Рабочая программа по биологии 11 класс ( 1ч. в неделю)
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Маркова Юлия Анатольевна

  Курс биологии 11 класса построен на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г) в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Он рассчитан на 34 часов (на 1 час в неделю). Настоящая программа по биологии составлена на основе  авторской программы В.Б. Захарова с учётом содержания учебника Общая биология для 10 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа.-2011 год. При составлении данной программы были изучены программы и методические издания других авторов (И.Н. Пономаревой, В.М. Константинова, В.С. Кучменко,  А.Г. Дрогомилова, Р.Д. Маш, Н.М. Черновой, В.В Пасечник, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина и т.д.)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_11_-_1_chas.docx112.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

го Спасск-Дальний

Рассмотрена и рекомендована                                                                               Утверждено

на заседании методического совета                                                              приказом директора

МБОУ «Гимназия»                                                                                         Гридневой О.А.

Протокол №                                                                                                    МБОУ «Гимназия»

«      »                     2013г.                                                                               «      »                 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биология

для XI класса

(гуманитарный профиль)

                                                                               Составитель:

                                                                                                      учитель биологии

Маркова Юлия

 Анатольевна.

го Спасск-Дальний

2013-2014 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………..…....................................................3

 2. Требования к уровню подготовки учащихся..............................................................................9

 3. Планирование учебного курса………………......………….....................................................10

4. Содержание...................................................................................................................................11

5. Календарно – тематическое планирование……...................................................…………….16

6. Приложение...................................................................................................................................34

7. Литература……………………………………........................................................……………38

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Курс биологии 11 класса построен на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г) в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Он рассчитан на 34 часов (на 1 час в неделю). Настоящая программа по биологии составлена на основе  авторской программы В.Б. Захарова с учётом содержания учебника Общая биология для 10 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа.-2011 год. При составлении данной программы были изучены программы и методические издания других авторов (И.Н. Пономаревой, В.М. Константинова, В.С. Кучменко,  А.Г. Дрогомилова, Р.Д. Маш, Н.М. Черновой, В.В Пасечник, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина и т.д.)  

        Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»**. В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

            Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методический комплекс В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Общая биология». 

Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы).

Цель: изучение теоретических и прикладных основ общей биологии.

Задачи:

  • освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; о закономерностях  эволюции живой материи(теории происхождения жизни на Земле, вопросы эволюции организмов,взаимоотношения организмов и среды, в том числе экологических основпаразитизма).выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу.
В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.
 Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.


Философия:
- диалектическийматериализм - методология современного естествознания;
- теория научногопознания и всеобщие законы материального мира.
Неорганическая химия:
- роль микро- и макроэлементов в живых системах; учение о химической связи;
- периодический закон как один из основных законов природы.
Физика:
- устройство и техника обращения с основными оптическими, электрическимиприборами; -законы светопреломления, понятие о световоймикроскопии.
Математика: основные методы статистической обработкиданных.
Физиология: общая физиология с основами анатомии.

Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии для основной школы (6-9 классы), составленной авторским коллективом Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И., Плешаков А.А, В.И. Сивоглазов. Поэтому программа для 10-11 классов представляет содержание курса «Общая биология» на более высоком теоретическом уровне, отвечает требованиям обязательного минимума.

Содержание курса «Общая биология» в 10-11 классах в системе знаний о биологическом разнообразии строится по разделам, характеризующим разные типы биологического разнообразия: систематическое (видовое), генетическое, экосистемное, экологическое, географическое, социально-этологическое и структурное разнообразие живого мира. Также предусматривается рассмотрение вопросов о хронологии жизни на Земле, о биологическом разнообразии как результате эволюции, о биоразнообразии как проблеме устойчивого развития биосферы, о сохранении биологического разнообразия на Земле.

        Программа на базовом уровне направлена на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому она включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

 В программа ключает  раздела:

  1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ  

               УЧЕНИЕ.

  1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ.
  2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК. НООСФЕРА.

В отличие от примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень )  добавлено 2ч за счет резервного времени на изучение общей темы "ВИД" и 2 часа "ЭКОСИСТЕМЫ», что позволяет расширить аспект изучаемых вопросов.

Большое внимание в программе уделяется лабораторно-практическим работам, дискуссиям по новым проблемам и теориям биологии, проведению самостоятельных исследовательских и творческих работ. Значительно увеличено число демонстрационных опытов. Количество лабораторных и практических  работ соответствует примерной программе: 8и 3.

Основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология».

 Изложенные направления обеспечивают целостность биологического образования в средней школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.

Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества. Жизнь - самый мощный регулятор природных процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее биосферу. Именно это имел в виду В.И. Вернадский, называя жизнь самой мощной геологической силой, сравнимой по своим конечным последствиям с самыми мощными природными стихиями. Вся жизнь и деятельность людей осуществляется в биосфере. Она же является источником всех доступных видов ресурсов. Даже солнечную энергию мы получаем при посредстве биосферы. Поэтому знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле - необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.
                  
Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Могущество современного человечества, а нередко и отдельного человека настолько высоки, что могут представлять реальную угрозу окружающей природы, являющейся источником благополучия и удовлетворения всех потребностей людей. Поэтому вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием (императивом) сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества.
                  
Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве, не имея простейших представлений о естественнонаучных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.
             Формирование представления о природе как развивающейся системе. Космология и неравновесная термодинамика во второй половине ХХ века ознаменовали окончательную победу принципа развития в естествознании. Всем природным объектам свойственна та или иная форма развития. Тем не менее, последние достижения в этой области еще не стали достоянием курсов средней школы. Роль биологии в формировании исторического взгляда на природу в этих условиях многократно возрастает. Наконец, школьная биология как никакая другая учебная дисциплина позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.
            Овладение биологическими основами здорового образа жизни. Первым условием счастья и пользы для окружающих является человеческое здоровье. Его сохранение - личное дело каждого и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения. Биологические знания - научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.
            Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни. Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни. Главный экзамен по биологии человек сдает всю жизнь, сознавая, например, что заложенный нос является следствием отека, что мороз, ударивший до выпадения снега уничтожает озимые и заставляет пересевать поля весной, что детей не приносит аист. Когда наш бывший ученик встречается с неизвестной ему проблемой, он должен хотя бы понимать, в какого рода книге, или у какого специалиста он должен проконсультироваться. Наконец, без изучения основ биологии применение на практике знаний других естественных и общественных предметов может оказаться опасным, как для него самого, так и для окружающих.

Основные идеи курса

Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь - свойство целого, а не его частей. Основной идеей программы 11-го класса служит регуляция жизненных процессов как основа устойчивого существования и развития, показанная на всех уровнях организации живого.

Исторический подход к явлениям жизни. В 11-м классе исторический подход последовательно проведен не только в эволюционных, но и в экологических разделах курса.

Экосистемный подход. Среднее биологическое образование должно быть, прежде всего, экологически ориентированным на решение более практических задач, стоящих перед человечеством. В программе 11-го классов показана взаимообусловленность компонентов природных комплексов, роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах

Результаты изучение курса «Биология»  - 11 класса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует  стандарту. Требования на базовом уровне направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими   ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять,  описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи,  анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены  требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Концепция, заложенная в содержании учебного предмета 

Данная программа построена по концентрической концепции.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской 

Поурочно-тематический  план  по  объему  скорректирован  в  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  образовательного  стандарта  среднего (полного)  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки  выпускников  средней  школы и включает вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся.

Сроки реализации.

Данная рабочая программа по предмету рассчитана на реализацию в 2013-2014 учебном году.

Формы, методы, технологии обучения

При преподавании курса химии я использую следующие технологии обучения:  технологии сотрудничества, разноуровневого обучения, технология системно-деятельностного подхода,  метод  проекта, метод ОК В.Ф. Шаталова, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.

При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока.

Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации  PowerPoint к урокам

Оборудование:

- компьютеры;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска.

Используемое программное обеспечение:

- Cyberlink Power DVD

- Word

- PowerPoint

- SMARTNotebook

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные опыт и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. Программа О.С. Габриеляна включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.

 Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Предполагаемые результаты обучения

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов.   Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение  учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Текущий контроль -  позволяет дать оценку результатам повседневной работы. В процессе данного вида контроля устанавливается не только результат предшествующей работы, качество усвоения знаний, умений, навыков, но и готовность учащихся к восприятию нового материала. Основная цель данного контроля – анализ хода формирования ЗУН, что дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины, принять необходимые меры к устранению, возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям.

Устный контроль – предназначен для проверки умения воспроизводить изученное, обосновывать отдельные понятия, законы, явления.

  При фронтальной работе опрашивается весь класс. Желающие отвечают на вопросы с места, уточняя, дополняя друг друга.

   Индивидуальная форма представляет ответы на серию вопросов. Ученики следят за ответами друг  друга, расширяют, углубляют их, дают про себя оценку уровню сформированности знаний

Беседа — форма организации урока, при которой ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития.

Письменный контроль -  осуществляется в конкретные отрезки времени. Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность мобилизовать усилия, знания и умение на безошибочное выполнение работы. Уроки письменного контроля обладают большой мобилизирующей силой, требуя от каждого ученика проявления наибольшей активности в выполнении предложенных заданий, что содействует формированию ответственного отношения к учебе.

Контрольная работа – используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.

         Практическая работа, лабораторная работа – используется для формирования практических умений по проведению и описанию опытов, наблюдений, исследований с целью закрепления теоретических знаний

Формами  промежуточной аттестации являются задания, нацеленные на проверку трех уровней усвоения.

      1 уровень воспроизведения (вопросы репродуктивного характера). Обучаемый может воспроизвести (повторить) информацию, операции, действия, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией.

      2 уровень умений и навыков (вопросы на  установление последовательности,  соответствия, задачи на применение ЗУН в стандартной ситуации). На этом уровне усвоения обучаемый умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые.

    3 уровень применения ЗУН в нестандартной ситуации,  прогнозирования, творчества (проблемные, исследовательские задачи).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживойприроды, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредныхпривычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

раздела

Тема раздела

Количество часов

I.

УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

 ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение

Демонстрации

Лабораторные работы № 1,2.

Практическая работа №1.

Макроэволюция. Биологические последствия приобретений

 приспособлений

Демонстрации

Возникновение и развитие жизни на Земле.

 Демонстрации

Лабораторные работы № 3.

Происхождение человека

Демонстрации

Лабораторные работы № 4.

22ч.

13ч.

2ч.

3ч.

II.

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ.

Понятие о биосфере. Основы экологии

Жизнь в сообществах . Взаимоотношения организма и среды

Демонстрация

Лабораторные работы № 5,6,7..

Практическая работа №2.

7ч.

2ч.

III.

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы
Демонстрация

Лабораторные работы № 8.

Практическая работа №3.

Бионика

      Демонстрация


5ч.

2ч.

Итого в 11 классе -34 часов.


Содержание тем  учебного курса

XI класса.

(1 часа в неделю; всего 34часов)

  1. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

(22 часа)

Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение

( 13 часов)

Развитие биологии в додарвиновский период. История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Учение Ч. Дарвина об эволюции. . Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картинымира.

 Вид, его критерии. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Факторы эволюции. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Движущий и стабилизирующий отбор.Синтетическая теория эволюции - синтез классического дарвинизма и популяционной генетики. Популяция - элементарная единица эволюции. Закон Харди-Вайнберга.Результаты эволюции. Усложнение организации живых существ в ходе эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания. Видообразование. Географическое и экологическое видообразование.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

Демонстрации

Портретов ученых внесших вклад в развитие представлений о развитии жизни на Земле; портретов ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Критерии вида

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Лабораторные и практические работы

1. Описание особей вида по морфологическому критерию

2. Выявление изменчивости у особей одного вида.

Практическая работа

1.Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Макроэволюция. Биологические последствия приобретений

 приспособлений.( 2 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и биологического регресса. Доказательства эволюции органического мира.Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрации. Движущие силы эволюции. Движущий и стабилизирующий отбор. Редкие и исчезающие виды; схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования, живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования, аналогичные и гомологичные органыДоказательства эволюции органического мира. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.

Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. Волны жизни, их причины пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.
Умения.На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
Межпредметные связи.История. Культура Западной Европы конца ХV первой половины ХVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека (7часов).

Возникновение и развитие жизни на Земле.( 3 часа)

Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.
Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органи-ческих молекул на ранних этапах развития Земли.

Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение гснстического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, iiолового процесса и многоклсточности.
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни па Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.
Демонстрации репродукций картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.

Лабораторная работа:

3.Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.


Происхождение человека (4 ч)

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Ноmо sарiеns в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Ноmо sарiеns; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

Демонстрации моделей скелетов человека и позвоночных животных. Рудименты и атавизмы. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека. Происхождение человеческих рас

Лабораторные работы:

4.Анализ и оценка различных гипотез происхождения  человека

Основные понятия. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.Химическая эволюция. Небиологический синтез органических соединения. Коацерватныс капли и их эволюция. Протобионты. Биологическая мембрана. Возникновение генетического кода. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функционадьная единица всего живого.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека,  движущие силы антропогенеза.

Умения. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма». Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Межпредметные связи. Физическая география. История континентов. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира. Неорганическая химия. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Свойства растворов. Теория электролитической диссоциации. Органическая химия. Получение и химические свойства предельных углеводородов. Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите. Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.

II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ.  (7 часов).

Понятие о биосфере. Основы экологии (2часа).

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский), Круговорот веществ в природе.

Жизнь в сообществах . Взаимоотношения организма и среды (5 ч.)

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
 

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Демонстрации

схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

5. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

6. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

7.Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Практическая  работа:

2. Решение экологических задач

Основные понятия.Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
Межвредметные связи.Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК. НООСФЕРА. (5ч.)

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы (3 ч)

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

Лабораторная работа:

8.. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Практическая работа:

3. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Бионика (2ч.)

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).
Демонстрация примеров структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).


Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика. Генная инженерия, биотехнология.
Умения. Практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыболовства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Межпредметные связи.Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Понятие о дозе излучения и биологическая защита.         


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ БИОЛОГИИ XI КЛАСС.

34 часа ( 1 часа в неделю).

дата

Тема урока

Цель раздела

Основные понятия раздела.

ЗУН по разделу.

Биологический эксперимент

Домашнее

задание

  1. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (22 часа)

Закономерности развития живой природы.

Эволюционное учение (13часов)

1.

История представлений о развитии жизни на Земле.

Формирование знаний о развитии представлений об эволюции живой природы; теории Дарвина и синтетической теории эволюции; основных закономерностях эволюционного процесса.

Эволюция, вид,  популяция; их критерии. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор и его формы. Волны жизни. Макро- и микроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Ароморфоз, идиодаптация, общая дегенерация.  Дивергенция, конвергенция, параллелизм. Закон Харди – Вайнберга.

Знать основные этапы развития представлений об эволюции живой природы.; работы К. Линнея, труды Ж. Кювье и Ж. Де Сент-Илера., эволюционную теорию Ж.-Б. Ламарка, первых русских эволюционистов, учение Ч Дарвина. Знать синтетическую теорию эволюции , основные закономерности и правила эволюции; генетические процессы в популяциях, пути скорость формы видообразования.

Умения. На основании движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения видов живых организмов и их приспособленность к условиям окр. среды.

Демонстрация портретов ученых внесших вклад в развитие представлений о развитии жизни на Земле; портретов ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

1.1.1 , учить табл.  сообщение о К. Линнее.

2.

Система органической природы К. Линнея.

1.1.2. с.11-13,  сообщение о Ж.Б.-Ламарке.

3.

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка.

1.1.3. с.13-17, вопр.1-6, с.18.

Учить лекцию, сообщение о Ч. Дарвине.

4.

Предпосылки  возникновения теории Ч. Дарвина20/00с.7

1.2.1-1.2.2.. с.20-25, вопр.1-3, с.25.

5.

Учение Ч. Дарвина об искусственном и естественном отборе Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

Демонстрация Движущие силы эволюции

1.3.1. с.25-31, вопр.1-4, с.32.

6.

 Формы естественного отбора.

Формы борьбы за существование

Демонстрация Движущий и стабилизирующий отбор.

1.3.2. с.32-34.

