Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 23 июня 2015 года N 609; Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8_klass.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеафанасовская средняя общеобразовательная школа»»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО Руководитель МО __________ / О.В. Перешитова Протокол № 1 от «29» августа 2017г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ «Большеафанасовская СОШ» ______ Р.М. Кузнецова «29» августа 2017г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Большеафанасовская СОШ» ___________Е.М. Гараева Приказ № ____ от « » 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 8 класса
Кочневой Натальи Валентиновны,
учителя биологии и химии
первой квалификационной категории
Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению на заседании
педагогического совета
МБОУ «Большеафанасовская СОШ»
протокол №2от 29.08.2017 г
с.Б.Афанасово 2017-2018 уч.год
Пояснительная записка рабочей программе по биологии для 8 класса.
1.Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 23 июня 2015 года N 609;
- примерной программы по биологии;
- Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.М.:, Дрофа, 2008,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся;
- Учебного плана МБОУ «Большеафанасовская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
- Положения о рабочей программе МБОУ «Большеафанасовская СОШ»
- Основной образовательной программы ООО МБОУ «Большеафанасовская СОШ»
2-3.Цели и задачи программы
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
4.Место предмета в учебном плане МБОУ «Большеафанасовская СОШ»
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов в год, 2 ч. в неделю
5. Уровень обучения - базовый
6.Форма организации учебного процесса, формы организации деятельности учащихся:
Фронтальное – формирование и укрепление классного коллектива. Обеспечивает привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении.
Индивидуальное – самостоятельная работа учащегося:
- работа с тестами;
- лабораторные работы;
- работа у доски.
Групповая – применяется для закрепления и повторения, изучения нового материала. Класс делится на группы, имеющих примерно одинаковую успеваемость и темп работы.
- Формы контроля:
Устный - беседа, описание, контрольные вопросы;
Письменный – тесты, рефераты;
Практический – лабораторные работы, практические работы
8.Форма промежуточной аттестации: выставление годовых оценок
9. Типы уроков:
- изучение нового материала
- комбинированный
-обобщающие уроки
10. Содержание программы.
Введение. Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. |
Происхождение человека. Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид. |
Строение и функции организма |
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. |
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. |
Регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Нервная система человека Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. Железы внутренней секреции (эндокринная система) Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. |
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. |
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. |
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений. |
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм |
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. |
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи. |
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. |
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. |
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. |
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. |
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. |
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни |
Учебно – тематическое планирование
№ | Наименование разделов (тем) | Кол-во часов | Проверочные работы | форма |
1 | Введение. | 2 | ||
2 | Происхождение человека. | 3 | ||
3 | Общий обзор организма | 1 | ||
4 | Клеточное строение организма. Ткани. Лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения тканей | 3 | ||
5 | Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций | 10 | ||
6 | Система опоры и движения. Лабораторная работа «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц», «Изучение внешнего вида отдельных костей. | 7 | ||
7 | Внутренняя среда организма. | 3 | ||
8 | Кровеносная и лимфатическая системы организма Лабораторная работ: «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки, «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений», | 5 | ||
9 | Дыхательная система. Лабораторная работа «Определение частоты дыхания». | 5 | ||
10 | Пищеварительная система. Лабораторная работа «Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал» | 5 | ||
11 | Обмен веществ и энергии | 3 | ||
12 | Выделение. | 2 | ||
13 | Покровные органы. Теплорегуляция | 3 | ||
14 | Анализаторы. Лабораторная работа «Изучение изменения размера зрачка» | 5 | ||
15 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 6 | ||
16 | Индивидуальное развитие организма | 3 | ||
17 | Человек и окружающая среда | 3 | 1 | тестирование |
11.Требования к уровню подготовки обучающихся
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
12. Оценка качества знаний обучающихся по биологии
Оценивание устного ответа учащегося:
«5»: полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
· чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
· для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
· ответ самостоятельный.
«4»: раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, опытов.
«3»: усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
· не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие;
· не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
· допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
«2»: основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Оценка умений ставить опыты
«5»: правильно определена цель опыта;
· самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
· научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
«4»: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;
· 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
· в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
«3»: правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
· допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
«2» не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
· допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Оценка умений проводить наблюдения (учитывается правильность проведения; умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах).
