Рабочая программа по биологии, 10 класс (1 час в неделю)
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Рабочая программа по курсу биологии, 10 класс разработана на основе Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) (авторы И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_po_biologii_10_klass.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. МАЛИНОВКА
Рассмотрено Утверждаю
На заседании МО приказ от №
Протокол от № « »___________________
Рук-ль:______________ зам. директора:_____________ Директор______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса биологии в 10 классе,
разработана на основе
Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов
(базовый уровень)
(авторы И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов).
Учитель: С.В. Шулунова
2013-2014 уч. г.
Пояснительная записка
Цели и задачи изучения предмета (курса), концепция, заложенная в содержании учебного материала с учётом вида образовательного учреждения и контингента учащихся. | Рабочая программа для 10 класса ориентирована на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе и направлена на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний предусмотрено выполнение лабораторных и практических работ. |
Отражение расширения цели и задач изучения предмета (курса) по сравнению с примерной программой за счёт введения регионального (национально-регионального) компонента. | Использование в 10 классе часов из регионального (национально-регионального) компонента не предусмотрено. |
Отличительные особенности рабочей учебной программы по сравнению с авторской программой | Рабочая учебная программа по сравнению с авторской программой основного общего образования по биологии изменений не имеет |
Срок реализации рабочей учебной программы | 1 год |
Ведущие формы и методы, технологии обучения | Формы обучения: индивидуальная, групповая Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские Технологии обучения: совершенствование общеучебных умений и навыков (Зайцев В.Н.) |
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе | Оценка результатов обучения по данной рабочей программе предполагает использование следующих методов контроля: метод устного контроля, метод практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Устный контроль- это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, географической и технологической карты, чертежа, схемы, сообщение об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) и/или вопросно-ответная форма - беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Устный контроль как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он оставляет пассивными на уроке других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса. |
Выбор УМК для реализации рабочей учебной программы основан тем, что данный УМК имеется в Федеральном перечне учебников, рекомендованных МОН РФ к использованию в преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год. | |
Общее количество часов:
|
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | В т.ч. на лабораторные работы и экскурсии |
10 класс (1 час в неделю) | 34 | ||
Раздел 1: Биология как наука. Методы научного познания | 3 | ||
1 | Краткая история развития биологии. Система биологических наук. | 1 | |
2 | Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы. | 2 | |
Раздел 2: Клетка | 10 | ||
3 | История изучения клетки. Клеточная теория. | 1 | |
4 | Химический состав клетки | 4 | |
5 | Строение эукариотической и прокариотической клеток | 3 | 3 |
6 | Реализация наследственной информации в клетке | 1 | 4 |
7 | Вирусы | 1 | |
Раздел 3: Организм | 18 | ||
8 | Организм- единое целое. Многообразие живых организмов. | 1 | |
9 | Обмен веществ и превращение энергии | 2 | |
10 | Размножение | 4 | |
11 | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 2 | |
12 | Наследственность и изменчивость | 7 | |
13 | Основы селекции. Биотехнология | 3 | 1(экск) |
14 | Контрольно-обобщающие уроки | 2 | |
ИТОГО | 34 | 7+1 |
Содержание учебного материала
В основе рабочей программы использовалась авторская программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса (базовый уровень) (авторы И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов) без изменений. Резервные часы (3) предполагается использовать на проведение экскурсии и контрольно-обобщающие уроки.
Перечень обязательных лабораторных работ и экскурсий
№ п/п | Перечень лабораторных работ | Перечень экскурсий |
1 | Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах. | Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения |
2 | Сравнение строения клеток растений и животных. | |
3 | Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | |
4 | Составление простейших схем скрещивания. | |
5 | Решение элементарных генетических задач. | |
6 | Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. | |
7 | Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения предмета на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- основные положения биологических теорий; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;
- вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций.
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей природе (косвенно;
- сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения.
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
применительно к различным формам контроля знаний
Критерии и нормы устного ответа по биологии
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает, не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Отметка выполнения практических и лабораторных работ по биологии:
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
4. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
5. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
• Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
• Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
• Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);
• Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
5. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Список литературы для обучающихся
Основная литература
- Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. 10-11 классы: Учебник базового уровня. – М.: Дрофа, 2008- 2013.
Дополнительная и научно-популярная литература
- Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
- Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
- Реймерс Н.Ф. основные биологические понятия и термины. М.: Просвещение, 1993.
- Интернет-ресурсы
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Тема урока | ЛР/ПР/экск | план | факт | примечание |
Раздел 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 часа) | |||||
Краткая история развития биологии. Система биологических наук. (1 час) | |||||
1 | Объект изучения биологии- живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук. | ||||
Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (2 часа) | |||||
2 | Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. | ||||
3 | Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы. | ||||
Раздел 2. КЛЕТКА (10 часов) | |||||
История изучения клетки. Клеточная теория (1 час) | |||||
4 | Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К.Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | ||||
Химический состав клетки (4 часа) | |||||
5 | Единство элементарного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. | ||||
6 | Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в ж/деятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма. | ||||
7 | Органические вещества- сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. | ||||
8 | Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека. | ||||
Строение эукариотической и прокариотической клеток (3 часа) | |||||
9 | Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. |
| |||
10 | Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. | ||||
11 | Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки. | ||||
Реализация наследственной информации в клетке (1 час) | |||||
12 | ДНК- носитель наследственной информации. Генетический код. Свойства кода. Ген. Биосинтез белка. | ||||
Вирусы (1 час) | |||||
13 | Вирусы- неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. | ||||
Раздел 3. ОРГАНИЗМ (18 часов) | |||||
Организм- единое целое. Многообразие живых организмов (1 час) | |||||
14 | Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов. | ||||
Обмен веществ и превращение энергии (2 часа) | |||||
15 | Энергетический обмен- совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. | ||||
16 | Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез. | ||||
Размножение (4 часа) | |||||
17 | Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. | ||||
18 | Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. | ||||
19 | Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. | ||||
20 | Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. | ||||
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа) | |||||
21 | Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональных периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. | ||||
22 | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития. | ||||
Наследственность и изменчивость (7 часов) | |||||
23 | Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | ||||
24 | Г. Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя. Анализирующее скрещивание. | Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач. | |||
25 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. | ||||
26 | Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. | ||||
27 | Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. | ||||
28 | Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы. | Изучение изменчивости | |||
29 | Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. | |||
Основы селекции. Биотехнология (2 часа) | |||||
30 | Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции. | ||||
31 | . Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). | Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | |||
32 | Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения | Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения | |||
33 | Контрольно-обобщающий урок | ||||
34 | Контрольно-обобщающий урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю
Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...
Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.
Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....
Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю
Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе, М: Просвещение ...
Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)
Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...
Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф.
Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф....
Рабочая программа для 6 класса 1 час в неделю
Рабочая программа для 6 класса 1 час в неделю...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...