Методическая разработка по биологии "Методы селекции растений и животных"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Методическая разработка по биологии "Методы селекции растений и животных" для 9 класса может использоваться для обучающихся по учебнику "Биология. Общие закономерности" авторов С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-1.docx34.1 КБ
Файл metody_selektsii_rasteniy_i_zhivotnyh1.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Урок № 53              9 класс, биология.

Тема: «Методы селекции животных и растений».

Цели  урока:  1) обучающая: формирование понятия о селекции; познакомить с особенностями                  селекции растений и животных;

                           2) развивающая: создать условия для формирования понятий, умений обобщать и систематизировать понятия;

                           3) воспитательная: формирование культуры учебного труда, умение контролировать своё поведение на уроке;

Задачи урока:  

- создать условия для формирования понятий об особенностях селекции растений и животных;

- формирование интереса и любознательности, исследовательских навыков;

- прививать интерес к биологии.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

УУД выполняемые учащимися:

  1. Познавательные: научится ставить учебную задачу на основании ранее изученного и соотносить его с новой информацией; научится искать новые источники информации и систематизировать их;
  2. Регулятивные: высказывать личную точку зрения, комментируя результаты работы с текстом;
  3. Личностные: формирование положительного отношения к животным и растениям;
  4. Коммуникативные: научится принимать другое мнение и позицию, получить возможность научиться отстаивать своё мнение, вести диалог с учителем и своими одноклассниками;

Формы и методы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Оборудование: презентация «Методы селекции растений и животных».

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, выполняемые учащимися

Мотивация к учебной деятельности

Учитель приветствует учеников.

Проверяют подготовку к уроку, настраиваются на работу.

Планирование сотрудничества с одноклассниками.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос по терминам с использованием слайда презентации:

 ген, генотип, фенотип, генофонд, наследственность, изменчивость, мутация, селекция.

Подведение к новой теме. Отвечают  на вопросы по цепочке.

- Как вы думаете:

- зачем нужна селекция человеку?

- что даёт эта наука людям?

- для чего нужны новые сорта растений?

- от чего так разнообразны породы животных?

- что нам необходимо изучить и понять на уроке, чтобы ответить на все эти вопросы? (Нам необходимо дать определения породы животных и сорта растения и определить основные задачи селекции)  

Итак, основной задачей селекции является создание высокопродуктивных пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов, которые должны удовлетворять эстетические, пищевые и технические потребности человека.

По вашему мнению, какими свойствами должен обладать определенный сорт растения или порода животного? И что лежит в основе селекции?

  Селекция, как наука связана  с генетикой, искусственным отбором,  с законом гомологических рядов  Вавилова и с учением о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Послушаем  доклад ы учеников с использованием  слайда презентации.

  Что же является исходным материалом в селекции?( линии, сорта, виды, роды культурных или диких растений и животных).  На основании прослушанных докладов и слайдов презентации с изображением разнообразия сортов растений и пород животных  формулируем цели и тему урока.

Слушают, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по цепочке.

Дети делают необходимые записи в   тетрадях . Озвучивают приготовленные заранее доклады.

Учащиеся формулируют и записывают тему урока в тетради, принимают участие в формулировании цели урока.

Осознанное и произвольное построение речевого

высказывания.

Анализ услышанной информации.

Объяснение нового материала

Попробуйте решить следующую задачу:

Предположим, что у вас есть участок земли, на котором вам необходимо вырастить помидоры для собственных потребностей. Как вы будете отбирать семенной материал для посадки помидор?

А если нужно будет вырастить помидоры для продажи? В данном случае какими признаками должны будут обладать плоды?

Для того чтобы отобрать семена для посадки проводится селекционная работа, то есть используется отбор. Очень часто дома вы и ваши родители проводите отбор семян для получения в дальнейшем хорошего урожая.  Какими способами вы будете пользоваться при выведении нового сорта? Где вы будете искать источники новых генов, формирующих продуктивные качества вашего сорта? Наша задача сегодня на уроке разобраться с методами селекции растений и животных которыми пользуются учёные.

Работа с учебником.

Прочитайте текст на странице 208-211 и составьте схемы «Методы селекции растений», «Методы селекции животных», работая в парах.

Составив схемы, дети сравнивают их между собой и выделяют общие признаки и отличительные особенности методов селекции растений и животных. Используя слайды презентации, учитель дополняет схемы.

    В нашей республике проводится научная работа по селекции картофеля в экспериментальном участке СКНИИ ГПСХ  с. Михайловское. В основе  селекционной работы участка института лежит устойчивость картофеля к основным болезням и вредителям, а, именно, устойчивость к фитофторозу, учитывая климат нашего региона. Гибриды должны быть скороспелыми ранними или среднеранними. Оздоравливают  селекционный материал при помощи горной фитогигиены. Новые сорта (можно увидеть на слайде) –Малиновка, Удача, Предгорный, Барс.