«5»: правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.
«4»: правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;
· допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
«3»: допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя;
· при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.
«2»: допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя;
· неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка тестовых работ
Перевод качественной оценки в отметку по 4-балльной шкале осуществляется по следующей схеме:
Качество освоения программы | Отметка в балльной шкале |
90-100% 70-89% 50-69% меньше 50% | «5» «4» «3» «2» |
«5»: учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
· допустил не более 2% неверных ответов.
«4»: ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
«3»: учащийся выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
· если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
«2»: работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
· работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
13.Учебно методическое обеспечение
учебник:
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
1. Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. – М. Акварель, 1998.
2.
- Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. – М.: Мнемозина, 1998
3. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,
4. Журнал «Биология в школе»
Список рекомендуемый дополнительной литературы для учащихся:
1.Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
2. Журнал «Биология для школьников». "
3. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"
Электронные издания:
1.Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
2.1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
4.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы:
Календарно - тематическое планирование по биологии для 8 класса
№ урока | Тема урока | кол-во часов | Дата проведения | ||
План | факт | ||||
Введение. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | 1 | 3.09 | |||
Становление наук о человеке. | 1 | 7.09 | |||
Происхождение человека Систематическое положение человека | 1 | 10.09 | |||
Историческое прошлое людей | 1 | 14.09 | |||
Расы человека | 1 | 17.09 | |||
Организм человека и его строение. Общий обзор организма человека | 1 | 21.09 | |||
Строение и химический состав клетки | 1 | 24.09 | |||
Физиология клетки | 1 | 28.09 | |||
Ткани. Типы тканей и их свойства. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп» | 1 | 1.10 | |||
Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций. Регуляция функций в организме | 1 | 5.10 | |||
Общий план строения нервной системы и ее функции | 1 | 8.10 | |||
Рефлекторный принцип работы нервной системы | 1 | 12.10 | |||
Центральная нервная система. Спинной мозг, его строение и функции | 1 | 15.10 | |||
Головной мозг. Строение и функции. Лабораторная работа №2 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» | 1 | 19.10 | |||
Головной мозг. Строение и функции | 1 | 22.10 | |||
Периферическая нервная система. Лабораторная работа №3 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении» | 1 | 26.10 | |||
Железы внутренней секреции и гормоны. | 1 | 29.10 | |||
Нарушение нервно-гуморальной регуляции. | 1 | 9.11 | |||
Обобщающий урок «Железы внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция» | 1 | 12.11 | |||
Система опоры и движения. Строение, состав и свойства костей, типы их соединения. Лабораторная работа №4 «Микроскопическое строение кости» | 1 | 16.11 | |||
Скелет человека. Особенности скелета, связанные с прямохождением. | 1 | 19.11 | |||
Первая помощь при повреждении скелета. | 1 | 23.11 | |||
Мышцы, их строение и функции. Лабораторная работа №5 «Мышцы человеческого тела» | 1 | 26.11 | |||
Работа мышц. Управление движением. Утомление. Лабораторная работа №6 «Утомление при статической и динамической работе | 1 | 30.11 | |||
Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения. Лабораторная работа №7 «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия» | 1 | 3.12 | |||
Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» | 1 | 7.12 | |||
Внутренняя среда организма. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. | 1 | 10.12 | |||
Строение и функции эритроцитов. Группа крови. Переливание крови. Лабораторная работа №8 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» | 1 | 14.12 | |||
Лейкоциты. Иммунитет. | 1 | 17.12 | |||
Органы кровообращения. Круги кровообращения. | 1 | 21.12 | |||
Строение сердца. Работа сердца. | 1 | 24.12 | |||
Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Лимфообращение. Лабораторная работа №9. «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Лабораторная работа №10 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» | 1 | 11.01 | |||