1..4.5. с. 50-55, вопр.1-4, с.55

1.3.2. с.34-35,

7.

Вид. Критерии вида и структура.13/00, 22/00с.8

Демонстрации

Критерии вида

Л/О №1 Описание особей вида по морфологическому критерию

1.4.1. с. 40-43, вопр. 1-6, с.42.

8.

Популяция – структурная единица вида и эволюции. Роль изменчивости  в эволюционном процессе.

ЛР №2 «Выявление изменчивости у особей  одного вида»

Учить лекцию 1.4.2. с 43-45 вопр.1,2 с.45

9.

Генетичесая стабильность и процессы в поляциях

______________

1.4.3-14.4.. с.45-49, вопр. 1-4, с.49.

10.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.22/00с.7

Практическая работа№1: «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

Демонстрации

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

П/Р№1: «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

1.4.6. с.56-69., вопр. 1-2,с. 69.

Составить таблицу

11.

Видообразование как результат микроэволюции.

Демонстрации

Образование новых видов в природе

схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования,

1.4.7. с.70-71, вопр.1-4. с.72.

12.

Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

Демонстрации

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Повторить главу 1

13.

Зачет по теме Закономерности развития живой природы.

Эволюционное учение

______________

__________________

Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений (2 часов).

15.

Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса.

Демонстрация схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Эволюция растительного мира. Эволюция животного мира

Выучить сравнительную таблицу и лекцию. 2.1. с.78-86, вопр1-6, с.86.

16.

Основные закономерности правила биологической эволюции.

Демонстрация примеров гомологических и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.

2.2 с.87-93, вопр.1-3, с.93-95повторить главу 2

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать . 

основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов

вклад выдающихся ученых(К Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

Уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, необходимости сохранения многообразия видов;

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания,

сравнивать: биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека,

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

На повышенном уровне учащиеся должны: первых русских эволюционистов, труды Ж. Кювье и Ж. Де Сент-Илера; давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма»; использовать знания по теории эволюции и экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства; дополнительные сведения о происхождении и основных этапах эволюции жизни; использовать знания по теории эволюции и экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства; выявлять причинно-следственные связи при анализе явлений.

Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека (7часов).

17.

История представлений о возникновении жизни.

Современные представления о возникновении жизни.

Формирование о исторических представлениях и современных теориях возникновения жизни на Земле; об основных чертах эволюции растительного и животного мира; месте человека в системе органического мира, его происхождении, развитии социальном становлении и  человеческий расах.

Теория академика А.И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Химическая эволюция. Небиологический синтез органических соединений. Коацерватные капли и их эволюция. Протобионты.

Развития животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в эволюции человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального

Знать Знать исторические и основные современные представления о возникновении жизни на Земле;

Основные черты эволюции животного и растительного мира, место человека в системе органического мира, признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных, стадии эволюции человека, Ведущую роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человека. Умения. . Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».

Л/О№3.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле.

Учить лекцию, знать анализ гипотез.

18.

Развитие жизни в архее и протерозое

Развитие жизни в палеозойской эре.22/00 с.7,41/00с.2

Демонстрация Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

3.1-3.2. с. 106-114 вопр.1-4, с.114.

19.

Развитие жизни в мезозойской эре.

Развитие жизни в кайнозойской эре.

Эволюционное развитие растений и животных.

3.3-3.4 Повторить главу 3. знать схемы и табл. по теме.

20.

Тестовый контроль по теме «Основные черты эволюции растительного и животного мира на земле».

Положение человека в системе животного мира. Доказательства родства челове-

ка с млекопитающими животными. Эволюция приматов.

Демонстрация Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека Л/О№4.Анализ и оценка различных гипотез происхождения  человека

п..4.1-4.2, с130-135.

21.

Стадии эволюции челока.

Демонстрации стадии эволюции человека

4.3.с.135-138, табл.

22.

Современный этап эволюции человека.

ДемонстрацияПроисхождение человеческих рас. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».

4.4., повторить главы.3-4.

23.

Обобщение по теме «Развитие жизни на Земле. Происхождение челочека».