Подведение итогов работы. Обмен знаниями.

Дети составляют и записывают в тетради схемы.

Анализируют, обобщают и систематизируют материал учебника, аргументируют своё мнение. Сравнение и обобщение знаний.

Закрепление знаний

В качестве закрепления знаний и выявления степени усвоения темы, детям предлагается  творческая работа  в группах – составление синквейна по темам на выбор сорт, порода, селекция.

Выполняют действия по алгоритму составления синквейна.

Умение работать в парах, выражение своих мыслей с достаточной точностью.

Рефлексия  учебной деятельности на уроке

Все ли поставленные  цели и задачи урока мы выполнили  сегодня?

О каких методах селекции вы сегодня узнали?

Будете ли вы применять полученные знания на практике?

Оценка деятельности учащихся на уроке

Домашнее задание

П.  44, подготовить сообщение о методах селекционной работы И.В. Мичурина

Контроль и оценка процесса и результата деятельности. Самооценка на основе критерия успешности.

Приложение к уроку

Методы селекции растений

                         Подбор родительских пар        Гибридизация                                    Отбор

                                                                           Инбридинг   Аутбридинг      Массовый        Индивидуальный

                                       

                            Искусственный мутагенез                                          Полиплоидия

Методы селекции животных

   Подбор родительских пар                             Гибридизация                     Индивидуальный отбор

                                                                  Инбридинг             Аутбридинг

Приложение к творческому заданию

Порода.

Ценная, высокопродуктивная.

Служит, подчиняется, изменяется.

Искусственно создана человеком.

Материал для селекции животных.

Селекция.

Разнообразная, необходимая.

Создаёт, удивляет, совершенствует.

Удовлетворяет потребности человека.

Эволюция воли человека.

Сорт.

Ранний, поздний.

Растёт, цветёт, созревает.

Удовлетворяет пищевые и эстетические потребности человека.

Основа селекции растений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«…селекция представляет собой эволюцию, направляемую волей человека ». Вавилов Н.И. Методы селекции растений и животных

Слайд 2

Фронтальный опрос по терминам: Ген Генотип Фенотип Генофонд Наследственность Изменчивость Мутация Селекция

Слайд 3

Порода - совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся наследственными особенностями: продуктивностью, экстерьером ( экстерьер – внешний вид ). Сорт - совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными особенностями: продуктивностью, морфологическими и физиологическими признаками.

Слайд 4

Разнообразие пород животных:

Слайд 5

Разнообразие сортов растений:

Слайд 6

1. Повышение урожайности сортов и продуктивности пород. 2. Улучшение качества продукции 3. Повышение устойчивости к болезням, вредителям. 4. Пригодность для механического и промышленного выращивания и разведения. Исходный материал селекции: линии, сорта, виды, роды культурных или диких растений и животных. Задачи селекции:

Слайд 9

Центры происхождения культурных растений:

Слайд 10

Центры происхождения животных:

Слайд 11

1) Предположим, что у вас есть участок земли, на котором вам необходимо вырастить помидоры, для собственных потребностей. Как вы будете отбирать семенной материал для посадки помидор? 2) А если нужно будет вырастить помидоры для продажи? В данном случае какими признаками должны будут обладать плоды? 3) Какими способами вы будете пользоваться для получения нового сорта помидор? Решите задачи:

Слайд 12

Методы селекции растений Подбор родительских пар Гибридизация Отбор Инбридинг Аутбридинг Массовый Индивидуальный Искусственный мутагенез Полиплоидия Методы селекции животных Подбор родительских пар Индивидуальный отбор Гибридизация Инбридинг Аутбридинг

Слайд 13

Селекция картофеля в РСО-Алании: Экспериментальный участок СКНИИ ГПСХ с. Михайловское

Слайд 14

П. 44, подготовить сообщение о методах селекционной работы И.В. Мичурина. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы

Данная методическая разработка урока с использованием двух презентаций: Растительный мир Кубани. Редкие исчезающие виды животных Кубани....

Урок "Основные методы селекции растений и животных" (11 класс)

Разработка урока в 11 классе по теме "Основные методы селекции растений и животных", включая презентацию...

Методическая разработка урока по теме "Растения семейства Пасленовые""

Методическая разработка урока биологии для 6 класса "Растения семейства Пасленовые"и презентация, могут быть использованы в ходе изучения  многообразия семейств растений....

Открытый урок по биологии. Методы селекции растений и животных.

Этот урок о методах селекции растений и животных. История создания методов селекции,заслуга Башкирских селекционеров в создании новых сортов полиплоидных растений....

Конспект урока 10 класс "Методы селекции растений и животных"

Конспект раскрывает основные методы селекции растений и животных, которые использует человек для создания новых пород животных и сортов растений. Рассматриваются понятия: скрещивание близкородственное...