Открытый урок по биологии. Методы селекции растений и животных.
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Этот урок о методах селекции растений и животных. История создания методов селекции,заслуга Башкирских селекционеров в создании новых сортов полиплоидных растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 45.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по биологии. Методы селекции растений и животных.
Цели:
- Образовательная: сформировать у учащихся знания об основных методах селекции растений и животных (больше акцентируя на растения); познакомить учащихся с выдающимися селекционерами.
- Развивающаяся: продолжать развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся в процессе дифференцированного обучения (работа с карточками, рефератами, сообщениями учащихся). Учить детей делать вывод самостоятельно.
- Воспитательная: в целях патриотического воспитания на конкретных примерах - убеждать детей в уважительном отношении к соотечественникам, их заслугам перед человечеством, уважении к труду селекционера, хлебороба. Воспитывать бережливое отношение к хлебу.
Оборудование:
Карта географическая; 2 таблицы со снимками сортов пшеницы, ржи; компьютер с экраном; карточки для слабых ребят; крупа Макфа; экземпляры -колоски пшеницы, ржи.
Методы:
Иллюстративно - объяснительный; с элементами лекции, реферата -сообщения учащегося; использование элементов межпредметной связи географии и литературы; демонстративный.
План урока.
1. Проверка знания параграфа № 43.
- работа с карточками;
Б) работа у доски по карте.
- сообщение об истории возделывания хлеба (проиллюстрировать по компьютеру).
2. Изучение нового материала.
- Вступительное слово учителя.
- Изучение методов селекции растений (объяснение учителя)
а) Отбор.
б) Гибридизация. Гетерозис, Полиплоидия (TV).
в) Демонстрация семян, рисунков, таблиц.
г) Сообщение об отечественных селекционерах.
3. Ответы на вопросы.
Учащиеся делают записи в тетрадках на ходу на уроке и момент закрепления.
4. Вывод по уроку:
Что мы сегодня узнали?
- Итоговое слово учителя (зачитать слова Дж. Свифта). Стихотворение.
- Дом. Задание: Пар. № 44.
СООБЩЕНИЕ ИСТОРИЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ ЗЛАКОВ
Злаки мы сеем около двух тысячелетий. А южное хлебопашество у Черного и Азовского морей началось много раньше, чем на более северной территории Древней Руси.
Вкус хлеба человек познал впервые на берегах великой реки Нил, на склонах Памира и в нагорьях Ирана, где и находились первые очаги земледелия ( это где-то 4-5 тысячелетие до нашей эры), а может, и раньше. В развалинах Фив ( которые существовали 8 тысяч лет до нашей эры) нашли предметы хлебопечения.
В египетских гробницах были найдены рисунки изготовления хлеба, его формы и разные сорта со своими именами: Ак, Пез, Сеиз, Хенв, Пезену ( Вероники), он имел особое клеймо и предназначался только для жен великих жрецов. А также земледелие было отмечено и в легендах и мифах Древней Греции. Однако, историки отметили, что сама Греция была бедна на «жирную землю», сюда морем возили зерно из греческих колоний/ из нынешних степей Днепра, Кубани, Дона/.
Отец истории Геродот около 2500 лет назад писал, что вся земля по Днепру и до реки Дон была занята земледельцами-скифами. Скифы ещё назывались оратаями ( от слова «оратать», что значит пахать, обрабатывать землю оралом - так называлась древняя соха).
«Они,-говорил Геродот,-сеют хлеб не только для собственной снеди, но и на продажу». У этих народов были ячмень, полба ( пшеница) и рожь.
В Римскую империю зерно привозили из Причерноморья, куда входил и Крым. В Древней Руси хлебные злаки сеяли повсюду ( даже где они плохо родились).
Словаки переняли от скифов приемы земледелия, немало способствовали созданию путем постоянного отбора более урожайных форм ржи, ячменя, пшеницы и овса - самых старых хлебных злаков на русской равнине.
Так наши знаменитые «чирки» и «чарновки» - твердые яровые пшеницы, отобранные в Поволжье саратовскими селекционерами «седоуски» и «белотурки», наши серые хлеба - рожь и овес, созданные ещё на первой селекционной станции под Москвой, очень ценились в Западной Европе.
Но с истощением земель, с недостатком умелых рук, с потерей чистоты семян земледелие стало отставать в развитии.
Требовались новые сорта, лучше приспособленные для уборки комбайнами, неполегаемые злаки с большим процентом белка.
Ход урока.
1. Опрос домашнего задания.
- Что такое селекция и что она изучает?
- Что такое порода, сорт (чистая линия)?
- Чем отличаются одомашненные животные и культурные растения от диких
- Какие центры происхождения культурных растений вам известны? Кто их открыл?
- Какое значение для селекции имеет знание этих центров? Выносится хлебобулочные изделия.
- Назовите из какой муки получают этот хлеб?
( ржаной, пшеничной)
- Из каких сортов?
(яровой и озимой)
- Какая бывает пшеница по отношению % состава белка?
(твёрдая и мягкая)
Вступительная речь учителя.
Да, такое привычное слово «хлеб». День не проходит без хлеба. А ведь, не везде едят хлеб и даже сажают эти злаки (т.е. рожь и пшеницу). Так, в Китае предпочитают рис, в Мексике - маис (кукурузу). А в некоторых странах Африки чаще едят банан, чем хлеб.
Наш народ издавна обращался к хлебу со словами: «Хлеб Батюшка», «Хлеб Родины». Тимирязев назвал - ломать хлеба - как величайшее изобретение человеческого ума.
Сообщение ученика на тему: «История возделывания хлеба с показом кадров на TV.
2. Методы селекции растений - тема сегодняшнего урока.
Рассказ учителя. Основная задача сельского хозяйства - произвести
максимальное количество продуктов питания при минимальной затрате средств на единицу продукции.
В этом решение большую роль играет селекция - где создаются новые сорта растений с большим количеством белка, наиболее продуктивные в данных климатических условиях, которые удовлетворяют пищевым, эстетическим техническим потребностям человека.
Ведь каждому сорту растений (чистых линий) свойственна определенная норма реакций, которая передается по наследству. - Что такое норма реакции?
(это пределы изменчивости). Но фенотип полно проявляется в определенных условиях. Так, что по-вашему делали оратаи или землевладельцы в Древней Руси?
(они отбирали лучшее по качеству зерно, чтоб не осыпалось, чтоб крупнее было). Значит, они вели селекционную работу, осознанно ли?
( нет, неосознанно). Первым методом селекции можно назвать
Искусственный отбор
Массовый индивидуальный
(генетически неоднородны) (приводит к чистой линии;
группа генетически однородных гомозиготных организмов).
►
Рассказ учителя как ведется массовый отбор. На примере сорта «Вятка» с демонстрацией семян в пробирке. Рассказ учителя об индивидуальном отборе.
2. Гибридизация, что это такое?
( скрещивание)
Близкородственная Неродственная
(для получения гомозиготных (внутривидовая, межвидовая,
чистых линий) межродовая) для получения гетерозиготных
популяций.
Рассказ учителя о близкородственной гибридизации. Показ портрета П.П. Лукьяненко создателя сорта Ново-Украинко 083 (усатая - яровая), которая давала на 6 у. с га больше урожая, чем « Седоуска». Рассказ о близкородственном скрещивании, что оно ведется 7-9 лет, по истечении почти 10 лет таким образом может создать сорт. Ему присвоили за создание этого сорта звание лауреата Государственной премии.
Тот же П. П. Лукьяненко создал знаменитый сорт озимой пшеницы Безостая-1, в ее создании приняли участие 17 сортов пшеницы из разных географических районов и гибридов, высота h= 85-100 см, устойчивая к ржавчине, высокая пластичность, большая % белка ... За создание этого сорта ему присвоили звание Героя Соц. Труда.
В результате межвидовых, межродовых скрещиваний в случае неродственной гибридизации ученые заметили, что гибриды (F 1) первого поколения -получаются жизнеспособнее, мощнее своих родительских форм. Это явление называют гетерозисом.