______________

___________________

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать исторические и основные современные представления о возникновении жизни на Земле; теорию происхождения и  эволюцию протобионтов; основные черты эволюции животного и растительного мира, место человека в системе органического мира, признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных, стадии эволюции человека, Ведущую роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человека.

место человека в системе органического мира, признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных; стадии эволюции человека; ведущую роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человека.; дополнительные сведения о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека;

уметь объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом; выявлять причинно-следственные связи при анализе явлений; использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».

На повышенном уровне учащиеся должны: сравнивать биологические объекты анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни на Земле; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации; выявлять причинно-следственные связи при анализе явлений.

давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма»; знать дополнительные сведения о происхождении и основных этапах эволюции жизни; составлять и анализировать схемы эволюционного развития растений и животных; выявлять причинно-следственные связи при анализе явлений.

II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ.  (7 часов).

Понятие о биосфере.(2часа).

1.

Биосфера, ее структура. Круговорот веществ в природе.

Формирование знаний об основах экологии; взаимоотношениях организма и среды; взаимосвязи природы и общества и использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных

Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюциябиосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Экология . Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотичекие, биотические.

Знать структуру, компоненты биосферы и круговорот веществ; историю формирования сообществ живых организмов и основные биомы суши и Мирового океана; взаимоотношения организма с биотическими, абиотическими и антропогенными факторами среды; проблемы рационального природопользования и охрану природы; меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биогеоцинозов.

Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы.

5.1. с.151-155, вопр.1-5, с.155

5.2, с.155-159,вопр.1-6 с.161

2.

Тестовый контроль по теме "Биосфера".

Экосистема. Биогеоценозы и агроценозы.

Л/О5 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

6.3.1, с.180-183, вопр.1-5-, с183.,

Жизнь в сообществах. Основы экологии (5 часа).

3.

Абиотические факторы среды.

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.

Антропогенные факторы. и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляия, смена биогеоцинозов и восстановление биогеоцинозов. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы, охраняемые территории . их разновидности: заповедники, заказники, парки. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемте ресурсы. Красная книга. Бионика. Генная и клеточная инженерия, биотехнология.Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей

Выделять отдельные формы  взаимоотношений в биогецинозах; храктеризовать пищевые цепи и сети в конкретных условиях обитания. Практически применять сведения об экологических закономерностях. промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыболовства и т.д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования

______________

6.3.2.-6.3.3, вопр.1-4, с.196, план-конспект.

4

Биотические факторы среды. Видовое разнообразие биогеценозов. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.

Л/О6. Составление цепей и сетей питания

П.6.3.4. с.199-206,вопр. 1-3, с.207

5.

Взаимоотношения между организмами.

Демонстрация примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

6.4 знать сравнительную таблицу

6.

Причины устойчивости и смены экосистем. Практическая работа №2  «Решение экологических задач».

Л/О 7 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Практическая работа №2  «Решение экологических задач».

Повторить главу 16-17.

7.

Зачет «Взаимоотношения организма и среды».

______________

_________________

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать структуру, компоненты биосферы и круговорот веществ; историю формирования сообществ живых

организмов и основные биомы суши и Мирового океана; взаимоотношения организма с биотическими, абиотическими и антропогенными факторами среды.

Уметь.Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биогеоцинозов.

Выделять отдельные формы взаимоотношений в биогецинозах; характеризовать пищевые цепи и сети в конкретных условиях обитания.

На повышенном уровне учащиеся должны: знатьпонятие об экологической нише и жизненной форме; об использовании природных популяций и перспективах их использования в будущем; о сукцессии как последовательности сменяющих друг друга сообществ, обеспечивающих замыкание круговорота; о природе и профилактике наследственных болезней; дополнительные сведения о происхождении и основных этапах эволюции жизни; дополнительные сведения о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека. Описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности; выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;исследовать биологические системы на биологических моделях; сравнивать биологические объекты анализировать и оценивать различные гипотезы глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.

III. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК. НООСФЕРА (5 ч.).

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы (3 ч)

1.

Воздействие человека на природу в процессе становления общества. 10/00с.923/00с.2

Природные ресурсы и их использование.

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Формирование знаний о взаимосвязи природы и общества, об использовании человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных.

Воздействие человека на биосферу. Охрана природы, охраняемые территории . их разновидности: заповедники, заказники, парки. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемте ресурсы. Красная книга. Экологические Глобальные экологические проблемы. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Биосфера и человек. Заповедники и заказники России

Знать антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Знать о использовании человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.); знать характеристику охраняемых территорий Прим. Края.

Л/О8.Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

18.1., с.572-574, вопр.1-3, с.575, сообщения.

18.2. с.575-578, вопр.1-5. С.578, сообщения.

18.3. с.578-591, вопр.1-2, с.590.

2.

Практическая работа №6 «Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере».

Практическая работа №3 «Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере».

Знать анализ и оценку глобальных антропогенных изменений в биосфере.

3.

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

18.4. с. 587-590. повторить главу 18.

Бионика (2ч.)

4.

Бионика.

Бионика, эхолокация, способность к навигации, электрическая активность, биомеханика.

Умения. Практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыболовства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Демонстрация примеров структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).

Повторить курс биологии 11 класса.

5.

Повторение и обобщение по курсу биологии 11 класса.

Обобщение, систематизация и контроль знаний по курсу биологии 11 класса.

____________________

________________

_____________________

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать проблемы рационального природопользования и охрану природы; меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование; антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Уметь.Практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыболовства и т.д.,а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользованияМеры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Знать о использовании человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.). Практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыболовства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

На повышенном уровне учащиеся должны: знать характеристику охраняемых территорий Прим. края, описыватьобъекты; анализировать и оценивать различные гипотезы глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.


ПРИЛОЖЕНИЕ.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ


Тема 1
СВОЙСТВА И ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЖИВОЙ МАТЕРИИ

1. Заполнитьтаблицу.
Свойства живых систем

Признаки жизни

Определение


Ответить на вопрос.

Какие свойства живой материи соответствуют неживой природе. Сделайте вывод.


2. Заполнитьтаблицу.
Биоэлементы и неорганические соединения

Представители

Локализация в тканях организма

Функции

Основные макроэлементы

Основные микроэлементы

Вода

Минеральные соли


3. Заполнить таблицу.
Обмен веществ и энергии

Вид обмена

Определение

Тип химической реакции

Энергетические особенности

Биологическое значение

Пластический обмен

Энергетический обмен


4. Заполнить таблицу.
Классификацияживых организмов по источникам углерода и энергии

Группа организмов

Источник энергии

Источник углерода

Основные представители


5. Заполнить таблицу.
Сравнительная характеристика процессов дыхания ифотосинтеза

Процесс

Условия протекания(время суток)

Локализация в клетке

Конечные продукты

Тип клеток (клетки животных, растений, грибов, бактерий)

Биологическое значение

Дыхание

Фотосинтез


Перечислить видыработ, совершаемые в клетке. Привести конкретные примеры.
6. Заполнитьтаблицу.
Особенности тканевого дыхания анаэробов и аэробов

