценивается от 2 до 5 баллов.

Рефлексия

Организует рефлексию деятельности

Каждый ученик в своих листочках ставит один из знаков:

Квадрат- « Все понял»

Круг- « Понял, но не все»

Треугольник « Не понял»

Приобретают навык рефлексии результатов деятельности

Контроль и оценка результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра: Виртуальная экспедиция «В поисках острова Химических сокровищ». Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

Данная разработка является разработкой нестандартного урока по химии «Виртуальная экспедиция - в поисках острова Химических сокровищ» в 9 классе. На данном уроке будет осуществляться обобщение и систе...

Урок биологии в 5 классе. Проверка знаний по теме "Многообразие живых организмов"

В двух вариантах проверяются знания, учебные действия учащихся. Материал содержит тестовую часть, вопросы на размышление и задания по картинкам....

Интерактивная презентация по теме:"Обобщение и систематизация знаний по теме "Многообразие живых организмов"

Данная презентация-тренажёр по биологии будет полезной для обобщения и систематизации знаний по теме "Многообразие живых организмов" для обучающихся 5 класса....

Технологическая карта урока ^Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах»

Cистематизация знаний учеников по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах». Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер).Учебник « Биология» 5к...

Урок "Значение живых организмов в природе и жизни человека"

формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека...

Методическая разработка урока биологии на тему «Значение живых организмов в природе и жизни человека» в 5 классе

Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их вз...