Показ - демонстрация семян F1 (огурцов). Объясняется это тем, многие гены переходят в гетерозиготном состоянии и взаимодействием благоприятных доминантных генов. FQ_- дают плохой урожай или бесплодны, (случай мула = осёл + лошадь)
Явлением гетерозиса пользовались знаменитые селекционеры Михаил Иванович Хаджинов (при создании сортов кукурузы), Василий Степанович Пустовойт (для создания сортов подсолнечника). Демонстрация их портретов на экране TV.
Сенсацией в селекции было получение гибридов при скрещивании 2-х разных отдаленных сортов растений, например пшеница (тритинкум) + рожь (секале) = тритикале Это полиплоидная культура Что такое полиплоидия?
(т. е. число хромосом кратно умножено на основное число)
т.к. например, у пшеницы п=7
У твердой пшеницы п= 28 (тетроплоид)
У мягкой 6 6*7 (генсаплоид) Тритикале имеет-42 - хромосомы, это полиплоидная культура. Создала этот сорт ученица Писарева Виктора Евграфовича - Мария Дмитриевна Жилкина.
Существует гибрид пшеницы с пыреем (сорт злакокормовой), за 3 укоса дает 300-450 у/га зеленой массы. Тоже полиплоидная культура. Создатель Николай Васильевич Цицин (академик АН СССР и ВаСХНИЛ). Создан этот сорт тоже методом отдаленной гибридизации. Показ фото на TV.
А у нас в Башкирии есть свои селекционеры? Кто нашел этот материал? Сообщение учеников
- Сабир Абдуллович Кунанбаев - создатель сорта ржи Чулпан и Восток.
Демонстрация колосьев.
- Альберт Сабитов - создатель сорта Чишминская и Демская полиплоидная гречиха.
В 1980 г на 205 га посеяли - урожай составил 21.1 ц. с га В Башкирии сеют 110-120 тыс. га ежегодно, это 1/5 гречишной площади России.
Демонстрация таблицы - полиплоидия
3. Закрепление новой темы:
- Какие методы селекции вы сегодня узнали?
- Что такое гетерозис?
- Чем отличается массовый отбор от индивидуального?
- Как называется гибрид пшеницы и ржи?
- Какими особенностями отличаются полиплоидные сорта культурных растений?
Демонстрация списка пшеницы и ржи на плакате. Отметить что лучшие сорта пшеницы твердой - Саратовская 29. Фото создателя на TV.
Автор сорта Валентина Николаевна Мамонтова (герой соц.труда, лауреат Ленинской премии)
Яровая пшеница Мироновская 808- автор Василий Николаевич ремесло (озимая пшеница), академик АНСССР и ВаСХНИЛ - все они дважды герои Соц. Труда.
- Вывод по уроку.
Что вы сегодня на уроке изучили?
Говорят ученики
- Дом. задание: Прочитать §44, изучить методы селекции, выяснить какова роль Корнеченко о селекции животных в Интернете и т. д.
- Завершение урока слово для учителя или ученика. Стихотворение о хлебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Основные методы селекции растений и животных" (11 класс)
Разработка урока в 11 классе по теме "Основные методы селекции растений и животных", включая презентацию...
Конспект урока тема: ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н. И. ВАВИЛОВА. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ.
Класс: 9 Предмет: биология ...
Конспект урока 10 класс "Методы селекции растений и животных"
Конспект раскрывает основные методы селекции растений и животных, которые использует человек для создания новых пород животных и сортов растений. Рассматриваются понятия: скрещивание близкородственное...
Конспект урока по биологии: " Покровные ткани растений и животных"
конспект урока биологии...
Методическая разработка по биологии "Методы селекции растений и животных"
Методическая разработка по биологии "Методы селекции растений и животных" для 9 класса может использоваться для обучающихся по учебнику "Биология. Общие закономерности" авторов С.Г. Мамонтова, В.Б. За...
Технологическая карта урока по теме : «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»
Технологическая карта урока биологии в 9 классе: «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»...
Технологическая карта урока Биологии в 9 классе "Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов"
Технологическая карта урока Биологии в 9 классе "Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов"...