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Опыты, выясняющие природу пульса. Лабораторная работа №11 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | 1 | 14.01 | |||
Первая помощь при кровотечениях. | 1 | 18.01 | |||
Дыхание. Строение и функции органов дыхания. | 1 | 21.01 | |||
Дыхательные движения, их регуляция. Лабораторная работа №12 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе» | 1 | 25.01 | |||
Газообмен в легких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание. | 1 | 28.01 | |||
Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания. | 1 | 1.02 | |||
Обобщающий урок по теме «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систем» | 1 | 4.02 | |||
Пищеварение. Питание и пищеварение. | 1 | 8.02 | |||
Пищеварение в полости рта. Глотание. Лабораторная работа №13 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 1 | 11.02 | |||
Пищеварение в желудке. Исследование И.П. Павлова в области пищеварения. | 1 | 15.02 | |||
Пищеварение в кишечнике. Всасывание. | 1 | 18.02 | |||
Гигиена питания. | 1 | 22.02 | |||
Обмен веществ и энергии. Общая характеристика обмена веществ. Обмен жиров, углеводов, белков, воды и минеральных веществ. Лабораторная работа №14 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» | 1 | 25.02 | |||
Витамины. | 1 | 1.03 | |||
Нормы питания. Лабораторная работа №15 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат» | 1 | 4.03 | |||
Выделение. Строение и функции почек. | 1 | 8.03 | |||
Образование мочи. Регуляция мочеобразования. | 1 | 11.03 | |||
Кожа. Строение и значение кожи. | 1 | 15.03 | |||
Терморегуляция организма. Закаливание. | 1 | 18.03 | |||
Гигиена кожи, одежды и обуви. | 1 | 29.03 | |||
Сенсорные системы организма. Значение органов чувств. Анализаторы. | 1 | 1.04 | |||
Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. | 1 | 5.04 | |||
Зрительное восприятие. Гигиена зрения. Лабораторная работа №16 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» | 1 | 8.04 | |||
Строение и функции органа слуха. | 1 | 12.04 | |||
Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса. | 1 | 15.04 | |||
Основы учения о высшей нервной деятельности. Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения. Лабораторная работа №17 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа» | 1 | 19.04 | |||
Врожденные и приобретенные программы поведения. | 1 | 22.04 | |||
Речь и мышление. Познавательные процессы. | 1 | 26.04 | |||
Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа №18 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом» | 1 | 29.04 | |||
Биологические ритмы. Сон и сновидения. | 1 | 3.05 | |||
Личность. Характер. Темперамент. | 1 | 6.05 | |||
Индивидуальное развитие человека. Размножение в органическом мире. | 1 | 10.05 | |||
Оплодотворение. Беременность. Развитие зародыша и плода. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | 1 | 13.05 | |||
Развитие человека после рождения. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции передающиеся половым, путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика | 1 | 17.05 | |||
Итоговое контрольное тестирование работа. | 1 | 20.05 | |||
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. | 1 | 24.05 | |||
Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. | 1 | 27.05 | |||
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни | 1 | 31.05 |
Лист изменений в календарно-тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 6 класс, по учебнику Н.Я. Виленкина, 5 часов в неделю
Рабочая программа по математике 6 класс, по учебнику Н.Я.Виленкина, 5 часов в неделю.Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, учебно -методический комплект, критерии оценивания знаний ...
Рабочая программа по математике. 6 класс. Н.Я. Виленкин и др. (6 часов в неделю)
Рабочая программа по математике. 6 класс. Н.Я. Виленкин и др. (6 часов в неделю)...
Рабочая программа по алгебре 9 класс, по УМК Макарычев и др., 4 часа в неделю
Рабочая программа для 9 класса по учебнику Макарычева, 4 часа в неделю...
Рабочая программа по алгебре 10 класс профильный уровень по учебнику Мордковича ( 4 часа в неделю)
Рабочая программа по алгебре 10 класс профильный уровень по учебнику Мордковича( 4 часа в неделю)...
Рабочая программа по математике 4 класс 8 вид(обучение на дому) 2 часа в неделю
Настоящая программа составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общераз...
Рабочая программа по биологии для 6 класса. ФГОС . Пасечник В.В. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии для 6 класса в соответствии с ФГОС, рассчитана на 2 часа в неделю....
ФГОС Рабочая программа по биологии 10 класс УМК В.В.Пасечник 2018г 3 часа в неделю
Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Ба...