Группа организмов

ПрисутствиеО2

Биохимические процессы

Конечные продукты окисления

Энергетический эффект

Основные представители

Анаэробы

Аэробы


7. Заполнитьтаблицу.
Структура и функция биомолекул

Биомолекулы

Строение

Функции

Нуклеиновые кислоты

Белки

Углеводы

Липиды


8. Заполнитьтаблицу.
Сравнительная характеристика полисахаридов

Полисахарид

Мономерные единицы

Локализация

Функция

Крахмал

Гликоген

Целлюлоза


9. Заполнить таблицу.
Сравнительная характеристика белков

Белки

Локализация

Функции

Трипсин

Пепсин

Коллаген

Эластин

Инсулин

Глюкагон

Гемоглобин

Миоглобин

Фибриноген

Тромбин

Миозин

Актин

Иммуноглобулины

Яичный альбумин

Казеин


10. Заполнитьтаблицу.
Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот

Тип нуклеиновой кислоты

Строение нуклеотида

Структурные особенности молекул

Локализация в клетке

Функции

ДНК

РНК


11. Заполнитьтаблицу.
Этапы передачи генетической информации

Этап

Определение

Локализация в клетке

Биологическое значение

Репликация

Транскрипция

Трансляция


12. Заполнить таблицу.
Синтез белков

Биологические компоненты

Функции

ДНК

м-РНК

т-РНК

р-РНК

Рибосомы

Ферменты

Аминокислоты

АТФ

ЛИТЕРАТУРА

 Основная литература
1. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Общая биологии. 10—11 кл. / Под ред. акад. В. Б. Захарова. 2-е изд. М.: дрофа, 2011.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Беме Р. И др. Птицы. М.: "ABF", 1996. Из серии "Энциклопедия природы России" (определитель).
2.Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: "БРЭ", 2009.
3.Вили К, Детье В. Биология. М.: "Мир", 2008.
4.Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. М.: "Наука", 2005.
5.Грин Н, Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. М.: "Мир", 2007.
6.Динец В, Ротшильд Е. Звери. М.: "ABF", 2002. Из серии "Энциклопедия природы России" (определитель).
7.Жизнь животных. В 6-ти томах. М.: "Просвещение", 2000.
8.Жизнь растений. В 5-ти томах. М. : "Просвещение", 2000.
9.Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 2007.
10.Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: "Дрофа", 2006.
11.Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: "Просвещение", 2000.
12.Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2-х томах. М.: "Мир", 2006.
13.Общая биология: для гимназий и лицеев (под ред. В.К. Шумного, Г.М. Дымшица и А.О. Рувинского. 2-е изд. М.: "просвещение", 2003.
14.Рейвн П., Эвирет Р., Айкхорн С. Современная ботаника. В 2-х т. М.: "Мир", 2001.
15.Флинт В.Е. и др. Млекопитающие СССР. М.: "Мысль", 1970. Из серии "Справочники-определители географа-путешественника". В серии содержатся тома "Птицы СССР", "Земноводные и пресмыкающиеся СССР", "Насекомые СССР", "Культурные растения СССР", "Водоросли и мохообразные СССР", "Дикорастущие полезные растения СССР".
16.Тейлор Д, Грин Н, Стаут У. Биология: в 3-х т. М.: "Мир", 2002.
18.Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М,: "Аванта+", 2000 и более поздние издания.
19.Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. М,: "Аванта+", 2002.
Научно-популярная литература                                                                                                               1. Акамушкин И. Мирживотных (Млекопитающие, или Звери). М.: Мысль, 2005.
2.
АкамуiакинИ. Мирживотных (Беспозвоночные и ископаемыеживотные). М.: Мысль,2005.
3.
АкамушкинИ. Мир животных (Насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 2008.
5.Биология. Под ред. В. Н. Ярыгина.- М.: Медицина, 2009.
6. Гржымек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 2000.                                                                              7. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 ч.- М.: Мир, 2006.
8.
Уинфри А. Т. Времяпобиологическимчасам. М.: Мир, 2007
9.
Евсюков В. В. МифыоВселенной. Новосибирск: Наука, 2003

10.Лемеза Н.А. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. М. «Айрис Рольф» . 2002г.

11.Лемеза Н.А. Пособие для поступающих вузы. Минск. Университетское 2004г.

13.Рувинский А.О. Общая биология. Учебник для 10-11 класса. М. «Просвещение». 2008г.

14.Шпинар З. В. ИсторияжизнинаЗемле (художник З. Буриан). Прага: Артия, 2000. 15.Чебышев Н.В. и др. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М. «Новая волна». 1999г.

15.Ярыгин В.Н. Биология для поступающих в вузы. М. «Высшая школа». 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии, 10 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа по курсу биологии, 10 класс разработана на основе Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) (авторы И.Б. Агафонова, В.И. Сивогла...

Рабочая программа по биологии для 6 класса (Трайтак) (1 час в неделю и на 1,5 часа в неделю)

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений изучение курса биологии пре­дусмотрено: в 6-м классе — раздел «Растения, бактерии, грибы, лишайники» (35 часов в...

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии Уровень образования (класс): основное общее ( 6 класс) Количество часов: 34 часа 1 раз в неделю Учитель: Савинкова О.В.

  Рабочая программа  составлена на основе «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторской программы «Биология. Живой ...