Тема урока: «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Курносенкова Светлана Алексеевна

Тема урока: «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»

Скачать:


Предварительный просмотр:

6класс

Тема урока: «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»

Цель: изучить процессы фотосинтеза, дыхания растений и животных.

Планируемые результаты:

- предметные: показать взаимосвязь и различие этих процессов, продолжить развитие представлений об обмене веществ.

- метапредметные: продолжить развитие логического мышления, экспериментально-наблюдательских навыков, умения обобщать и делать выводы, систематизировать материал, работать с учебником.

- личностные: формировать у учащихся культуру биологической речи, осознанное бережное отношение к природе, формирование экологического мышления, развитие коммуникативных учебных действий.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний, постановка проблемного вопроса

        Более четырёхсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт сделал опыт: поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течение пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение получило 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.

        Откуда растение из опыта Ван-Гельмонта получило питательные вещества?

        Растение приобрело 64 кг 950 гр питательных веществ за счёт образования органических веществ (например, глюкозы) на свету в зелёных листьях растений.

        Следующим ученым, который проводил исследование растений и открыл фотосинтез стал Джозеф Пристли – английский ученый, родился в семье ткача. Он был хорошо образован для своего времени человеком, изучил 9 языков.

        Учёный взял два стеклянных колпака, поместил под каждой по мыши. Со второй мышью он поместил растение с мятой. Что произошло через 5 часов? И почему?

        К какому выводу пришёл учёный?

        Пристли так сказал, что растения «исправляют» воздух

        Эти ученые открыли удивительное биологическое явление, которое обеспечивает жизнь всему живому на Земле.                                            

3.Основная часть, изучение нового материала.

        I. Что такое фотосинтез?  

        «Фотос» - от греческого «свет» и «синтез» - образование.

        Фотосинтез – процесс образования органических веществ  из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света в зелёных клетках растений.

        Фотосинтез главным образом происходит в зелёных листьях. Листовая пластинка плоская, у неё большая площадь поверхности, соприкасающейся с воздухом и поглощающей солнечный свет.

        Процесс фотосинтеза протекает в хлоропластах.

        Вопрос: вспомните строение листа. Где находится большое число хлоропластов? В столбчатой и губчатой ткани (в мякоти листа). Немного хлоропластов находится в клетках устьиц.

        В хлоропластах находится зелёный пигмент – хлорофилл, который улавливает солнечную энергию и за счёт этой энергии из воды и углекислого газа образуются органические вещества.

Фотосинтез — очень сложный многоступенчатый процесс, состоящий из двух основных этапов.  

1 этап (световая фаза)

        Обязательное условие — участие энергии солнечного света!

        Начало процессу задаёт свет. Он активирует хлорофилл (вещество, содержащееся в хлоропластах). А активированный хлорофилл разрушает молекулу воды на водород и кислород. Кислород выделяется в воздух.

2 этап (темновая фаза)

        Эта фаза фотосинтеза называется темновой, потому что для её протекания свет не нужен.

 

        На этом этапе в ходе множества химических превращений из углекислого газа и веществ, образовавшихся в световой фазе, синтезируется глюкоза (сахар), которая относится к углеводам (одной из групп органических веществ). Из глюкозы в дальнейшем образуется еще более сложное сахаристое вещество – крахмал, который запасается клетками растений и необходим для роста, развития и запасания энергии.

Суммарное уравнение фотосинтеза:

     свет

Углекислый газ + вода   =   глюкоза + кислород

        II. Дыхание — это процесс разложения органических веществ в живых клетках под действием кислорода. В результате дыхания образуется углекислый газ и вода, а также происходит выделение энергии, необходимой для жизнедеятельности.

Как протекает процесс дыхания

        При дыхании растения, как и другие живые существа, поглощают кислород из воздуха. А ещё они используют кислород, образующийся в их клетках при фотосинтезе.

        Дыхание растений происходит постоянно.

         В светлое время суток в эпидермисе листьев и молодых стеблей открыты устьица, кислород из воздуха поступает к клеткам через них.

         В тёмное время устьица закрываются. Клетки растений используют кислород, который образовался при фотосинтезе и содержится в межклетниках.

 

        При дыхании происходит распад органических веществ на воду и углекислый газ. А энергия солнечного света, запасённая растениями в ходе фотосинтеза в органических веществах, выделяется. Растение может использовать эту энергию на жизненные процессы: на транспорт веществ, размножение, рост и т. д.

 

        Образовавшийся в клетках углекислый газ выходит наружу через устьица и чечевички, или удаляется через оболочки клеток (в корнях).

 

        Процесс дыхания противоположен процессу фотосинтеза. Дыхание является обязательным условием существования растений, так как оно обеспечивает растительный организм энергией, необходимой для жизнедеятельности.

        

        Наиболее интенсивно дыхание происходит в молодых частях растения, так как для деления и роста клеток, образования цветков и плодов требуется много кислорода.

 

        В холодное время года, когда растения не растут и с них опали листья, интенсивность дыхания заметно снижается, но не прекращается.

4. Рефлексия.

На доске неоконченные утверждения, которые необходимо продолжить:

1). На уроке я узнал……

2). На уроке мне было интересно…..

3). Я бы хотел узнать еще……

4). Мне не понравилось……..

5. Домашнее задание.

§§31-32, читать, выучить особенности дыхания растений и фотосинтеза. Описать особенности дыхания животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока «Фотосинтез. Дыхание. Транспирация». Биология. 6 класс

Тип урока: лекция с элементами проблемного обучения.Цели урока:Обучающие цели: изучить процессы фотосинтеза, дыхания, транспирации; показать взаимосвязь и различие этих процессов, продолжить развитие ...

Тема урока: «Фотосинтез».

laquo;Известно, что из одной зерновки пшеницы вырастает растение с несколькими колосьями, в каждом из которых созревает около 60 зерен; в них содержатся органические вещества; при прорастании зерновк...

Конспект урока "Классификация тканей растений и животных"

Все учащиеся  смогут: классифицировать ткани растений и животныхБольшинство учащихся смогут: находить соответствие между тканями растений и животныхНекоторые учащиеся смогут: преобразовывать инфо...

Лабораторная работа «Дыхание растений и животных» 6 класс

Лабораторная работа «Дыхание растений и животных» 6 класс...

Конспект урока на тему : «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»

конспект урока на тему  урока: «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»...

Конспект дефектологического занятия 1 класс по теме Зима. Признаки зимы. Растения и животные зимой.

Конспект дефектологического занятия 1 класс  по теме Зима. Явления природы зимой. Признаки зимы. Растения и животные зимой....

Окружающий мир. УМК «Школа России». Программа и учебник А.Плешакова «Окружающий мир» 2 класс Тема урока: Какие бывают растения? Урок № 10 из раздела «Природа». Урок изучения нового материала.

Цели урока: Познакомить детей с названиями групп растений, с растениями,  относящимися к той или иной группе.Оборудование урока: картина-таблица «Лес», гербарий (по группам) мать-и-ма...