конспект урока на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе при изучении раздела "Писатели о животных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit-ra.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ г.Владимира «СОШ № 9»
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории Тюрина С.Е.
Уроки литературы - это, наверное, чуть ли не последний «оазис диалога» среди базовых предметов, как ни сурово это звучит. Постижение художественного произведения – каждый раз открытие для ученика. При всей сложности процесс этот достаточно увлекательный, и даже если ребенок не освоил произведение, он может быть вовлечён в процесс диалога, опираясь на уже имеющийся читательский, жизненный опыт. Ученик сможет проявить свою личность, индивидуальность в диалоге. И если эта работа проводится достаточно последовательно и системно, то в дальнейшем ребёнок не будет стеснен в содержании, в отборе лексики и сам процесс развития речи станет эффективным. Ведь одна из целей уроков гуманитарного цикла – научить ребёнка в слове передавать мысли, чувства, настроения, переживания, впечатления, то есть проявлять личностные качества.
Конспект урока литературы в 5-ом классе, разработан мною, с учетом уровня обученности
ребят( средний). И так как ученики достаточно активны, они с удовольствием внедрялись в диалоги как по уже изученному и проанализированному произведению, так и по только что прочитанному. Произведение не оставило их равнодушными, а результаты тестовой работы были высокими («5»,«4» -78%; «3» - 22%)
Класс 5
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тема: Рассказы о животных. Изображение животных в литературе.
К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Цель урока: выявить особенности рассказа о животных как вида эпического жанра; сравнить и определить различие сказок про животных и рассказов;
формировать у учащихся интерес к окружающему миру.
Оформление: 1.запись на доске:
- тема урока
- Кукан – это приспособление (трава, прутик) для нанизывания пойманной рыбы
- таблица
Внешность кота | Характер и поведение кота |
2. портрет К.Г.Паустовского
Ход урока:
I.Организационный момент.
Вступительное слово учителя : объявление темы , цели предстоящей работы
II.Слово учителя
- Два урока назад на внеклассном чтении мы прочитали рассказ А.П.Чехова «Каштанка».Давайте выскажемся о том, что это произведение оставило каждому из вас.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
- ? Кто его главный герой ?
- ? О каком художественном приеме мы узнали во время работы над произведением «Каштанка»? (зоологизация)
- ? Объясните, что под этим термином понимается? (в образе животного отображаются черты характера людей, их отношение к окружающему миру)
- ? Подумайте, почему в литературе так часто рядом с людьми существуют животные?
- ? Кто из домашних животных ближе всего к человеку? (кошка, собака)
- Почему? (верность, преданность)
- Необходимо уделить внимание полноте и развёрнутости ответов учеников.
III. Слово учителя.
- О собаке, ее верности мы уже прочитали. Теперь очередь за котом.
Какое место в литературе разных народов занимает это животное, мы поймем, когда вспомним произведения, где существуют кот или кошка.
В этом нам поможет домашнее задание (оно давалось на предыдущем уроке), которое мы проверим в форме викторины
«Кто больше!».
Кто назовет больше произведений о котах и кошках. Дети активно отвечают. Кто последним назовёт произведение, тот и победил.
-ПОПЫТАЙТЕСЬ самостоятельно сделать Вывод о роли животных в произведениях. (кошки – частые герои в произведениях разных авторов).
IV. Слово учителя
1. - Сегодня мы прочитаем еще один рассказ. Его написал замечательный русский писатель, знаток природы, тонкий художник – Константин Георгиевич Паустовский.
2. Вот что о нем узнал (ученик), и он расскажет нам.
Сообщение ученика (краткая биография К.Г.Паустовского)
3. – А теперь посмотрим , как интересно описал К.Г.Паустовский бродячего кота.
Задача перед чтением произведения :что перед нами, сказка о животном или рассказ? Каков характер кота?
V. Учащиеся читают рассказ.
VI. Приступаем к анализу произведения.
- ? Понравилось ли вам это произведение?
- ? Может ли это быть сказкой? Обоснуйте своё мнение.
- ? Докажите, что это рассказ.
- ? Кто главные действующие лица?
- ? Как меняется характер кота, или он был одинаков на протяжении всего рассказа?
- ? После какого происшествия кот изменился?
- ? Что же хотел сказать К.Г.Паустовский? (Каждое животное интересно, стоит присмотреться)
- ? Какую самую главную мысль выразил автор о взаимоотношениях животных и людей.
Вывод: чем же отличается сказка о животных от рассказа о них. Самостоятельно формулируют учащиеся
(Часто в сказке под образом животного подразумеваются человеческие качества, а в рассказе животное действует само по себе и вместе с человеком; имеет свой характер)
VII. Объяснение домашнего задания (заполнения таблицы)
VIII. Подводя итоги, посмотрим, насколько вы были внимательны на уроке, вдумчиво читали текст.
- Тестовая работа по рассказу К.Г.Паустовского «Кот-ворюга». (Выберите правильные ответы)
- 1.Откуда в деревне появился кот?
- а)пришел от соседей (соседский) б)местный, ничей, бродяга в)привезли из города г) купили на рынке
- 2.Как люди прозвали за глаза?
- а)Бандит б)Бродяга в)Ворюга г)Васька
- 3.Какие черты (качества) были присущи коту в начале рассказа?
- а)хитрость б)злость в)ловкость г)бесстрашие
- 4.Сколько времени его ловили?
- а)неделю б)два дня в)месяц г)две недели
- 5.После какого поступка кот попался ?
- а) украл колбасу б)своровал кукан в)напугал кур г)залез в узкий лаз
- 6. Что сделали с котом, после того как его поймали?
- а)выдрали за воровство б)посадили в сарай в)накормили досыта г)продали
- 7.Поведение кота изменилось, и он :
- а)убежал и больше не возвращался б)стал следить за курами в)превратился в хозяина и сторожа г)хулиганил по-прежнему
- 8.Каким же стал кот в конце рассказа?
- а)злым б)верным в)благородным г)испуганным
Ответы на тестовую работу
1.Б 2. В 3. А, В, Г 4. В 5. А 6. В 7. Б,В 8. Б,В
Правильные
Ответы Оценки
12 – «5»
11-10 - «4»
9-8 – «3»
7 – «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутый план-конспект урока английского языка "Мир животных"
Урок "Мир животных" предназначен для учащихся третьего года обучения. Урок проводится в нетрадиционной игровой форме и направлен на усиление мотивации учащихся к изучению языка, развитие их познавател...
конспект урока : Закрепление лексического материала «Животные», «Цвета», «Числа 1-10»
Предлагаю вашему вниманию конспект урока-путешествие по английскому языку 2 класс...
Конспект урока по теме "Изображение животных и птиц в технике "граттаж""
Конспект урока содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа по иллюстрациям Е.И.Чарушина и объяснение выполнения задания....
конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока
На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...
Методическая разработка урока по станковой композиции "Стилизация изображения животных"
Тип урока: урок формирования новых знаний и применения их на практике.Цель урока: Знакомство со стилизацией изображения, посредством последовательного выполнения стилизованного рисунка животного....
Конспект урока на тему: «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»
Цель урока: Организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения....